С 1 июля вступит закон о пенсионных накоплениях

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

15 июля 2020 09:15

В связи с появившимися в ряде российских СМИ, в том числе – нашего региона, недостоверными публикациями о единовременной выплате пенсионерам, Отделение Пенсионного фонда России по Брянской области сообщает следующее.

Для назначения накопительной пенсии в государственном Пенсионном фонде России необходимо наличие двух факторов: человек должен иметь средства пенсионных накоплений и право на назначение страховой пенсии. Вступившие в силу с 1 января 2019 года изменения в пенсионном законодательстве не меняют правил назначения и выплаты пенсионных накоплений. Пенсионный возраст, дающий право на их получение, остается в прежних границах – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Это распространяется на все виды выплаты пенсионных накоплений, включая накопительную пенсию, срочную и единовременную выплаты. Как и прежде, пенсионные накопления назначаются при наличии минимально необходимых пенсионных коэффициентов и стажа: в 2020 году это не менее 18,6 пенсионных коэффициентов и 11 лет стажа.

За назначением накопительной пенсии можно обратиться в любое время после возникновения права на нее, без каких-либо ограничений по времени. Выплату можно назначить как одновременно со страховой пенсией, так и отдельно. Если пенсионер, у которого формировались пенсионные накопления, не обращался за их установлением, то он может обратиться с заявлением об установлении соответствующей выплаты в любое удобное для него время. При этом не важно, является он работающим или уже не работает.

Средства пенсионных накоплений формируются главным образом за счет части страховых взносов, которые работодатели перечисляли за своих работников до 2014 года. Направление части страховых взносов работодателей на пенсионные накопления было приостановлено по решению государства на период 2014–2022 годов.

У кого, как правило, имеются пенсионные накопления:

    у граждан 1967 года рождения и моложе, работавших в период с 2002 по 2014 год, за счет того, что их работодатели уплачивали часть страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, работавших в период с 2002 по 2004 год, за которых работодатели уплачивали часть страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями законодательства;у участников Программы государственного софинансирования пенсий, производивших уплату добровольных страховых взносов;у тех, кто направил средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии.

Существует три вида выплат средств пенсионных накоплений:

Накопительная пенсия. Осуществляется ежемесячно и пожизненно. Выплачивается при достижении возраста 55 лет (женщины), 60 лет (мужчины), а также лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении соответствующего возраста или наступления срока. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты: в 2020 году - 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

Единовременная выплата. Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой. Получателями такой выплаты являются граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе, с учетом фиксированной выплаты и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день обращения за выплатой пенсионных накоплений. Получателями единовременной выплаты также являются граждане, которые при достижении возраста 55 лет женщины, 60 лет мужчины не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов.

Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при достижении возраста 55 лет (женщины), 60 лет (мужчины), а так же лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении соответствующего возраста или наступления срока, при наличии пенсионных накоплений за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, в том числе, взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала и дохода от их инвестирования.

Порядок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений таков. Заявление о назначении накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты подается в территориальный орган Пенсионного фонда России (прием идет по предварительной записи), в МФЦ или в форме электронного документа через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР. Заявление можно подать лично либо через законного представителя.

На личном приеме необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Заявление о назначении накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты рассматривается не более 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами. Заявление о назначении единовременной выплаты рассматривается в течение месяца. По результатам рассмотрения выносится решение о назначении соответствующей выплаты или об отказе в ее назначении с обоснованием причин.

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений производится в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия решения.

Что тормозит принятие закона о достойной старости

Совет Федерации ожидаемо вслед за Госдумой принял решение продлить «заморозку» пенсионных накоплений россиян до конца 2023 года. При этом до сих пор непонятно, какой механизм пенсионных накоплений правительство предложит работающим гражданам. Разработка закона о гарантированном пенсионном плане серьезно затянулась. Чиновники ломают головы над тем, как бы замотивировать граждан отчислять часть зарплаты в счет будущей пенсии, не нарушив при этом принцип добровольности таких взносов. Почему до сих не получается разработать инструмент для пенсионных накоплений, в чем суть будущей системы и что принятие нового закона даст работающим россиянам, «МК» рассказал первый замглавы социального комитета Совета Федерации Валерий РЯЗАНСКИЙ.


-До конца 2023 года продлевается срок «заморозки» накопительной части пенсии россиян. Многие недовольны тем, что власти лишают их шанса накопить на достойную старость. Разделяете ли вы их позицию?

-Нет, не разделяю. Копить на достойную старость можно по-разному. Для этого абсолютно не обязательно пользоваться только одним инструментарием. И вообще, что значит «заморозка»? С такой формулировкой надо быть очень осторожным. Ввести элемент накопительной пенсии — правильное решение. Изначально это делалось для того, чтобы сделать нашу пенсионную систему более устойчивой с точки зрения экономических и социальных параметров, а также чтобы люди сами могли страховую пенсию дополнить накопительной. Часть накопительной пенсии во многом зависит от самого человека, от того как он сам будет ей распоряжаться и в какие инвестиционные инструменты он будет ее вкладывать. Можно сказать, что это рождение нового для нашей страны принципа привлечения людей к формированию своей будущей пенсионной истории. Задумка очень хорошая, но она, к сожалению, была реализована в неполной мере.

-Что помешало?

-Все из-за некоторых принципов, которые были заложены в накопительной системе. Речь, в частности, о добровольности. В результате, отчисления в пенсионный фонд просто разделили на две части: накопительную и страховую. Против такой фрагментации выступали профсоюзы, да и многие работники: если часть пенсионных взносов переводить в другую форму накоплений, уменьшается страховая пенсия. Чтобы этого не получилось, нужно взять из государственного бюджета компенсацию - то есть, те деньги, которые люди недополучили и отложили в накопление на будущую старость. На текущие расходы пенсионной системы придется брать средства именно из бюджета. В целом идея правильная, но так как в свое время с бюджетом страны были трудности, это добавило сложности в пенсионном обеспечении граждан. Что такое «заморозка»? Речь о том, что мы просто перестали откладывать средства в размере 6% от зарплаты на будущий накопительный компонент. Все 22% стали отчисляться на формирование страховой пенсии. Иначе говоря, средства пошли на текущие пенсионные расходы наших граждан. «Заморозка» означает только одно — дополнительные средства, которые раньше отдавались на накопительный компонент, из текущей платежной пенсионной системы ушли, но сами деньги, которые к тому моменту уже были отложены в пенсионной накопительной системе, они есть, они работают и расписаны по каждому будущему пенсионеру персонально.

- Что это значит для конкретных людей, успевших сделать свои накопления?

- Абсолютно все пенсионные истории адресные. Те граждане, которые на момент действия законодательства, принятому по накопительному компоненту, участвовали в накоплениях, имеют полное право ими воспользоваться. С согласия работника работодатель перечислял средства либо во госкорпорацию ВЭБ, либо в управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды. Таких пенсионных историй очень много, а средств, которые заложены в накопительную компоненту, больше 5 трлн рублей. Все эти деньги работают и находятся под контролем государства. Есть специальный закон, который определил меры по обеспечению сохранности этих средств и по тому инструментарию, каким должны пользоваться негосударственные пенсионные фонды с тем, чтобы эти взносы работали и умножались. У тех работников, которые вышли на пенсию, но накопительный компонент получился маленький, в силу того, что люди были на предельных возрастах, уже начались первые выплаты. Взносы были небольшие, поэтому и накопительная пенсия небольшая. Она является одноразовой и её выплачивают сразу, с момента наступления пенсионного возраста. Если накопленные пенсионные сбережения побольше - их выплачивают на протяжении определенного времени, например, 10 лет. Эти деньги работают и получить их можно ежемесячно, добавляя к страховой пенсии.

-То есть, термин «заморозка» к ситуации с накопительной пенсией не подходит?

-Дело не в терминах. Главное, что необходимо понять — накопления никуда не делись. Они работают и по ним уже сейчас идут выплаты. Никакой заморозки нет. Если гражданин считает, что он должен продолжать накапливать себе на пенсию, да, сейчас таким инструментом он воспользоваться не может. Но существуют другие инструменты накопления: банковские депозиты, управляющие компании, которые сплошь и рядом предлагают разные услуги. Если у человека есть «лишний» заработок и он готов откладывать и накапливать, это реально.

-Сейчас с новой силой звучат предложения в принципе отказаться в России от накопительной пенсии, оставив одну страховую. Каково ваше мнение на этот счет?

-Не надо противопоставлять накопительную и страховую системы. Они должны дополнять друг друга, поскольку каждая имеет свои плюсы. Накопительная система является наиболее справедливой к человеку: как правило, она управляется самим работником. Было бы хорошо, чтобы ему еще помогала компания, в которой он трудится, доплачивая, например, за «обет верности» этому предприятию. Таким социальным ходом фирма сможет, грубо говоря, «привязать» к себе сотрудника и докладывать деньги в его пенсионную историю. Есть еще одна причина, позволяющая назвать накопительную пенсию справедливой — все, что человек накопил, будет его. Эти деньги никто не заберет.

В действующей страховой системе есть свои недостатки и свои преимущества. Плюсы заключаются в том, что по отношению к страховым пенсионным системам ответственность государства прописана более жестко. Также есть гарантии тех инструментов, которые заложены внутри самого пенсионного законодательства, например, льготные категории граждан. Недостатки сводятся к тому, что высокооплачиваемые категории граждан, а также те, у кого большой трудовой стаж, в некотором смысле ущемлены в усреднительных коэффициентах. Поскольку все страховые средства находятся в «общем котле». Эта страховая система в большей степени справедлива к низкооплачиваемым категориям граждан, которые не работали на высоких зарплатах: работникам сельского хозяйства, библиотекарям на селе, нянечкам в детсадах. Поэтому, когда на пенсию уходит, допустим, бывшая медсестра, ей выплачивают пенсию, которая по отношению к зарплате значительно больше, чем те 22%, которые сейчас перечисляют в счет будущей пенсии. В этом сила страховой системы. Она перемешивает все взносы и в большей степени «не обижает» тех, кто получал немного, но работал долго.

-Вернемся к накоплениям. По какой причине до сих пор не получилось внести в Госдуму законопроект о гарантированном пенсионном плане? Что тормозит работу?

-Работа продолжается. Думаю, она закончится успешно и появится новый закон. В новой системе надо ответить на несколько главных вопросов. Во-первых, надо разобраться с принципом добровольности. Дело в том, что те, кто хотел бы работать с этими накоплениями, прекрасно понимают — чем дешевле будет ресурс, тем выгоднее будет с ним работать и государству, и частным инвестиционным компаниям. Действительно, это является хорошим инвестиционным ресурсом для государства. Это недорогие деньги, которые можно использовать для того, чтобы, к примеру, строить платные дороги, которые со временем окупятся, или коммерческое жилье, которое гарантированно продается, или вкладывать их в коммерческие проекты, которые заведомо дадут выгоду и государству, и компаниям. Такова мировая практика. Но, тем не менее, принцип вложения средств в пенсионную систему со стороны гражданина должен быть добровольным. Сложно человека убедить? Да, сложно. Нужна ему мотивация? Конечно, нужна. Поэтому разработать документ с учетом условий, при которых гражданин захочет вложить часть своей зарплаты в накопления, не так просто. Такой закон появится, возможно, в следующем году. 2020-й — очень тяжелый и его надо успешно закончить, а в 2021 можно смело возвращаться к этой работе.

- Проблема только в том, чтобы убедить граждан в выгодности пенсионных накоплений?

- Не только. Надо решить и другие вопросы: каким образом те накопления, которые были в старой пенсионной накопительной системе, будут учтены в новом формате, а также какие будут преимущества, ограничения и гарантии грядущих накоплений. Это сложный инструмент. Здесь нужны обсуждения специалистов и выверенные решения. Но такой закон нужен и я уверен, что он появится. Молодое поколение, те, кто только сейчас вступают в трудовые отношения, должно гарантировано использовать несколько моделей, позволяющих накопить на достойную старость. Документ требует спокойной, вдумчивой и серьезной работы. В следующем году мы ждем появления таких вариантов закона, которые уже можно будет предметно обсуждать в Госдуме и Совфеде.

С 1 июля в России действуют новые законы, охватывающие разнообразные стороны жизни. Какие-то из них приняты действительно «во благо», другие не вызывают всеобщего энтузиазма.
Перечислим эти нововведения и разберемся в их сути.

1. Закон о пенсии

Пожалуй, он является одним из самых обсуждаемых.
Пенсионный возраст для женщин повышается с 55 до 60 лет, для мужчин – с 60 до 65 лет. Правительство хотело сказать: «Живите дольше – вам же лучше», искренне надеясь, что новый закон продлит жизнь каждого россиянина минимум на 5 лет.
Народ грустно шутит: «Дожить до пенсии – миссия невыполнима!».
Российские законодатели уверяют, что в определении пенсионного возраста необходимо равняться на развитые страны Европы. Но большая часть населения России все же недоумевает, почему это не касается размеров пенсии, которые там несравнимо выше. У европейских пенсионеров условия жизни лучше, и, как правило, нет необходимости в подработке. Они и живут-то лет на 10-20 дольше, чем наши, успевают на старости лет порадоваться вольной и сытой жизни, попутешествовать, побаловать себя посещением ресторанчика или концерта.
Ну а наши бабушки и дедушки радовались тому, что выйдя на пенсию, смогут немного улучшить свое материальное положение, потому что продолжат работать, пока сил хватит. Они мечтали соединить скромную пенсию с зарплатой, чтобы немного помочь внукам. Увы, правительству лучше известно, как им жить.
В данном законе имеются, правда, оговорки. В этом и следующем году к пенсионному возрасту добавят лишь полгода, дальше – по 1 году, пока не достигнут установленной «нормы».
Скидки делаются для женщин, имеющих детей:
Для матерей троих детей – 57 лет, четверых – 56 лет, пяти – 50 лет.
Льготы установлены также для жителей Крайнего Севера, районов, пострадавших от техногенных катастроф.
Повышение пенсии ожидается для тех, кто получает ее в минимальном размере, не работает, выйдя на пенсию, а также для военных пенсионеров.

2. Закон об увеличении пособий по уходу за инвалидами

Для родителей детей-инвалидов или официальных опекунов, ухаживающих за инвалидами, пособие увеличивается с 5100 рублей до 10000 рублей.
К сожалению, закон не касается тех, у кого на содержании находится инвалид, не являющийся родственником или официальным подопечным. Для них размер пособия был и есть 1200 рублей.

3. Повышение тарифов на услуги ЖКХ

Услуги ЖКХ дорожают, в среднем, на 3.5%.
В Мурманской и Пермской областях, а также в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Ненецком АО – на 3.8%.
В Москве и Санкт-Петербурге – на 5%.
В законе сказано, что конкретный процент повышения местная власть может устанавливать самостоятельно. Указанные данные – это допустимая верхняя граница.

4. Закон о самозанятых

В 2019 году закон начал действовать в Москве и Московской области, а также в Татарстане и Калужской области.
В 19 регионах (В Санкт-Петербурге, Ростовской, Челябинской областях и др.) такой закон действует уже с 1 января 2020 года.
Теперь его распространили на всю территорию России.
Закон касается налоговых и пенсионных отчислений мелких и крупных предпринимателей.
Если человек занимается частной деятельностью, имеет доход менее 200 тыс. руб. в месяц, не используя труд наемных работников, то его подоходный налог составляет 4% -6% (при сотрудничестве с компанией). При этом он может не делать отчислений в пенсионный фонд, беря на себя заботы о своем материальном обеспечении в старости.
Если доход превышает 200 тыс. руб., то он платит налоги, а также отчисляет деньги в различные фонды как индивидуальный предприниматель.

5. Запрет взыскания долга с социальных выплат

Банки не имеют права погашать долг клиента, снимая деньги с его пенсии или социальных пособий, выплачиваемых пострадавшим в катастрофах, потерявшим кормильца и т. д.
При возникновении спорной ситуации решение о взыскании принимает суд.

6. Проектное финансирование строительства

Это очень нужный закон. Его приняли для предотвращения мошенничества со стороны застройщиков, которые «кидают» людей, собрав с них деньги на долевое участие в постройке жилья.
Теперь вкладчики вносят деньги на специальный счет ЭСКРОУ. В договоре участвуют 3 стороны:

  • Покупатель;
  • Застройщик (девелопер);
  • Представитель банка.

Гарантируется неприкосновенность денег до сдачи дома в эксплуатацию и выполнения всех взаимных обязательств.

7. Ограничение ставки по кредитам и займам

Закон ограничивает размеры ставок по кредитам не только для банков, но и для МФО, которые легко выдают срочные кредиты, но нередко «заламывают» непомерно большие проценты. Заемщик попадает в такую кабалу, что вынужден лишиться жилья и имущества, чтобы отвязаться от кредиторов, у которых он взял сравнительно небольшой заем.
По новому закону ставка по кредиту не должна превышать среднерыночный показатель больше, чем на треть. Предельный размер ставки 36.9% годовых.

8. Ипотечные каникулы

Закон принят в целях облегчения приобретения жилья в ипотеку, которое оборачивается для многих семей пожизненной кабалой.
Если у человека, приобретающего жилье в ипотеку, возникала непредвиденная ситуация, и он не имел возможности вносить нужную плату, банк мог забрать у него квартиру и продать. Квартира считается собственностью банка, пока заемщик не рассчитается с ним полностью.
По новому закону должник может претендовать на отсрочку платежа или снижение ежемесячной платежной суммы на срок до полугода.
Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • Купленное в ипотеку жилье является единственным;
  • Покупатель потерял работу и официально зарегистрирован в этом статусе;
  • Его доход за 2 последних месяца уменьшился на 30% и больше;
  • У должника увеличилось количество иждивенцев;
  • Сумма ипотечного кредита не превышает 15 млн. рублей.

Какова реальная польза этого закона, покажет жизнь. Прежде чем получить ипотечный кредит, надо собрать кучу справок (из банка, административных органов и т. д.), на что требуется время.

9. Изменения требований к страховым компаниям, оформляющим ОСАГО

Страховые компании не имеют права отказывать в выдаче ОСАГО. Поводом может быть только изъятие у них лицензии. Если лимит продажи полисов уже достигнут, компания обязана заранее уведомить об этом на своем официальном сайте.

10. Закон об онлайн кассе

Вести все расчеты через онлайн кассу обязаны:

  • Организации и предприятия, оказывающие услуги населению;
  • Предприниматели, работающие в сфере общепита, торговли;
  • Владельцы игровых салонов;
  • Перевозчики, взимающие плату с пассажиров непосредственно в автотранспорте.

Для предпринимателей нововведение обернется лишними расходами, что может отразиться на ценах. В частности, скорее всего, подорожает оплата за проезд в частных маршрутных такси.

11. Отмена банковского роуминга

До сих пор банки брали комиссию за перевод денег между своими же филиалами в размере 1-1.5%. Теперь подобные переводы будут производиться бесплатно.

12. Закон о продаже молочной продукции

Отныне продукты из натурального молока и заменителей будут располагаться на разных витринах а также снабжаться ценниками с пометками БЗМЖ (без заменителей молочного жира) и СЗМЖ (с заменителями молочного жира).
Это предотвратит продажу фальсифицированной продукции. Покупатель получит гарантию того, что приобретает настоящее сливочное масло, а не продукт, изготовленный из пальмового масла и сухого молока.

13. Закон о маркировке обуви

В 2019 году производителей многих товаров уже обязали подвергать их маркировке и снабжать специальными электронными кодами. Такие коды можно сканировать в приложении «Честный знак», изучить информацию о производителе, понять, что продукция не является контрафактом.
С 1 июля маркировка стала обязательной для обуви. Это позволит избежать подделки популярных брендов (таких, например, как Адидас, Гуччи, Моветон).
Вместе с тем, с прилавков, скорее всего, исчезнет менее качественная, но доступная по цене китайская обувь. Возможно, она многократно подорожает, так как китайским поставщикам придется платить за растаможку своей продукции.

14. Закон о рыбалке

Добавлены новые породы рыб, запрещенных к ловле, введены ограничения по размерам вылавливаемых рыб (лещей, судаков, щук, налимов).
Установлена норма улова не больше 5 кг на 1 рыбака. Даже если человек приехал порыбачить на несколько дней, он не может увезти с собой больший улов.
Сведущие люди считают закон бессмысленным, поскольку ехать вдаль на 2-3 дня, чтобы привезти 5 кг рыбы – не резон. А для тех, кто рыбалкой добывает средства на жизнь, новый закон – вообще погибель.

15. Закон, касающийся продажи гаджетов

Продавцов электронных устройств (компьютеров, смартфонов) обязывают устанавливать при их продаже российское программное обеспечение.

16. Запрет на использование автобусов возрастом старше 10 лет

Распространяется на перевозку детей младше 18 лет. Автобусом считается транспорт, в котором имеется больше 8 посадочных мест.

17. Запрет на праворульные автомобили

Нельзя ввозить в страну автотранспорт с количеством мест больше 8, имеющий руль справа, а также праворульную спецтехнику (рефрижераторы, самосвалы, грузовики).
Легковых авто это не касается, но оформление значительно усложнено.

18. Внедрение умных счетчиков электроэнергии

Будут устанавливаться счетчики с дистанционной передачей показаний. Такие приборы со временем заменят обычные по мере выхода их из строя.

Законы принимаются для того, чтобы их строго исполняли. Незнание законов оправданием не является, поэтому ознакомиться с ними важно для каждого россиянина.

Краткое содержание:


В парламенте России разъяснили, что значит закон о заморозке пенсий до 2023 года. Принят данный законопроект был в Государственной думе в ходе пленарного заседания 26 ноября 2020 года. Заморозили власти не все пенсионные накопления граждан, а лишь накопительную часть.

Законопроект о временной заморозке накопительной доли пенсий


26 ноября текущего года депутаты федерального парламента России в финальном чтении проголосовали за законопроект, который продлевает заморозку накопительной части пенсий. Текст документа №1027751-7 появился на сайте правовой информации Госдумы. Закон вносит изменения в Федеральный акт №33 «Об обязательном страховании».

Разработан законопроект был комитетом Государственной думы по вопросам налогов и бюджета. В первом чтении он был принят 22 октября, а во втором — 25 ноября. Сейчас закон направлен на одобрение в Совет Федерации.

Согласно законопроекту №1027751-7, заморозка накопительной доли пенсий российских граждан была продлена до 2023 года. Действует эта заморозка с 2014 года. Как объясняется в пояснительной записке закона, на размер пенсий россиян данная заморозка не повлияет.

В 2014 году все официально трудоустроенные жители России платят 6% от зарплаты в Пенсионный фонд. Эти средства идут на выплаты текущим пенсионерам. В Министерстве финансов сообщают, что отменена заморозка может быть раньше 2023 года. Заместитель главы ведомства Антон Дроздов ранее заявлял, что для этого нужно разработать закон о добровольной системе пенсионных накоплений.

Отменят ли накопительную часть пенсий в России


Чтобы у правительства не было необходимости замораживать накопительную часть пенсии для граждан, Федерация профсоюзов РФ предлагает властям вовсе отменить ее. По мнению ФНПР, накопительная часть пенсии как обязательный элемент пенсионного страхования гражданина России не нужен. Соответствующее обращение Федерация профсоюзов направила главе правительства Михаилу Мишустину.

В 2020 году формируется накопительная часть пенсии человека благодаря страховым отчислениям, которые осуществляет работодатель. Также сформировать ее может мать, у которой есть материнский капитал.

В правительстве вовсе упразднять накопительную часть пенсии пока что отказываются. Однако инициативу Федерации профсоюзов поддержал депутат Государственной думы Ярослав Нилов. Он также является главой парламентского комитета по вопросам социальной политики.

Ярослав Нилов считает, что властям не нужно было вводить обязательную накопительную пенсию. В остальных странах мира граждане пользуются этой услугой только в добровольном порядке.

Что такое накопительная пенсия


Накопительная пенсия гражданина России — сумма средств, которую он получает после выхода на пенсию ежемесячно. Формируется накопительная пенсия в течение жизни человека. Если он официально трудоустроен, каждый месяц работодатель в качестве страховых выплат перечисляет процент от зарплаты гражданина в Пенсионный фонд.

До 2015 года граждане России младше пенсионного возраста могли отказаться от формирования накопительной части пенсии. Если до этого срока выбор сделан не был, каждый гражданин автоматически был переведен на систему пенсионного страхования с накопительной частью.

Есть накопительная часть пенсии только у тех жителей России, которые родились позже 1967 года. Размер ежемесячной накопительной пенсии зависит от суммы на индивидуальном счете. Посмотреть его застрахованное лицо может дистанционно с помощью сайта ПФР.

По умолчанию после выхода на пенсию гражданин получает пенсионные выплаты в течение 258 месяцев. Срок можно изменить, если отложить начало выплаты ЕДВ. Чтобы узнать сумму ежемесячной пенсии, размер накоплений нужно разделить на 258. Среднестатистический размер накопительной части пенсии на территории Российской Федерации — 950 рублей.


Минфин после ряда фальстартов опубликовал для общественного обсуждения законопроект о новой системе добровольных пенсионных накоплений. Документ изначально ждали еще год назад, но от версии, содержавшей элементы принудительного подключения россиян к системе, было решено отказаться после вмешательства в дискуссию президента Владимира Путина.

Теперь концепция, получившая название «гарантированный пенсионный план» (ГПП), приобрела полностью добровольный характер, следует из законопроекта Минфина.

  • Работники будут вправе потребовать от работодателя зарегистрировать их в реестре участников системы или же подключиться к системе самостоятельно через сайт госуслуг, но никакой обязательной подписки на накопительную пенсию не будет.
  • Граждане — участники схемы смогут по своему усмотрению устанавливать и изменять размер пенсионных взносов, в том числе приостанавливать уплату добровольных пенсионных взносов (механизм «каникул» — на срок до пяти лет).
  • Размер взносов можно установить либо в процентах от зарплаты, либо в абсолютном выражении.
  • Кроме того, участники смогут изменять ранее выбранный негосударственный пенсионный фонд, где формируется ГПП.

В течение шести месяцев со дня первой уплаты взносов гражданин будет вправе отказаться от участия в системе ГПП и забрать перечисленные деньги.

Для работников будет предусмотрена стимулирующая льгота — освобождение от НДФЛ добровольных взносов в размере до 6%, однако соответствующие поправки в Налоговый кодекс будут разработаны позднее.

Запуск новой системы намечен на 2021 год, следует из материалов Минфина. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов уточнил, что система заработает не раньше середины 2021 года, передал «Интерфакс».

Базовый вариант — выплаты в течение 15 лет

Пенсионная выплата по ГПП будет назначаться:

  • либо при достижении гражданином нормативного пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин);
  • либо через 30 лет с даты начала уплаты пенсионных взносов по ГПП — в зависимости от того, какой срок наступит раньше.

Она должна выплачиваться ежемесячно и рассчитываться по формуле «размер пенсионной выплаты = общий размер внесенных средств участника / 180» с поправкой на результат размещения пенсионных резервов. Это означает, что базовый вариант выплат — пенсионная выплата в течение 15 лет. Но участникам будет предоставлено право выбора иных вариантов, отличных от базового, говорится в пояснительной записке Минфина.

Швецов уточнил, что «есть предложение сделать выплатную стадию как скользящую срочную выплату»: первый расчет пенсии делается исходя из того, что она выплачивается 15 лет, но по истечении одного–двух лет происходит перерасчет, исходя из инвестиционного дохода и того, что уже выплачено; через два года — новый перерасчет и т.д.

Предусмотрена также возможность досрочной выплаты накоплений в случае обнаружения у участника системы заболеваний из утвержденного правительством перечня социально значимых. Выплата производится в размере расходов на лечение, но не больше объема сделанных накоплений.

Если доходность размещения пенсионных резервов оказалась отрицательной, НПФ будет обязан восполнить отрицательный результат за счет собственных средств. В случае смерти участника ГПП его накопленные невыплаченные средства включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях родственниками.

Реестр участников

Вести реестр участников ГПП будет пенсионный оператор — Национальный расчетный депозитарий (НРД), имеющий статус центрального депозитария. Реестр должен включать помимо персональных данных сведения о размере пенсионных взносов, сумме уплаченных взносов, приостановке и возобновлении уплаты взносов и т.д.

Если НРД будет неправомерно отказывать или уклоняться от внесения и изменения сведений в реестре, ему будет грозить административная ответственность — штраф от 700 тыс. до 1 млн руб., следует из законопроекта-спутника, также представленного Минфином.

В пояснительной записке Минфин отмечает, что ГПП даст гражданам возможность «формирования за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства и усилении механизмов защиты и гарантирования пенсионных прав». Участникам схемы ГПП будет предоставлен «широкий спектр прав», подчеркивает ведомство.

Сколько людей будет копить через ГПП

Какое количество россиян согласится участвовать в полностью добровольной схеме пенсионных накоплений и какой процент они станут отчислять со своих доходов, пока не ясно. Швецов признал, что «с точки зрения пополнения счетов» история не сразу станет массовой.

Проведенный летом опрос Левада-центра показал, что 63% россиян не хотели бы делать дополнительных отчислений в НПФ помимо существующих обязательных взносов работодателя. Только 29% опрошенных выразили готовность дополнительно отчислять деньги от своего дохода. Сказываются нехватка свободных денег у населения и недоверие к системе, в которой довольно быстро меняются правила игры.

«На этих условиях верхняя планка [по участию в ГПП] — это то число людей, которые присоединены к добровольной системе негосударственного пенсионного обеспечения, то есть около 6 млн», — предполагает Табах. «Думаю, что реально на отрезке в пять лет регулярно вносящих взносы будет от 3 до 5 млн человек», — сказал эксперт.

«ГПП — это маленькая пуговица, которую пришивают к пенсионной системе», — считает гендиректор компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев. По сути предлагается делать то, что уже и так можно делать в рамках негосударственных пенсионных программ, индивидуальных и корпоративных, говорит он. Прогнозы по участию населения в ГПП пока неутешительные, потому что в текущих условиях очень мало людей, которые могут себе позволить копить самостоятельно, рассуждает Якушев.

Минфин оценивает максимальный охват системы ГПП в 72,5 млн человек — наемных работников и самозанятых. Если наложить данные июньского опроса Левада-центра о готовности россиян делать дополнительные пенсионные взносы на данные Росстата о распределении населения по величине среднедушевых доходов за 2018 год, можно получить верхнюю оценку годового объема пенсионных взносов по ГПП — около 1 трлн руб., подсчитал РБК.

Правительство внесло в Госдуму законопроект об очередной «заморозке» накопительной части пенсии — теперь до конца 2023 года. На этом фоне Федерация независимых профсоюзов просит премьера Михаила Мишустина вовсе упразднить накопительный компонент в пенсионном обеспечении, поскольку то, как в России реализуется идея накопительной части, ее «дискредитирует». Объясняем, что это за идея, что пошло не так и как все могло бы работать, если бы в России существовали независимые профсоюзы.

Что такое накопительная часть пенсии?

Основу системы пенсионного обеспечения в тех странах мира, где такая система есть, составляет базовая пенсия. В разных странах это называется по-разному, но суть одна. Когда гражданин достигает пенсионного возраста (или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность), государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря старому доброму принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.

Со временем многие страны и существующие в них пенсионные системы пришли, как считается, к более прогрессивной модели пенсионного обеспечения. Она предполагает, что наряду с базовой — не самой большой частью пенсии — должна быть еще и накопительная.

Эта часть индивидуальна, потому что в основном зависит от самого работника: от уровня его квалификации, доходов и от его личной готовности еще в молодом возрасте осознать необходимость позаботиться о себе в старости. Благодаря этому, например, мы имеем перед глазами «классический» пример немецких пенсионеров, которые с выходом на заслуженный отдых начинают активно путешествовать по миру.

А как у нас

Для начала расскажем, как это было задумано реализовать. В России накопительный компонент в трудовой пенсии появился с пенсионной реформой 2002 года. Ее декларируемая цель — перейти от прежней распределительной модели к распределительно-накопительной. По закону о трудовых пенсиях (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года) они должны состоять из двух частей — страховой (или, как еще говорят, обязательной) и накопительной.

В страховую был включен базовый фиксированный размер, который государство время от времени индексирует. Кроме того, имеет значение стаж вышедшего на пенсию работника. На размер страховой пенсии также влияет сумма отчислений на персонифицированном (личном) счете, который открыт на каждого работающего гражданина в Пенсионном фонде России (ПФР).

На этом счете, по замыслу реформы, и должна формироваться накопительная часть. Она пополняется не только за счет отчислений от ежемесячного заработка (их, как и подоходный налог и взносы в другие фонды, в «автоматическом» режиме осуществляет работодатель еще до выдачи зарплаты на руки), но и за счет инвестиционного дохода. Чтобы отчисляемые работниками деньги не лежали на индивидуальных счетах мертвым грузом, а работали в экономике, их постоянно инвестируют. ПФР этим занимается через Внешэкономбанк, а негосударственные пенсионные фонды (НПФ), куда каждый работник вправе перевести свои накопления, — по собственным программам.

Что пошло не так

Начнем с того, что накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы, первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году — это будут работники, родившиеся в 1967 году. При условии, что возраст выхода на пенсию не повысят снова — а намеки на этот счет уже звучали. Стоит ли удивляться, что бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая такие базовые вещи, как пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров в их собственных глазах довольно туманными.

Правила игры и в самом деле не перестают менять, на что указали в обращении на имя Михаила Мишустина члены Федерации профсоюзов. Их не устраивает, что начиная с 2015 года правительство то и дело увеличивает период выплат пенсионных накоплений. Речь о количестве лет, в течение которых человек после выхода на пенсию предположительно будет жить и получать деньги, скопленные на личном счете. С учетом роста ожидаемой продолжительности жизни за пять лет этот период уже увеличили с 19 до 22 лет, хотя по подсчетам профсоюзов в реальности этот период в среднем не превысит 12 лет для мужчин и 15 лет для женщин.

В РФ задержки с выплатами пособий. Москва хочет, чтобы деньги дали регионы, но там их нет

С одной стороны, неплохо, что пенсионер долго живет и получает честно заработанную пенсию. С другой — чем длиннее рассчитываемый период этих выплат, тем меньше окажутся сами выплаты. На сегодня месячный размер прибавки от накопительной части к пенсии профсоюзами оценивается в 956 рублей.

Другая беда в том, что правительство не старается увеличить размер накоплений на пенсионных счетах, скорее наоборот, считает директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Максим Марамыгин. Анонсированное очередное решение о «заморозке» накопительной части трудовых пенсий — теперь до конца 2023 года — на деле будет означать, что на эти счета снова не вернется инвестиционный доход, который, как было задумано, должен ежегодно увеличивать размер накоплений. А деньги, поступившие в виде отчислений, будут изъяты и направлены на выплаты тем, кто на пенсии уже сейчас. Под «честное-пречестное», что когда-то номинальные владельцы этих денег их все-таки получат, так что это временное изъятие «не умалит пенсионных прав будущих пенсионеров»…

Почему так происходит

«Замораживая» накопительную часть, правительство закрывает дефицит Пенсионного фонда. Но для понимания: ежемесячные пенсионные отчисления с заработка каждого работающего россиянина — 22%, из которых 6% идет на формирование накопительной части будущей пенсии, а 16% — страховой. Для сравнения: в Швейцарии такие отчисления составляют около 23%, в Румынии — 30%, в Италии — 32%, а Португалии — 33%. В США пенсионные отчисления вдвое меньше российских — 12,5%, и стран с сопоставимым размером пенсионных взносов — абсолютное большинство. То есть на фоне мировых стандартов наши отчисления — не просто высокие, а очень высокие.

«И тогда вопрос — почему страны с гораздо меньшими пенсионными отчислениями могут формировать приемлемый и достаточный пенсионный фонд, а нашей стране с огромными пенсионными отчислениями никак это не удается? И это тот вопрос, который могли бы, например, задать наши независимые профсоюзы. Но почему-то этот вопрос не звучит», — говорит профессор Марамыгин.

По его мнению, предложение Федерации профсоюзов упразднить накопительную часть государственной трудовой пенсии лишь помогает правительству найти пути легализации текущего положения дел.

Еще один вопрос, который могли бы задать те же профсоюзы: что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для той же Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов — накопления вышедших на пенсию граждан на их индивидуальных пенсионных счетах, а третий — накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого достаточные стимулы в виде налоговых льгот.

«Нигде не живут сплошные финансовые гении и нигде люди не склонны сами заниматься накоплениями на безбедную старость. Государство на то и государство, чтобы подталкивать людей к заботе о самих себе, а не заявлять в лице неумных чиновников, что оно, государство, никому ничем не обязано… Пенсионные отчисления и накопления не должны облагаться налогами. Государство должно отказываться от части налоговых поступлений, понимая, что при этом люди сами соберут себе на старость. И бизнес, если его к этому стимулируют, будет в этом охотно участвовать», — убежден Максим Марамыгин.

Увы, ни одна из многочисленных пенсионных реформ, включая последнюю, так и не создала механизмов подобного стимулирования в России.

Читайте также: