Положения действующего пенсионного законодательства

Положение
о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)
(утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1)

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 1993 г., 5 мая 1997 г.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 координация деятельности Пенсионного фонда РФ возложена на Министерство труда и социальной защиты РФ

См. также Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

1. Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее - ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

Информация об изменениях:

2. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

3. ПФР обеспечивает:

целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;

организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ абзац шестой пункта 3 настоящего Положения изложен в новой редакции

организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

ГАРАНТ:

См. Положение о федеральном учреждении "Информационный центр персонифицированного учета", утвержденное постановлением Правления ПФР от 6 августа 1997 г. N 66

межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

4. Средства ПФР формируются за счет:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

страховых взносов иных категорий работающих граждан;

ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации признано утратившим силу с 1 января 2001 г.

средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;

добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Информация об изменениях:

6. Средства ПФР направляются на:

выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

ГАРАНТ:

См. Административный регламент предоставления ПФР государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Минтруда России от 1 ноября 2016 г. N 600н

выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ предусмотрена выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент предоставления ПФР государственной услуги по осуществлению ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы, утвержденный приказом Минтруда России от 11 сентября 2017 г. N 669н

См. Административный регламент предоставления ПФР государственной услуги по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденный приказом Минтруда России от 13 апреля 2016 г. N 166н

См. Административный регламент предоставления ПФР государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденный приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. N 353н

См. Административный регламент предоставления ПФР и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденный приказом Минтруда России от 29 октября 2012 г. N 346н

См. Административный регламент предоставления ПФР и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденный приказом Минтруда России от 29 октября 2012 г. N 345н

См. Порядок организации работы органов системы ПФР по перечислению средств (части средств) материнского (семейного) капитала, утвержденный постановлением Правления ПФР от 18 февраля 2011 г. N 32п

Определением Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 509-О Правительству РФ надлежит незамедлительно определить источник и порядок финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", касающиеся права пенсионеров по старости, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеров по инвалидности, проживающих и получивших инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории РФ и обратно

7. Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

8. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделений ПФР.

В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Информация об изменениях:

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

9. Правление ПФР:

несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;

определяет перспективные и текущие задачи ПФР;

утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

ГАРАНТ:

Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ см. постановление Правления ПФР от 20 июня 2007 г. N 145п

Об оплате труда работников центральных органов Пенсионного фонда РФ см. постановление Правления ПФР от 7 мая 2007 г. N 106п

назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;

ГАРАНТ:

См. Порядок назначения на должности и освобождения от занимаемых должностей лиц руководящего состава системы ПФР, утвержденный постановлением Правления ПФР от 22 мая 2003 г. N 73п

утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

ГАРАНТ:

См. Положение о Комиссии территориального органа ПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, утвержденное распоряжением Правления ПФР от 24 августа 2016 г. N 404р

издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;

ГАРАНТ:

См. Положение об организации работы по подготовке, согласованию и принятию актов Пенсионного фонда РФ, утвержденное постановлением ПФР от 3 сентября 2015 г. N 337п

Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 введена государственная регистрация актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования

решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288 пункт 10 настоящего Положения признан не действующим и не подлежащим применению с момента вступления в силу Конституции РФ в части назначения и освобождения от должности Верховным Советом РФ

10. Правление ПФР возглавляет председатель , который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации .

11. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.

12. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.

13. Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. Положение о памятном знаке "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации", утвержденное распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 12 октября 2010 г. N 297р

О поощрениях Пенсионного фонда РФ см. постановление Правления ПФР от 24 октября 2005 г. N 39пл

О наградах Пенсионного фонда РФ см. постановление Правления ПФР от 24 октября 2005 г. N 37пл

См. Положение о выплатах компенсационного характера работникам системы Пенсионного фонда РФ, утвержденное постановлением Правления ПФР от 23 августа 2005 г. N 155п

См. Положение о юбилейном памятном знаке "10 лет ПФР", утвержденное распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 26 октября 2000 г.

14. Уполномоченные ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

15. ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

16. Местонахождение ПФР - город Москва.

Утвержден постановлением Верховного Совета

от 27 декабря 1991 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 23.01.92, в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 30 января 1992 г., N 5, ст. 180

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ

В декабре 2001 года были приняты федеральные законы « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Указанные законы вступили в силу с 1 января 2002 года и с этой даты на территории Российской федерации началось реформирование системы пенсионного обеспечения.

Старая пенсионная модель была крайне несовершенна. Пенсионное законодательство не было кодифицировано, и до конца 2001 года в Российской Федерации действовали одновременно два пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих граждан, устанавливая им ограничениями по учитываемой заработной плате при назначении пенсий.

Необходимо было заменить старую модель на новую, которая была бы свободна от недостатков «предшественницы», позволяла бы решать неразрешимые для «старой» модели задачи, в том числе и главные среди них – создать социальные гарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых и осуществить связь размера пенсии с размером заработной платы для высокооплачиваемых, позволить регулярно повышать пенсии пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед работающими.

Разрабатывая новую пенсионную модель законодатель исходил из того, что следует проводить реформу лишь в случае, если результаты можно будет почувствовать в ближайшее время, в первую очередь в виде повышения «старых» пенсий, в связи с этим с 1 января 2002 год были проведены следующие повышения:

-работающим пенсионерам, было предоставлено право полностью получать пенсию и продолжать работать (прибавка по этой категории в среднем составила 450-500 рублей);

-пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, и инвалидам 1-й группы, пенсии увеличены минимум до 1110 рублей;

-инвалидам 1-й и 2-й групп с детства, а также детям-инвалидам повышены пенсий до 900 рублей;

-круглым сиротам, потерявшим обоих родителей прибавка пенсии составила более 400 рублей;

-родителям, потерявшим детей на военной службе повышена базовая часть трудовой пенсии до 900 рублей при сохранении прав на полную страховую часть.

Отличительными чертами и основными положениями новой пенсионной системы являются:

1. Введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из 3-х составляющих частей: базовой, страховой и накопительной.

2. Сумма заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии, не ограничивается, а при исчислении заработка принимается во внимание весь период трудовой деятельности.

3. Пенсионные права пенсионеров, оформивших пенсию до 1 января 2002 года, конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий получение пенсии в установленном размере в течение всего периода ее выплаты. В целях обеспечения равных возможностей для разных категорий работающих граждан при формировании расчетного пенсионного капитала их пенсионные права конвертируются.

4. Индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.

Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия российского гражданина состоит из 3-х частей: базовой, страховой и накопительной:

  • базовая часть пенсии – фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, которая не зависит от продолжительности страхового стажа и величины заработка. Базовая часть пенсии, по сути, представляет собой государственное пособие по старости, назначаемое всем застрахованным в системе пенсионного страхования при достижении ими пенсионного возраста, при условии наличия не менее 5 лет страхового стажа. Источником средств для финансирования базовой части пенсии является единый социальный налог;
  • страховая часть пенсии – дифференцированная часть, которая зависит от результатов труда конкретного человека, отражаемая на его индивидуальном счете в системе персонифицированного учета в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой за гражданина страховых платежей в течение всей трудовой деятельности с учетом индексаций. Страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы конкретного человека (застрахованного лица), чем выше заработанная плата, тем выше платежи с нее и, следовательно, выше размер будущей пенсии; Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных лиц, фиксируются в качестве пенсионных обязательств государства перед застрахованными лицами на их личных счетах, поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. На личных страховых счетах будет происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которого является Пенсионный фонд Российской Федерации. Источник финансирования страховой части пенсии – страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет ПФР. Размер страхового платежа для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 года и женщин родившихся в интервале от 1958 до 1967 года он составит 12%, а для тех, кто родился после 1967 года тариф платежа предусмотрено в период с 2002 года по 2006 год снижать по одному проценту в год - с 11% в 2002 году до 8 % в 2006 году. Страховые платежи поступают на лицевые счета застрахованных граждан и суммируются там. Полученный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров.
  • накопительная часть – часть пенсии, выплачиваемая в пределах сумм, которые отраженны в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, она состоит из накопленных сумм взносов и инвестиционного дохода. Накопительная часть пенсии является разновидностью страховой части, она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14 % - ного страхового взноса, но в отличие от нее средства направляемые на накопление будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге увеличить размер их пенсий. Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 967 года и женщин – от 1958 до 1967 года, на накопление выделяется 2% из 14 % страховых платежей, которые перечисляет работодатель в интересах застрахованных лиц. Для тех, кто родился после 1967 года, законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3 % в 2002 года до 6 % в 2006 году. Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Начиная с 2003 года граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть смогут принимать решение об инвестировании своих пенсионных накоплений, а с 2004 года могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами. На первом этапе пенсионной реформы у российских граждан, выходящих на пенсию, в составе пенсии будут только две части – базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году. Пенсионная система в Российской Федерации состоит государственного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного страхования и обеспечения. В ходе пенсионной реформы предусматривается комплекс мер по дальнейшему развитию дополнительного пенсионного страхования (обеспечения) путем стимулирования образования пенсионных накоплений и усиления гарантий их сохранности, в том числе государственных. Создаются условия для развития отраслевых и региональных пенсионных систем, которые формируются за счет добровольных отчислений работодателей в негосударственные пенсионные фонды. Государство обязуется при выходе гражданина на заслуженный отдых выплатить ему в виде пенсии все то, что поступало на его личный счет на протяжении всей его трудовой деятельности соответственно проиндексировав и приумножив поступления.

Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий после 01.01.2015

  • № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - Федеральный закон о страховых пенсиях от 28.12.2013 г. - устанавливает порядок, условия назначения, структуру и методику расчета страховых пенсий и их выплат после 01.01.2015 г.
  • № 385-ФЗ Об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам .
  • № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (О повышении пенсионного возраста)
  • № 424-ФЗ "О накопительной пенсии " - Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. "О накопительной пенсии" - устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию.
  • № 422-ФЗ О гарантировании прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений - Федеральный закон об обеспечении прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.
  • № 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации - устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
  • Постановление Правительства № 1015 от 02.10.2014 - Об утверждении правил подсчета и подтверждениястрахового стажа для установления страховых пенсий.
  • Постановление Правительства№ 665от 16.07. 2014- О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых производится досрочное назначение страховых пенсий по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
  • Постановление Правления Пенсионного фонда Росии № 374п от 17.09.2014 - О составе сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, представляемых посредством информационной системы "личный кабинет застрахованного лица".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884нг. Москва "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
  • Приказ Минтруда РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н г. Москва "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
  • Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - Постановление Правительства N 249г от 18 марта 2015 г.

Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий до 01.01.2015

  • № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет страховых пенсий и порядок их выплат до 01.01.2015 г.
  • Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"- устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет пенсий, а также порядок их выплат до 01.01.2002 г.
  • Закон о государственных пенсиях в СССР от 14 июля 1956 г. - закон, устанавливавший порядок и размер пенсий в СССР.

Согласно статистическим данным на начало 2019 года в России проживало чуть менее 44 миллионов лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это весьма внушительная цифра относительно всего населения в стране. При этом данная статистика не учитывает получателей военных пенсий.

Обобщенно под пенсионерами обычно воспринимаются граждане преклонного возраста, которые получают денежные выплаты по факту стажа работы. В данном случае речь идет о получателях страховой (ранее трудовой) пенсии по старости.

Бесплатно по России

Действительно, среди пенсионеров их подавляющее количество. Однако существуют и другие виды материального и денежного обеспечения, на которые могут рассчитывать отдельные категории граждан. В частности, сейчас речь пойдет об особенностях государственной пенсии, аспекты назначения которой регулируются соответствующим федеральным законом.

Основные положения ФЗ 166 о государственном пенсионном обеспечении

Под государственным обеспечением пенсией следует понимать форму материального обеспечения особых групп граждан и членов их семей, являющую собой компенсацию за утраченный заработок в силу достижения определенного возраста, утраты трудоспособности из-за болезни или травмы, а также по достижению достаточной выслуги лет.

Вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут рассчитывать на гособеспечение, а также основанием и порядком его назначения, регулируются Федеральным законом от 15. 12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ.

Данный нормативный акт быть принят обеими палатами Парламента и подписан Президентом в конце 2001 года. Однако основные его положения вступили в силу с первого января 2002 года. На сегодняшний день закон является действующим, а его нормы подлежат применению на всей территории РФ.

Структурно рассматриваемый нормативный акт состоит из 28 статей, которые, в свою очередь, объединены в 6 глав. Кроме этого, неотъемлемой частью документа являются приложения к нему.

Разберем подробнее краткое содержание каждой из глав.

Глава 1

Содержит в себе основные положения, раскрывая суть данного нормативного акта. Отдельные статьи вводят специальную терминологию и понятия, которые используются в законе. Кроме этого, конкретизируются лица, имеющие право на данный тип обеспечения, устанавливаются виды государственных пенсий.

Глава 2

Нормы данной главы устанавливают основания для назначения рассматриваемого вида материального обеспечения по каждой категории лиц, которые имеют соответствующее право.

Глава 3

Глава 3 устанавливает размер пенсии для различных категорий граждан, которые в силу закона могут обращаться за получением выплат.

Глава 4

Нормы данной главы вводят такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной службы» и «среднемесячный заработок». Кроме этого, устанавливается порядок расчета стажа и заработка соответственно.

Глава 5

Нормами этой главы регулируется порядок установления материального обеспечения, выплат, организации доставки, индексации и перерасчета (в случае возникновения оснований для этого).

Глава 6

В данном разделе содержатся нормы, устанавливающие порядок введения в действие федерального закона и определяющие некоторые специальные положения.

Приложение 1

Содержит таблицу, в которой указывается возраст, когда граждане, занятые в сфере государственного управления, могут выйти на отдых.

Приложение 2

Данное приложение содержит таблицу стажа государственных служащих, при наличии которого данная категория граждан может рассчитывать на назначение денежного обеспечения.

Условия назначения пенсии по закону 166

Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

Федеральные гражданские служащие

Госслужащие, трудящиеся в федеральных ведомствах, имеют право на получение материального обеспечения при наличии соответствующей выслуги. Следует отметить, что пенсионная реформа затронула и эту категорию лиц.

В этой связи требования к выслуге гражданских служащих растут с каждым годом. Так, до 2017 года для получения денег было необходимо трудиться не менее 15 лет. В 2020 году количество лет выслуги должно быть не менее 17. Максимально жесткие требования к выслуге будут установлены после 2026 года, когда гражданские служащие начнут выходить на отдых при условии отработки не менее 20 лет.

Космонавты и летчики-испытатели

Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

Военнослужащие

Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

Ветераны ВОВ и «блокадники»

Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

Лица, пострадавшие от техногенных (в том числе радиационных) аварий

По большей части, речь идет о так называемых «чернобыльцах» – гражданах, на жизнь и здоровье которых, так или иначе, отразилась авария на ЧАЭС.

Так, лица, которые непосредственно заняты работой на АЭС или пострадали вследствие ликвидации катастрофы, выходят на отдых в 55 и 50 лет, если отработали не менее 5 лет. Граждане, получившие инвалидность, становятся пенсионерами в 50 и 45 лет при наличии аналогичного трудового стажа.

Социальная пенсия

На социальную пенсию могут рассчитывать лица в силу соответствующего статуса или при достижении определенного возраста, относящиеся к следующим категориям:

  • инвалиды (в том числе инвалиды детства и несовершеннолетние инвалиды);
  • представители малых северных народов, достигшие возраста 55 и 50 лет.

Кроме этого, на социальную выплату могут рассчитывать граждане преклонного возраста, которые по тем или иным причинам не подпадают под критерии для назначения страховой пенсии. Социальная выплата назначается на 5 лет позже, чем страховая пенсия.

Размеры пенсии

Размер государственной пенсии может быть различным у разных категорий ее получателей.

  1. Гражданские служащие. Федеральные чиновники получают пенсию в размере 45% от среднемесячной зарплаты. Следует отметить, что если госслужащий имеет стаж более установленного для выхода на пенсию, то за каждый «лишний» год ему добавляется 3% от среднего заработка к пенсии.
  2. Военнослужащие. Армейская пенсия зависит от материального довольствия в последние годы службы, а также некоторых иных условий. Ст. 15 рассматриваемого нормативного акта также устанавливает размер матобеспечения военнослужащих, ставших нетрудоспособными, а также выплат членам семьи погибшего военного. Он непосредственно зависит от множества факторов, связанных с формой военной службы, характером и степенью выраженности причин, которые повлекли к невозможности дальнейшей службы в рядах ВС или гибели.
  3. Ветераны ВОВ и «блокадники». Так, для ветеранов ВОВ сумма составляет (в процентах от размера установленной социальной пенсии): I группа – 250%; II группа – 200%; III группа – 150%. Для граждан, бывших жителей блокадного Ленинграда: I группа — 200%; II группа – 150%; III группа – 100%.
  4. Лица, пострадавшие от радиационных и техногенных аварий. Размер выплат этим лицам также зависит от величины социальной пенсии. В подавляющем большинстве случаев она составляет 250% от нее. Это касается не только тех, кто имеет отношение к ЧАЭС, но и пострадавших при других форс-мажорных обстоятельствах такого порядка. Гражданам, живущим в загрязненной зоне, платят 200% от соцпенсии.
  5. Космонавты и летчики-испытатели. Космонавты при наличии достаточной выслуги получают пенсию в размере 55% от оклада. Летчики могут рассчитывать на пенсию в размере 1000% от социальной.
  6. Социальная пенсия. Базовая социальная пенсия в России на начало 2020 года составляет 5283,85 рубля. На такой же размер обеспечения могут рассчитывать и некоторые иные категории граждан.

Выплаты и перерасчеты

Выплаты государственных денег производятся один раз в месяц в национальной валюте РФ. Если при установлении выплат была допущена ошибка, то пенсия подлежит перерасчету с учетом требований законодательства.

Кроме этого, государственная пенсия подлежит периодической ежегодной индексации.

Виды пенсионных выплат по государственному обеспечению

Статья 5 рассматриваемого нормативного акта выделяет следующие виды выплат:

  1. За выслугу лет.
  2. По инвалидности.
  3. По потере кормильца.
  4. По старости.
  5. Социальная выплата.

Установлено, что государственные выплаты по причине отсутствия трудоспособности, старости и утере кормильца получают лица, которые не могут рассчитывать на получение пенсионных выплат страхового типа. Как правило, это связано с несоответствием критериям, предъявляемым к ИПК и страховому стажу граждан.

Последние поправки к закону

Федеральный закон от 25. 12. 2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2018 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

  • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
  • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
  • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

Объем правоотношений и количество лиц, которых затрагивает данный правовой документ, весьма значительно, в связи с чем любые его возможные изменения подвергаются тщательному анализу и общественному обсуждению. Последние значимые корректировки в закон были внесены в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, суть которой – поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

Многие люди, едва достигнув пятидесяти лет, мечтают уйти на заслуженный отпуск по старости, но каждый год заветный рубеж постоянно отодвигают. Какие изменения в пенсионном фонде произошли в этом году и чего ожидать настоящим и будущим пенсионерам, попробуем разобраться на понятном языке.

Пенсия – своего рода компенсация за то, что человек в силу возраста не может работать и получать стабильный заработок. Возраст человека для получения пенсионного обеспечения по старости устанавливается государством. С этого года для госслужащих его увеличили, но указанные года будут добавляться поэтапно: каждый год – по полгода.

Общие положения

Формирование и выдача пенсий регламентируется Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ, где прописаны все положения касательно установления объемов и сумм выплат, назначения и начисления определенным категориям граждан, а также их реализация через уполномоченные органы.

Законодательством предусмотрено несколько вид выплат пенсий в зависимости от типа начисления. Это трудовые, социальные и государственные. Каждый из них имеет подкатегории в зависимости от причины выхода на пенсию: по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца.

В данной статье рассматривается исключительно начисление пенсий по старости, т.е. трудовая по старости, социальная по старости, государственная по старости.

Согласно пенсионной реформе, начало которой датируется 1990-м годом и совершенстующейся до сих пор, единая выплата в размере 22% от ежемесячной заработной платы разделяется на накопительную и страховую, введены понятия индивидуального пенсионного коэффициента, пенсионных баллов и пр.

Кроме основных определений формирования пенсионных выплат законодательство регламентирует также и вопросы, которые относятся к:

  1. Условиям получения пенсионных начислений.
  2. Порядок начисления пенсий и условий доставки.
  3. Расчет.
  4. Формирование пенсионных выплат (суммы).


Раздел законодательства о пенсиях состоит из 7 глав и 32 частей. Помимо общих положений и механизма начислений пенсий, в нем также предусмотрено понятие страхового стажа, виды пенсионных отчислений, о которых упоминалось ранее и определяющие моменты, каким категориям граждан назначен тот или иной вид пенсии.

Основные понятия в Законодательстве

В Законодательстве РФ предусмотрены следующие понятия:

  1. Трудовая пенсия – это ежемесячная выплата лицам, которые производили отчисления на пенсионный счет во время активной трудовой деятельности и вышли на пенсию в связи со старостью, инвалидностью. (№213-ФЗ).
  2. Страховой стаж – суммарное количество отработанных лет на основании официального трудоустройства или деятельности по договору/контракту. В данный период и производились пенсионные отчисления в ПФ.
  3. Расчетный пенсионный капитал – общая сумма пенсионных отчислений в ПФ.
  4. Установление трудовой пенсии – назначение, перерасчет и корректировка размера пенсионных выплат, переход с одного вида пенсии на другой. (№142-ФЗ).
  5. Индивидуальный лицевой счет – это совокупность сведений по пенсионным отчислениям застрахованным лицом (будущим пенсионером). Данное положение регламентируется ФЗ “Об индивидуальном учете в системе пенсионного страхования” (№198-ФЗ). При оформлении пенсионного счета присваивается СНИЛС.
  6. Специальная часть индивидуального лицевого счета – это формирование выплат согласно разделению счетов на обязательное пенсионное страхование, накопительную часть пенсии, получение процентов от инвестиций по обеим частям в случае согласия застрахованного лица на оборот его средств, получение дохода от Материнского капитала, если средства были направлены на накопительную часть пенсии (Закон №256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”), и о произведенных выплатах за счет пенсии.
  7. Пенсионные накопления – все произведенные выплаты и отчисления с индивидуального пенсионного счета (№421-ФЗ).
  8. Ожидаемый период оплаты выплат трудовой пенсии по старости – показатель, который определяет выплаты по страховой и накопительной части пенсии.

Условия начисления

Условия начисления пенсионных выплат зависят от стажа работы, вида деятельности, состояния здоровья человека.

Согласно законодательству, выделяют следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.


Данные виды предусмотрены во всех формах пенсионных отчислений.

Трудовая пенсия может состоять из накопительной и страховой части.

Трудовая

Трудовая пенсия по старости назначается в случае, когда человек достигает определенного возраста (55/60 лет женщины и мужчины) и в случае наличия страхового стажа не менее 5 лет.

Трудовая пенсия может быть назначена по старости, инвалидности и потере кормильца.

Данное положение регламентируется законом “О трудовых пенсиях в РФ”, главой I “Общие положения”, ст. 3.

Категория лиц, имеющая право на получение страховой пенсии:

  1. Наемные работники, осуществляющие деятельность по трудовому договору.
  2. Самостоятельно обеспечивающие себя (ИП, нотариусы и пр.).
  3. Работники, которые самостоятельно производят взносы.
  4. Работающие заграницей и выплачивающие взносы в ПФР.
  5. Физические лица, осуществляющие рабочую деятельность на территории России и не являющиеся ее гражданами, но имеющие пенсионный счет и отчисляющие взносы.


Досрочные выплаты могут получать следующие категории граждан:

  1. Имеющие специальный стаж, т.е. работающие на неблагоприятных условиях труда.
  2. Имеющие определенный общий трудовой стаж (выслуга лет и пр.).

Социальная

Также есть социальная пенсия по старости. Условиями к получению относят постоянное проживание на территории РФ и принадлежность к категории “нетрудоспособных граждан”. Также социальная пенсия выдается лицам, проживающим в условиях Крайнего Севера.


Государственная

Государственная пенсия по старости назначается также в случае, если лицо является участником техногенных и радиационных катастроф. Государственная по выслуге лет назначается военнослужащим, госпредставителям, космонавтам, летчикам-испытателям.

Социальная пенсия по безработице выплачивается в случае, если человек в силу причин не имеет трудовой (страховой) стаж, и не имел никаких других пособий. В таком случае ему выплачивают прожиточный минимум.

Право на выбор пенсии

Согласно 4 статье закона “О трудовых пенсиях” гражданин РФ может претендовать на получение пенсии по государственному обеспечению согласно ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” и трудовую пенсию. Такое допускается в случаях:

  • размер социальной выплаты небольшой, он едва превышает минимальный прожиточный минимум, он устанавливается государством, тогда как размер страховой пенсии зависит от заработков человека и его стажа;
  • социальные пособия финансируются государством, а страховая пенсия выплачивается из Пенсионного фонда.

Если данные условия не выполняются, то человек обязан выбрать тип пенсионного обеспечения согласно вышеупомянутой статье закона.

Некоторые лица, которые имеют особый статус, могут получать кроме страховых выплат по старости еще и пенсию за выслугу лет, к этим категориям граждан относятся:

  • военнослужащие, за исключением тех, кто проходил в службу в качестве рядовых солдат или матросов;
  • летчики -испытатели;
  • федеральные госслужащие;
  • космонавты.

Относительно государственных служащих федерального уровня нужно чтобы у них был стаж работы не менее 25 лет и на пенсию они выходили именно с этой службы, а если перед пенсионным возрастом они трудились на государственной гражданской службе, то такой срок должен составлять не меньше 7 лет.


Пенсия за выслугу лет оплачивается совместно со страховой по инвалидности или старости, которая назначается согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях».

Некоторые граждане могут претендовать на получение двух пенсий: социальной и страховой, обе эти пенсии положены:

  • родителям и вдовам (при условии, что они не вступили в новый брак) военнослужащих, умерших во время прохождения службы;
  • участникам Великой Отечественной войны;
  • членам семей погибших космонавтов;
  • тем, кто получил знак отличия “Житель блокадного Ленинграда”.

Финансовое обеспечение

Расходы на выплату пенсий, в том числе их доставка осуществляется межбюджетными трансферами из федерального бюджета, которые предоставляются Пенсионному фонду РФ в счет пенсионного обеспечения, установленного действующим Федеральным законом.

Накопительная пенсия выплачивается из ранее отчисленных взносов, которые поступали от работодателей, в эти выплаты учитывался и их доход от инвестирования.

Страховой стаж

Страховой стаж включает в себя период, когда работающий человек участвует в государственном общеобязательном пенсионном страховании, за него ежемесячно платятся определенные сборы, сумма которых не должна быть меньше минимальных страховых взносов. Подтверждением того, что человек участвует в таком страховании является документ, который можно получить в ПФР.


Что включает

В страховой стаж включаются только месяцы за которые были уплачены страховые взносы. При назначении пенсии учитывается только легальный доход гражданина. А его трудовой стаж подтверждается документально трудовой книжкой, поэтому стоит внимательно проверять все записи в ней переходя из одной работы на другую.

Правила подсчета трудового стажа описаны тут.

Стоит учесть еще один нюанс, если сумма взноса за один месяц была ниже установленной минимальной, то в стаж он не учитывается.

Стаж для начисления пенсии включает в себя время:

  • работы по трудовому договору, при этом обязательно должны взиматься все положенные государством взносы;
  • пребывания на больничном;
  • добровольно оплаченные трудовые взносы;
  • проведенное в декретном возрасте, по уходу за малышом до 3-х лет или ребенком до 6-ти летнего возраста, если для этого имеются медицинские показатели.

Порядок исчисления

Страховой стаж очень влияет на расчет конечной пенсии. Дело в том, что ежегодно пенсионные выплаты вырастают на определенный процент от заработка. Имеется не только минимальный их размер, но и максимальный. Все граждане, которые вступили в систему ОПС, считаются застрахованными Пенсионным фондом страны.

Чтобы узнать размер страховой пенсии (СП), можно воспользоваться следующей формулой:

СП = ФВ+ИПК х СПК,

  • ФВ — размер фиксированной выплаты;
  • СПК — стоимость персонального коэффициента;
  • ИПК — количество пенсионных баллов.

Последний показатель начисляется за отдельный год трудовой деятельности, на него влияют суммы страховых платежей, а также какой вид пенсии человек для себя выбрал. Максимальное его значение равняется – 10, а при расчете накопительной пенсии сейчас он составляет – 6,25. При его начислении имеются некоторые нюансы, ИПК может начислять в некоторых случаях, хотя граждене не платят взносы, к таким исключениям относится:

  • уход за малолетними детьми и ребенком-инвалидом;
  • служба в армии;
  • присмотр за инвалидом I группы.


Для вычисления этого коэффициента имеется специальная формула:

ИПК = СВ / СМВ х 10

обозначение составляющих формулы:

  • СМВ – сумма взносов с максимальной взносооблагаемой части зарплаты;
  • СВ – те взносы, которые были перечислены на пенсию.

При расчете страховой пенсии по инвалидности применяется несколько другой подход, минимальный ее размер устанавливается в полтора раза выше, чем минимальная соцвыплата в определенном регионе. накопительная часть таких пособий завист от отчислений и стажа, расчитывается она также, как и для других слоев населения.

Регламентация начисления, перерасчета и индексации

Новые законы о пенсии (Глава 5, статьи 18-26 закона “О трудовых пенсиях”) изменили признанные ранее показатели. Теперь минимальный стаж для получения страховой пенсии будет увеличиваться на год, после каждого года, а количества баллов будет расти до 2,4 за этот же период. При расчете пенсии нужно рассчитывать все показатели на момент ее установления.

Начисление

Расчеты страховых выплат проводятся по приведенной выше формуле, но имеются группы лиц, которые получают его с повышенной фиксированной доплатой:

  • людям старше 80 дет;
  • инвалидам I группы;
  • гражданам, рабюотающим или проживающим на Севере.

Если сразу не заявлять на опрределение выплат по старости, то их сумма будет повышаться и через пять может вырасти на 36%.

Социальная пенсия завивисит от суммы прожиточного минимума, но она может меняться благодаря индексированию. В 2017 году коэффициент индекции равен – 1,5, а в 2018 году правительство планирует сделать его 1,2%.

Если в результате вычислений социальная выплата получилась ниже минимальной, тогда пенсионеру начисляется доплата до установленного минимума.

Если пренсионер содержит иждивенцев, то ему предоставляется надбавка, за одного человека – 32%, за двоих – 64%, а вот за троих и более – 100%.

При расчете накопительной пенсии доходы делятся на 240 месяцев, а если оформлять е позже, то нужно будет делить их на меньшее количество месяцев и выплаты от этого будут больше.


Перерасчет

Государством предусмотрен повышающий коэффициент, он касается работающих пенсионеров, которые должны уже получать пенсию по возрасту, но откладывают ее получение, за определенное время отсрочки насчитываются дополнительные баллы и денежные средства.

Также читайте про то, что такое валоризация и на какую пенсию могут рассчитывать пенсионеры, отработавшие основной стаж при СССР.

Индексации

Они касаются пенсионного коэффициента, каждый год его денежный эквивалент растет, так как увеличивается прожиточный минимум. Индексирование пенсий проводится только для неработающих пенсионеров. С 1 февраля 2017 года этот показатель равен 4%.

Видео

Выводы

В статье затронуты главные моменты получения и расчета пенсий, с этого года увеличен возраст выхода на заслуженный отдых по старости для госслужащих, а в ближайший год планируется его увеличение и для остальных граждан.

Подробнее о пенсионной реформе, благодаря которой были сформированы страховая и накопительная части пенсии, можно прочесть в этой статье.

Читайте также: