Права представительств и филиалов негосударственных пенсионных фондов

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

22 ноября 2019 12:11


Застрахованные лица в системе обязательного пенсионного страхования должны владеть вопросами о своих пенсионных накоплениях, о негосударственных пенсионных фондах и о смене управляющей компании. Есть те, кто вовсе забывает, с каким страховщиком у них заключен договор на управление средствами пенсионных накоплений. Это важный вопрос, который касается каждого, особенно молодых.

Как и где можно узнать данную информацию?

Узнать о своих накоплениях, в том числе о страховщике можно, получив выписку из своего индивидуального лицевого счета на Портале госуслуг, через личный кабинет на сайте ПФР, мобильное приложение ПФР или обратившись в Клиентскую службу ПФР.

Что такое пенсионные накопления и из чего они формируются?

Пенсионные накопления – это средства, которые формируются за счет сумм страховых взносов работодателя, перечисляемых на накопительную пенсию работника в системе обязательного пенсионного страхования и дохода от их инвестирования.

Сегодня работодатели платят страховые взносы по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника, из них 6% тарифа - на формирование пенсионных накоплений, а 16% - на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

Пенсионные накопления формируются:

  • у работающих граждан 1967 года рождения и моложе – за счет страховых взносов работодателя, уплаченных с 2002 по 2013 года.
  • у граждан 1966 года рождения и старше - только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, или же за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. А если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.
  • у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Важно! С 2014 года по 2021 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, в размере тарифа 22% от фонда оплаты труда направляются на формирование страховой пенсии.

Как выбрать вариант пенсионного обеспечения: с накопительной или без?

В 2014 и 2015 годах каждый гражданин 1967 года рождения и моложе имел возможность выбрать для себя вариант пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

- формировать только страховую пенсию;

- формировать страховую и накопительную пенсию одновременно.

В зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование распределяется следующим образом:

Например: До 2014 года заработная плата работника составляет 25 000 рублей в месяц, работодатель направил на его пенсию сумму от фонда оплаты труда в размере: 25 000 рублей х 22% = 5 500 руб., в том числе по тарифу 6% от фонда оплаты труда 1500 рублей – на формирование накопительной пенсии.

Если застрахованное лицо примет решение формировать только страховую пенсию, то на нее будет направлены все 16% от фонда оплаты труда (4000 рублей).

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

Граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, могут в любой момент отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6 процентов страховых взносов на формирование только страховой пенсии.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, которые с 1 января 2014 года впервые начали трудовую деятельность. До 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период данные граждане вправе:

- заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном) переходе в негосударственный фонд;

- либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Как выбрать управляющую компанию (УК) или Негосударственный пенсионный фонд (НПФ)?

Всего в регионе открыто лицевых счетов на 414 тыс. зарегистрированных лиц, из которых у 147 тыс. формируются пенсионные накопления.

За 10 месяцев 2019 было принято на территории республики 98 заявлений о смене страховщика. По сравнению с 2017-2018 годами уменьшение втрое. Связано это с тем, что с 2019 года заявление о выборе страховщика (из ПФР в НПФ, из НПФ в ПФР, из НПФ в НПФ) можно подать только лично в территориальном органе ПФР, через законного представителя или через портал госуслуг.

Граждане вправе передавать средства пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику для инвестирования на финансовом рынке управляющими компаниями. Страховщиками являются:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации – инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию “Внешэкономбанк” и частные управляющие компании.
  • Негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

На сегодня всего действуют 18 управляющих компаний и 33 негосударственных пенсионных фондов.

А если средства находятся в негосударственном пенсионном фонде?

Если средства находятся в НПФ в выписке из индивидуального лицевого счета будет указано только в каком именно НПФ формируется накопительная пенсия, а также сумма средств пенсионных накоплений без учета инвестиционного дохода. Точную сумму пенсионных накоплений можно узнать, обратившись в свой Негосударственный пенсионный фонд.

А если средства находятся в государственной управляющей компании?

Если средства пенсионных накоплений формируются в государственной управляющей компании, то актуальную информацию о пенсионных накоплениях и результатах инвестирования можно узнать в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета по форме СЗИ-ИЛС, обратившись в территориальные органы ПФР, в многофункциональный центр, в личном кабинете на сайте ПФР, на Портале госуслуг и через приложение для смартфона “ПФР Электронные сервисы”.

В чем разница между УК и НПФ?

Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении управляющей компании (УК) или государственной управляющей компании (ГУК), то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР.

Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

На что нужно обращать внимание при смене страховщика?

Менять страховщика (ПФР или НПФ), управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР.

Если гражданин будет осуществлять смену страховщика (переход из ПФР в НПФ, НПФ в ПФР, или из НПФ в НПФ) чаще одного раза в пять лет, он может потерять инвестиционный доход, полученный предыдущим страховщиком. При этом если страховщиком гражданина является ПФР, смену управляющей компании или инвестиционного портфеля УК можно производить ежегодно без потери инвестиционного дохода.

Пример 1. Гражданин подавал заявление о переводе средств в НПФ в 2014 году. Заявление подлежит рассмотрению на следующий год, после его подачи. Его заявление было рассмотрено в 2015 году, в этом же году средства пенсионных накоплений были переданы в НПФ.

Следовательно, с этого года и нужно отсчитывать 5 лет. В нашем примере истечение 5 лет произойдет в 2019 году. Таким образом, именно в 2019 году гражданин может написать новое заявление на смену страховщика. Если это условие будет соблюдено, то потери инвестиционного дохода не будет. Если же он подаст заявление на переход в 2020 и заявление будет рассмотрено положительно в 2021 году, то гражданин потеряет доход за 2020 год.

Пример 2. Гражданка подавала заявление о переводе пенсионных накоплений в НПФ в 2012 году. Ее заявление было рассмотрено в 2013 году, в этом же году средства были переданы в управление выбранного НПФ. Следовательно, 5 лет у нее истекло в 2017 году. Наиболее выгодным годом для смены страховщика для нее был 2017 год. Если же она подаст заявление в 2019 году, то потеряет инвестиционный доход за 2018-2019 годы.

До какого срока и как можно подать заявление о смене страховщика?

С 2019 года подать заявления о смене страховщика (ПФР, НПФ) через портал госуслуг, на сайте ПФР или обратившись в территориальный орган ПФР можно будет в течение всего года, но не позднее 1 декабря текущего года.

Если застрахованное лицо до 1 декабря подал в территориальный орган ПФР заявление о смене страховщика, то он может не позднее 31 декабря отказаться от смены страховщика или заменить на другого. В этом случае он должен уведомить ПФР о своем окончательном решении до 31 декабря.

Если гражданин решил сменить страховщика, что ему необходимо для этого предпринять?

Если вы решили перейти из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ, то вам необходимо оформить два документа:

  • - в Пенсионный фонд России подать заявление о переходе;
  • - заключить с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

При переводе средств пенсионных накоплений из НПФ в ПФР или при смене управляющей компании достаточно только подать заявление в территориальный орган ПФР. Ваши документы будут рассмотрены до 1 марта года, следующего за годом подачи заявления. В срок до 1 апреля будет произведен перевод средств, а к концу апреля информация о переводе отразится в выписке из индивидуального лицевого счета.

Где можно получить информацию уровня доходности УК и НПФ?

Стоит ли гражданам остерегаться мошенников?

Бдительность необходимо проявлять всегда. Сотрудники Пенсионного фонда России никогда не ходят по квартирам и не предлагают оформление каких-либо документов и заявлений. Обращаем внимание граждан на то, что в качестве агентов НПФ могут выступать сотрудники кредитных организаций, страховых или кадровых агентств, салонов мобильной связи. Необходимо проявлять бдительность при открытии счета, оформлении кредитного договора или договора страхования, при покупке мобильного телефона или поиске работы и внимательно изучать все подписываемые документы. Недобросовестные агенты НПФ могут воспользоваться вашим доверием, паролем в Портал госуслуг, невнимательностью и перевести ваши пенсионные накопления. Необходимо помнить, что перевод средств в негосударственный пенсионный фонд, УК – это право, а не обязанность! Не поддавайтесь на уговоры агентов НПФ о том, что ваши пенсионные накопления, находящиеся в ПФР могут пропасть. Они инвестируются через управляющие компании и выплачиваются застрахованным лицам при достижении пенсионного возраста.

В таком случае гражданам заранее надо позаботиться о выплате своих пенсионных накоплений?

Да, особенно это касается граждан предпенсионного возраста, они должны заранее решить, где они намерены оформлять и получать накопительную пенсию. Если пенсионные накопления формируются в негосударственном фонде, то направлять пакет документов для назначения выплаты из средств пенсионных накоплений необходимо в этот НПФ.

Обращение за выплатой за счет средств пенсионных накоплений:

С 2019 года с учетом повышения пенсионного возраста принципиальных изменений в законодательстве о выплате пенсионных накоплений не произойдет. Они по-прежнему будут выплачивать женщинам и мужчинам, достигшим возраста 55 и 60 лет соответственно, даже, если они не будут еще пенсионерами.

Обратиться за выплатой из средств пенсионных накоплений (единовременная выплата, выплата накопительной пенсии, срочная пенсионная выплата, выплата правопреемникам) необходимо к страховщику, у которого формировались пенсионные накопления (ПФР или НПФ).

Если вы уже пенсионер, но ранее не обращались за выплатой пенсионных накоплений и вашим страховщиком является ПФР, то в этом случае можно обратиться с заявлением об установлении соответствующей выплаты либо через личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда России www.pfrf.ru, либо лично в территориальный орган ПФР, который назначил пенсию.

Если вы впервые обращаетесь за назначением пенсии, то может быть одновременно назначена страховая пенсия и определен вид выплаты за счет средств пенсионных накоплений. Заявления будут разные.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

  1. Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:
  • ü граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • ü граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца, либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Пример 3. Пенсионерка, которой исполнилось 50 лет в 2019 году, обратилась за назначением единовременной выплаты средств пенсионных накоплений. Размер страховой пенсии по старости на дату обращения составлял 14 000 рублей. Общая сумма средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета составляла – 200 000 руб.

Порядок расчета единовременной выплаты средств пенсионных накоплений следующий:

1) Определение размера накопительной пенсии по формуле:

где НП- размер накопительной пенсии;

ПН – сумма средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой пенсии по старости, которое в 2019 г. составляет 300 месяцев (25 лет).

НП = 200 000/300 = 666,66 руб. – это размер накопительной пенсии.

2) Определение общего размера страховой пенсии и накопительной пенсии:

14 000руб. размер страховой пенсии + 666,66 руб. размер накопительной пенсии = 14666,66 руб. - общий размер страховой и накопительной пенсий.

3) Определение доли накопительной пенсии в общем размере двух пенсий:

666,66 (накопительная пенсия) делится на 14 666,66 (общий размер страховой пенсии и накопительной пенсии) умножается на 100%= 4,5% - это доля накопительной пенсии.

В данном случае доля накопительной пенсии составила меньше 5 %, что дает право на назначение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

Пенсионерка получит единовременной выплатой средства пенсионных накоплений в сумме 200 000 рублей.

Если доля накопительной пенсии окажется больше 5%, то застрахованное лицо имеет право на назначение срочной пенсионной выплаты или накопительной пенсии.

  1. Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования накопительной пенсии, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии матери, и дохода от их инвестирования.
  1. Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2019 года – 21 год (252 месяцев). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 252 месяца.

Когда можно обратится за единовременной выплатой за счет средств пенсионных накоплений?

С 2015 года пенсионеру можно обратится за единовременной выплатой за счет средств пенсионных накоплений 1 раз в 5 лет. Если первый раз пенсионеру была назначена единовременная выплата до 2015 года, он может обратиться повторно, не дожидаясь истечения 5 лет. Если же после 2015 года, то повторная выплата осуществляется после истечения 5 лет.

Пример 4. Пенсионеру назначена единовременная выплата в 2014 году. При этом пенсионер является участником Программы государственного софинансирования накопительной пенсии и продолжает уплату добровольных страховых взносов на накопительную пенсию. Обратиться повторно за получением средств пенсионных накоплений он может в любое время. Так, если он обратится в 2019 году, то получит средства, накопленные с 2014 года по текущую дату. Если он и дальше продолжит уплату средств, то повторное обращение может быть не раньше 2024 года, т.е. на него уже будет распространяться 5 летний срок. Об этом важно помнить всем гражданам, которые продолжают формировать накопительную пенсию. Меняя страховщика пенсионных накоплений не чаще чем раз в 5 лет, вы сохраните инвестиционный доход и преумножите свои пенсионные накопления. Получить и проверить информацию о состоянии своего лицевого счета в ПФР можно в любое время, в любом месте через мобильное приложение «ПФР Электронные сервисы», в личном кабинете на сайте ПФР и в Портале госуслуг.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1553 “Об уполномоченных негосударственных пенсионных фондах, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение”

В соответствии с пунктом 9 статьи 36.36 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

критерии признания негосударственных пенсионных фондов уполномоченными Правительством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими досрочное негосударственное пенсионное обеспечение;

Правила ведения перечня уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение.

2. Установить, что уполномоченными Правительством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, признаются негосударственные пенсионные фонды, которые соответствуют критериям, утвержденным настоящим постановлением, и включены в перечень уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

осуществлять ведение перечня уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением;

размещать указанный перечень на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Критерии
признания негосударственных пенсионных фондов уполномоченными Правительством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими досрочное негосударственное пенсионное обеспечение
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1553)

1. Наличие у негосударственного пенсионного фонда не менее 10 лет опыта осуществления негосударственного пенсионного обеспечения.

2. Наличие у негосударственного пенсионного фонда опыта одновременного ведения не менее 50 тысяч именных пенсионных счетов в течение не менее 5 лет.

3. Наличие у негосударственного пенсионного фонда опыта одновременной выплаты негосударственных пенсий не менее 2500 пенсионерам в течение не менее 5 лет.

4. Отсутствие в течение не менее 2 последних лет деятельности негосударственного пенсионного фонда, предшествующих году подачи заявления о включении в перечень уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (далее - перечень), а также в течение года подачи такого заявления фактов применения в отношении негосударственного пенсионного фонда процедур банкротства.

Неприменение в отношении негосударственного пенсионного фонда, включенного в перечень, процедур банкротства в течение всего периода включения его в перечень.

5. Отсутствие в течение не менее 2 последних лет деятельности негосударственного пенсионного фонда, предшествующих году подачи заявления о включении в перечень, а также в течение года подачи такого заявления фактов введения в отношении негосударственного пенсионного фонда запрета на проведение всех или части операций, установленных статьей 34.1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах".

Отсутствие в отношении негосударственного пенсионного фонда, включенного в перечень, фактов введения запрета на проведение всех или части операций, установленных статьей 34.1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" в течение всего периода включения его в перечень.

6. Отсутствие у негосударственного пенсионного фонда актуарного дефицита, выявленного за 2 последних финансовых года, предшествующих году подачи заявления о включении в перечень.

Отсутствие в отношении негосударственного пенсионного фонда, включенного в перечень, актуарного дефицита в течение всего периода включения его в перечень.

7. Отсутствие у негосударственного пенсионного фонда недоимки по состоянию на последнюю отчетную дату, подлежащей уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

8. Наличие у негосударственного пенсионного фонда последнего по дате составления аудиторского заключения с немодифицированным аудиторским мнением, составленного по итогам ежегодного аудита отчетности.

9. Наличие у негосударственного пенсионного фонда действующей лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

10. Наличие у негосударственного пенсионного фонда имущества в размере не менее 80 миллиардов рублей.

11. Организационно-правовой формой негосударственного пенсионного фонда является акционерное общество.

Правила
ведения перечня уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1553)

1. Настоящие Правила определяют порядок включения негосударственных пенсионных фондов в перечень уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (далее - перечень), а также порядок исключения негосударственных пенсионных фондов из перечня.

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации формирует перечень в соответствии с критериями признания негосударственных пенсионных фондов уполномоченными Правительством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1553 "Об уполномоченных негосударственных пенсионных фондах, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение" (далее - критерии), на основании заявлений негосударственных пенсионных фондов о включении их в перечень. Перечень утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

3. Заявление о включении в перечень подается негосударственным пенсионным фондом в форме документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи".

К заявлению о включении в перечень негосударственный пенсионный фонд представляет документы (копии документов, сведения), подтверждающие его соответствие критериям (за исключением документов (копий документов, сведений), которые находятся в распоряжении Центрального банка Российской Федерации, органов государственной власти и подведомственных им организаций).

Негосударственный пенсионный фонд вправе представить документы (копии документов, сведения), которые подтверждают его соответствие критериям и которые находятся в распоряжении Центрального банка Российской Федерации, органов государственной власти и подведомственных им организаций, по собственной инициативе.

4. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критерию, предусмотренному пунктом 1 критериев, устанавливается на основании:

справки негосударственного пенсионного фонда, выданной в произвольной форме, подтверждающей наличие у негосударственного пенсионного фонда не менее 10 лет опыта осуществления негосударственного пенсионного обеспечения;

документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации.

5. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 критериев, устанавливается на основании заверенных единоличным исполнительным органом негосударственного пенсионного фонда копий специальной формы отчетности НПФ-Д с приложением копий документов, подтверждающих ее получение Центральным банком Российской Федерации (либо ее получение Федеральной службой по финансовым рынкам в период до передачи Центральному банку Российской Федерации полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков), и (или) документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации, и (или) сведений с официального сайта негосударственного пенсионного фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") либо размещенных в общедоступной системе раскрытия информации о деятельности фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, а также о регулировании указанных видов деятельности.

6. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критерию, предусмотренному пунктом 4 критериев, устанавливается на основании документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации и (или) государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов".

7. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критерию, предусмотренному пунктом 5 критериев, устанавливается на основании документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации.

8. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критерию, предусмотренному пунктом 6 критериев, устанавливается на основании копий актуарных заключений, заверенных единоличным исполнительным органом негосударственного пенсионного фонда, и (или) документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации, и (или) сведений, размещенных на официальном сайте негосударственного пенсионного фонда в сети "Интернет" либо размещенных в общедоступной системе раскрытия информации о деятельности фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, а также о регулировании указанных видов деятельности.

9. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критерию, предусмотренному пунктом 7 критериев, устанавливается на основании справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам у негосударственного пенсионного фонда, выданной Федеральной налоговой службой Российской Федерации по состоянию на первое число месяца, в котором подается заявление о включении в перечень.

10. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критерию, предусмотренному пунктом 8 критериев, устанавливается на основании копии аудиторского заключения, заверенной единоличным исполнительным органом негосударственного пенсионного фонда, и (или) документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации, и (или) сведений, размещенных на официальном сайте негосударственного пенсионного фонда в сети "Интернет" либо размещенных в общедоступной системе раскрытия информации о деятельности фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, а также о регулировании указанных видов деятельности.

11. Соответствие негосударственного пенсионного фонда критериям, предусмотренным пунктами 9-11 критериев, устанавливается на основании документов (сведений), выданных (представленных) Центральным банком Российской Федерации, и (или) сведений, размещенных на официальном сайте негосударственного пенсионного фонда в сети "Интернет" либо размещенных в общедоступной системе раскрытия информации о деятельности фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, а также о регулировании указанных видов деятельности.

12. Документы (копии документов, сведения), необходимые для проверки соответствия негосударственного пенсионного фонда установленным критериям, запрашиваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Центральном банке Российской Федерации, федеральных органах государственной власти и подведомственных им организациях, в государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и не представлены негосударственным пенсионным фондом, подавшим заявление о включении в перечень, по собственной инициативе.

13. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации также может осуществлять проверку соответствия негосударственного пенсионного фонда критериям, предусмотренным пунктами 2, 3, 6, 8-11 критериев, путем использования информации, размещенной на официальном сайте негосударственного пенсионного фонда в сети "Интернет".

14. Заявление о включении в перечень рассматривается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня поступления заявления, а также документов (копий документов, сведений), подтверждающих соответствие негосударственного пенсионного фонда, подавшего заявление, критериям.

15. По результатам рассмотрения заявления о включении в перечень, а также документов (копий документов, сведений), указанных в пунктах 4-13 настоящих Правил, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в зависимости от соответствия (несоответствия) негосударственного пенсионного фонда критериям принимает решение о включении (либо об отказе во включении с указанием причин отказа) негосударственного пенсионного фонда в перечень.

Основаниями для принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об отказе во включении негосударственного пенсионного фонда в перечень являются:

выявление факта несоответствия негосударственного пенсионного фонда критериям;

выявление факта недостоверности документов (копий документов, сведений), указанных в пунктах 4-13 настоящих Правил.

16. В целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии негосударственного пенсионного фонда, включенного в перечень, указанным критериям, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежеквартально, не позднее последнего числа последнего месяца квартала, осуществляется мониторинг показателей по каждому негосударственному пенсионному фонду, включенному в перечень, и их сопоставление с установленными критериями.

17. В случае подачи негосударственным пенсионным фондом заявления об исключении из перечня или несоответствия негосударственного пенсионного фонда, включенного в перечень, критериям, а также в случае выявления недостоверности документов (копий документов, сведений), указанных в пунктах 4-13 настоящих Правил, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления либо со дня выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии негосударственного пенсионного фонда критериям, а также выявления недостоверности представленных документов (копий документов, сведений), указанных в пунктах 4-13 настоящих Правил, принимает решение об исключении из перечня такого негосударственного пенсионного фонда.

Решение об исключении негосударственного пенсионного фонда из перечня вступает в силу с даты размещения соответствующей информации на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в сети "Интернет".

18. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в срок не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения перечня либо внесения в него изменений размещает его на своем сайте в сети "Интернет".

Обзор документа

В Закон о негосударственных пенсионных фондах (НПФ) внесены изменения, регламентирующие создание системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения для работников в связи с их занятостью на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки признаны вредными и (или) опасными.

В связи с этим утверждены критерии признания НПФ уполномоченными Правительством РФ на осуществление досрочного негосударственного пенсионного обеспечения. В их числе наличие у НПФ не менее 10 лет опыта осуществления негосударственного пенсионного обеспечения; наличие опыта одновременного ведения не менее 50 тыс. именных пенсионных счетов в течение не менее 5 лет; наличие у НПФ имущества в размере не менее 80 млрд руб. и др.

Организационно-правовой формой НПФ является АО.

Закреплен порядок ведения перечня таких НПФ. Перечень утверждается Минтрудом России и размещается на его сайте.

Определены процедура и сроки подачи заявления о включении в перечень (об исключении из перечня), его рассмотрения и принятия решения.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ ОТЛИЧИЯ

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является дополнительным видом обеспечения граждан пенсионного возраста. К его особенностям относится: добровольный характер уплаты взносов; возможность получать выплату без наличия страхового стажа; возможность назначения пенсионного обеспечения досрочно.

В отличие от обязательного пенсионного страхования в рамках негосударственного обеспечения можно выделить ряд преимуществ последнего: самостоятельно оплачивать взносы; устанавливать периодичность и срок выплаты; возможность расторгнуть договор и вернуть накопленные сбережения; наследовать правопреемниками в любое время.

Немаловажной отличительной чертой системы негосударственного пенсионного обеспечения является также отсутствие необходимости иметь определенное количество страхового стажа.

Согласно закона, «О негосударственных пенсионных фондах» договор должен содержать следующие пункты:

  • основные данные сторон (наименование, личные данные);
  • сведения о предмете договора;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок внесения пенсионных взносов;
  • вид пенсионной схемы;
  • положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
  • ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  • сроки действия и прекращения договора;
  • порядок и условия изменения или расторжения договора;
  • порядок решения споров;
  • реквизиты сторон.

КОРПОРАТИВНАЯ ПЕНСИЯ

Перечисление пенсионных взносов в НПФ, осуществляемое организациями в пользу своих сотрудников, называется корпоративным пенсионным обеспечением. Условия формирования такой пенсии отражаются страхователем в коллективном договоре, а также в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником.

Как правило, вкладчиком в данном случае является работодатель и за счет его средств происходит формирование корпоративной пенсии. Однако существуют варианты участия и самого работника в таких накоплениях. Учет взносов в таком случае ведется раздельно.

Плюсы корпоративного пенсионного обеспечения для работника очевидны, но и для работодателя участие в такой системе дает ряд преимуществ:

  • уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • увеличение рабочих мест для молодого поколения;
  • повышение лояльности сотрудников;
  • привлечение ценных кадров с рынка труда;
  • наличие приоритета при выходе на международные рынки и привлечении иностранных инвестиций.

КАК ПРОИСХОДИТ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ?

Непосредственно процесс дополнительного пенсионного обеспечения выглядит следующим образом:

  • Гражданин обращается в выбранный им НПФ для заключения договора, в соответствии с которым будет осуществляться уплата взносов, а позднее и выплата пенсии.
  • Специалисты фонда предлагают к рассмотрению несколько пенсионных схем.
  • По выбранному варианту пенсионной программы заключается соответствующий договор, где указываются все условия формирования дополнительной пенсии.
  • Осуществляется первый платеж согласно срокам выбранной схемы.
  • При достижении определенного возраста или выполнении иных условий, указанных в договоре, назначается выплата.

Стоит отметить, что гражданин может заключить договор дополнительного пенсионного обеспечения, как в пользу третьих лиц, так и в свою пользу. В последнем варианте он становится одновременно и участником и, соответственно, приобретает права и обязанности обоих сторон.

ПЕНСИОННЫЕ СХЕМЫ НПФ

Несмотря на большое разнообразие пенсионных схем, можно выделить несколько в зависимости от тех или иных параметров:

1 - От вида открываемого счета для учета накоплений:

  • солидарные (открытие счета в пользу группы определенных лиц) – в данном случае список участников фонда заранее известен, но в момент зачисления суммы не распределяются по каждому конкретному лицу. Так происходит весь период накопления, после чего в момент назначения пенсии открывается именной счет, и необходимая сумма переводится уже на индивидуальный счет;
  • индивидуальные (открытие именного счета) - такой подход подразумевает учет взносов и начисление дохода по индивидуальной схеме.

2 - От срока пенсионных выплат:

  • срочные - выплачиваются в течение срока, предусмотренного договором;
  • пожизненные - уплата происходит с момента наступления оснований и продолжается всю жизнь.

Единственное ограничение данной схемы может быть связано с исчерпанием средств на счете участника.

3 - От числа вкладчиков:

  • с единственным лицом , уплачивающим взносы - им может быть страхователь или физическое лицо;
  • паритетные схемы - подразумевают участие в накоплении и работодателя, и сотрудника.

При этом можно выделить два общих правила, применяемых к пенсионным схемам:

  • возможность в любой момент расторгнуть договор и получить выкупную сумму;
  • наличие у вкладчика права изменить существующий вариант пенсионной программы.

ДОГОВОР ДОСРОЧНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основным условием выплаты негосударственной пенсии является наличие специальной оценки условий труда, по результатам которой эти условия будут приняты вредными и опасными. По итогам проведения такой оценки может быть установлен один из четырех классов опасности:

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

Последние два варианта обязывают работодателя обеспечить своим сотрудникам право на досрочное пенсионное обеспечение:

  • в форме обязательного пенсионного страхования
  • или негосударственного обеспечения.

Содержание договора досрочного НПО так же, как и состав его участников, и требований, предъявляемых к ним, идентичен обычному пенсионному договору, заключаемому с негосударственным фондом. Последние также предлагает различные варианты пенсионных программ на выбор.

Но стоит отметить, что размер взноса, уплачиваемого ежемесячно, напрямую зависит от класса условий труда:

  • при вредном классе он не может быть ниже 2 % от уровня дохода сотрудника;
  • при опасном классе — не ниже 4 % всех выплат и вознаграждений работника.

Для того, чтобы стать участником досрочного НПО гражданину необходимо выбрать один из следующих вариантов:

  • включение в трудовой договор пункта о присоединении к пенсионной программе;
  • или заключение отдельного соглашения с работодателем.

КАК ПОЛУЧИТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ?

Для получения негосударственной пенсии необходимо выполнение двух условий:

  • наступление пенсионных оснований, предусмотренных договором;
  • наличие заявления от участника о выплате ему пенсионного обеспечения.

Выплата негосударственной пенсии осуществляется ежемесячно в рублях путем перечисления на расчетный счет получателя согласно реквизитам открытого им вклада или по номеру пластиковой карты.

В некоторых фондах предусмотрена индексация первоначальной суммы пенсии в зависимости от величины дохода, полученного фондом за предыдущий год.

РАЗМЕР И УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ

Размер негосударственной пенсии устанавливается по одному из двух вариантов:

  • определяется самостоятельно вкладчиком при составлении договора;
  • рассчитывается фондом на момент назначения выплаты.

При первом варианте размер выплаты напрямую зависит от выбранной пенсионной схемы. В таком случае эта сумма не может быть ниже установленной договором при условии выполнения всех его условий к данному моменту.

При втором варианте сумма к выплате рассчитывается, исходя из накопленных к моменту выхода на пенсию денежных средств на индивидуальном счете путем ее деления на количество лет, определяющих период дожития, согласно действующего законодательства. Для получения ежемесячной суммы необходимо результат разделить на количество календарных месяцев в году.

При изменении персональных данных или смены реквизитов получателя пенсии необходимо своевременно уведомлять НПФ о данных обстоятельствах во избежание задержек выплаты.

Следует учитывать, что негосударственных пенсионных фондов сейчас существует значительное число. Многие из которых, по сути, являются завуалированными финансовыми пирамидами. Как показывает юридическая практика, граждане часто подписывают договора с фондами, будучи введенными в заблуждение сотрудниками банков, обещающими, что так легче получить кредит. Либо в офисах фальшивых потенциальных работодателей, которые во время записи на собеседование сразу же предупреждают, чтобы соискатель взял с собой СНИЛС.

МЫ ГОТОВЫ ПРЕДЛОЖИТЬ ВАМ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ПОМОЩИ:

В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Расторжение договора с НПФ

Расторжение договора с НПФ, если вы подписали его, будучи введенным в заблуждение.

Экспертиза договора с НПФ

Экспертиза договора, предложенного НПФ с указанием всех возможных «подводных камней» и рисков.

Правовое заключение

Правовое заключение с проектом договора, и перечнем положительно зарекомендовавших себя НПФ, если вы в процессе выбора.

Выезд на переговоры в НПФ

Выезд на переговоры в НПФ, при возникновении разногласий сторон.

В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Подача искового заявления

Подготовим и подадим исковое заявление в суд.

Подача искового заявления с представительством

Подготовим и подадим исковое заявление в суд. Наш представитель разово выйдет в суд для защиты ваших интересов.

Решение «под ключ»

Полное представление интересов работника в суде до вынесения решения по делу, в не зависимости от количества выходов в суд и количества подготовленных необходимых документов.

Читайте также: