Работа и пенсия одно из двух законов

  • Как оплачиваются новогодние праздники в 2021 году
  • 31 декабря 2020 года — сокращенный рабочий день или нет?
  • Какие ограничения ввели власти Санкт-Петербурга из-за коронавируса
  • Судебная практика в связи с коронавирусом: обзор самых интересных дел
  • Выходные дни в январе 2021 года

Нормативная база

Путин поручил вернуть индексацию работающим пенсионерам

Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать план по возврату индексации пенсии работающим пенсионерам. Фракция Единой России в Госдуме уже направила в кабмин соображения на этот счет. Как рассказал первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев:

Сейчас рассчитываем, что на наши предложения поступит ответ. Разумеется, мы эту тему обсуждали и с Пенсионным фондом, и с Министерством труда. Рассматривается два варианта: единовременная индексация и поэтапная.

Пенсии работающим пенсионерам перестали индексировать в 2016 году. На этот шаг власти пошли для уменьшения дефицита бюджета Пенсионного фонда России еще до принятия решения о повышении пенсионного возраста. После этого неработающие пенсионеры начали получать ежегодно прибавку выше уровня инфляции, а работающим индексацию пенсий так и не вернули.

В конце сентября Владимир Путин сообщил, что рост страховых пенсий по старости в 2021 году составит 6,3%. Но повышенная индексация коснется только выплат для неработающих пенсионеров. Пенсии работающих пенсионеров увеличатся только в том случае, если правительство успеет разработать, а Госдума рассмотреть и принять соответствующий закон до 01.01.2021.

Бесплатно следите за изменениями по выплатам страховой пенсии работающим пенсионерам с помощью КонсультантПлюс.


Что ждет пожилых

Если вы уже оформили пенсию, но продолжаете работать, для вас практически ничего не изменится. В организации новые правила для пенсионеров в 2020 году «создает» разве что работодатель, если у него появляются финансовые или иные сложности.

Что касается обязанностей государства, то все остается по-прежнему: отмена пенсии работающим пенсионерам по старости, возрасту или за выслугу лет не предусмотрена, но и индексацию, предусмотренную для неработающих пожилых россиян, они пока не получат. По словам чиновников, закон о перерасчете пенсии работающим пенсионерам в 2020 году принять не удастся, так как на это нет денег.

Если пенсия вам положена только в следующем году, то учитывайте начавшуюся реформу. По ней женщины в 2021 году уходят на заслуженный отдых в 56,5 лет, а мужчины — в 61,5 лет.

Выгодно ли работать на пенсии

Попробуем разобраться, выгодно ли работать на пенсии в России. Но сначала расскажем, какие пенсии бывают:

  • страховые (т.е. за счет страховых взносов в ПФР):
    • по старости;
    • по инвалидности;
    • страховая по случаю потери кормильца;
  • государственные (выплачиваются из госбюджета):
    • за выслугу лет;
    • по старости;
    • по инвалидности (участникам ВОВ, жителям блокадного Ленинграда, инвалидам военной травмы и др.);
    • по случаю потери кормильца;
    • социальная.

Некоторым категориям лиц доступно оформление двух видов поддержки, к примеру, страховой пенсии по старости и государственной по инвалидности (участники ВОВ, блокадники и др.). Но вопрос, получают ли пенсию работающие пенсионеры в России, не стоит: определенную часть им выплачивают безоговорочно, независимо ни от каких обстоятельств.

Никто не запрещает пенсионеру работать. Но что предусматривает закон о работающих пенсионерах в 2020 году? Или пенсия, или работа — совмещать не получится. Но чиновники напоминают: кроме дополнительного дохода, положительная сторона для гражданина — увеличение стажа и пенсионных баллов (при условии отчисления страховых взносов в ПФР). В дальнейшем это увеличит сумму, которую человек получает в старости.

Но есть и минусы. По закону индексация пенсий работающим пенсионерам не положена. Они получают только назначенную страховую часть и фиксированную доплату к ней (ст. 3 Закона №385-ФЗ от 29.12.2015). Исключение — пособие на иждивенца работающему пенсионеру и выплаты за счет государственного бюджета. Их индексация проводится регулярно: последняя состоялась 01.04.2020 и составила 6,1%. А в следующем году чиновники обещают поднимать выплаты пожилым людям на 6,3%.

Но при трудоустройстве государственное пенсионное обеспечение, назначенное гражданину, отменяется, а некоторые социальные выплаты и льготы положены исключительно неработающим. Вот что теряет работающий пенсионер, если продолжит или возобновит трудовую деятельность:

  • социальная пенсия по старости;
  • федеральная социальная доплата до прожиточного минимума;
  • государственная пенсия по случаю потери кормильца (за военного, призывника сохраняется);
  • компенсация работающим пенсионерам на проезд к месту отдыха (для жителей регионов Крайнего Севера или территорий, приравненных к ним);
  • компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным гражданином.

Так что ответ на вопрос о выгоде зависит от конкретной ситуации.

Кому ждать индексацию

Индексация — это ежегодное увеличение размера выплат:

  • страховых — в соответствии с ростом цен;
  • государственных (в том числе социальных) — в зависимости от величины прожиточного минимума, денежного довольствия и др.

С 2016 года страховые пенсии лиц с дополнительным доходом не индексируются (Закон №385-ФЗ от 29.12.2015). По официальным данным, денег в бюджете ПФР на это нет. Но государственные пенсии индексируются независимо от трудоустройства пенсионера (исключение — социальные, назначаемые нетрудоспособным гражданам, которые отменяются при устройстве на работу). С 01.04.2020 рост выплат за счет бюджета составил 6,1%.

Страховые пенсии работающим пенсионерам по-прежнему останутся без изменений. Сумму проиндексируют после увольнения.

Расчет размера страховой пенсии

Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле:

  • СП — страховая пенсия;
  • ИПК — это сумма всех пенсионных баллов (запрашивается в личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФ РФ);
  • СИПК — стоимость пенсионного балла. При назначении пенсии с 01.01.2020 СИПК = 93 руб. (ежегодно индексируется, исключая работающих пенсионеров);
  • ФВ — фиксированная выплата. На 01.01.2020 она составляет 5686,25 руб. (ежегодно индексируется, но только неработающим пенсионерам).

На сумму баллов влияют:

  • сумма отчислений в ПФ от дохода;
  • выбранный вариант пенсионного обеспечения;
  • трудовой стаж;
  • отпуск по уходу за ребенком, военная служба по призыву и др.;
  • обращение за назначением пенсии позже достижения установленного пенсионного возраста.

Перерасчет страховых пенсий

Перерасчет размера страховой пенсии — это корректировка суммы выплаты через увеличение ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) и (или) фиксированной выплаты. Поскольку это не индексация, разберемся, что ждет работающих пенсионеров в 2020 году в этой сфере.

В каких случаях делают перерасчет:

  • при наличии у пенсионера дополнительного дохода, с которого уплачиваются страховые взносы в ПФР;
  • в связи с новыми сведениями о трудовой деятельности;
  • в связи с нововведениями в законах;
  • из-за других обстоятельств.

  • без подачи заявления пенсионера в ПФР (автоматический, беззаявительный перерасчет);
  • по заявлению в ПФР.

Формула перерасчета пенсии

Что-то новое о пенсиях для работающих пенсионеров в 2020 году сказать нельзя, но в ПФР обещают, что с 1 августа всем трудоустроенным россиянам старше 55 (60) лет автоматически пересчитают выплаты с учетом сумм, перечисленных на пенсионное страхование.

Выплаты неработающим пенсионерам тоже пересчитают, если появятся обстоятельства, влияющие на размер индивидуального пенсионного коэффициента (по сведениям, поступающим в ПФР).

Формула перерасчета для страховой пенсии по старости:

  • СПст — размер выплаты после перерасчета;
  • СПстп — установленный на 31 июля размер выплаты;
  • ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент на начало года, не учтенный при предыдущем перерасчете;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента (на 01.01.2020 СПК = 93 руб.).

Беззаявительный перерасчет страховых пенсий

Ежегодный автоматический перерасчет страховых пенсионных выплат произойдет 1 августа.

На основании п. 4 ст. 18 400-ФЗ от 28.12.2013, при беззаявительном перерасчете максимальная величина ИПКi (не учтенного на момент перерасчета) не превышает:

  • 3,0 — для пенсионеров, у которых не формируются пенсионные накопления;
  • 1,875 — для пенсионеров, у которых формируются пенсионные накопления.

Ежегодный автоматический перерасчет страховой части пенсии для работающих пенсионеров в 2020 году произойдет 1 августа при условии отчислений страховых взносов в ПФР, которые ранее не учитывались:

  • при предыдущем перерасчете;
  • при назначении страхового пособия (по старости или по инвалидности);
  • при назначении страхового пособия по случаю потери кормильца (корректируется один раз: в августе года, следующего за годом ее назначения);
  • при переводе на другой вид страхового пособия (по старости или инвалидности).

Автоматический (беззаявительный) перерасчет размера фиксированной выплаты осуществляется:

  • при достижении пенсионером 80-летнего возраста;
  • инвалидам I группы.

Для них фиксированная выплата удваивается.

Перерасчет страховых пенсий по заявлению

При ряде обстоятельств перерасчет производится по личному заявлению в ПФР. Увеличивают как ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент), так и фиксированную выплату.

Какие обстоятельства дают право на дополнительный перерасчет? Нестраховые периоды (за которые не поступали страховые взносы в ПФР), дающие основание для увеличения ИПК, представлены в ст. 15 и 18 ФЗ-400 от 28.12.2013:

  • прохождение военной службы по призыву;
  • получение социального пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход за каждым ребенком до полутора лет (но не более шести лет в сумме);
  • получение пособия по безработице;
  • уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или пожилым человеком в возрасте от 80 лет;
  • проживание супругов военнослужащих в районах, где не было возможности трудоустроиться (но не более пяти лет в сумме);
  • проживание за границей супругов работников госслужб (но не более пяти лет в сумме);
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • содержание под стражей и отбывание наказания лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и после реабилитированных;
  • период временного отстранения от работы лица, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и позже реабилитированного.

Фиксированная выплата увеличивается в случаях (ст. 15 и 17 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013):

  • увеличения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении (учитываются не более трех иждивенцев). Устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховому пособию по старости и по инвалидности;
  • проживания в районах Крайнего Севера. Фиксированная выплата увеличивается с учетом районного коэффициента на весь период проживания;
  • достижения необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) страхового стажа. Повышается фиксированная выплата к страховому пособию (по старости или по инвалидности);
  • изменения категории получателей страхового пособия по случаю потери кормильца.

Корректировка накопительной пенсии

Перерасчет средств пенсионных накоплений производится 1 августа ежегодно без подачи заявления. Индексация не производится.

Корректировка происходит, исходя из неучтенных поступлений при ее назначении или предыдущей корректировке (ст. 8 Закона №424-ФЗ от 28.12.2013):

  • от страховых взносов;
  • от дополнительных добровольных страховых взносов;
  • от взносов на софинансирование и результат от их инвестирования;
  • от средств материнского капитала и результата от его инвестирования.

Корректировка производится по формуле:

  • НП — размер выплаты;
  • НПк — установленный размер выплаты на 31 июля года корректировки;
  • ПНк — сумма пенсионных накоплений по состоянию на 1 июля;
  • Т — количество месяцев ожидаемого периода выплат по состоянию на 31 июля.

Величина накопительной пенсии корректируется по результатам инвестирования средств выплатного резерва в соответствии со ст. 12 Федерального закона №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 30.11.2011.

Меры социальной поддержки

Работающие пенсионеры по возрасту вправе получить отпуск за собственный счет не более 14 дней в году в любое удобное для них время (ст. 128 Трудового кодекса РФ, закон №197-ФЗ от 30.12.2001).

Если пенсионер является инвалидом или ветераном, раз в год ему положена бесплатная путевка в санаторий и другие социальные льготы (ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона РФ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Таким гражданам предоставлены и налоговые вычеты (размеры выплат и категории лиц определены в статье 218 Налогового кодекса РФ):

  • для льготных категорий инвалидов, ветеранов, бывших военнослужащих;
  • на несовершеннолетних и детей до 24 лет, обучающихся по очной форме;
  • на ребенка-инвалида;
  • донорам костного мозга;
  • др.

Пенсионеры вправе подавать имущественные вычеты на строительство и приобретение нового жилья при подтвержденных расходах (п. 1 статьи 220 НК РФ), просить освобождения от налога на имущество (пп. 10 п. 1 и п. 2–4 ст. 407 НК РФ).

Предусмотрена и адресная социальная поддержка. Категории получателей и список услуг адресной помощи определяются каждым регионом по согласованию с федеральными органами власти. Она не отменяет других социальных льгот и услуг.

Отдельно расскажем о дополнительных мерах поддержки предпенсионеров — граждан, которым осталось отработать 5 и менее лет. Во-первых, им предоставили 2 оплачиваемых выходных дня для прохождения диспансеризации ежегодно (остальные работники получают на эти цели только 1 день раз в три года). Во-вторых, власти предоставили налоговые льготы предпенсионерам. Женщин-собственников объектов недвижимости освободили от налога на имущество и земельного налога по достижении 55 лет, а мужчин — 60 лет (Федеральный закон №378-ФЗ от 30.10.2018).

При назначении и расчете пенсии был применён наименьший коэффициент из двух возможных, причём оба они могут быть применены вполне законно. Можно ли в судебном порядке оспорить это в сторону применения большего.


Изучайте законодательство по этому вопросу и определяйте, что ставит в приоритет законодатель - права пенсионера или экономические интересы государства.



Опишите подробнее вашу проблему.



Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Вы написали только заголовок вопроса.

Здесь далее уточните сам вопрос.


Возможен ли перерасчет пенсии за период работы в министерстве которое было расформировано в 1989 году а пенсия оформлялась в 1998 без учета зарплаты и отчислений в ПФ с с 1977 по 1989 г.


Отчислений в ПФР с 1977 по 1989 не могло быть, поскольку ПФР образовался в 1991 году. Если при назначении пенсии учтен не максимальный заработок, вы имеете право предоставить в ПФР заработок за любые другие 60 мес подряд трудовой деятельности, которая осуществлялась до назначения вам пенсии (до 1998 года) в целях перерасчета размера пенсии.


Каким образом засчитывается стаж для пенсии учеба в высшем военном учебном заведении с 1989 по 1993 г. Офицерская служба с 1993 по 1999 г.

А так же исходя из каких размеров учитывается Денежное довольствие в период офицерской службы исходя из размеров по соответствующей должности и воинскому званию на момент выхода на пенсию?


Обучение в военном уз засчитывается полностью, служба тоже, пенсия рассчитывается с последней должности, и.е с оклада по последней должности ну плюс звание естественно надбавка за выслугу лет.


Сколько денег мне положено от гос-ва в этом году? Если мне в январе начислили уже 500 р. ,а в августе ни чего. Ведь повышение начислялось с этого месяца?


Руководство страны посредством издания законов в 2019 году предусмотрело не повышение пенсионного обеспечения граждан, а ее индексацию.

При этом предусмотрено поэтапное увеличение пенсии в течение 2019 года, в результате чего многих пенсионеров ввели таким образом в заблуждения, так как граждане из новостей средств массовой информации посчитали, что в 2019 году будет дважды проходить процесс по увеличению пенсии.

Однако это не так.

Привожу Вам график повышения пенсий в 2019 году:

- январь 2019 года – повышение страховых пенсий по старости (выработке стажа) неработающим пенсионерам;

- февраль 2019 года – увеличение содержания по социальной линии, то есть индексация единовременной денежной помощи (пособия на погребения, набор социальных услуг и т.д.);

- апрель 2019 года – повышение социальных пенсий;

- август 2019 года – перерасчет (коррекция) пенсий работающим пенсионерам.

Как видно из списка, речи о двойной индексации в течение 2019 года не ведется.

Обращаю Ваше внимание, что августовская корректировка пенсионного обеспечения относится исключительно к работающим пенсионерам и никоим образом не касается неработающих пенсионеров.

Хотелось бы заметить, что августовский перерасчет пенсии работающим пенсионерам - это корректировка суммы выплачиваемой суммы пенсионного содержания, которая осуществлена с учетом стоимости пенсионных баллов, которые в 2019 году расцениваются как 1 заработанный за год пенсионный балл, равный 87,24 руб., при этом государство предусмотрело, что их не может быть более трех.

Следовательно, максимально возможная сумма увеличение пенсионного содержания работающему пенсионеру составит всего 261,72 руб. к получаемой пенсии.

Итак, если Вы неработающий пенсионер, то в августе 2019 года Вам не предусмотрено повышение пенсии.

Единственное повышение пенсионного обеспечения неработающим пенсионерам было в январе 2019 года.

В Интернете активно распространяется информация о том, что вскоре будет принят закон о работающих пенсионерах, предполагающий отмену пенсий во время осуществления трудовой деятельности. То есть пенсионерам нужно будет выбирать что-то одно — или работу, или пенсию. Однако никаких ограничений на этот счет в 2020 году не предусмотрено, и даже законопроекты подобного содержания в Госдуму не вносились. Пенсионеры по-прежнему могут получать и зарплату, и пенсию.

Тем не менее, еще несколько лет назад отмена пенсий для работающих пенсионеров всерьез обсуждалась в экспертном сообществе и даже в Правительстве РФ. Тогда рассматривалось несколько вариантов изменений: полная отмена выплат для трудоустроенных граждан либо отмена фиксированной части пенсии (в 2020 году ее величина составляет 5686,25 руб.). Но ни один из предложенных вариантов тогда так и не одобрили.

Единственным ограничением, которое ввели для работающих пенсионеров, стал мораторий на индексацию пенсий. То есть, пока гражданин продолжает работать, ему выплачивают пенсию без учета ежегодно осуществляемых индексаций. Право на выплату «полной» пенсии он получит после увольнения.

Варианты закона о работающих пенсионерах

Предложения о введении ограничений для работающих пенсионеров по схеме «или пенсия, или работа» стали поступать еще в 2013 году. Тогда власти приступили к очередной пенсионной реформе — перешли от трудовых к страховым пенсиям и ввели новую систему расчета пенсионных выплат, основанную на баллах. Одновременно с этими изменениями чиновники обсуждали вопрос полной или частичной отмены пенсии работающим пенсионерам.

Впервые об этом рассказали сенатор Валерий Рязанский и заместитель директора РАНХиГС Юрий Горлин во время пресс-конференции в РБК. Они отметили, что по действующим тогда законам пенсионеры одновременно могли работать и получать пенсионное обеспечение. Однако по новым правилам им придется выбирать что-то одно — или зарплату, или пенсию. При этом средства, которые будут сэкономлены за счет таких изменений, направят на повышение пенсий неработающим пенсионерам.

Ю. Горлин, зам. директора РАНХиГС

Тогда Ю. Горлин предложил два возможных варианта решения этого вопроса:

  1. Не выплачивать фиксированную выплату к страховой пенсии во время осуществления трудовой деятельности.
  2. Или полностью отменить пенсию гражданам, у которых общий доход (пенсионное обеспечение и заработная плата в совокупности) превышают какую-то определенную законом сумму.

Однако, как отметил сенатор Валерий Рязанский, принять решение по этому вопросу довольно сложно. Из-за вступления в силу такого закона многие работающие пенсионеры примут решение об увольнении, и в ряде случаев найти замену таким работникам будет затруднительно.

Сенатор Валерий Рязанский

Тогда никаких ограничений в отношении работающих пенсионеров так и не ввели. Закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступивший в силу с 1 января 2015 года, отмену пенсий не предусматривал. Однако в 2016 году власти снова вернулись к обсуждению этого вопроса. Тогда в газете «Ведомости» сообщили, что Минфин предложил полностью или частично отменить пенсионные выплаты для трудоустроенных граждан. Среди обсуждаемых вариантов были следующие:

  1. Не платить пенсию гражданам, чей годовой доход превышает определенную величину — 500 тыс. руб. или 1 млн руб. в менее жестком варианте.
  2. Не платить фиксированную часть пенсии тем, чей ежемесячный доход превышает 2,5 прожиточных минимума.

Введение таких ограничений позволило бы экономить бюджету как минимум по 150 млрд руб. ежегодно, но на такие меры власти так и не решились. Чуть позже Ольга Голодец, в то время являющаяся вице-премьером по социальной политике, рассказала, что предложения об отмене пенсии работающим пенсионерам в той или иной форме поступали неоднократно. Однако Правительство не рассматривает их всерьез и не планирует вносить в Госдуму законопроект, предусматривающий такие изменения.


Отменят ли пенсию работающим пенсионерам

В экспертном сообществе считают, что введение моратория на получение пенсии работающими пенсионерами лишь ненадолго снизит нагрузку на бюджет.

  • До введения моратория на индексацию, по состоянию на 1 января 2016 г., работающих пенсионеров насчитывалось около 15,3 млн человек. Затем началось массовое увольнение пенсионеров, и уже с 2017 года их численность снизилась до 9,9 млн человек.
  • Все это привело к резкому сокращению доходов Пенсионного фонда РФ из-за снижения объема страховых взносов. Впоследствии этот дефицит пришлось компенсировать за счет средств федерального бюджета.

Велика вероятность того, что из-за полной или частичной отмены пенсий работающим пенсионерам часть граждан уволится или «уйдет в тень». Все это снова приведет к снижению доходов ПФР и дополнительной нагрузке на федеральный бюджет.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: