Закон о сокращении накопительной пенсии

Краткое содержание:


В парламенте России разъяснили, что значит закон о заморозке пенсий до 2023 года. Принят данный законопроект был в Государственной думе в ходе пленарного заседания 26 ноября 2020 года. Заморозили власти не все пенсионные накопления граждан, а лишь накопительную часть.

Законопроект о временной заморозке накопительной доли пенсий


26 ноября текущего года депутаты федерального парламента России в финальном чтении проголосовали за законопроект, который продлевает заморозку накопительной части пенсий. Текст документа №1027751-7 появился на сайте правовой информации Госдумы. Закон вносит изменения в Федеральный акт №33 «Об обязательном страховании».

Разработан законопроект был комитетом Государственной думы по вопросам налогов и бюджета. В первом чтении он был принят 22 октября, а во втором — 25 ноября. Сейчас закон направлен на одобрение в Совет Федерации.

Согласно законопроекту №1027751-7, заморозка накопительной доли пенсий российских граждан была продлена до 2023 года. Действует эта заморозка с 2014 года. Как объясняется в пояснительной записке закона, на размер пенсий россиян данная заморозка не повлияет.

В 2014 году все официально трудоустроенные жители России платят 6% от зарплаты в Пенсионный фонд. Эти средства идут на выплаты текущим пенсионерам. В Министерстве финансов сообщают, что отменена заморозка может быть раньше 2023 года. Заместитель главы ведомства Антон Дроздов ранее заявлял, что для этого нужно разработать закон о добровольной системе пенсионных накоплений.

Отменят ли накопительную часть пенсий в России


Чтобы у правительства не было необходимости замораживать накопительную часть пенсии для граждан, Федерация профсоюзов РФ предлагает властям вовсе отменить ее. По мнению ФНПР, накопительная часть пенсии как обязательный элемент пенсионного страхования гражданина России не нужен. Соответствующее обращение Федерация профсоюзов направила главе правительства Михаилу Мишустину.

В 2020 году формируется накопительная часть пенсии человека благодаря страховым отчислениям, которые осуществляет работодатель. Также сформировать ее может мать, у которой есть материнский капитал.

В правительстве вовсе упразднять накопительную часть пенсии пока что отказываются. Однако инициативу Федерации профсоюзов поддержал депутат Государственной думы Ярослав Нилов. Он также является главой парламентского комитета по вопросам социальной политики.

Ярослав Нилов считает, что властям не нужно было вводить обязательную накопительную пенсию. В остальных странах мира граждане пользуются этой услугой только в добровольном порядке.

Что такое накопительная пенсия


Накопительная пенсия гражданина России — сумма средств, которую он получает после выхода на пенсию ежемесячно. Формируется накопительная пенсия в течение жизни человека. Если он официально трудоустроен, каждый месяц работодатель в качестве страховых выплат перечисляет процент от зарплаты гражданина в Пенсионный фонд.

До 2015 года граждане России младше пенсионного возраста могли отказаться от формирования накопительной части пенсии. Если до этого срока выбор сделан не был, каждый гражданин автоматически был переведен на систему пенсионного страхования с накопительной частью.

Есть накопительная часть пенсии только у тех жителей России, которые родились позже 1967 года. Размер ежемесячной накопительной пенсии зависит от суммы на индивидуальном счете. Посмотреть его застрахованное лицо может дистанционно с помощью сайта ПФР.

По умолчанию после выхода на пенсию гражданин получает пенсионные выплаты в течение 258 месяцев. Срок можно изменить, если отложить начало выплаты ЕДВ. Чтобы узнать сумму ежемесячной пенсии, размер накоплений нужно разделить на 258. Среднестатистический размер накопительной части пенсии на территории Российской Федерации — 950 рублей.

Правительство внесло в Госдуму законопроект об очередной «заморозке» накопительной части пенсии — теперь до конца 2023 года. На этом фоне Федерация независимых профсоюзов просит премьера Михаила Мишустина вовсе упразднить накопительный компонент в пенсионном обеспечении, поскольку то, как в России реализуется идея накопительной части, ее «дискредитирует». Объясняем, что это за идея, что пошло не так и как все могло бы работать, если бы в России существовали независимые профсоюзы.

Что такое накопительная часть пенсии?

Основу системы пенсионного обеспечения в тех странах мира, где такая система есть, составляет базовая пенсия. В разных странах это называется по-разному, но суть одна. Когда гражданин достигает пенсионного возраста (или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность), государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря старому доброму принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.

Со временем многие страны и существующие в них пенсионные системы пришли, как считается, к более прогрессивной модели пенсионного обеспечения. Она предполагает, что наряду с базовой — не самой большой частью пенсии — должна быть еще и накопительная.

Эта часть индивидуальна, потому что в основном зависит от самого работника: от уровня его квалификации, доходов и от его личной готовности еще в молодом возрасте осознать необходимость позаботиться о себе в старости. Благодаря этому, например, мы имеем перед глазами «классический» пример немецких пенсионеров, которые с выходом на заслуженный отдых начинают активно путешествовать по миру.

А как у нас

Для начала расскажем, как это было задумано реализовать. В России накопительный компонент в трудовой пенсии появился с пенсионной реформой 2002 года. Ее декларируемая цель — перейти от прежней распределительной модели к распределительно-накопительной. По закону о трудовых пенсиях (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года) они должны состоять из двух частей — страховой (или, как еще говорят, обязательной) и накопительной.

В страховую был включен базовый фиксированный размер, который государство время от времени индексирует. Кроме того, имеет значение стаж вышедшего на пенсию работника. На размер страховой пенсии также влияет сумма отчислений на персонифицированном (личном) счете, который открыт на каждого работающего гражданина в Пенсионном фонде России (ПФР).

На этом счете, по замыслу реформы, и должна формироваться накопительная часть. Она пополняется не только за счет отчислений от ежемесячного заработка (их, как и подоходный налог и взносы в другие фонды, в «автоматическом» режиме осуществляет работодатель еще до выдачи зарплаты на руки), но и за счет инвестиционного дохода. Чтобы отчисляемые работниками деньги не лежали на индивидуальных счетах мертвым грузом, а работали в экономике, их постоянно инвестируют. ПФР этим занимается через Внешэкономбанк, а негосударственные пенсионные фонды (НПФ), куда каждый работник вправе перевести свои накопления, — по собственным программам.

Что пошло не так

Начнем с того, что накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы, первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году — это будут работники, родившиеся в 1967 году. При условии, что возраст выхода на пенсию не повысят снова — а намеки на этот счет уже звучали. Стоит ли удивляться, что бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая такие базовые вещи, как пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров в их собственных глазах довольно туманными.

Правила игры и в самом деле не перестают менять, на что указали в обращении на имя Михаила Мишустина члены Федерации профсоюзов. Их не устраивает, что начиная с 2015 года правительство то и дело увеличивает период выплат пенсионных накоплений. Речь о количестве лет, в течение которых человек после выхода на пенсию предположительно будет жить и получать деньги, скопленные на личном счете. С учетом роста ожидаемой продолжительности жизни за пять лет этот период уже увеличили с 19 до 22 лет, хотя по подсчетам профсоюзов в реальности этот период в среднем не превысит 12 лет для мужчин и 15 лет для женщин.

В РФ задержки с выплатами пособий. Москва хочет, чтобы деньги дали регионы, но там их нет

С одной стороны, неплохо, что пенсионер долго живет и получает честно заработанную пенсию. С другой — чем длиннее рассчитываемый период этих выплат, тем меньше окажутся сами выплаты. На сегодня месячный размер прибавки от накопительной части к пенсии профсоюзами оценивается в 956 рублей.

Другая беда в том, что правительство не старается увеличить размер накоплений на пенсионных счетах, скорее наоборот, считает директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Максим Марамыгин. Анонсированное очередное решение о «заморозке» накопительной части трудовых пенсий — теперь до конца 2023 года — на деле будет означать, что на эти счета снова не вернется инвестиционный доход, который, как было задумано, должен ежегодно увеличивать размер накоплений. А деньги, поступившие в виде отчислений, будут изъяты и направлены на выплаты тем, кто на пенсии уже сейчас. Под «честное-пречестное», что когда-то номинальные владельцы этих денег их все-таки получат, так что это временное изъятие «не умалит пенсионных прав будущих пенсионеров»…

Почему так происходит

«Замораживая» накопительную часть, правительство закрывает дефицит Пенсионного фонда. Но для понимания: ежемесячные пенсионные отчисления с заработка каждого работающего россиянина — 22%, из которых 6% идет на формирование накопительной части будущей пенсии, а 16% — страховой. Для сравнения: в Швейцарии такие отчисления составляют около 23%, в Румынии — 30%, в Италии — 32%, а Португалии — 33%. В США пенсионные отчисления вдвое меньше российских — 12,5%, и стран с сопоставимым размером пенсионных взносов — абсолютное большинство. То есть на фоне мировых стандартов наши отчисления — не просто высокие, а очень высокие.

«И тогда вопрос — почему страны с гораздо меньшими пенсионными отчислениями могут формировать приемлемый и достаточный пенсионный фонд, а нашей стране с огромными пенсионными отчислениями никак это не удается? И это тот вопрос, который могли бы, например, задать наши независимые профсоюзы. Но почему-то этот вопрос не звучит», — говорит профессор Марамыгин.

По его мнению, предложение Федерации профсоюзов упразднить накопительную часть государственной трудовой пенсии лишь помогает правительству найти пути легализации текущего положения дел.

Еще один вопрос, который могли бы задать те же профсоюзы: что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для той же Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов — накопления вышедших на пенсию граждан на их индивидуальных пенсионных счетах, а третий — накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого достаточные стимулы в виде налоговых льгот.

«Нигде не живут сплошные финансовые гении и нигде люди не склонны сами заниматься накоплениями на безбедную старость. Государство на то и государство, чтобы подталкивать людей к заботе о самих себе, а не заявлять в лице неумных чиновников, что оно, государство, никому ничем не обязано… Пенсионные отчисления и накопления не должны облагаться налогами. Государство должно отказываться от части налоговых поступлений, понимая, что при этом люди сами соберут себе на старость. И бизнес, если его к этому стимулируют, будет в этом охотно участвовать», — убежден Максим Марамыгин.

Увы, ни одна из многочисленных пенсионных реформ, включая последнюю, так и не создала механизмов подобного стимулирования в России.

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О накопительной пенсии Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года (в ред. Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3091; Федерального закона от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 11, ст. 1591; Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст. 4861; Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 41, ст. 6190) Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о накопительной пенсии 1. Законодательство Российской Федерации о накопительной пенсии состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. 2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на накопительную пенсию. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 3. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем правила, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе 1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии; 2) установление накопительной пенсии - назначение накопительной пенсии и корректировка ее размера; 3) средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования; 4) ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и используемый для определения размера накопительной пенсии (в ред. Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст. 4861). 2. Иные понятия и термины применяются в настоящем Федеральном законе в тех значениях, в которых они используются для регулирования соответствующих отношений в Федеральном законе от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральном законе от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральном законе от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральном законе от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федеральном законе от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", Федеральном законе от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" и Федеральном законе "О страховых пенсиях". Статья 4. Лица, имеющие право на накопительную пенсию 1. Право на накопительную пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на накопительную пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 5. Финансовое обеспечение выплаты накопительной пенсии 1. Порядок финансового обеспечения выплаты накопительной пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". 2. Гарантии сохранности средств пенсионных накоплений при назначении и осуществлении выплаты накопительной пенсии определяются Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений". Статья 6. Условия назначения накопительной пенсии 1. Право на накопительную пенсию имеют застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента). 2. Застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", накопительная пенсия назначается по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента). 3. Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии. Если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии, застрахованные лица имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты. 4. Накопительная пенсия устанавливается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от получения иной пенсии и ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изменение условий назначения накопительной пенсии, норм установления накопительной пенсии и порядка выплаты накопительной пенсии осуществляется путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон. (Статья 6 в ред. Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 41, ст. 6190) Статья 7. Размер накопительной пенсии 1. Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". 2. Размер накопительной пенсии определяется по формуле: НП = ПН / Т, где НП - размер накопительной пенсии; ПН - сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. В случае установления застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе средств пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной пенсии этому застрахованному лицу; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии и определяемого в соответствии с частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. 3. При назначении накопительной пенсии позднее приобретения права на указанную пенсию ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год (12 месяцев), истекший со дня приобретения права на назначение указанной пенсии. При этом ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, не может составлять с 2015 года менее 168 месяцев. 4. При корректировке размера накопительной пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год (12 месяцев), истекший со дня назначения накопительной пенсии. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, не может составлять с 2015 года менее 168 месяцев. 5. Средства пенсионных накоплений, отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица и учтенные при назначении накопительной пенсии, не учитываются при корректировке размера указанной пенсии по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. 6. В случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. Такое заявление может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается страховщику с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". При отсутствии указанного заявления средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, подлежащие выплате родственникам умершего застрахованного лица, указанным в части 7 настоящей статьи, распределяются между ними в равных долях. Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок. Порядок обращения правопреемников за выплатами средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат и порядок расчета сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливаются Правительством Российской Федерации. 7. В случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании, осуществляется выплата этих средств. В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: 1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); 2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам. 8. Выплата средств пенсионных накоплений родственникам умершего застрахованного лица одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии умершего застрахованного лица, только при отсутствии родственников первой очереди. В случае отсутствия у

Правительство решило обнулить накопительную часть пенсии тех, кто не воспользовался правом выбора негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании.



Правительство приняло решение сократить пенсионные отчисления «молчунов» в накопительную часть до 0%. Ранее предполагалось, что с 2014 года накопления тех, кто не воспользовался правом выбора негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, автоматически дробились: 4% перечислялось в страховую часть, 2% — в накопительную. По подсчетам Минфина, обнуление накопительной части пенсионных отчислений «молчунов» позволит сэкономить 350 млрд руб. в 2014–2016 годах.

Правительство приняло решение сократить отчисления в накопительную часть пенсии для «молчунов» до ноля.

Решение правительства огласила первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

Первоначально предполагалось, что с 1 января 2014 года пенсионные отчисления «молчунов», тех, кто не воспользовался правом выбора управляющей компании или НПФ, будут автоматически дробиться: 4% должно было направляться в страховую часть, 2% — в накопительную.

Те, кто определился с выбором УК и НПФ, переводили 6% в накопительную часть.

Однако правительство пересмотрело это решение.

Об изменениях сообщил сегодня и заместитель министра финансов Алексей Моисеев .

«Да, у «молчунов» будет ноль — это решение правительства. Это будет внесено в закон о бюджете на 2014–2016 годы. И это Минтруд должен будет учесть в своем законопроекте. Если человек не хочет иметь накопительную часть, то тогда нечего ему оставлять 2%, надо ему оставить ноль. Тем более что по формуле это влияет на количество баллов, которые человек будет получать по новой системе», — сказал Моисеев.

Пересмотр накопительной части пенсии предложен в рамках сокращения расходов бюджета. Ранее глава Минфина Антон Силуанов заявил об идее проведения бюджетного маневра в виде сокращения расходов государственного бюджета на 5% по всем ведомствам, но сокращение не должно было коснуться защищенных социальных статей бюджета (пенсий, стипендий и т. д.).

Позднее эту идею поддержали и глава правительства Дмитрий Медведев , и президент Владимир Путин .

Дмитрий Медведев на заседании правительства 12 сентября заявил о том, что с негативными прогнозами развития экономики связаны «серьезные риски… с ухудшением финансового положения российских компаний, снижением их инвестиционной активности».

«Совершенно понятно, что лишних денег не будет, их вообще не бывает, а уж тем более в таких условиях. Нам придется пойти на сокращение расходной части бюджета на менее чем на 5% по всем статьям, кроме защищенных статей», — сказал Медведев.

Также он предупредил, что по некоторым статьям сокращение расходов может быть больше 5%.

Обнуление накопительной части пенсий «молчунов», по расчетам Нестеренко, позволит сэкономить примерно 350 млрд руб. в 2014–2016 годах. «С учетом того, что примерно 44% пенсионеров выбирают накопительную часть, дополнительная разница с этими двумя процентами составляет. 102 млрд руб. в 2014 году, 116 млрд — в 2015 году и 133 млрд руб. в 2016 году», — сказала она.

В Минтруде и Пенсионном фонде РФ «Газете.Ru» сообщили, что предложение об обнулении накопительной части средств «молчунов» «учтено в проекте бюджета ПФР на 2014–2016 годы», отказавшись от дальнейших комментариев.

Решение об обнулении накопительной части пенсии «молчунов» обсуждалось на правительственных совещаниях, посвященных бюджетным проектировкам, сообщил «Газете.Ru» источник в правительстве.

«Политическое решение принято. Пока это решение никак не оформлено в виде законопроекта. Остались технические вопросы», — говорит собеседник.

Когда в июле законопроект «О страховых пенсиях» с пенсионной формулой прошел межведомственные согласования, глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев говорил «Газете.Ru», что депутаты предлагали обсудить вопрос о дроблении накопительной компоненты, чтобы у «молчунов» в солидарную систему (из которой выплачивается пенсия нынешним пенсионерам) шло не 4%, а все 6%.

«Если людям сейчас неинтересно заниматься этими 6%, то и 2% им будут неинтересны», — говорил Исаев.

Возможное обнуление обсуждалось и в экспертном сообществе, говорит «Газете.Ru» генеральный директор УК «КапиталЪ» Вадим Сосков.

«Предполагали, что в угоду Пенсионному фонду оно может быть принято. Правда, предполагали, что оно будет принято через несколько лет. Сейчас мало кто задумывается о том, что будет с теми поколениями, которых сейчас, по сути, лишат накопительной части пенсии. Через 10–15 лет эти люди будут выходить на пенсию, и может так сложиться, что дефицит пенсионного фонда не исчезнет. Растут выплаты, а поступления уменьшаются».

Сейчас деньгами «молчунов» управляет ВЭБ. По данным на первое полугодие 2013 года, стоимость чистых активов, находящихся в управлении пенсионных накоплений (чистые активы расширенного портфеля и портфеля государственных ценных бумаг), составляет примерно 2,5 трлн руб., сообщает ПФР.

По данным ПФР, на начало 2013 года накопительные пенсионные счета имели 77 млн россиян, из них в ВЭБе держали свои средства 56,5 млн человек, а в НПФ и УК — 20,5 млн.

Принятое решение может увеличить приток средств в УК и НПФ. За девять месяцев этого года было подано около 6 млн заявлений о переводе средств, говорит «Газете.Ru» Вадим Сосков.

«За оставшиеся почти три с половиной месяца мы ожидаем, что благодаря таким непопулярным мерам население взбодрится и еще около 1,5–2 млн человек переведут свои средства», — говорит он.

11 сентября вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что правительство одобрило пенсионную формулу. А сейчас обсуждается вопрос о том, сколько времени дадут «молчунам» на то, чтобы определиться с выбором негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании.

Минтруд предлагает продлить время выбора до 31 декабря 2014 года. Это решение в январе 2013 года поддержал и Владимир Путин.

«Мы обсуждали также возможность сохранить право выбора для граждан и в дальнейшем, после 1 января 2014 года. Считаю, что не только можно, но и нужно это сделать», — говорил он.

Согласно предложению Минтруда, выбор они смогут сделать после 1 января 2014 года, накопительная часть снизится до 2% автоматически, но в течение года они смогут ее увеличить, определившись с УК или НПФ.

Не исключено, что возможность перехода будет продлеваться.​

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

15 июля 2020 09:15

В связи с появившимися в ряде российских СМИ, в том числе – нашего региона, недостоверными публикациями о единовременной выплате пенсионерам, Отделение Пенсионного фонда России по Брянской области сообщает следующее.

Для назначения накопительной пенсии в государственном Пенсионном фонде России необходимо наличие двух факторов: человек должен иметь средства пенсионных накоплений и право на назначение страховой пенсии. Вступившие в силу с 1 января 2019 года изменения в пенсионном законодательстве не меняют правил назначения и выплаты пенсионных накоплений. Пенсионный возраст, дающий право на их получение, остается в прежних границах – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Это распространяется на все виды выплаты пенсионных накоплений, включая накопительную пенсию, срочную и единовременную выплаты. Как и прежде, пенсионные накопления назначаются при наличии минимально необходимых пенсионных коэффициентов и стажа: в 2020 году это не менее 18,6 пенсионных коэффициентов и 11 лет стажа.

За назначением накопительной пенсии можно обратиться в любое время после возникновения права на нее, без каких-либо ограничений по времени. Выплату можно назначить как одновременно со страховой пенсией, так и отдельно. Если пенсионер, у которого формировались пенсионные накопления, не обращался за их установлением, то он может обратиться с заявлением об установлении соответствующей выплаты в любое удобное для него время. При этом не важно, является он работающим или уже не работает.

Средства пенсионных накоплений формируются главным образом за счет части страховых взносов, которые работодатели перечисляли за своих работников до 2014 года. Направление части страховых взносов работодателей на пенсионные накопления было приостановлено по решению государства на период 2014–2022 годов.

У кого, как правило, имеются пенсионные накопления:

    у граждан 1967 года рождения и моложе, работавших в период с 2002 по 2014 год, за счет того, что их работодатели уплачивали часть страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, работавших в период с 2002 по 2004 год, за которых работодатели уплачивали часть страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями законодательства;у участников Программы государственного софинансирования пенсий, производивших уплату добровольных страховых взносов;у тех, кто направил средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии.

Существует три вида выплат средств пенсионных накоплений:

Накопительная пенсия. Осуществляется ежемесячно и пожизненно. Выплачивается при достижении возраста 55 лет (женщины), 60 лет (мужчины), а также лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении соответствующего возраста или наступления срока. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты: в 2020 году - 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

Единовременная выплата. Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой. Получателями такой выплаты являются граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе, с учетом фиксированной выплаты и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день обращения за выплатой пенсионных накоплений. Получателями единовременной выплаты также являются граждане, которые при достижении возраста 55 лет женщины, 60 лет мужчины не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов.

Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при достижении возраста 55 лет (женщины), 60 лет (мужчины), а так же лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении соответствующего возраста или наступления срока, при наличии пенсионных накоплений за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, в том числе, взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала и дохода от их инвестирования.

Порядок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений таков. Заявление о назначении накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты подается в территориальный орган Пенсионного фонда России (прием идет по предварительной записи), в МФЦ или в форме электронного документа через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР. Заявление можно подать лично либо через законного представителя.

На личном приеме необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Заявление о назначении накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты рассматривается не более 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами. Заявление о назначении единовременной выплаты рассматривается в течение месяца. По результатам рассмотрения выносится решение о назначении соответствующей выплаты или об отказе в ее назначении с обоснованием причин.

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений производится в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия решения.

Читайте также: