Социально экономические права право на пенсию

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ НАЗНАЧАЕТСЯ:

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ НАЗНАЧАЕТСЯ
нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и не имеющим права на страховую пенсию:

Категория получателей пенсии Возраст выхода на пенсию и условия назначения пенсий
Участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС 1986-1987 гг.
Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения
Граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС
По достижении 50 и 45 лет (мужчины и женщины соответственно)
Участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС 1988-1990 гг.
Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы ЧАЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы
По достижении 55 и 50 лет (мужчины и женщины соответственно)
Граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения
Граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС
Общеустановленный возраст выхода на пенсию по старости уменьшается на 3* года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более 7 лет в общей сложности.
Граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение
Граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение
Общеустановленный возраст выхода на пенсию по старости уменьшается на 2* года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы в указанной зоне, но не более 5 лет в общей сложности
Граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом Общеустановленный возраст выхода на пенсию по старости уменьшается на 1* год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работ в указанной зоне, но не более 3 лет в общей сложности
Граждане, ставшие инвалидами в результате других (не чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф Условия назначения пенсии по старости устанавливаются в порядке, предусмотренном нормативными актами, регулирующими пенсионное обеспечение этих граждан.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ:

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ:

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ:

Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии не влияет, за исключением социальной пенсии, назначенной гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).


Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда России по своему выбору , либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина (далее – МФЦ) в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением, либо по почте.

ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ПОТРЕБУЮТСЯ:

ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕНСИИ ПОТРЕБУЮТСЯ:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ

Граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

Граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения;

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Категория
получателей
пенсии
Размер пенcии
ИНВАЛИДЫ ВСЛЕДСТВИЕ ВОЕННОЙ ТРАВМЫ
Инвалиды 1 группы 300% размера социальной пенсии
Инвалиды 2 группы 250% размера социальной пенсии
Инвалиды 3 группы 175% размера социальной пенсии
ИНВАЛИДЫ ВСЛЕДСТВИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПОЛУЧЕННОГО В ПЕРИОД ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Инвалиды 1 группы 250% размера социальной пенсии
Инвалиды 2 группы 200% размера социальной пенсии
Инвалиды 3 группы 150% размера социальной пенсии

РАЗМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ

Граждане, достигшие возраста 70 и 65 лет

Инвалиды 2 группы (за исключением инвалидов с детства)

Инвалиды 1 группы

Социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости выплачиваются ежемесячно.

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ:

Социальная пенсия по старости устанавливается бессрочно.

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается на весь период, в течение которого член семьи умершего кормильца считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.

Это можно сделать лично, обратившись в территориальный орган ПФР, через МФЦ (в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением, либо по почте) или через Личный кабинет гражданина

У пенсионеров в России имеется различная поддержка. Она заключается не только в гарантированной пенсии, но других мерах, закреплённых в законодательстве. К сожалению, не все граждане осведомлены о своих правах.

В данной статья я постарался собрать наиболее распространённые меры поддержки пенсионеров и лиц, предпенсионного возраста.

Права пенсионеров и лиц предпенсионного возраста в России.

1. Право на пенсию.

Самая распространённая мера поддержки со стороны государства - выплата пенсии, лицам достигшим определённого возраста.

Выплачиваемых государством денег не хватает для полноценного проживания, существуют также иные меры поддержки. Размер пенсии у граждан различается, зависит от трудового стажа, накопленных балов и возраста выхода на пенсию.

2. Право работать и получать пенсию.

Уволить гражданина достигшего определённого возраста никто не имеет права. Право на труд одно из основополагающих прав человека и гражданина.

Пенсионер вправе решить, продолжать ли ему трудиться или нет.

В данном случае, гражданин может выбрать: продолжить работать и получать пенсию; уволиться и получать пенсию; продолжить работать и отложить выход на пенсию.

Пенсия за работником сохраняется. Единственное, что теряет пенсионер, право на индексацию пенсии. С января 2020 года индексация - 6,6%.

Многие граждане, чтобы получить индексацию, уволились в 2019 году, затем в 2020 году снова выйдут на работу.

Но нужно помнить, что некоторые льготы положены только не работающим пенсионерам. Следует поставить в известность ПФР, что вы работаете, иначе может наступить ответственность.

3. Право на алименты.

Трудоспособные дети обязаны содержать и заботиться о своих родителях. Данная норма предусмотрена Семейным Кодексом РФ, статьёй 87.

Это касается также лиц достигших предпенсионного возраста, 60 лет мужчины, 55 лет женщины.

Алименты можно получить в твёрдой денежной форме, в виде ежемесячной выплаты. Если дети отказываются поддерживать родителей, то родители вправе обратиться в суд, для присуждения алиментов в судебном порядке.

Помимо детей, поддерживать пенсионеров обязаны также: супруги, в том числе бывшие; братья и сёстры, если нет детей и супругов; внуки, если нет детей и супругов; пасынки и падчерицы.

4. Право брать выходной для ежегодной диспансеризации.

Пенсионер может ежегодно брать за счёт работодателя два дня для прохождения диспансеризации.

Работодатель не может отказать пенсионеру в данном праве.

Следует взять соответсвующие справки в поликлиники и предупредить работодателя заранее, чтобы не было прогула.

5. Право уволиться без отработки.

Работник может прекратить трудовые отношения с работодателем, уведомив его за четырнадцать дней. Но пенсионеры вправе прекратить работу сразу при направлении уведомления, без отработки положенного времени.

Важный момент, пенсионер может неоднократно пользоваться данным правом, если он снова начинает свою трудовую деятельность. Увольнение всегда будет без отработки.

6. Право на надбавки к пенсии.

Дополнительная денежная поддержка со стороны государства выражается в предоставлении надбавки к пенсии отдельным категориям граждан. У данных лиц пенсия будет выше.

Право на надбавку имеют: лица старше 80 лет; сельские жители; инвалиды; лица с определённым непрерывным трудовым стажем; жители Крайнего Севера; пенсионеры с иждивенцем.

В некоторых случаях страховая часть пенсии увеличивается в два раза.

7. Право докупить пенсионный стаж и баллы.

Неприятность может случиться тогда, когда работодатель не платил пенсионных отчислений в бюджет. Также это касается тех, кто работал не официально или кому не хватает пенсионного стажа и баллов.

В этом случае можно сделать взнос для покупки стажа и баллов. В 2020 году платёж составит порядка 32 тыс. рублей. Необходимо заключить договор по добровольному пенсионному страхованию. Приобретается не более половины требуемого стажа и баллов.

8. Право на социальную пенсию.

Если трудового стажа и баллов не хватает, то можно рассчитывать на социальную пенсию. Она положена всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. Её выплачивают на 5 лет позже, чем страховую пенсию. Размер такой пенсии составляет не более 10 тыс. рублей.

9. Право на обязательную долю в наследстве.

Данным правом обладают также лица достигшие предпенсионного возраста. Гражданским Кодексом РФ, статьёй 1149, предусмотрена обязательная доля в наследстве, это не менее половины доли, которая причиталась бы при наследовании по закону. Право сохраняется, даже если есть завещание.

10. Право платить меньше налогов.

Законодатель освободил пенсионеров от уплаты налога на доход в виде получения пенсии (социальной, страховой, накопительной).

Также пенсионеры имеют льготы по уплате земельного налога и транспортного.

Освобождаются от уплаты налога на имущество, в отношении одного объекта каждого вида: участок меньше 6 соток, квартиры, гаража, дома и его части, комнаты, творческой мастерской, хозяйственной постройки.

11. Право выхода в отпуск, без права на отказ работодателем.

Брать отпуск на четырнадцать дней можно в любое время, достаточно просто уведомить работодателя об этом. Всем остальным требуется согласие, а пенсионеру отказать не вправе. Для получения отпуска необходимо написать заявление.

12. Получать пенсию находясь за границей.

Получать выплату можно не только на карту "Мир" в данном случае. Однако необходимо ежегодно подтверждать Пенсионному Фонду России, что вы живы. Сделать это можно лично обратившись в ПФР, или направив в ПФР удостоверенное нотариусом уведомление.

13. Право на налоговый вычет при покупке жилья.

Пенсионерам предоставляется три года, за которые они могут получить налоговый вычет. При покупке квартиры, жилого дома или земельного участка, можно вернуть выплаченный государству НДФЛ за три года (у всех остальных граждан срок меньше). Но не более 13 % от 2 млн. рублей (стоимости приобретённой недвижимости).

14. Льготы по оплате проезда и услуг ЖКХ.

Пенсионеры имеют право на получение субсидий на оплату коммунальных услуг, льготы по оплате взносов на капитальный ремонт, компенсацию жителям Крайнего Севера по проезду в места отдыха.

Также многие регионы предоставляют пенсионерам право бесплатного проезда в транспорте. Для некоторых проездов предоставляется скидка.

В органах социальной защиты в месте вашего проживания можно узнать о всех предоставляемых льготах и правах.

Многие пенсионеры имеют право на бесплатную путёвку в санаторий или гостиницу, для осуществления ежегодного отдыха и лечения.

Право на социальную доплату к пенсии имеют только неработающие пенсионеры, если общая сумма их материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в конкретном регионе по месту их жительства (ч. 1 ст. 12.1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).


В рамках данной консультации под прожиточным минимумом будем считать прожиточный минимум пенсионера, установленный в целях определения социальной доплаты к пенсии (федеральной или региональной).

При расчете общей суммы материального обеспечения учитываются все денежные выплаты, которые назначены пенсионеру, в том числе срочная пенсионная выплата, и денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате телефона, жилья, коммунальных услуг и проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежные компенсации расходов по оплате указанных услуг. Меры социальной поддержки, предоставляемые единовременно, не учитываются (ч. 2, 3 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).

По общему правилу, если общая сумма вашего материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в вашем регионе, который, в свою очередь, ниже прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ, то вам установят федеральную социальную доплату (ФСД).

Если общая сумма вашего материального обеспечения ниже регионального прожиточного минимума пенсионера, превышающего прожиточный минимум пенсионера в целом по РФ, то вам установят региональную социальную доплату (РСД).

При этом социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма вашего материального обеспечения с учетом доплаты достигла величины вышеуказанного регионального прожиточного минимума, но не ниже его размера на 31 декабря предыдущего года (ч. 4, 5 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).

Например, если у вас есть регистрация по месту жительства в Москве и на присоединенной к ней территории, то доплата (в зависимости от продолжительности такой регистрации) может быть установлена исходя из городского социального стандарта (в 2017 г. — 14 500 руб.) или величины ПМП в г. Москве (п. п. 5, 5 (1), 7, 30 (1), 30 (2) Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утв. Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП; п. 3 Постановления Правительства Москвы от 06.12.2016 N 816-ПП).

Поскольку доплата положена только неработающим пенсионерам, вы обязаны немедленно уведомить территориальный орган ПФР и Управление социальной защиты населения по месту жительства о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, когда вы подлежите обязательному пенсионному страхованию. При наличии у вас доступа в личный кабинет гражданина на сайте ПФР уведомление можно направить в электронной форме. Для входа в личный кабинет надо иметь регистрацию на Портале госуслуг, дополнительной регистрации на сайте ПФР не требуется (Информация ПФР от 29.08.2016).

Если вы не сообщите об изменении в вашей занятости, излишне выплаченная сумма доплаты будет удержана из причитающейся вам пенсии (ч. 12 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).

В общем случае социальная доплата назначается на основании заявления, поданного вами, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней в территориальный орган ПФР (в случае обращения за ФСД) или Управление социальной защиты населения (в случае обращения за РСД). При этом от вас требуется только подать заявление — документы, подтверждающие получение или неполучение других мер социальной поддержки, представлять не нужно.

Примечание. Не нужно подавать заявление для установления социальной доплаты к пенсии детям-инвалидам и к пенсии по случаю потери кормильца, назначенной детям, не достигшим 18 лет. В этом случае доплата назначается со дня, с которого назначена соответствующая пенсия (ч. 6, 7 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).

Правила обращения за региональной доплатой могут отличаться от федеральных правил.

Размеры социальных выплат должны пересматриваться при изменении (ч. 8 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ):

• величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ;

• величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте РФ;

• размеров пенсий и других денежных выплат, учитываемых при определении общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также при их индексации;

• денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций.

Установлены специальные правила пересмотра размера социальной доплаты к пенсии в зависимости от оснований такого пересмотра. Так, например, при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте РФ пересмотр размера социальной доплаты производится с 1 января года, на который установлена новая величина прожиточного минимума.

Размер региональной социальной доплаты к пенсии пересматривается с учетом НПА конкретного субъекта РФ (ч. 8 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).


Конституция и законодательство РФ гарантирует каждому гражданину право на пенсию, понятие пенсии тесно связано с социальным обеспечением по возрасту, болезни, потери кормильца и в др. случаях.

Пенсионное законодательство представляет собой свод законов РФ, принятых в разные периоды функционирования нашего государства. Здесь же и подзаконные акты и даже правовые акты СССР.

Основание права на пенсию содержит статья 39 Конституции РФ. Это право каждого на социальное обеспечение. В то же время право на пенсию возникает при наличии определенных условий. И именно они определяют виды и размеры пенсии.

Право на пенсию, понятие пенсии в законе

Большинство населения воспринимает пенсию как ежемесячную выплату в связи с достижением определенного возраста. На самом деле, это и другая утрата возможности работать. Это и состояние здоровья, потеря кормильца.

Сам термин «пенсия» произошел от латинского слова pensiо. Что означает – платеж. С учетом законодательства РФ пенсию можно определить как ежемесячную выплату в денежной форме, назначаемую гражданам России и иностранцам, проживающим в России постоянно, в случаях, установленных законодательством, направленную на обеспечение средств к существованию таких лиц.

Таким образом, пенсия:

  • выплачивается ежемесячно;
  • закрепляется исключительно в денежной форме;
  • является основным источником средств к существованию;
  • право на пенсию зависит от наличия определенных условий, установленных в законе.

Доплаты к пенсии могут устанавливаться в натуральной форме. В виде набора социальных услуг.

Пенсионное законодательство Российской Федерации претерпевало и продолжает претерпевать изменения. Это не только законы, посвященные непосредственно пенсии. Речь идет о Законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». И Законе от 12.02.1993 № 4468- 1 (военная и иная служба), Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Вопросов назначения пенсий касается и Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (обязательное пенсионное страхование) и др.

Отдельным видам пенсии (военная пенсия, пенсия МВД, пенсия ФСИН) посвящены также специальные ведомственные нормативные правовые акты.

Кто имеет право на пенсию

По общему правилу право на назначение пенсии имеют граждане РФ. Гражданство определяется в соответствии с правилами соответствующего Закона. Не имеет значение основание приобретения гражданства – по рождению, приобретенное и т.п., только сам факт правовой связи с Российской Федерацией.

При выезде гражданина РФ для постоянного местожительства в другую страну, он все равно сохраняет право на пенсию. Для этого он обращается или в Пенсионный фонд России (если регистрация в России есть), либо в консульский отдел МИД России в стране проживания.

Иностранные граждане имеют право на получение пенсий в случае их постоянного проживания. Подтверждает это обстоятельство специальный документ – вид на жительство. Лица без гражданства, которым выдан удостоверяющий их личность документ Российской Федерации, также имеют право на пенсию при условии постоянного проживания в России.

Право на пенсию связано с достижением определенного возраста (социальная, трудовая пенсия по старости) или работой в особых условиях (военная пенсия за выслугу лет и др.).

Пенсионный возраст в 2019 г. изменился. Долгое время законопроект о пенсионном возрасте оттачивался, обсуждался. Итогом стал новый закон о пенсиях 2019 года. Повышение возраста будет происходить постепенно. Начиная с 2019 г.

Право на пенсию имеют также лица:

  • инвалидность которых установили медики по медико-социальной экспертизе. Инвалидность может быть приобретенной, врожденной, связанной с профессиональной деятельностью и др.
  • нетрудоспособные. В силу возраста или состояния здоровья. Сюда же относятся иждивенцы лица, который умер. Или признан умершим, безвестно отсутствующим.

Есть и социальная пенсия. Для тех граждан, которые не смогли обеспечить условия для назначения пенсии по старости.

Уполномоченным на взаимодействие с гражданами по пенсионным вопросам органом является Пенсионный фонд. При возникновении спора, заявитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением о назначении пенсии, которое рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. И поскольку право на пенсию, понятие пенсии – неотъемлемая часть естественных прав человека, такие споры часто суд рассматривает в пользу граждан.

Уточняющие вопросы по теме

Мне 56 лет, 23 года работала в Армении, сейчас гражданин России. 01.11. я подалa заявление на пенсию. Когда должны оформить пенсию?

Решение о назначении пенсии принимается в течение 10 дней со дня приема документов. О принятом решении вас должны были известить. Обратитесь в Пенсионный фонд за разъяснениями.

Отношения ПФР и гражданина (застрахованного лица) кроме пенсионного законодательства могут регулироваться нормами Гражданского Кодекса РФ ?

Если отсутствуют специальные нормы, установленные пенсионным законодательством, то к таким правоотношениям применяются нормы гражданского законодательства.

С какого времени гражданин может воспользоваться правом на пенсию?

Гражданин имеет воспользоватся правом на пенсию с момента, когда у него возникнут основания на ее назначение.

мне 60 лет стаж работы 40лет стоял в центре занятости отказали что дальше?

Ищите работу. Дорабатывайте до установленного возраста.

Я пенсионер министерства обороны и получаю пенсию с 1 по 3 каждый месяц Заиюнь пенсия не начислена, обратился в военкомот они отправляют в банк где я получаю пенсию.С банка отправляют в ПФР .Спенсионного фонда отправляют в военкомат, замкнутый круг.Где искать свою пенсию?

Если речь про военную пенсию, то обращаться необходимо в военкомат, можно к военному комиссару субъекта РФ.

определены ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» правом на государственную пенсию по старости

обладают граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Условия назначения государственной пенсии по старости устанавливаются применительно к конкретным категориям указанных лиц:

Первая категория:

  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

Вторая категория:

  • инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

Третья категория:

  • участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г.

Последние (участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения) подразделяются на две категории:

  • участники 1986-1987 годов и
  • участники 1988-1990 годов.

Четвертая категория:

  • граждане, которые работают (работали) или проживают (проживали) в различных зонах радиационного загрязнения.

К данной категории относятся граждане:

занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом;

постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При назначении государственной пенсии по старости факт и продолжительность проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, как и сами зоны такого загрязнения, определяются в порядке, предусмотренном Законом от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со ст. 7 этого Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на четыре зоны:

Первая зона - зона отчуждения (именовалась в 1986-1987 годах - 30-километровой зоной, а с 1988 г. до 15 мая 1991 г. - зоной отселения).

Данная зона - это территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории РФ, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 гг. население было эвакуировано;

Вторая зона - зона отселения.

Это часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/км 2 , или стронцием-90 — свыше 3 Ки/км 2 , или плутонием-239, 240 — свыше 0,1 Ки/км 2 ;

Третья зона - зона проживания с правом на отселение.

Это часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км 2 ;

Четвертая зона - зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Это часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км 2 .

В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Границы этих зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются и пересматриваются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

Зайцева Юлия Последние изменения: Сентябрь, 2020 438


Право на выбор пенсии предусматривает действующее пенсионное законодательство, которое, с одной стороны, позволяет осуществить выбор, а с другой, обязывает гражданина сделать его в пользу конкретного вида обеспечения. И далее о том, как осуществляется выбор пенсии, в пользу какого вида выплат можно его сделать, а также немного о том, что ждет пенсионеров в 2019 году в связи с реформированием системы.

    • Виды пенсий в РФ
    • Что выбрать: страховую или накопительную?
    • Кто имеет право выбора на пенсию?
    • Пенсионная реформа 2018/2019

    Виды пенсий в РФ

    Для того, чтобы сделать выбор в пользу конкретного вида пенсионного обеспечения, необходимо знать, какие их виды существуют.

    На данный момент есть система общеобязательного пенсионного обеспечения, которая формируется за счет отчислений работодателей и физических лиц. Главным управляющим органом является Пенсионный фонд. В соответствии с общеобязательным пенсионным страхованием пенсия может быть назначена двух видов:

    • Страховая. Это вид выплаты, который положен гражданину ежемесячно в связи с тем, что он достиг пенсионного возраста, утратил свою трудоспособность или у него есть другие основания для получения таких выплат. Страховая пенсия может быть трех видов:
    1. Пенсия по старости;
    2. Пенсия по инвалидности;
    3. Пенсия в связи потерей кормильца.
    • Накопительная пенсия. Эта та выплата, которая формируется за счет индивидуальных накоплений субъекта, а также за счет дохода, полученного от инвестирования средств в государственные и негосударственные пенсионные фонды. Такая часть пенсии доступна только для тех, кто рожден после 1967 года. Для людей старшего возраста накопительная часть пенсии по общеобязательному государственному обеспечению недоступна.

    Следует отметить, что на данный момент право выбора касательно накопительной пенсии у людей, которые уже работают и имеют некие накопления, утрачено. Выбор нужно было сделать до конца 2015 года: необходимо было принять решение, в какой пропорции будут распределяться отчисления работодателей: то ли на формирование страховой пенсии, то ли накопительной.

    Но право выбора для тех, кто начал работать официально только после 1 января 2014 года, не утрачено. В соответствии с законом, такие субъекты обязаны до конца года, в котором истекает пятилетний срок официальной работы, написать заявление на имя работодателя о выборе своего пенсионного обеспечения. То есть, если начал гражданин работать 1 января 2014 года, то до 31 декабря 2018 года он обязан сделать такой выбор. Но есть и возрастное ограничение – не позже 23 лет.

    Помимо страховой и накопительной пенсии, есть еще так называемая социальная пенсия, которая положена людям, которые достигли пенсионного возраста, но не соответствуют минимальным требованиям ПФ.

    Что выбрать: страховую или накопительную?

    Вопрос относительно того, какую пенсию выбрать, сложный. Конечно, преимущество накопительной части пенсии в том, что в теории и по действующему законодательству собственник накоплений имеет право их инвестировать, приумножая свои накопления. Кроме того, он имеет право ими распоряжаться. Такие деньги можно потратить на:

    • Медицинское обслуживание;
    • На образование;
    • В случаи чрезвычайного события в семье и т.д.

    Но главный минус в том, что само государство с 2014 до 2018 года приняло мораторий относительно накоплений граждан. Никто не может ими распоряжаться так, как хочет. И это немного обеспокоило граждан, ведь нет уверенности в том, что далее ситуация изменится.

    Именно поэтому, несмотря на большую прибыльность накопительной пенсии, все еще большая часть населения выбирает именно страховую пенсия. И пока это правильно, особенно в связи с высокими финансовыми рисками негосударственных пенсионных фондов.

    Кто имеет право выбора на пенсию?

    Может быть ситуация, когда пенсионер соответствует нескольким критериям, по которым назначаются разные виды пенсий. И люди ошибочно полагают, что они могут получать две пенсии. Но это абсолютное заблуждение. Например, если субъект может получать государственную социальную пенсию или страховую выплату, то он обязан сделать выбор в пользу одной. Правда, выбор субъект имеет сделать в пользу той, которая наиболее выгодна для него.

    Есть исключение из правил. По законодательству есть граждане, которым одновременно назначается сразу два вида пенсий. К этим гражданам относятся чернобыльцы.

    Люди, пострадавшие на ЧАЭС, получают возможность одновременно оформить следующие выплаты:

    1. Пенсия по инвалидности. Она может быть как страховой, так и государственной, выплачиваемой из бюджета федерации;
    2. Пенсия по старости. Она также может быть как страховой, так и государственной.

    Но в большинстве случаев, если человек получает пенсию по инвалидности, то с наступлением пенсионного возраста ему назначается уже пенсия по старости. Он обязан сделать выбор в пользу конкретного вида выплат.

    Такая же ситуация касается и всех льготных пенсий, которые назначаются за выслугу лет. Пока гражданин не достиг пенсионного возраста, то он получает пенсию от государства. Как только возраст достигнет пенсионного, то он должен сделать выбор в пользу одной выплаты: или по выслуге лет, или в связи с наступлением старости.

    Пенсионная реформа 2018/2019

    Рассматривая вопрос пенсионного выбора, нельзя не упомянуть о нововведениях, которые затронули данную сферу.

    Главная новость – это повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, а для мужчин – до 65 лет. Помимо изменения пенсионного возраста, людям предпенсионного возраста обещают большую социальную защиту, вплоть до освобождения от оплаты коммунальных услуг, бесплатный проезд и т.д.

    Время покажет, поскольку конечным годом реформирования должен стать 2028 год, то есть только через 10 лет можно полностью сказать об эффективности данных мероприятий.


    Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач.

    Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

    Пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

    Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

    Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

    - материальные и процедурные пенсионные отношения – по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

    - тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлению средствами этих фондов.

    Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения, может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике

    Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

    Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

    Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

    В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

    пенсий по возрасту;

    пенсий по инвалидности;

    пенсий по случаю потери кормильца;

    пенсий за выслугу лет;

    установления (назначения) пенсий.

    Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

    Понятие пенсии, виды пенсий

    Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

    Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам:

    1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; 3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

    Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: -

    - пенсии за выслугу лет;

    - пенсии по старости;

    - пенсии по инвалидности;

    Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: -

    - трудовая пенсия по возрасту;

    - трудовая пенсия по инвалидности;

    - трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

    Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

    Пенсия за выслугу лет

    Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет необходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач.

    Пенсия по инвалидности

    Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

    Пенсия по случаю потери кормильца

    Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец, и некоторых других обстоятельств.

    Пенсия по старости

    Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:

    - период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

    - период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

    - период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

    - период получения пособия по безработице;

    - период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

    - некоторые другие периоды.

    Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.

    Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

    Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

    особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

    особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);

    физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);

    географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

    осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).

    Читайте также: