Пенсионный фонд какая отрасль права


Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач.

Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

Пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

- материальные и процедурные пенсионные отношения – по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

- тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлению средствами этих фондов.

Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения, может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике

Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

пенсий по возрасту;

пенсий по инвалидности;

пенсий по случаю потери кормильца;

пенсий за выслугу лет;

установления (назначения) пенсий.

Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; 3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: -

- пенсии за выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: -

- трудовая пенсия по возрасту;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет необходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

- период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.

Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);

физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);

географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Штраф в ПФ. Какая отрасль права?

    Здравствуйте. Ситуация следующая: предприниматель зарегистрировался 27.03.03, а в ПФ - 12.05.03г. На прошлой недели получает письмо с предложением добровольно уплатить штраф 5000 рублей за несвоевременную регистрацию в органах ПФР. Платить, понятно, не хочется.
    В связи с этим возникли вопросы:
    1. К какой отрасли права относится штраф, к администативной или налоговой? Какими НПА регулируется порядок рассмотрения нарушения и вынесения решения?
    2. Можно-ли избежать штрафа, мотивируя тем, что решение о привлечении вынесено в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности (его даже никто не вызывал), что нарушены сроки вынесения решения (насколько я знаю, оно было вынесено в декабре 2003)?

    1. нет однозначной позиции. Но порядок все равно из КоАП - в НК есть только обрывочные нормы (типа сроков привлечения).

    Статья 54 Конституции:
    2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

    С 1 .01.2004 сведения в ПФ подавать не надо и ответственности уже нет

    Donmike, отмена какой-то обязанности - не вполне эквивалентна устранению ответственности.

    2stas абсолютно согласен
    если под эквивалентностью понимать обратную связь.. в принципе вопрос больше теоретический, потому что:
    а) ответственность без обязанности существует только в уголовном праве,
    б) статья 27 Закона "Об обязательном пенсионном страховании.." прямо ссылается на ст.11, т.е. взаимосвязь обязанности и ответственности установлена в для данного конкретного случая в законе.

    А почему это вы решили, что в адмиистративном ее не существует? А в КоАП не нашел такого основания освоброждения от ответственности как "отмена обязанности за неисполнение которой установлена санкция".

    А в КОаПе этого не должно быть, достаточно и Конституции

    Что касается уголовного права. не раз встречался с точкой зрения, что наше уголовное право неправильное, тк ответственность есть, а обязанности нет. например, нигде не сказано, что запрещено убивать людей.
    С КОаПом все проще, тк большинство его статей следует из обязанностей, предусмотренных различными законами и Постановлениями.
    В данном конкретном случае речь о том, что отменена именно санкция, содержащаяся в ст. 27 вышеупомянутого закона.

    Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

    Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах -
    влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

    И где написано, что 16-летний недоросль не вправе появляться пьяным в каком-нибудь Парке культуры и отдыха?
    По-вашему, отсутствие такого указания должно освобождать от ади. ответственности?

    Информация о теме

    Пользователи, просматривающие эту тему

    Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

    Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

    Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

    Государственный пенсионный фонд РФ

    Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

    Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

    Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

    Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

    И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

    Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

    Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

    - страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

    1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

    2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

    3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

    - средства из федерального бюджета РФ;

    Задачи пенсионного фонда РФ

    Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

    обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

    капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

    организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

    работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

    осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

    Функции пенсионного фонда РФ

    К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

    Назначение и выплата пенсий;

    Ведение учета средств, поступающих на счета;

    Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

    Взаимодействие со страхователями и работодателями;

    Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

    Оформление и выдача материнских сертификатов;

    Выплата средств материнского капитала;

    Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

    Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

    Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

    Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

    На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

    Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

    Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

    Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

    Подать заявление на получение пенсии.

    Выбрать способ получения пенсии.

    Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

    Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

    Оформить справку для предоставления в организации.

    Негосударственный пенсионный фонд

    Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

    Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

    Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

    При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

    Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

    Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".


    Каждый из нас рассчитывает на пенсионное обеспечение, и каждый из нас, лично или посредством отчислений работодателя, платит так называемые «взносы» в пенсионный фонд.

    Однако, на мой взгляд, правовой статус этих взносов на сегодняшний день является весьма туманным, если не сказать противозаконным, т.к. будучи обязательным, не является ни налогом, ни сбором. Эти взносы являются поборами, видимость легитимности которых не имеет ничего общего с истинной законностью.

    Прежде всего, попытайтесь ответить самим себе на простой вопрос:

    «К какой отрасли права, относится так называемое «пенсионное» законодательство?»

    В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, «Судебная власть осуществляется посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства», т.е. в российском праве существуют всего четыре базовых отрасли права, различающиеся как основными принципами, так и методами разрешения отраслевых коллизий.

    В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» — ни о каких взносах в Конституции нет ни слова.

    С налогами, сборами, и даже со штрафами всё более или менее понятно – все они являются частью административного права, и все платежи являются бюджетными.

    В соответствии с ч. 5 ст. 3 НК РФ, Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

    Понятие налога и сбора содержится в ст. 8 НК РФ, и принципиальная сущность налога состоит в том, что это дань на содержание государства и его органов, обеспечение безопасности, содержание армии (в т.ч. армии чиновников) полиции и т.п. общенародные нужды.

    В отличие от налогов, сборы (в т.ч. всевозможные пошлины) являются условием совершения конкретных действий в интересах плательщика, по принципу: заплатил – получи (лицензию, регистрационное действие и т.п.).

    Взносы в пенсионный фонд не могут быть отнесены ни к налогам, ни к сборам, в том числе и потому, что их получателем является не государственный орган, а обычное юридическое лицо – некоммерческая организация, учреждённая в форме фонда (ст. 118 ГК РФ), который может быть признан банкротом и ликвидирован в соответствии с ч. 2 ст. 119 ГК РФ.

    Базовым, для понимания сущности взносов в пенсионный фонд, является закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном СТРАХОВАНИИ в Российской Федерации». Ключевое слово –СТРАХОВАНИЕ – подотрасль гражданского права, базирующегося на признании равенства субъектов, свободе договора, и свободе волеизъявления участников гражданских правоотношений.

    При этом, основания возникновения гражданских прав и обязанностей перечислены в ст. 8 ГК РФ, прямо указывают, что основанием взимания любых периодических неналоговых платежей может быть только договор – добровольное соглашение равноправных сторон, определяющее все их взаимные права и обязанности.

    Принципы страхования весьма подробно урегулированы в главе 48 ГК, в частности, ст. 927 ГК РФ, предусматривает как добровольное, так и обязательное страхование, однако, даже в случае обязательного страхования (например ОСАГО), отношения между страховщиком и страхователем возникают исключительно в силу договора, и предусматривают возможность выбора страховой компании, периода страхования, и многое другое.

    Ничего подобного в пенсионном страховании нет, и монополистическое положение ПФР является прямым нарушением основных начал гражданского законодательства.

    На мой взгляд, необходимо либо вернуть взносам в ПФР статус налога и включить их в состав НК, т.к. лично я считаю, что отмененный с 1.01.2010 г. ЕСН гораздо лучше корреспондировал обязанности государства в области социального обеспечения, установленной статьёй 39 Конституции РФ, либо прекратить неразбериху и привести пенсионную систему в соответствие с общими нормами ГК о страховании.

    P.S. «Если звёзды зажигают, значит это кому ни будь нужно» —


    я далёк от мысли, что «рулевые» нескончаемых пенсионных реформ, не отдают себе отчета в том, что нынешние принципы как сбора, так и распределения пенсионных платежей, мягко говоря «не айс»…

    Однако, сегодня мы имеем то, что имеем, а вот что нас ждёт завтра… не окажется-ли, что нынешний ПФР будет банально обанкрочен, а все его дворцы и прочие активы окажутся в частных руках, а государство будет как всегда ни при чем, оставив миллионы своих граждан наедине с новыми «хозяйствующими субъектами», возникшими на месте пенсионного фонда…

    СПРАВКА
    о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

    Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

    Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

    Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

    В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

    Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

    В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

    С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

    В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

    С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

    Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

    На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

    Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

    Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

    В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

    Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

    Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

    Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

    Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

    С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

    При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

    Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

    центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

    отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

    управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

    Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.


    Рубрика: Юриспруденция

    Дата публикации: 05.11.2020 2020-11-05

    Статья просмотрена: 38 раз

    Библиографическое описание:

    Ким, А. Е. К вопросу о правовом статусе Пенсионного фонда РФ / А. Е. Ким. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74795/ (дата обращения: 06.12.2020).

    В статье рассматриваются современные проблемы правового статуса Пенсионного фонда РФ. Законодательно урегулированный правовой статус Пенсионного фонда РФ позволит обеспечить комплексное законодательное регулирование отношений, связанных с правовой природой и деятельностью Пенсионного фонда РФ, а также позволит определить место Пенсионного фонда РФ в реализации государственных функций.

    Ключевые слова: Пенсионный фонд РФ, правовой статус, государственный внебюджетный фонд

    Социально-правовое предназначение Пенсионного фонда РФ проявляется в широком разнообразии функциональных проявлений данного института, в первую очередь, публично-правовых. Именно это обстоятельство предопределяет многоотраслевую суть правового статуса фонда, регламентируемого нормативными предписаниями из абсолютно разных отраслей права. И этот же самый факт обусловливает существование нешуточной дискуссионной борьбы, разворачивающейся в отношении правового положения Пенсионного фонда РФ как на арене законотворческой деятельности, так и при теоретическим обсуждениях данного вопроса. Невозможно в этом свете не отметить достаточно высокую степень актуальности проблематики статуса Пенсионного фонда России в отечественном праве и отечественном законе.

    Если подойти к проблеме максимально глубоко, сразу обратившись к сущностным характеристикам, то следует выделить такие фундаментальные свойства Пенсионного фонда РФ, как:

    — государственность автономного образования;

    — особое место образования;

    — направленность на управление государством финансами, носящими характер социального страхования;

    — наличие собственного бюджета;

    — специфика пополнения доходной части за счет страховых взносов;

    — функциональность расходования средств. направленную на выплату пенсий и пособий;

    — своеобразие полномочий, имеющих основную устремленность к поддержанию стабильности работы всего комплекса государственного социального страхования и пенсионного обеспечения.

    Тесная связь сущности института с государством дает основание ряду исследователей нарекать Пенсионный фонд РФ одним из федеральных органов исполнительной власти с их ярко выраженным публично-правовым характером функций.

    Исторически возникновение Пенсионного фонда РФ приурочено к 22 декабря 1990 г., когда в стремлении к систематизации государственного управления пенсионного обеспечения и его финансами страны Верховный Совет РСФСР своим Постановлением породил новое самостоятельное кредитно-финансовое учреждение. Этим актом была закреплена подотчетность нового образования непосредственно Верховному Совету РСФСР. Постановление ВС РСФСР от 30 января 1991 г. № 556–1 «Об утверждении Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР» [4] полностью продублировало нормо-положения предыдущего постановления и лишь Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 958 [5] перевело статус нового учреждения в ранг, подотчетного Совету Министров или Правительству РФ.

    Изначально положение Пенсионного фонда четко регламентировалось Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122–1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)», которое дало жизнь Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядку уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, незавуалировано регламентирующего исключительную самостоятельность средств фонда, не входящих в состав каких-либо иных бюджетов и не знавших возможности быть изъятыми, что делало Пенсионный фонд РФ основным и единственным инструментом сбора и аккумуляции страховых взносов, предназначенных для выплаты государственных пенсий.

    Стабильность правового положения Пенсионного фонда РФ подверглась серьезной встряске после выхода 27 сентября 2000 г. Указа Президента РФ № 1709, который наделил фонд не только аккумулирующей функцией, но и функцией непосредственно выплаты государственных пенсий, что придало фонду окраску роли страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

    Полное признание подобного понимания сути Пенсионного фонда РФ произошло после установления непротиворечия данного Указа Конституционным Судом РФ в части п. 1 Указа Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 относительно полномочий Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов по выплате государственных пенсий [6].

    Существование подобной конституционной формулировки публично-властных полномочий Пенсионного фонда РФ одновременно с отнесением последних Конституцией РФ к исключительной компетенции исполнительной власти дает возможность появления категоричных утверждений об отождествлении ПФР с исполнительными органами государства, даваемых, например, Федеральным арбитражным судом Уральского округа в одном из Постановлений от 11 октября 2006 г. (дело № Ф09–9173/06-С7) [7].

    Реформирование Гражданского кодекса РФ [3] привело к появлению с 1 сентября 2014 года ранее неизвестной организационно-правовой формы юридического лица, коей выступила «публично-правовая компания» (пп. 11 п. 3 ст. 50 ГК РФ), общая характеристика которой весьма привлекательна для обозначения подобной формой и ПФР. Однако отсутствие специального закона о публично-правовых компаниях [9] на данный момент не дает возможности развить эту мысль более подробно.

    Не существует сегодня и единого понимания правового статуса ПФР в силу того, что регламентация положения этого института так или иначе находит отражения в разных нормативных актах, в том числе и подзаконного характера, что делает невозможным вырисовку стройной картины совокупности прав, обязанностей и функций ПФР.

    Так, права и обязанности ПФР закреплены в ст. 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [1], но касаются они персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Тогда как права и обязанности ПФР в области наделения граждан возможностью распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала, должны быть добыты исследователем уже в ст. 8, 9, 12 ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [2].

    Подобное размытие норм в разных актах, конечно же, ни в коей мере не умаляет значимости функций ПФР в области осуществления пенсионного обеспечения. Однако невозможно не признать существенную привлекательность ситуации по созданию грамотного, адекватного требованиям времени, единого правового акта, который бы охватывал все возможные аспекты функционирования ПФР, одновременно с регламентацией принципов его деятельности, а также полномочий. Данная привлекательность предопределяет актуальность создания по аналогии с федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» закона, носящего, например, наименование «О Пенсионном фонде Российской Федерации». Тем более, что налицо определенная схожесть этих двух типов учреждений, которые имеют особый статус, одновременно входя и в область гражданского оборота, и политического строя страны. Оба образования непосредственно затрагивают права любого гражданина России сквозь призму решения финансовых вопросов формирования и распределения бюджета страны. Для Пенсионного фонда РФ это выражается, прежде всего, в функциях социального (пенсионного) страхования [8].

    Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что, несмотря на существенную роль Пенсионного фонда РФ для всей страны в целом и каждого ее гражданина в отдельности, на данный момент нет единства в понимании его правового положения. Нет этого единства ни в законах, ни в научных дискуссиях по данному вопросу.

    Подобное упущение должно быть восполнено путем совершенствования нормативной регламентации правового статуса Пенсионного фонда РФ, которое должно быть реализовано на уровне, не менее законодательного, путем подготовки и введения в действия единого федерального закона, посвященного всем аспектам работы сложной системы Пенсионного фонда РФ, носящего принципиально комплексный и продуманный характер.

    1. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Российская газета, — N 68, — 10.04.1996.
    2. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Российская газета, — N 297, — 31.12.2006.
    3. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Российская газета, — N 101, — 07.05.2014.
    4. Постановление Президиума ВС РСФСР от 15.01.1991 № 556–1 «Об утверждении Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, — 1991, — N 2. — Ст. 19.
    5. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 № 958 «О передаче в ведение Совета Министров — Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — № 39. — Ст. 3630.
    6. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 27. — Ст. 2804.
    7. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2006 г., дело № Ф09–9173/06-С7 // СПС «КонсультантПлюс».
    8. Ерохина Т. В. Современные проблемы законодательного определения правового статуса Пенсионного фонда России // Социальное и пенсионное право. — 2017. — № 3. — С. 22.
    9. Шибанкин Н. М. Об особенностях правового статуса Пенсионного фонда России и законодательных основах его деятельности // Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона. Сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. — 2019. — С. 672.

    Читайте также: