Сколько россия сэкономила на пенсионной реформе


Чистый финансовый эффект пенсионной реформы для бюджета может составить около 100 млрд руб. к 2024 году, оценивают в Альфа-банке, называя предложенный сценарий реформы «достаточно жестким» по сравнению с мировым опытом и не исключая движения к «компромиссу» между властью и обществом.

Повышение пенсионного возраста в России неизбежно, потому что дефицит Пенсионного фонда растет, представляя риск для консолидированного бюджета страны, указывают экономисты Альфа-банка Наталия Орлова и Валерия Волгарева в обзоре Центра макроэкономического анализа «Пенсионная реформа России: быть или не быть?» (есть у РБК). Кроме того, демографическое старение усиливает разрыв между трудоспособным населением, отчисляющим пенсионные взносы, и пенсионерами, из-за чего исполнять социальные обязательства перед пожилыми гражданами становится все сложнее.


Повышение пенсионного возраста задержит на рынке труда в общей сложности 1,6 млн человек, оценили эксперты, а подавляющее большинство сэкономленных на этом средств будет направлено на улучшение благосостояния пенсионеров.

Для бизнеса реформа может стать нагрузкой, считают в Альфа-банке. Сейчас компании неохотно принимают на работу людей старше 50 лет, и экономисты банка не исключают, что «компании будут вынуждать брать на работу людей старшего возраста». Авторы обзора напоминают о поручении премьера Дмитрия Медведева разработать меры по обеспечению занятости населения предпенсионного возраста.


Годовая экономия от повышения пенсионного возраста для бюджета Пенсионного фонда может составить около 800 млрд руб., и порядка 700 млрд руб. потенциальной экономии уйдет на увеличение размера пенсий. «В данный момент члены правительства говорят о том, что в результате реформы среднемесячная пенсия в 13 тыс. руб. будет повышаться на 8% в год; такой шаг должен позволить стабилизировать коэффициент замещения (отношение пенсии к зарплате. — РБК) примерно на уровне 35%, однако, в свою очередь, это потребует трат примерно 0,7 трлн руб. в год к 2024 году и заберет примерно 80% потенциальной экономии Пенсионного фонда от реформы», — пишут экономисты.

О планах повысить пенсионный возраст с 55 до 63 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин премьер-министр Дмитрий Медведев объявил 14 июня. Предполагается переходный период: он начнется с 2019 года и продлится десять лет для мужчин и 16 лет для женщин. Темп повышения — плюс один год каждый год. Минэкономразвития оценило, что совокупный вклад в рост экономики от увеличения численности работающего населения из-за пенсионной реформы за период 2019–2024 годов может составить 1,3 п.п.

Правительство объясняло, что предпосылками для повышения пенсионного возраста являются переход к постиндустриальному обществу, в котором «преобладают служащие и работники сферы услуг, что предполагает длительный период трудоспособности», и увеличение продолжительности жизни россиян. Параметры пенсионной системы, сформировавшиеся при СССР, не пересматривались несколько десятилетий. «Увеличение пенсионного возраста приведет к существенному повышению уровня пенсионного обеспечения граждан», — говорится в пояснительной записке к соответствующему правительственному законопроекту.

Владимир Хорошевский, 71 год, сервис поиска научных работ Semantic Hub

Владимир Хорошевский — российский ученый, который большую часть своей жизни посвятил исследованиям и разработкам в области искусственного интеллекта. Он работал экспертом в Минобрнауки, Российском фонде фундаментальных исследований и Российском научном фонде, написал сотни научных статей и преподавал в ведущих вузах мира. А в 2015 году ученый стал стартапером и теперь занимает должность технического директора в компании Semantic Hub.

С будущим CEO компании, Ириной Ефименко, Хорошевский познакомился 15 лет назад, когда та была еще аспиранткой МГУ. Они вместе работали над созданием систем обработки естественного языка в одной из российских компаний, а затем в Центре информационно-аналитических систем НИУ ВШЭ. Три года назад у коллег появилась идея пуститься в «автономное плавание» и сформировать свою команду для трансформации опыта разработки наукоемких технологий в бизнес. В это же время они познакомились с третьим основателем, Виталием Недельским, который тоже мечтал создать компанию в сфере высоких технологий. «Нужен был сплав молодого нахальства и опыта. У нас это есть. Малышня — студенты — подтянулись сами», — рассказывает Хорошевский. В команду из 20 человек влились коллеги-единомышленники и студенты, увлеченные проблематикой искусственного интеллекта.

Поначалу команда бралась за все предложения, связанные с анализом перспективных научно-технологических трендов с помощью больших данных. Но уже после выполнения нескольких заказных проектов стало ясно, что приходится работать в совершенно различных предметных областях. «Вскоре мы поняли — широкий спектр разных предметных областей при жестких ограничениях на время реализации проектов приведет к тому, что мы будем знать ничего обо всем», — говорит Хорошевский.

Поэтому в конце 2016 года основатели компании решили сфокусироваться на фармацевтике. В основе сервисов, предлагаемых Semantic Hub, лежат методы искусственного интеллекта и обработки естественного языка, обеспечивающие оценку потенциала новых лекарственных препаратов. Интеллектуальная система Semantic Hub собирает и анализирует сотни тысяч документов: научные статьи, описания результатов клинических исследований, патенты, мнения врачей и пациентов. Затем на основе результатов анализа первичной информации формируются отчеты, в которых фиксируются факторы риска и конкурентные преимущества предлагаемых к разработке препаратов. Заказывают исследования медицинские и фармацевтические компании. По оценке Хорошевского, подобный анализ снижает риск провала, потому что вручную люди могут глубоко изучить не больше 1% документов по теме.

Финансовые показатели партнеры не раскрывают, средний чек за исследование — €100 тыс. В 2017 году стартап попал в тридцатку лучших международного акселератора Grants4Apps в Берлине. А в августе привлек 24 млн руб. от ФРИИ (по данным СПАРК, доля ФРИИ составляет 13,87%), частных инвесторов Валентина Дороничева и Владимира Преображенского. Доля Хорошевского не раскрывается, но известно, что ему принадлежит миноритарный пакет акций компании.

«В роли стартапера я ощущаю себя совершенно нормально и спокойно. Я ведь больше 30 лет преподаю и с молодежью все время общаюсь», — рассказывает Хорошевский. По словам 71-летнего ученого, это его первый бизнес-стартап, до этого он занимался только научными проектами. В новом деле его привлекают два аспекта: интересная наукоемкая задача и возможность довести идею до внедрения.

«Мне это все интересно. Основное время трачу на разработку и на то, чтобы самообразовываться. Ведь если не идешь вперед, то идешь назад. Стараюсь держать мозг в тонусе», — объясняет Хорошевский.


В России планируется реформа, которая впервые с 20-х годов прошлого века изменит возраст выхода россиян на пенсию. Для женщин он поднимется на 8 лет, до 63 лет, для мужчин — на 5, до 65 лет. Наши аналитики подсчитали, будет ли выгодной для государства эта реформа, если учесть косвенные расходы.

Реакция населения — неоднозначная. С одной стороны, по актуальным данным, для женщин в возрасте 55 лет средняя продолжительность жизни от этой отметки составляет около 26 лет. Это самый высокий в мире показатель длительности получения пенсии. У мужчин ситуация не настолько позитивная (они в среднем получают пенсию около 16 лет), но это тоже весьма неплохой показатель по общемировым меркам.

С другой стороны, по показателям средней продолжительности жизни (СПЖ) мы значительно отстаем от западных стран (чтобы расчитывать на пенсию, надо сначала дожить до нее). Несмотря на положительную динамику (в последний год СПЖ выросла на 8,5 месяца), мы до сих пор не переросли показатели позднего советского периода.

Средняя продолжительность жизни

Важно, что СПЖ очень отличается для разных регионов в России. В Москве она составляет около 80 лет, в Дагестане и Ингушетии показатели сопоставимые. А вот, например, в республике Тыва и в некоторых других субъектах Сибирского федерального округа СПЖ не доходит и до 60 лет.

Популярное заблуждение — в низкой СПЖ виновата несовершенная система здравоохранения. На самом деле, как показывает общемировой опыт, на этот показатель больше всего влияет образ жизни. Так, среди внешних причин смерти в России лидирует алкогольное отравление, в Японии — суицид, а в США — передозировка наркотических веществ. Ведущие естественные причины смерти в нашей стране свидетельствуют скорее об общем высоком уровне стресса среди населения — это ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда.

Расчет экономии

Новость о повышении пенсионного возраста вызвала волну возмущения в социальных сетях и в СМИ, где основным тезисом было: «Повышать пенсионный возраст с такой низкой СПЖ — значит заставлять нас работать до смерти». Действительно, в связи с переменами часть россиян до пенсии не доживет. На основе открытых данных мы составили прогноз по каждой половозрастной группе, чтобы увидеть, сколько их будет в абсолютных числах.

В расчетах мы учитывали динамику ожидаемой численности людей определенного года рождения, смертность и новые условия выхода на пенсию. Таким образом мы получили следующую диаграмму:


Мы получили общее количество — 1 498 427 человек до 2035 года. Общая закономерность: смертность мужчин в предпенсионном возрасте значительно превышает женскую.

Мы также попытались предположить, сколько сэкономит государство на повышении пенсионного возраста. В расчетах мы опирались на средний размер пенсии, указанный в открытых данных Пенсионного фонда на конец 2017 года — 13 800 рублей. Также мы учли инфляцию, с учетом которой к 2035 году средняя пенсия в месяц составит 26 870 рублей.

По нашим подсчетам, к 2027 году общая сумма сэкономленных средств составит 8,474 трлн рублей. Она складывается из двух составляющих: экономия не невыплатах людям, которые вышли на пенсию позже, и на невыплатах гражданам, которые не дожили до пенсии. Важно, что второй показатель значительно ниже первого — 108 млрд рублей против 8,366 трлн миллиардов. Общий показатель выше, чем расходы Пенсионного фонда на обеспечение россиян в 2017 году.


Помимо этого, государство экономит за счет отсроченного выхода граждан на пенсию. Мы рассчитали этот показатель, диаграмма с суммами в рублях представлена ниже. Общая закономерность — численность женщин предпенсионного возраста выше мужчин, следовательно, вклад женского населения по данной позиции будет преобладать.


Интересно, что, по нашим данным, среди работающих пациентов в возрасте от 55 до 63 лет для женщин и от 60 до 65 для мужчин продолжительные больничные и дорогостоящие медицинские услуги встречаются реже, чем среди их более молодых коллег.

Мы наблюдаем повышенный интерес молодых людей в возрасте до 30 лет к собственным показателям здоровья и видим в этом тренд на более ответственное отношение к своему образу жизни. На наш взгляд, это говорит о возможном значительном увеличении СПЖ в перспективе 15-20 лет.

Проблемы Пенсионного фонда опять будут решать за счет населения






До выхода на пенсию некоторые россияне рискуют не дожить: мизерные подачки съедает инфляция, а за желание еще поработать приходится платить.

Повышение пенсионного возраста не дало ожидаемого эффекта для российского бюджета: трансферты на выплату страховых пенсий сократились лишь на сумму около 136 млрд. рублей. Пандемия коронавируса свела экономию на нет.

«НГ» напоминает, что повышение пенсионного возраста должно было способствовать снижению зависимости ПФР (Пенсионный фонд России) от трансфертов из федерального бюджета, а также обеспечить опережающий рост пенсий. Однако данные Счетной палаты и анализ проекта бюджета ПФР на ближайшие три года «показывают, что пока эти ключевые задачи не решены».

Из-за пандемии в этом году Пенсионный фонд может недополучить более 420 млрд руб. страховых взносов на выплату страховой пенсии, дефицит бюджета ПФР может составить более 183 млрд руб., говорится в статье. Как следствие, до конца года из Резервного фонда правительству придется направить в бюджет ПФР 941,42 млрд руб. для покрытия дефицита и сбалансированности бюджета на два последующих года.

Не почувствовали обещанного роста и пенсионеры, тем более, что индексировать пенсии тем из них, кто работает правительство не планирует, против этого активно выступает Минфин.

«Пенсия — это компенсация за утраченный заработок, и если пенсионер, который получает пенсию, еще и работает, то заработок не утрачен», - заявил глава ведомства Антон Силуанов.

С такой постановкой вопроса не согласны многие депутата, в том числе лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. По его мнению, позиция главы Минфина противоречит Конституции и позиции президента РФ, а кроме того, оскорбительна по отношению к пенсионерам.

«Пенсия не является компенсацией за утрату заработка, это деньги, которые человек уже заработал, отдав на благо страны лучшие годы своей жизни. Индексация пенсий — это не подачка от государства, а его обязанность по отношению к пенсионерам. Слова министра оскорбительны для пенсионеров», — сказал он.

Экономист Леонид Хазанов отмечает, что дефицит Пенсионного фонда связан с тремя серьезными проблемами.

— Во-первых, из-за повышения пенсионного возраста у населения безработица нисколько не уменьшилась, она, наоборот, стала подрастать, пускай и скрытно: те люди, кто мог раньше выйти на пенсию в 55 или 60 лет, стали выходить позже, оказавшись не нужными для работодателей, предпочитавших от них избавиться под любыми предлогами.

Во-вторых, был повышен налог на добавленную стоимость, отрицательно сказавшийся на экономической активности российского бизнеса — у него стало изыматься еще больше оборотных средств, которые пошли на могли быть направлены на зарплаты сотрудникам.

И, в-третьих, федеральному бюджету пришлось потратить кучу средств на поддержку экономики в условиях пандемии коронавируса. Она же никак не закончится, значит, дополнительные траты не за горами.

Рост же пенсий преспокойно съела инфляция. Да и, по сути, его ростом назвать сложно: он настолько мизерный, что члены моей семьи его фактически не заметили. Поэтому можно ждать расширения федеральных трансфертов на покрытие его дефицита, хотя средств и на их может не хватить.

«СП»: — Как можно решить бюджетную проблему ПФР, если вообще можно?

— Решить проблему дефицита средств в Пенсионном фонде в нынешних условиях крайне непросто, но, на мой взгляд, следует вернуть возраст выхода на заслуженный отдых на прежний уровень, может даже его и понизить — у нас население работает как каторжное, у многих людей нет здоровья к 50 годам.

Также не мешало бы повысить налоги на доходы и недвижимость наших олигархов, в том числе зарубежную. Раз они львиную долю своих «заработков» получают в России, значит, должны не жадничать, а делиться как следует со своей родиной. И, конечно же, надо разобраться с зарплатами у менеджмента Пенсионного фонда, уверен, там есть скрытые резервы для увеличения его доходов.

И, наконец, надо решить проблему с трудовыми мигрантами из-за границы, ведь может возникнуть ситуация, когда выходцы из Средней Азии смогут претендовать на получение российских пенсий, увеличивая тем самым дефицит Пенсионного фонда. Их число надо сокращать: чем больше, тем лучше — их наличие в нашей стране серьезно давит на занятость граждан России и их зарплаты.

Можно также ввести налог на проживание мигрантов в России, например, в размере 30−40 тыс. рублей в месяц и еще налог на их работу с точно таким же размером: если у них есть средства на билеты к нам, то деньги на уплату налогов они смогут изыскать, либо пусть за них их платят работодатели. Правда, тогда придется затруднить получение российского гражданства, но думаю это не смертельно. Скажем в Люксембурге гражданство предоставляют через 10 лет после постоянного проживания и работы на территории данной страны, и никто не возмущается. У нас можно установить 20−30 лет при условии безупречного поведения мигрантов.

Заместитель директора по науке Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Юрий Горлин напоминает, что решение о повышении пенсионного возраста, принятое в 2018 году, предусматривало также индексацию пенсий на период до 2024 года, которая существенно — на 2−3% - превышает инфляцию.

— Без повышения пенсионного возраста такой рост вряд ли был бы возможен. Поэтому для сегодняшних пенсионеров принятые решения можно считать позитивными.

Было бы хорошо, если пенсионная система не зависела от средств федерального бюджета, которые предоставляются в виде трансфертов. Относительно высокий рост пенсий только отчасти был компенсирован эффектом от повышения пенсионного возраста. Установленная индексация предусматривала больший объем трансфертов по сравнению с вариантом, если бы повышения пенсионного возраста не произошло.

Однако связанный с пандемией кризис оказывает влияние на темпы экономического роста, поэтому доходы пенсионной системы от страховых взносов уменьшились. При этом пенсии надо выплачивать в том же объеме, поскольку это установлено законом. Также были предоставлены льготы отдельным видам бизнеса по страховым взносам. Все это потребовало увеличения трансфертов.

Если в дальнейшем будет наблюдаться экономический рост не менее 1,5%, то в связи с повышением пенсионного возраста прогнозируется тенденция снижения трансфертов. Это также будет зависеть от того, как после 2025 года будут индексироваться пенсии.

По мнению президента Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгия Федорова повышение пенсионного возраста не дало ожидаемого эффекта, так как задачей государства было не решение проблем пенсионной системы и конкретных пенсионеров, а получение свободных денег для решения других вопросов, закрытия «бюджетных дыр».

— Тоже самое было еще до пенсионной реформы, когда так называемая накопительная часть пенсии была заморожена и каждый год эту заморозку продляют. Но мы понимаем, что деньги не лежат, а куда-то уже ушли. Фактически эта накопительная часть пенсии, которая откладывалась в течение нескольких лет, ушла.

Я эту пенсионную реформу объясняю исключительно тем, что государству понадобилось больше денег. А на простых граждан и пенсионную систему им наплевать. Про Пенсионный фонд вообще ничего хорошего не могу сказать, потому что столько, сколько он съедает государственных средств, то, наверное, если бы его не было, а пенсии выплачивались напрямую от государства, то и пенсии были бы выше, и проблем меньше.

«СП»: — Пенсии работающим правительство не хочет повышать, но ведь пенсионеры не от богатой жизни идут работать. Так что ждать в ближайшее время пенсионерам, учитывая экономическую ситуацию?

— Государство как шулер: с одной стороны, дает какие-то крохи-подачки, с другой — отбирает еще больше. Это сущность капиталистического неразвитого общества, сущность нынешнего политического режима, который выстраивает экономику таким образом, чтобы максимально сбросить социальные обязательства государства. Это сейчас и происходит.

Только смена социально-экономического курса, без перераспределения ресурсов в сторону социальной сферы — образования, медицины, пенсий — ничего хорошего не выйдет. У нас 7 лет подряд падают доходы населения, 20 миллионов за чертов бедности, миллионы безработных, уровень жизни падает, смертность растет, рождаемость падает. Мы заходим в глубокий социально-экономический кризис благодаря нынешней социально-экономической политике. Смена курса позволит изменить ситуацию к лучшему.

«СП»: — Обновленный кабмин может переломить экономическую ситуацию, ведь без этого социальные проблемы сложно решить?

— Нет. Это правительство не может это решить, не способно, потому что это правительство технического удержания ситуации. Хоть Путин и говорит, что это правительство прорыва, но по сути это правительство надсмотрщиков, задача которого не дать все развалить. По их действиям, их компетентности это правительство, судя по всему, хуже, чем медведевское по всем параметрам.

Увеличение числа вице-премьеров показывает, что управляемость теряется. Все хотят контролировать. Появились контролеры за контролерами. Если вспомнить правительство Примакова-Маслюков, которое действительно сделало многое, вывело страну из кризиса, то там не было такой бюрократизации, и то правительство было на порядок сильнее, чем сейчас.

О пенсионной реформе


2020-03-03T11:33:00+03:00












Иван Князев: Ну, а мы начинаем. Нам отодвинули пенсию, но зато бюджет страны сэкономил кучу денег. Вот давайте посмотрим. За 9 месяцев 2019 года численность получателей страховой пенсии по старости сократилась больше чем на 400 тыс. человек. Соответственно, бюджет сэкономил на выплатах 21,5 млрд. руб. Вот видите, мы видим: 400 тыс. меньше у нас стало, 21 млрд. сэкономили. В текущем году пенсионеров будет меньше на полмиллиона человек. Это значит, что экономия казны составит почти 50 млрд. руб. Ну, а к 24-му году эффект от пенсионной реформы будет исчисляться в сотни миллиардов экономии. Так считает, например, Алексей Кудрин. Ну, экономия – это, конечно, дело хорошее. Вопрос, куда пойдут эти деньги. И вообще, стали мы от этого жить лучше или станем, может быть, когда-нибудь? И поможет ли все это нашей экономике?

Иван Князев: Да, у нас на связи Иван Родионов, профессор департамента финансов Высшей школы экономики. Здравствуйте, Иван Иванович.

Иван Родионов: Да, добрый день.

Тамара Шорникова: Иван Иванович, позвольте, начну с СМС. Ленинградская область прислала. «Мне 60 лет, – пишет телезритель, – и я безработный из-за повышения пенсионного возраста. Пособие по безработице 1,5 тыс. руб. Ни работы, ни пенсии. Теперь до пенсии еще полтора года, здоровья нет, как жить? Стаж 40 лет». Мы экономим, с одной стороны, а с другой стороны – тратимся в том числе на тех, кто сейчас не может найти работу.

Иван Родионов: Но почувствуйте разницу: платить пенсию, даже если это будет прожиточный минимум 11 тыс., или полторы тысячи в месяц?

Иван Князев: Пособие по безработице, да?

Иван Родионов: Понятно, что полторы тысячи – меньше. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что никакой экономии у бюджета не было. Эти цифры в бюджет были изначально заложены, поэтому ничего там не образовалось. Плюс к тому, расчеты такие достаточно произвольные. Взято 3,5 мес. при пенсии средней 15,5 тыс. Но нет в стране такой пенсии – средней. Поэтому оценка для следующего года на 6 месяцев на самом деле. А почему 6, почему не 8, почему не 7? Т. е. это такие цифры, которые на самом деле ничего не значат. И в общем-то экономия такая как бы – это как в советское время было 15 млн. тракторов. Кто их видел, эти 15 млн. тракторов? Они как бы были на бумаге. Вот это то же самое. А вот то, что на самом деле пенсию надо повышать, и повышать притом радикально, минимум чем вдвое, это очевидно всем. Потому что на самом деле вот это пожилое поколение оставлено на вымирание, по сути дела. Государство сейчас больше заботится о пополнении опять численности, т. е. о детях. Речь идет о том, что вот ситуативная бедность, когда родился ребенок. Но когда человек всю жизнь отработал, 40, 30 лет, а потом остается нищим, это, наверное, не менее серьезная проблема, чем проблема демографическая, которая как бы решится еще через много лет.

Иван Князев: Иван Иванович, скажите пожалуйста, вот смотрите: эти 20 млрд., если посчитать, вроде как они сэкономлены, хотя вы говорите, что непонятно где они и никто их не видел, – если посчитать, на сколько можно увеличить пенсию тем, кто вот сейчас в этом возрасте?

Иван Родионов: На самом деле очень на мало. На 100 руб. в месяц. Даже меньше, чем 100 руб. А в следующем году, соответственно, на 200. При этом это соответствует тому уровню индексации, который есть, т. е. на 3-4%. А вы знаете, что правительство сэкономило, оно сказало, что инфляция будет не 4%, а 3%, поэтому пенсию надо меньше повышать. Но при этом, опять, людям, которые остались в такой безвыходной ситуации, непонятно, чем это хорошо. Да, жить лишние полтора года на полторы тысячи в месяц рублей пособие – ну это на самом деле такой ужас-ужас. При этом, опять, зачем была сделана пенсионная реформа, в общем-то непонятно. Проще было сказать, что вот есть какие-то пункты эвтаназии, приходите, если вам трудно, мы вам поможем. Это из той же серии.

Тамара Шорникова: Еще СМС, которая приходит. Воронежская область: «Никакой прибавки к пенсии в этом году не получил. То же самое у моих знакомых. Зато цены выросли на все». Опять же, когда объясняли необходимость внедрения пенсионной реформы, говорили о том, что сможем качественно повысить уровень жизни нынешних и будущих пенсионеров, говорили о прибавке в районе тысячи ежемесячно…

Иван Князев: И продолжительность жизни туда же.

Тамара Шорникова: Да. Почему вот по-прежнему продолжаем получать такое количество СМС от людей, которые ничего не получили?

Иван Родионов: Ну, вы знаете, ключевая фраза момента – это «времени на раскачку нет». Когда 2 года назад нам предлагали пенсионную реформу, считалось, что вот уже вот-вот завтра все будет хорошо. Но мы видим, что время на раскачку понадобилось. Сейчас уже речь идет не о 20-м году, а о 21-м – 22-м. Поэтому на этот вопрос нет ответа.

Тамара Шорникова: Да, и смотрите, еще приходят СМС, многие сомневаются, а на пенсионеров ли вот эти сэкономленные должны и будут расходоваться. Многие пишут, вот конкретная цитата: «Забрали у пенсионеров, отдали рождающимся».

Иван Родионов: Опять: не сэкономленные. Это такая как бы журналистская такая находка, как бы хорошая хлесткая фраза. Этот бюджет заложен. При этом, опять, в бюджет заложены и завтраки для школьников, но потом. Потому что во многих школах надо 3 года строить эту столовую. Заложено то, что, опять, семьям с детьми будут помогать больше. Но при этом, опять, 30-40 млн. старых, пожилых – они просто за скобками. Их как бы нет. Они неинтересны государству. То, что еще и проработал эти годы, на самом деле вот как бы он за это получает те копейки, которые сейчас ему дают.

Иван Князев: Да, спасибо.

Иван Родионов: Плюс к тому, работающие пенсионеры. Вы знаете, им вообще не индексируют. А ведь на самом деле они точно так же платят в Пенсионный фонд уже после получения пенсии. Т. е. они на самом деле должны рассчитывать на двойную индексацию. Но нет, они оставлены за бортом.

Иван Князев: Да. Спасибо вам большое. Иван Родионов был с нами на связи, профессор департамента финансов Высшей школы экономики. Нам сейчас оборвали просто телефон наши телезрители. Давайте даем высказаться. Владимир из Башкирии у нас на связи. Владимир, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я из Башкирии, города Салавата. Моей жене 54 года. Она ходит на работу по 12 часов. 3 дня работает, а 2 дня отдыхает. Делает укол и идет на работу. Какой с нее работник? Вот представьте: 12 часов продавцом поработать. Как вы скажете, кто это придумал? Когда же народ спрашивал об этом? Разве можно так жить? Где живем, в каком веке?

Тамара Шорникова: Да.

Зритель: Объясните, будьте любезны.

Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Спасибо за звонок. И выслушаем Валентину из Тамбовской области.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, Валентина, слушаем.

Зритель: Вы слышите, меня слышно?

Тамара Шорникова: Отлично, да. Говорите.

Зритель: Да, я насчет тоже реформы. Я на пенсии, слава богу, я пошла по льготной пенсии, слава тебе господи. Но супругу еще прибавили. Д 60 ему работать 2 года и еще 4 года прибавили. А работы у нас нет. Пахать вот, аналогично, сейчас человек сказал, укол делает и идет железо ворочать. Как жить, вот как жить дальше, скажите, пожалуйста? Ну неужели не понимают, ну прибавили, ладно, всем по году, ну по 2 года, но не по 4, по 5 лет прибавили. Уже нищие, люди стали нищие, неужели никто не видит из Думы?

Тамара Шорникова: Валентина, сложная ситуация действительно. А скажите, по условиям труда, по тяжести – понятно. А по денежным условиям вы какую-то прибавку ощутили к своей пенсии?

Зритель: Честно скажу… Я? Как пенсионерка? Или кто, он?

Иван Князев: Да-да.

Тамара Шорникова: Вы, конечно. Уже же на пенсии. Как-то увеличилась ваша выплата?

Зритель: Ну, капельку увеличилась, чуть-чуть, а коммунальные услуги прибавились в 2 раза…

Тамара Шорникова: На сколько?

Зритель: …считайте.

Тамара Шорникова: В 2 раза, да? Понятно.

Зритель: За один мусор не успеваем выплачивать.

Тамара Шорникова: Да, спасибо.

Иван Князев: Да, хорошо, да. Спасибо вам. Но вот Ленинградская область пишет: «А может, надо было с раскачкой начинать реформу вот эту вот, а не сразу так ее вводить?» Еще один эксперт у нас на связи. Владимир Морыженков, профессор бизнес-школы МИСиС. Здравствуйте, Владимир Алексеевич.

Владимир Морыженков: Здравствуйте, коллеги, здравствуйте.

Иван Князев: Владимир Алексеевич, смотрите, вот такой момент. Многие говорят: ну хорошо, вот в этом году 21 млрд., точнее, в прошлом, в 19-м было. В 20-м будет уже побольше: около 50. Дальше цифры назывались там через несколько лет к триллиону. Может, мы все-таки дождемся когда-нибудь такой существенной… ну, будем все-таки называть это экономией.

Тамара Шорникова: И повышения качества жизни пенсионеров, соответственно?

Иван Князев: Да-да-да. Ну когда-нибудь она себя оправдает или нет?

Владимир Морыженков: К сожалению, у меня пессимистический взгляд на эти вещи. Мне не хочется приобадривать население. Население должно понимать, что оно массой на выборах голосует выбирать то, куда ведут их лидеры. И мы уже 20-летие имеем на глазах непрерывную какую-то динамику сползания за черту бедности. И, наверное, надо как-то дальше думать, что с этим делать. И в этой динамике, которая вот теперь позитивная, нам говорят, что 29 млрд. сэкономлено или, как правильно коллега из Высшей школы экономики сказал, это заложено в показатели бюджета, 50 млрд. Это как раз и получается, что за счет того, что пенсионеры не пошли вовремя на пенсию и мы отложили им период выплат, мы на 2-3% сможем повысить тем, кто уже вышел на пенсию, покрыть некие инфляционные ожидания, теперь манипулируя цифрами инфляции. К сожалению, это очень грустная тема. Потому что эти 100 руб. ни в какое сравнение не могут идти с теми темпами роста цен естественных монополий. Здесь зарыта основная собака неэффективности государственного управления. Но настолько уже неэффективна, настолько изжила себя государственно-централизованная экономика со своими бешеными окладами для чиновников, для топ-менеджеров, которые получают миллионы рублей, и они совершенно оторвались от жизни, от того, что происходит у бедноты. Пенсионеры в различных странах, заработав себе справедливую пенсию, содержат государство своим спросом. Промышленность ориентируется на них. Выгодно вкладывают деньги. Скажите, куда сегодня в России выгодно вкладывать деньги? Да вы не найдете ни одну программу. И отсюда – никто не может зарабатывать. Государство не богатеет. И тогда придумывает, какую же манипуляцию сделать бы еще с бедными, чтобы еще немножечко как бы продлить вот этот период существования. И вот эта ужасная традиция: пообещать, и обещания эти там на 2-3 года вперед, а потом мы будем их из Интернета вычищать, чтобы забыли про эти обещания. Давно этого не говорили, но еще 3-4 года бы просуществовали. Так, вообще, это с медициной похоже. Как-то, как опухоль, знаете, нарастает-нарастает, душит-душит. Уже совершенно невозможно купить бедным продукты питания. Они вынуждены покупать лекарства-заменители. Качество жизни не изменяется. Я не бью в набат особо, я не призываю ни к каким действиям. Просто мы находимся в состоянии наблюдателей за этими… Поправки к Конституции, … сплошной разговор, никогда мы не можем поговорить про деньги. Давайте не строить, например, мост через Лену за триллионы рублей в интересах группы олигархов, а давайте мы построим в детских больницах воду горячую… Вы слышите отчеты Счетной палаты. Вот она бьет в набат.

Иван Князев: Мы сегодня будем об этом говорить.

Тамара Шорникова: Мы подробно будем говорить об этом сразу после часа дня, обсудим во всех деталях. Спасибо.

Иван Князев: Спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Владимир Морыженков, профессор бизнес-школы МИСиС, был с нами на связи. Послушаем телезрителей.

Иван Князев: Да, прежде одна СМС из Костромской области. «Спасибо государству за нашу „безбедную” старость». Ну, наверное, в кавычках. «40 лет стаж, пенсия 12 тысяч, возраст 71 год».

Тамара Шорникова: Да, и Москва пишет: «Мне 50, два высших образования, а на работу никуда не берут. И как жить?» Олег, Тюменская область.

Иван Князев: Здравствуйте, Олег.

Зритель: Да-да-да, добрый день, здравствуйте, все пенсионеры, а также наше горячо любимое правительство. Значит, они глумятся над нами. Просто-напросто издеваются. Алло, не слышу я…

Тамара Шорникова: Да, мы вас слышим.

Иван Князев: Мы вас слышим.

Тамара Шорникова: Да, спасибо.

Зритель: Вот мне 72 года. У меня несовершеннолетний ребенок, ему 15 лет, вчера справил день рождения. Во-первых, старший сын у меня… Алло?

Тамара Шорникова: Да, говорите, продолжайте.

Зритель: Старший сын учится в университете. За деньги. Т. е. где наше бесплатное образование? Это первое. Второе. Сейчас вот дочь заканчивает 9-й класс… Я вот вижу вас, но не слышу.

Иван Князев: А мы просто слушаем вас, да.

Зритель: Дочь сейчас заканчивает 9-й класс. Тоже пойдет учиться дальше. А куда? Опять надо деньги для образования. А деньги… я, значит, в ВЦСПС обратился. Во-первых, на лекарства, у меня сейчас мерцающая аритмия, у меня 8 тыс. идет на лекарства. Пенсия у меня, ну, как у всех, такая, что я могу себе позволить в Арабских Эмиратах отдыхать.

Иван Князев: Да, хорошо хоть, у вас еще юмор остался. Спасибо, спасибо вам большое. Переходим к следующей теме.

Тамара Шорникова: Итоги нашего опроса.

Иван Князев: А, да, итоги опроса еще надо подвести.

Тамара Шорникова: 2% нашли все-таки плюсы в пенсионной реформе.

Иван Князев: 98%, соответственно, нет. Мне интересно, кто эти 2%. Из пенсионного органа, наверное, написали.

Тамара Шорникова: Ну, и правительство пишет.

Проблемы Пенсионного фонда опять будут решать за счет населения






До выхода на пенсию некоторые россияне рискуют не дожить: мизерные подачки съедает инфляция, а за желание еще поработать приходится платить.

Повышение пенсионного возраста не дало ожидаемого эффекта для российского бюджета: трансферты на выплату страховых пенсий сократились лишь на сумму около 136 млрд. рублей. Пандемия коронавируса свела экономию на нет.

«НГ» напоминает, что повышение пенсионного возраста должно было способствовать снижению зависимости ПФР (Пенсионный фонд России) от трансфертов из федерального бюджета, а также обеспечить опережающий рост пенсий. Однако данные Счетной палаты и анализ проекта бюджета ПФР на ближайшие три года «показывают, что пока эти ключевые задачи не решены».

Из-за пандемии в этом году Пенсионный фонд может недополучить более 420 млрд руб. страховых взносов на выплату страховой пенсии, дефицит бюджета ПФР может составить более 183 млрд руб., говорится в статье. Как следствие, до конца года из Резервного фонда правительству придется направить в бюджет ПФР 941,42 млрд руб. для покрытия дефицита и сбалансированности бюджета на два последующих года.

Не почувствовали обещанного роста и пенсионеры, тем более, что индексировать пенсии тем из них, кто работает правительство не планирует, против этого активно выступает Минфин.

«Пенсия — это компенсация за утраченный заработок, и если пенсионер, который получает пенсию, еще и работает, то заработок не утрачен», - заявил глава ведомства Антон Силуанов.

С такой постановкой вопроса не согласны многие депутата, в том числе лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. По его мнению, позиция главы Минфина противоречит Конституции и позиции президента РФ, а кроме того, оскорбительна по отношению к пенсионерам.

«Пенсия не является компенсацией за утрату заработка, это деньги, которые человек уже заработал, отдав на благо страны лучшие годы своей жизни. Индексация пенсий — это не подачка от государства, а его обязанность по отношению к пенсионерам. Слова министра оскорбительны для пенсионеров», — сказал он.

Экономист Леонид Хазанов отмечает, что дефицит Пенсионного фонда связан с тремя серьезными проблемами.

— Во-первых, из-за повышения пенсионного возраста у населения безработица нисколько не уменьшилась, она, наоборот, стала подрастать, пускай и скрытно: те люди, кто мог раньше выйти на пенсию в 55 или 60 лет, стали выходить позже, оказавшись не нужными для работодателей, предпочитавших от них избавиться под любыми предлогами.

Во-вторых, был повышен налог на добавленную стоимость, отрицательно сказавшийся на экономической активности российского бизнеса — у него стало изыматься еще больше оборотных средств, которые пошли на могли быть направлены на зарплаты сотрудникам.

И, в-третьих, федеральному бюджету пришлось потратить кучу средств на поддержку экономики в условиях пандемии коронавируса. Она же никак не закончится, значит, дополнительные траты не за горами.

Рост же пенсий преспокойно съела инфляция. Да и, по сути, его ростом назвать сложно: он настолько мизерный, что члены моей семьи его фактически не заметили. Поэтому можно ждать расширения федеральных трансфертов на покрытие его дефицита, хотя средств и на их может не хватить.

«СП»: — Как можно решить бюджетную проблему ПФР, если вообще можно?

— Решить проблему дефицита средств в Пенсионном фонде в нынешних условиях крайне непросто, но, на мой взгляд, следует вернуть возраст выхода на заслуженный отдых на прежний уровень, может даже его и понизить — у нас население работает как каторжное, у многих людей нет здоровья к 50 годам.

Также не мешало бы повысить налоги на доходы и недвижимость наших олигархов, в том числе зарубежную. Раз они львиную долю своих «заработков» получают в России, значит, должны не жадничать, а делиться как следует со своей родиной. И, конечно же, надо разобраться с зарплатами у менеджмента Пенсионного фонда, уверен, там есть скрытые резервы для увеличения его доходов.

И, наконец, надо решить проблему с трудовыми мигрантами из-за границы, ведь может возникнуть ситуация, когда выходцы из Средней Азии смогут претендовать на получение российских пенсий, увеличивая тем самым дефицит Пенсионного фонда. Их число надо сокращать: чем больше, тем лучше — их наличие в нашей стране серьезно давит на занятость граждан России и их зарплаты.

Можно также ввести налог на проживание мигрантов в России, например, в размере 30−40 тыс. рублей в месяц и еще налог на их работу с точно таким же размером: если у них есть средства на билеты к нам, то деньги на уплату налогов они смогут изыскать, либо пусть за них их платят работодатели. Правда, тогда придется затруднить получение российского гражданства, но думаю это не смертельно. Скажем в Люксембурге гражданство предоставляют через 10 лет после постоянного проживания и работы на территории данной страны, и никто не возмущается. У нас можно установить 20−30 лет при условии безупречного поведения мигрантов.

Заместитель директора по науке Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Юрий Горлин напоминает, что решение о повышении пенсионного возраста, принятое в 2018 году, предусматривало также индексацию пенсий на период до 2024 года, которая существенно — на 2−3% - превышает инфляцию.

— Без повышения пенсионного возраста такой рост вряд ли был бы возможен. Поэтому для сегодняшних пенсионеров принятые решения можно считать позитивными.

Было бы хорошо, если пенсионная система не зависела от средств федерального бюджета, которые предоставляются в виде трансфертов. Относительно высокий рост пенсий только отчасти был компенсирован эффектом от повышения пенсионного возраста. Установленная индексация предусматривала больший объем трансфертов по сравнению с вариантом, если бы повышения пенсионного возраста не произошло.

Однако связанный с пандемией кризис оказывает влияние на темпы экономического роста, поэтому доходы пенсионной системы от страховых взносов уменьшились. При этом пенсии надо выплачивать в том же объеме, поскольку это установлено законом. Также были предоставлены льготы отдельным видам бизнеса по страховым взносам. Все это потребовало увеличения трансфертов.

Если в дальнейшем будет наблюдаться экономический рост не менее 1,5%, то в связи с повышением пенсионного возраста прогнозируется тенденция снижения трансфертов. Это также будет зависеть от того, как после 2025 года будут индексироваться пенсии.

По мнению президента Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгия Федорова повышение пенсионного возраста не дало ожидаемого эффекта, так как задачей государства было не решение проблем пенсионной системы и конкретных пенсионеров, а получение свободных денег для решения других вопросов, закрытия «бюджетных дыр».

— Тоже самое было еще до пенсионной реформы, когда так называемая накопительная часть пенсии была заморожена и каждый год эту заморозку продляют. Но мы понимаем, что деньги не лежат, а куда-то уже ушли. Фактически эта накопительная часть пенсии, которая откладывалась в течение нескольких лет, ушла.

Я эту пенсионную реформу объясняю исключительно тем, что государству понадобилось больше денег. А на простых граждан и пенсионную систему им наплевать. Про Пенсионный фонд вообще ничего хорошего не могу сказать, потому что столько, сколько он съедает государственных средств, то, наверное, если бы его не было, а пенсии выплачивались напрямую от государства, то и пенсии были бы выше, и проблем меньше.

«СП»: — Пенсии работающим правительство не хочет повышать, но ведь пенсионеры не от богатой жизни идут работать. Так что ждать в ближайшее время пенсионерам, учитывая экономическую ситуацию?

— Государство как шулер: с одной стороны, дает какие-то крохи-подачки, с другой — отбирает еще больше. Это сущность капиталистического неразвитого общества, сущность нынешнего политического режима, который выстраивает экономику таким образом, чтобы максимально сбросить социальные обязательства государства. Это сейчас и происходит.

Только смена социально-экономического курса, без перераспределения ресурсов в сторону социальной сферы — образования, медицины, пенсий — ничего хорошего не выйдет. У нас 7 лет подряд падают доходы населения, 20 миллионов за чертов бедности, миллионы безработных, уровень жизни падает, смертность растет, рождаемость падает. Мы заходим в глубокий социально-экономический кризис благодаря нынешней социально-экономической политике. Смена курса позволит изменить ситуацию к лучшему.

«СП»: — Обновленный кабмин может переломить экономическую ситуацию, ведь без этого социальные проблемы сложно решить?

— Нет. Это правительство не может это решить, не способно, потому что это правительство технического удержания ситуации. Хоть Путин и говорит, что это правительство прорыва, но по сути это правительство надсмотрщиков, задача которого не дать все развалить. По их действиям, их компетентности это правительство, судя по всему, хуже, чем медведевское по всем параметрам.

Увеличение числа вице-премьеров показывает, что управляемость теряется. Все хотят контролировать. Появились контролеры за контролерами. Если вспомнить правительство Примакова-Маслюков, которое действительно сделало многое, вывело страну из кризиса, то там не было такой бюрократизации, и то правительство было на порядок сильнее, чем сейчас.

Читайте также: