Проект закон о пенсионном обеспечении с изменениями


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 238-ФЗ “О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (документ не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 9 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2020 года

Внести в статью 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5719; 1998, N 30, ст. 3613; 2002, N 24, ст. 2254; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2007, N 50, ст. 6232; 2009, N 30, ст. 3739; 2016, N 27, ст. 4160; 2017, N 27, ст. 3951; 2019, N 40, ст. 5488) следующие изменения:

1) дополнить новой частью шестой и частью седьмой следующего содержания:

"В случае смерти (гибели) лиц, указанных в части первой статьи 45 настоящего Закона, из числа лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, до назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности либо получателей пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, которые выплачивались с учетом повышений в соответствии со статьей 45 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи, имеющему на нее право, назначается с учетом этих повышений. В случае, если кормилец относился к лицам, указанным в пунктах "а" - "в" части первой статьи 45 настоящего Закона, повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается исходя из ее размера.

При наличии у самих нетрудоспособных членов семьи, получающих пенсию по случаю потери кормильца, права на повышение пенсии в соответствии со статьей 45 настоящего Закона указанное повышение устанавливается одновременно с повышением, установленным в соответствии с частью шестой настоящей статьи.";

2) часть шестую считать частью восьмой.

Президент Российской Федерации В. Путин

20 июля 2020 года

Обзор документа

Президент РФ подписал поправки к Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, правоохранителей и их семей.

Решено всем нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих (сотрудников) к назначаемой им пенсии по случаю потери кормильца устанавливать повышения, которые предусмотрены для их кормильцев за особые заслуги перед Отечеством. При этом если нетрудоспособный член семьи сам имеет указанный льготный статус, то дополнительно к пенсии по случаю потери кормильца ему сохранят повышения, которые ему выплачиваются в настоящее время. Причем такие повышения будут выплачиваться одновременно с повышениями, установленными в зависимости от статуса кормильца.


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий

Принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года

Одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года

Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1915; 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 18, ст. 2211; № 29, ст. 3696; № 47, ст. 5613; 2000, № 33, ст. 3348; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 160; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6242; 2009, № 23, ст. 2761; № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6443; 2010, № 30, ст. 3993; 2011, № 49, ст. 7039; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 19, ст. 2321; № 30, ст. 4217; № 49, ст. 6928; № 52, ст. 7536; 2017, № 18, ст. 2666; № 31, ст. 4784; 2018, № 1, ст. 60; № 11, ст. 1591; № 28, ст. 4154) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 3:

а) абзац первый после слов "по последнему месту работы" дополнить словом "(службы)";

б) абзац второй после слов "по последнему месту работы" дополнить словом "(службы)";

а) в пункте 1 слова "последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ)," заменить словами "последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также";

в абзаце третьем слово "первого" заменить словом "установленного";

в абзаце четвертом слова "более 18 месяцев" заменить словами "более 12 месяцев";

в) абзац четвертый пункта 4 после слов "по последнему месту работы" дополнить словом "(службы)";

3) в абзаце шестом пункта 2 статьи 5 слова "лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно)" заменить словами "граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно)";

4) подпункт 4 пункта 3 статьи 7 изложить в следующей редакции:

"4) утверждение обязательных правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам;";

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:

уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, - в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации (далее - размер районного коэффициента);

уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, - в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), предшествовавшему призыву на военную службу, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, - в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день, предшествующий началу обучения, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, - в размере минимальной величины пособия по безработице. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, стипендия, установленная в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента;

утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - за счет средств соответствующих работодателей в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.";

б) абзац второй пункта 4 после слов "по последнему месту работы" дополнить словом "(службы)";

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.";

б) пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), предшествовавшему призыву на военную службу.";

в) в абзаце первом пункта 2 слова "имевшим в этот период оплачиваемую работу" заменить словами "состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях";

а) пункт 1 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом";

б) абзац второй пункта 3 после слов "по последнему месту работы" дополнить словом "(службы)";

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.";

г) пункт 5 признать утратившим силу;

д) дополнить пунктом 51 следующего содержания:

"51. Гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению) и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода.";

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 32. Условия досрочного выхода на пенсию";

б) пункт 1 признать утратившим силу;

в) абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:

"2. По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".";

9) статью 33 изложить в следующей редакции:

"Статья 33. Размеры пособия по безработице

1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 341 и 342 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

2. Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в размерах, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 342 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.";

10) пункт 1 статьи 34 изложить в следующей редакции:

"1. Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.";

11) дополнить статьей 342 следующего содержания:

"Статья 342. Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста

1. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

2. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

3. Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.

4. Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

5. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

6. Стипендия, выплачиваемая гражданам предпенсионного возраста в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости в соответствии со статьей 29 настоящего Закона, начисляется в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.";

абзац первый изложить в следующей редакции:

"3. Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до одного месяца в случаях:";

в абзаце третьем слово "трехмесячного" заменить словом "месячного";

в абзаце восьмом слово "общий" исключить;

б) в абзаце шестом пункта 4 слово "общий" исключить;

в) в абзаце первом пункта 5 слова "может быть сокращен" заменить словом "сокращается".

Внести в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-I) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4561; 2001, № 7, ст. 610; 2002, № 30, ст. 3033; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 30, ст. 3288; 2009, № 30, ст. 3739; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 30, ст. 4217) следующие изменения:

а) часть вторую после слов "(далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях")" дополнить словами "по состоянию на 31 декабря 2018 года", дополнить новым вторым предложением следующего содержания: "При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 11 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях".";

б) в части четвертой слова "установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" заменить словами "установленного частью второй настоящей статьи", слова "ранее достижения указанного возраста" исключить, слова "При этом если" заменить словами "При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 11 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если";

2) абзац второй пункта 3 части первой статьи 29 после слов "нетрудоспособным родителям" дополнить словами "по достижении возраста, предусмотренного пенсионным законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2018 года,";

а) в пункте 1 части первой слова "установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" заменить словами "предусмотренного частью второй статьи 281 настоящего Закона";

б) в пункте 1 части второй слова "установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" заменить словами "предусмотренного частью второй статьи 281 настоящего Закона";


Какие изменения в части увеличения пенсионного возраста предусмотрены законом?

Предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста. К 2028 году общеустановленный пенсионный возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (сейчас – 60 и 55 лет соответственно). Изменение пенсионного возраста будет проводиться постепенно, начиная с 2019 года, в течение переходного периода до 2028 года. Пенсионный возраст будет увеличиваться в первые 2 года на 6 месяцев, с 2021 года по году от нового возраста.

В переходный период должны выйти на пенсию мужчины 1959-1963г. рождения и женщины 1964-1968г. г. рождения.

Касается это только тех, кто заработает страховую пенсию. Сейчас для этого надо иметь соответствующий страховой стаж и накопить необходимые индивидуальные пенсионные коэффициенты. По общему правилу, с учетом поэтапного ежегодного увеличения требований, к 2024 году потребуется иметь не менее 15 лет страхового стажа и к 2025 году 30 коэффициентов.

Например, мужчина, родившийся в мае1959 года, при наличии права на страховую пенсию в 2019 году, выйдет на пенсию не в 60 лет, а в 60 лет 06 мес., в ноябре 2019 года, при условии, что в 2019 году, с учетом переходных положений, его страховой стаж составляет не менее 10 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 16,2. Если мужчина рожден во втором полугодии 1959 года, он выйдет на пенсию в 2020 году, но также по достижении возраста 60 лет 06 мес.

Мужчина, родившийся в 1960 году, выйдет на пенсию уже в возрасте 61 год 06 мес. также при наличии на это права.

В итоге к 2028 году предусматривается установление нормативного пенсионного возраста на уровне 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно.

Повышение пенсионного возраста

год повышения

год рождения

возраст

год назначения пенсии

Кто сохранил право досрочного выхода на пенсию?

Законом не предусматривается повышение пенсионного возраста для:

- граждан, работающих на рабочих местах с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда в пользу которых работодатель производит уплату страховых взносов (Списки 1 и 2, «малые списки»).При этом периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным Налоговым кодексом РФ.

- лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья (например, женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения 8 летнего возраста, один из родителей детей инвалидов с детства, инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности, и др.);

- лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, в том числе в результате аварии на ЧАЭС.

Из 16,2 тыс. пенсий по старости, в среднем ежегодно назначаемых на территории области, 25% составляют указанные пенсии. Т.е. более 4-х тыс. граждан будут уходить на пенсию в том же возрасте, как и сейчас.

Что изменилось для учителей, медицинских и творческих работников?

Для педагогов, медиков, творческих работников продолжительность специального стажа не меняется. Год, в котором эти работники выработают специальный стаж, будет зафиксирован, а назначить досрочную пенсию можно будет, исходя из общего увеличения возраста выхода на пенсию, по истечении определенного срока так же, как и для всех других граждан.

Сроки назначения страховой пенсии по старости педагогическим, медицинским и творческим работникам. Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019-2020г.г. предусмотрена льгота: выход на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста

Год, когда выработан специальный стаж

Срок назначения страховой пенсии

II полугодие 2019-1 полугодие 2020

II полугодие 2021-1 полугодие 2022

2023 и последующие годы

Не ранее чем через 60 месяцев со дня выработки специального стажа

Например, учителю в возрасте 45 лет, выработавшему в марте 2019 года 25 - летний специальный педагогический стаж, страховая пенсия будет назначена не ранее, чем через 6 месяцев со дня возникновения такого права, т.е. в сентябре 2019 года, выработавшему специальный стаж в 2020 году – не ранее, чем через 1год и 6 месяцев. Если школьный учитель, например, в 2021 году выработает необходимый стаж, пенсия ему будет назначена через 3 года, то есть в 2024 году.

Когда выйдут на пенсию работники северных регионов?

Изменения ждут и работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Для северян, которые сегодня выходят на пенсию в 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины), также предусмотрено поэтапное, как и для граждан, выходящих на пенсию на общих основаниях, повышение возраста выхода на пенсию на 5 лет до 60 лет и 55 лет соответственно, при условии, что к этому возрасту они выработают необходимый северный стаж – не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Страховой стаж этих граждан должен составлять не менее 20 лет для женщин и не менее 25 лет для мужчин. При этом ничего не меняется для женщин, имеющих необходимый северный стаж и родивших двух и более детей. Они по-прежнему смогут выйти на пенсию в возрасте 50 лет.

Что поменялось в пенсионном обеспечении государственных и муниципальных служащих?

Для лиц, замещающих на постоянной основе государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы пенсионный возраст начал постепенно увеличиваться уже с 2017 года. С 1 января 2021 года пенсионный возраст для этой категории граждан будет увеличиваться по темпам повышения возраста, как и для всех остальных граждан.

Кому новый закон даст право выйти на пенсию досрочно?

Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста(с учетом переходного периода), и не ранее достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

При этом в страховой стаж будут засчитываться только периоды работы и (или) иной деятельности (лица, работавшие по договору гражданско-правового характера, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, священнослужители и др.), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Право досрочного выхода на пенсию также получат многодетные матери с тремя и четырьмя детьми. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста, т.е. в 57 лет. Если у женщины четверо детей – на четыре года раньше нового пенсионного возраста, т.е. в 56 лет. Переходные положения законодательства при определении права указанных женщин на пенсию не применяются. Если женщина, 1964 г.р., имеющая 4-х детей, достигает возраста 55 лет в 2019 году, то она выйдет на пенсию на общих основаниях – в 55 лет 06 мес. Женщина, родившаяся в 1 полугодии 1965 года, имеющая 4-х детей, выйдет на пенсию в 2021 году не в 56 лет 06 мес., а в 56 лет. При этом женщины, имеющих троих или четверых детей, должны соответствовать и другим условиям, предусмотренным законом, а именно, воспитать детей до достижения ими возраста 8 лет, иметь страховой стаж не менее 15 лет и соответствующий году выхода на пенсию индивидуальный пенсионный коэффициент.

Женщины, родившие и воспитавшие до 8-летнего возраста 3-х детей

год повышения возраста

возраст возникновения права на пенсию

год назначения пенсии

II полугодие 2019г.-

1 полугодие 2020г.

II полугодие 2021г.-

1 полугодие 2022г.

Женщины, родившие и воспитавшие до 8-летнего возраста 4-х детей

год повышения возраста

возраст возникновения права на пенсию

год назначения пенсии

II полугодие 2019г.-

1 полугодие 2020г.

Дети, в отношении которых женщина была лишена родительских прав, не учитываются.

Сохранится ли возможность выйти на страховую пенсию досрочно гражданам, потерявшим работу?

Да. Для граждан предпенсионного возраста сохранена возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия, как и ранее, будет устанавливаться гражданам по предложению службы занятости не более чем на два года раньше установленного пенсионного возраста и наличия права на такую пенсию, с учетом предусмотренного законом переходного периода.

Какие пенсионные льготы предусмотрены для тружеников сельского хозяйства?

С 1 января следующего года водится 25-процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии по старости и по инвалидности для неработающих пенсионеров, живущих на селе, имеющих не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве (в 2019 году фиксированная выплата к страховой пенсии по старости составит 5334,19 х 25%=1333,5 руб.). Для осуществления перерасчета пенсий должны быть утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми будет устанавливаться повышение, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на повышение фиксированной выплаты.

Перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации.

В каком случае назначается социальная пенсия, изменен ли возраст ее назначения ?

Если у гражданина не хватает коэффициентов или стажа, если человек работал нелегально или вообще не работал, устанавливается не страховая, а социальная пенсия. Возраст выхода на социальную пенсию также постепенно будет увеличен на 5 лет. В итоге женщины смогут получить социальную пенсию не в 60 лет, а в 65, мужчиныне в 65, а в 70 лет. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, не достигших указанного возраста, имеется право обратиться за установлением инвалидности и, при положительном решении, получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста). Важно отметить, что в полном объеме сохраняются пенсии по инвалидности. Лицам, потерявшим трудоспособность, эти пенсии назначаются независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Будет ли выплачиваться накопительная пенсия?

В отличие от страховой пенсии, возраст для получения накопительной пенсии не меняется. Выплачивать ее будут, как и сейчас, по достижении женщинами возраста 55 лет, мужчинами- 60 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов), а для лиц, выходящих на пенсию досрочно, также стажа на соответствующих видах работ.

Право на накопительную пенсию имеют граждане 1967 года рождения и моложе, за которых работодателями, начиная с 2002 года, производилась уплата страховых взносов на накопительную пенсию.

Кто такие предпенсионеры?

Это новое понятие в законодательстве - «граждане предпенсионного возраста». В переходный период предпенсионный возраст исчисляется в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. Введено это понятие в целях защиты интересов граждан, достигших возраста соответственно 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины). В частности, введена административная и уголовная ответственность за увольнение таких работников и за отказ в приеме на работу. За работодателями закреплена обязанность ежегодно предоставлять им 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы. Гражданам предпенсионного возраста будет устанавливаться пособие по безработице в повышенном размере, осуществляться переобучение и повышение их квалификации. Все льготы, как региональные, так и федеральные, которыми пользуются сейчас пенсионеры, будут сохранены для предпенсионеров.

По запросу органов исполнительной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, в целях предоставления гражданам преденсионного возраста налоговых льгот и (или) мер социальной поддержки, а также работодателей, в целях предоставления льгот, предусмотренных трудовым законодательством, органами Пенсионного фонда РФ будет предоставляться информация в рамках межведомственного электронного взаимодействия, что исключает личное обращение граждан в учреждения ПФР по этим вопросам.

Читайте также: