С какой целью осуществляется оценка конвертация пенсионных прав граждан

Рассчитывая размер пенсии по ответам, которые ПФР предоставляет гражданам по их заявлениям, я иногда просто ужасаюсь.

С одной стороны, обычно всё написано так красиво и грамотно с их точки зрения, просто супер. С другой стороны так хитро завуалировано неправильное применения закона, что берет оторопь. Правильно, на то они и держат штат юристов, чтобы прикрывать то тут, то там, несоблюдение закона в том виде, как он написан. Очень уж любят они трактовать законы по своему усмотрению!

Вопросов задают люди огромное количество, но сегодня хочу отдельно остановиться на таком утверждении работников Пенсионного фонда о том, что они не учитывают стаж после 2002 года.

Думаю, Вы понимаете, что это профанация пенсионного законодательства, которая на мой взгляд заключается в следующем:

КОМУ НУЖЕН СТАЖ 2002-2014 ГОДОВ?

В первую очередь, конечно, тем, кто вышел на пенсию именно в эти годы, то есть полностью подпадает под действие 173ФЗ.

Понятно, что стаж до 2002 года года необходим всем для расчета пенсионного капитала, заработанного гражданином в течение действия 340-1-ФЗ, потому что тогда такого понятия, как пенсионный капитал просто не существовало.

А зачем же учитывать стаж 2002-2014 года, если в течение этого периода для определения размера страховой части пенсии учитываются только уплаченные страховые взносы, сведения о которых поступают в базу данных ПФР и там уже учитываются на лицевых счетах?

Постараюсь объяснить "на пальцах". Во-первых, одним из условий возникновения права на трудовую пенсию по старости по 173 ФЗ является наличие на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста не менее 5 лет страхового стажа. Причем для тех, кто выходил в этом общеустановленном тогда возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин именно на пенсию по старости, именуемую нынче социальной, требовалось наличие только этого стажа. И, согласитесь, совершенно неважно, в какой период этот стаж был приобретен, до 2002 года или после. Совершенно понятно, что наличие пяти лет неважно в какой период приобретенного стажа, даст право (но все-таки даст) на назначение пенсии пусть и в минимальном размере.

Если человек обращался за назначением страховой (заработанной потом и кровью) пенсии по достижении возраста, установленного законом, стаж как до 2002 года, так и после все-таки давал право на различные преференции. Например, до 2002 года его стаж составил более 20 лет, если это женщина, или более 25 лет, если это мужчина. Тогда его Стажевый коэффициент СК должен быть повышен на 1 % за каждый год свыше этого стажа. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это касается в первую очередь на тех, кто не имеет никаких льгот, то есть выходит на пенсию в общеустановленном возрасте.

173ФЗ как бы отменил значимость трудового стажа, обозвав его страховым, так как на величину страховой части назначаемой пенсии влияет только сумма уплаченных страховых взносов, которые индексируются, так же , как и пенсии. Пока действовал 173ФЗ, расчеты ПФР не содержали расчета количества пенсионных баллов вплоть до 2014 года, рассчитывалась страховая часть пенсии, к которой добавлялась фиксированная выплата, гарантированная государством, в результате чего высчитывался размер страховой пенсии конкретного гражданина. Размер социальной пенсии, думаю Вы знаете, устанавливается государством.

И вроде бы, причем тут стаж, если в этот период имеют значение только взносы.

А стаж, причем общий страховой стаж, приобретенный гражданином на дату обращения за пенсионным обеспечением по 173ФЗ напрямую влияет на увеличение или уменьшение той самой фиксированной выплаты.

Приведу полностью три пункта 14 статьи, и расскажу, как же это должно работать.

17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона , увеличивается на 6 процентов. (подчеркнуто для досрочников)

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 - 8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

На чем же нужно заострить внимание?

Эта норма была введена в 173 ФЗ федеральным законом от 2009 года № 213-ФЗ. Но применяться она начинает с 1 января 2015 года. Это установлено в ст. 37 ч.3 этого , 213-ФЗ,закона. С одной стороны с этой же даты - 1 января 2015 года - вступил в силу нынешний 400ФЗ, который отменил действие предыдущего пенсионного законодательства. Да, отменил, но только не в части применения норм расчета трудовых пенсий. А статья 14 - это как раз и есть та статья, которая имеет именно такое название "Размеры трудовых пенсий по старости". То есть во взаимодействии нового законодательства с предыдущим, нормы 173ФЗ, регулирующие исчисление пенсий действуют в части, не противоречащей 400ФЗ. Именно это и зафиксировано в 36 статье действующего законодательства, определяющий его вступление в силу, а именно:

ч. 3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

И, обратите внимание, исчисление не страховой части пенсии, а именно ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ. А трудовая пенсия по предыдущему закону как раз и состоит из страховой части и фиксированной выплаты, что зафиксировано в одной действующей на сегодняшний день статье 14 173го закона..

Получается, что на сегодняшний день из всех норм 173-ФЗ однозначно в соответствии с 400-ФЗ должны применяться и применяются, но в усеченном ПФР виде, нормы статей:

14. Размеры трудовых пенсий по старости

29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)

30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

ВЫВОД - моё личное мнение:

Те, кто вышел на пенсию в период действия 173 ФЗ, имея большой страховой стаж (больше 25 лет для женщин, и больше 30 лет для мужчин) имеют полное право на применение с 1 января 2015 года нормы статьи 14, зафиксированной в п. 17 на увеличение фиксированной выплаты на 6% за каждый год сверх указанного ( 25 и 30 лет )общего страхового стажа.

Остаётся висеть в воздухе такой вопрос: а те, кто вышел на пенсию до введения в действие 173-ФЗ, имеют право на такое же увеличение фиксированной выплаты. А это мы попробуем разобрать, получив ответ из ПФ о том, как рассчитаны пенсии моих родителей. Думаю, это будет нескоро.

В следующей статье я расскажу о жизненной ситуации одной из моих подписчиц, которой ПФР ухитрился применить понижающий коэффициент при расчете пенсионного капитала аж два раза.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

02 февраля 2010 16:43

Суть преобразований в системе пенсионного обеспечения, которые начались в январе 2002 года, - переход на страховые принципы формирования пенсий. В итоге право на получение трудовой пенсии, ее размер будут напрямую зависеть от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

Для тех, кто начал отсчет своего трудового стажа с 2002 года, пенсия – далекая перспектива. И понятна заинтересованность людей, у которых трудовая деятельность заняла достаточно большой период их жизни. Поэтому сохранение пенсионных прав этой категории граждан – одна из особенностей пенсионной реформы.

На сегодняшний день размер трудовой пенсии напрямую зависит от величины расчетного пенсионного капитала, который формируется из начального пенсионного капитала с учетом трудового стажа и заработка за период до 1 января 2002 года и от общей суммы страховых взносов, уплаченных с 1 января 2002 года.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» началось преобразование пенсионных прав граждан, приобретенных ими в период до 1 января 2002 года, в пенсионный капитал. Этот процесс получил название конвертация. Иными словами, конвертация – это пенсионные права граждан, которые формируются с учетом их трудового стажа и заработка по состоянию на 1 января 2002 года, выраженные в денежном эквиваленте.

Конвертация коснулась всех категорий граждан: и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто продолжает трудиться до достижения пенсионного возраста или достигнув его. И, естественно, разным категориям граждан пенсионные права конвертируются по-разному. При этом пенсионный капитал определяется в соответствии с индивидуальным коэффициентом пенсионера, который определяется, исходя из продолжительности трудового стажа и среднего заработка.

Сведения о трудовом стаже каждого работника работодатели представляли в Пенсионный фонд. По состоянию на 1 января 2010 года в территориальных органах ПФР по Мордовии представлены сведения о трудовом стаже за период до 1 января 2002 года на 267516 человек, в том числе сведения о стаже на соответствующих видах работ – на 55161 человека.

Все поступившие индивидуальные сведения о трудовом стаже подвергаются правовой оценке, которая продолжается и в настоящее время. Она заключается в проверке полноты и достоверности данных, предоставленных в свое время в управления ПФР бухгалтериями и кадровыми службами предприятий и организаций. Сотрудники управлений ПФР проводят как документальные, так и камеральные проверки этих сведений.

По итогам проверок с работодателей истребовано 55748 корректирующих форм, содержащих сведения о трудовом стаже застрахованных лиц за период до 1 января 2002 года.

В прошлом году был принят закон, согласно которому срок оценки пенсионных прав лиц, работа которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, сокращен на два года, до 1 января 2011 года. Работу по оценке пенсионных прав остальных граждан предусмотрено завершить не позднее 1 января 2013 года.

Конечный результат работы по оценке пенсионных прав – отражение в индивидуальных лицевых счетах граждан сведений о страховом стаже и стаже на соответствующих видах работ.

Формирование базы данных, содержащей лицевые счета со сведениями об общем трудовом стаже до 1 января 2002 года, позволит наиболее полно проинформировать граждан о результатах оценки их пенсионных прав. Это поможет людям принять меры по представлению сведений, недостающих для своевременного и правильного назначения трудовой пенсии. Кстати, аналог такого информирования – рассылка застрахованным лицам извещений ПФР о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

Территориальные органы ПФР также информируют граждан о необходимости представления ими документов на определенные части трудового стажа и заработной платы за период до 1 января 2002 года, которые повлияют на величину расчетного пенсионного капитала.

Если гражданин обнаружил, что в результате оценки его пенсионных прав учтены не все периоды его трудовой деятельности, был выбран не самый выгодный размер среднемесячной заработной платы, то ему необходимо побеспокоиться о представлении в органы Пенсионного фонда дополнительных документов о трудовом стаже и заработной плате. Единственное требование к этим документам – они должны содержать информацию о событиях, имевших место до 1 января 2002 года. И тогда его пенсионные права будут реализованы в полном объеме.


Приветствую Вас Уважаемый Посетитель Виртуальной школы пенсионера – будущего и настоящего!

Здесь Вы найдете ответы на многие практические вопросы ФИНАНСОВОГО И ПЕНСИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЖИЗНИ.

Узнаете, что необходимо Вам предпринять, чтобы подойдя к пенсионному возрасту, а может быть и раньше, наслаждаться ЖИЗНЬЮ на пенсии, а не ВЫЖИВАТЬ на пенсию от государства.

Что это за вопросы?

Вопросы ПЕНСИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЖИЗНИ:

  • как увеличить свою пенсию от государства;
  • на какую пенсию лучше ориентироваться при планировании своей жизни с учетом перспективы развития пенсионной системы в нашей стране;
  • как правильно оформить пенсию и т.д.;

Вопросы ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЖИЗНИ:

  • как правильно управлять своими личными финансами, чтобы средств хватало для полноценной ЖИЗНИ на пенсии и чтобы не было необходимости в пенсионном возрасте продолжать РАБотать на "дядю";
  • где взять для этого деньги;
  • как правильно выбрать и освоить удаленную работу, чтобы выйти на "пенсию" не дожидаясь пенсионного возраста и т.д.

Уважаемый посетитель!

Почему 95% пенсионеров нашей страны живут исключительно на нищенскую пенсию от государства?

На мой взгляд, объяснение простое:

  • Их никто не учил жить по другому. Точно также жили их родители и такой «жизни» они научились у них.
  • Теперь они своим примером «учат» своих детей и внуков, как на пенсии ДОЖИВАТЬ, а не ЖИТЬ.

И вот чтобы положить конец этому порочному кругу, давайте мы, в том числе и своим личным примером, будем учить наших детей и внуков грамотному пенсионному и финансовому планированию жизни.

Чтобы наши дети и внуки сумели выбраться из этих 95% будущих пенсионеров, которые будут вынуждены ВЫЖИВАТЬ на пенсию.

Как это сделать практически Вы узнаете из материалов Виртуальной школы пенсионера – будущего и настоящего.

Вы еще БУДУЩИЙ пенсионер? Тогда Вам сюда:

  • Пенсионная реформа 2014 - 2015
  • Финансовое планирование жизни
  • Пенсионное планирование жизни
  • Накопительное страхование жизни и здоровья
  • Вся правда о кредитах. Кредитное рабство и как его избежать
  • Как использовать материнский капитал
  • Как выбрать НПФ для формирования накопительной пенсии
  • Формирование накопительной части пенсии
  • Пенсии с 2015 года: Федеральные пенсионные законы
  • Досрочное пенсионное обеспечение по старости
  • Досрочные трудовые пенсии
  • Оформление, выплата и доставка пенсий
  • Пенсии по государственному пенсионному обеспечению
  • Пенсии индивидуальных предпринимателей
  • Условия назначения страховых пенсий
  • Программа софинансирования пенсии
  • Как настроиться на благополучие
  • Достижение успеха без офисного рабства
  • Как обеспечить свое финансовое благополучие
  • Наполеон Хилл. Думай и богатей
  • Дж. С. Клейсон. Самый богатый человек в Вавилоне
  • Владимир Довгань. Код счастья
  • Бодо Шефер. Прорыв к финансовому успеху
  • Виртуальная Школа Пенсионера - будущего и настоящего

Вы уже НАСТОЯЩИЙ пенсионер? Тогда вам сюда:

  • Пенсионная реформа 2014 - 2015
  • Финансовое планирование жизни
  • Пенсионное планирование жизни
  • Все о Социальных картах
  • Российские пенсии гражданам, проживающим за границей
  • Все что нужно знать пенсионеру о страховании
  • Как заработать пенсионеру в интернете
  • Социальные пособия, выплаты и льготы пенсионерам
  • Досрочные трудовые пенсии
  • Наследование не выплаченных сумм пенсий
  • Пенсионное обеспечение военнослужащих
  • Пенсии нетрудоспособных граждан
  • Выплаты, назначаемые дополнительно к пенсии
  • Оформление, выплата и доставка пенсий
  • Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ
  • Пенсионная система России сегодня
  • История Пенсионной системы России
  • Функции Пенсионного фонда России
  • Программа софинансирования пенсии
  • Положение военных пенсионеров
  • Виртуальная Школа Пенсионера - будущего и настоящего

С уважением и верой в Вашу достойную ЖИЗНЬ на пенсии,
Колесов Г.Б.
эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни,
независимый пенсионный консультант

Преобразование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал. Валоризация.

Пенсионного фонда РФ осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Конвертация– это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года, в сумму расчетного пенсионного капитала. В упрощенном виде можно сказать, что каждому гражданину на 01.01.2002 из имеющегося у него на эту дату стажа и заработка условно определяется тот размер пенсии, который он смог бы получить, если бы достиг пенсионного возраста. Размер этой “условной” пенсии и служит основой для определения первоначального пенсионного капитала.

Цели конвертации пенсионных прав:

- во-первых, защитить права застрахованных лиц (собрать наиболее полную информацию о стаже и заработке каждого застрахованного, что зачастую при назначении пенсии бывает затруднено из-за несохранности архивных документов организаций);

- во-вторых, зафиксировать на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица величину «стартового» пенсионного капитала, определенную по состоянию на 01.01.2002 г.;

- в-третьих, обеспечить в будущем процедуру назначения пенсии без истребования документов о стаже и заработке по сведениям, имеющимся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Расчетный пенсионный капитал - это общая сумма страховых и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Расчетный пенсионный капитал ПК = (РП - БЧ) х Т, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый по формуле

РП = СК х 3Р/3П х 1671 (СЗП)

БЧ - базовая часть трудовой пенсии

СЧ - страховая часть пенсии СЧ = ПК /Т

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части этой пенсии, составляющего 19 лет (228 мес.).

Начиная с 1 января 2002 года, ожидаемый период выплаты устанавливается в следующих размерах:

с 01.01.02 - 144 мес.

с 01.01.03 - 150 мес.

с 01.01.04 - 156 мес.

с 01.01.05 - 162 мес.

с 01.01.06 - 168 мес.

с 01.01.07 - 174 мес.

Конвертация пенсионных прав производится следующим образом.

Работающие пенсионеры вправе не только пересчитать пенсию по закону об индивидуальном коэффициенте пенсионера, но и могут сделать перерасчет своей пенсии по данным индивидуальных сведений персонифицированного учета за 2000-2001 годы либо за 60 месяцев подряд с выделением базовой и страховой частей пенсии с последующей их индексацией.

Неработающим пенсионерам, у которых нет никаких льгот на повышение, выделят в пенсии базовую и страховую части с последующей их индексацией.

Застрахованным лицам, заработавшим пенсионные права до нового законодательства, но не достигшим пенсионного возраста, расчет пенсионных прав будет произведен по закону об индивидуальном коэффициенте пенсионера с учетом стажа по старым нормам (женщины - 20 лет, мужчины - 25 лет).

Конвертация пенсионных прав

Конвертация-Это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002 г. в сумму расчетного пенсионного капитала, величина которого является эквивалентом суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 01.01.2002 года.

Размер пенсионного капитала рассчитывается с учетом стажа гражданина и отношения его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, которое учитывается в размере не свыше 1,2.

С одной стороны, конвертация носит разовый характер. Но, с другой стороны, фиксация пенсионного капитала не подразумевает, что он остается неизменным и не может быть пересмотрен.В случае предоставления гражданином дополнительных сведений расчетную величину пенсионного капитала можно будет изменить.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, не позднее 1 января 2013 года.В Кировской области данную деятельность осуществляют управления и отделы Пенсионного фонда.

Застрахованные лица (граждане), а также страхователи (работодатели) представляют в органы Пенсионного фонда страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы, удостоверяющие личность и место жительства, а также документы, подтверждающие трудовой стаж и заработок, который был приобретен до регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета и необходимый для конвертации пенсионных прав.

Органы пенсионного обеспечения после принятия документов, необходимых для конвертации пенсионных прав, проводят правовую оценку предоставленных документов и рассчитывают величину расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 года.

Застрахованным лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством предусмотрена возможность выбора варианта оценки пенсионных прав исходя из имеющейся на 01.01.2002 продолжительности общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ (ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Валоризация- это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года.

Валоризация была проведена в 2010 году в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 01.01.2002 года. Проще говоря, валоризация коснулась всех нынешних пенсионеров, а также всех россиян, работавших в любой период времени до 2002 года.

Валоризация распространяется на следующие виды пенсий:

-трудовую пенсию по старости

-трудовую пенсию по инвалидности

-трудовую пенсию по случаю потери кормильца

Право на валоризацию по каждому из этих видов трудовых пенсий имеют:

-Трудовая пенсия по старости

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Она назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа

-Трудовая пенсия по инвалидности

Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы

-Трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, в установленных законодательством случаях, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке

Сумма валоризации

Согласно ст. 301 Закона о трудовых пенсиях (в ред. Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ) сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, и – сверх того – 1% величины этого расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.

Предположим, гражданин не имеет общего трудового стажа до 1 января 1991 г., и указанный стаж складывается из периодов начиная с 1991 г. Тогда сумма валоризации составит 10% величины рассматриваемого расчетного пенсионного капитала (независимо от продолжительности общего трудового стажа за период с 1 января 1991 г. по 1 января 2002 г.).

Если у гражданина продолжительность общего трудового стажа до 1 января 1991 г. составляет 15 лет, то сумма валоризации будет равна 25% величины расчетного пенсионного капитала (10% + 15% за стаж работы до 1 января 1991 г.).

При определении суммы валоризации не будет иметь значения тот факт, что общий трудовой стаж гражданина складывается только за счет периодов, имевших место до 1 января 1991 г.

Так, если пенсионер имеет 25 лет общего трудового стажа до 1 января 1991 г., а после указанной даты он вообще не работал, то сумма валоризации составит 35% (10% + 25% за стаж).

В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала входят периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены гражданину в указанный стаж при осуществлении оценки его пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. Включение тех или иных периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии (РП). При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П и применяемого принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, у граждан сохраняется право на применение закона, действовавшего на момент осуществления трудовой и иной деятельности.

Содержание статьи:

Ошибка №1 — смешение различных оснований и порядка расчета пенсии


С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Начиная с 2015 г. расчет пенсии производится в баллах. С 2002 года размер пенсии напрямую зависит от страховых взносов, начисленных работодателем либо уплаченных гражданами самостоятельно. Период трудовой деятельности по состоянию на 31.12.2001 года учитывается по правилам конвертации пенсионных прав.

Именно при конвертации (преобразовании) пенсионных прав граждан за период до 31.12.2001 года допускается наибольшее количество ошибок при расчете размера пенсии.

Первой, наиболее распространенной ошибкой при конвертации пенсии, является смешение различных оснований и порядка расчета пенсии, в частности одновременное применение пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основополагающим факторов, влияющим на право установления и размер пенсии, является стаж, порядок подсчета которого зависит от указанных норм права. При этом, следует различать страховой стаж и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – это продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж, когда человек не имел возможности работать — нестраховых периодов. По общему правилу страховой стаж исчисляется в календарном порядке.

Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов работы до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом применяется тот вариант оценки пенсионных прав, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере: в соответствии с пунктом 3 или пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности). Смешение порядков исчисления трудового стажа не допускается.

Ошибка №2 — игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии


Особенностью и второй основной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии при расчете по п.4 ст.30.

По общему правилу расчетный размер трудовой пенсии по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется по следующей формуле.

где РП – расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР – среднемесячный заработок;

СК – стажевый коэффициент.

Согласно нормам абз.40 и 41 п.4 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 20 годам для женщин и 25 годам для мужчин не может превышать сумму, равную 555,96 рублей. За каждый полный год, превышающий 20 и 25 лет соответственно, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. Для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма, указанная выше (555,96 рублей) в том числе повышенные с учетом продолжительности общего стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе и местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Продемонстрируем, как применяются указанные законодательные ограничения.

МРП = МЗ х ПСК х РК,

где МРП – максимальный расчетный размер трудовой пенсии;

МЗ – максимальный месячный заработок;

ПСК – превышающий стажевый коэффициент;

РК – районный коэффициент.

МЗ, как указано выше, установлен законодателем и составляет 555,96 руб.

ПСК зависит от стажевого коэффициента, рассчитываемого на 31.12.2014 года. Так, если стаж трудовой деятельности мужчины 32 года, то ПСК будет равен 1,07 (поскольку фактический стаж на 7 лет превышает требуемый).

РК устанавливается компетентными государственными органами, и зависит от территории и форм осуществляемой деятельности. Например, для водителя, работавшего в Коми АССР, ныне – Ухта (городской округ), районный коэффициент равен 1,3 (постановление Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 22 ноября 1960 года № 1296/30 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог»).

Таким образом, для мужчины, имеющего на 31.12.2001 года стаж 32 года, при оформлении пенсии по старости ранее общего пенсионного возраста в связи работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, с районным коэффициентом 1,3, максимальный расчетный размер трудовой пенсии ограничен следующей суммой:

МРП = МЗ х ПСК х РК = 555,96 х 1,07 х 1,3 =773,34 руб., где:

1,07 – повышение общего трудового стажа на 7% требуемого стажа;

1,3 – районный коэффициент.

Ошибка №3 — игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок


Третьей распространенной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок.

В соответствии с п.6 ст.30 №173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ» по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента.

Увеличение расчетного размера пенсии, исчисленного в соответствии с нормами абз.1-10 п.4 ст.30 федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ дополнительно на районный коэффициент, не предусмотрено, поскольку районный коэффициент уже учтен в сумме среднемесячного заработка, из которого исчислена трудовая пенсия.

Нормами п.5 ст.30 повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31.12.2001 года начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии. При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п.4 ст.30 к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 года.

Приведу два примера, при которых возможно увеличение максимального расчетного размера трудовой пенсии.

1. Наличие условий, позволяющих применить ст. 110 «Повышение пенсии» Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как это работает: если, например, гражданин награжден орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, то размер его пенсии повышается на 50 процентов минимального размера пенсии по старости на 01.01.2002 года (185,32 х 0,5 = 92,66 руб.).

2. Наличие условия, позволяющих применить Указ Президента РФ от 02.11.2000 года №1815 о компенсационной выплате в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации.

Как это работает: к максимальному расчетному размеру трудовой пенсии прибавляется 100 руб., а также учитывается соответствующий районный коэффициент. В случае, если районный коэффициент составлял 1,3, то размер компенсационной выплаты составляет 130 руб. (100 х 1,3 = 130 руб.).

Таким образом, максимальный расчетный размер трудовой пенсии может быть увеличен, и, например, с учетом компенсационной выплаты составит:

773,34 + 130 = 903,34 руб., и включает в себя:

450,0 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости (ст. 14 Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, в прежней редакции),

453,34 руб. – страховая часть (СЧ) трудовой пенсии (903,34 – 450 = 453,34).

Выводы

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности).

Например, по правилам п. 3 ст. 30 расчетный размер пенсии определяется с применением формулы, установленной при исчислении стажа работы в календарном исчислении и без учета периода учебы. В то время как по п. 4 ст. 30 предусматривается возможность исчисления периодов работы (деятельности) в льготном порядке и включения периода обучения.

Смешение порядков расчета размера пенсии не допускается. Расчет пенсии производится наиболее выгодному варианту.

Если Вам нужен расчет Вашей пенсии, обращайтесь к адвокату!

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.


Для чего нужна конвертация пенсионных прав? На эти и другие вопросы ответил сегодня в интервью корреспонденту «Доброе утро, Ингушетия» начальник отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Джамаудин Горданов.

- Джамаудин Исмаилович, что такое конвертация?

Ответ: Как известно, с 1-го января 2002 года в нашей стране началось реформирование системы пенсионного обеспечения. Каждому застрахованному лицу, имеющему периоды трудовой деятельности до 01.01.2002 года (даже если такой период равен нескольким дням) осуществляется оценка пенсионных прав через использование механизма конвертации.

Конвертация – это преобразование пенсионных прав приобретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002 года, т.е. на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного пенсионного капитала, иными словами, преобразование вашего стажа и заработка в денежную сумму, которая сформировалось с момента вашей трудовой деятельности до 01.01.2002 года.

Вопрос: Какова цель конвертации?

Ответ: Основной целью конвертации является сбор, обработка и обеспечение хранения сведений о трудовой деятельности граждан, на основании которых в дальнейшем будет формироваться пенсия граждан.

Вопрос: Для чего нужна конвертация?

Ответ: В первую очередь конвертация необходима для защиты прав застрахованных лиц, для этого нужно собрать наиболее полную информацию о стаже и заработке каждого гражданина, что зачастую, при назначении пенсии, бывает затруднительно, из-за несобранности архивных документов. Это часто случается в результате ликвидации организации или смене собственника. Наибольшие проблемы возникают в связи с несобранностью документов, подтверждающих особые условия труда, для определения права досрочного выхода на пенсию по старости.

- Так же, конвертация необходима для облегчения процедуры назначения пенсии гражданам по сведениям, которые должны быть зафиксированы по состоянию на 01.01.2002г., на их индивидуальном лицевом счете.

Вопрос: Что нужно сделать жителям республики, чтобы об их трудовой деятельности были отражены на индивидуальном лицевом счете?

Ответ: Гражданам, которые уже получают пенсию как по старости, так и по инвалидности, конвертация пенсионных прав произведена при назначении пенсии, т.е. этим лицам нет необходимости обращаться к нам. Данный вопрос относится к будущим пенсионерам, у которых имеется стаж трудовой деятельности до 01.01.2002 года.

Вопрос: Это касается всех без исключения жителей республики, которые не получают пенсию. Как работающих, так и неработающих?

Ответ: Да, независимо от того работает человек или нет, если у него есть стаж до 01.01.2002 года, то эти сведения нужно представить нам. Неработающим гражданам и индивидуальным предпринимателям республики это необходимо сделать самостоятельно до 1 октября текущего года.

Вопрос: Какие документы и куда нужно представить неработающим жителям и индивидуальным предпринимателям республики?

Ответ: Неработающим гражданам и индивидуальным предпринимателям нашей республики необходимо обратиться по месту их регистрации в отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Представители нашего отдела находятся во всех отделах Отделения Пенсионного фонда Республики Ингушетия.

При это при себе необходимо иметь следующие документы:

- Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

- Трудовую книжку и другие документы о страховом стаже: военный билет, справки подтверждающие периоды работы, справку о реабилитации а также, если есть, сведения о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года (обращаю внимание, что заработок за 2000-2001гг., должен быть отражен на индивидуальном лицевом счете).

Вопрос: Есть ли необходимость работающим гражданам нашей республики обращаться к Вам?

Ответ: Работающим гражданам необходимо обратиться в кадровую службу по месту работы, для того чтобы выяснить, представлены ли сведения об их трудовой деятельности в пенсионный фонд Республики Ингушетия. Если эти сведения не представлены, то кадровым службам всех организаций и предприятий, в срочном порядке необходимо сдать сведения о трудовом стаже своих служащих по форме СЗВ-К. Также специалисты кадровых служб должны обратиться к нам, для выявления лиц, на которых не были представлены сведения о трудовом стаже работающих лиц.

У нас есть похожие статьи и новости:

  • «Горячая линия» по вопросам повышения пенсии
  • Как правопреёмникам получить пенсионные накопления?
  • Где побывает мобильная служба ПФР
  • Какими будут пенсии в Ингушетии с февраля?
  • Трудовые пенсии вновь пересчитаны
  • «Горячая телефонная линия»
  • Пенсии и пособия в феврале выплачены без сбоев
  • Следующее увеличение трудовых пенсий ожидается 1 апреля
  • Налоговый вычет - участникам Программы софинансирования пенсии
  • Уходить на пенсию позже будет выгодно!
  • --- Выбор региона ---
    • Россия
    • Адыгея
    • Алтай
    • Алтайский край
    • Амурская область
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Башкортостан
    • Бурятия
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Волгоградская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Дагестан
    • Еврейская АО
    • Забайкальский край
    • Ивановская область
    • Ингушетия
    • Иркутская область
    • Кабардино-Балкария
    • Калининградская область
    • Калмыкия
    • Калужская область
    • Камчатский край
    • Карачаево-Черкесия
    • Карелия
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Коми
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Крым
    • Курганская область
    • Курская область
    • Липецкая область
    • Магаданская область
    • Марий Эл
    • Мордовия
    • Москва, Московская обл.
    • Мурманская область
    • Ненецкий АО
    • Нижегородская область
    • Новгородская область
    • Новосибирская область
    • Омская обл.
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пензенская область
    • Пермский край
    • Приморский край
    • Псковская область
    • Ростовская область
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург, Ленинградская обл.
    • Саратовская область
    • Сахалинская область
    • Свердловская область
    • Северная Осетия - Алания
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тамбовская область
    • Татарстан
    • Тверская область
    • Томская область
    • Тульская область
    • Тыва
    • Тюменская область
    • Удмуртия
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Хакасия
    • Ханты-Мансийский АО
    • Челябинская область
    • Чечня
    • Чувашия
    • Чукотский АО
    • Якутия
    • Ямало-Ненецкий АО
    • Ярославская область
    • Европа
    • Беларусь
    • Великобритания
    • Германия
    • Латвия
    • Литва
    • Молдова
    • Польша
    • Украина
    • Франция
    • Чехия
    • Эстония
    • Азия
    • Азербайджан
    • Армения
    • Грузия
    • Казахстан
    • Киргизия
    • Монголия
    • Таджикистан
    • Таиланд
    • Туркменистан
    • Узбекистан


В традиционной культуре многих народов Запада и Востока большое внимание уделяли нравственности человека, как первооснове и залогу хорошего физического здоровья. Так древняя китайская медицина и древние методы совершенствования рассматривали человека как единое целое, полагая, что всё взаимосвязано: мысли, поступки и физическое состояние. Поэтому в восточных традиционных практиках самосовершенствования придаётся большое значение повышению моральных качеств.

Читайте также: