Закон о пенсионных правоотношений

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 21 июня, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 28 марта, 3 мая, 1 июля 2011 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 1, 18 июля 2017 г., 7 марта, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

15 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Определяется круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсию имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются. Назначаются следующие виды пенсий: за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальная пенсия. Определяются условия одновременного получения двух пенсий.

Устанавливаются условия назначения пенсий различным категориям граждан, их размеры, порядок подсчета стажа, перерасчета пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки.

Определяется порядок установления до 1 января 2004 года пенсий гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности. Ранее назначенные пенсии пересчитываются по новым нормам. Если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, исчисленной по новым нормам, то продолжает выплачиваться пенсия в прежнем размере. Лица, получавшие социальную пенсию, предусмотренную Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на получение ранее назначенной пенсии в сохраненном размере и в прежнем порядке.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие абзацев четвертого и шестого статьи 25 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2011 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 3 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

1. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя;

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;

6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.

2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

3. Лица, указанные в подпунктах 1, 2, 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

5. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов на соответствующие счета Федерального казначейства с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.

Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период.

Суммы страховых взносов уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Лицам, указанным в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом положений абзаца седьмого настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, определяемому согласно абзацу четвертому настоящего пункта. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года указанными лицами составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода, определяемого согласно абзацу четвертому настоящего пункта.

6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

7. Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии".

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2001 года

5 декабря 2001 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации

"б(1)) периоды уплаты страховых взносов физическими лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

Вместе с тем, Федеральные законы от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и другие законодательные акты в сфере пенсионного обеспечения не используют термин "пенсионное законодательство".

Согласно пункту 2 статьи 243 Кодекса сумма ЕСН (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) (далее - страховые взносы) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).

По строке 0300 отражается сумма примененного налогоплательщиком за налоговый период налогового вычета при исчислении суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, в виде суммы начисленных за этот же период платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 1, ст. 2, ст. 13; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3088; N 49, ст. 4854, ст. 4856; 2005, N 1, ст. 9; N 45, ст. 4585; 2006, N 6, ст. 636; N 31, ст. 3436) и отраженных в графе 6 по строке 0200 Раздела 2 Декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ;

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3028; 2003, N 1, ст. 13; N 46, ст. 4431; 2004, N 31, ст. 3217; 2005, N 1, ст. 9; N 19, ст. 1755; 2006, N 6, ст. 636; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3619; N 52, ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7036, 7037, 7040; 2012, N 50, ст. 6965, 6966; 2013, N 30, ст. 4044, 4084; N 49, ст. 6352; N 52, ст. 6961, 6975; 2014, N 30, ст. 4219; N 49, ст. 6912, 6919; 2015, N 27, ст. 4001; 2016, N 1, ст. 41, 47) (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ);

В день увольнения застрахованного лица или в день прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" начисляются страховые взносы, страхователь обязан передать застрахованному лицу сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.3 настоящей статьи.";

45. Основанием для начала выполнения административной процедуры по вынесению решения об установлении (отказе в установлении) федеральной социальной доплаты к пенсии является наличие у территориального органа ПФР сведений о выплатах, учитываемых при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, и о факте прекращения осуществления работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Э.П. Кочедыков оспаривает конституционность пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), согласно которому в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

привлечение физических лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями), за которых уплачиваются страховые взносы на финансирование накопительной пенсии (далее - застрахованные лица), для организации работы по оформлению с застрахованными лицами от имени фонда договоров ОПС в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и полномочиями, предоставленными агенту договором;

Деятельность негосударственных пенсионных фондов (в части действия федеральных законов "О негосударственных пенсионных фондах", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", "О накопительной пенсии", "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти)

Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина ( семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимости от видов выплачиваемой пенсии существуют следующие пенсионные правоотношения:

б) за выслугу лет;

в) по инвалидности;

г) по случаю потери кормильца;

д) по поводу социальной пенсии.

Все эти виды правоотношений, как указывалось, определяются основным юридическим фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному

соответствующем процедурном правоотношении правом гражданина ( семьи) на

определенный вид и размер пенсии. И здесь мы разделяем такую точку зрения А. Д. Зайкина и В. А. Тарасовой[57]. Однако В. С. Андреев в ранее указанном учебнике считает, что « назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Здесь он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение лишь устанавливает наличие у гражданина (семьи) этого права и назначает пенсию. При этом выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина ( семьи) такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позднее, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии.

С назначением пенсии комиссией по назначению пенсии процедурное правоотношение, как ранее указывалось, трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером.

В пенсионных правоотношениях правомочные субъекты — пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии, т.е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидности — пенсионер по инвалидности одной из трех групп инвалидности и ее причин (от трудового увечья, или от военной травмы, или от общего заболевания).

В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца.

Зайкин А. Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М, 1974; Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974. С. 126.

В правоотношении о социальной пенсии правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий трудового стажа, или семья при смерти такого кормильца.

Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение. Так, в пенсионном правоотношении о пенсии по старости объектом данной юридической связи гражданина и соответствующего органа является регулярное получение пенсии по старости, а в правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца — получение данной пенсии семьей умершего (погибшего) и т.д.

Содержание пенсионного правоотношения — это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Поэтому укажем, что обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах; обязанностью органа социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.

Пенсионные правоотношения, общие положение

Теория правоотношений достаточно детально разработана юридической наукой, хотя предлагаются различные дефиниции этого понятия. В качестве его общих признаков обычно указывают: связь с нормами права; наличие индивидуализированной связи между его участниками через субъективные права и обязанности; гарантированность этой связи принудительной силой государства.

В соответствии с нормативистской конструкцией права норма - это идеальная модель правоотношения. Реализуя норму, субъекты права вступают в правоотношения, осуществляют права и обязанности, несут ответственность за нарушения. Таким образом, правоотношение понимается как общественное отношение между людьми и их организациями, урегулированное правовой нормой и состоящее во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей его участников.

В настоящее время, основным законодательным актом, регулирующим порядок назначения, и исчисления трудовых пенсий является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 01 декабря 2007 г.).

Наряду с названным законом в систему пенсионного законодательства входят Законы "Об основах обязательного социального страхования", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации.

Легальное определение трудовой пенсии дается в ст.2 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.5 ФЗ "О трудовых пенсиях", лицам, имеющим право на трудовую пенсию, могут быть установлены следующие виды пенсий по старости и по инвалидности, которые состоят из базовой, страховой и накопительной частей, а также по случаю потери кормильца, состоящей из базовой и страховой частей.

Специалисты делят вышеобозначенные виды пенсии на три группы:

Первую группу составляют пенсии, которые предоставляются в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности).

Вторую группу образуют пенсии, выплачиваемые в целях компенсации вреда, причиненного:

  • - при прохождении военной и приравненной к ней службы (во внутренних войсках МВД и в Железнодорожных войсках РФ, ФСБ России и др.);
  • - в результате радиационных и техногенных катастроф (на Чернобыльской АЭС в 1986 г., на Семипалатинском военном полигоне в 1949 г. и в 1962 г., на производственном объединении "Маяк" в 1957 г. и др.).

В третью группу входят социальные пенсии, выплачиваемые нетрудоспособным лицам в целях предоставления им средств существования. Право на них не зависит от какой-либо трудовой или общественно-полезной деятельностью в прошлом.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, определяемым ФЗ "О государственных пенсионном обеспечении в РФ".

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается только одна пенсия по их выбору.

Ключевым понятием в определении пенсии выступает страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются (засчитываются):

  • - период работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся на территории России лицами, застрахованными в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании (далее - застрахованные лица);
  • - периоды работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами России, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или ее международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
  • - иные периоды, к которым относятся:
  • · прохождение военной службы, а также иной приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
  • · получение пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • · уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • · получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • · содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и отбывание наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • · уход трудоспособного лица за инвалидом I степени, ребенком - инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет.

Особо следует отметить, что в трудовой стаж включаются период получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности, независимо от уплаты за этот период обязательных платежей, и периоды ежегодно оплачиваемых отпусков, в том числе дополнительных.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

Порядок подсчета страхового стажа определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555.

Сохраняется в действующем законодательстве и понятие трудового стажа. Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Главой II ФЗ "О трудовых пенсиях" предусмотрены условия назначения трудовой пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

Пенсионный возраст, как и до принятия поправок в данном Законе, сохранился и по общему правилу составляет для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет. Однако ст.27 и 28 Закона предусмотрена возможность досрочного назначения трудовой пенсии отдельным категориям граждан и лицам, работающим на определенных видах работ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России или ее международным договором.

Одним из базисных институтов социального обеспечения является пенсия за выслугу лет. Именно исследование правовых основ пенсии за выслугу лет и является объектом нашего исследования.

О намерении государства ввести для государственных служащих пенсии за выслугу лет впервые говорилось в ст. 19 Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации". Данная статья закрепляла, что государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом, который в то время так и не был принят.

До принятия соответствующего федерального закона пенсионное обеспечение указанных лиц регулировалось Указом Президента РФ от 16.08.95 №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" (в ред. от 13.12.2000). Согласно названному указу этим категориям граждан устанавливалась ежемесячная доплата к государственной пенсии. Федеральным государственным служащим доплата устанавливалась при наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55% месячного денежного содержания федерального государственного служащего. Размер доплаты увеличивался на 3% месячного денежного содержания за каждый полный год выслуги свыше установленной, при этом сумма пенсии и доплаты не могла составлять более 80% месячного денежного содержания указанных лиц.

Иные условия предусматривались для лиц, замещавших государственные должности. Они имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии независимо от продолжительности стажа государственной службы. При этом размер ежемесячной доплаты определялся им с таким расчетом, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 80% месячного денежного содержания указанных лиц.

Указом Президента РФ от 15 июня 1999 г. N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" устанавливается, что право на ежемесячную доплату к государственной пенсии имеют лица, замещавшие государственные должности РФ на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий в связи с их виновными действиями. Изменился и порядок определения размера доплаты указанным лицам. Сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней при замещении государственной должности РФ от одного года до трех лет составила 55%, свыше трех лет - 75% месячного денежного вознаграждения. Месячное денежное вознаграждение определялось по выбору получателя ежемесячной доплаты либо по государственной должности РФ, замещавшейся на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, либо по последней государственной должности РФ, полномочия по которой были прекращены.1.2 Субъекты и объекты пенсионных правоотношений

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет одновременно права по двум или трем видам пенсии (по старости, за выслугу лет и по инвалидности). Но в пенсионное правоотношение он может вступить лишь по одному виду пенсии по его выбору. Даже в тех случаях, когда фактически реализуется право на два вида пенсии (для инвалидов войны, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по инвалидности, а также для родителей погибшего от военных действий, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по случаю потери кормильца), пенсионное правоотношение по выплате пенсии возникает одно, так как комиссия, назначая пенсию, определяет ее размер с учетом размера и второй пенсии. С назначением пенсии комиссией по назначению пенсии процедурное правоотношение, как ранее указывалось, трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером.

В пенсионных правоотношениях правомочные субъекты - пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии, т.е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидности - пенсионер по инвалидности одной из трех групп инвалидности и ее причин (от трудового увечья, или от военной травмы, или от общего заболевания). В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца. В правоотношении о социальной пенсии правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий трудового стажа, или семья при смерти такого кормильца. Вторым субъектом во всех указанных пяти видах пенсионных правоотношений является обязанный выплачивать назначенную пенсию орган социального обеспечения, а для военнослужащих - соответствующий орган Министерства обороны (МВД, ФСБ). пенсионный выслуга стаж

Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение. Так, в пенсионном правоотношении о пенсии по старости объектом данной юридической связи гражданина и соответствующего органа является регулярное получение пенсии по старости, а в правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца - получение данной пенсии семьей умершего (погибшего) и т.д.

Читайте также: