Реализация права на страховую пенсию вопросы теории и практики

Понятия субъективного права на страховую пенсию и его реализации

Пенсионная система в РФ постоянно совершенствуется, как и в остальных развитых странах с учетом реалий. К настоящему времени к 2017 году есть несколько основных форм пенсионного обеспечения: негосударственные и государственные пенсии, обязательное пенсионное страхование.

Пенсионное страхование предполагает три вида выплат:

По потере кормильца;

Формироваться пенсионное обеспечение будет на основе трех составляющих, это фиксированная выплата и двух пенсий самостоятельных (накопительной и страховой). Новый закон устанавливает и новые правила, теперь пенсионные права учитываются в баллах или коэффициенте.

По новым законам о пенсионном обеспечении понятия «трудовой пенсии» больше нет, на ее замену пришла страховая пенсионная выплата. Это гарантированная ежемесячная денежная выплата пенсионерам, которая возмещает утраченный ими доход.

Главное условие для права на пенсию страховую - это страховой стаж, наличие у лица периодов работы, за которые их работодатель регулярно вносил взносы в Пенсионный фонд РФ. Не страховые периоды также могут быть отнесены к таким периодам, но с условием, что им предшествовали или за ними следовали периоды платежей в ПФР. Более подробно со всеми нюансами закона можно ознакомиться в статье 12 закона ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 13.01.2014, № 2 (часть II) (поправка)..

Главное отличие пенсии трудовой от страховой в том, что раньше размер выплаты напрямую зависел от объема страховых взносов. А при назначении страховой пенсии ключевым фактором является продолжительность трудового стража физического лица.

Страховая пенсия устанавливается всем гражданам, которые родились позже 1966 года.

Граждане моложе 1967 года вправе выбирать - регулярно отчислять страховой взнос на пенсию страховую или же накопительную.

Гражданин, отказавшийся от пенсионных накоплений, формирует только пенсию страховую. Работодатель будет за него перечислять страховые платежи в Пенсионный фонд, размер их составляет 22%, из которых 16% непосредственно идут на страховую пенсию. Эти проценты в дальнейшем переводятся в баллы.

В период 2014-2018 гг. все платежи перенаправляются на страховые взносы. Сделано это для того, чтобы стабилизировать бюджет ПФР и повысить уровень защищенности существующих накоплений, поскольку за отведенный срок все НПФ должны пройти акционирование, после чего будут внесены Центробанком реестр, который гарантирует неприкосновенность и защищенность средств Каширин А. В. Денежное довольствие новое - пенсии старые // Справочник кадровика. -2015. - № 8. - С. 81..

Страховые пенсии различаются по условиям их назначения, начисления и формуле подсчета. Заявления граждан по назначении той или иной пенсии в обязательном порядке рассматриваются работниками районных управлений ПРФ в течение 10 рабочих дней, начиная со дня обращения, или приема недостающий документов.

Пенсия по старости

У такого вида пенсии по старости есть следующие условия назначения:

Минимальный рабочий стаж;

Минимальное количество баллов.

Что касается возраста, то, несмотря на принятие нового закона, он не изменился:

60 лет для мужчин;

55 лет для женщин.

Минимальный рабочий стаж согласно должен составлять 15 лет к 2025 году. В 2017 он был принят равным 8 с ежегодными увеличением до минимального необходимого.

Если гражданин хочет получить право на страховую пенсию, то к 2025 году он должен иметь не менее 30 баллов. По новой системе пенсионные права выражаются в коэффициентах, а не рублях как ранее. Условные баллы зависят от уровня зарплаты и общего количества страховых взносов с нее в ПРФ. По состоянию на 2017 год минимальная сумма балов установлена в 11,4 с последующим увеличением до необходимой суммы Комарова С. В. О некоторых вопросах применения международных соглашений Российской Федерации, основанных на принципе «территориальности» // Пенсия. -2017. - № 2. - С. 46..

А также существуют досрочные пенсии, которые назначаются до достижения пенсионного возраста. Для получения права на пенсию досрочную обязательным условием является наличие стажа на соответствующих видах работ (опасных, вредных и т.п.). Что касается минимального стажа и баллов, требования такие ж, как и для обычной пенсии, начисляемой по старости.

Особенное условие для включения в стаж для досрочного пенсионного обеспечения периодов работы некоторых профессий является уплата страховых взносов, по особому тарифу начиная с 2013 года.

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Сколько стоит помощь с учебной работой?

Найди свой город

  • Абакан
  • Алапаевск
  • Алдан
  • Алейск
  • Александров
  • Алексеевка
  • Алексин
  • Алушта
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Анжеро–Судженск
  • Апатиты
  • Арзамас
  • Армавир
  • Архангельск
  • Асбест
  • Астрахань
  • Ахтубинск
  • Ачинск
  • Аша
  • Балаково
  • Балашов
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белово
  • Белорецк
  • Березники
  • Бийск
  • Биробиджан
  • Благовещенск
  • Борисоглебск
  • Братск
  • Брянск
  • Бузулук
  • Великие Луки
  • Великий Новгород
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжск
  • Волжский
  • Вологда
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Выборг
  • Вязьма
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Георгиевск
  • Губкин
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Ейск
  • Екатеринбург
  • Елабуга
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зеленодольск
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Кемерово
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Коломна
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Липецк
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Междуреченск
  • Минеральные воды
  • Москва
  • Мурманск
  • Муром
  • Набережные Челны
  • Нальчик
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нерюнгри
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новочеркасск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Обнинск
  • Озерск
  • Омск
  • Орёл
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропаловск-Камчатский
  • Подольск
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов-на-Дону
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Усть - Илимск
  • Уфа
  • Ухта
  • Хабаровск
  • Ханты - Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чита
  • Шахты
  • Элиста
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ярославль

Как мы рабоатем:


  • Вы оформляете заявку

  • Мы оцениваем заказ

  • Вносите предоплату

  • Мы с вами работаем над заказом

  • Вносите доплату

  • Получаете результат

Узнайте стоимость Работы

мы приступили к оценке работы!

Чтобы мы смогли максимально точно оценить вашу работу, уточните еще несколько моментов

Подтвердите заказ

Мы отправим вам SMS с оценкой стоимости заказа на указанный номер телефона

Сейчас Ваш заказ оценивается

Мы отправим вам сообщение с оценкой стоимости заказа на указанный номер телефона


В самое ближайшее время Вам на почту придет письмо с необходимой информацией

Ориентироваочное время ожидания: 5 минут

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Сколько стоит помощь с учебной работой?

Найди свой город

  • Абакан
  • Алапаевск
  • Алдан
  • Алейск
  • Александров
  • Алексеевка
  • Алексин
  • Алушта
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Анжеро–Судженск
  • Апатиты
  • Арзамас
  • Армавир
  • Архангельск
  • Асбест
  • Астрахань
  • Ахтубинск
  • Ачинск
  • Аша
  • Балаково
  • Балашов
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белово
  • Белорецк
  • Березники
  • Бийск
  • Биробиджан
  • Благовещенск
  • Борисоглебск
  • Братск
  • Брянск
  • Бузулук
  • Великие Луки
  • Великий Новгород
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжск
  • Волжский
  • Вологда
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Выборг
  • Вязьма
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Георгиевск
  • Губкин
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Ейск
  • Екатеринбург
  • Елабуга
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зеленодольск
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Кемерово
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Коломна
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Липецк
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Междуреченск
  • Минеральные воды
  • Москва
  • Мурманск
  • Муром
  • Набережные Челны
  • Нальчик
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нерюнгри
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новочеркасск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Обнинск
  • Озерск
  • Омск
  • Орёл
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропаловск-Камчатский
  • Подольск
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов-на-Дону
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Усть - Илимск
  • Уфа
  • Ухта
  • Хабаровск
  • Ханты - Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чита
  • Шахты
  • Элиста
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ярославль

Как мы рабоатем:


  • Вы оформляете заявку

  • Мы оцениваем заказ

  • Вносите предоплату

  • Мы с вами работаем над заказом

  • Вносите доплату

  • Получаете результат

Узнайте стоимость Работы

мы приступили к оценке работы!

Чтобы мы смогли максимально точно оценить вашу работу, уточните еще несколько моментов

Подтвердите заказ

Мы отправим вам SMS с оценкой стоимости заказа на указанный номер телефона

Сейчас Ваш заказ оценивается

Мы отправим вам сообщение с оценкой стоимости заказа на указанный номер телефона


В самое ближайшее время Вам на почту придет письмо с необходимой информацией

Ориентироваочное время ожидания: 5 минут


Курсовая работа — пример

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие и правовое регулирование страховых пенсий по старости 5
1.1. Понятие страховой пенсии по старости 5
1.2.История и современное состояние правового регулирования права на страховую пенсию по старости 9
Глава 2 Понятие и характеристика отдельных условий, определяющих право на страховую пенсию по старости 14
2.1 Порядок установления и выплаты страховой пенсии по старости 14
2.2. Понятие страхового стажа как условия назначения страховой пенсии по старости 18
2.3.Индивидуальный пенсионный коэффициент и его значение в реализации права на страховую пенсию по старости 21
Заключение 24
Литература и нормативный материал 26

Введение

Актуальность темы исследования. Порядок, условия получения и размер пенсий – наиболее актуальная проблема для нашего государства, которая на протяжении последних десятилетий является объектом постоянного реформирования, и предметом обсуждения научным сообществом, экономистами, политиками и гражданами нашего государства. Значимость пенсионного обеспечения для каждого гражданина, определяет повышенное внимание к формированию пенсионной системы в условиях рыночной экономики, а его роль в экономическом и социальном развитии государства, определяет необходимость совершенствования правового регулирования, выбора той системы пенсионного обеспечения, которая бы максимально удовлетворяла социальные права граждан и способствовала бы повышению уровня благосостояния.

Страховая пенсия является основным видом пенсионного обеспечения по старости. Условия ее получения имеют большое значение, так как от них зависит и своевременное получение гражданином причитающихся ему пенсионных выплат, и размер пенсии. Определяя условиях получения страховой пенсии по старости, законодатель не четко определил ряд моментов, что на практике порождает ряд проблем и нарушения пенсионных прав граждан. Таким образом, данная тема имеет практическую и теоретическую значимость, что определяет актуальность избранной темы.

Условиям назначения пенсий, пенсионной системе, уделяли внимание такие авторы как Кисель В.И., Корсаненкова А.Ф., Сетдарова Л.Б. и др.

Отдавая должное проведенным исследованиям, отметим, что многие вопросы как теоретического, так и практического характера остаются не решенными, что и определяет выбор данной темы.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации права граждан на пенсионное обеспечение.

Предмет исследования – нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в исследуемой сфере, а также установленные законодательством условия получения страховых пенсий по старости.

Целью работы является анализ правового регулирования условий получения страховой пенсии по старости.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть понятие страховой пенсии по старости

— определить правовые основы выплаты страховой пенсии по старости

— рассмотреть понятие условий выплаты страховой пенсии по старости

— дать теоретико-правовую характеристику условиям выплаты пенсии по старости.

Методологической основой исследования являются две группы методов научного познания: общенаучные (диалектический, исторический, комплексный, структурно-функциональный, формально-логический, системного анализа) и специальные (сравнительно-правовой и метод толкования правовых норм). Применение диалектического и исторического методов позволило проанализировать процесс становления и развития системы пенсионного обеспечения, а также основ ее правового регулирования. С помощью формально-логического метода и метода системного анализа исследовались понятие страховой пенсии, страхового стажа и др.

Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.01.2020)»О страховых пенсиях» // Российская газета, N 6, 15.01.2014 (прил. 1 — 4),
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 03.10.2018) «О накопительной пенсии» // Российская газета, N 295, 30.12.2013
4. Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»/ Собрание законодательства РФ, 06.06.2011, N 23, ст. 3266
5. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 27 (ч.I), 04.07.2016, ст.4157

Судебная практика
6. Кассационное определение коллегии по гражданским судам районного суда г. Челябинска №33-7698/2013// Документ официально опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс»
7. Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 16 февраля 2015 г. по делу № 33-651/2015 // Документ официально опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс»

8. Азарова Е. Страховая и накопительная пенсии // Хозяйство и право. — М., 2014, № 6. — С. 40-54
9. Захарова Н.А. Право социального обеспечения: учебное пособие/ Захарова Н.А.— Электрон. Текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 233 c.
10. Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации // Вестник РГГУ. — М.: РГГУ, 2013, № 3 (104). — С. 123-129
11. Павлова Т. М. Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 194-197. — URL https://moluch.ru/archive/183/46974/ (дата обращения: 02.02.2019).
12. Реализация права на страховую пенсию : вопросы теории и практики : диссертация … кандидата юридических наук : 12.00.05 / Бобров Евгений Александрович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. — Москва, 2016. — 191 с.
13. Салин П. Соотношение понятий «институт права» и «институт законодательства» в современной российской правовой доктрине // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. — С.-Пб.: Изд-во юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2007, № 6 (44). — С. 107-114
14. Становление пенсионного обеспечения в России в XVI — XVII веках (историко-правовое исследование). Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Применко Ю.В. — Нижний Новгород, 2005. — 30 c.
15. Стольников П.М. Страховой стаж в обязательном пенсионном страховании РФ // Правовое регулирование транспортных услуг и практика применения транспортного законодательства в деятельности ГИБДД: материалы семинара-совещания «Правовое регулирование страховых услуг и практика применения страхового законодательства в деятельности ГИБД. — Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. — С. 61-70
16. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, N 51, ст. 4831
17. Фильчакова С.Ю. Обязательное социальное страхование и страховой стаж // Проблемы современного права. Сборник материалов научной конференции памяти Рябцовской Н.М. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. — С. 69-76
18. Хмелевская С. А. Философия пенсионного страхования // Социально-политические науки. 2015. №4

Общий объем: 27

Год: 2020


Не нашли то, что искали?

Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!

Зайцева Юлия Последние изменения: Сентябрь, 2020 438


Право на выбор пенсии предусматривает действующее пенсионное законодательство, которое, с одной стороны, позволяет осуществить выбор, а с другой, обязывает гражданина сделать его в пользу конкретного вида обеспечения. И далее о том, как осуществляется выбор пенсии, в пользу какого вида выплат можно его сделать, а также немного о том, что ждет пенсионеров в 2019 году в связи с реформированием системы.

    • Виды пенсий в РФ
    • Что выбрать: страховую или накопительную?
    • Кто имеет право выбора на пенсию?
    • Пенсионная реформа 2018/2019

    Виды пенсий в РФ

    Для того, чтобы сделать выбор в пользу конкретного вида пенсионного обеспечения, необходимо знать, какие их виды существуют.

    На данный момент есть система общеобязательного пенсионного обеспечения, которая формируется за счет отчислений работодателей и физических лиц. Главным управляющим органом является Пенсионный фонд. В соответствии с общеобязательным пенсионным страхованием пенсия может быть назначена двух видов:

    • Страховая. Это вид выплаты, который положен гражданину ежемесячно в связи с тем, что он достиг пенсионного возраста, утратил свою трудоспособность или у него есть другие основания для получения таких выплат. Страховая пенсия может быть трех видов:
    1. Пенсия по старости;
    2. Пенсия по инвалидности;
    3. Пенсия в связи потерей кормильца.
    • Накопительная пенсия. Эта та выплата, которая формируется за счет индивидуальных накоплений субъекта, а также за счет дохода, полученного от инвестирования средств в государственные и негосударственные пенсионные фонды. Такая часть пенсии доступна только для тех, кто рожден после 1967 года. Для людей старшего возраста накопительная часть пенсии по общеобязательному государственному обеспечению недоступна.

    Следует отметить, что на данный момент право выбора касательно накопительной пенсии у людей, которые уже работают и имеют некие накопления, утрачено. Выбор нужно было сделать до конца 2015 года: необходимо было принять решение, в какой пропорции будут распределяться отчисления работодателей: то ли на формирование страховой пенсии, то ли накопительной.

    Но право выбора для тех, кто начал работать официально только после 1 января 2014 года, не утрачено. В соответствии с законом, такие субъекты обязаны до конца года, в котором истекает пятилетний срок официальной работы, написать заявление на имя работодателя о выборе своего пенсионного обеспечения. То есть, если начал гражданин работать 1 января 2014 года, то до 31 декабря 2018 года он обязан сделать такой выбор. Но есть и возрастное ограничение – не позже 23 лет.

    Помимо страховой и накопительной пенсии, есть еще так называемая социальная пенсия, которая положена людям, которые достигли пенсионного возраста, но не соответствуют минимальным требованиям ПФ.

    Что выбрать: страховую или накопительную?

    Вопрос относительно того, какую пенсию выбрать, сложный. Конечно, преимущество накопительной части пенсии в том, что в теории и по действующему законодательству собственник накоплений имеет право их инвестировать, приумножая свои накопления. Кроме того, он имеет право ими распоряжаться. Такие деньги можно потратить на:

    • Медицинское обслуживание;
    • На образование;
    • В случаи чрезвычайного события в семье и т.д.

    Но главный минус в том, что само государство с 2014 до 2018 года приняло мораторий относительно накоплений граждан. Никто не может ими распоряжаться так, как хочет. И это немного обеспокоило граждан, ведь нет уверенности в том, что далее ситуация изменится.

    Именно поэтому, несмотря на большую прибыльность накопительной пенсии, все еще большая часть населения выбирает именно страховую пенсия. И пока это правильно, особенно в связи с высокими финансовыми рисками негосударственных пенсионных фондов.

    Кто имеет право выбора на пенсию?

    Может быть ситуация, когда пенсионер соответствует нескольким критериям, по которым назначаются разные виды пенсий. И люди ошибочно полагают, что они могут получать две пенсии. Но это абсолютное заблуждение. Например, если субъект может получать государственную социальную пенсию или страховую выплату, то он обязан сделать выбор в пользу одной. Правда, выбор субъект имеет сделать в пользу той, которая наиболее выгодна для него.

    Есть исключение из правил. По законодательству есть граждане, которым одновременно назначается сразу два вида пенсий. К этим гражданам относятся чернобыльцы.

    Люди, пострадавшие на ЧАЭС, получают возможность одновременно оформить следующие выплаты:

    1. Пенсия по инвалидности. Она может быть как страховой, так и государственной, выплачиваемой из бюджета федерации;
    2. Пенсия по старости. Она также может быть как страховой, так и государственной.

    Но в большинстве случаев, если человек получает пенсию по инвалидности, то с наступлением пенсионного возраста ему назначается уже пенсия по старости. Он обязан сделать выбор в пользу конкретного вида выплат.

    Такая же ситуация касается и всех льготных пенсий, которые назначаются за выслугу лет. Пока гражданин не достиг пенсионного возраста, то он получает пенсию от государства. Как только возраст достигнет пенсионного, то он должен сделать выбор в пользу одной выплаты: или по выслуге лет, или в связи с наступлением старости.

    Пенсионная реформа 2018/2019

    Рассматривая вопрос пенсионного выбора, нельзя не упомянуть о нововведениях, которые затронули данную сферу.

    Главная новость – это повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, а для мужчин – до 65 лет. Помимо изменения пенсионного возраста, людям предпенсионного возраста обещают большую социальную защиту, вплоть до освобождения от оплаты коммунальных услуг, бесплатный проезд и т.д.

    Время покажет, поскольку конечным годом реформирования должен стать 2028 год, то есть только через 10 лет можно полностью сказать об эффективности данных мероприятий.

    Законодательные гарантии в пенсионном обеспечении граждан РФ

    Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения демографической политики государства.

    Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:

    • 1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
    • 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается и гарантируется минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Конституция провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения. Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности ст. 39 Конституции РФ гласит:

    • 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
    • 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
    • 3. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

    Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

    Термин «Социальное обеспечение» понимается в Конституции в широком смысле и включает в себя социальное страхование, предусматривающее предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а так же, социальную защиту и помощь, осуществляемую за счет государственных и бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное (дополнительное) социальное страхование.

    Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на федеральные законы, о которых пойдет речь в дальнейшем.

    Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года стал первым шагом к обновлению системы пенсионного обеспечения России.

    В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый «договор поколений» [4, с.116].

    На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный Пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а так же сумм, получаемых гражданами [5, с. 83].

    Пенсионная реформа в России осуществляется с 2001 года. Осуществляется переход от полностью распределительной системы к системе, которая основана на страховых принципах и включает в себя распределительный и накопительный компоненты с добавлением персонифицированного учета пенсионных прав. За это время повысился общий уровень пенсионного обеспечения (в результате перерасчета размеров пенсий в январе 2002г. в соответствии с нормами нового пенсионного законодательства более 12 млн. человек получили увеличение размера пенсии, более чем на 30 процентов [29, с. 3].

    Указанный перерасчет наиболее положительно сказался и на размерах пенсий работающих пенсионеров, граждан в возрасте 80 лет и старше, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, инвалидов с детства, детей-инвалидов. Важен и тот факт, что новая пенсионная система устанавливает прямую и справедливую зависимость размера пенсии от величины заработной платы. При этом застрахованные лица обладают возможностью непосредственно влиять на размер своей предполагаемой пенсии, то есть они становятся активными субъектами системы обязательного пенсионного страхования.

    Положенные и другие позитивные изменения были бы невозможны при ранее действовавшей пенсионной системе, которая не отвечала на актуальные вызовы действительности, в частности, негативную демографическую ситуацию и не учитывала современные экономические условия. При этом дореформенная пенсионная система не соответствовала основополагающему положению обязательного социального страхования, неотъемлемой составной частью которого является обязательное пенсионное страхование, - принципу эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов.

    Реформирование пенсионной системы осуществляется согласно целому пакету федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.

    Правовым фундаментом новой системы обязательного пенсионного страхования следует признать Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данный законодательный акт устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в России, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также их ответственность.

    Страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования в России является ПФР, который осуществляет свои полномочия в статусе государственного учреждения и вместе с территориальными органами и составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. При этом по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами государство несет субсидиарную ответственность.

    Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ устанавливает круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяет виды страхового обеспечения [29]. Выделяют две категории страхователей: лица (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), производящие выплаты физическим лицам, и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы). Следует иметь в виду, что застрахованными лицами наравне с гражданами Российской Федерации могут являться проживающие на территории нашей страны иностранцы и апатриды. Данное положение полностью соответствует конституционному принципу всеобщности социального обеспечения.

    Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ с начала 2002 г. введены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, поскольку налоговый механизм формирования пенсионных средств может существовать только при чисто распределительной пенсионной системе, но никак не при пенсионной системе, в основе которой лежат страховые принципы с накопительным компонентом.

    Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ с 1 января 2004 г. в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию могут выступать негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Поэтому застрахованное лицо, начиная с указанной даты, вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопления в НПФ.

    Важнейшим законодательным актом, через который проводится пенсионная реформа и который устанавливает непосредственно нормы и условия пенсионного обеспечения, является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [29]. Данным Федеральным законом определены понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования трудовых пенсий.

    Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Лицам, имеющим одновременно право на различные виды трудовой пенсии, может устанавливаться только одна пенсия по их выбору.

    Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет. Тарифы страховых взносов в ПФР установлены статьями 22 и 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ в неравных процентных долях отдельно для финансирования страховой и накопительной частей пенсии. При этом размер процентной доли тарифа на какую либо из указанных частей зависит от возраста лиц, за которых страхователь уплачивает страховые взносы (чем старше гражданин, тем выше тариф на страховую часть и ниже на накопительную). Максимальный тариф страховых взносов с годового дохода работника до 100 000 руб. составляет 13% от фонда оплаты. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, которые определены в главе 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации. При этом страховые взносы, как и единый социальный налог, при соблюдении определенных условий начисляются с применением регрессивной (обратно пропорциональной) шкалы размеров платежей (с увеличением базы для начисления страховых взносов тариф не увеличивается, а уменьшается).

    Отметим, что адвокаты, индивидуальные предприниматели, а также лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, уплачивают суммы страховых взносов в виде фиксированных платежей. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты.

    Право на пенсию по инвалидности возникает в случае наступленияпотери кормильца. Принципиально, что Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений по выплате трудовой пенсии работающим пенсионерам.

    В целях соблюдения пенсионных прав застрахованных лиц при переходе к новой пенсионной системе Законом от 17 декабря 2001 г. №173 ФЗ закреплен порядок и механизм оценки названных прав по состоянию на 1 января 2002 г. путем их преобразования (конвертации) в расчетный пенсионный капитал.

    С введением пенсионной реформы потребовалось внесение соответствующих дополнений и изменений в нормативную правовую базу по персонифицированному учету, который является технологической основой всей системы обязательного пенсионного страхования. В этой связи был принят Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страховании», направленный на реализацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета положений рассмотренных выше законодательных актов.

    Необходимо иметь в виду, что Федеральный закон от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ не охватывает все возможные случаи государственного пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими законодательными актами. В этой связи нельзя не отметить Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».

    Такова краткая характеристика федеральных законов, в соответствии с которыми в нашей стране осуществляется реформирование системы пенсионного обеспечения.

    Реализация пенсионной реформы потребовала принятия значительного числа подзаконных нормативных правовых актов. Принятые и вступившие в силу постановления Правительства Российской Федерации, разъяснения Минтруда России, а также другие документы опубликованы в «Российской правде», а также специальных сборниках по пенсионной реформе [29, с. 3-7].

    Законодательная база новой пенсионной системы еще окончательно не сформирована. В рассмотрении Государственной Думы находятся законопроекты нескольких федеральных законов из пакета пенсионной реформы. Предстоит принятие законодательных актов: «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации», «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных накопительных систем», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и другие.

    Итак, исходными предпосылками концептуального характера в Конституции РФ, а также в законодательной базе по пенсионному обеспечению, являются:

    • 1* многоуровневый характер пенсионной системы и возможность ее развития;
    • 2* в новой пенсионной системе должны сочетаться распределительный метод со страховым, что автоматически требует одновременного использования принципов солидарности и накопительности пенсионных взносов;
    • 3* основная исходная предпосылка состоит в необходимости соответствия между экономической природой формирования источника финансирования пенсии и экономической природой формирования самой пенсии;
    • 4* проектируемая система определяет роли, права и обязанности субъектов пенсионного обеспечения (государства, работодателей и работников), устанавливая на основе социального консенсуса распределение финансового «бремени».

    Сквозным принципом всей системы пенсионного обеспечения выступает необходимость закрепления ответственности по каждой модели пенсионного обеспечения за конкретной организационной структурой:

    • 1) распределительная модель реализуется ведомствами исполнительной власти;
    • 2) страховая обязательная модель реализуется Пенсионным фондом;
    • 3) страховая добровольная модель реализуется частным страховщиком.

    Все это является составным элементом реализации реформирования пенсионной системы. Главное при этом, чтобы конституционные гарантии уровня жизни пенсионеров не только не снижались, но и укреплялись, а на переходный период государство должно помимо страховой пенсионной модели предусматривать комплекс резервных мероприятий, направленных на упреждение социальных и финансовых кризисов пенсионной системы.

    Глобальное реформирование пенсионной системы в РФ, предполагает рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся ресурсов и изменения подходов к их использованию, что и является основной целью реформы.

    Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что смешанная модель пенсионного страхования Германии взята за основу в России и фактически действует в Российской Федерации как распределительная модель потому, что пенсионные выплаты накопительной части трудовой пенсии еще не ведутся.

    Приоритетной целью государственно-правовой политики в настоящее время должна быть систематизация законодательных актов из пакета пенсионной реформы, принятие в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов Минтруда России и ПФР, а также информирование граждан об указанных нововведениях через СМИ (например: создание на 1-ом канале России телепрограммы «Мои пенсионные права»), газеты, журналы, юридическую литературу. Важнейшими информационными агентами являются отделения ПФ РФ в центре и регионах, которые непосредственно проводят работу с населением: памятки застрахованным лицам (приложение 3); путеводители по пенсионной реформе; методические рекомендации.

    Читайте также: