Постановление об отмене пенсий на донбассе

Кабинет министров Украины 21 августа 2019 года принял Постановление № 788 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины», которым был усовершенствован порядок назначения, восстановления и продления пенсионных выплат внутренне перемещенным лицам (ВПЛ).

О том, какие именно изменения предусматривает новое постановление и что теперь ожидает переселенцев, рассказали специалисты общественной организации «Донбасс SOS».

«21 августа 2019 года, за неделю до окончания своей работы, действующий Кабинет министров Украины принял постановление № 788, которым наглядно продемонстрировал свое отношение к самым уязвимым категориям граждан своей страны, пострадавшим от конфликта и к статье 1 Конституции Украины, где написано, что, среди прочего, Украина является социальным государством», – говорится в сообщении организации.

Так, согласно новому порядку, постановление Кабмина № 365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 8 июня 2016 года больше не распространяется на пенсионные выплаты.

Таким образом, подчеркнули в организации, судебный процесс по признанию незаконным и отмене Постановления № 335, которым устанавливается необходимость особого порядка выплаты пенсионной задолженности, теряет значение, поскольку в решении суда первой инстанции введение особого порядка было признано незаконным и отменено именно в части пенсионных выплат.

При этом, положение о том, что задолженность по пенсиям до момента ее возобновления выплачивается на условиях особого несуществующего порядка, сохраняется. Просто теперь оно перенесено в последний абзац п. 1 постановления Кабмина № 637 «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014 года.

Кроме того, всем, кто переместился с неподконтрольной украинским властям территории, в том числе тем, кто отказался от справки переселенца, пенсионные выплаты будут осуществляться в порядке, который распространяется на ВПЛ, вне зависимости, стоят они на учете в данный момент как ВПЛ, или нет. Теперь эта норма специально прописана в постановлении № 637.

«Таким образом, государство не позволит вам перестать быть переселенцем, даже если вы этого захотите. Этот статус навсегда останется с вами», – отметили юристы организации.

Помимо этого, в постановлении № 637 прописан теперь тот порядок проверок пенсионеров, который раньше регулировался постановлением № 365 (проверки по спискам «Аркан»).

Согласно нововведению, круг тех, от кого Пенсионный фонд может получить информацию о том, что пенсионер отсутствует по месту проживания, теперь до некоторой степени регламентирован, хотя и не ограничен. Это либо государственные органы (Государственная пограничная служба Украины, Министерство внутренних дел, Служба безопасности Украины, Национальная полиция, Государственная миграционная служба, Минфин и др.), либо органы местного самоуправления.

«Приостановка пенсии невозможна без официальной информации от любого из этих органов, пусть даже она будет получена в виде данных из электронных реестров. При этом, в любой из этих органов ПФУ имеет право обратиться по собственной инициативе в любой момент», – уточнили специалисты.

Также, согласно еще одному нововведению, в порядок выплаты пенсионных задолженностей по решению суда (где, в частности, написано, что специальная комиссия ПФУ решает, исполнять эти решения или нет) включены еще «прочие выплаты, связанные с пенсиями», а также отдельно — выплаты судьям в отставке.

Тем не менее, подчеркнули юристы, на выплату наследникам сумм недополученной пенсии умершего этот порядок все равно не распространяется.

Кроме этих изменений, вводится новая норма.

«И наконец, пожалуй, самое худшее. В п. 1 постановления 637 вводится новая норма: "При обращении внутренне перемещенного лица с заявлением о назначении, восстановлении или продлении выплаты пенсии и документом, удостоверяющим личность, территориальные органы Пенсионного фонда Украины идентифицируют личность заявителя, фиксируют место и время ее обращения, сравнивают полученные данные с данными, которые обрабатываются в базах данных Пенсионного фонда Украины, с учетом данных Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах в порядке, который утверждается Пенсионным фондом Украины по согласованию с Минсоцполитики". Как мы понимаем, этого порядка нет, и в ближайшее время по чисто техническим причинам (в связи со сменой Кабинета министров) разработан он не будет», – говорится в сообщении.

Таким образом, подчеркнули юристы, можно ожидать, что теперь абсолютно все пенсионеры-переселенцы при обращении в Пенсионный фонд могут получить отказ на основании того, что порядок их идентификации еще не разработан.

Что теперь делать переселенцам

Специалисты организации напомнили, что, как и раньше, речь идет не о законах, а о подзаконных актах, которые не должны противоречить законам и Конституции Украины. Поэтому, в любой конфликтной ситуации юристы рекомендуют брать письменный отказ у начальника отделения Пенсионного фонда, обязательно с указанием оснований отказа.

Если выплаты приостановлены по инициативе Пенсионного фонда, сотрудники обязаны предоставить переселенцу соответствующий документ (из СБУ, ГПСУ, МВД и т.д).


Три недели в Луганске и Донецке не меняется главная тема разговоров. Отмена пенсий, «списки СБУ», 60 дней за пределами подконтрольной Украине территории. Откуда взялась такая напасть, можно ли было ее избежать и чем обернется эта история для Украины? Ну, и да, контрольный: должна ли Украина платить пенсии, тем, кто живет?

Диверсия против Украины

- Среди моих знакомых нет такой семьи, которой не коснулась нынешняя отмена выплат. В большинстве семей то мужу обрезали пенсию, то жене. В некоторых - обоим, - рассказывает луганчанка-пенсионерка Галина Николаевна.

Она женщина общительная, знакомых много: соседи в многоэтажке, по дачному кооперативу, по церкви, где она постоянно бывает на службах, бывшие сотрудники с завода. Все оформляли пенсии на подконтрольной правительству территории.

Луганск сегодня - «город без взрослых детей». Работы нет, трудоспособные мужчины и женщины - в основном на заработках в России или Украине. Пенсионеров и до войны в Луганске была половина от взрослого населения, теперь же их, наверно, все 2/3. Поэтому, когда внезапно не пришли SMS о зачислении пенсий, город загудел, как улей.

- Знакомый ездил в Рубежное по поводу пенсии - он там оформлял выплаты, - говорит пенсионер Алексей Григорьевич. - Спросил в пенсионном, почему в апреле не было перевода. Ответ - «СБУ дала команду заблокировать». Он говорит: так меня никто не проверял - тут я или нет. - «СБУ, - отвечают, - и так знает что вы тут не живете». Пришлось писать заявление «Прошу возобновить выплату пенсии с этого месяца». Ну, и это все на комиссию, снова все справки сдавать надо как в самом начале.

Собеседнику самому отменили выплату пенсии. При этом он буквально только что прошел так называемую верификацию. Ездили с женой на своей «Таврии» на север Луганщины, где оформлены пенсии, на бензин ушло больше 1000 гривен. Другие люди ездили автобусами - 700 гривен с человека. Спали на съемных квартирах вповалку, в 10-градусный мороз с 4 часов утра занимали очередь по три дня. Выдержать такое и молодому непросто - а тут старики.

И все это, теперь оказалось, - напрасно. Стариков накрывает отчаяние. Даже те, кто живя в «ЛНР», был за Украину, отворачиваются (хоть и не становятся сторонниками «молодой республики», и Путина не полюбили).

- Нехорошо на душе, - говорит Алексей Григорьевич. - Я считаю, что отмена пенсий - это диверсия против Украины самая настоящая.

Откуда взялись «60 дней»?

За это время выяснилось, что причиной отмены пенсий стало превышение срока в 60 дней за пределами подконтрольной Украине территории. Как поняли люди в ОРДЛО, в Пенсионный фонд передали данные Госпогранслужбы о том, кто пересекал линию разграничения и выезжал за пределы страны (в Россию либо через Россию - в Луганск и Донецк). Какое отношение к «спискам» имеет СБУ - осталось неясным.

Поднимаем документы. Откуда взялись эти 60 дней? Оказывается, из Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц».

В нем записано, что «Для взятого на учет внутренне перемещенного лица (ВПЛ) реализация право на. пенсионное обеспечение. осуществляется в соответствии с законодательством Украины» (ст. 7). А ст. 12 трактует об основаниях для отмены действия справки ВПЛ. Среди них - вариант, что это самое лицо вернулось к оставленному месту проживания либо «выехало за границу».

Причиной считать, что человек вернулся «к оставленному месту проживания», является его длительное отсутствие там, где его зарегистрировали как переселенца. Длительное - это свыше 60 суток. Данные об этом могут быть получены органами соцзащиты из соответствующих госреестров, от органов исполнительной власти и местного самоуправления, от общественных объединений и волонтеров. И эти нормы внесены в закон еще в декабре 2015. Два месяца находишься в Луганске - справка переселенца аннулируется.

- А основанием начисления пенсии является справка переселенца, - объясняет Александра Дворецкая, председатель правления Инициативы «Восток-SOS». - И это самая большая проблема. Мы говорим с 2014 года, что это должно быть разделено - статус ВПЛ и выплаты пенсий. Потому что множество пенсионеров не претендуют на «переселенческие» - компенсацию за съем жилья. Пенсию - всем, выплаты на проживание - ВПЛ.

Под «мы» Александра имеет в виду волонтеров и правозащитников еще и из других организаций - «Донбасс-SOS», «КрымSOS», ряда благотворительных фондов.

«Как пес на цепи»

В нынешних условиях, когда все выплаты (и социальные, и пенсия, «переселенческие») привязаны к справке временного переселенца, появляется почва для спекуляций на эту тему. Например, распространенный мотив - «сами живут на неподконтрольных территориях, а получают вместе с пенсией компенсацию за съем жилья». Отдельные такие случаи есть, разумеется. Но риск подобных нарушений был бы минимальным, не будь оформление пенсии завязано на клятой справке ВПЛ. Реально ли было отделить пенсии от статуса переселенца?

- Вопрос в том, что нет воли это сделать, - говорит Дворецкая. - У нас все встречи с Розенко и с Ревой на этом требовании заканчивались. (Павел Розенко - вице-премьер-министр по вопросам социальной политики, с декабря 2014 по апрель 2016 - министр труда и соцполитики. Андрей Рева - министр социальной политики. - «РГ»)

Станица, Рубежное, Харьков, Старобельск. Объявления на остановке в Луганске. Фото «РГ»

Чиновники, определяющие соцполитику, ничего конкретного по этому поводу не говорят. Но отсутствие действий с их стороны или хотя бы обещаний - это недвусмысленный ответ «нет».

С другой стороны, они, как мантру, повторяют «мы начисляем, только выплатить на неподконтрольных территориях не можем».

- Единственное, что нас волнует в этой ситуации, это не его (пенсионера. - «РГ») место проживания, а его физическая идентификация, - втолковывал министр соцполитики Рева информагентству MediaPort в августе 2016. - Это не значит, что человек должен сидеть здесь, как, извините, пес на цепи.

И он делает из этого неожиданный вывод: «то есть этот упрощенный порядок распространяется только на людей, которые имеют такой статус (ВПЛ. - «РГ») и связан именно со статусом ». А «упрощенный порядок» - это та система выплат пенсий ВПЛ, что есть сейчас. Лишившись статуса переселенца, по словам министра, человек «выплат не лишается. Они должны быть сделаны в другом порядке - в общем». Знаете, что такое «общий порядок»? Это значит, что люди должны получать пенсии по месту его проживания. В Донецке, Луганске.

Министр соглашается, что сейчас это невозможно, но обещает, что начисленные пенсии отдадут, как только такая возможность представится. Такое впечатление, Рева считает стариков, существующих на грани выживания под властью боевиков, бессмертными.

Восстановить выплаты - лишь через полгода

«Все, что не выплатили, - отдадим! Как только ОРДЛО вернутся под контроль Украины». Эти обещания мы слышали от премьер-минстра Владимира Гройсмана, от Павла Розенко в бытность его министром соцполитики и потом, когда он стал вице-премьером.

На практике, однако, оказывается, что начисления пенсий людям, которые остались на неконтролируемых Украиной территориях Донбасса не ведутся.

- Все, что не выплачено, но начислено, находится на личных счетах пенсионеров. Так по закону. А в случае, если пенсионер ушел из жизни, эти деньги входят в наследственную массу, которую Пенсионный фонд обязан выплатить наследникам (ст. 91 Закона «О пенсионном обеспечении»), - говорит Наталья Есина, помощник координатора общественной приемной Украинского Хельсинкского Союза по правам человека (УХСПЧ) в г. Сумы. - К нам обращался молодой человек из Красного Луча (сейчас живет в Харькове), у которого мама-пенсионерка умерла в Луче. Еще было обращение от луганчанки, которая живет в Сумах, - у нее умерли бабушка и дедушка. Вот по ним нотариусы из Пенсионного фонда давали ответы, что пенсия не начислялась в связи с «недонесением справки ВПЛ».

А какова же судьба выплат живым пенсионерам, которые попали под нынешние санкции за «60 дней»? Их можно восстановить. Но с нервотрепкой, бумажной волокитой, последующими поездками на подконтрольную территорию каждые 2 месяца - и только через полгода.

Такая норма установлена злосчастным постановлением Кабмина №365 от 8 июня 2016 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам», - против которого так долго и безрезультатно протестовали правозащитники и организации переселенцев. Ею утвержден «Порядок осуществление контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания». Вот в нем п. 18 и устанавливает срок в полгода между прекращением выплат (из-за аннулирования справки ВПЛ) и их «повторным назначением».

Что должен кушать пенсионер в это время, в Постанове не объясняется.

Пенсию «отвязывают» от справки через суд

И за эти полгода пенсию отдавать не будут.

- Вывод, что пенсия не начисляется все это время, мы делаем из того, что в письмах людям пишут, что их справка переселенца недействительна, и они уже не состоят на учете как ВПЛ. Соответственно, Пенсионный фонд не производит начисление на их пенсионный счет, - рассказывает Наталья Есина из сумской приемной УХСПЧ. - На учет они становятся заново, получают новую справку. И через полгода они что? - Обращаются за «повторним призначенням».

Тут есть нюанс. Если справку получить сразу, то потом нужно опять-таки соблюдать интервал в 55-57 дней в выездах на неподконтрольную территорию. Иначе упустишь срок - и справку снова аннулируют. Поэтому справку лучше получать ближе к сроку оформления «повторного назначения выплат». Ну, и потом ездить с интервалом в те же 55-57 дней на подконтрольную территорию.

Выстаивая, само собой, колоссальные очереди на КПВВ либо на границе, если (совершая административное правонарушение) вы едете через Россию. Все это - траты денег и здоровья для пожилых людей. Радикально решить проблему можно попробовать, «отвязав» пенсию от адресной помощи (тех самых «квартирных»), которые большинство пенсионеров ОРДЛО и так не получают.

- Сейчас мы готовим серию исков в суд по этим «спискам погранслужбы», будем «отвязывать» справку от пенсий. Это подходит в тех случаях, когда человек написал заявление в органы соцзащиты, что он официально отказывается от адресной помощи, - говорит Есина.

«Квартира на ночь. Рядом и с социальной защитой, и с Ощадбанком». В Беловодске на севере Луганщины зарегистрировано множество пенсионеров. Февраль 2017, разгар верификации. Фото «РГ»

Вообще, конечно, все это издевательство никак не вписывается в рамки украинского и международного законодательства. И тем более - в рамки представлений о гуманизме.

- Есть Закон «О пенсионном обеспечении», согласно его ст. 85, пенсионные выплаты пенсионерам гарантированы независимо от регистрации места проживания. Где бы человек ни проживал, он имеет право получать пенсию, - говорит Николай Козырев, глава Общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан.

ООН возмущена правительством Украины

Закон «О пенсионном обеспечении» по иерархии выше принятого сейчас Закона «Об обеспечении прав и свобод ВПЛ» (которым на самом деле лишили пенсий и соцвыплат десятки тысяч человек!). И тем более - выше подзаконных актов, вроде постановлений Кабмина, которые предписывают лишать людей пенсий, а затем восстанавливать выплаты лишь через полгода - не выплачивая долга за эти 6 месяцев.

- Поэтому любое ограничение права на получение пенсий - незаконно, - резюмирует Николай Козырев.

Правозащитник указывает, что государство действительно может ограничивать права и свободы граждан в том случае, если в стране объявлено чрезвычайное или военное положение. Но в Украине ни того, ни другого сделано не было. Не определен и статус ОРДЛО - эти районы официально так и не признаны оккупированными.

В мае 2015 года Верховная Рада приняла заявление об отступлении Украины от обязательств, определенных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской социальной хартии. В то же время процедура не была доведена до конца. Поэтому международное сообщество настаивает на соблюдении гуманитарных норм.

- Мы, в частности, очень серьезно обеспокоены и не раз поднимали вопрос по поводу прекращения соцвыплат и пенсий. В некоторых случаях, когда людей исключали из списков выплат, такие действия нарушали даже украинские законы, не говоря уж о международных. И мы настаиваем, что все граждане имеют право на соцвыплаты, независимо от того, где они живут, являются ли пенсионерами или ВПЛ, - подчеркнул координатор систем ООН в Украине Нил Уокер в интервью «Зеркалу недели» в феврале 2017.

«Официальных» благотворительных обедов в «ЛНР» давно не существует. Волонтер Валентина Величко собирает гуманитарку где только может и скоро три года, как готовит для десятков обездоленных каждый день. Женщина получила четверть буханки хлеба, литровую банку супа и счастлива этим. Фото из Facebook

Уокер также отметил, что сегодня международное сообщество обеспокоено позицией Минсоцполитики Украины по вопросу социальных выплат и пенсий. А месяц спустя о возможном способе решить проблему говорила председатель мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Фиона Фрейзер.

Доклад ООН призывает правительство обеспечить социальные выплаты каждому. И Фрейзер напомнила, что 160 тысяч пенсионеров на неподконтрольных правительству территориях Донбасса не получают пенсии с ноября 2014 г.

- Рекомендуем разорвать связь между правом получать пенсию и необходимостью регистрации статуса внутренне перемещенного лица, - сказала Фрейзер.

Но правительство продолжает игнорировать призывы ООН так же, как и требования правозащитников. Давая бесценные поводы кремлевской пропаганде представить Украину государством-«террористом», которое стремится уничтожить мирных граждан. Не «Градами», так голодом. Заодно показать Кремль спасителем, как это было во время недавнего мнимого «отключения электричества».

Куш на кону колоссальный. Год назад вице-премьер Розенко сообщал, что экономия на невыплатах пенсий жителям ОРДЛО составляет 700-800 миллионов в месяц. С тех пор минимальная пенсия выросла на 22% - с 1074 грн до 1312. Таким образом, теперь в месяц удается состричь с «паршивых овец» 854-976 миллионов гривен!

Вопрос только: стоят ли эти миллионы тех мегатонн ненависти, которые копятся к государству Украина в оккупированном (де-факто) Донбассе?


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал необоснованной жалобу жителей Луганска на лишение их пенсий и поддержал аргументы украинского правительства

Об этом сообщил на своей странице в Facebook заместитель министра юстиции и уполномоченный по вопросам ЕСПЧ Иван Лищина: «ЕСПЧ признал заявление неприемлемым, таким, которое явно необоснованно». В расплывчатом постановлении ЕСПЧ говорится: «Суд принимает аргумент правительства о том, что государство не могло быть обязано исполнять решения путем действий, которые не были чётко обозначены судом при принятии решений. Заявители могли и должны были обратиться с отдельными исками против соответствующих ответчиков об отстаивании своих прав».

Иначе говоря, причина отказа донбасским пенсионерам формальна, по мнению ЕСПЧ, они не исчерпали возможности судебных разбирательств с Украиной. Однако Киев преподносит это как перемогу и «приятную новость» (по выражению Лищины), а подпевающие властям СМИ напропалую врут – дескать, решение ЕСПЧ означает, что пенсии жителям ДНР и ЛНР не платились украинской стороной совершенно справедливо. На самом же деле ЕСПЧ подобного решения не принимал, а указал на то, что заявители не со всеми «соответствующими ответчиками» на Украине судились.

Эпопея с лишением правительством Украины пенсий жителей ДНР и ЛНР длится с конца 2014 года. После государственного переворота и начала гражданской войны в Донбассе Кабмин Украины принял постановление №595, пункт 2 которого замораживал выплату пенсий и социальных пособий всем жителям неподконтрольных Киеву территорий до «деоккупации». Это постановление и подвигло группу луганчан добиваться его отмены. В итоге админсуды трёх инстанций признали недействительным скандальный пункт постановления, посчитав, что правительство Украины вышло за пределы полномочий. Однако пенсий истцы так и не получили.

4 сентября 2018 года Верховный суд Украины принял решение: «Право на пенсию и ее получение не может быть связано с местом проживания человека». Данное постановление опиралось на заключение Конституционного суда от 7 октября 2009 года, в котором говорилось, что «исходя из правовой, социальной природы пенсий право гражданина на получение назначенной ему пенсии не может быть связано с таким условием, как постоянное проживание на Украине». Несмотря на это постановление суда, выплату пенсий не возобновили.

Для получения честно заработанных за многие годы денег пенсионерам приходится выезжать на подконтрольную Киеву территорию, находить место регистрации проживания и проходить процедуру верификации личности в «Ощадбанке», где им выплачивают пенсии. Десятки пожилых людей уже умерли в очередях на контрольных пунктах вьезда-выезда. Те, кто по состоянию здоровья не мог совершать такие поездки и выстаивать в огромных очередях, так своих денег и не получили.

МИД РФ в своём докладе за 2020 год «О ситуации с правами человека на Украине» ссылается на мнение независимого эксперта Совета ООН по правам человека (СПЧ) Х.П.Бохославски: «Пенсионеры, проживающие в Донбассе, вынуждены регулярно пересекать линию контроля и регистрироваться в качестве внутренне перемещённых лиц для того, чтобы продолжать получать пенсии. При этом они сталкиваются с рисками для жизни, а также несут значительные расходы на дорогу – от 50 до 80% от размера пенсий».

Международная организация Human Rights Watch также заявила о том, что Украина должна прекратить дискриминацию пенсионеров, вынужденных пересекать линию разграничения для получения пенсий.

Власть в стране поменялась. На смену Порошенко пришёл Зеленский и его команда, но в вопросе выплаты пенсий жителям ДНР и ЛНР ничего не изменилось.

В сентябре 2019 года глава Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Матильда Богнер заявила: «Пенсии следует выплачивать всем, кто имеет на них право, независимо от места их проживания. Это настоятельная рекомендация. И мы надеемся, что новое правительство будет считать ее одним из приоритетов». Но это только слова и только надежды. Которые не оправдываются.

Новое правительство не делает ничего, чтобы возобновить выплату пенсий людям, которые работали на Украину. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что возможности для выплаты пенсий в нынешней реальности нет, а «решение этой проблемы непосредственно завязано на процесс деоккупации».

В феврале 2020 года Верховная рада провалила принятие закона №2083-д о реализации права на пенсию. За него проголосовало всего 184 депутата из необходимых 226. Заместитель министра финансов Юрий Джигир сообщил, что «законопроект приводит к дополнительным расходам в размере 115 миллиардов гривен», а Пенсионный фонд не имеет денег даже «на погашение текущих пенсионных обязательств». Государство задолжало каждому пенсионеру в ДНР-ЛНР в среднем по 31 тыс. грн (€930).

Народный депутат от «Слуги народа» Елизавета Богуцкая, сбежавшая в Киев из Крыма, заявила: «Я категорически против этого закона… Кто будет определять, какие взгляды у тех пенсионеров? Поддерживают они Россию или нет?» По сути, депутат ставит вопрос выплат пенсий в зависимость от политических взглядов людей!

То есть когда Зеленский и иже с ним зовут жителей Донбасса вернуться, надо при этом помнить, что украинский бюджет на них не рассчитан. А если власти думают, что трудовой народ ДНР и ЛНР сам заработает на пенсии своим старикам и инвалидам, то мысли эти в целом правильные, но вот для чего тогда возвращаться, да ещё в страну, поражённую лютым национализмом?

Решение ЕСПЧ открывает новые возможности для дальнейшей дискриминации Киевом пенсионеров. И касается это не только жителей ДНР и ЛНР.

С нового года в рамках пенсионной реформы, принятой ещё в 2017 году, социальных пенсий могут быть лишены более 75 тысяч украинских граждан, имеющих менее 15 лет трудового стажа. Сейчас они получают соцвыплаты в размере прожиточного минимума – 1720 грн. (€52), но и то только в том случае, если владеют жилплощадью не более 21 кв. м на человека и не имеют огорода. С 1 января 2021 года всем этим людям грозит пополнить ряды нищих. А в ЕСПЧ обращаться бесполезно: во-первых, надо будет пройти абсолютно все круги судебных разбирательств на Украине (что невозможно без денег и займёт годы), во-вторых, при отсутствии системы прецедентного права каждый человек остаётся один на один с государством, не желающим платить ему деньги. И даже если депутаты в страхе перед каким-нибудь новыми революциями передвинут сроки лишения 75 тысяч граждан социальных пенсий, проблема никуда не уйдёт. Через год, два или пять лет людей, которым не хватило стажа для выхода на пенсию, всё равно лишат денег от государства.

Если уж постмайданная власть лишила пенсий тех, кто до 2014 года всю жизнь работал на Украину – сначала на советскую, потом на незалежную – только за то, что эти люди живут в ДНР и ЛНР, то можно не сомневаться, что такая же участь ждёт всех тех, кто не вписывается в пенсионную реформу. К 1 января 2021 года таких уже более 75 тысяч, а в перспективе – каждый второй.

…В Донбассе не оставили без комментариев решение ЕСПЧ. «В пункте 8 Комплекса мер говорится о выработке единого механизма для восстановления экономических связей, включая все социальные переводы. В этом ключе наши представители никаких конструктивных предложений от Киева за все три года не услышали. К сожалению, своим решением ЕСПЧ полностью оправдывает преступные действия Киева и дает ему все основания саботировать и без того сложный переговорный процесс», – заявила министр труда и социальной политики ДНР Лариса Толстыкина. Действительно, формализм Европейского суда по правам человека позволят украинским властям не только трубить о «приятной новости», но и дальше эти права нарушать.

Лев Котляренко, Ирина Лагода, «Одна Родина»

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Украинское правительство не скрывает, что «нынешние 40—45-летние украинцы на пенсию могут не рассчитывать», считает источник RT в партии «Батькивщина».

«Но никто решать эту проблему не намерен. Понятно, что у многих чиновников и депутатов есть деньги на безбедную старость. А что делать людям? После того как они не смогут работать, им умирать без социальной помощи?» — сказал депутат.

В свою очередь, источник RT в партии «Голос» считает, что количество трудоспособного населения уже через три-пять лет сравняется с числом пенсионеров.

«Люди трудоспособного возраста ищут работу за границей. Многие родители детей средних классов изучают условия их поступления в зарубежные вузы и хотят, чтобы дети переехали в другую страну. На Украине им делать нечего. В больницах приходится платить буквально за всё, детям нужно нанимать репетиторов почти по всем предметам. Нужно ещё фактически содержать родителей-пенсионеров. Что в этой ситуации делает государство? Ничего. Население выживает как может», — констатировал депутат.

Так собеседники RT отреагировали на заявление украинского премьер-министра Дениса Шмыгаля, который ранее допустил, что в ближайшие 15 лет Украина вынуждена будет отказаться от выплат пенсий. Об этом политик заявил во время своего выступления перед студентами Политехнического университета во Львове, соответствующую видеозапись опубликовал кабмин. Сославшись на демографическую ситуацию, Шмыгаль добавил, что в недалёком будущем на налоги одного работающего украинца нужно будет содержать двух людей пенсионного возраста.

«Придётся в два раза увеличить налоги, чтобы можно было содержать пенсионеров. Компании уже не хотят увеличивать налоги. Увеличение в два раза невозможно. Мы не сможем лет через 15 платить пенсии будущим пенсионерам. Это простая математика», — заявил Шмыгаль.

Вместе с тем в конце сентября в комитете по вопросам социальной политики Верховной рады сообщили, что в 2021 году расходы госбюджета на финансирование выплаты пенсий и покрытие дефицита средств Пенсионного фонда вырастут до 203,8 млрд грн (более $7 млрд).

На своей странице в Facebook глава профильного комитета Галина Третьякова напомнила, что размеры займов, как и дефицит ПФУ, растут ежегодно уже десять лет подряд.

По данным Пенсионного фонда Украины, только с января по сентябрь 2020 года ведомство недополучило 16,9 млрд грн (более $596 млн) по единым социальным взносам.

«Поставлены на грань выживания»

Основной причиной роста нынешнего дефицита поступлений в Пенсионный фонд Украины ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Кривогуз называет кризис, связанный с пандемией, в частности остановку бизнес-процессов и массовые увольнения работников во время карантина.

По данным украинского центра занятости, за восемь месяцев (с января по август) количество увольнений выросло на 154%.

«По факту сейчас на фоне сложной экономической ситуации в стране своим заявлением Шмыгаль призвал украинцев копить деньги на старость, готовиться к тому, что своё будущее им придётся обеспечивать уже самостоятельно», — отметил эксперт в разговоре с RT.

При этом Кривогуз констатировал, что меры Киева в рамках рекомендаций МВФ не помогли стране «как-то выправить ситуацию».

«Социальная поддержка пенсионеров, да и других слоёв населения, так мизерна, что не может оказать существенного влияния на благосостояние украинцев. А все инструкции МВФ по адресной помощи так и не были эффективно применены, поскольку система статистики Украины после 2014 года потерпела крах и теперь не может учесть всех нуждающихся, выдавая нередко противоречивые данные», — сказал аналитик.

Источник RT в украинском Министерстве социальной политики вынужден был признать, что «пенсионеры практически поставлены на грань выживания».

«Свыше 80% пенсионеров на Украине получают пенсию ниже 4 тыс. грн в месяц ($141), и мы прекрасно понимаем, что выжить на эти деньги практически невозможно. Если пенсионеру не помогают дети, то он просто не в состоянии купить себе, к примеру, мясо, которое в среднем стоит около 150 грн ($5) за кг. Он вынужден питаться крупами и стоять в очереди за дешёвым хлебом. Я уже не говорю о лекарствах, большинство которых просто недоступны для пожилых людей. Проблема в том, что скоро и этих средств не останется, поскольку бюджет не в состоянии покрыть дефицит Пенсионного фонда», — заявил он.

В беседе с RT киевлянка Елена рассказала, что её бабушка, проработавшая более 40 лет на предприятиях страны, получает меньше $130 в месяц.

«Мне стыдно за наше государство и жаль бабушку. Ей 83 года, она больше 40 лет проработала на заводах и теперь получает 3,5 тыс. грн ($124) в месяц. А ей только на лекарства нужно минимум 2 тыс. грн ($71) в месяц. Вот как выжить в такой ситуации? В этом году пенсию ей «повысили» аж на 20 грн ($0,71). Мне хочется иногда встретиться с премьер-министром и спросить, не стыдно ли ему?» — сказала женщина.

«Социальное государство убито»

Примечательно, что и президент Украины Владимир Зеленский признаёт, что украинцам не стоит ждать пенсий «европейского уровня». Об этом он заявил 17 сентября во время своего визита во Львовскую область, но выразил уверенность, что за несколько лет страна выйдет «на нормальный человеческий уровень социалки».

Однако эксперты, основываясь на текущей ситуации в стране, строят отнюдь не оптимистичные прогнозы.

Политолог и экономист Александр Дудчак считает, что украинские власти могут прекратить выплачивать пенсии раньше чем через 15 лет.

«Вся политика, которая проводится на Украине, отвечает принципу «каждый сам за себя», как в джунглях. Тот, кто может что-то добыть, этим и живёт. Сейчас уже можно констатировать, что социальное государство на Украине убито и делается всё возможное, чтобы на Украине осталось как можно меньше жителей», — заявил аналитик в комментарии RT.

Как объяснил журналистам действовавший на тот момент министр кабмина Украины Дмитрий Дубилет, основные причины сокращения численности населения в стране — негативное соотношение между рождаемостью и смертностью, а также «отрицательный тренд по миграции»: эмигрируют с Украины больше, чем приезжают назад, — с 2010 года за границей остались около 4 млн украинцев.

По словам Дудчака, «создаётся впечатление, будто в стране проводится сознательная политика депопуляции».

«Низкую рождаемость можно объяснить падением уровня жизни населения, отсюда и массовая миграция за границу», — пояснил эксперт.

По словам Дудчака, Киев с 2014 года целенаправленно проводит курс по отказу от социальной поддержки своих граждан.

«Украина всё меньше напоминает государство, которое каким-то образом переживает за судьбу своего населения и работает в его интересах. Украинские власти скорее озабочены положением тех, кто организовал госпереворот в 2014 году и привёл к власти всю эту команду, которая уничтожает Украину и продаёт её», — сказал аналитик.

Однако, по его мнению, отрицательные показатели уровня жизни украинцев, в том числе и людей пенсионного возраста, действующая администрация «будет объяснять не своими просчётами, а тяжёлыми внешнеполитическими условиями, мировым кризисом, COVID-19 или чем-нибудь ещё».

Как отметил Михаил Кривогуз, все эти факторы негативно влияют на уровень одобрения Зеленского и действующей партии среди населения, однако «последней каплей» могут стать провалы в проведении социальной политики администрации президента.

«Мы видим, что популярность партии «Слуга народа» и самого Зеленского довольно сильно упала. И заявления чиновников, подконтрольных президенту, о том, что светлое будущее Украины, которое обещал президент, стране явно не светит, только усилят недоверие к действующей власти», — заключил эксперт.

Читайте также: