Последствия пенсионной реформы в россии


Повышение пенсионного возраста в России до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин задержит на рынке труда работников старших возрастов, что окажет небольшой, но положительный эффект на ВВП страны. Но пенсионная реформа не способна полностью сгладить негативный эффект сокращения трудоспособного населения. К таким выводам экономисты пришли в ходе прошедшего 27 июня в НИУ ВШЭ семинара «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт».

  • Население России к 2035 году сократится на 1,7 млн человек, число трудоспособных граждан — на 5,4 млн человек, следует из демографического прогноза Института демографии ВШЭ. Численность экономически активного населения снизится на 2,8 млн человек к 2035 году, ожидает Центр развития ВШЭ.
  • По состоянию на начало 2019 года, то есть в год старта пенсионной реформы, пенсионеры составляют 25,5% населения России, сообщил на семинаре замдиректора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко. Важнейший параметр пенсионной системы — это соотношение числа работающих россиян, за которых уплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и численности пенсионеров. В 2019 году на одного пенсионера приходится примерно 2,2 россиянина трудоспособного возраста, отметил он.

  • Повышение пенсионного возраста позволит несколько затормозить увеличение демографической нагрузки, то есть рост числа пенсионеров относительно работающих граждан. «К уровню 2019 года [по демографической нагрузке] Россия вернется только спустя примерно 25 лет», — отметил Денисенко.

Влияние старения населения на рост ВВП

«Повышение пенсионного возраста не полностью компенсирует отрицательный эффект сокращения трудоспособного населения на экономику», — заявила РБК директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.

  • Старение населения будет тормозить темпы роста ВВП на 0,23 п.п. в среднем каждый год с 2019-го по 2025-й, несмотря на повышение возраста выхода на пенсию.
  • В 2026–2035 годах негативное влияние старения населения на экономику России снизится до 0,08 п.п. ежегодно.
  • Увеличение пенсионного возраста добавит около 0,22 п.п. к росту ВВП в 2019–2025 годах и 0,15 п.п. в 2026–2035 годах. «Без пенсионной реформы негативный эффект был бы вдвое выше», — подчеркивает Акиндинова.

Без долгосрочных накоплений

Одним из ключевых факторов экономического роста является норма накопления основного капитала — доля инвестиций в ВВП. В развитых странах старение населения оказывает сильный позитивный эффект на уровень сбережений и инвестиций в экономике, отмечает Акиндинова. Пожилые люди в США в большей степени независимы от пенсий благодаря накопленным за всю жизнь активам, привела пример экономист. В странах Западной Европы и в США лучше развиты доступные инструменты накопления и инвестирования, добавила она.


«У граждан России, наоборот, нет долгосрочных сбережений. Во многом — из-за слабого развития негосударственных финансовых институтов, включая негосударственные пенсионные фонды. Поэтому общее старение населения не влияет на динамику сбережений. Норма накопления в России определяется бюджетом и склонностью компаний к инвестициям», — пояснила Акиндинова. Несмотря на существенное сокращение трудоспособного населения, норма накопления основного капитала практически неизменна и составила в среднем 21% ВВП в 1995–2017 годах.

Неравенство в доходах и между регионами

Сложнее оценить эффект повышения пенсионного возраста на производительность труда. Люди старших возрастов работают менее результативно, что должно замедлять темпы экономического роста, продолжила директор Центра развития ВШЭ. «Ранее считалось, что старение однозначно отрицательно влияет на производительность. Сейчас же рассматриваются преимущества и недостатки возрастных работников. Хотя они в меньшей степени восприимчивы к новому, к инновациям, но работодатели ценят в них ответственность и надежность», — подчеркивает Акиндинова.

Молодежь и специалисты в возрасте занимают разные ниши на рынке труда и не являются прямыми конкурентами. При этом существует неравенство в зарплатах между сотрудниками разных возрастов.

  • Пик зарплаты в России приходится на 30–40 лет, следует из расчетов Центра развития ВШЭ.
  • У работников более старших возрастов зарплата на 20–30% ниже.
  • Если дифференциация не изменится, средний уровень официальной зарплаты снизится на 0,8% к 2024 году за счет старения населения.

Специалисты в возрасте окажут положительное влияние на экономический рост, только если будут замещать собой менее производительные виды услуг, резюмировала Акиндинова.

В последние десятилетия старшие поколения были единственным источником пополнения рабочей силы в России, отмечали ранее экономисты Центра трудовых исследований ВШЭ. В этот период на рынок труда вышло небольшое по численности поколение демографической ямы 1990-х годов. Однако, как правило, старшие поколения вынуждены занимать низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места, на которые не идут молодые, отмечали ранее экономисты ВШЭ и РАНХиГС.

Какие факторы влияют на рост продолжительности жизни

Уровень заработка напрямую влияет на продолжительность жизни, полагает гендиректор «Пенсионных и актуарных консультаций» Евгений Якушев. «Люди с более высоким доходом живут дольше», — сказал Якушев. Поэтому Москва, по его словам, полностью совпадает по уровню продолжительности жизни с европейскими странами.

Главный фактор продолжительности жизни не доход, а образование, возражает замдиректора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко. Между регионами России «огромный разрыв» по продолжительности жизни, отметил он. «Средняя продолжительность жизни в Москве — более 78 лет, в Новосибирске на пять лет меньше. Центральные крупные города значительно опережают периферию. Разрыв достигает более 17 лет. Самый отсталый по этому показателю регион, Тува, по продолжительности жизни находится на уровне стран Африки», — сказал он. «Москва — город с очень образованным населением. Люди с высшим образованием живут намного дольше из-за другого типа поведения, диеты, уровня употребления алкоголя», — заключил эксперт.

Синергетический эффект на долголетие оказывает уровень инфраструктуры в городе, образования и дохода, подытожила директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова. «В Москве сосредоточены федеральные лечебные учреждения. К тому же в столице больше образованных и обеспеченных людей, которые гораздо чаще ведут здоровый образ жизни. Надеяться, что здоровый образ будут вести необразованные и бедные, — это иллюзия», — считает она.


Пенсионная реформа предусматривает постепенное (до 2028 года) увеличение возраста выхода на пенсию: с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет — для мужчин. С самого начала законопроект вызывал ожесточенные споры как среди населения, так и в Государственной думе. С позиции социальных гарантий граждан это неблагоприятная перемена. Но государство рассматривает реформу как необходимую и вынужденную меру для обеспечения баланса бюджета Пенсионного фонда.

За последние несколько десятилетий численность пенсионеров в России увеличилась в разы, а процент работающего населения, отчисляющего взносы в ПФР, наоборот, начал снижаться. По итогам 2017 года количество пенсионеров в России достигло более 43,5 млн. Для сравнения — в 2005 году соотношение работающих и пенсионеров было 1,7:1 — почти вдвое больше людей работало, чем получало пенсии. Сейчас соотношение составляет 1,12:1, и эта тенденция продолжает развиваться.

Депутаты надеются сэкономить для ПФР значительные средства, которые впоследствии пойдут на увеличение пенсий. Первую надбавку в 1000 рублей пенсионеры должны получить уже в 2019 году (при этом индексация пенсий будет почти в два раза превышать величину инфляции). Планируется, что и впоследствии пенсии будут индексироваться в размере «в два раза выше инфляции»: при таком раскладе к 2024 году средний размер пенсионного обеспечения россиянина достигнет 20 000 рублей. Но еще вступит в силу и налоговая реформа о повышении НДС, которая тяжким бременем ляжет на плечи потребителя, — на ее фоне пенсионная прибавка в 1000 рублей в будущем году вряд ли будет ощутима.

Перспектива позднего выхода на пенсию заставит будущих пенсионеров искать альтернативные источники пенсионного обеспечения. Вероятнее всего, многие люди предпенсионного возраста задумаются о том, как выгодно вложить средства, чтобы увеличить доходы и обеспечить свою старость.

Что будут покупать?

На фоне пенсионной реформы возрастет количество сделок с ликвидными объектами недвижимости, преимущественно с квартирами. Помимо жилой недвижимости усилится интерес к офисным блокам, торговым помещениям, расположенным на первых этажах. Выбранный объект должен обязательно быть ликвидным — способным обеспечить как ожидаемую доходность, так и возможность быстрой продажи. В жилом сегменте речь пойдет об однокомнатных и двухкомнатных квартирах, расположенных в шаговой доступности от метро. Для коммерческой недвижимости месторасположение тоже играет важную роль, но, как правило, коммерческие помещения больше по площади, что ограничивает инвестирование с небольшим бюджетом.

Кроме будущих пенсионеров в рынок недвижимости могут инвестировать и пенсионные фонды, аккумулирующие накопительную часть пенсий и добровольные взносы по различным пенсионным программам. С 2014 года действует мораторий на формирование накопительной пенсии: сейчас все средства идут только на формирование страховой части. Если запрет снимут, интерес к инвестициям в недвижимость со стороны пенсионных фондов начнет расти. На рынке и сегодня немало примеров, когда негосударственные пенсионные фонды инвестировали в качественные объекты недвижимости или девелоперские проекты: например, покупка бизнес-центра Marr Plaza «Газфондом» или вложение средств НПФ «Нефтегарант» в бизнес-центры «Конкорд» и «Мерседес-Бенц Плаза».

Влияние на рынок торговой недвижимости

Одним из последствий пенсионной реформы станет изменение покупательской способности и потребительских предпочтений. В теории реформа должна привести к увеличению численности работающего населения и, соответственно, росту благосостояния общества. Но ряд причин нивелируют предполагаемый рост платежеспособности граждан пенсионного возраста — даже несмотря на запланированную индексацию выплат.

По состоянию на начало 2018 года общая численность пенсионеров составила 46 млн человек. Численность работающих пенсионеров на начало 2018 года составила 9,7 млн человек (или 21% от общего числа). Но можно предположить, что фактически эта цифра гораздо выше, поскольку годом ранее, к 1 января 2017 года общая численность работающих пенсионеров официально сильно сократилась — более чем на 35%. Это было связано с отменой индексации выплат работающим пенсионерам в 2016 году. По нашим оценкам, лишь малая доля пенсионеров от этого числа фактически отказалась от дополнительного заработка — большая часть, вероятно, перешла по договоренности с работодателем на «серую» заработную плату, и общий процент работников пенсионного возраста остается в стране достаточно высоким. Поэтому в результате реформы та часть населения, которая собиралась продолжать работу после выхода на пенсию, лишается такой возможности, теряя доход в виде пенсионных выплат за эти 5 лет. Соответственно, говорить о повышении покупательской способности не приходится.

От пенсии до пенсии

Несмотря на обещанные дополнительные гарантии для работников пенсионного возраста, компании на рынке труда предпочитают нанимать более молодых специалистов. Руководство объясняет это более высокой мотивацией у молодежи, их мобильностью, умелым владением современными технологиями, крепким здоровьем и прочими факторами. Некоторые организации при подборе персонала отталкиваются от среднего возраста в коллективе. Из-за таких ограничений для большинства соискателей в возрасте за 45 (даже при наличии большего опыта) становится трудно найти высокооплачиваемую работу. В итоге, вероятнее всего, сотрудники предпенсионного возраста станут соглашаться на более низкую оплату труда.

С возрастом истощается ресурс здоровья. Увеличение продолжительности трудовой деятельности скажется на затратах на товары и услуги, необходимые для поддержания здоровья, что может свести к нулю эффект от получаемого дохода. Покупательская способность и потребительские предпочтения пожилых людей зависят от уровня их достатка. В 2018 году минимальная пенсия для неработающих пенсионеров в столице составляет 11 816 рублей. Эта сумма примерно соответствует прожиточному минимуму, однако вряд ли среднестатистический пенсионер в столице сможет позволить себе активный и разнообразный шопинг.

В результате кризиса пенсионерам еще больше пришлось урезать свои расходы: средства идут в основном на продукты, лекарства и товары первой необходимости. Одежду и обувь пожилые люди стараются покупать простую, недорогую и по возможности такую, какую смогут носить как можно дольше. В России многие ретейлеры предпочитают не обращать внимания на потребности людей «серебряного возраста» — для них выгоднее ориентироваться на более платежеспособное население. Но нельзя сказать, что эту аудиторию вообще не замечают. С 2000-х годов стали появляться магазины экономкласса, целевой аудиторией которых были потребители со средним и низким достатком: «Сток-центр» (первый магазин появился в 1998 году), Familia (открыт в 2000 году), Modis (открыт в 2007 году), «Смешные цены», магазины недорогого белья — «Парижанка», «Черемушки». Также активно развиваются магазины фиксированных цен (Fix Price, «Заодно» и т. д.), где пенсионеры могут приобрести товары для дома, одежду и аксессуары по невысокой цене.

Последствия пенсионной реформы

Что касается пенсионной реформы, на предпочтения нынешних пенсионеров она точно не повлияет. Как изменятся предпочтения пенсионеров будущих (людей поколения Х, которые подойдут к пенсионному возрасту в 2025-2030 годах), станет ясно со временем, ведь многие из них уже сейчас начинают откладывать средства, чтобы обеспечить себя в старости. Налоговая реформа по увеличению НДС повлечет за собой рост инфляции и повышение цен, что нивелирует заявленную в 2019 году индексацию пенсий.

Поэтому рост покупательской способности населения, основанный на увеличении пенсионного возраста, в перспективе кажется довольно спорным. Сейчас в стране происходит общее старение общества, что влияет на изменение структуры потребления. Повышение пенсионного возраста может стать дополнительным импульсом для развития бизнеса, производящего товары и услуги по оздоровлению общества — например, производство здоровых продуктов, лекарственных средств и витаминов, создание рекреационных и санаторно-курортных учреждений, медицинских центров, аптечных сетей (в том числе социальных), фитнес-клубов (возможно, специализированных) и т. д.

На рынке недвижимости мы можем прогнозировать следующие изменения. Во-первых, все больше людей будет инвестировать в недвижимость (прежде всего в жилую), чтобы обеспечить себе надежный источник дохода на старость. Во-вторых, из-за изменения возрастных характеристик потребителя, вероятно, будет активно развиваться бизнес, производящий товары и услуги для здоровья. Как итог, появятся новые концепции торгово-сервисных площадей (ТЦ, торгово-сервисной инфраструктуры жилых комплексов), ориентированные на потребности возрастной группы населения, а многие существующие объекты ожидает реконцепция.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Год назад Путин подписал закон, повышающий пенсионный возраст. Чего правительство добилось?






Самой пострадавшей социальной группой стали работники пожилого возраста. Топорная попытка защитить их право на труд с помощью уголовной ответственности для работодателя за увольнение предпенсионеров дала обратный эффект. Пожилых либо стали выгонять раньше, либо перестали брать на работу. А госпрограммы по их переобучению, кажется, превратились в еще одну опцию для отчета чиновников — бессмысленную, но позволяющую «втереть очки» начальству.

Предпринятая властями попытка подкупить пенсионеров обещаниями более высокого размера пенсий дала лишь кратковременный эффект. Говорить о серьезном росте размера пенсий не приходится, а добавленные сотни рублей съедает инфляция, которая на товары первой необходимости (а именно их только и могут купить пенсионеры на свои 11−12 тысяч рублей) гораздо выше официально заявленных 4%. Теперь и пенсионерам ясно, что их обманули.

Пришедший на смену ИПК «Гарантированный пенсионный продукт» хорош лишь своим названием. Знатоки человеческих душ во власти заретушировали суть реформы привлекательным для большинства россиян слоганом. Но если разобраться, схема, предложенная властями, вряд ли будет работать. Поскольку большинство россиян живет в условиях хронической нехватки денег (медианная зарплата ниже 34 тысяч рублей) и отчислять по 6% с каждой получки просто физически не может.

Как оказалось, это хорошо понимают наверху. Так, в Совфеде скептически смотрят на попытки правительства Дмитрия Медведева скрыть людоедский характер реформы. «Значительная часть населения имеет доходы, из которых им просто нечего выделять на увеличение пенсионного обеспечения в будущем», — признала спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко. Об этом же всегда говорила и левая оппозиция в нижней палате.

Сами россияне считают, что им для нормальной жизни требуется 38 тысяч рублей на одного члена семьи. Не ахти какие запросы, но большинство не имеет и такого уровня доходов. По данным опроса «Левада-центра», среднедушевой доход семьи за прошедший месяц оказался в 2,3 раза ниже субъективной оценки нормального дохода — 16,8 тысячи рублей. Имея такой мизерный доход, типичный взрослый, скорее, пустит «излишки» на детей, чем станет откладывать на неопределенное будущее, до которого можно и не дожить.

А субъективная граница бедности составляет 12,5 тысячи рублей на человека. Все, кто имеет меньше — бедняки. А значит, в эту категорию попадают миллионы пенсионеров. На этом фоне заявление одного из идеологов пенсионной реформы Алексея Кудрина о том, что в России нет бедных пенсионеров, так как государство доплачивает им до прожиточного минимума, выглядит как опасное заблуждение облеченного немалой властью чиновника. Страшно далек он от народа…

Однако самих себя чиновники не забывают. Как показал анализ предстоящего сокращения госаппарата, реформа не столько снизит число служащих, сколько позволит направить средства, выделяемые на незакрытые вакансии им на зарплату, а также повысить пенсию за выслугу лет, а значит, и общий размер пенсий. При том, что повышение пенсионного возраста для чиновников означало, скорее, гарантию их занятости, в отличие от «обычных» работников, для которых это означает старость без пенсии.

В этих условиях рекламируемое министрами правительства небывалое повышение продолжительности жизни в России, возможно, объясняется подготовкой второго этапа повышения пенсионного возраста. По мнению члена президиума ЦК КПРФ Валерия Рашкина, речь идет о новой планке выхода на пенсию — 70 лет. Причем, и для мужчин, и для женщин.

Лишая россиян достойной старости, а в каких-то случаях и жизни, власти ссылаются на нехватку денег в ПФР. В то время как новый трехлетний бюджет, вновь сверстан с профицитом. Деньги в стране есть и много, но власти удавятся, а на пенсии их никогда не потратят. Единственным объяснением такой практики является предположение, что власть считает государственные средства условно своими и ее раздражает необходимость делиться ими с народом.

Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский оценивает итоги пенсионной реформы в целом отрицательно.

— Пенсионная реформа, которая вступила в силу с 1 января 2019-го, уже сейчас принесла первые результаты. Но не те, на которые ориентировалось правительство. А именно: продолжилась массовая убыль работающих «в белую» пенсионеров. Сегодня их осталось около 9,7 млн., тогда как в 2015 году было 15,3 млн.

Резкое снижение численности началось в 2016 году, после вступления в силу закона, отменяющего индексацию пенсий пожилым гражданам официально трудоустроенным. В свою очередь, реформа 2019 года усилила эту тенденцию. Такая тенденция наносит ущерб Пенсионному фонду России и бюджету страны.

«СП»: — За это время кабмином предлагалось множество мелких послаблений. Одно из них — сохранение прежнего пенсионного возраста для клиентов НПФ выглядит просто аморально…

— Что касается, так называемой «либерализации» пенсионной реформы, путем возврата пенсионного возраста, но только для клиентов негосударственных пенсионных фондов, то эта инициатива также обречена на провал. НПФ — плохой инструмент накопления на пенсию. Самый главный минус в том, что с пенсии, которую выплачивает НПФ, будет вычитаться подоходный налог.

Если же налог в новой редакции пенсионной реформы будет упразднен, возможно, инструмент заработает, но лишь для ограниченного количества граждан, которые могут себе позволить дополнительные отчисления в НПФ.

По мнению доцента кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрея Песоцкого, пик протестов против повышения пенсионного возраста еще впереди.

— Главный итог годовщины пенсионной реформы — в том, что она проходит без протестов по этому поводу. Это достаточно редкий для последних лет случай, когда государство было вынуждено проталкивать заведомо непопулярные шаги, отвергаемые подавляющим большинством жителей России. И, надо признаться, эта задача была решена — в том числе, путём определенных смягчений первоначальной позиции. Скажем, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет лишь в 2028 году — перспектива, достаточно отдаленная. Скорее всего, эта корректировка реформы, осуществленная президентом Путиным, входила в первоначальные планы.

«СП»: — Лучше бы он вообще не допустил повышения пенсионного возраста, урезонив либералов в правительстве…

— Пенсионная реформа — это расплата за деиндустриализацию, за профуканные «тучные» нефтяные годы. Государство не смогло воспользоваться высокими ценами на нефть, чтобы создать базу для дальнейшего развития страны. Если бы экономика росла, создавалось бы много новых рабочих мест в высокотехнологичных сферах, то система социальных гарантий могла бы быть более гуманной, обращенной к человеку. У нас же создается экономика при которой «человек человеку волк», где каждый выживает, как хочет.

«СП»: — Отсутствие слишком уж буйной реакции россиян, возможно, следствие плавного, нарастающего характера пенсионных нововведений. Чем большее число людей столкнется с ними лично, тем, наверное, острее будут социальные последствия…

А вот заместитель председателя комитета по социальной политике Госсовета Республики Татарстан Артем Прокофьев уверен, что пенсионная реформа приведет к отставке правительства и будет отменена.

— Даже по истечении года мы пока не можем подвести черту под пенсионной реформой. Ее последствия расходятся, как круги на воде, и им нет конца и края. Но мы уже видим, что последствия закона о повышении пенсионного возраста до конца просчитаны не были. Вот сейчас предлагают идею четырехдневной рабочей недели. Но ведь она возникла не сама по себе, а как ответ на происходящее на рынке труда в связи с пенсионной реформой. У нас получился переизбыток людей на рынке труда.

Это сейчас серьезная проблема для правительства и оно думает, как ее решать, выдвигая, в том числе, такое безумие, как «четырехдневка». Не желая признавать свою ошибку с пенсионной реформой, правительство продолжает усугублять ситуацию, повышая ставки. Представляете, сколько пришлось принять мер уже и сколько еще предстоит принять, помимо четырехдневной рабочей недели? Это не финал.

Поэтому к пенсионному вопросу еще придется вернуться. Это будет уже новое правительство. И пенсионная реформа в том виде, каком она есть, будет отменена.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам


В связи с так называемой пенсионной реформой, проведенной в России, в 2020 году отложится выход на пенсию у 800 тыс. человек — с учетом тех, у кого пенсия сдвинулась уже в 2019 году. Такие данные дает руководство Пенсионного фонда России. Таким образом, значительное число наших граждан уже самым непосредственным образом столкнулись с первыми итогами изменений, внесенных в российскую пенсионную систему.

Очевидно, что перемены очень остро влияют на жизнь людей старших поколений.

Во-первых, теперь они вынуждены менять свои жизненные планы и продолжать работать в среднем еще пять лет, лишаясь выбора — продолжать ли трудовую деятельность или заниматься чем-то другим, например нянчить внуков. Соответственно под ударом оказались не только те, кого непосредственно затронуло повышение пенсионного возраста, но и члены их семей. Вполне возможно, что новые условия повлияют и на рождаемость — когда молодые семьи не смогут рассчитывать на помощь своих родителей, многие примут решение отложить рождение детей.

Во-вторых, увеличение пенсионного возраста лишило граждан старшего возраста вполне конкретной суммы пенсионных выплат за пять лет, которая ранее им причиталась и на которую они могли рассчитывать. Если считать по уровню средней пенсии в 2019 году, то общая цифра весьма существенна — более 846 тыс. руб.

В итоге мы имеем дело с серьезной несправедливостью по отношению к старшему поколению, а в конечном итоге эта несправедливость коснулась большинства жителей страны.

Правильным решением было бы провести такую реформу, где бы в корне изменился заложенный еще в 1930-е годы и действующий до сегодняшнего дня принцип расчета пенсии, которая считается от заработной платы. Использовать подход почти столетней давности — привязывать пенсию к зарплате работающих людей — абсолютно несправедливо и неправильно. Слишком сильно изменился мир и условия труда людей: с точки зрения фондо- и энерговооруженности нельзя поставить знак равенства между XXI веком и началом прошлого столетия. В 1930-е годы не было роботов, цифровизации и пр., что стало неотъемлемыми реалиями нашей жизни. Землю копали вручную лопатами — громоздкие паровые экскаваторы были тогда единичными. Уголь добывали кувалдой и поднимали вручную вагонетками — а сегодня машины, которыми добывается уголь, максимально производительны и мощны. И так в любой отрасли экономики.

В связи с этим о настоящей реформе можно было бы говорить в том случае, если бы реформаторы изменили сам принцип формирования пенсионного фонда — не через отчисления с заработных плат людей трудоспособного возраста, а исходя из результатов развития всей экономики — динамики валового регионального продукта в регионах, валового внутреннего продукта всей страны.

То есть пенсии должны зависеть от того, сколько зарабатывает вся страна. И пенсионный фонд должен формироваться, исходя из этого, от растущего объема ВВП. В таком случае хватало бы средств на пенсии и их регулярную индексацию.

Что характерно, предлагаемая система — отталкиваться от ВВП, для того чтобы формировать пенсионный фонд и платить пенсию, — не вызывает возражений по существу у экспертов, а также у представителей Пенсионного фонда России и органов власти разного уровня. Однако оказалось, что при действующем режиме на уровне правительства такую справедливую по отношению к людям и эффективную по потенциальным результатам пенсионную реформу провести нельзя. Вместо этого произошло то, что произошло: несмотря на многочисленные протесты населения власти подняли пенсионный возраст.

В Иркутской области было сделано все возможное, чтобы сгладить последствия для тех, кто оказался под ударом, по крайней мере на уровне региона. В частности, как раз в то время, когда на федеральном уровне продвигалась «пенсионная реформа», был принят закон о ветеранах труда Иркутской области, на чем много лет подряд настаивал и областной совет ветеранов. В результате благодаря этому законодательному акту ветераны труда региона были приравнены к федеральным ветеранам труда.

Были приняты меры и по защите других категорий населения Иркутской области — прежде всего представителей старших поколений. С 2018 года было принято решение выплачивать гражданам, имеющим статус детей войны, по 2 тыс. руб. ко Дню Победы. Кроме того, в регионе предусмотрены ежемесячные доплаты труженикам тыла, а также пожилым ветеранам, которым уже исполнилось 90, 95 и 100 лет. Был введен и достаточно широкий спектр местных льгот для инвалидов 1-й и 2-й групп, связанный с лекарственным обеспечением.

Все это примеры тех мер, которые были предприняты на уровне одного региона — в рамках его возможностей и полномочий — для того, чтобы хотя бы частично сгладить последствия несправедливой «пенсионной реформы». При этом для того, чтобы менять ситуацию не точечно, а комплексно, нужно принимать решение не о повышении пенсионного возраста, что ущемляет права граждан, а о переустройстве самой пенсионной системы — так, чтобы сделать ее современной, эффективной и соответствующей реалиям XXI века. Однако такие серьезные реформы возможны либо только под большим социальным давлением населения на действующую власть, на правящий режим, либо вовсе после смены руководства страны.


Вот уже больше года прошло с того дня, как президент России Владимир Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста. Закон был подписан 3 октября 2018 года, несмотря на то, что независимые эксперты показывали необоснованность пенсионной реформы в том виде, в каком она предлагалась.

Ученые предупреждали о неминуемых следствиях этого непродуманного решения, а по всей стране проходили акции протеста. Незадолго до подписания закона в администрацию президента были поданы подписи более миллиона граждан, возражающих против данного шага, однако их голос остался неучтенным.

Реформа получила неофициальное название «людоедская» за беспредельный цинизм, обрекающий на мучительное существование в нищете тех людей, чье здоровье в силу возраста не позволяет им полноценно конкурировать за место под солнцем в капиталистическом мире. А день подписания закона вошел в историю России как День Людоеда. С тех пор 3 числа каждого месяца по всей стране проводятся акции протеста, ставящие целью принудить органы власти вернуть пенсионный возраст к границам, установленным в советское время.

ИА Красная Весна провело 3 ноября опрос граждан в центре Петербурга — под аркой Главного штаба. Мы спрашивали людей, насколько актуальна сейчас тема пенсионной реформы, смирился ли народ с тем, что пожилым людям придется на 5 лет дольше работать, а также просили аргументировать свое мнение о том, почему эта реформа была проведена, и нужна ли она.

Несколько человек заявили, что у них нет своего мнения. Некоторые респонденты объясняли свое нежелание разговаривать тем, что они уже на пенсии и их это не касается. Молодые люди говорили, что им до пенсии еще далеко, и они даже не думают на эту тему. Дмитрий, работающий в строительной отрасли, пояснил подробнее, но был краток: «Мы стараемся не работать на пенсию и на нее вообще не рассчитывать».

Несколько человек отказались от публикации своего мнения, хотя без диктофона были готовы беседовать с корреспондентом на эту тему. Однако кое-кто согласился поделиться тем, что он думает по поводу повышения пенсионного возраста.

Большинство из согласившихся высказать свое мнение осуждают пенсионную реформу, за исключением двух женщин, на ходу бросивших, что реформа хороша. Еще пара пожилых женщин отказались комментировать реформу и, так же на ходу, заявили, что страна должна работать, чтобы накормить пенсионеров. Беседовать подробнее эти респонденты отказались.

Население вымирает. И бабушек не будет теперь…

Светлана Валерьевна из Нижнего Новгорода высказалась категорически против повышения пенсионного возраста, указав на плачевное состояние здоровья населения. «Посмотрите, сколько патологических состояний. Пороков всяких, заболеваний. Молодое поколение растет недостаточно здоровое. Население просто вымирает», — сказала она, отметив, что теперь за пенсией надо будет вставать из гроба.

На вопрос, есть ли у нее дети, Светлана Валерьевна ответила, что есть. «Дети наши будут лишены теперь бабушек. Бабушек не будет теперь», — пожалела она.

Нам приказали долго жить

Александр из Петербурга также не одобряет пенсионную реформу. На просьбу прокомментировать подробнее, ответил, что ему не нравится сам факт, что «царь приказал дольше жить и дольше работать». У Александра маленькая дочка. Ее бабушки должны были выйти на пенсию в текущем году, но вынуждены работать.

Чиновники не умеют управлять страной

Инженер из авиакомпании «Россия» сообщил, что как раньше относился отрицательно к повышению пенсионного возраста, так относится и сегодня, спустя год после подписания закона. «Сколько можно прикрывать свое неумение управлять страной?» — задал он вопрос, подчеркивая, что чиновники этой пенсионной реформой просто прикрывают «дыры», возникшие из-за непрофессионализма.

Неожиданность не красит реформу

Андрей из Москвы, руководитель отдела в коммерческой фирме, рассказал о своем сложном отношении к повышению пенсионного возраста. С одной стороны, если так много пенсионеров, то надо что-то делать. Но Андрей считает, что надо было делать по-другому. «Переход должен был быть плановым. А он не плановый», — сказал он.

Власть привыкла грабить. То ли еще будет…

Пенсионерка из Москвы, представившаяся Фросей Бурлаковой, сожалеет об участи детей, которые вынуждены будут идти на пенсию позже. Она заявила, что если бы чиновники в правительстве работали физически, то им не пришло бы в голову повышать пенсионный возраст. По мнению москвички, чиновники бодры, веселы и здоровы до 70 лет, потому что никогда не крутили руль автобуса и не поднимали ничего тяжелее ручки.

«Я не понимаю, когда правительство наестся и закончит грабить народ. Настроили дворцов себе, нахватали гектары земли, а народу прибавили по 5 лет. Настолько привыкли грабить, что просто выискивают любой путь. Налоги увеличили, НДС увеличили. Что бы нам еще увеличить? А чего это они у нас так быстро на пенсию уходят… Пусть еще 5 лет поработают. Следующий шаг — я не знаю, что будет. Может, детей с первого класса заставят улицы подметать?» — сказала пенсионерка.

Попали в капкан

Жительница Калининграда Н., работающая в муниципальном хозяйстве, сказала, что из-за повышения пенсионного возраста люди теперь не смогут пожить для себя: «Получается, что человек живет, живет, потом уходит на пенсию и просто умирает». Она отметила, что у людей должен быть выбор — работать или нет в пожилом возрасте, потому что на пожилых людей смотрят как на «старую кошелку», а они вынуждены терпеть из-за страха остаться без средств существования.

Сейчас люди, по мнению Н., попадают в капкан, так как дискриминация из-за возраста сильная. И закон о недопущении увольнения предпенсионеров привел только к ухудшению ситуации. Теперь люди боятся, что их будут увольнять раньше, чем они станут предпенсионерами, или просто вообще не будут брать на работу при приближении этого возраста.

Физиологические особенности не позволят работать на прежнем уровне

Александр, пенсионер из Ессентуков, объяснил свое отрицательное отношение к повышению пенсионного возраста тем, что физиологически человек в пожилом возрасте не способен уже трудиться на прежнем уровне. Александр занимал высокую руководящую должность, но на собственном опыте убедился, что с возрастом человек не может многое выполнять, особенно если работа сложная. Например, с возрастом ухудшается память, зрение, появляются другие болезни.

По мнению Александра, человек в таком состоянии может работать только на несложных работах, которые не требуют большой ответственности — подмести, поднести что-то. На вопрос, как он относится к объяснениям правительства о необходимости повышения пенсионного возраста, Александр высказал уверенность, что чиновники способны «объяснить» всё, хотя фактически в стране деньги есть. Также он высказал предположение, что чиновники могут и дальше обманывать народ.

Вот такие мнения высказывают российские граждане. Пенсионная реформа заставила людей чувствовать себя в ловушке и ожидать худшего. Она не только показала, что российское государство перестало быть социальным, но и дискредитировала органы власти как органы управления.

Как долго будет длиться и к чему приведет такое отношение к российской власти — вопрос непраздный. Чем дальше в лес, тем больше дров. Большинство людей до сих пор не принимают реформу, и наивно ожидать, что время что-то изменит. Уже сегодня социологические опросы показывают отпадение народа от государства. И если граждане считают, что пенсионная реформа стала проявлением неспособности российской элиты решать проблемы, то в недалеком будущем эта элита лишится власти.

Читайте также: