Все о пенсионной реформе в украине о медиках


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

Пенсионная реформа в Украине, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. Безусловным положительным моментом реформирования порядка выплат, анонсированного Президентом Владимиром Зеленским и Кабмином, является поэтапное повышение пенсий на протяжении 2020 года, которое затронет всех украинских пенсионеров (однако поднимают сумму выплат начиная с граждан старшего возраста).

Люди хотят знать, чего ждать от новой пенсионной реформы. Когда и насколько увеличат пенсии в 2020 году? Какой пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин? Как выйти на пенсию? Сколько нужно стажа? Для того чтобы понять, как изменится жизнь и доходы пенсионеров, «Юридический портал» разобрался в нововведениях Пенсионной реформы.

Закон Украины №2148-VIII от 03.10.2017 года «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення пенсій» предусматривает постепенное изменение пенсионной системы до 2027 года. По сути, из-за увеличения требований к страховому стажу, украинцы каждый год будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст и страховой стаж

Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2020 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 27 и более лет.

С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+ 12 месяцев). Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.


Кроме того, Пенсионная реформа предусматривает предоставление украинским гражданам в промежуток с 01.01.2018 по 31.12.2020 года временной гос. соцпомощи. Ее назначают неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионные выплаты. Выдаваться денежная помощь будет на период до приобретения права на пенсию по возрасту в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Во сколько лет женщинам можно выйти на пенсию?

К женщинам новая пенсионная реформа в Украине оказалась более лояльной, поскольку сохранила для них возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет. Пенсионный возраст для женщин будет увеличиваться постепенно и достигнет шестидесяти лет в 2021 году.

В 2020 году уйти на пенсию могут женщины 1960-1961 года рождения, которые достигли возраста 59,5 лет и имеют страховой стаж не менее 27 лет (см. таблицу выше). Выйти на пенсию в 2021 году смогут женщины 1961 года рождения, после достижения возраста 60 лет и при условии наличия стажа более 28 лет.

Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии в Украине?

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины «О повышении пенсий», в страховой стаж для определения права на назначение пенсии, помимо записей в трудовой книжке, включаются следующие периоды:

  • прохождение военной службы (в т.ч. в советской армии) — по 31.12.2017 включительно
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами (декрет) — с 01.01.2004 года по 30.06.2013 включительно
  • обучение в высших учебных заведениях на стационаре (бюджет), а также учеба в аспирантуре и докторантуре — с 01.01.2004 по 31.12.2017 включительно
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет — с 01.01.2004 до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно — подтверждается справкой о регистрации предпринимателя
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно — при уплате ЕСВ (независимо от размера единого страхового взноса)

Что делать, если не хватает страхового стажа?

Новое пенсионное законодательство предусматривает два варианта решения данной проблемы. Первый — докупить страховой стаж. При этом покупка одного года стажа обойдется в сумму от 21 до 27 тысяч гривен, в зависимости от ряда факторов (нужно считать по формуле). Второй вариант — продолжать работать, зарабатывая недостающий стаж, и выйти на заслуженный отдых позже.

Подробнее о покупке стажа для пенсии: как купить и сколько стоит 1 год страхового стажа.

Повышение и перерасчет пенсии

В связи с пандемией коронавируса все пенсионеры Украины, размер пенсионных выплат которых составляет меньше 5000 гривен, получают доплату к пенсиям в сумме 1000 гривен. Прибавка к пенсии «от Зеленского» выплачивается до окончания эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19.

График повышения пенсий на 2020 год:

  • с 1 января 2020 года
  • с 1 июля 2020 года
  • с 1 декабря 2020 года

Повышение пенсий в Украине происходит «задним» числом. Осовременивание ранее назначенных пенсий, в т.ч. и для работающих пенсионеров, проведено по единой формуле, независимо от того, в каком году пенсии были оформлены. За основу взят единый для всех пенсионеров показатель средней заработной платы за последние 3 года.

После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере до 300 грн./месяц, на сумму от 300 до 600 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 600-1500 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1500 гривен.

Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальных пенсий. В 2020 году сумма минимальной пенсии в Украине составляет 1712 гривен. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1573 грн.

Минимальная пенсия для шахтеров увеличилась на 420 гривен и теперь составляет 5914 грн. Надбавка к минимальной сумме пенсионных выплат чернобыльцев составляет: для 1 категории — 599 грн., второй — 557 грн. и 515 гривен для третьей категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

По данным ПФУ минимальная пенсия для участников боевых действий устанавливается на уровне 2 тысяч 395 гривен, что на 231 грн. больше предыдущего уровня. Выросли выплаты и для инвалидов войны: для 1 группы — 4138 грн., для 2 группы — 3702 грн., для 3 группы — 3267 грн.

Перерасчет пенсий производится в автоматическом режиме, без дополнительного обращения в Пенсионный фонд. Выплата осовремененных (увеличенных) пенсий в Украине уже началась.

Новая формула расчета пенсии в Украине

До принятия пенсионной реформы пенсии назначались по десяткам различных законов с применением особых расчетов для каждого вида пенсионного обеспечения. В результате этого, при одинаковом стаже и уровне заработка, пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан существенно отличались от остальных.

В 2020 году расчет пенсии в Украине по новой пенсионной реформе проводится по единой для всех пенсионеров (независимо от статуса и места работы) формуле:

Размер пенсии = Сз × Икз × Кс, где

  • Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии. В 2017 году усредненный показатель зарплаты составляет 3 тысячи 764 гривны 40 копеек
  • Икз — индивидуальный коэффициент заработной платы, информацию о котором можно получить в ПФ. Данный показатель является соотношением размера получаемого дохода по отношению к средней зарплате, с которой были уплачены взносы
  • Кс — коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности месяцев стажа работы на величину оценки одного года страхового стажа (до 31.12.2017 — 1,35, с 1 января 2018 года — 1)

Кому не повысят пенсию в 2020 году?

В рамках пенсионной реформы осовременивание коснулось пенсий всех украинцев, ведь перерасчет никоим образом не привязывается к профессии или должности пенсионера и вида его пенсии. Таким образом, увеличение выплат ждет всех: и тех, кто получает пенсию по возрасту, и в связи с инвалидностью или потерей кормильца, за выслугу лет и даже тех, кто вышел на заслуженный отдых по специальным законам.

Пересчет пенсий для внутренне перемещенных лиц произведен на тех же условиях, что и для остальных украинских пенсионеров. В Пенсионном фонде есть вся необходимая информация для пересчета выплат ВПЛ. А вот для жителей оккупированных территорий осовременивание пенсий не предусмотрено. Более того, если будет установлено, что переселенцы вернулись на неподконтрольную территорию более чем на 60 суток, выплата пенсий им будет приостановлена.

Индексация пенсии

Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных решений Правительства.

Специальные и досрочные пенсии

С 1 января 2018 года в Украине, в рамках реформы, отменены специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.

Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:

  • артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
  • лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
  • трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
  • женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
  • лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
  • водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
  • отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
  • инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
  • военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)

Пенсии военным и работающим пенсионерам

Пересчет денежных выплат военнослужащим проводится по отдельному закону. Осовременивание военных пенсий началось с января 2018 года. Повышение размера выплат будет индивидуальным и напрямую зависит от стажа и денежного обеспечения, в среднем пенсии военным увеличатся на 62%.

С работающих пенсионеров снимается ограничение в выплате пенсии, теперь деньги можно получать в полном объеме. Напомним, что ранее пенсии, размер которых превышает 10 прожиточных минимумов, облагались налогом по ставке 18% и военным сбором в размере 1,5%.

12 online консультации по “ Пенсионная реформа в Украине: повышение пенсий и стаж ”

Добрий день! В мене 45 років і 8 місяців страхового і загального стажу, на пенсію вийшла в минулому році. До індексації отримувала пенсію 2435 гривень, а при перерахунку підвищили виплати лише на 768 грн. Зараз продовжую працювати, бо на таку пенсію не проживеш. Питання: чому така мала добавка до пенсії? Виходить працюй не працюй, а маєш так як ті, що не працювали зовсім.

Консультация юриста

Розмір надбавки до пенсії, в першу чергу, залежить від стажу і величини зарплати. Для пенсіонерів, чиї пенсії були перераховані, Пенсійний фонд найближчим часом підготує та відправить листа з усіма проведеними розрахунками та роз’ясненнями. Також більш детальна інформація щодо збільшення пенсійних виплат наведена у попередніх коментарях до цієї статті.

В соответствии с условиями новой пенсионной реформы, за переработанные 5 лет положена надбавка к пенсии в размере 25 %. Чтобы получить надбавку нужно подать заявление в Пенсионный фонд с требованием пересчитать сумму пенсионных выплат. При этом сотрудники ПФУ отказываются делать перерасчет пенсии.

Последние важные новости про повышение пенсии: сегодня Кабинет министров Украины принял новое решение о повышении пенсий с 1 июля всем украинским пенсионерам, у которых имеется достаточно большой трудовой стаж, но при этом во время работы была недостаточно высокая заработная плата, из-за чего отчисления в Пенсионный фонд были небольшими.

После выхода на спец. пенсию меня автоматически перевели на социальную, применив коэффициент 1 вместо 1,35. При расчете сверхнормативного стажа считают обязательными 30 лет вместо 20.

В официальном отчете Минфина средняя зарплата по Украине за 2015-2017 годы равна 5331 гривне. Расчет з/п для пенсий производится по формуле: (4207+5002+6785)÷3. В ПФ для расчета при начислении пенсии используют меньшую сумму средней заработной платы — 3764 грн. Кроме того, в Пенсионном фонде коэффициент стажа берут 1,35% или 1% на своё усмотрение (могут взять меньший процент, когда положено больший).

При перерасчёте (осовременивании) пенсии применили коэффициент стажа 1, а не 1,35.

В Пенсионном фонде Украины говорят, что в следующем году будут отменены льготные пенсии («год за два»).

По закону № 2148 от 11 октября 2017 года из Списка 2 вредных и опасных профессий исключена профессия докер-механизатор комплексной бригады. Хотелось бы напомнить депутатам и правительству, что льготный возраст стажа взят не «с потолка». Он был установлен на основании проведения экспертизы условий труда, которая определила уровни неблагоприятного влияния вредных производственных факторов на организм работника по каждой из профессий Списка № 1 и Списка № 2. Получается, что новый закон 2148 от 11.10.2017 без всяких обоснований изменяет требования по возрасту и стажу для назначения льготных пенсий. Этим нарушаются права граждан, которые работали во вредных условиях.

Трудовой стаж 38 лет, продолжаю работать. До 01.10.17 размер пенсии был 1156,48 гривен, после — 1373 грн. Такую пенсию получают те, у кого недостаточно стажа. Я считаю, минимум того, что мне положено — это 1452 грн. + 8 %. Как можно множить, делить и получить меньше минимальной? Письмо счастья от Пенсионного фонда получила. Категорически не согласна, буду подавать в суд.

Получила письмо с Пенсионного фонда где представлена расшифровка моей новой пенсии. Не могу понять почему арифметика математическая не сходиться с арифметикой ПФ. Моя новая пенсия с 01/10/17 — 4188,92 грн. В письме указаны мои данные для расчета: 3764,40 грн., Кз — 3,00514 и Кс — 0,38833. Если их перемножить получается 4393 грн. Вопрос: почему мне недоплатили 204,08 грн.?

Консультация юриста

Исходя из указанных данных, самостоятельный расчет осовремененной пенсии, вы произвели верно. Недополученная часть пенсии может являться ошибкой, внесенной в ведомость на выплату денег. Советую дождаться следующей выдачи пенсии, если деньги снова будут выплачены в меньшем размере — обратиться за разъяснениями в Пенсионный фонд.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Пенсия по выслуге лет медработникам в Украине

В соответствии с пунктом «е» статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» пенсии за выслугу лет медицинским работникам назначаются независимо от возраста.

Адвокат по пенсионным вопросам

Консультация юриста по пенсии (067) 503 05 30 или (050) 406 65 36

Основным условием для назначения пенсии за выслугу лет является наличие специального стажа работы, наработанного в учреждениях и на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Перечень таких должностей и учреждений утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» от 4 ноября 1993 №909 (с изменениями) (далее – Постановление №909).

В частности, в соответствии с Перечнем право на пенсию за выслугу лет предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу (независимо от наименования должностей) следующих учреждений здравоохранения:

  • Больничных учреждений, лечебно-профилактических учреждений особого типа, лечебно-трудовых профилакториев, амбулаторно-поликлинических учреждений, заведений скорой и неотложной медицинской помощи, учреждений переливания крови, учреждений охраны материнства и детства, санаторно-курортных учреждений, учреждений по проведению лабораторных и инструментальных исследований и испытаний Госсанэпидслужбы и территориальных органов Госсанэпидслужбы (в отношении работников, не являющихся государственными служащими), диагностических центров;
  • Медико-социальных экспертных комиссий, бюро судебно-медицинских экспертиз и провизорам, фармацевтам и лаборантам аптек, аптечных киосков, аптечных магазинов, контрольно-аналитических лабораторий.

В соответствии с примечанием 3 вышеупомянутого Перечня работа по специальности в заведениях, учреждениях и на должностях до 1 января 1992 года, которая давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии с ранее действующим законодательством, засчитывается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.

Независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности заведений и учреждений работа по специальности, предусмотренной Перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет. Поэтому работники учреждений частной формы собственности, если такие определены Перечнем, имеют право на назначение пенсии за выслугу лет.

При назначении данного вида пенсии допускается суммирование стажа за периоды работы работников в учреждениях и учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 2 марта 2015 №213 увеличен специальный стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет медицинским работникам.

При назначении данного вида пенсии в период:

  • с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 необходимо иметь – не менее 25 лет 6 месяцев специального стажа;
  • с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 – не менее 26 лет;
  • с 1 апреля 2017 по 31 марта 2018 – не менее 26 лет 6 месяцев
  • с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 – не менее 27 лет;
  • с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 – не менее 27 лет 6 месяцев
  • с 1 апреля 2020 по 31 марта 2021 – не менее 28 лет;
  • с 1 апреля 2021 по 31 марта 2022 – не менее 28 лет 6 месяцев
  • с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 – не менее 29 лет
  • с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 – не менее 29 лет 6 месяцев
  • с 1 апреля 2024 или после этой даты – не менее 30 лет.

Основным документом, подтверждающим специальный стаж, как до 1 января 2004 года, так и после, является трудовая книжка. Если из записей трудовой книжки невозможно сделать соответствующий вывод, дополнительно предоставляется уточняющая справка учреждения (учреждения). Также при решении этого вопроса может быть рассмотрено другие документы (положение о заведении; структуру, штатные расписания, аккредитационный сертификат и т.п.).

В районных управлениях Пенсионного фонда случаи когда управлением не признается льготный стаж вообще или частично, в таких случаях необходимо осуществлять верный правовой анализ, а за защитой своих прав обращаться в суд так как в добровольном случае Пенсионный фонд ничего предпринимать не будет.

Зеленский обратился к министру здравоохранения относительно необходимости изменений в медицинской реформе


С 1 апреля 2020 года в Украине стартовал второй этап медицинской реформы, который затронул медучреждения вторичного и третичного звена - больницы и диспансеры. Однако уже к концу апреля в Минздраве заявили, что в результате медреформы тысячи украинских врачей могут лишиться работы, а сотни больниц - недополучить финансирование. В стране начались протесты медиков.

В связи с этим президент Украины Владимир Зеленский обратился к министру здравоохранения Украины Максиму Степанову относительно необходимости изменений в медицинской реформе. Но обо всем по порядку.

Что надо знать о медреформе

Медреформа в Украине началась в апреле 2018 года. На первом этапе украинцы выбирали семейного врача и подписывали с ним декларацию. Второй этап реформы должен был стартовать 1 июля 2019 года, но в итоге его запуск перенесли на 1 апреля 2020 года. На этом этапе в Украине начали предоставлять 27 пакетов бесплатных медицинских услуг:

  • первичная медицинская помощь;
  • экстренная медицинская помощь;
  • амбулаторная вторичная (специализированная) и третичная (высокоспециализированная) медпомощь взрослым и детям;
  • маммография молочной железы;
  • гистероскопия;
  • эзофагогастродуоденоскопия;
  • колоноскопия;
  • цистоскопия;
  • бронхоскопия;
  • лечение методом экстракорпорального гемодиализа в амбулаторных условиях;
  • хирургические операции взрослым и детям в стационаре;
  • стационарная помощь взрослым и детям без проведения хирургических операций;
  • медпомощь при остром мозговом инсульте;
  • медпомощь при остром инфаркте миокарда;
  • медпомощь при родах;
  • медпомощь новорожденным в сложных неонатальных случаях;
  • диагностика и химиотерапевтическое лечение онкологических заболеваний;
  • диагностика и радиологическое лечение онкологических заболеваний;
  • психиатрическая помощь взрослым и детям;
  • диагностика и лечение взрослых и детей с туберкулезом;
  • диагностика, лечение и сопровождение лиц с ВИЧ;
  • лечение лиц с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления опиоидов с использованием препаратов заместительной терапии;
  • стационарная паллиативная медпомощь взрослым и детям;
  • мобильная паллиативная медпомощь;
  • реабилитация младенцев, которые родились преждевременно и/или больными, в течение первых трех лет жизни;
  • реабилитация взрослых и детей от трех лет с поражением опорно-двигательного аппарата;
  • реабилитация взрослых и детей от трех лет с поражением нервной системы.


"Чтобы получить доступ к бесплатным услугам, пациент должен иметь направление от врача первички (для этого сначала нужно заключить декларацию с семейным врачом, терапевтом или педиатром) или лечащего врача. Направление не требуется к гинекологу, психиатру, стоматологу и наркологу. Экстренная медицинская помощь оказывается бесплатно каждому и независимо от наличия декларации", – отмечали в пресс-службе Кабинета министров.

Кроме этого, теперь больницы перешли на другую систему финансирования – теперь деньги им выделяет Национальная служба здоровья Украины, с которой медицинские учреждения подписывают контракты. Для заключения контракта медучреждения должны превратиться в коммунальные некоммерческие предприятия, поставить компьютеры и информационную медицинскую систему для подключения к национальной системе электронного здоровья eHealth. Если медучреждение не соответствует этим требованиям, Национальная служба здоровья (НСЗУ) не заключает с ним договор, а это значит, что больница не получит финансирование. В таком случае деньги на содержание медучреждения должны выделять местные власти.

Главный принцип реформы – деньги больницам должны распределять в зависимости от количества предоставляемых услуг.

"Практически все коммунальные медицинские учреждения (районные, городские, областные больницы) страны вошли в реформу и будут получать средства по договору с НСЗУ", – говорилось в сообщении Кабинета министров.

Сообщалось, что эффективные больницы, которые теперь выбирают пациенты, смогут увеличить свой бюджет по сравнению с прежней системой финансирования, которая предусматривала субвенции из государственного и местного бюджетов.


Тревожные сигналы

В конце апреля министр здравоохранения Украины Максим Степанов отмечал, что в результате аудита второго этапа медреформы, начали поступать "тревожные сигналы".

"Наш аудит, который мы начали в связи с введением второго этапа реформы, показывает очень тревожные сигналы. Мы видим, что где-то планируется сокращение медработников до конца года, где-то планируется снижение уровня зарплаты, где-то начинают отправлять медработников в неоплачиваемый отпуск", - отметил Степанов.

Он добавил, что в результате аудита медучреждения получают средств в 2020 году меньше, чем это было в 2019 году.

"Во время аудита, который у нас уже проведен НСЗУ, по их цифрам из более чем 1,6 тыс. договоров, заключенных с медицинскими учреждениями по всей стране, 984 больницы имеют дефицит. Что это означает? Что они получают средств в 2020 году меньше, чем это было в 2019 году", - сообщал министр.


4 мая президент Украины Владимир Зеленский во время своего видеообращения рассказал, что 50 тыс. медработников могут остаться без работы из-за нового механизма финансирования. Также сообщалось, что в 2020 году около тысячи больниц получат меньше финансирования, чем в 2019-м, а 332 медучреждения по всей Украине оказались под риском закрытия.

Отмечалось, что под угрозой недофинансирования оказались экстренная медицинская помощь, многопрофильные больницы, онкоцентры, госпитали ветеранов, большинство детских больниц (например, областные недополучат почти 200 млн грн), психиатрическая и туберкулезная службы.

"Все это вызывает ряд вопросов. Почему вместо того, чтобы спасать жизни других людей, медики вынуждены думать о собственном выживании? Почему тарифы составляли не профильные врачи, а чиновники, без глубинного понимания процесса? Каким образом один вызов скорой фактически оценили аж в 75 гривен? Почему за инсульт и инфаркт сумма на бумаге как минимум вдвое меньше от реальной стоимости? По новому механизму некоторым больницам хватит разве что на дверной замок и плакат: "Мы закрылись. Держитесь. Удачи", - отметил Зеленский.


Протесты медиков

В конце апреля для многих украинских медиков остро стал денежный вопрос. Дело в том, что часть медработников получили зарплаты, которые были ниже выплат, получаемых до пандемии коронавируса. Кроме этого, часть медиков, которые сейчас борются с коронавирусом, не получили обещанных от правительства 300% надбавки. В результате во многих регионах Украины начались акции протестов медиков.

"Люди получили зарплаты и обнаружили, что сумма на треть меньше, чем в прошлом месяце. Хотя, наоборот, ожидали доплат, обещанных властями. Скажу за себя: я заведующий отделением, врач высшей категории со стажем более 35 лет, получил зарплату чуть больше 4 тысяч гривен. До этого был аванс порядка 2 тысяч. То есть всего на руки – 6 тысяч гривен, хотя ранее было 9-11 тысяч. Остальные врачи и медсестры тоже получили примерно на треть меньше, чем обычно. А рассчитывали на тройные оклады. Но, как оказалось, все это обман и банальный "развод", вот люди и не сдержались", - заявил в комментарии "Стране" глава профсоюзного комитета Киевской больницы № 8 Александр Баринфельд.

Директор Днепропетровской областной реабилитационной больницы Инесса Шевченко также заявила, что получила меньшую зарплату, после чего объявила бессрочную голодовку. Она отмечала, что будет продолжать голодать, пока органы центральной власти не обратят внимание на ситуацию, сложившуюся с медициной.


Изменения медреформы

4 мая президент Украины Владимир Зеленский призвал министра здравоохранения, председателя профильного комитета Верховной Рады и главного санитарного врача Украины безотлагательно внести предложения относительно улучшения проведения второго этапа медицинской реформы.

"Нам требуется не свертывание реформы, а ее улучшение. Признание ошибок и их исправление. Я уверен, что глобальное требование одно, и оно очень простое: реформой должны быть довольны и пациенты, и медики всех уровней. Поверьте, от начала коронавируса как никто другой я вижу, что наша медицинская отрасль не просто уязвима, а фактически находится в шаге от комы. И единственное, благодаря чему она до сих пор жива, – это украинские медики", - отметил Зеленский.

Президент добавил, что не может допустить, чтобы тысячи украинских медиков остались на улице.

В то же время экс-глава Минздрава Ульяна Супрун, которая запустила медреформу, раскритиковала действия нынешней власти.

"Называть "улучшением реформы" трусливый шаг в прошлое - значит лгать и презирать всех украинцев, в том числе медиков, которые заслуживают достойное и справедливое вознаграждение за свою работу", - написала Супрун на своей странице в Facebook.

Она добавила, что настоящая трансформация системы здравоохранения не может быть воплощена, когда власть стремится исключительно нравиться.

"Нельзя трансформировать уровень медицинской помощи в больницах и поликлиниках, когда ты смотришь на медиков как на электорат/потенциальный риск для местных выборов осенью", - добавила экс-глава Минздрава.

Что дальше

Министр здравоохранения Максим Степанов заявил, что Минздрав не собирается отменять реформу, однако намерен ее усовершенствовать.

Так, с 11 мая начнется детальная экспертиза всей медицинской инфраструктуры, Минздрав начинает подготовку и утверждение госстандартов предоставления медицинской помощи, "чего сейчас не существует". После этого будут разработаны новые тарифы на медицинские услуги.

"До 1 июня мы внедряем такие принципы финансирования – все учреждения здравоохранения, которые предоставляют специализированную и высокоспециализированную помощь, получают финансирование из госбюджета не меньше, чем в 2019 году. Главным закупщиком остается Национальная служба здоровья Украины. Все финансирование будет идти через нее", – сказал Степанов.

С 1 июня по государственной программе медицинских гарантий будут дополнительно финансироваться такие пакеты: первичная медицинская помощь, экстренная медицинская помощь, острый инфаркт, острый мозговой инсульт и четыре пакета лечения коронавирусной болезни Covid-19. Финансирование будет покрывать все траты, добавил министр.

6 мая Степанов также заявил, что дал поручение руководителям областных департаментов охраны здоровья до конца текущей недели (до 10 мая) полностью выплатить 300% зарплаты медикам, которые привлечены для борьбы с коронавирусом.

"Все украинские медики получили четкий сигнал: все, кто работал с больными Covid-19, должны получить 300% доплат к зарплате. Однако в некоторых регионах начали выдавать деньги за почасовую работу с Covid-19 или искать лишние запятые или точки в документах. Выплаты должны осуществиться в полном объеме - это 300% - и не надо манипуляций" - резюмировал Министр Максим Степанов.

В то же время Владимир Зеленский поручил всем председателям областных государственных администраций в ближайшие дни полностью погасить врачам задолженность по заработной плате. Президент также отметил, что в тех регионах, где будут невыплаты, главу ОГА могут минимум лишить зарплаты, а максимум - уволить с занимаемой должности.

Читайте также: