Конвенция о правах человека пенсионные права

Информация об изменениях:

Протоколом N 14 от 13 мая 2004 г. в настоящую Конвенцию внесены изменения

Конвенция
о защите прав человека и основных свобод
(Рим, 4 ноября 1950 г.)

С изменениями и дополнениями от:

21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г., 13 мая 2004 г.

ГАРАНТ:

См. резюме к настоящему документу (по состоянию на 30 декабря 2003 г.) (текст предоставлен Правовым управлением Государственной Думы ФС РФ)

См. статус настоящей Конвенции

См. Протокол N 1 к настоящей Конвенции (Париж, 20 марта 1952 г.)

Согласно ст. 5 Протокола, его статьи 1 - 4 являются дополнительными статьями к настоящей Конвенции

См. Протокол N 2 к настоящей Конвенции "О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения" (Страсбург, 6 мая 1963 г.)

Согласно ст. 5 Протокола, его статьи 1 - 4 считаются неотъемлемой частью Конвенции с даты вступления Протокола в силу

См. Протокол N 4 к настоящей Конвенции "Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол N 1 к ней" (Страсбург, 16 сентября 1963 г.)

Согласно ст. 6 Протокола, положения его статей 1 - 5 являются дополнительными статьями к настоящей Конвенции

См. Протокол N 6 к настоящей Конвенции "Относительно отмены смертной казни" (Страсбург, 28 апреля 1983 г.)

Согласно ст. 6 Протокола, положения его статей 1 - 5 являются дополнительными статьями к настоящей Конвенции

При присоединении к настоящей Конвенции, Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу N 6

См. Протокол N 7 к настоящей Конвенции (Страсбург, 22 ноября 1984 г.)

Согласно ст. 7 Протокола, положения его статей 1 - 6 являются дополнительными статьями к настоящей Конвенции

См. Протокол N 9 к настоящей Конвенции (Рим, 6 ноября 1990 г.) (отменен)

См. Протокол N 10 к настоящей Конвенции (Страсбург, 25 марта 1992 г.) (не действует)

См. Протокол N 11 к настоящей Конвенции "О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией" (Страсбург, 11 мая 1994 г.)

См. Протокол N 12 к настоящей Конвенции (Рим, 4 ноября 2000 г.)

См. Протокол N 13 к настоящей Конвенции относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах (Вильнюс, 3 мая 2002 г.)

См. Протокол N 14 к настоящей Конвенции, дополняющий контрольную систему Конвенции (Страсбург, 13 мая 2004 г.)

См. Протокол N 15, вносящий изменения в настоящую Конвенцию (Страсбург, 24 июня 2013 г.). Протокол не вступил в силу

См. Протокол N 16 к настоящей Конвенции (Страсбург, 2 октября 2013 г.)

См. Правовые позиции Конституционного Суда РФ от 26 февраля 2019 г. по некоторым вопросам взаимоотношений настоящий Конвенции и Конституции РФ

Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы,

принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года,

учитывая, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и осуществление провозглашенных в ней прав,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является защита и развитие прав человека и основных свобод,

подтверждая свою глубокую приверженность основным свободам, которые являются основой справедливости и всеобщего мира и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны, подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим пониманием и соблюдением прав человека, которым они привержены,

преисполненные решимости, как Правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации,

согласились о нижеследующем:

Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)

Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями

Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г.

Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г.

Текст Конвенции в редакции Протокола N 11 опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., N 2, ст. 163, в Бюллетене международных договоров, март 2001 г., N 3

Официальный перевод на русский язык приводится в редакции Собрания законодательства Российской Федерации

Текст Конвенции с изменениями, внесенными протоколами NN 3, 5, 8, опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., N 20, ст. 2143, в Бюллетене международных договоров, июль 1998 г., N 7, в сборнике "Действующее международное право" т. 2

В настоящую Конвенцию внесены изменения:

Протокол N 15 (Страсбург, 24 июня 2013 г.)

Протокол не вступил в силу

Протокол N 14 (Страсбург, 13 мая 2004 г.)

Изменения вступили в силу 1 июня 2010 г.

Протокол N 11 (Страсбург, 11 мая 1994 г.)

Изменения вступили в силу для РФ 1 ноября 1998 г.

На международном уровне принимаются регламентирующие и рекомендательные документы (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других организаций). Среди них можно выделить Всеобщую декларацию прав человека и гражданина, которая закрепляет право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и др.; провозглашает, что пенсии, пособия, другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума; требует от государств, ее подписавших, развивать систему социального страхования и обеспечения, обеспечивать защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, граждан, отбывавших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке (27); декларирует право каждого человека на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения (ст. 25).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признает право на социальную защиту: охрану и помощь семье — охрана материнства в течение периода до родов и после родов (предоставление оплачиваемого отпуска с достаточными пособиями), защита детей от экономической и социальной эксплуатации (ст. 10); на достаточный жизненный уровень — достаточное питание, одежду, жилище, непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11); право на достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12); социальное страхование.

Конвенция о правах ребенка: закрепляет социально-экономический, правовой статус ребенка; устанавливает возрастной критерий (18 лет), до достижения которого человек признается ребенком; признает за каждым ребенком право пользоваться системой социальной защиты, право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного, социального развития ребенка; право на имя, гражданство, заботу со стороны родителей, право на защиту от всех форм дискриминации; право ребенка на образование, профессиональную подготовку, медицинское обслуживание, восстановление здоровья (в случае необходимости); право на свободу мысли, совести, религии, создание ассоциаций, участие в мирных собраниях, защиту от любых посягательств на его честь и достоинство.

Европейская социальная хартия декларирует:

1) комплекс прав, относящихся к трудовым отношениям — право на труд, справедливые условия труда, вознаграждение и др.;

2) право на охрану здоровья;

3) право на образование;

4) право на защиту материнства и детства;

5) право на социальную защиту — достойный образ жизни, предоставление всем членам общества равных возможностей, включая инвалидов, лиц пожилого возраста.

Европейский кодекс социального обеспечения:

- определяет минимальный уровень защиты, который государства должны предоставлять в связи с болезнью, безработицей, старостью, трудовым увечьем, профессиональными заболеваниями, материнством, инвалидностью и потерей кормильца, на содержание детей;

— раскрывает содержание традиционных форм социальной защиты населения: медицинского обслуживания, пособий но болезни, в случае трудового увечья, профессионального заболевания, семейных пособий по материнству, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Европейская конвенция о социальном обеспечении:

- закрепляет принципы: равенства граждан, договорившихся стран и лиц без гражданства; сохранения пособий независимо от места жительства;

- способствует развитию двусторонних и многосторонних соглашений между европейскими государствами.

Конвенция МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обслуживания":

- определяет нормы о видах, размерах, условиях предоставления социальной защиты (медицинская помощь, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца);

- рекомендует установить размеры предоставляемых выплат на уровне не ниже определенных норм (например, минимальный размер пенсии по старости должен составлять не менее 40% его предшествующего заработка).

Конвенция МОТ № 103 "Об охране материнства" требует от государств, ее принявших, установить продолжительность отпуска по беременности и родам не менее 12 недель. Размер денежного пособия по беременности и родам (ст. 4) не должен быть ниже 2/3 предшествующего заработка женщины3 (в России Федеральным законом от 19 мая 1995 г. гарантируется предоставление пособия по беременности и родам в размере 100% среднего заработка работающей женщины).

Конвенция МОТ № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" 1967 г. рекомендует установить минимальный размер пенсии по старости и по случаю потери кормильца на уровне 45% заработка, а пенсии по инвалидности — 50% заработка.

Конвенция МОТ№ 162 "О пожилых трудящихся" (1980) рекомендует предоставлять безработным предпенсионного возраста пособие по безработице при невозможности трудоустройства, выход на пенсию осуществлять по возможности с использованием гибкого пенсионного возраста и с предоставлением досрочной пенсии (ст. 32 российского Федерального закона "О занятости населения" предусматривает право на полную пенсию по старости людям (при наличии стажа работы), если причиной их увольнения стало сокращение численности или штата организации, не ранее чем за два года до выхода на пенсию).

Конвенция МОТ № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982), которая направлена на: сохранение прав на социальное обеспечение граждан государств, заключивших международный договор, а также беженцев и лиц без гражданства; признание прав на различные виды социального обслуживания; сохранение страховых взносов (согласно Соглашению от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения" учитывается стаж граждан, приобретенный ими в любом из государств Содружества, если они переехали в другую страну СНГ).

Конвенция МОТ от 20 июня 1983 г. № 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" направлена на реализацию социальной политики в отношении инвалидов, создание специальных служб по вопросам профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости инвалидов.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод


Страны — члены Совета Европы
Дата подписания 4 Ноября 1950 года
• место Рим
Вступление в силу 3 Сентября 1953 года
Стороны Страны-участники Совета Европы (47 стран)
Место хранения Архив Совета Европы
Языки Английский, Французский, Русский
Сайт human-rights-convention.org​ (англ.)
Аудио, фото и видео на Викискладе
Конвенция о защите прав человека и основных свобод в Викитеке

Конвенция о Защите Прав Человека и Основных свобод (Европейская Конвенция По Правам Человека (ЕКПЧ, Конвенция)) — международное соглашение между странами участниками Совета Европы (на момент 50-х) разработанное в 1950 году и вступившее в силу 3 Сентября 1953 года. [1] [2] [3] Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы каждого человека и обязывает государства, ратифицировавшие Конвенцию, гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав в виде Европейского Суда По Правам Человека (ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения Конвенции против подписавших её государства. Любой гражданин или житель страны Совета Европы, считающий, что его права и свободы, закреплённые какой-либо статьёй Конвенции, были нарушены, имеет возможность обратиться в ЕСПЧ [4] , если соответствующая статья была ратифицирована государством, которое обвиняется в нарушении прав.

Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года. [ цитата не приведена 188 дней ] В России Конвенция и протоколы к ней ратифицирована и действуют с Марта1998 года [5] [6] [7] [8] , протоколы 6, [9] 12, [10] 13 [11] и 16 [12] по состоянию на 2018 год остаются не ратифицированными.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Статьи
    • 2.1 Статья 1 – Обязанность уважать Права Человека
    • 2.2 Раздел 1 - Права и Свободы
      • 2.2.1 Статья 2 – Право на жизнь
      • 2.2.2 Статья 3 – Запрещение пыток
      • 2.2.3 Статья 4 – Запрещение рабства и принудительного труда
      • 2.2.4 Статья 5 – Право на свободу и личную неприкосновенность
      • 2.2.5 Статья 6 – Право на справедливое судебное разбирательство
      • 2.2.6 Статья 7 – Наказание исключительно на основании закона
      • 2.2.7 Статья 8 – Право на уважение частной и семейной жизни
      • 2.2.8 Статья 9 – Свобода мысли, совести и религии
      • 2.2.9 Статья 10 – Свобода выражения мнения
      • 2.2.10 Статья 11 – Свобода собраний и объединений
      • 2.2.11 Статья 12 – Право на вступление в брак
      • 2.2.12 Статья 13 – Право на эффективное средство правовой защиты
      • 2.2.13 Статья 14 – Запрещение дискриминации
      • 2.2.14 Статья 15 –Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях
      • 2.2.15 Статья 16 – Ограничение на политическую деятельность иностранцев
      • 2.2.16 Статья 17 – Запрещение злоупотреблений правами
      • 2.2.17 Статья 18 – Пределы использования ограничений в отношении прав
    • 2.3 Раздел 2 – Европейский Суд По Правам Человека
      • 2.3.1 Статья 34 – Индивидуальные жалобы
  • 3 Протоколы к Конвенции
    • 3.1 Протокол № 1 – Собственность, образование, выборы и юрисдикция
      • 3.1.1 Статья 1 – Защита собственности
      • 3.1.2 Статья 2 – Право на образование
      • 3.1.3 Статья 3 – Право на свободные выборы
      • 3.1.4 Статья 5 – Соотношение с Конвенцией
    • 3.2 Протокол № 4 – Свобода передвижения, высылка и лишение свободы за долги
    • 3.3 Протокол № 6 – Ограничения в смертной казни
    • 3.4 Протокол № 7 – Высылка иностранцев, компенсация за ложное обвинение и семья
    • 3.5 Протокол № 12 – Дискриминация
    • 3.6 Протокол № 13 – Абсолютный запрет на смертную казнь
    • 3.7 Протокол № 14bis
    • 3.8 Протокол № 14 – Улучшение эффективности ЕСПЧ
    • 3.9 Протокол № 15 – Поддержание эффективности ЕСПЧ, судьи
    • 3.10 Протокол № 16 – Консультации национальных судов с ЕСПЧ
  • 4 Участники Конвенции
    • 4.1 Россия
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История создания

Отправной точкой возникновения Конвенции стала всеобщая декларация прав человека после второй мировой войны принятая в 1948 году после Второй Мировой Войны. [13]

Статьи

Конвенция имеет особую Статью 1, три раздела и дополнительные протоколы к ней. Первый оговаривает Права и Свободы Человека (статьи 2 - 18), второй устанавливает Европейский Суд По Правам Человека (статьи 19 - 51) третий оговоривает другие, не перечисленные в первых двух, положения. [14] [15] Протоколы (№ 2, 3, 5, 8, 9, 10, 11, 14бис (утратил силу после вступления в силу протокола № 14) и № 14), прилагаемые к Конвенции, посвящены изменениям в порядке деятельности ЕСПЧ. Протокол № 15 остаётся не вступившим в силу (по состоянию на 2015 год).

Статья 1 – Обязанность уважать Права Человека

Первая статья обязывает все страны и государства подписавшие Конвенцию уважать и соблюдать перечисленные ею первом разделе Права Человека [15] :


Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции. [16]

Раздел 1 - Права и Свободы

Статья 2 – Право на жизнь

Статья 3 – Запрещение пыток

Статья запрещает пытки и «бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание». [15] [18]

Статья 4 – Запрещение рабства и принудительного труда

Статья запрещает нахождение или содержание в рабстве, рабский или принудительный труд, а также оговаривает исключения из этой статьи [15] [19] . Согласно статье, ««принудительный» или «обязательный труд» не включает в себя»: работу лиц находящихся в заключении (или условно освобождённое от такового) при соблюдении 5 Статьи Конвенции; военную или альтернативной службу; службу обязательную при чрезвычайном положении или бедствии, угрожающего жизни или благополучию населения, а также работу являющуюся частью обычных гражданских обязанностей. [20]

Статья 5 – Право на свободу и личную неприкосновенность

Статья декларирует право на «личную неприкосновенность», а также декларирует исключительные случаи на основании закона, в которых государство имеет право лишать человека свободы. [15] [21]

Статья 6 – Право на справедливое судебное разбирательство

Статья обеспечивает подробности Права на Справедливое Судебное разбирательство, декларирует презумпцию невиновности и устанавливает минимальные права обвиняемого. [15] [22]

Статья 7 – Наказание исключительно на основании закона

Статья защищает право человека на свободу от наказания не предусмотренного законом в момент совершения вменяемого преступления, а также исключает применение статьи в случах преступлений против общепризнанных прав и свобод, даже если те не наказывались по местным законом в момент их совершения. [15] [23]

Статья 8 – Право на уважение частной и семейной жизни

Статья защищает право на личную и семейную жизнь, а также на тайну корреспонденции и условия вмешательства в настоящее право лишь на основании закона и в исключительных случаях. [15] [24]

См. Дело Романа Захарова (Zakharov v. Russia) [25] , [2015] ЕСПЧ (ECHR) — Большая Палата ЕСПЧ нашла Россию виновной в нарушении Статьи 8 Конвенции так как созданная ею система СОРМ не являлась достаточно прозрачной и оставляла ничем не ограниченную возможность получать без судебного решения доступ к информации о передвижении граждан.

Статья 9 – Свобода мысли, совести и религии

Статья защищает свободу человека выбирать, следовать или отказываться от религии или убеждений. Лично или в сообществе. Статья предусматривает ограничения на основании закона. [15] [26]

Статья 10 – Свобода выражения мнения

Статья декларирует право человека свободно выражать и придерживаться своего мнения, а также распространять информацию и идеи без какого-либо ограничения, а также оговаривает случаи, когда государства вправе устанавливать ограничения в части распространения информации посредством лицензирования либо иным способом установленном законом. [15] [27]

См. дело Кудешкина v. России [28] , [2009] ЕСПЧ (ECHR)

Статья 11 – Свобода собраний и объединений

Статья предусматривает право человека на мирное собрание и объединения и союзы с другими [15] [29] .

Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, за исключением предусмотренных законом «в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц» [29] .

Статья 12 – Право на вступление в брак

Статья декларирует право мужчин и женщин достигших брачного возраста, вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законом [15] [30] .

Статья 13 – Право на эффективное средство правовой защиты

Статья обязует государства (их правительства) обеспечить право на «эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве» в случая нарушения оговорённых настоящей Конвенций прав, свободы или иных обязательств. [15] [31]

Статья 14 – Запрещение дискриминации

Статья обязует государства применять оговорённые права без каких либо условностей. [15] [32]

Статья 15 –Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях

Статья 16 – Ограничение на политическую деятельность иностранцев

Статья 17 – Запрещение злоупотреблений правами

Статья 18 – Пределы использования ограничений в отношении прав

Статья запрещает применение ограничений, установленных статьями на перечисленные в Конвенции права, для целей отличных от тех, для которых оные были предусмотрены. [15] [33] В зависимости от статьи, использование ограничений государством должно быть предписано законом либо действовать только при определённых условиях. Статья 8 («Право на уважение частной и семейной жизни») Конвенции Пункт 2 к примеру прямо указывает, что вмешательство в частную или семейную жизнь возможно для государства, только в том случае, когда таковое предусмотрено законом и «необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц» [34] таким образом сужая возможности государств в применение таких ограничений. По утверждению палаты ЕСПЧ в деле «Гусинский п. России», Статья 18 применяется лишь в связке с нарушениями других статей и не является полностью самостоятельной статьей, которую могли бы нарушить государства. [35]

См. дело Гусинский v. России (Gusinsky v. Russia) [36] , [2004] ЕСПЧ (ECHR), один из первых случаев в истории дел против России, когда последняя была найдена виновной в нарушении 18 Статьи. [37] [38]

Раздел 2 – Европейский Суд По Правам Человека


Создание ЕСПЧ предусмотрено Статьей 19 Конвенции в качестве обеспечения соблюдения обязательств принятных на себя участниками Конвенции. [39] [40] Общее количество судей входящих в состав суда равно числу сторон подписавших Конвенцию [41] , которое по состоянию на 2018 год равно 47. [42] Каждый судья выбирается Парламентской Ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) из 3 кандидатов предоставленных каждым участником Ковенции простым большинством голосов [43] . Срок работы судьи не превышает 9 лет.

Статья 34 – Индивидуальные жалобы

Статья оговаривает право любого человека на подачу от своего или лица своего представителя жалобы против государства на нарушенные права Конвенции, а также прямо запрещает как-либо препятствовать этому праву. Любая жалоба должна быть подана в соответствии с условиями приемлемости жалобы согласно Статье 35 («Условия приемлемости [жалобы]») [15] [44]

Протоколы к Конвенции

Протокол № 1 – Собственность, образование, выборы и юрисдикция

Статья 1 – Защита собственности

См. дело «ЮКОС v. России» [46] [47] , [2014] ЕСПЧ (ECHR)

Статья 2 – Право на образование

Статья 3 – Право на свободные выборы

Статья предусматривает право на свободные выборы

Статья 4 – Территориальная сфера действия

Статья 5 – Соотношение с Конвенцией

Протокол № 4 – Свобода передвижения, высылка и лишение свободы за долги

  • Статья 1. Запрещение лишения свободы за долги
  • Статья 2. Свобода передвижения
  • Статья 3. Запрещение высылки граждан
  • Статья 4. Запрещение коллективной высылки иностранцев

Протокол № 6 – Ограничения в смертной казни

  • Статья 1. Отмена смертной казни (ограничена мирным временем)

Протокол № 7 – Высылка иностранцев, компенсация за ложное обвинение и семья

  • Статья 1. Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев
  • Статья 2. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции
  • Статья 3. Компенсация в случае судебной ошибки
  • Статья 4. Право не быть судимым или наказанным дважды
  • Статья 5. Равноправие супругов.

Протокол № 12 – Дискриминация

  • Статья 1. Общее запрещение дискриминации

Протокол № 13 – Абсолютный запрет на смертную казнь

  • Статья 1. Отмена смертной казни

Протокол № 14bis

Протокол перестал действовать и был заменён протоколом № 14 от 2010 года. [48]

Протокол № 14 – Улучшение эффективности ЕСПЧ

Протокол предполагался для «улучшения эффективности» работы ЕСПЧ. [49] [50] [51] [52]

Протокол № 15 – Поддержание эффективности ЕСПЧ, судьи

Протокол сокращает временной период в течении которого возможно обращения в ЕСПЧ (считая от момента получения решения национального суда) с 6 до 4 месяцев, [53] а также подчёркивает в преамбуле принцип субсидиарности [54] при обращении в ЕСПЧ, согласно которому, последний в праве отклонить жалобу в порядке Статьи 35 («Условия приемлемости [жалобы]») Пункта 3 Конвенции если заявитель проигнорировал (не обращался в) национальные суды. Протокол был ратифицирован Россией в Сентябре 2017 года. [55] [56]

Протокол № 16 – Консультации национальных судов с ЕСПЧ

Протокол стал результатом дебатов в ПАСЕ в 2013 году [57] [58] и подразумевает возможность для верховных судов («highest courts») получать консультации и советы на предмет применения или интерпретации (толкования) тех или иных прав у ЕСПЧ, тем самым улучшая взаимодействие последнего с национальными судами. [58]

Участники Конвенции

Россия

Россия ратифицировала Конвенцию 30 марта 1998 г. [59] . Протоколы 6, [9] 12, [10] 13 [11] и 16 [12] к Конвенции остаются не ратифицированными.

В середине XX века в странах Европы остро стоял вопрос о защите прав человека и основных свобод человека. Последствия потрясений, вызванных конфликтом, нужно было срочно исправить. Также важно было прийти к единому механизму контроля за соблюдением общих решений. Этого можно было добиться только совместными усилиями.

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод
  2. Страны, подписавшие Конвенцию
  3. Основные права и свободы человека
  4. Права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность
  5. Равенство всех перед справедливым судом
  6. Запрещение рабства, пыток и принудительного труда
  7. Свободное выражение мыслей, выбор религии
  8. Запрещение злоупотребления правами и дискриминации
  9. Право на вступление в брак и уважение личной и семейной жизни
  10. Европейский суд по правам человека
  11. Компетенция суда
  12. Порядок рассмотрения дел


Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Документ, регламентирующий привилегии человека в правовом поле, это Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод человека(1950 год).

В Конвенции 3 раздела, она состоит из 59 статей:

  • в разделе I описываются общегражданские права и обязанности человека;
  • в разделе II идет речь о Европейском Суде по правам человека, описываются его состав и деятельность;
  • третий раздел посвящен общим действующим нормам.

Страны, подписавшие Конвенцию

Государства — участники Совета Европы по умолчанию подписывают обязательство соблюдать нормы, установленные Конвенцией. Новые страны, которые вступают в Совет, обязаны в течение одного года присоединиться к выполнению.

В настоящее время количество стран, взявших на себя обязательства, составляет 47 государств. Не все страны — участники можно целиком отнести к европейским, например, Турция или Грузия частично расположены в Европе, частично в Азии.

Россия присоединилась к исполнению Конвенции в 1998 году.

В нашей стране действует еще один международный документ — Пакт о правах.

Основные права и свободы человека

Привилегии, данные человеку в мире согласно нормам документа, прописаны в разделе I. Рассмотрим подробнее содержание раздела:


Права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

Нельзя лишить человека жизни, не имея для этого законных предпосылок. Исключением к этому может быть самозащита, исполнение законно вынесенного приговора судебных органов или подавление бунта.

Во исполнение защиты права на жизнь государства также берут на себя обязательства:

  • проводить миролюбивую внешнюю политику;
  • избегать вооруженных конфликтов;
  • вести работу по предотвращению террористических атак.

Лишить человека свободы разрешается только на законных основаниях. При этом заключенному должны быть доведены причины, по которым его лишили свободы на понятном ему языке.

Любой человек, который попал под арест незаконно, может обратиться за компенсацией нанесенного вреда.

Равенство всех перед справедливым судом

Человеку, у которого возникла потребность обратиться в судебные органы, должно быть гарантировано:

  • публичное рассмотрение независимым и беспристрастным судом его дела;
  • главенство принципа «невиновен, пока не доказали обратного».
  • возможность представлять самостоятельно или через специального помощника свои интересы;
  • бесплатные услуги переводчика, если он не владеет языком, на котором проводится судебный процесс;
  • время и возможности, чтобы подготовить защиту своей позиции по делу.


Запрещение рабства, пыток и принудительного труда

Человека нельзя заставлять трудиться во благо другого человека, если он сам этого не пожелает. Соответственно, любой труд должен быть оплачен.

К категории принудительного труда не относятся:

  • обязательная военная служба или гражданская, которой ее можно заменить в отдельных случаях;
  • работа заключенного в тюрьме;
  • работа, которая относится к гражданским обязанностям человека.

Каждый человек признается личностью. Нельзя безнаказанно унижать человека, причинять ему физические увечья или истязать. Нет исключений, которые бы допускали такие действия даже в исключительных случаях.

Свободное выражение мыслей, выбор религии

Люди выбирают религию, следуя своим внутренним побуждениям. Они могут изменить свое вероисповедание только по своему собственному желанию. Каждый может почитать своего бога так, как он считает нужным. Здесь есть оговорка, что это правило действует, если это не причиняет вред другим людям.

Человек имеет право излагать свое мнение и получать информацию из источников не только в своей стране, но и из других государств.

Ограничить это право можно:

  • когда нужно защитить безопасность, здоровье или нравственность общества;
  • когда речь идет о чиновниках или людях, служащих в армии;
  • когда речь идет об иностранных гражданах.

Запрещение злоупотребления правами и дискриминации

Запрещение дискриминации по какому бы то ни было признаку – важное положение Конвенции, к исполнению которого стремится современное общество. Человек должен иметь возможность реализовывать свои права независимо от того, к какому народу он принадлежит, какое его благосостояние, пол, раса или национальность.

Никакая группа людей, страна или группа стран не могут заниматься деятельностью, которая препятствует соблюдению Конвенции.


Право на вступление в брак и уважение личной и семейной жизни

Никто не имеет право заставлять другого вступать в брак без согласия. Нельзя принуждать к браку лиц, не достигших брачного возраста.

У человека есть право на личные тайны, куда нельзя вмешаться без достаточных законных обстоятельств и причин.

Личная переписка может быть подвергнута досмотру:

  • если ее содержимое может угрожать безопасности других людей;
  • если есть подозрения на причастность к преступной или террористической деятельности гражданина.

Нельзя нарушать границы жилища, либо другой собственности человека без соответствующего законного разрешения, выданного судебными органами.

Европейский суд по правам человека

Организация, отвечающая за истолкование и реализацию Конвенции – Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Свою работу он начал с принятия Конвенции. С 1998 года является главным механизмом по соблюдению ее гарантий.Штаб — квартира располагается в Страсбурге.

Компетенция суда

  • обеспечить исполнение норм;
  • принимать в работу жалобы, поданные в соответствии с положениями Конвенции;
  • вынести решение, имел место факт нарушения или нет.

Выводы ЕСПЧ не могут повлиять на решение суда, где рассматривалось дело истца.


Порядок рассмотрения дел

Так как Россия присоединилась к выполнению Конвенции, каждый может обратиться в ЕСПЧ, если думает, что его права нарушаются.

При этом должны соблюдаться условия:

  • жаловаться можно только на ущемление норм, названных в Конвенции;
  • только потерпевший лично может оформить жалобу;
  • срок подачи жалобы не должен превышать полгода после решения суда внутри страны, где проживает истец;
  • под рассмотрение могут попасть только нарушения после 1998 года (после присоединения нашей страны к Конвенции);
  • если все законные методы разрешения ситуации истца уже использованы.

В случае возникновения споров относительно компетенции суда ЕСПЧ имеет полномочия решить такой вопрос самостоятельно.

К настоящему времени все решения и рекомендации ЕСПЧ обязательно исполнялись странами – участницами. Неисполнение решения грозит нарушителю серьезными мерами, вплоть до исключения.

Сложные проблемы решаются только вместе. Поэтому страны Европы, объединившись, создали эффективный орган в борьбе с нарушениями в правовой сфере. ЕСПЧ является судом, в который обращаются, если в родной стране доказать свою правоту нет возможности.

Из ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами Российской Федерации в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации играют важную роль в правовом регулировании социального обеспечения в Российской Федерации.

Международные правовые акты, регламентирующие социальное обеспечение, можно разделить на четыре группы. В первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые Организацией Объединенных Наций – ООН (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 п, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.), во вторую – акты специализированных организаций (Всемирной организации здравоохранения. Международной организации труда), в третью – акты регионального характера (заключенные в рамках Совета Европы, СНГ), в четвертую – двусторонние международные договоры и соглашения Российской Федерации.

Говоря об актах, составляющих первую группу, необходимо отметить, что Всеобщая декларация прав человека провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение, закрепила принципы его предоставления. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах также признается право на социальное обеспечение, гарантируется достаточный жизненный уровень.

Конвенция ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", принятая 18 декабря 1979 г., предусмотрела права женщин на оплачиваемые отпуска по беременности и родам, на соответствующее обслуживание в период беременности, родов, в послеродовой период, на семейные пособия, иные социальные пособия.

Конвенция ООН "О правах ребенка", принятая 20 ноября 1989 г., провозгласила право каждого ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, благами социального обеспечения.

Декларация ООН "О правах инвалидов" от 9 декабря 1975 г. закрепляет понятие "инвалид", права инвалидов на медицинское лечение, восстановление здоровья и положения в обществе, на удовлетворительный уровень жизни.

Актом ООН от 16 декабря 1991 г. зафиксированы Принципы в отношении пожилых людей: провозглашены их права на независимость, участие, уход, реализацию внутреннего потенциала, достоинство. Нормы этого документа направлены на го, чтобы сделать жизнь лиц преклонного возраста полнокровной.

Конвенция ООН "О правах инвалидов" от 13 декабря 2006 г. нацелена на защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод. Конвенция закрепила принципы уважения особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества, равенства возможностей, доступности, равенства мужчин и женщин, уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и права детей- инвалидов сохранять свою индивидуальность.

В международных актах первой группы не только закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, но и определяется тот уровень жизни, который ему должен гарантироваться. По существу, это тот социально минимальный уровень, который включает в себя все необходимое для обеспечения здоровья и благосостояния человека и его семьи. Вместе с тем эти акты содержат перечни всех социальных рисков, защиту от наступления которых призвано гарантировать государство [1] .

Разговор об актах, входящих во вторую группу следует начать с актов Международной организации труда (далее – МОТ), которая уделяет значительное внимание вопросам социального обеспечения и охраны здоровья работников. Нормотворчество является важнейшей функцией этой организации. Ценность актов МОТ состоит также в том, что они закрепляют достаточно эффективный контрольный механизм, включающий в себя регулярный контроль на основе докладов правительств и контроль, базирующийся на направлении представлений и жалоб [2] .

Конвенция МОТ от 28 июня 1952 г. № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает право подлежащих обеспечению лиц на отдельные виды социального обеспечения: оказание медицинской помощи (разд. II), предоставление пособия по болезни (разд. III), пособия по безработице (разд. IV), пособия по старости (разд. V), пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания (разд. VI), семейных пособий (разд. VII), пособия по беременности и родам (разд. VIII), пособия по инвалидности (разд. IX), пособия по случаю потери кормильца (разд. X). Конвенция не только перечисляет виды социального обеспечения, но и определяет основные условия их предоставления и размеры.

Конвенция МОТ от 22 июня 1962 г. № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" определила направление социальной политики – достижение благосостояния и развитие населения а также поощрение стремления людей к социальному прогрессу, повышению жизненного уровня. Государства обязуются принимать меры для обеспечения независимым производителям и наемным работникам условий, которые дадут им возможность повысить свой жизненный уровень собственными усилиями и обеспечат поддержание прожиточного минимума.

28 июня 1962 г. была принята Конвенция МОТ № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения". Государства, ратифицировавшие данную Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, ее подписавшего, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну' или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

Конвенция МОТ от 29 июня 1967 г. № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" содержит условия и размеры предоставления указанных пособий (пенсий).

Конвенция МОТ от 25 июня 1969 г. № 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни" закрепляет право на медицинскую помощь, определяет ее содержание (общая врачебная помощь, помощь, оказываемая специалистами стационарным или амбулаторным больным вне больницы, отпуск медикаментов, госпитализация, зубоврачебная помощь, медицинское восстановление, протезирование), условия и размеры материального обеспечения работников по болезни, называет страховые случаи.

Конвенции МОТ регламентируют и вопросы охраны здоровья лип, занимающихся отдельными видами деятельности. В частности, Конвенция МОТ от 29 июня 1946 г. № 73 "О медицинском освидетельствовании моряков" закрепляет положение о том, что лицо не может быть принято на работу на судне без удостоверения, подписанного врачом, подтверждающего пригодность к работе в море. Медицинское удостоверение должно подтверждать: что слух и зрение лица, а для лиц, которые должны работать на палубе (исключая некоторых специалистов, пригодность которых к выполняемой ими работе не снижается от неспособности различать цвета), их способность различать цвета являются вполне удовлетворительными; что лицо не страдает какой-либо болезнью, способной обостриться в результате службы в море или сделать его непригодным к такой службе или угрожать здоровью других лиц на борту. Конвенция МОТ от 9 октября 1946 г. № 77 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности" устанавливает, что ребенок моложе 18 лет принимается на работу, если в результате тщательного медицинского освидетельствования не будет установлено, что работа ему противопоказана. На протяжении всего времени работы ребенок находится под медицинским наблюдением (медицинское освидетельствование проводится не реже одного раза в год). При этом ни дети и подростки, ни их родители не несут расходов, связанных с медицинским освидетельствованием.

Помимо конвенций важное значение в области права социального обеспечения имеют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 "О сохранении прав в области социального обеспечения" (1983) и др. [3]

Ассамблея здравоохранения, как орган Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), имеет право принимать акты по вопросам, касающимся: санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней; номенклатуры болезней, причин смерти и практики общественного здравоохранения; стандартов диагностических методов исследования для их международного использования, стандартов в отношении безвредности, чистоты и силы действия биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле; рекламы и ярлыков биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле [4] .

Третья группа международных правовых актов представлена региональными актами Совета Европы и СНГ.

Европейская социальная хартия закрепляет обязанность государств создавать или поддерживать систему социального обеспечения на достаточно удовлетворительном уровне, добиваться постепенного выведения системы социального обеспечения на более высокий уровень, принимать меры по устранению причин нездоровья; предоставлять услуги консультационного и просветительского характера, направленные на укрепление здоровья и здорового образа жизни и на развитие чувства личной ответственности за свое здоровье; предотвращать эпидемические, эндемические и другие заболевания, а также несчастные случаи. Хартией также закреплены права на защиту несовершеннолетних детей, права работающих женщин, инвалидов на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реабилитацию, семьи (матерей, детей) – на социальную, правовую и экономическую защиту, право на охрану здоровья, социальное обеспечение, социальную и медицинскую помощь, услуги со стороны социальных служб.

Европейский кодекс социального обеспечения от 16 апреля 1964 г. регулирует предоставление медицинской помощи, выплат по болезни, безработице, старости, помощь в случае производственной травмы, помощи семьям – при наличии детей, помощи по беременности и родам, помощи по инвалидности, в случае смерти кормильца.

Большинство соглашений СНГ, касающиеся вопросов предоставления социального обеспечения, были заключены в 1990-е гг. Причиной столь активного взаимодействия государств – участников СНГ в тот период стали резко увеличившиеся с распадом СССР потоки переселенцев внутри Содружества и лиц, которые с целью получения заработка мигрировали по постсоветской территории, распавшейся на территории отдельных государств.

В общем виде вопросы социального обеспечения регламентируются Конвенцией СНГ 1995 г. "О правах и основных свободах человека". В Конвенции закреплено право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей. Чтобы человек мог эффективно реализовать право на социальную и медицинскую помощь, договаривающиеся стороны обязуются обеспечить любому лицу, которое не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, необходимую помощь, а в случае болезни – уход, необходимый в его состоянии. В целях обеспечения эффективного осуществления права матерей и детей на социальную и экономическую защиту государства – участники Конвенции должны принимать все надлежащие и необходимые меры в этом направлении, включая создание и содержание соответствующих институтов или служб. Россия ратифицировала данную Конвенцию Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. № 163-Φ3.

13 марта 1992 г. было заключено межправительственное Соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Данное Соглашение урегулировало порядок назначения пенсий гражданам, приобретшим право на пенсию после распада СССР на территории одного из государств – участников Соглашения, а также порядок пенсионного обеспечения в случае переселения пенсионера из одного государства- участника в другое, исчисления трудового стажа и заработка для назначения пенсий, подтверждения трудового стажа. Соглашение определило и основные направления сотрудничества компетентных органов сторон по его реализации.

Соглашение СНГ от 26 июня 1992 г. "О сотрудничестве в области охраны здоровья населения" посвящено разработке и осуществлению совместных программ по приоритетным и актуальным проблемам здравоохранения и медицинской науки; подготовке, использованию и повышению квалификации медицинских, научных и научно-педагогических кадров на основе согласованных квалификационных требований к выпускнику, специалисту; разработке и производству изделий медицинской техники, лекарственных, диагностических средств и иммунобиологических препаратов, в том числе разработке и утверждению согласованных стандартов, а также сотрудничеству в области регистрации, сертификации и контроля качества продукции медицинского назначения. В Соглашении отражены также вопросы развития фундаментальных и прикладных научных исследований в области экспериментальной, клинической и профилактической медицины в соответствии с потребностями охраны здоровья граждан; координации разработки санитарного законодательства, введения санитарно-гигиенических нормативов, организации и проведения иммунопрофилактики, мероприятий по санитарной охране территории; обмена медицинской и иной информацией по вопросам состояния здоровья населения, формирующих его факторов, основных показателей здравоохранения и оказываемой медицинской помощи; проведения мероприятий учебно-информационного и научного характера; расширения прямых связей между органами и учреждениями здравоохранения.

Соглашение СНГ от 9 сентября 1994 г. "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов" распространяется на все виды выплат гарантированной государственной социальной помощи семьям с детьми и алиментов, которые установлены или будут приняты национальным законодателем. Соглашением определяется, что гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим). Социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной стороны, находящихся на территории другой стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях – в порядке, предусмотренном для граждан стороны пребывания.

В рамках СНГ заключены и действуют также модельные (рекомендательные) законодательные акты, разрабатываемые межпарламентскими объединениями в рамках различных интеграционных образований, в частности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.

Прежде чем перейти к анализу двусторонних соглашений Российской Федерации, следует вернуться к положениям Конвенции МОТ "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения". Конвенция содержит два принципа, на которых должны базироваться двусторонние договоры и соглашения. Одним из основных вопросов социального обеспечения, нуждающихся в регламентации, является его финансирование. Статья 7 Конвенции гласит, что по взаимному соглашению между заинтересованными государствами расходы по выплате пособий по инвалидности, старости и случаю потери кормильца либо распределяются между соответствующими членами, либо их несет тот член, на территории которого проживает получатель. Иначе говоря, такими принципами являются принцип территориальности и принцип пропорциональности.

Основная отличительная особенность соглашений, построенных по принципу территориальности, состоит в том, что они предусматривают предоставление всех видов социального обеспечения, как страховых, так и не страховых, согласно законодательству государства, на территории которого проживает гражданин. На основе данного принципа построены следующие соглашения: Соглашение между Союзом

Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой от 24 декабря 1960 г. "О сотрудничестве в области социального обеспечения", Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 14 января 1993 г. "О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами своих государств", Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики "О пенсионном обеспечении" от 29 июня 1999 г. (ратифицировано Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 43-Φ3) и др.

На принципе пропорциональности в настоящее время построен только один международный правовой акт: Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания от 11 апреля 1994 г. "О социальном обеспечении". Тем не менее тенденция к заключению договоров, построенных по этому принципу, сохраняется. Так, в ст. 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики от 29 июня 1999 г. "О пенсионном обеспечении" содержится положение, обязывающее стороны подготовить к подписанию не позднее 1 января 2005 г. новую редакцию Соглашения, основанную на принципе распределения расходов на выплату пенсий в зависимости от продолжительности страхового (трудового) стажа, приобретенного указанными в настоящем Соглашении категориями лиц на территории государства каждой из сторон. До настоящего времени Соглашение не перезаключено.

Читайте также: