Сравнительный аспект пенсионного обеспечения по новому законодательству

С 1 января 2020 года в пенсионном законодательстве произошел ряд изменений, коснувшихся всех участников системы обязательного пенсионного страхования.

НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ

Для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюдение ряда требований. В 2020 году право на пенсию дает наличие:

- не менее 11 лет стажа;
- не менее 18,6 индивидуального пенсионного коэффициента.

В 2019 году началось постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Переход к новым параметрам происходит постепенно и завершится в 2028 году. Несмотря на то, что с 2020 года пенсионный возраст вырос еще на год, а общее увеличение составило уже два года, пенсии, как и в прошлом году, назначаются на шесть месяцев позже прежнего пенсионного возраста. В текущем году право на страховую пенсию будут иметь женщины, родившиеся во втором полугодии 1964 года, – в 55 лет 6 месяцев и мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959, – в 60 лет 6 месяцев.

Ежегодно количество стажа и пенсионных коэффициентов будет увеличиваться, пока не станет равным 15 и 30 соответственно.

Для назначения пенсии по инвалидности возраст не имеет значения, так как она оформляется с момента установления инвалидности.

При назначении страховой пенсии по старости пенсионные коэффициенты, начисленные за каждый год страхового стажа, суммируются и умножаются на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленную на день назначения пенсии. В 2020 году стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента составляет 93 рубля.

Стоит отметить, что для многих россиян назначение пенсии осталось в прежних возрастных границах. В первую очередь это относится к людям, имеющим льготы по досрочному выходу на пенсию. Например, спасателям, водителям общественного транспорта и другим работникам, занятым в тяжелых, опасных и вредных условиях труда. Работодатели уплачивают за них дополнительные взносы на пенсионное страхование. Большинство таких работников, как и раньше, выходят на пенсию в 50 или 55 лет в зависимости от пола.

Досрочный выход на пенсию также сохранился у педагогов, врачей и представителей некоторых творческих профессий, которым выплаты назначаются не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой̆ выслуги лет. Пенсия при этом назначается с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста, который начинает действовать с момента приобретения выслуги лет по профессии. Например, школьный учитель, выработавший в апреле 2020 года необходимый педагогический стаж, сможет выйти на пенсию в соответствии с переходным периодом через полтора года, в октябре 2021.

Уточнить эту информацию и направить заявление на назначение пенсии можно как в «Личном кабинете гражданина» на официальном сайте ПФР или на портале госуслуг, так и при личном обращении в территориальные органы Пенсионного фонда или в МФЦ.

В Еврейской автономии в 2020 году на пенсию выйдут 634 гражданина.

ПОВЫШЕНИЕ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ

Ежегодно Пенсионный фонд России проводит индексацию страховых пенсий неработающих пенсионеров. 2020 не стал исключением. С 1 января страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличились на 6,6%. После индексации средний размер пенсии в Еврейской автономной области вырос до 15 219 рублей.

Выросли и такие составляющие страховой пенсии, как фиксированная выплата и стоимость пенсионного коэффициента. Теперь их размер составляет 5 686,25 рубля и 93 рубля соответственно.

Увеличение размера пенсии у каждого пенсионера было индивидуальным. Чем выше приобретённые у гражданина в течение трудовой жизни пенсионные права (стаж, заработок, страховые взносы, количество пенсионных коэффициентов), тем больше размер страховой пенсии и, следовательно, сумма прибавки к ней после индексации.

На сегодняшний день в Еврейской автономной области проживает свыше 46 тысяч пенсионеров.

МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ

В 2020 году владельцев материнского (семейного) капитала ждут серьезные изменения. Прежде всего, материнский капитал был проиндексирован на 3% и в 2020 году его размер составил 466 617 рублей. На такой же процент была увеличена и сумма остатка средств материнского капитала у тех владельцев сертификата, которые ранее частично воспользовались его средствами по одному из направлений.

С начала действия государственной программы по поддержке семей в Еврейской автономной области сертификаты на материнский капитал получили более 12 тысяч семей.

Направления использования материнского капитала остаются те же:

  • улучшение жилищных условий семьи;
  • образование детей;
  • формирование накопительной пенсии матери;
  • приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество;
  • получение ежемесячной выплаты.

Серьезные изменения коснулись тех владельцев сертификатов на материнский (семейный) капитал, кто получает ежемесячную выплату или планирует выбрать это направление.

Напомним, ежемесячная выплата полагается тем семьям, в которых второй ребенок родился (был усыновлен) после 1 января 2018 года. С 1 января 2020 года по закону право на получение выплаты имеют семьи, в которых среднедушевой доход не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе за II квартал 2019 года. В автономии это 30507 рублей 66 копеек. Помимо этого, ежемесячная выплата из средств материнского капитала будет осуществляться до достижения ребенком трех лет.

Изменения коснулись и правил подачи заявления. С 1 января 2020 года заявление о назначении выплаты подается до достижения ребенком возраста 1 года, двух лет, а затем до достижения трех лет.

За назначением ежемесячной выплаты можно обращаться в клиентские службы ПФР или МФЦ, а также возможно подать заявление в электронном виде через Личный кабинет на сайте ПФР или через сайт госуслуг. Если обратиться за выплатой в первые шесть месяцев, то она будет установлена с даты рождения ребенка, если обратиться позднее, то выплата будет назначена с даты подачи заявления.

В 2020 году размер ежемесячной выплаты из средств материнского капитала составляет в Еврейской автономии 14869,63 рублей. Новый размер выплаты равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в области за II квартал 2019 года.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ»

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации с 2020 года подлежат изменениям условия предоставления материнского (семейного) капитала и его размер.

При рождении в семье первого ребенка с 1 января 2020 года семья получит право на материнский капитал в установленном на 2020 год размере – 466 617 рублей. Если в дальнейшем в этой семье родится второй ребенок, семья получит дополнительно 150 000 рублей.

Таким образом, размер материнского (семейного) капитала в 2020 году составляет:

  • 466 617 рублей - для семей, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей возникло до 1 января 2020 года;
  • 466 617 рублей - для семей, у которых, начиная с 1 января 2020 года, родился (был усыновлен) первый ребенок;
  • 616 617 рублей - для семей, в которых в 2020 году родился (был усыновлен) второй ребенок;
  • 616 617 рублей - для семей, в которых, начиная с 1 января 2020 г., родился (был усыновлен) второй ребенок или последующие дети и право на дополнительные меры государственной поддержки до 1 января 2020 г. не возникло.

Кроме того, действие программы материнского капитала будет продлено до 31 декабря 2026 года.

Изменения механизма выплаты материнского капитала требуют внесения поправок в закон “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”, которые в настоящее время готовятся Министерством труда и социальной защиты РФ и Пенсионным фондом РФ для внесения в Правительство Российской Федерации.

ЭЛЕКТРОННАЯ ТРУДОВАЯ КНИЖКА

С 2020 года в России вводятся электронные трудовые книжки. Переход на цифровые трудовые книжки предусмотрен поправками в действующее законодательство.

Цифровая трудовая книжка обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учета. Переход на электронные трудовые книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.

Работодателям предстоит в течение 2020 года провести работу по изменению локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность организации, внести изменения в соглашения и коллективные договоры.

Работодатель должен будет до 1 июля 2020 года уведомить работников в письменной форме об изменениях законодательства, связанных с формированием сведений об их трудовой деятельности в электронном виде.

Граждане в течение 2020 года смогут подать заявление работодателю в произвольной форме о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде. В первом случае работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Во втором случае, если гражданин подал заявление о ведении электронной трудовой книжки, трудовая книжка на бумажном носителе не ведется, а выдается работнику на руки с записью о подаче заявления о ведении сведений о трудовой деятельности.

Для граждан, кто впервые устроится на работу с 2021 года, все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.

С 2020 года сведения о трудовой деятельности предоставляются в ПФР работодателями ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Начиная с 1 января 2021 года данные сведения в случаях приема на работу или увольнения предоставляются не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего документа, являющего основанием для приема на работу или увольнения.

Просмотреть сведения электронной книжки можно будет в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России, на портале Госуслуг или через соответствующие приложения для смартфонов.

При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить ее сможет работодатель (по последнему месту работы), Пенсионный фонд или многофункциональный центр. Услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.

Электронная трудовая книжка сохраняет весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке.

ПОВЫШЕНИЕ РЯДА СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ С 1 ФЕВРАЛЯ

На 3% повысилась ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), которую в Еврейской автономной области получают более 14 тысяч человек, пользующихся правом на федеральные льготы. К таким людям относятся инвалиды, ветераны боевых действий, лица, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза и России, а также Герои Социалистического Труда и некоторые другие лица.

При оформлении выплаты нужно учитывать, что если гражданин имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, которое предусматривает более высокий размер выплаты. А если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким федеральным законам, ему предоставляется ЕДВ по одному из оснований по выбору гражданина.

Для каждой категории граждан установлен определенный размер ЕДВ.

Индексации подвергся и входящий в состав ежемесячной денежной выплаты набор социальных услуг (НСУ).

Стоимость набора социальных услуг составит 1155,06 руб. в месяц, в том числе:

  • обеспечение лекарственными препаратами – 889,66 руб.;
  • предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний – 137,63 руб.;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 127,77 руб.

Помимо этого, с февраля увеличилось пособие на погребение, которое Пенсионный фонд выплачивает родственникам умершего неработавшего пенсионера. Проиндексированный размер выплаты без учета районного коэффициента составил 6 124,86 рубля.

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Грядущий 2021 год станет еще одним этапом пенсионной реформы. О том, как изменится возраст выхода на пенсию, я рассказывала совсем недавно (график повышения пенсионного возраста представлен здесь ).

Но на этом, увы, все новшества не заканчиваются. Изменятся и правила начисления пенсий — и это коснется не только будущих пенсионеров, но и тех, кто уже получает пенсию. Расскажу о трех главных изменениях.

1. Стажа и баллов для пенсии потребуется больше

К сожалению, все чаще люди сталкиваются с этой проблемой: ПФР отказывается назначать человеку страховую пенсию по старости, даже если он достиг нужного пенсионного возраста, но у него не хватает стажа или пенсионных баллов.

В 2021 году эта планка повышается: для страховой пенсии по старости потребуется подтвердить не менее 12 лет стажа и 21 балла. Это касается всех, у кого пенсионный возраст наступает в следующем году.

До конца этого года им стоит посмотреть в своей выписке из ПФР, сколько накопилось на их лицевом счете индивидуальных пенсионных коэффициентов (это официальное название пенсионных баллов).

Если их не хватает до 21-го, до конца года можно уплатить в ПФР добровольные страховые взносы — тогда в следующем году недостающие баллы поступят на счет и отказа в пенсии удастся избежать.

Иначе придется ждать пенсии еще год, как минимум (т. к. добровольные взносы учитываются только в следующем году — см. подробнее здесь ).

2. Пенсионные баллы подорожают, но заработать их станет сложнее

Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2021 год принят Госдумой в 1-м чтении. Согласно этому документу индексация страховых пенсий с января запланирована на 6,3%.

Это значит, что один пенсионный балл будет стоить 98,86 рублей. А фиксированная выплата (которая добавляется к страховой пенсии) составит 6 044,48 рубля. Таким образом, зная сумму баллов, можно легко посчитать размер своей пенсии после индексации.

Однако тем, кто работает, будет сложнее получить в следующем году на свой лицевой счет хотя бы ту же сумму пенсионных баллов, что и в этом году.

Дело в том, что повышается величина, на основе которой рассчитываются пенсионные баллы (она называется «предельная величина базы для исчисления страховых взносов»).

Согласно проекту, представленному Минфином РФ, в 2021 году эта величина составит 1 465 000 рублей (что почти на 13% больше, чем в 2020 году).

Сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет работника за календарный год, делится на 16% от предельной величины базы на тот же год — и умножается на 10. Получаем сумму пенсионных баллов, заработанных за один год.

Поскольку предельная величина базы используется в формуле в качестве делителя, ее повышение приводит к уменьшению итогового результата.

Иными словами, при том же самом заработке в 2021 году работнику начислят меньше пенсионных баллов, чем в текущем 2020 году — т. е. зарабатывать баллы станет сложнее.

3. Многим нельзя будет перейти на другую пенсию

Нужно учитывать, что в 2021 году повысится возраст не только для назначения пенсии по старости, но и для перехода на другие виды пенсии.

В частности, инвалиды автоматически переводятся на страховую пенсию по старости с момента достижения ими пенсионного возраста.

Но возраст повысился и для них: в 2021 году инвалида переведут на страховую пенсию по старости, если ему исполнится 61,5 год (мужчине) или 56,5 лет (женщине), при условии, что у него будет 12 лет стажа и 21 балл.

В противном случае он так и останется на пенсии по инвалидности. Особенно это невыгодно инвалидам 3-ей группы, так как их пенсия отстает от страховой пенсии по старости, как минимум, на 3 000 рублей (из-за разницы в фиксированной выплате — ст. 16 Закона 400-ФЗ).

Перейти на пенсию супруга в 2021 году, увы, не смогут женщины моложе 56 лет и мужчины моложе 61 года. Причина все та же — повышение пенсионного возраста.

Для перехода на пенсию по потере кормильца (т. е. супруга) пенсионный возраст в 2020 году вырос на 2 года, а в 2021 году он повышается уже на 3 года.

А о том, как перейти на более выгодную пенсию, можно почитать здесь .

Нововведения в пенсионном законодательстве в 2020 году связаны прежде всего с проводимой в Российской федерации пенсионной реформой. Изменения касаются нескольких направлений и затрагивают как сферу пенсионного обеспечения, так и сроков выхода на заслуженный отдых.

Основные изменения в пенсионном законодательстве с 1 января 2020 года в России

законодательстве с 1 января 2020 года в России Основные изменения в пенсионном законодательстве предусмотрены №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Закон содержит нововведения и изменения других законов, регулирующих пенсионные правоотношения. Среди них ФЗ регламентирующие сферу: Занятости населения. Социальной защиты. Пенсионного обеспечения. Пенсионного страхование. Пенсионной накопительной системы.

Реформа носит комплексный характер и поэтому изменения коснулись практически всего пенсионного законодательства. Кроме уже принятых и вступивших в силу норм, правительством и Государственной думой разрабатывается ряд нововведений, связанных с разрешением возникших проблем по реализации первого этапа реформ.

Пенсионная реформа в России Пенсионная реформа в первую очередь затронула изменения в законодательстве, регулирующем сроки выхода на пенсию. Так после завершения переходного периода к 2028 году пенсионный возраст у мужчин будет равен 65 лет, а у женщин 60 лет. Если сравнивать с другими странами, то показатель достаточно низкий.

Переходный период включает изменения в графике выхода на заслуженный отдых в первые два года действия реформы. И в 2019 и 2020 годах повышение возраста будет составлять полгода, а не как изначально планировалось один год Законодательством предусмотрены возрастные корректировки выхода на пенсию, так для получателей: страховых пенсий установлен перечень лиц, которые имеют право выйти на залуженный отдых по старому законодательству, то есть досрочно по-новому, среди них работники чей труд связан с риском или осуществляется в тяжёлых условиях; «северных» пенсий, предусмотрено повышение пенсионного возраста на пять лет, но по сравнению с общим показателем он будет ниже, так для мужчин тружеников Крайнего севера и приравненным к нему территорий – 60 лет, для женщин 55 лет;

служащих государственных и муниципальных органов срок выхода на пенсию увеличен по сравнению с общим на три года для женщин. Увеличен возраст и для получателей социальной пенсии по старости. В 2020 году лица у которых нет трудового стажа или он не соответствует минимально установленному для получения страховой пенсии, государственное пособие будет выплачиваться с 70 лет для женщин и 75 для мужчин.

Изменения в повышении пенсионного возраста для женщин

Первоначально пенсионный возраст для женщин должен был быть увеличен на 8 лет, то есть возможность выйти на заслуженный отдых наступала с 63 летнего возраста. Не коснётся увеличение пенсионного возраста для женщин:

Трудящихся в текстильной промышленности, а также работающие в условиях повышенной интенсивности и работах, связанных с тяжелой физической нагрузкой. Родивших (усыновивших) и воспитавших 3 и более детей. Имеющих трудовой стаж 37 и более лет. Имеющим стаж работы в условиях Крайнего севера и приравненных к ним территорий, при наличии 2 детей. Матерей ребенка (детей) инвалидов. Имеющих инвалидность 1 группы.

Женщины могут оформить пенсию на два года раньше общеустановленного срока в случае потери работы и при условии отрицательного результата постановки на учёт в центр занятости. Несмотря на то, что новым законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность работодателей за необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста, проблема трудоустройства таких граждан. По этой причине Правительству РФ поручено разработать подзаконные нормативные акты, облегчающие реализацию права женщин предпенсионного возраста на трудоустройство.

Последние новости из Госдумы

Внедрение изменений коснулись не только пенсионного возраста, а и системы выплат и начислений пенсионного обеспечения. На 2020 год предусмотрен второй этап пенсионной реформы, связанный с пересмотром системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Внести изменения планировалось в 2019 году и по словам главы Министерства финансов и первого вице-премьера законопроект давно готов и находится на рассмотрении в Государственной Думе. Суть реформы заключается в пересмотре системы отчислений. Правительство предлагает позволить работнику самому определять размер отчислений. Сейчас идет обсуждение каким образом будут производиться отчисления. Заместитель председателя Комитета Совета Федераций по социальной политике Елена Бибикова пояснила: «Индивидуальный пенсионный капитал предлагает, чтобы из зарплаты каждого человека, который подходит под накопительную систему по возрасту, удерживался определённый процент. Не начислялся сверх зарплаты за счёт работодателя, а именно удерживался из зарплаты сотрудника»

Повышение пенсии для неработающих пенсионеров Кроме повышения пенсионного возраста и пересмотра накопительной системы изменения пенсионного законодательства предусматривают и повышение пенсионного обеспечения. Повышение регламентировано №350-ФЗ, а средства на выплаты предусмотрены принятым ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года». Увеличение выплат будет производиться ежегодно с 1 января. Так в 2019 году пенсии неработающим пенсионерам были повышены на 7,05%. В следующем 2020 году размер пенсионного обеспечения вырастет еще на 6,6 %. И по данным, что размещены на официальном сайте Государственной думы средняя пенсия по стане в 2020 году составит 16 284 рубля.

Индексация пенсий работающим пенсионерам С 2016 года для работающих пенсионеров действует мораторий на повышение размера пенсионного обеспечения и в 2020 году изменений не предусмотрено. Также и не предусмотрена отмена пенсий для таких лиц. Однако пенсионное обеспечение таких лиц вырастет за счёт других регламентированных изменениями в законодательстве механизмов. Повышение пенсий связано с ежегодным перерасчётом пенсионного обеспечения 1 августа поскольку работающий пенсионер продолжает отчислять в пенсионный фонд страховые взносы, по пока еще действующей накопительной системе. Приблизительная сумма надбавки в 2020 году составит 300 рублей. Кроме этого работающие пенсионеры имеют право на льготы и региональные надбавки наравне с неработающими.

Изменения пенсии госслужащим Пенсионная реформа для государственных служащих началась в 2017 году в связи с принятием №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан». Закон предусматривает:

увеличение трудового стажа на государственной службе до 17 лет в 2020 году; увеличение возраста выхода на пенсию в 2020 году для женщин в 57 лет и для мужчин 62 года;

При этом с 2017 года размер пенсии государственных служащих составляет от 45% до 75% от заработной платы и зависит от длительности трудового стажа на государственной службе. Перечень должностей, что относятся и приравниваются в такой службе установлен Указом Президента от 20.09.2010 №1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».

Изменения обеспечения в 2020 году для лиц получающих военные пенсии.

Особенностью пенсионного обеспечения лиц получающих военную пенсию связана с тем, что её размер привязан к величине денежного довольствия военного (ДДВ). Согласно планам правительства и законодателя, военная пенсия должна составлять 100% от ДДВ. Однако по состоянию на 2019 её размер составляет 73,68% ДДВ и в 2020 году она будет проиндексирована на 5,8%.

Изменениями в законодательстве для бывших военных предусмотрено право на получение второй – гражданской пенсии, для её получения достаточно иметь стаж трудовой деятельности в гражданской сфере 9 лет и 13,8 баллов. Такая пенсия в 2020 году будет проиндексирована на 6,6 % как и у всех неработающих пенсионеров.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 23.03.2017 2017-03-23

Статья просмотрена: 4586 раз

Библиографическое описание:

Клименко, А. В. Пенсионная система России и зарубежных государств: сравнительно-правовой анализ / А. В. Клименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 406-409. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40974/ (дата обращения: 06.12.2020).

Пенсионная система — одна из ключевых тем права социального обеспечения. Целью данной статьи является рассмотрение и сравнительно-правовой анализ пенсионной системы России, Швеции и Индии в рамках понятия пенсионной системы, реализации прав граждан на пенсию, роль государства в регулировании пенсионных выплат. Актуальность данной темы обусловлена тем что пенсионная система вне зависимости от страны является важнейшим социальным гарантом каждого гражданина и общества в целом.

Энциклопедический словарь дает нам следующее определение: «Пенсия (от лат. pensio — платеж) денежное обеспечение, получаемое гражданами из пенсионных, страховых и иных фондов по окончании работы, при достижении определенного возраста» [1]. Исходя из данного понятия определим, что же такое пенсионная система. Пенсионная система — это система, гарантирующая гражданам, вышедшим на пенсию и потерявшим трудоспособность, достойную жизнь посредствам пенсии и других денежных выплат. Основным механизмом реализации этой системы является государство, которое посредствам «пенсионного обеспечения» выполняет свою обязанность.Пенсионное обеспечение — форма материального(денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях [2]. Важно сказать, что данный вид социального обеспечения, его размер напрямую связан с уровнем экономического развития конкретной страны, приоритетами финансирования, государственной политикой.

В данной статье, рассматривая понятие «пенсионное обеспечение» как экономическая категория, его можно обозначить как составляющую национального дохода, направленную на cохранение, поддержание и развитие достойного уровня жизни нетрудоспособных членов общества.

В современном обществе распространено мнение, что российская пенсионная система не является достаточно ориентированной на содержание достойного уровня жизни нетрудоспособной части населения. Но так ли это? Для того чтобы полностью раскрыть данный вопрос, необходимо более подробно рассмотреть пенсионную систему России, Швеции и Индии.

Пенсионная система России берет своё начало с времен СССР. В то время размер пенсии совершенно не зависел от размера заработной платы и стажа работы, не существовало индексации выплат. Основными источниками финансирования являлись общественные фонды потребления, которые складывались из средств государственного бюджета и отчислений предприятий. В связи с нестабильным положением государства в области финансов уровень жизни нуждающихся стал заметно ухудшаться, необходимо было срочно реформировать пенсионную систему.

В рамках данных событий государство принимает ряд мер, направленных на стабилизирование денежных выплат:

‒ Принятие Закона от 20.11.1990 N 340–1 «О государственных пенсиях в РСФСР»

‒ Создание в 1992году Пенсионного фонда РСФСР

Политика Пенсионного фонда была направлена на государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение. Появляется новейшая система финансирования и выплаты пенсий — за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. Расширяется перечень видов пенсий: [3]

‒ по старости (по возрасту) — раздел II Закона,

‒ по инвалидности — раздел III Закона,

‒ по случаю потери кормильца — раздел IV Закона,

‒ за выслугу лет — раздел V Закона.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия (раздел VIII Закона). Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

Однако в 1990-е годы политика государства была больше направлена на формирование и развитие рыночной экономической системы, чем на вопросы социального обеспечения граждан. В следствие этого произошёл кризис пенсионной реформы, на который сказались рост инфляции, дефицит бюджета Пенсионного фонда. Долг Правительства перед населением рос, постоянно проводились безуспешные попытки его погашения. И только в 2000-х годах формируется Национальный совет при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе, функционирующий на основании накопительных и условно-накопительных принципов пенсионной системы.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» даёт перечень видов пенсий и лиц, имеющих на них право.


Рис. 1. Виды пенсий в Российской Федерации

Обязательными условиями возникновения права на пенсию по старости являются [4]:

‒ достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;

‒ наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений.

Своё начало пенсионная система Швеции берет в 1913 г. и становится одним из первых и основополагающим примером всеобщего социального страхования. Она основывается на принципе достаточной экономической защищенности каждого гражданина страны. Современная система была принята парламентом в 1998г., а полностью вступила в силу в 2003г. Она предполагает 3 вида пенсий: всеобщая, трудовая и гарантированная.

Всеобщая пенсия состоит из двух частей: пенсии, основанной на доходах и премиальной пенсии. Ежегодно 16 % от заработной платы и других налогооблагаемых выплат отчисляется на пенсионный счет для будущей пенсии, основанной на доходах. Ее величина зависит от заработка пенсионера, а также от развития общественных финансов страны в целом [5].

Трудовая пенсия начисляется из расчёта пенсии по возрасту, страховки на случай смерти супруга и медицинской страховки. Величина трудовой пенсии зависит от сферы работы; студенты и безработные не получают никакой пенсии [там же].

Гарантированная пенсия является гарантом социальной поддержки абсолютно всех граждан Швеции, не имеющих трудового стажа, но достигших 65 лет и проживающих в Швеции не менее 40 лет.

Пенсионный возраст одинаков для мужчин и женщин и составляет 65 лет. Отсутствует наличие определенного стажа для возникновения права на пенсию, он только влияет на размер выплаты.

Существенно иная пенсионная система существует в Индии. В настоящее время можно сказать, что это одна из слабейших стран в области социального обеспечения, которое является гарантом нетрудоспособного населения на защиту от нищеты. С чем же это связано?

Размер пенсии напрямую связан с родом деятельности гражданина. Все потенциальные пенсионеры здесь делятся на три группы — госслужащие, которые включены в обязательную пенсионную программу, военные и все остальные, чьи пенсии зависят от работодателя. В связи с тем, что большинство индийцев заняты в «неорганизованном секторе», т. е. рабочие в мелких официально незарегистрированных предприятиях; крестьяне, которые работают в частном секторе; либо занимаются ремеслом отчисления от заработной платы не ведутся. Поэтому основными источниками пенсии в Индии являются собственный бюджет семьи и малочисленные социальные программы. Например, распределение продуктов питания по субсидированным ценам. Основные продукты питания распределяются по месту жительства через государственные магазины. Государство закупает зерно и другие продовольственные товары по установленным ценам и реализует через магазины «справедливых цен». Безусловно, это большое подспорье для малоимущих слоев населения индийского общества [6].


Рис.2 Индийский пенсионер

Возраст выхода на пенсию варьируется в зависимости от штата. Правящая конгрессистская коалиция собирается повышать возраст с 60 до 62 лет.

Итак, на основе вышеперечисленного можно провести сравнение по следующим основаниям: возраст выхода на пенсию, необходимый размер трудового стажа, государственные гарантии лиц, не имеющих трудового стажа (таблица 1).

Читайте также: