Закон о списании долгов за коммунальные услуги с пенсионеров


Согласно данным Росстата, число должников по оплате за жилищно-коммунальные услуги с каждым годом увеличивается. Долг накапливается и превращается в снежный ком, становясь все больше и больше. Эксперты связывают этот факт как с непрозрачностью начислений и расчетов коммунальных организаций за свои услуги, так и отсутствие финансовой и правовой безграмотности населения, культуры потребления ресурсов, сокращение рабочих мест из-за пандемии. При этом не все граждане знают, что есть законные способы избавления от долговых обязательств по оплате за ЖКУ.

  1. Способы списания долгов за услуги ЖКХ
  2. Признание банкротом
  3. Истечение срока давности
  4. Ликвидация предприятия – поставщика коммунальных услуг
  5. Смерть должника
  6. Невозможность взыскания средств с должника
  7. Последние новости
  8. Судебная практика

Способы списания долгов за услуги ЖКХ

Согласно действующему законодательству, списать задолженность за пользование коммунальными услугами в 2020 году можно следующими способами:

  1. Банкротство физического лица.
  2. Истечение срока давности по долгам.
  3. Невозможность взыскания средств судебными приставами.
  4. Ликвидация организации-поставщика коммунальных услуг.
  5. Смерть должника.

Наиболее популярны первые два способа. Их стоит рассмотреть более подробно.

Признание банкротом

Одним из законных способов списания долгов по коммунальным платежам является признание физического лица материально несостоятельным. Но для проведения процедуры необходимо соблюсти ряд условий, отмеченных в законе «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 1 ст. 213.4 ФЗ №127 от 26.10.2002 г.):

  • гражданин не имеет материальной возможности платить по счетам: объем долга превышает размер общего дохода;
  • обязательство по платежам (не только коммунальным) составляет свыше 500 000 руб.;
  • просрочка по оплате за ЖКУ превышает 3 месяца.

Дать статус «банкрот» гражданину может только арбитражный суд.

Стадии банкротства физического лица

Для признания банкротства необходимо пройти следующие этапы:

  1. Подача в арбитраж заявления и сопутствующих документов и принятие их судом.
  2. Назначение финансового управляющего.
  3. Составление программы по реструктуризации долга или опись имущества, подлежащего распродаже.
  4. Расчет с кредиторами.
  5. Вынесение решения о банкротстве и списания долга.

Заявление о признании банкротом может подать как сам гражданин, так и финансовый управляющий или уполномоченный орган. При этом важно уведомить о начале процедуры самих кредиторов, чтобы долг не продолжал расти.

Требуемые документы

Прежде, чем начать процедуру банкротства, необходимо подготовить следующие документы для арбитражного суда (п. 3 ст. 213.4 ФЗ № 127):

  • заявление о признании банкротства;
  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о заключении (расторжения) брака;
  • копия свидетельства о рождении детей;
  • копии ИНН
  • копия СНИЛС;
  • копии документов на право собственности на имущество;
  • сведения о доходах за последние 3 года;
  • квитанция об оплате услуг управляющего (25 000 руб.);
  • квитанция об оплате государственной пошлины (300 руб.);
  • выписки со счетов, вкладов;
  • копии документов о сделках последние 3 года;
  • опись имущества (по требованиям в приказе №530 Минэкономразвития);
  • расчет задолженности с учётом всех пений и штрафных санкций;
  • список кредиторов (по требованиям в приказе №530 Минэкономразвития);
  • иные документы, на которые ссылается гражданин.

Важно! Даже при отсутствии имущества, которое можно пустить в счет уплаты долга, физическое лицо-банкрот освобождается от уплаты задолженности, в том числе и за коммунальные услуги.

Последние новости

С 1 сентября 2020 года в силу вступили нововведения при банкротстве физических лиц. Вводится упрощенный порядок признания материальной несостоятельности должника. Однако для этого требуется соблюсти следующие условия:

  • сумма долга не менее 50 000 руб. и не более 500 000 руб.;
  • исполнительное производство в отношении гражданина завершено по причине невозможности взыскания денежных средств.

Должник в таком случае может обойтись без суда. Достаточно обратиться с прошением о признании банкротства через МФЦ по месту жительства или месту пребывания. К заявлению необходимо приложить список кредиторов (ст. 232.2 ФЗ №127).

Последствия банкротства для должника

Получив статус банкрота, физическое лицо освобождается от выплат долга по коммунальным платежам. Однако признанная материальная несостоятельность гражданина имеет не только положительные, но и негативные последствия для должника.

Плюсы Минусы
В процессе банкротства новый долг не растет, а старый списывается; имеющееся исполнительное производство закрывается. Банкрот не освобождается от выплат по алиментам, зарплатам сотрудников, в возмещении морального ущерба, здоровья, штрафы по уголовным и административным делам.
Должнику не грозит уголовное или административное преследование. В течение 5 лет при получении займов должен указывать на свой статус банкрота.
Единственное жилье не может быть списано в счет долга. Не имеет право занимать руководящие посты в организации или быть учредителем в течение 3 лет; в НПФ в микрофинансовых компаниях или создавать ИП – 5 лет; в банковской организации – в срок до 10 лет.
Все денежные сделки согласуются с финансовым управляющим.

Истечение срока давности

Иногда жилищно-коммунальные компании длительное время не обращаются в суд с требованием возврата долга за пользование ресурсами. В таких случаях они могут пропустить срок исковой давности, который составляет 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Организация выставляет счет по долгам, копившимся годами. Гражданин вправе указать, какой срок давности у долгов по ЖКХ. И если задолженности свыше трех лет, то судья примет этот факт во внимание и откажет компании в удовлетворении исковых требований.

Важно! Суд применит исковую давность лишь по заявлению стороны, если сведения об этом предоставлены до вынесения решения (ст. 199 ГК РФ). При отсутствии письменного заявления от заинтересованного лица госорган взыщет задолженность за весь период, не превышающий 10 лет (п. 2 ст. 196 ГК РФ).

Срок исковой давности может прерываться или прекращаться, в случае, если компанией подан иск в суд о неуплате или гражданин согласился с имеющимся долгом перед коммунальными службами. Факт признания задолженности проявляется в случае:

  • если лицо частично оплатило долг;
  • гражданин подал прошение об отсрочке в выплате;
  • сторонами подписано соглашение о реструктуризации долга.

В таком случае срок исковой давности начинает исчисляться заново (ст. 203 ГК).

Требуемые документы

Для рассмотрения дела о применении срока исковой давности необходимо подать в суд следующие документы:

  • заявление;
  • квитанции об уплате за ЖКУ в течение последних 3 лет;
  • иные доказательства.

Все документы подаются либо перед судебным разбирательством, либо в ходе слушаний.

Зачастую могут возникнуть сложности при расчете срока давности или подготовки всех необходимых доказательств. Чтобы избежать ошибок и не потратить время впустую, лучше обратиться к юристу. Специалист поможет рассчитать правильно сроки, суммы задолженности и представить все доказательства в суде, а это увеличит шансы на благоприятный исход дела.

Ликвидация предприятия – поставщика коммунальных услуг

Случается и такое, что коммунальная организация, которая обслуживает дом, становится банкротом и ликвидирована, данные об этом внесены в ЕГРЮЛ. Что в таком случае делать должнику? Гражданский кодекс разрешает не платить по долгам за коммунальные услуги. Но это не касается ситуации, если у ликвидированной компании имеется правопреемник (ст. 419 ГК РФ). В этом случае право получения задолженности переходит новой организации.

Смерть должника

Гражданин, который имел большой долг, внезапно умирает. Что происходит с задолженностью? Согласно ст. 418 ГК РФ, обязательство прекращается в связи с кончиной должника. Соответственно, задолженность усопшего компании придётся обнулять.

Обратите внимание! Если квартиру умершего должника принимает в наследство другое лицо, то все долги, числящиеся за жилплощадью, переходят к нему. В этом случае правопреемник будет отвечать по обязательствам усопшего.

Невозможность взыскания средств с должника

Списать долги по ЖКХ возможно так же по причине того, что у гражданина просто нет денег для их погашения. В связи с этим судебные приставы прекращают исполнительное производство. Но закрыть дело можно только в случае:

  • отсутствия у должника средств для оплаты задолженности;
  • неимения личного имущества, которое пойдёт в счёт долга;
  • отсутствует информация о местонахождении гражданина;
  • должник признан судом пропавшим без вести.

В 2019 г. вышел указ Президента. В документе были приняты некоторые нововведения в области долгов за ЖКУ, которые вступили в силу в 2020 г.:

  1. Запрещено списывать денежные средства в счет оплаты долга из социальных выплат и алиментов.
  2. Размер списаний задолженности не должен превышать половины всех доходов гражданина.
  3. Коммунальным организациям не разрешается уступать долги за ЖКУ коллекторским организациям.

Изменения в основном затрагивают исполнительное производство.

Последние новости

В 2019 году премьер-министр подписал постановление. Согласно документу, правительство вводит мораторий на начисление пени и штрафов за долги по коммунальным услугам в период с апреля 2020 года по январь 2021 года (Пост. Правительства 02.04.2020 N 424). В связи с данным решением коммунальным организациям запрещается взыскивать неустойку с граждан за ЖКУ в течение указанного периода времени.

Судебная практика

Судебная практика по списанию долгов за жилищно-коммунальные услуги показывает, что судьи зачастую становятся на стороны коммунальных служб и редко списывают задолженность граждан. При этом, фемида учитывает такие моменты, как:

  • впервые ли образовалась задолженность;
  • наличие средств к существованию у должника;
  • имеются ли у гражданина лица на иждивении;
  • пыталось ли лицо урегулировать вопрос долга с коммунальной службой.

Изучив смягчающие обстоятельства, суд может встать на сторону должника.

И хотя в рассмотрении дел используется стандартный шаблон действий, индивидуальный подход также применим в практике:

Определившись, в каких случаях могут списать долги по ЖКХ, стоит понимать, что сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд. К этому надо подойти со всей ответственностью. Нужно не просто соответствовать критериям, подходящим для законного списания долга. Важно не упустить из виду любой момент: правильно подготовить документы, соблюсти сроки в соответствии с действующим законодательством. Поэтому важно на самом начальном этапе обратиться к квалифицированному специалисту, который подготовит все документы по правилам, и гражданин гарантированно получит тот результат, который ожидает.

Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов? Давайте разберемся. Законодатели, с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня, например - с детскими пособиями. То есть на первый взгляд новый закон эффективно поможет пенсионерам. Разбираемся подробнее.

21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступил в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к уже давно работавшему ФЗ № 229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании службой судебных приставов. Многие граждане ожидают от этого нововведения полное ограничение пенсионеров от судебных взысканий. Мол теперь банки, выиграв суды, не смогут забирать у пенсионеров-должников по кредитам даже 50% от пенсий в счёт погашения долгов.

Люди думают, что приставы по новому закону больше не будут иметь право на удержание с песий по старости и по инвалидности. В интернете даже появились статьи с рассказами об избавлении пенсионеров от преследований банков, а в ютубе – ролики на эту тему. Но в реальности всё это совершенно не так и эти авторы просто выдают желаемое за действительное. Основной посыл данного закона заключается в запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и с социальных выплат. Всё!

Кроме того, данный закон нововведением не является - многие выплаты социального характера были защищены и раньше. Поэтому ещё раз – весь смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Итак – подведем итог. После июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Ох, а какие у государственных умов были планы еще несколько месяцев назад. Руководитель ФССП публично обещал, что из-за пандемии - до конца 2020 года будет введен мораторий на взыскание долгов и изъятие имущества должников .

Если после удержания остается денег меньше прожиточного минимума

Иногда меня спрашивают – пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума? На что он тогда будет жить? Но государство и законодатели тут исходят из такого принципа – когда такой человек брал кредит, он как-то рассчитывал погашать его? Он же не специально взял невозвратный кредит, так как у него только одна пенсия на которую он живет? Поэтому тут ничего не изменилось.

В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %. Насколько разумно государство поступает в этом вопросе? – сказать сложно.

С одной стороны жалко пожилых людей, которые став должниками, вынуждены отдавать своим кредиторам половину пенсии и жить впроголодь. С другой стороны, наивно надеяться, что государство возьмёт и запретит кредиторам возвращать свои деньги с тех же пенсий. Иначе в стране увеличится количество юридически закрепленных невозвратных кредитов и государству тогда придётся вводить запрет на выдачу кредитов и займов гражданам пенсионного возраста, что плохо уже скажется на кредитоспособных пенсионерах. По этим причинам кардинальных изменений в этом вопросе в ближайшее время можно не ожидать.

В принципе сейчас у нас в отношении пенсионеров действуют такие же принципы ответственности по долгам, как в Европе и США. С той лишь разницей, что пенсии там в разы больше и на них реально можно не существовать, а жить: хорошо питаться. лечиться, одеваться, даже отдыхать. Не говоря уже о возможности кредитоваться под разумный процент.

Как сделать удержание с пенсии меньше 50%

Что бы я порекомендовал делать в такой ситуации, когда пожилой человек стал должником по кредиту, коммунальным платежам или иному обязательству, у него взыскивают 50% с пенсии и на оставшиеся деньги трудно прожить? Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Прежде всего это должен учитывать пристав– исполнитель!

Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставом. Для этого достаточно в свободной форме составить ходатайство, в котором указать на размер пенсии, который остается после удержания и размер официальных ежемесячных расходов.

К заявлению необходимо приложить копии подтверждающих расходы документов: квитанцию о квартплате, чеки на лекарство и продукты питания и другие социально- необходимые расходы. Если пристав оказался черствым и не принял во внимание Вашу просьбу на уменьшение ежемесячного удержания с пенсии – необходимо обратиться с жалобой по этому вопросу на имя старшего судебного пристава, а лучше - в суд.

Мой ютуб-канал адвоката

🎦 Кстати, важная новость для пенсионеров – с апреля 2020 года можно будет обращаться с заявлением в ФССП к приставу, который ведет Ваше исполнительное производство, и просить снизить удержание по исполнительным листам до 20% в месяц или предоставить рассрочку па 2 года. Такая мера – это попытка государства в лице ФССП помочь пенсионерам выжить в условиях вынужденных мер ограничения в связи с пандемией коронавируса. В этом видео я рассказываю, как можно получить рассрочку по исполнительному производству :

🎦 Я думаю Вам будет интересен рассказ о том, как можно ходатайствовать перед приставом об уменьшении ежемесячного удержания по исполнительному листу с 50% до меньшей суммы . Причем это можно сделать не только пенсионерам:

Посмотрите эти видеоролики! В комментариях к своим видео я совершенно бесплатно консультирую подписчиков своего канала по вопросам кредитных долгов. Жду Ваших вопросов, и лайков. Подписывайтесь на мой ютуб-канал!


Многие пенсионеры ждут наступления 1 июня 2020 года, когда вступит в силу изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве» иногда называемые «закон о защите пенсий», якобы запрещающий судебным приставам списывать долги с пособий и пенсионных начислений. Так ли это на самом деле? Какова ситуация со взысканием долгов с пенсий сейчас и какие изменения ожидаются в ближайшее время, читайте подробнее в нашей статье.

Ст. 101 Федерального Закона «Об исполнительном производстве»


Именно данная норма закона устанавливает перечень доходов, на которые взыскание по исполнительным листам запрещено:

  1. денежные средства, выплаченные должнику в качестве возмещения вреда здоровью. К примеру, если Иванов В.В. попал в ДТП и серьезно пострадал, то выплаченные ему средства на лечение, находящиеся на счету в банке, не могут быть удержаны.
  2. средства, выплаченные должнику в качестве возмещения вреда в связи со смертью кормильца.
  3. денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей. К таким лицам относятся не только проходящие военную службу, но и сотрудники МЧС, пострадавшие в ходе спасательных операций, сотрудники полиции и т.д. Неприкосновенными являются и суммы, которые выплачены родственникам погибших при исполнении служебных обязанностей.
  4. компенсации, выплаченные гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. К примеру, не могут списать со счета и тем самым лишить выплат граждан, пострадавших вследствие катастрофы чернобыльской АЭС.
  5. компенсации за счет бюджета (как федерального, так и местного) тем, кто ухаживает за нетрудоспособными гражданами. К примеру, компенсации в размере 1200 рублей за патронаж над пожилыми людьми.
  6. так называемые «монетизированные» льготы. Имеются ввиду компенсационные покрытия льгот на проезд, на лекарства, когда гражданин выбрал деньги вместо этой самой льготы.
  7. денежные средства, начисленные в качестве алиментов на содержание родителей или детей, а также выплаты детям на период, пока разыскиваются их родители.
  8. компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. К примеру, выплата работнику предприятия за увольнение вследствие аварии или несчастного случая на производстве.
  9. денежные средства, выплаченные гражданину в качестве оплаты командировочных расходов, или в связи с переводом в другой регион по условиям трудового договора, или в связи с изнашиванием инструмента, используемого работником для выполнения своих трудовых обязанностей.
  10. начисления, произведенные организацией-работодателем по случаю рождения ребенка, вступления в брак или смерти близкого родственника.
  11. выплаченная страховка в рамках обязательного социального страхования.
  12. пенсия, назначенная к выплате по случаю потери кормильца из федерального бюджета.
  13. пособия от государства на содержание детей, в том числе средства материнского капитала — лишение должника даже части таких денег приставу запрещено.
  14. единовременные выплаты в связи со стихийным бедствием, террористическим актом, гуманитарная помощь и т.д.
  15. компенсации путевок и санаторно-курортного лечения, в том числе на не достигших совершеннолетия членов семьи должника, а также возмещение проезда к месту лечения.
  16. так называемые «похоронные» (пособие на погребение).

Обращаем внимание, что среди указанных пунктов нет страховой пенсии по старости, по инвалидности, а также накопительной пенсии и пособия по временной нетрудоспособности. Эти доходы не включены на сегодняшний день в список тех, которые защищены законом от судебных приставов.

Таким образом, в настоящее время ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен четкий перечень доходов, на которые невозможно обратить взыскание по долгам. Законодательством обязанность отслеживания вида дохода и соблюдение запрета списания социальных денег возложена на судебного пристава, в ведении которого находится исполнительное производство.

На практике, конечно, не всегда пристав обладает полной информацией о происхождении дохода должника. В этой связи нередки случаи, когда арестовывают деньги, не подлежащие аресту. Законом предусмотрена процедура отмены блокировки счета, но она занимает время, в течение которого должнику необходимо на что-то жить, питаться, оплачивать коммунальные расходы и т.д.

Если судебный пристав не спешит снять арест, его действия можно обжаловать руководителю ФССП, в прокуратуру или в суд. В 2020 году в указанную статью будут внесены изменения.

Новшества в законодательстве об исполнительном производстве

Еще в феврале 2019 года в статью 101 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также в ряд других связанных норм были внесены изменения, которые вступают в силу с 1 июня 2020 года:

  • статья 101 дополняется еще одним пунктом, согласно которому запрещено забирать за долги денежные средства, выплаченные в качестве материальной помощи пострадавшим в результате ЧС или утратившим имущество первой необходимости. К примеру, семьям пострадавших в результате пожара и утратившим частично или полностью имущество, включая жилье, положена финансовая помощь. Эти деньги нельзя блокировать на счете по исполнительному листу.
  • чтобы исключить необоснованные списания, работодателям необходимо будет в отношении каждого вида дохода работника проставлять индивидуальный код. Линейка кодов разработана и утверждена Центральным Банком России.
  • вводится обязанность банков и иных кредитных учреждений высчитывать размер денежных средств, на которые предполагается наложить арест, с учетом кодовой маркировки. То есть, при наличии в этом учреждений счета должника банк рассчитывает возможную сумму списания за исключением тех денежных средств, которые предусмотрены статьей 101 Закона «Об исполнительном производстве». Порядок расчета утвержден Приказом Минюста РФ №330 от 27.12.2019. Если у должника несколько счетов, то расчет проводится в отношении каждого счета в отдельности. Для банков предусмотрена ответственность в виде штрафов за невыполнение этих требований. После расчета кредитная организация обязана уведомить судебного пристава или взыскателя в течение 3-х дней о размере денежных средств на счетах должника, с отдельным указанием видов дохода, не подлежащих списанию.

Примечательно, что в начале 2019 года, когда еще перечисленные изменения были законопроектом, во втором чтении от КПРФ были внесены поправки с предложением правила взыскания задолженности по исполнительному листу с пенсий с обязательным остатком в размере прожиточного минимума. Пояснения к поправкам содержали доводы о том, что в подавляющем большинстве клиентами микрофинансовых организаций являются именно пенсионеры, которым долги выставляются в огромных суммах, и после списания единственного источника дохода они обречены на нищенское существование. В 2019 году данные поправки не были приняты.

Закон о запрете взыскания долгов с пенсии должника

Пенсионеры в России – люди далеко небогатые. По данным ПФР, средний размер пенсии по старости в четвертом квартале 2019 года составила 15495 рублей. Располагая даже этой суммой, хотя большинство пожилых россиян получают существенно меньше, затруднительно оплачивать коммунальные услуги, обеспечивать себя продуктами и лекарствами. При этом практически в каждом банке есть кредитная линия, ориентированная на пенсионеров. Многие из них оформляют кредит, который потом не в силах погасить.

Как мы указывали выше, пенсия по возрасту не входит в число доходов, на которые распространяется запрет ареста в рамках исполнительного производства. И на сегодняшний день иного закона, который бы запрещал обращение взыскания на пенсии, не существует.

Вместе с тем, в декабре 2019 года от представителей Минэкономразвития были внесены два законопроекта, в которых предусмотрены требования по ограничению обращения взыскания на пенсию.

В одном из них содержится изменение в ту самую ст. 101 Закона «Об исполнительном производстве»: предлагается дополнить список «неприкосновенных» доходов пенсией по старости, страховой пенсией по инвалидности (о чем ранее заявлялось КПРФ поправками), накопительной пенсией. В то же время, предлагаются и исключения. К примеру, с пенсий все же можно будет удерживать деньги в счет погашения долгов за услуги ЖКХ, а также по исполнительным листам о взыскании административного, судебного штрафа, возмещения вреда вследствие преступления.

Другим законопроектом предусмотрено, что при любых взысканиях, в том числе и с пенсий, должен оставаться прожиточный минимум. Это изменение планируется внести в ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве». В настоящее время в п. 4 этой нормы содержится общее правило о неприкосновенности минимума имущества, необходимого для должника и членов его семьи. Изменения вносят конкретизацию – неприкосновенность прожиточного минимума дохода предлагается закрепить в федеральном законодательстве. По официальным данным Пенсионного фонда РФ, в 2019 году величина прожиточного минимума для пенсионера составляла 8846 рублей, с 1 января 2020 года – 9311 рублей. Это установлено на федеральном уровне, но для расчета неприкосновенного минимума будут исходить из размера, установленного в регионе, где проживает должник.

Из правила о неприкосновенности прожиточного минимума в законопроекте также есть исключения. Ограничения не коснутся исполнительных производств, содержащих требования:

  • о погашении алиментной задолженности на содержание несовершеннолетних детей;
  • о возмещении ущерба в связи со смертью кормильца;
  • об уплате административного или судебного (уголовного) штрафа;
  • об иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет (к примеру, налоги и сборы);
  • об уплате задолженностей за все виды услуг ЖКХ.

Подробнее о предлагаемых изменениях можно прочитать здесь. Законопроекты уже были одобрены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в настоящее время (январь 2020) находятся на рассмотрении в Правительстве РФ.

Вопрос-ответ

Предлагаем вашему вниманию ответы на самые распространенные вопросы читателей. Обращаем внимание на то, что ответы даны на основании законодательства, действующего на 31.01.2020 (т.е., без учета законопроектов).

Краткое содержание:


О возможности списать долги без дорогостоящей процедуры более активно заговорили в начале года. Позже был разработан законопроект, предусматривающий возможность списать долг без суда и без каких-либо затрат для должника.

Раньше, чтобы признать себя банкротом и списать долги, приходилось обращаться в суд и платить немалые деньги за услуги финансового управляющего, нередко сумма затрат составляла 100 000 рублей и более.

Понятно, что в такой ситуации должники, не имевшие никаких денег, просто не имели возможности выложить столько денег. Но вот ситуация изменилась, и закон об упрощенном банкротстве граждан, который внес изменения в ФЗ о несостоятельности (банкротстве), был принят Государственной думой, а совсем недавно, 31 июля, подписан Президентом РФ. Заработает закон с 1 сентября 2020 года. Рассмотрим основные нюансы.

Что меняется

Сейчас для признания банкротом физического лица необходимо обращаться в Арбитражный суд, а это чревато немалыми расходами. Нужно заплатить государственную пошлину, оплатить услуги финансового управляющего и нести затраты, связанные с процессом банкротства. Для многих такая процедура была просто недоступна из-за финансовых сложностей. С 1 сентября вводится упрощенный порядок банкротства физических лиц, а самое главное, он будет полностью бесплатным.

Должнику нужно будет обратиться в МФЦ по месту жительства с заявлением о признании банкротом. К данному заявлению нужно приложить список кредиторов, перед которыми у должника есть обязательства. Госпошлиной такое заявление облагаться не будет. После чего в МФЦ проводят проверку, в том числе направляя запрос в Федеральную службу судебных приставов.

Если в отношении должника есть неоконченное исполнительное производство, то заявление вернут, а повторно подать его можно будет только через месяц. Если исполнительное производство было окончено в связи с невозможностью исполнения решения суда (из-за отсутствия средств), то будет возбуждена процедура внесудебного банкротства, а сведения внесены в реестр.

После этого никаких неустоек, пеней и штрафов в отношении должника начислять не имеют права. Если появились новые исполнительные документы, то они будут направляться судебным приставам. Непосредственно в банк направлять их будет запрещено. При этом «специальные» долги, например, алименты, компенсация за вред, причиненный жизни или здоровью, долги по заработной плате и т.п., списанию подлежать не будут.

Основные условия

Важно отметить условия, при которых должник сможет воспользоваться такой возможностью.

Во-первых, сумма долга должна быть не более 500 000 рублей, а минимальный предел установлен в размере 50 000 рублей. В эту сумму не могут входить штрафные санкции за просрочку исполнения обязательства. Например, если основной долг по кредиту составляет 400 000 рублей, а вместе с неустойкой – 600 000 рублей, то за основу будет браться лишь сумма в 400 000 рублей, т.е. должник сможет воспользоваться упрощенным банкротством.

Во-вторых, у должника не должно быть активных исполнительных производств. Все они должны быть окончены по причине невозможности их взыскания (п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ об исполнительном производстве). Таким образом, у должника не должно быть имущества или доходов, на которые можно обратить взыскание.

Как видим, условия достаточно жесткие, поскольку пристав может долгое время не оканчивать исполнительное производство, а даже если оно будет окончено, не ранее чем через полгода взыскатель может повторно направить исполнительный лист судебному приставу.

Чем это грозит должнику

Процедура банкротства чревата для должника определенными последствиями. Пока идет процедура банкротства, должнику запрещено брать кредиты, займы и т.п. Если в течение полугода, пока идет процедура банкротства, у должника появится имущество, он обязан об том сообщить в течение 5 рабочих дней, а если этого не сделать, то кредиторы получат право инициировать банкротство должника в судебном порядке, и тогда процедура снова станет платной для должника.

После банкротства у должника появляется обязанность в течение 5 лет обязательно уведомлять банки о данной процедуре, если он решит взять кредит.

Повторно инициировать банкротство в упрощенном порядке можно будет лишь через 10 лет, а в судебном порядке – через 5 лет.

В течение 3 лет должник не будет иметь права занимать руководящие должности и управлять юридическими лицами.

Таким образом, несомненно, изменение очень важное, поскольку многие граждане погрязли в огромных долгах, а из-за ситуации в стране исполнить свои обязательства могут не все. Однако условия все равно остаются серьезными, поэтому лишь факт наличия долга не дает оснований для того, чтобы воспользоваться данной процедурой. Но самое важное, что новая процедура абсолютно бесплатна, и должнику не нужно платить ни одного рубля, чтобы инициировать внесудебное банкротство.

Будьте здоровы и берегите себя!

Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна.

Работа по взысканию задолженности за ЖКУ – непростая, но обязательная часть деятельности по управлению МКД. В ней много подводных камней и нюансов. Сегодня разбираем вопрос о том, можно ли взыскать долг с пенсии по старости и какой процент от неё ежемесячно перечисляется в счёт погашения задолженности.


№ 12-ФЗ запретил взыскивать долги с соцвыплат и пособий, но не с пенсии по старости

В начале 2019 года президент РФ подписал Федеральный закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ, который внёс изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в части запрета взыскания долгов с выплат социального характера.

Некоторые СМИ писали о том, что запрет распространяется и на пенсии, что население интерпретировало однозначно: с пенсий по старости больше не могут взыскать долг ни в пользу банка, ни в пользу кредитора, в том числе поставщиков ЖКУ.

Однако это не так: список соцвыплат, пособий и компенсаций, с которых судебные приставы не могут списать средства в рамках исполнительного производства, закрытый и перечислен в ст. 101 № 229-ФЗ. Пенсий по старости в нём нет, следовательно, с этих выплат по-прежнему может быть взыскан долг, даже если это единственный источник дохода неплательщика.

Удержание пенсии по исполнительным листам производят органы ПФР в соответствии с Федеральными законами от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 02.10.07 № 229-ФЗ. Процент удержания в счёт погашения долга определяет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ч. 2 ст. 99 № 229-ФЗ: с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Такая же максимальная планка установлена и ст. 29 № 400-ФЗ.

Но в некоторых случаях списание с пенсии должника 50% от начислений ставит его в тяжёлую жизненную ситуацию, если это его единственный источник дохода, а величина выплат едва превышает прожиточный минимум. Рассмотрим позицию Конституционного и Верховного судов РФ по данному вопросу.

Остаток ежемесячного дохода после взыскания долга должен обеспечивать условия нормального существования гражданина

Пенсионеры, с чьих пенсий судебные приставы в рамках исполнительных производств удерживали 50%, не раз обращались в Конституционный Суд РФ с попытками оспорить различные нормы законодательства, которые допускают такие действия ФССП.

Позиция КС РФ по таким делам всегда была одинаковой: если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, то для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимо сохранить доход, который позволит не оставить их за пределами социальной жизни.

  1. Определения от 13.10.2009 № 1325-О-О, от 15.07.2010 № 1064-О-О, от 22.03.2011 № 350-О-О.

Истцы оспаривали конституционность ст. ст. 68, 98, 99.2 № 229-ФЗ. По их мнению, они нарушают их права, гарантированные ст. ст. 17, 19, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 39, 21, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, поскольку позволяют обращать взыскание на доход должника в виде периодических социальных выплат, размер которых ниже установленного законом прожиточного минимума.

КС РФ жалобу отклонил, но отметил, что по смыслу ч. 2 ст. 99 № 229-ФЗ во взаимосвязи со ст. 4 этого же закона, размер удержания из доходов должника при выполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учётом всех обстоятельств дела, при соблюдении принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

  1. Определение от 17.01.2012 № 14-О-О.

Истец оспаривал конституционность абз. восьмого ч. 1 ст. 446 ГПК РФ. Заявитель указала, что службой ФССП было обращено взыскание на назначенную ему пенсию по старости. При этом соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации предписано производить удержания из пенсии ежемесячно в размере пятидесяти процентов. После произведённых удержаний размер выплаченных истцу денежных средств составил менее величины прожиточного минимума для пенсионеров.

КС РФ также не признал норму неконституционной, но подробно высказал своё мнение по обстоятельствам дела. Судья указал, что законодательная регламентация обращения взыскания по исполнительным документам должна осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех его участников.

При определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, с тем, чтобы обеспечить должнику и его иждивенцам условия, необходимые для их нормального существования. Такой же вывод сделан в определении КС РФ от 24.06.2014 № 1560-О.


Величина процента удержания с пенсии долга должна устанавливаться с учётом уровня дохода должника

На заключениях, неоднократно сделанных Конституционным судом РФ по вопросу удержания части пенсии должника в рамках исполнительного производства, основывается судебная практика Верховного суда РФ. Даже если нижестоящие инстанции отказывают пенсионерам в их требовании снизить процент удержания из пенсии, ВС РФ встаёт на их сторону и отправляет дела на пересмотр:

  1. Определение от 26.12.2017 № 81-КГ17-20.

Пенсионерка из Кемеровской области обратилась в суд с иском об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания в размере 50% на сумму выплачиваемой ей ежемесячной пенсии, которая составляла 8,4 тыс. рублей. Это был единственный доход истца. Она считала, что судебный пристав-исполнитель имел право удержать только сумму, составляющую разницу между величиной прожиточного минимума и выплачиваемой ей пенсией.

Кузнецкий районный суд Новокузнецка в решении от 09.11.2016 по делу № № 2а-1509/2016 согласился с заявительницей. Он посчитал, что удержания в размере 50% от пенсии значительно ухудшают материальное положение должника, не обеспечивают поддержание достойных условий её жизни, поскольку оставшаяся после удержания часть пенсии меньше величины прожиточного минимума.

Апелляционный суд отменил решение первой инстанции, так как действия пристава соответствуют нормам № 229-ФЗ и № 400-ФЗ (определение от 01.02.2017 по делу № 33А- 955/2017).

ВС РФ в свою очередь отменил определение апелляционной инстанции, сославшись на позицию КС РФ о том, что исполнительное производство осуществляется на принципе неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Судебный пристав-исполнитель обязан устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

  1. Кассационное определение от 12.01.2017 № 45-КГ16-27.

Супруги-пенсионеры подали в суд иск с требованием обязать пристава снизить размер удержания из их пенсий долга перед банком и установить минимальный процент – 20%, поскольку они находятся в трудной финансовой ситуации. Они обращались в отдел ФССП с таким заявлением, но им не ответили.

Истцы настаивали на том, что размер удержаний денежных средств из их пенсий (50%) противоречит ст. 446 ГПК РФ, нарушает их конституционные и гражданские права, поскольку оставшихся денежных средств недостаточно для приобретения жизненно важных медикаментов и продуктов питания, необходимых для них, как для инвалидов II группы.

Решением Кировского районного суда Екатеринбурга от 01.02 2016 по делу № 2а-1129/2016, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 27.04.2016 по делу № 33а-7137/2016, супругам отказали в пересмотре процента удержания. Кассация не стала рассматривать их жалобу, и они обратились в Верховный суд РФ.

ВС РФ с коллегами не согласился, ведь судебный пристав-исполнитель не запросил необходимые сведения, информацию, справки для установления обстоятельств, на которые ссылались в ходатайстве истцы. Он ограничился лишь ссылкой на то обстоятельство, что законодательство не предусматривает при обращении взыскания на доход должника учитывания такого критерия, как прожиточный минимум.

При этом, как указал суд, при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Положения ч. 2 ст. 99 № 229-ФЗ предусматривают лишь максимально возможный размер удержания, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

ВС РФ направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, признав правоту пенсионеров.


На заметку

Работа по взысканию задолженности за ЖКУ – повседневность для управляющих организаций. И, как показывает судебная практика, не самая простая. УО приходится работать с самими неплательщиками, обращаться в суд, затем взаимодействовать с судебными приставами.

Случаются ситуации, когда даже приставы бессильны – если у должника нет основного дохода и имущества для ареста или взыскания, или же его доход так мал, что долги будут гаситься годами. В том числе это касается взыскания задолженности с пенсионеров, если их доход мал.

О том, как вести эффективную работу с долгами и повысить собираемость платежей за ЖКУ, мы говорили на одном из наших семинаров. В том числе мы разобрали вопросы взаимодействия УО и судебных приставов. Ознакомиться с материалами онлайн-семинара вы можете в этой статье.

Читайте также: