Статья 3 пенсионного закона комментарий

Одной из основных отмазок ПФ при отказе включать те или иные периоды иной общественно полезной деятельности зачастую являются пункт 3 и пункт 4 статьи 30 №173-ФЗ и по правде сказать я сам еще не до конца могу разложить по полочкам эти два пункта: 3 и 4 №173-ФЗ .

Но я печенкой чую что в этих пунктах скрыт какой то подвох, попробуем разобраться.

С одной стороны все доводы которые в защиту этих пунктов (якобы все надо рассчитывать в соответствии с этими пунктами) пытаются привести работники ПФ, выглядят убедительно но с другой стороны они достаточно запутанно выглядят и легко опровергаются.

ПФ и их союзники утверждают что по пункту 3 все периоды считаются в календарном порядке и только по пункту 4 в льготном.

  • Но во первых в пункт 3 ст. 30 №173-ФЗ не единого слова неговорится о службе в армии по призыву , в данном пункте в абзаце 22 лишь идет речь о:

"службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, . " .

Другими словами о той службе которая является профессией, службе в иных воинских формированиях и за которую выплачивалось полноценное денежное вознаграждение.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

  • Но также и абзац 26 пункт 4 ст. 30 №173-ФЗ гласит:

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

  • Но самое интересное что абзац 1 пункт 1 ст. 12 №173-ФЗ гласит:

Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа

1. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке .

  • Из всего выше изложенного следует что исчисление продолжительности любых периодов трудовой и/или иной общественно полезной деятельности производится вкалендарном порядке.
  • "Календарный порядок"исчисления это самостоятельнаяправовая норма применяемая только непосредственно к расчету размера трудового - страхового стажа .
  • А исчисление непосредственно размера пенсии осуществляется в соответствии с собственными правовыми нормами прописанными в законах отдельно.

И да, расчет - исчисление размера пенсии , в денежном выражении:

"оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал "

могут производиться по №173-ФЗ (об этом говорится в пункте 3 статьи 36 №400-ФЗ ). Но вот расчет самого размера страхового стажа в этом пункте (3 статьи 36 №400-ФЗ) не предусмотрен так как размер страхового стажа является иной правовой нормой.

  • Вместе с тем в пункте 4 ст. 36 №400-ФЗ говорится что:

"4. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону."

Другими словами условия и нормы старых законов (не противоречащих №400-ФЗ) необходимые для пенсионного обеспечения можно применять.
Однако, что касается Закона №173-ФЗ, то из содержания Закона №400-ФЗ, следует что можно применять лишь те нормы которые необходимы для вычисления размера, непосредственно, пенсии (ее конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал) .

То есть применять можно лишь формулы с помощью которых производятся математические действия при вычислении пенсионного капитала, валоризации, индексации и различные коэффициенты.

А правила исчисления размера трудового - страхового стажа это иная числовая производная. Так как "размер пенсии" и "размер страхового стажа" это две различные и каждая самостоятельные по себе правовые нормы .

Кроме этого в Законе №400-ФЗ отсутствует статья которая запрещала бы включение Службы в Армии по призыву в двойном размере при расчете размера страхового стажа . Ровно как и отсутствует статья которая обязывает Службу в Армии по призыву включать в страховой стаж в одинарном размере .

В силу выше изложенного можно с уверенностью утверждать:

что использование абзаца 8 статьи 94 Закона от 20.11.1990г. N 340-1 (который дает право считать армию по призыву в двойном размере), является правомерным при расчете страхового стажа .

К тому же данный абзац введен в действие Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ (на данный момент действующим законом )

  • Вместе с этим в Законе №400-ФЗ нет ни одного слова запрещающего, при оценка пенсионных прав застрахованных лиц, применять положения нескольких, различных законодательных актов одновременно (так, на пример, №173-ФЗ и Закона №340-1 а так же Закона №400-ФЗ).
  • Важно лишь что бы правовые нормы которые применяются в целях установление страховой пенсии не противоречили правовым нормам №400-ФЗ.

Мне кажется все выше изложенные доводы вполне могут сослужить добрую службу при защите в вопросе о включении в стаж армии в двойном размере.

Согласно статистическим данным на начало 2019 года в России проживало чуть менее 44 миллионов лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это весьма внушительная цифра относительно всего населения в стране. При этом данная статистика не учитывает получателей военных пенсий.

Обобщенно под пенсионерами обычно воспринимаются граждане преклонного возраста, которые получают денежные выплаты по факту стажа работы. В данном случае речь идет о получателях страховой (ранее трудовой) пенсии по старости.

Бесплатно по России

Действительно, среди пенсионеров их подавляющее количество. Однако существуют и другие виды материального и денежного обеспечения, на которые могут рассчитывать отдельные категории граждан. В частности, сейчас речь пойдет об особенностях государственной пенсии, аспекты назначения которой регулируются соответствующим федеральным законом.

Основные положения ФЗ 166 о государственном пенсионном обеспечении

Под государственным обеспечением пенсией следует понимать форму материального обеспечения особых групп граждан и членов их семей, являющую собой компенсацию за утраченный заработок в силу достижения определенного возраста, утраты трудоспособности из-за болезни или травмы, а также по достижению достаточной выслуги лет.

Вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут рассчитывать на гособеспечение, а также основанием и порядком его назначения, регулируются Федеральным законом от 15. 12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ.

Данный нормативный акт быть принят обеими палатами Парламента и подписан Президентом в конце 2001 года. Однако основные его положения вступили в силу с первого января 2002 года. На сегодняшний день закон является действующим, а его нормы подлежат применению на всей территории РФ.

Структурно рассматриваемый нормативный акт состоит из 28 статей, которые, в свою очередь, объединены в 6 глав. Кроме этого, неотъемлемой частью документа являются приложения к нему.

Разберем подробнее краткое содержание каждой из глав.

Глава 1

Содержит в себе основные положения, раскрывая суть данного нормативного акта. Отдельные статьи вводят специальную терминологию и понятия, которые используются в законе. Кроме этого, конкретизируются лица, имеющие право на данный тип обеспечения, устанавливаются виды государственных пенсий.

Глава 2

Нормы данной главы устанавливают основания для назначения рассматриваемого вида материального обеспечения по каждой категории лиц, которые имеют соответствующее право.

Глава 3

Глава 3 устанавливает размер пенсии для различных категорий граждан, которые в силу закона могут обращаться за получением выплат.

Глава 4

Нормы данной главы вводят такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной службы» и «среднемесячный заработок». Кроме этого, устанавливается порядок расчета стажа и заработка соответственно.

Глава 5

Нормами этой главы регулируется порядок установления материального обеспечения, выплат, организации доставки, индексации и перерасчета (в случае возникновения оснований для этого).

Глава 6

В данном разделе содержатся нормы, устанавливающие порядок введения в действие федерального закона и определяющие некоторые специальные положения.

Приложение 1

Содержит таблицу, в которой указывается возраст, когда граждане, занятые в сфере государственного управления, могут выйти на отдых.

Приложение 2

Данное приложение содержит таблицу стажа государственных служащих, при наличии которого данная категория граждан может рассчитывать на назначение денежного обеспечения.

Условия назначения пенсии по закону 166

Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

Федеральные гражданские служащие

Госслужащие, трудящиеся в федеральных ведомствах, имеют право на получение материального обеспечения при наличии соответствующей выслуги. Следует отметить, что пенсионная реформа затронула и эту категорию лиц.

В этой связи требования к выслуге гражданских служащих растут с каждым годом. Так, до 2017 года для получения денег было необходимо трудиться не менее 15 лет. В 2020 году количество лет выслуги должно быть не менее 17. Максимально жесткие требования к выслуге будут установлены после 2026 года, когда гражданские служащие начнут выходить на отдых при условии отработки не менее 20 лет.

Космонавты и летчики-испытатели

Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

Военнослужащие

Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

Ветераны ВОВ и «блокадники»

Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

Лица, пострадавшие от техногенных (в том числе радиационных) аварий

По большей части, речь идет о так называемых «чернобыльцах» – гражданах, на жизнь и здоровье которых, так или иначе, отразилась авария на ЧАЭС.

Так, лица, которые непосредственно заняты работой на АЭС или пострадали вследствие ликвидации катастрофы, выходят на отдых в 55 и 50 лет, если отработали не менее 5 лет. Граждане, получившие инвалидность, становятся пенсионерами в 50 и 45 лет при наличии аналогичного трудового стажа.

Социальная пенсия

На социальную пенсию могут рассчитывать лица в силу соответствующего статуса или при достижении определенного возраста, относящиеся к следующим категориям:

  • инвалиды (в том числе инвалиды детства и несовершеннолетние инвалиды);
  • представители малых северных народов, достигшие возраста 55 и 50 лет.

Кроме этого, на социальную выплату могут рассчитывать граждане преклонного возраста, которые по тем или иным причинам не подпадают под критерии для назначения страховой пенсии. Социальная выплата назначается на 5 лет позже, чем страховая пенсия.

Размеры пенсии

Размер государственной пенсии может быть различным у разных категорий ее получателей.

  1. Гражданские служащие. Федеральные чиновники получают пенсию в размере 45% от среднемесячной зарплаты. Следует отметить, что если госслужащий имеет стаж более установленного для выхода на пенсию, то за каждый «лишний» год ему добавляется 3% от среднего заработка к пенсии.
  2. Военнослужащие. Армейская пенсия зависит от материального довольствия в последние годы службы, а также некоторых иных условий. Ст. 15 рассматриваемого нормативного акта также устанавливает размер матобеспечения военнослужащих, ставших нетрудоспособными, а также выплат членам семьи погибшего военного. Он непосредственно зависит от множества факторов, связанных с формой военной службы, характером и степенью выраженности причин, которые повлекли к невозможности дальнейшей службы в рядах ВС или гибели.
  3. Ветераны ВОВ и «блокадники». Так, для ветеранов ВОВ сумма составляет (в процентах от размера установленной социальной пенсии): I группа – 250%; II группа – 200%; III группа – 150%. Для граждан, бывших жителей блокадного Ленинграда: I группа — 200%; II группа – 150%; III группа – 100%.
  4. Лица, пострадавшие от радиационных и техногенных аварий. Размер выплат этим лицам также зависит от величины социальной пенсии. В подавляющем большинстве случаев она составляет 250% от нее. Это касается не только тех, кто имеет отношение к ЧАЭС, но и пострадавших при других форс-мажорных обстоятельствах такого порядка. Гражданам, живущим в загрязненной зоне, платят 200% от соцпенсии.
  5. Космонавты и летчики-испытатели. Космонавты при наличии достаточной выслуги получают пенсию в размере 55% от оклада. Летчики могут рассчитывать на пенсию в размере 1000% от социальной.
  6. Социальная пенсия. Базовая социальная пенсия в России на начало 2020 года составляет 5283,85 рубля. На такой же размер обеспечения могут рассчитывать и некоторые иные категории граждан.

Выплаты и перерасчеты

Выплаты государственных денег производятся один раз в месяц в национальной валюте РФ. Если при установлении выплат была допущена ошибка, то пенсия подлежит перерасчету с учетом требований законодательства.

Кроме этого, государственная пенсия подлежит периодической ежегодной индексации.

Виды пенсионных выплат по государственному обеспечению

Статья 5 рассматриваемого нормативного акта выделяет следующие виды выплат:

  1. За выслугу лет.
  2. По инвалидности.
  3. По потере кормильца.
  4. По старости.
  5. Социальная выплата.

Установлено, что государственные выплаты по причине отсутствия трудоспособности, старости и утере кормильца получают лица, которые не могут рассчитывать на получение пенсионных выплат страхового типа. Как правило, это связано с несоответствием критериям, предъявляемым к ИПК и страховому стажу граждан.

Последние поправки к закону

Федеральный закон от 25. 12. 2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2018 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

  • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
  • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
  • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

Объем правоотношений и количество лиц, которых затрагивает данный правовой документ, весьма значительно, в связи с чем любые его возможные изменения подвергаются тщательному анализу и общественному обсуждению. Последние значимые корректировки в закон были внесены в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, суть которой – поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 3 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

В комментируемой статье 3 Закона О трудовых пенсиях, определяющей круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию, в ч. 1 установлено, что такое право имеют лица, одновременно соответствующие следующим требованиям: лицо имеет гражданство РФ, лицо застраховано в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании и соблюдены условия, предусмотренные комментируемым Законом.

Как наряду с прочим определено в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" , гражданство РФ - это устойчивая правовая связь лица с Россией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Согласно ст. 5 названного Закона гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу данного Закона (т.е. на 1 июля 2002 г.); б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с данным Законом. В статье 6 названного Закона в отношении двойного гражданства предусмотрено следующее: гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (п. 1); приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ (п. 2).
--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

В пункте 15 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусмотрено, что:

в качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, предъявляется паспорт этого лица;

в качестве документа, удостоверяющего личность и возраст солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, предъявляется военный билет;

в качестве документа, удостоверяющего возраст и гражданство несовершеннолетних лиц, не достигших 14-летнего возраста, предъявляется свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, а также иные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству России.

Согласно ст. 7 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с названным Законом. Там же (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 428-ФЗ ) указано, что застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), а также по авторскому и лицензионному договору;
--------------------------------
РГ. 2010. 31 декабря. N 297.

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 названного Закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с названным Законом.

В соответствии с п. 19 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (здесь и далее в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 12 марта 2010 г. N 141н/53п ), документом, подтверждающим регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования, является страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное застрахованному лицу в соответствии с Законом 1996 г. об индивидуальном учете в системе ОПС.
--------------------------------
РГ. 2010. 22 сентября. N 213.

Речь идет о форме АДИ-7 "Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования", утв. Постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" , которое издано на основании норм названного Закона.
--------------------------------
БНА ФОИВ. 2006. N 48; N 49.

Условия назначения трудовой пенсии по старости определены в ст. 7 комментируемого Закона, условия назначения трудовой пенсии по инвалидности - в ст. 8 данного Закона, условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца - в статье 9 Закона О трудовых пенсиях. Это т.н. специальные условия назначения трудовых пенсий в зависимости от их вида по отношении к общим условиям назначения трудовых пенсий, определенным в комментируемой статье.

Статья 9 комментируемого Закона предусматривает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца для нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении, а также для отдельных из таких лиц независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Соответственно, право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца не зависит от того, застраховано ли лицо, претендующее на такую пенсию, в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании. Исходя из этого в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в ч. 1 данной статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 9 комментируемого Закона.

В части 3 комментируемой статьи 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. О соответствующих международных договорах РФ см. комментарий к ст. 1 Закона.

Как отмечалось в Определении КС России от 18 декабря 2007 г. N 961-О-О , данная норма носит гарантийный характер и не затрагивает права иностранных граждан, проживающих за пределами России. В Определении от 4 марта 2004 г. N 146-О КС России указал, что данная норма и аналогичная норма п. 1 ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства.
--------------------------------
СПС.

СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2806.

Согласно определениям, данным в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (такие же определения содержатся в ст. 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"):
--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Там же определено, что постоянно проживающий в России иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство. Понятие же вида на жительство определено как документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в России, а также их права на свободный выезд из России и въезд в Россию. При этом указано, что вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Как предусмотрено в п. 16 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению:

в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории РФ, предъявляется вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальными органами ФМС России;

в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, предъявляется вид на жительство для лица без гражданства, выданный территориальными органами ФМС России.

В письме ПФР от 26 декабря 2003 г. N ЛЧ-09-25/13577 "О соблюдении законодательства при назначении трудовой пенсии иностранным гражданам и лицам без гражданства" отмечалось, что нормы комментируемой статьи 3 и ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" являются исчерпывающими основаниями для вынесения положительного либо отрицательного решения по вопросу предоставления права на трудовую пенсию иностранным гражданам и лицам без гражданства; законность возложения на иностранных граждан и лиц без гражданства обязанности по предъявлению вида на жительство при установлении им пенсии (как документа, подтверждающего постоянное проживание на территории РФ) проверялась в ВС России, Определением Кассационной коллегии которого от 18 сентября 2003 г. N КАС03-407 признано соответствующим законодательству РФ данное требование и отмечено, что "получение вида на жительство (т.е. приобретение статуса постоянно проживающего на территории России) как условие для приобретения права на пенсию для этих лиц является обязательным в силу закона".
--------------------------------
СПС.

В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж (статьи 89, 90, 91, 92 Закона), назначаются следующие пенсии:
по старости (по возрасту) - раздел II Закона,
по инвалидности - раздел III Закона,
по случаю потери кормильца - раздел IV Закона,
за выслугу лет - раздел V Закона.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия (раздел VIII Закона). Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).
Комментарий к статье 3
1. Как предусмотрено преамбулой Закона, основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты. Однако право на пенсионное обеспечение предоставлено и гражданам, не имеющим по каким бы то ни было причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Закон различает трудовые и социальные пенсии. При наличии оснований, предусмотренных статьей 2 Закона, т.е. при достижении соответствующего пенсионного возраста, наступлении инвалидности, в случае смерти кормильца, граждане России, а также проживающие в ней иностранные граждане и лица без гражданства (если иное не оговорено Законом или договором) могут получить государственную пенсию - трудовую либо социальную.
2. Трудовые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца назначаются не только в связи с трудовой, но и в связи с иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж по правилам статей 89 - 92 Закона. Законодатель не устанавливает круга лиц, имеющих право на трудовую пенсию. Поэтому лица, занятые любой общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, вправе претендовать на трудовую пенсию, если они отвечают иным условиям комментируемого Закона. Иначе говоря, трудовая пенсия может быть назначена: рабочим, служащим, членам колхозов или других кооперативных предприятий (организаций); лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью и иной работой, названной в ст. 89 Закона; проходившим военную и приравненную к ней службу, перечисленную в ст. 90; лицам, обучающимся в учебных заведениях, перечисленных в статье 91 Закона; гражданам, занятым уходом за членами семьи, указанными в статье 92 Закона, и другим лицам, периоды жизни и деятельности которых включаются в общий трудовой стаж по правилам названных выше статей Закона. В случае смерти либо официально установленного безвестного отсутствия этих лиц членам их семей, предусмотренным статьями 50 - 52 Закона, назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Условиям предоставления каждого вида трудовой пенсии, правилам определения их размера и выплаты посвящены специальные разделы Закона - II - V.
3. Социальная пенсия формально на виды не подразделяется, хотя она назначается трем разным категориям граждан - достигшим определенного возраста, имеющим инвалидность и потерявшим кормильца. Поскольку эта пенсия не зависит от наличия трудового стажа, законодатель устанавливает особые условия ее предоставления (см. ст. 113 Закона). Планка пенсионного возраста для назначения социальной пенсии на 5 лет выше, чем для назначения трудовой, и составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. В случае потери кормильца социальная пенсия назначается только детям, лишившимся родителей, в отличие от широкого круга членов семьи умершего, которым может быть назначена трудовая пенсия. В то же время право на социальную пенсию в связи с инвалидностью имеют не только взрослые, но и дети - инвалиды любого возраста.
Социальная пенсия может быть назначена не только лицам, которые не имеют права на трудовую пенсию, но и имеющим такое право, если полагающаяся им трудовая пенсия меньше социальной. Так, например, гарантируемая пенсия по инвалидности I группы при неполном трудовом стаже равна 2/3 минимума пенсии по старости, а социальная - минимуму такой пенсии (см. ч. 3 ст. 19 и ст. 114 Закона). В данном случае инвалиду выгоднее получать социальную пенсию.
4. Одновременно трудовая пенсия нескольких видов, а также трудовая и социальная пенсии не назначаются и не выплачиваются. Исключение сделано лишь для некоторых категорий граждан - см. ст. 5 Закона и комментарий к ней.

Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

«3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

«47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

-с указанием продолжительности периодов ;

-с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

- исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

- укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

- в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

- в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П и применяемого принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, у граждан сохраняется право на применение закона, действовавшего на момент осуществления трудовой и иной деятельности.

Содержание статьи:

Ошибка №1 — смешение различных оснований и порядка расчета пенсии


С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Начиная с 2015 г. расчет пенсии производится в баллах. С 2002 года размер пенсии напрямую зависит от страховых взносов, начисленных работодателем либо уплаченных гражданами самостоятельно. Период трудовой деятельности по состоянию на 31.12.2001 года учитывается по правилам конвертации пенсионных прав.

Именно при конвертации (преобразовании) пенсионных прав граждан за период до 31.12.2001 года допускается наибольшее количество ошибок при расчете размера пенсии.

Первой, наиболее распространенной ошибкой при конвертации пенсии, является смешение различных оснований и порядка расчета пенсии, в частности одновременное применение пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основополагающим факторов, влияющим на право установления и размер пенсии, является стаж, порядок подсчета которого зависит от указанных норм права. При этом, следует различать страховой стаж и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – это продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж, когда человек не имел возможности работать — нестраховых периодов. По общему правилу страховой стаж исчисляется в календарном порядке.

Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов работы до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом применяется тот вариант оценки пенсионных прав, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере: в соответствии с пунктом 3 или пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности). Смешение порядков исчисления трудового стажа не допускается.

Ошибка №2 — игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии


Особенностью и второй основной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии при расчете по п.4 ст.30.

По общему правилу расчетный размер трудовой пенсии по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется по следующей формуле.

где РП – расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР – среднемесячный заработок;

СК – стажевый коэффициент.

Согласно нормам абз.40 и 41 п.4 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 20 годам для женщин и 25 годам для мужчин не может превышать сумму, равную 555,96 рублей. За каждый полный год, превышающий 20 и 25 лет соответственно, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. Для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма, указанная выше (555,96 рублей) в том числе повышенные с учетом продолжительности общего стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе и местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Продемонстрируем, как применяются указанные законодательные ограничения.

МРП = МЗ х ПСК х РК,

где МРП – максимальный расчетный размер трудовой пенсии;

МЗ – максимальный месячный заработок;

ПСК – превышающий стажевый коэффициент;

РК – районный коэффициент.

МЗ, как указано выше, установлен законодателем и составляет 555,96 руб.

ПСК зависит от стажевого коэффициента, рассчитываемого на 31.12.2014 года. Так, если стаж трудовой деятельности мужчины 32 года, то ПСК будет равен 1,07 (поскольку фактический стаж на 7 лет превышает требуемый).

РК устанавливается компетентными государственными органами, и зависит от территории и форм осуществляемой деятельности. Например, для водителя, работавшего в Коми АССР, ныне – Ухта (городской округ), районный коэффициент равен 1,3 (постановление Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 22 ноября 1960 года № 1296/30 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог»).

Таким образом, для мужчины, имеющего на 31.12.2001 года стаж 32 года, при оформлении пенсии по старости ранее общего пенсионного возраста в связи работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, с районным коэффициентом 1,3, максимальный расчетный размер трудовой пенсии ограничен следующей суммой:

МРП = МЗ х ПСК х РК = 555,96 х 1,07 х 1,3 =773,34 руб., где:

1,07 – повышение общего трудового стажа на 7% требуемого стажа;

1,3 – районный коэффициент.

Ошибка №3 — игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок


Третьей распространенной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок.

В соответствии с п.6 ст.30 №173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ» по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента.

Увеличение расчетного размера пенсии, исчисленного в соответствии с нормами абз.1-10 п.4 ст.30 федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ дополнительно на районный коэффициент, не предусмотрено, поскольку районный коэффициент уже учтен в сумме среднемесячного заработка, из которого исчислена трудовая пенсия.

Нормами п.5 ст.30 повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31.12.2001 года начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии. При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п.4 ст.30 к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 года.

Приведу два примера, при которых возможно увеличение максимального расчетного размера трудовой пенсии.

1. Наличие условий, позволяющих применить ст. 110 «Повышение пенсии» Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как это работает: если, например, гражданин награжден орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, то размер его пенсии повышается на 50 процентов минимального размера пенсии по старости на 01.01.2002 года (185,32 х 0,5 = 92,66 руб.).

2. Наличие условия, позволяющих применить Указ Президента РФ от 02.11.2000 года №1815 о компенсационной выплате в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации.

Как это работает: к максимальному расчетному размеру трудовой пенсии прибавляется 100 руб., а также учитывается соответствующий районный коэффициент. В случае, если районный коэффициент составлял 1,3, то размер компенсационной выплаты составляет 130 руб. (100 х 1,3 = 130 руб.).

Таким образом, максимальный расчетный размер трудовой пенсии может быть увеличен, и, например, с учетом компенсационной выплаты составит:

773,34 + 130 = 903,34 руб., и включает в себя:

450,0 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости (ст. 14 Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, в прежней редакции),

453,34 руб. – страховая часть (СЧ) трудовой пенсии (903,34 – 450 = 453,34).

Выводы

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности).

Например, по правилам п. 3 ст. 30 расчетный размер пенсии определяется с применением формулы, установленной при исчислении стажа работы в календарном исчислении и без учета периода учебы. В то время как по п. 4 ст. 30 предусматривается возможность исчисления периодов работы (деятельности) в льготном порядке и включения периода обучения.

Смешение порядков расчета размера пенсии не допускается. Расчет пенсии производится наиболее выгодному варианту.

Если Вам нужен расчет Вашей пенсии, обращайтесь к адвокату!

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.

Читайте также: