Закон о повышении пенсий для чиновников

Государственный служащий – это работник, который выполняет функции в соответствии с занимаемой должностью, трудоустроен на государственную службу и получает заработную плату из бюджета страны. Категория обладает как распорядительными, так и контрольными функциями.

Они получают право на льготную пенсию при наличии 16 лет стажа. Индексация происходит ежегодно совместно с повышением содержания.

Бесплатно по России

Особенности пенсии госслужащим

Государственные служащие имеют право получить одновременно 2 пенсии:

  • за выслугу лет в соответствии с ФЗ №166 «О государственном пенсионном обеспечении»;
  • долю страхового обеспечения по старости в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях».

Теперь первую пенсию могут получить только те, кто отработал не 15 лет, а 20 лет (увеличивается поэтапно).

Увеличился для них и пенсионный возраст: для мужчин теперь он составляет 65 лет, а для женщин 63 года.

Для получения первого вида пенсии необходимо соблюдать несколько условий:

  • достижение выше представленного возраста;
  • непрерывный трудовой стаж не меньше года перед уходом на пенсию;
  • увольнение только по согласованию между сторонами, к примеру, при изменении условий контракта, ликвидации или по сокращению.

Человек может получить пенсию и ранее представленного возраста, но тогда стаж работы на госслужбе должен быть не меньше 25 лет, а непрерывный срок 7 лет. При ликвидации государственного органа и при сокращении возможно получить обеспечение и без отработки года.


На страховое обеспечение государственные деятели вправе рассчитывать после 15 лет трудоустройства, куда включается трудовой стаж на государственной службе. Выплачивается только при наличии нужного количества баллов и достижения возрастной планки.

В страховые выплаты включены периоды:

  • вся деятельность, за период которой оплачивались взносы в обязательное пенсионное страхование;
  • период госслужбы;
  • иные сроки, которые указаны в статье 12 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Страховой платеж осуществляется на основании количества пенсионных баллов, которые умножаются на стоимость одного ИПК. Государственные деятели получают сумму без фиксированной ставки.

Если человек продолжает трудовую деятельность после выхода на обеспечение, то ему положен перерасчет, так как он оплачивает далее взносы в Пенсионный Фонд России.

В этом случае перерасчету подлежит доля страхового обеспечения на основании полученных баллов, которые ранее не были учтены при исчислении выплаты. Перерасчет осуществляется автоматически ежегодно в августе без предоставления соответствующего заявления.

Индексации и перерасчеты пенсии госслужащим в 2020 году

На данный момент пенсия начисляется в размере 45% от среднего заработка, если человек соответствует критериям. За переработку в 3 года добавляется еще 3% от заработной платы.

При расчете оплаты в 2020 году не включаются отпуска без сохранения заработной платы, по беременности и родам, а также разные выплаты по уходу за несовершеннолетним. Сумма пособий, рассчитанные для получения в представленный период, также не учитываются при окончательном подсчете. Не учитываются и денежные средства, которые оплачивались на основании больничного листа.

Индексация коснулась пенсии прокуроров, судей и иных госслужащих. Поскольку пенсионное обеспечение бывших сотрудников не росло, то было принято решение индексировать пенсию ежегодно – изначально в 2019 году на 4%, теперь еще и в 2020 году на аналогичный показатель. Планируется повышение еще на 4% в 2021 году. Пока дальнейшая инициатива получила поддержку вышестоящего руководства.

Пенсия судей также будет пересмотрена. Планируется увеличить заработную плату на 30%, но все будет зависеть от стажа.

Перерасчет выплаты по выслуге лет

Перерасчет обеспечения по выслуге лет осуществляется ежегодно, если работник продолжает трудовую деятельность. Соответственно расчет происходит исходя из количества лет выслуги.

Будет ли индексация страховой пенсии

Согласно действующим правовым актам и решения Правительства, ежегодно перерасчитывается и страховое пенсионное обеспечение путем повышения фиксированной суммы и роста потребительской корзины.

Индексация страховой пенсии осуществляется ежегодно, также ежегодно растет пособие по возрасту или инвалидности, но не охватывает категорию чиновников. Но работающий пенсионер сможет рассчитывать на доплату к пособию на основании полученного ИПК.

Страховая пенсия для государственных служащих выплачивается без учета фиксированного платежа, общий порядок индексации не распространяется для данной категории лиц. А те, кто после оформления пенсии продолжил работать, вправе получить ежегодную доплату с учетом индивидуального коэффициента.

Правило распространяется на всех пенсионеров, в том числе и тех, кто продолжает свою трудовую деятельность в госструктуре или коммерческой организации.

Перерасчет осуществляется каждого года в первых числах августа после подсчета индивидуальных баллов, которые накопились с момента начисления обеспечения на дату расчета.

Пример перерасчета

По выслуге лет расчет происходит следующим образом. К примеру, государственное обеспечение по выслуге лет для гражданина Иванова П.П. назначена в размере 25000 рублей. Он отработал необходимый период времени для получения пенсии.

Перерасчет пенсии в этом случае будет выглядеть следующим образом 25000*0,45=11250 рублей.

Затем продолжил свою деятельность для увеличения дохода. Проработал он еще год. Получаем следующую формулу 25000*0,45+3%*25000*1 год = 12000 рублей. Эта сумма подлежит уплате после оформления пенсии до первого срока перерасчета, если человек далее продолжает трудовую деятельность на госслужбе или в коммерческой организации.

То есть со следующего года он будет получать представленную сумму..

Индексация по страховой выплате. Иванов П.П оформил сразу две выплаты: по выслуге лет и страховую часть. Пенсия на основании индивидуальных баллов составляет 39. На 2020 год стоимость ИПК – 93 рубля. Итого: 39*93=3627 рублей.

Как только Иванов получил пенсию, он уволился с государственной инстанции (апрель) и перешел на другую работу в коммерческую организацию. С периода увольнения по период расчета у гражданина накопились баллы в размере 0,98. Доплата составит 1,91+93=94,91 рублей. То есть в следующем периоде он уже будет получать 3721,91 рублей.

Заключение

Работать государственным служащим выгодно, так как именно они могут получить сразу 2 пенсии. Мало того, если человек продолжает свою трудовую деятельность после выхода на государственное обеспечение, он вправе получить перерасчет и индексацию на основании полученных коэффициентов. Перерасчет происходит автоматически без личного присутствия пенсионера.

Полезное видео

Что изменилось в выплате пенсии госслужащим в текущем году смотрите в видео:


Все граждане России предпенсионного возраста замерли в тревожном ожидании: уже не первый год в правящих кругах обсуждается вопрос о необходимости увеличения пенсионного возраста. Несмотря на дефицит бюджета и стремление властей сэкономить средства любыми способами, с наступлением 2020 никаких изменений, касающихся повышения возраста выхода на пенсию, в законодательство внесено не было.

Тем не менее, соответствующие предложения и законопроекты Министерство труда вносит с завидной регулярностью. В первую очередь чиновники планируют сэкономить на пенсиях госслужащих. Какие изменения в закон о пенсиях госслужащих в 2020 году будут внесены и чего ждать гражданам, работающим на государственных должностях?

Что будет с пенсиями государственных служащих в 2020 году?

В конце 2015 года депутатами Государственной думы в первом чтении был принят проект закона о постепенном повышении пенсионного возраста для лиц, трудящихся на госслужбе. Изначально предполагалось, что он вступит в силу уже в июле 2016 года, однако затем чиновники изменили свое решение, перенеся срок вступления закона в силу на 1 января 2017 года.

Разработанный нормативный акт, который вносит изменения в действующее законодательство, регулирующее порядок и сроки начисления пенсий, содержит следующие поправки:

Изменение минимального размера трудового стажа, необходимого для начисления пенсии за выслугу лет


В настоящее время размер такого стажа на федеральном уровне составляет 15 лет, а на уровне регионов варьируется в пределах от 10 до 20 лет. С вступлением в силу нового закона минимальный срок нахождения на государственной службе составит 20 лет, причем переход будет осуществляться постепенно, посредством его увеличения на полгода по истечению каждого года.

Повышение возраста, по достижению которого госслужащие имеют право на получение пенсии

Пенсионный возраст будет постепенно увеличиваться до тех пор, пока не достигнет отметки в 65 лет для мужчин (в 2026 году) и в 63 года для женщин (в 2032 году). Повышение также будет происходить постепенно: каждый год возраст выхода на пенсию будет увеличиваться на 6 месяцев. Однако такое изменение в законодательстве, по словам заместителя главы Министерства труда РФ А. Пудова, коснется только тех госслужащих, которые продолжат трудиться на госслужбе.

В том случае, если гражданин, занимающий государственную должность, оставит ее по какой-либо причине, он получит право на назначение пенсии по старости по достижению им 60 лет (55 лет – для женщин).

Изменение требований к стажу работы в федеральном парламенте, который предоставляет право на получение ежемесячной надбавки к пенсионным выплатам

В настоящее время размер такой надбавки составляет 55% от размера ежемесячной заработной платы депутатов или сенаторов в том случае, если они занимали указанную должность на протяжении периода от 1 года до 3 лет, и 75% – если они работали в Федеральном собрании более 3 лет. С момента вступления в силу рассматриваемого закона, эти сроки увеличатся до 5 и 10 лет соответственно.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как
решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
Москва и область: +7 (495) 332-37-92
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 449-42-27
Все регионы РФ: 8 (800) 700-87-76
Консультация бесплатна!

Изменения в законодательстве, касающиеся увеличения пенсионного возраста госслужащих, вероятно, станут «пилотным» проектом по внедрению новых законов, которые изменят возраст выхода на пенсию для всех россиян. Тем не менее, в настоящее время никаких новых законов, регулирующих порядок выхода на пенсию и расчета ее размера для государственных служащих нет, а это значит, что до конца 2020 года их право на получение пенсионных выплат останется неизменным.

К категории пенсионеров, занимавших или занимающих должности государственных служащих, принято относить работников прокуратуры, службы судебных приставов, судебных органов, сотрудников полиции. Пенсионный возраст госслужащих в рамках проведенной в прошлом году реформы был изменен.



Пенсионный возраст госслужащих - основные положения реформы

Положения новой реформы затронут категории государственных служащих, кому в текущем году предстоит выход на пенсию, а также тех служащих, чей пенсионный возраст пришелся на конец 2015 года. Последние получили возможность остаться на своих рабочих местах.

Реформа в полной мере вступила в действие в 2016 году. 2016 год обозначен как переходный период. Так, для чиновников предусмотрено постепенное увеличение пенсионного возраста. Окончательно пенсионный возраст госслужащих в России по последним новостям возрастет до 65 лет. Продолжить службу можно будет и до 70 лет, но пенсия выплачиваться не будет. Так, если служащий вышел на пенсию в 65 лет, а в 67 вновь вернулся на службу, то выплата пенсии приостановится. Но восстановиться в должности чиновник сможет лишь в первые три года после официального ухода на пенсию.

Во многом причина таких реформ заключается в том, что, даже выйдя на пенсию, многие чиновники продолжают трудовую деятельность, одновременно получая и пенсию, и зарплату. В связи с этим и был увеличен и возраст выхода на пенсию.

С другой стороны необходимость реформ обусловлена дисбалансом между трудоспособным населением и населением, которое должно по возрастным показателям завершать трудовую деятельность. Такая ситуация может привести к краху пенсионной системы в стране.

Так, установленные еще в 1932 году пенсионные возрасты: 55 – для женщин и 60 лет для мужчин сегодня претерпевают вынужденные изменения. Так женщинам дано право трудиться до 60 лет, а мужчинам – до 65 лет. Кроме того, продолжить трудовую деятельность можно и до 70 лет, но без начисления пенсии. Вероятно, пенсионный возраст госслужащих в 2020 году будет изменен.

Как будет проходить реформа и начисляться пенсия?

Пенсионный возраст госслужащих новости описывают как поэтапный процесс.

  • Повышаться он будет поэтапно – госслужащим ежегодно прибавляться по 6 месяцев. Иными словами, например, сотруднику должно исполниться в декабре 60 лет, но реформа добавит ему еще 6 месяцев, которые необходимо отработать до пенсии, в следующем году будет прибавлено еще полгода. Одновременно с этим будет возрастать и срок стажа.
  • Так, специальный трудовой стаж будет увеличен с 15 до 20 лет.
  • При этом пенсия по выслуге лет будет исчисляться в размере 45% от зарплаты чиновника. Также положения новой реформы предусматривают ежегодное увеличение пенсии по выслуге лет на 3%, но в совокупности она не может превышать 75% от зарплаты чиновника. Учитываться при расчете размера пенсионных выплат за выслугу лет будет объем его зарплаты на последний год.
  • В этот расчет не войдут декретные отпуска, больничные листы и отпуска без содержания. Пенсии чиновников, работающих в льготных регионах, будут увеличены на региональные коэффициенты.
-->

Среди положительных изменений можно отметить, что период по уходу за ребенком – полтора года будет включаться в страховой стаж, но в совокупности не будет включено не более 4-х лет.

Таким образом, повышение пенсионного возраста госслужащим – это уже решенный вопрос на законодательном уровне, а сам закон уже вступил в силу.

С 1 января 2020 года возраст выхода на пенсию для женщин, работающих на государственной службе, составляет 56 лет, а для мужчин-чиновников 61 год соответственно.


Итоги реформы

Увеличение пенсионного возраста коснулось только государственных служащих. Для них возраст выхода на пенсию увеличен до 65 лет с последующим постепенным увеличением.

Изменения коснулись и специального стажа. Так, если ранее это период устанавливался до 15 лет, то реформа увеличила это период до 20 лет.

Изменения коснулись и депутатов Госдумы. Если ранее достаточно было исполнять свои обязанности в течение года, чтобы получить 5% дополнительно к будущей пенсии, то после реформы этот срок увеличился до 5 лет. Учитывать следует, что выбираются сенаторы только на четыре года. Также, если ранее для получения 75%, достаточно было отработать 3 года, но после реформы срок возрос до 10 лет. Положения закона не распространяются на тех сенаторов, срок исполнения обязанностей которых к 1 января текущего года составил не менее одного года, на госслужащих, имеющих 15 лет стажа, а также уволенных за год до реформы.

Досрочный выход на пенсию был ранее предусмотрен лишь для чиновников, работающих в регионах Крайнего Севера. Возраст составлял 50 и 55 лет соответственно. После введения реформы эти возрастные границы также отодвинут до 55 и 60 лет соответственно. Уволившиеся с госслужбы будут выходить на пенсию в общем порядке.

Основными изменениями в законодательстве для госслужащих с 1 января 2017 года стали:

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

  1. Постепенное увеличение длительности службы на государственном посту.
  2. Чёткое определение причин для увольнения, при которых наступает право на получение пенсии соответствующей категории.


Государственными служащими принято считать тех, кто трудится на должностях федеральной государственной службы, и, получая зарплату из бюджета, наделён при этом: властными, распорядительными или управленческими функциями.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Пенсия для такой категории служащих имеет отличия в формулировке и назначении – не «по старости», а «по выслуге лет». Однако, при наличии необходимого стажа, полученного в результате другой работы, госслужащие имеют возможность получать часть страховой пенсии – выплат, назначаемых «по старости».

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Примечание: досрочно получать страховую пенсию, при наличии на то оснований, могут граждане, проживающие на Крайнем Севере и местностях, приравненных к нему. Страховая пенсия для такой категории граждан выплачивается в повышенном размере, в зависимости от районного коэффициента (по месту проживания) на весь период проживания на соответствующей территории.

p, blockquote 5,0,1,0,0 -->

Подробнее о северном стаже для мужчин и женщин, а также порядке его расчёта, узнайте в специальной рубрике.


p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Изменения наступят с 1 января 2017 года. Для тех, кто уже воспользовался или вскоре воспользуется своим правом на пенсионное обслуживание до этой даты, выплаты будут производиться в прежнем порядке.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Законом вводится постепенное увеличение срока службы, необходимого для наступления возможности выхода на пенсию госслужащим. Принято решение увеличивать пенсионный возраст ежегодно – на 6 месяцев. Новые правила будут действительны для государственных работников всех уровней.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Эти преобразования должны завершиться к 2032 году. По их завершению пенсионный возраст увеличится: для женщин на 7 лет и для мужчин – на 5 лет, и будет соответственно: 63 года (жен.) и 65 лет (муж.). Для мужчин этот возраст будет достигнут уже в 2027 году.

p, blockquote 10,1,0,0,0 -->

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Что касается продления срока службы, то чиновники, которые до принятия закона могли продлевать его с 60 до 65 лет, теряют такую возможность. Продлить срок службы могут:

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

  1. Руководители государственных служб – до 70 лет, но с условием, что этот шаг нужно согласовывать с федеральным органом власти, назначившим чиновника на эту должность.
  2. Гражданские служащие, если совмещают должности помощника, при содействии лицу, занимающему должность, до завершения срока полномочий.

Расчёт пенсии «за выслугу лет» производится при наличии стажа 15 лет (данные для 2016 года) – в размере 45% от средней зарплаты в месяц с вычетом страховых пенсионных выплат и повышений. Для получения дополнительных 55% к пенсии госслужащий в будущем должен будет пребывать на своём посту ещё 5 лет, тогда как на сегодняшний день для этого достаточно 1 года.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Пенсионное обеспечение госслужащих в 2017 году


p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Законом предусмотрено получение надбавки в 75% для депутатов и сенаторов, в случае пребывания на должности не менее 10 лет, вместо нынешних 3 лет. О том, какую пенсию получают российские чиновники в 2016 году, узнайте здесь.

p, blockquote 15,0,0,1,0 -->

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Нововведения предусматривают и то, что для назначения пенсионного обеспечения госслужащим, в случае их увольнения, причины на то должны быть достаточно уважительными.

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

В новом законе (ФЗ №143) определён их список:

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

  • если государственный орган подлежит ликвидации;
  • если происходит сокращение штата;
  • если достигнут предельный возраст;
  • в случае выхода на пенсию;
  • состояние здоровья препятствует продолжению трудовой деятельности.

Если человек увольняется по другим причинам – он теряет право на получение пенсии такого вида, но может получать её по общим основаниям. Действительно это правило тем, кто трудится в течение всего календарного года. Не распространяется оно на тех, кто был уволен тогда когда был сокращён штат или ликвидирован государственный орган.

p, blockquote 19,0,0,0,0 --> p, blockquote 20,0,0,0,1 -->

В остальном – положения закона таковы, как и для муниципальных служащих и одним из намерений его принятия было стремление уравнять их в правах.

Дополнительной социальной гарантией для государственных служащих является право на получение пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.

Пенсия государственным служащим – это выплата, назначаемая государственным гражданкам служащим (федеральным, муниципальным служащим), при условии наличия минимального стажа государственной службы и достижении возраста, дающего право на получение пенсии.

Госслужащие в соответствии с действующим законодательством имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным закон N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

К федеральным государственным гражданским служащим относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.

Кто из госслужащих имеет право на пенсию по выслуге лет

В федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" внесены изменения, предусматривающие поэтапное увеличение с 1 января 2017 года минимального стажа гражданской службы, дающей право на пенсию за выслугу лет с 15 до 20 лет и увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, и 63 года - для женщин.

Изначально предполагалось, что такие изменения начнут применяться с 1 июля 2016 года, а выход на пенсию будет в 65 лет как для женщин, так и для мужчин (законопроект № 918468-6). Но во втором чтении (22.04.2016) в законопроект внесены изменения в части вступления в силу закона с 2017 года и уменьшения возраста, дающего права на получение пенсии гос. службы для женщин - с 63 лет. В такой редакции Закон о повышении пенсии государственным служащим принят Государственной Думой РФ 11 мая 2016 года в третьем, окончательном чтении.

Минимальный стаж госслужбы для назначения пенсии в 2020 году - 17 лет.


Так, в 2018 году минимальный стаж для назначения пенсии составлял 16 лет, в 2019 г. – 16,5 лет, в 2020 году - 17 лет и т.д. до 2026 года (20 лет) - см. таблицу ниже.

Год назначения пенсии за выслугу лет

Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году

15 лет 6 месяцев

16 лет 6 месяцев

17 лет 6 месяцев

18 лет 6 месяцев

19 лет 6 месяцев

2026 и последующие годы

Одновременно с увеличением требований к минимальному стажу госслужбы увеличены и требования к возрасту госслужащих, по достижении которого им назначается страховая пенсия по старости.

Необходимо учесть, что право на получение пенсия за выслугу лет у государственных служащих возникает при установлении страховой пенсии по старости либо при получении страховая пенсия по инвалидности.

Так, в 2017 году возраст получения пенсии госсдужащими для женщин составлял 55,5 лет; для мужчин – 60,5 лет;

  • В 2018 г. для женщин – 56 лет, для мужчин 61 год;
  • В 2019 году - для женщин в 56,5 лет, для мужчин в 61,5 лет;
  • В 2020 году - для женщин – 57 лет, для мужчин 62 года;
  • В 2021 году - для женщин - 57,5 лет, для мужчин 62,5 лет.

И т.д. до достижения 65 лет (см. таблицу ниже).

ВОЗРАСТ, ПО ДОСТИЖЕНИИ КОТОРОГО НАЗНАЧАЕТСЯ СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ ГОДУ

Год, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях"

Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы

2032 и последующие годы

Размер пенсии госслужащим по выслуге лет

С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.

За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.

Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет

Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

Что включается в стаж государственной гражданской службы

Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;

В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 N 570, Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж включаются следующие периоды работы (службы):

  1. Государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, федеральной государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъектов, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы.
  2. Должности прокурорских работников.
  3. Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
  4. Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
  5. Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  6. Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации
  7. Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
  8. Должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе.
  9. Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.
  10. Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.
  11. Должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г.
  12. Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Что включается в среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих

Размер пенсии за выслугу лет гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию.

Среднемесячный заработок – это денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж;

Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих утверждены постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 818.

В соответствии с вышеуказанными правилами для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:

  1. месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее - должностной оклад);
  2. месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
  3. ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
  4. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
  5. ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  6. ежемесячное денежное поощрение;
  7. премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
  8. единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

При исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.

Размер среднемесячного заработка определяется путем деления общей суммы денежного содержания и других выплат, начисленной в расчетном периоде, на 12.

В случае если из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и период временной нетрудоспособности размер среднемесячного заработка определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году).

Размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выполнение нового президентского Указа лишит работы уборщиц, буфетчиц и клерков





В ходе последней прямой линии, состоявшейся 21 июня 2019 года, президент России заявил:

— Мне бы очень хотелось, чтобы доходы рядового работника повышались. В чем может быть засада, если мы сейчас возьмем и резко понизим уровень заработной платы чиновников, министров или даже руководителей крупных государственных компаний? Мы просто не найдем достаточно квалифицированных кадров, они все разбегутся по частным конторам или за границу уедут. И в конечном итоге это отразится на благосостоянии страны и этих рядовых работников, о которых мы говорим.

Вскоре стало понятно, что в этом случае (в отличие от вопроса по возрасту выхода на пенсию, который Владимир Путин также публично обещал не поднимать, пока занимает пост президента) гарант Конституции слов на ветер не бросает. Так, 24 июня 2019 года, вступил в силу подписанный президентом Указ об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2019−2021 годы (опубликован на официальном сайте Кремля).

Особого внимания в этом документе заслуживают два момента. Во-первых, в нем правительству Российской Федерации поручается в 2020 и 2021 годах «обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путём поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет».

Как до этого заявлял Минфин, источником средств для повышения постоянной доли в оплате труда госслужащих с нынешних 40% (60% — переменная часть, доплаты и премии) до 60% должны стать средства, сэкономленные за счет запланированного на ближайшие годы сокращения госаппарата (без сокращения фондов оплаты труда госслужащих). Как сообщил «Коммерсантъ», госаппарат уже в следующем году потеряет предположительно 10% от численности сотрудников центральных аппаратов органов исполнительной власти и 5% территориальных органов, а в 2021 году на 10% сократится численность территориальных органов.

Во-вторых, в Указе перед кабинетом министров ставится задача до 1 января 2021 года обеспечить проведение мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам, а также совершенствование методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе. Проще говоря, предполагается ужесточить требования к любым кандидатам на все вакансии в системе государственной службы.

«СП» попросила своих экспертов оценить важность и своевременность этих новаций, ведь в глазах обывателей, которых, мягко говоря, знатно обманули с реальным уровнем индексации пенсий, они выглядят очень спорно. А точнее — так, как будто власть спасает саму себя от экономического кризиса, бросив нищающее население на произвол судьбы.

Если говорить о повышении окладов и пенсий госслужащим с точки зрения общих трудовых отношений, считает руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России, кандидат экономических наук Константин Добромыслов, то все здесь выглядит вполне логично.

— Основная часть зарплаты, которая не зависит от надбавок, должна составлять 70−80% выплат. Сегодняшние же оклады «нижних чинов» госслужащих начинаются с 2−3 тысяч рублей. Понятно, что на руки получают они в 10−15 раз больше, начиная от 30−40 тысяч, за счет стимулирующих надбавок. Но это не совсем хорошо, эти самые стимулирующие надбавки должны по-хорошему составлять всего 25−30%.

С другой же стороны, признал эксперт, доходы госслужащих необходимо сопоставлять с размерами заработных плат всего населения страны. Сейчас же в этом вопросе, считает он, есть серьезный перекос.

— Я не хочу сказать, что во всей своей общей массе госслужащие получают огромные зарплаты, но в отдельных структурах есть зарплаты большие. Например, в среде муниципальных госслужащих величина средней зарплаты достигает 20−30 тысяч, а в аппарате правительства средний ежемесячный доход уже составляет 200−250 тысяч рублей. При средней зарплате по России в 40 тысяч депутат Госдумы получает в 10 раз больше. Не во всех странах есть такие соотношения. Величина подобного разброса еще зависит и от того, в каком конкретно регионе находится тот или иной госслужащий. В дотационных регионах нередко зарплаты местных госслужащих были выше, чем у федеральных, пенсии губернаторские насчитывали несколько сот тысяч рублей.

А тем временем ведь в общей структуре системы оплаты труда по стране наблюдается серьезная недооценка стоимости труда. Это зарплаты остальных граждан надо подтягивать к зарплатам госслужащих. Да, минимальный размер оплаты труда подтянули к прожиточному минимуму, но этого на самом деле недостаточно, чтобы население получало достойные зарплаты. И лучше бы, конечно, идти по этому пути. Но этот Указ, подписанный, очевидно, в попытках выровнять перекос в зарплатах, — не совсем правильное решение.

«СП»: — Почему?

— Потому что структуру начисления зарплаты госслужащим используют коммерческие предприятия. И они говорят — ну, видите, как в государстве построено криво, мы так же будем делать. Таким образом в итоге по всей стране работникам недоплачивают. Здесь надо бы систему оплаты труда выправить так, чтобы она была справедливой для всех, вне зависимости от того, госслужащий ли это, или простой наемный рабочий.

Зарплата должна реально оценивать затраты работника и позволять ему иметь тот восстановительный бюджет, дающий способность кормить себя и содержать семью. Это скажется на всей экономике страны, в том числе и на демографии, когда человек спокойно будет решать, сколько детей ему иметь. Но все это — вопрос построения вертикали власти, которая должна влиять на все. не только на то, как всех в один ряд построить, но и как людей обеспечивать благами, влияющими на их социально-экономическое положение.

Относительно намерения повысить зарплаты чиновникам за счет сокращения чиновничьего аппарата аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев, как уже сообщала ранее «СП», заявил:

— Хорошо, если это будет делаться действительно из сэкономленных средств, а не из бюджета. Потому что несмотря на его профицитность, там почему-то все никак не находится средств на то, чтобы победить бедность. И если его не будут трогать, то это замечательно. Однако на моей памяти все попытки сокращения чиновничьего аппарата заканчивались увольнениями исключительно уборщиц, буфетчиц и каких-то совсем уж низовых статистов. А высокопоставленных чиновников, равно как и их всевозможных замов и советников только увеличивалось.

«СП»: — А как насчет намерения ужесточить контроль за профессиональными качествами госслужащих?

— В массе своей нынешние чиновники крайне слабо представляют, как формируется бюджет, как функционирует экономика, как вообще живут люди. Об этом говорят крайне резонансные заявления про всякие «макарошки». Многие успешно проходят на посты губернаторов и глав муниципалитетов за счет хорошо проведенной предвыборной кампании, но при этом серьезных знаний ни по экономике, ни по юриспруденции не демонстрируют. Так что это абсолютно правильно, чиновников надо подтягивать до того состояния, в котором они могут приносить больше пользы. Может быть, действительно начнутся какие-то подвижки, которые напрашивались давно.

Однако любые подвижки, как уточнил недавно руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, обсуждая с корреспондентом «СП» степень эффективности работы вице-премьеров российского правительства, станут возможными только при новом председателе этого самого правительства. «При нынешнем, — подчеркнул эксперт, — их и не должно быть, поскольку у него другая роль. Любая подвижка при действующем премьер-министре спутает все карты федеральной власти, сломает весь алгоритм ее действий».

Кроме того, нельзя забывать о том, что в России, в полном соответствии с одним из шутливых «законов Мерфи», все, что начинается хорошо, кончается плохо, а то, что начинается плохо — кончается еще хуже. Недавний пример — ситуация с лицензированием управляющих компаний в ходе непрекращающейся и по сути бесплодной реформы ЖКХ.

Уж как сладко пели федеральные чиновники о том, что вот теперь-то все прохиндеи и нечистые на руку управленцы будут вынуждены уйти с рынка, и по всей России настанет коммунальный рай. Однако на деле вся эта волокита с получением лицензий превратилась в профанацию, ничуть не мешающую мошенникам от ЖКХ выставлять людям двойные платежки и обманывать потребителей в вопросе начисления платы за услуги. Следовательно, никакой гарантии того, что через два года в России все чиновники станут грамотными, вежливыми и понимающими, нет.

Читайте также: