Закон 40 при расчете пенсии


Основным инструментом материального обеспечения лиц преклонного возраста в нашей стране является пенсия.

Для назначения гражданам необходимо иметь определенный стаж, в который включаются периоды труда.

Бесплатно по России

Если стаж минимален, то и размер пенсии будет небольшим, однако если он составляет свыше 40 лет, то размер выплат значительно увеличится. Об особенностях расчета пенсии для лиц с большим стажем работы можно узнать из статьи далее.

Расчет пенсии

Страховая пенсия, на которую вправе рассчитывать большинство пенсионеров, состоит из следующих составляющих:

  1. Страховая часть. Она формируется за счет накопленных страховых баллов, а их количество зависит непосредственно от объема перечислений взносов в ПФР, и выплаты фиксированного характера. Размер последней в 2019 году составляет 5334, 19 рубля.
  1. Накопительная часть. Ее формирование возможно только у тех граждан, которые выбрали соответствующий способ

Пенсия рассчитывается путем суммирования страховой и накопительной частей.

Какая надбавка полагается, если стаж 40 лет и больше

Чтобы претендовать на выплаты в виде страховой пенсии, гражданин обязан иметь определенный страховой стаж, который в 2019 году составляет 10 лет, и необходимое количество страховых баллов

Однако такие правила существует совсем недавно – после реформы 2015 года. Лица, которые проработали длительное время, имеют еще советский стаж, когда не существовало понятие «страховая пенсия».

Однако механизм назначения пенсионных выплат предусматривает валоризацию пенсионных прав, которые возникли у граждан до 2002. На данный момент весь их объем был переформатирован в баллы, поэтому условия для назначения пенсии одинаковы у граждан, у которых есть стаж до 2002 года, и лиц, начавших трудовую деятельность после него.

Учитывая особенности формирования пенсии в текущий период, в законодательстве нет каких-либо положений, регламентирующих специальные, отдельные выплаты для лиц, которые трудятся более 40 лет. Размер пенсионной выплаты непосредственно зависит от количества баллов. При этом дополнительно предусмотрены определенные «бонусы» за длительные периоды работы в виде начисления дополнительных баллов.


Так, за 30 отработанных лет (у женщин) и 35 у мужчин к ИПК прибавляется 1 балл. А за 40 лет (45 у мужчин) работы гражданину прибавляется сразу 5 баллов, что, несомненно, дает существенную прибавку к размеру пенсионного обеспечения, учитывая, что с каждым годом происходит повышение цены 1 балла.

Каких-либо дополнительных льгот за сам факт длительного периода работы на федеральном уровне не предусмотрено.

Определенные льготы дает и звание «Ветеран труда». Однако, чтобы получить данный знак отличия, претендент на него должен соответствовать одному из следующих критериев:

  • наличие рабочего стажа работы 35 лет (женщины) или 40 лет (мужчины), при этом начало трудовой деятельности должно приходиться на период ВОВ;
  • достаточный стаж трудовой деятельности для выхода на заслуженный отдых и наличие наград и поощрений за доблестный труд.

Объем льгот и надбавок лицам, имеющим почетное звание «Ветеран труда», напрямую определяется местным законодательством субъектов РФ, исходя из их бюджетных возможностей. Однако на федеральном уровне они имеют право на следующие послабления:

  • предоставление субсидий и скидок на оплату ЖКУ, в размере 50%;
  • льготный проезд в транспорте (муниципальном);
  • бесплатное зубное протезирование (только в государственных учреждениях здравоохранения).

Также работающий пенсионер, имеющий статус «Ветеран труда», может рассчитывать на еще один отпуск, помимо основного, время для проведения которого он вправе выбирать в самостоятельном порядке.

Как происходит перерасчет

Лица, имеющие большой стаж работы, в том числе и свыше 40 лет, зачастую задаются вопросом, касаемо того, каким образом специалисты ПФР будут учитывать этот факт, и нужно ли идти за перерасчетом. На практике это зависит от конкретной ситуации.

Если гражданин, будучи уже пенсионером, продолжает осуществлять трудовую деятельность, то надбавка за стаж, выражающаяся в дополнительных пенсионных баллах, требует перерасчета пенсии. Однако он происходит исключительно в беззаявительном порядке, то есть без участия пенсионера. Как правило, перерасчет проводится в августе каждого года, но на основании сумм страховых взносов, перечисленных за предыдущий период.

Если же при начислении пенсии гражданину изначально неправильно подсчитали общее количество лет стажа, то, при наличии на руках подтверждающих дополнительные года документов, он вправе рассчитывать на перерасчет. Для этого пенсионеру следует явиться в отделение ПФР с соответствующими бумагами.

Как таковой дополнительной выплаты за работу более 40 лет законодательно не предусмотрено. Однако за дополнительные периоды начисляются баллы, которые и влияют на размер материального обеспечения.

Кроме этого, при выполнении некоторых условий пенсионер может поучить статус «Ветеран труда», что также предполагает определенные выплаты, размер которых определяется решениями местных, региональных властей.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме:

Принятие закона о повышении пенсионного возраста в прошлом году затмило другое значимое событие, которое произошло в пенсионной системе в то же время, – а именно ратификацию нашим государством Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения».

С января 2019 года ряд положений этого документа стал обязательным для России, и в первую очередь обращают на себя внимание нормы о минимально допустимом уровне пенсионного обеспечения.

Согласно Конвенции величина пенсии по старости должна быть не менее 40% заработка, который получал гражданин до того, как стать пенсионером.

Сколько же придется работать на такую минимальную пенсию с учетом современных правил начисления страховых пенсий по старости?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим, сколько пенсионных баллов заработают работники с разным уровнем официального заработка:

- у первого – минимальный размер оплаты труда,

- у второго – средняя зарплата по стране по данным Росстата,

- у третьего – максимальный заработок, который учитывается в страховых взносах на его лицевом счете в ПФР.

1. Заработок на уровне МРОТ

В 2019 году федеральный МРОТ составляет 11 280 рублей: работодатели не вправе платить своим работникам меньше, если они заняты на полную ставку. Определим количество пенсионных баллов, которое начислят работнику с такого заработка.

Всего за год работник получит 135 360 рублей (11 280 рублей х 12 месяцев). Соответственно, его лицевой счет в ПФР пополнится страховыми взносами в размере 16% от 135 360 рублей – т.е. 21 657,60 рублей.

Чтобы посчитать пенсионные баллы, нужно сопоставить сумму страховых взносов работника с максимальным значением взносов на этот год – 184 000 рублей (1 150 000 х 16%, где 1 150 000 – это предельная величина базы для исчисления страховых взносов на ОПС в 2019 году).

Получаем: 21 657,60 / 184 000 = 0,1177. Умножая это частное на 10, получаем сумму пенсионных баллов за 2019 год: 1,177. Переведем баллы в деньги, учитывая, что стоимость одного балла в этом году составляет 87,24 рублей – 102,68 рублей за 1,177 балла.

Таким образом, чтобы получать пенсию в сумме 40% от заработка (4 512 рублей) нашему работнику потребуется отработать… почти 44 года.

К счастью, есть возможность повысить пенсию за счет фиксированной выплаты и социальной доплаты – но они не зависят от заработка работника и назначаются по «уравнительному» принципу.

Достаточно проработать не менее 15 лет и иметь на лицевом счете 30 баллов, чтобы получать минимальную пенсию в размере прожиточного минимума.

2. Заработок на уровне средней зарплаты по России

Возьмем среднюю зарплату по России за первое полугодие 2018 года – 42 550 рублей. При такой зарплате работник получит за год 510 600 рублей или 81 696 рублей страховых взносов на свой лицевой счет в ПФР. Подсчитаем его пенсионные баллы:

- 81 696 / 184 000 х 10 = 4,440 балла.

В денежном выражении на 2019 год это составляет 387,35 рублей.

С учетом этого на минимальную пенсию в 17 020 рублей (40% от заработка) нужно работать также почти 44 года.

3. Заработок на уровне максимума

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на ОПС составляет на этот год 1 150 000 рублей.

Все, что работник получает за год сверх этой суммы, не отражается на его лицевом счете в виде страховых взносов. Соответственно, максимум заработка для страховых взносов в 2019 году – 95 833 рубля в месяц.

Этот заработок дает 10 пенсионных баллов или 872,40 рублей к пенсии. 40% от указанного заработка составляет 38 333,20 рублей. Зарабатывая по 10 баллов ежегодно, такую пенсию можно получить также через 44 года стажа.

Но с учетом того, что 10 баллов к пенсии засчитываются только с 2021 года (согласно переходным положениям Закона о страховых пенсиях), эта цифра несколько увеличится.

Иными словами, если опираться исключительно на страховую пенсию, то 40% заработка с ее помощью можно компенсировать лишь после 44 лет непрерывного труда.

То есть мужчины к 65 годам выхода на пенсию по старости как раз успевают ее заработать, если начнут свою трудовую деятельность с 20 лет. Женщины выходят на пенсию на 5 лет раньше, поэтому не откладывая выход на пенсию на более поздний срок, 40% заработка им компенсировать не удастся.

Конечно, это только примерные вычисления, не учитывающие те или иные конкретные обстоятельства и возможные изменения в правилах начисления пенсии в будущем, но итоговый результат все равно будет не слишком оптимистичным.

Как видно, без дополнительных форм пенсионного обеспечения явно не обойтись – поэтому большие надежды возлагаются на систему накопительных пенсий (о предстоящей реформе ИПК я ранее рассказывала здесь ).

Судебная практика и законодательство — 400-ФЗ О страховых пенсиях

1. Настоящие Правила определяют порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых не урегулировано соответствующими федеральными законами (законами Российской Федерации), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и которые получали денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2014, N 2 (поправка); 2015, N 27, ст. 3964; N 2016, N 1, ст. 5; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7477, 7486) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2016, N 22, ст. 3091), в случае отказа гражданина от получения указанных пенсий;

Вместе с тем, Федеральные законы от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и другие законодательные акты в сфере пенсионного обеспечения не используют термин "пенсионное законодательство".

Пункт 19 части 1 статьи Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"

Застрахованные лица, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов, представляют в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о периодах, включаемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" .

размеры страховых пенсий, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", подлежат корректировке в связи с установлением указанной стоимости одного пенсионного коэффициента.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2017 г.

2. Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента, утвержденного настоящим постановлением, для индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного Федеральным законом "О страховых пенсиях".

1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:

"1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:";

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.


Условия назначения пенсии

В текущем году в России существует несколько видов пенсии: накопительная, страховая и пенсия по государственному обеспечению.

Страховая пенсия подразумевает ежемесячные выплаты гражданам, которые компенсируют им отсутствующий доход от трудовой деятельности. Правовые основы назначения данных выплат регулирует ФЗ 400 о страховых пенсиях от 28 декабря 2013 года.

Виды страховых выплат и условия их назначения

В Федеральном законе выделяют 3 вида пенсии: по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца. Каждый вид обеспечения имеет свои особенности, подробно описанные в законе.

Условия назначения пенсии по старости:

  • достижение пенсионного возраста: 60 и 55 лет у мужчин и женщин соответственно;
  • наличие трудового стажа 15 лет и более;
  • размер индивидуального пенсионного балла должен быть не менее 30.

Определенные категории граждан могут воспользоваться правом на досрочное получение страховых выплат. К ним относятся: работники с вредными условиями труда, жители Крайнего Севера, граждане со сроком работы не менее 25 лет в сфере здравоохранения, лица, имеющие особый социальный статус. В ФЗ 400 подробно описаны условия, при которых работники выходят на пенсию раньше срока.

Условия назначения выплат по инвалидности:

  • наличие инвалидности 1, 2 или 3-ей группы;
  • устанавливается независимо от причины нездоровья, а также продолжительности страхового стажа гражданина;
  • если период работы отсутствует, выделяется социальная пенсия по инвалидности.

Страховая выплата осуществляется на протяжении всего срока инвалидности. При наступлении пенсионного возраста она может быть заменена на пенсию по старости. Размер нового обеспечения будет не меньше пособия по инвалидности.

Категории граждан, имеющих право на пенсию в случае потери кормильца:

  • нетрудоспособные члены семьи, которые находились на содержании погибшего кормильца;
  • усыновители;
  • отчим и мачеха в случае воспитания ребенка не меньше 5 лет;
  • родители или супруг, не находящиеся на содержании кормильца, но утратившие доход после его смерти.

Выплата по потере кормильца осуществляется как бессрочно, так и до достижения получателем трудоспособного возраста. Страховая пенсия выплачивается при условии наличия трудового стажа у кормильца.

Страховой стаж как одно из условий выплаты пенсии

Страховой стаж определяется как сумма периодов работы, за которые были уплачены пенсионные взносы. Помимо сроков трудовой деятельности в стаж включаются:

  1. годы прохождения военной службы;
  2. периоды временной нетрудоспособности;
  3. отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, с ограничением не более 6 лет суммарно;
  4. время получения выплаты в случае безработицы;
  5. период нахождения под стражей невиновных граждан;
  6. промежуток времени, необходимый для ухода за инвалидом 1 группы, лицом в возрасте старше 80 лет;

Указанные периоды включаются в трудовой стаж только при условии, что им предшествовала и за ними следовала рабочая деятельность.

Подсчет длительности страхового стажа осуществляется календарным способом. Интервалы работы подтверждаются на основе данных персонифицированного учета. В случае если сведений учета недостаточно, могут понадобиться дополнительные документы:

  • трудовая книжка;
  • письменный трудовой или гражданско-правовой договор;
  • авторское или лицензионное соглашение.

При утрате документов, подтверждающих трудовой стаж, возможен учет рабочей деятельности на основании показаний 2-х свидетелей. Они должны подтвердить факт совместного труда и предоставить соответствующие бумаги.

Показатели, необходимые для расчета страховой пенсии

Согласно ФЗ 400 о страховых пенсиях размер выплат определяется по формуле:

  • Сп – страховая пенсия;
  • ИПк – индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СПк – стоимость одного ИПК на день установления выплаты.

Указанная формула используется для расчета выплат гражданам, которые начали трудовую деятельность в 2015 году. Пенсионные права граждан, сформированные до 2015 года, переводятся в сумму индивидуальных баллов, и к этой величине прибавляются новые показатели за работу после 2015 года.

Индивидуальный пенсионный коэффициент

Показатель формируется за счёт начисленных и уплаченных взносов в Пенсионный фонд РФ и рассчитывается по формуле:

  • ИПК — индивидуальный показатель на день, с которого начинается страховая выплата;
  • ИПКс — показатель за периоды работы до января 2015 года;
  • ИПКн — персональный коэффициент за сроки трудовой деятельности после января 2015 года;
  • КвСП — величина повышения пенсионного коэффициента.

Схема расчета баллов за периоды работы до и после января 2015 сводится к суммированию коэффициентов за все календарные годы стажа. Иные сроки, не включенные в трудовую деятельность, засчитываются по формуле с коэффициентом 1,8. Этапы ухода за ребенком до полутора лет включаются в расчет с показателем 1,8, 3,6 и 5,4 соответственно за первого, второго, третьего и четвертого ребенка.

Коэффициент увеличения ИПК используется в следующих случаях:

  • при назначении пенсии по старости позднее предусмотренного законом возраста;
  • при отказе от установленных выплат, назначенных досрочно, с последующим восстановлением права на пенсию;
  • при расчете страховой выплаты при потере кормильца, который не обращался за получением пенсии по старости.

Федеральным законом также установлены максимальные значения индивидуального коэффициента за календарный год. Они ограничены следующими показателями:

  • не больше 6,25 для граждан, у которых в соответствующем году уплачены взносы на накопительную часть пенсии;
  • не больше 10, если оплата осуществляется только на страховую часть будущей пенсии.

Стоимость одного пенсионного коэффициента

Величина одного коэффициента повышается каждый год с 1 февраля и утверждается в законе о бюджете Пенсионного фонда. На стоимость показателя влияет рост индекса потребительских цен за предыдущий год. Изменение стоимости коэффициента с 2015 года представлено в таблице.


Действующая балльная система для начисления пенсии ориентируется на размер страховых отчислений с доходов будущих пенсионеров.

Стаж в обновленной формуле не играет ключевой роли. Но этот показатель важен для тех, кто начал свою трудовую деятельность до 2002.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Стажевый коэффициент предназначен для числового отражения степени влияния на итоговый размер пенсии наработанного стажа. Его используют применительно к опыту работы до 2002. В современной формуле он конвертируется в показатель пенсионного капитала.

Для стажевого коэффициента установлена планка минимально необходимого стажа:

  • для мужского населения она равна 25 годам;
  • для женщин его значение находится на уровне 20 лет.

При соблюдении этого количества отработки на условиях официального трудоустройства пенсионеру по старой формуле назначалось пособие в размере 55% от его среднего дохода.

От чего зависят пенсионные баллы?

Стажевой коэффициент зависит от общего количества проработанных лет до 2002. Его значение может варьироваться в диапазоне от 0,55 до 0,75 единиц. Если минимальная планка не достигнута, то будут применяться механизмы понижения пенсии.

В качестве общего стажа для начислений по старым нормативам засчитывались периоды:

  1. прохождения обучения в учебных заведениях после окончания средней школы;
  2. осуществления ухода за инвалидами 1 группы, детьми с инвалидностью, нуждающимися в присмотре престарелыми людьми;
  3. необоснованного пребывания под стражей или в ссылке;
  4. ухода за малолетними детьми (в возрасте до 3).

Дополнительным фактором влияния может быть применение повышающего коэффициента. Это актуально для случаев работы в зоне отчуждения после произошедшей аварии на ЧАЭС, прохождения службы по призыву, излечения от травмы, полученной во время боевых действий.

Таблица значений

Стажевые коэффициенты для расчета пенсии по старости отличаются в зависимости от пола пенсионера и общего значения проработанного времени. Для женщин таблица будет выглядеть так:

Общий стаж работы в годах Процентное отношение к среднему заработку Величина коэффициента по стажу
20 55 0,55
21 56 0,56
22 57 0,57
23 58 0,58
24 59 0,59
25 60 0,60
26 61 0,61
27 62 0,62
28 63 0,63
29 64 0,64
30 65 0,65
31 66 0,66
32 67 0,67
33 68 0,68
34 69 0,69
35 70 0,70
36 71 0,71
37 72 0,72
38 73 0,73
39 74 0,74
40 75 0,75

Для мужской части пенсионеров распределение происходит следующим образом:

Общий стаж работы в годах Процентное отношение к среднему заработку Величина коэффициента по стажу
25 55 0,55
26 56 0,56
27 57 0,57
28 58 0,58
29 59 0,59
30 60 0,60
31 61 0,61
32 62 0,62
33 63 0,63
34 64 0,64
35 65 0,65
36 66 0,66
37 67 0,67
38 68 0,68
39 69 0,69
40 70 0,70
41 71 0,71
42 72 0,72
43 73 0,73
44 74 0,74
45 75 0,75

Влияние на размер выплаты

Расчет пенсионных выплат при наличии отработанных лет до 2002 может реализовываться двумя способами:

  1. по старым правилам с учетом расчетного пенсионного капитала, в который преобразовываются стажевые коэффициенты;
  2. по обновленной формуле (основополагающие нормы приводятся в Законах «О трудовых пенсиях в РФ», зарегистрированном под № 173-ФЗ 17 декабря 2001, и «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, датированный 28.12.2013 г.).

В итоге при назначении пенсии выбор делается в пользу метода, по которому величина пенсионного обеспечения окажется больше.

По формуле стажевый коэффициент перемножается со значением среднего заработка по стране за 3 квартал 2001 года и отношением зарплаты застрахованного человека за период с 2000 по 2001 или за любые другие 5 лет (до 2002) к среднемесячному доходу по России за соответствующий временной интервал.

Как рассчитать?

Стажевой коэффициент для пенсии рассчитывается в пять этапов:

  1. Подсчет общего стажа. Он производится на основании трудовой книжки или выписок из приказов с другими подтверждающими документами. Периоды считаются по каждой организации по датам приема и увольнения.
  2. Вычисление суммы полученных периодов работы на всех предприятиях. Стаж на данном этапе удобно учитывать в календарных днях.
  3. Преобразование календарных дней в целые годы. За 1 год берется промежуток времени, равный 360 дням. Годы можно переводить в месяцы из расчета 30 дней в месяце.
  4. Приведение полученной величины к единому числовому значению. Для этого определяется количество полных лет опыта работы, а оставшиеся месяцы путем деления на 12 переводятся в годы. В итоге может получиться число с одним или двумя знаками после запятой.
  5. Количество вычисленных лет стажа умножается на фиксированную величину оценки 1 года. Последнее значение берется из региональных нормативных актов законодательства.

Рассчитанный стажевой коэффициент далее будет умножен на среднемесячную зарплату пенсионера для определения расчетного значения выплаты в рамках пенсионного обеспечения.

Использование таких коэффициентов актуально для людей со смешанным стажем или опытом только в периоды, когда не практиковался персонифицированный учет сумм заработка и страховых взносов (до 2002).

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: