Закон по праву выбора варианта пенсионного обеспечения

В 2014 и 2015 годах каждый гражданин 1967 года рождения и моложе имел возможность выбрать для себя вариант пенсионного обеспечения: направить всю сумму страховых взносов работодателя на финансирование только страховой пенсии или распределить эту сумму на финансирование накопительной и страховой пенсий.

Граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, могут в любой момент отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6% страховых взносов на формирование только страховой пенсии.

Право сделать выбор в пользу дальнейшего формирования пенсионных накоплений сохраняется у граждан 1967 года рождения и моложе, за которых страховые взносы на обязательное пенсионное страхование впервые начали начисляться с 1 января 2014 года. Такое право у них сохраняется до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов. Если указанные лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления взносов не достигли 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря того года, в котором им исполнится 23 года (включительно).

При выборе варианта пенсионного обеспечения следует учитывать, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть может быть и убыток от их инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Пенсионные накопления не индексируются.

Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных коэффициентов. При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов 6,25, так как 27,5% страховых взносов направляются на формирование пенсионных накоплений.

Важно отметить, что даже в случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Как отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии

При отказе от формирования накопительной пенсии тариф страховых взносов, который работодатель уплачивает из фонда оплаты труда работника, распределяется таким образом:

Тариф страховых взносов
работодателя на вашу
будущую пенсию

22%

16% на страховую пенсию
(индивидуальный тариф)

6% на финансирование фиксированной выплаты
(солидарный тариф)

Для того чтобы отказаться от формирования накопительной пенсии необходимо подать в ПФР соответствующее заявление. До истечения года, в котором подано заявление об отказе, застрахованное лицо вправе отозвать его, также подав соответствующее заявление.

Пенсионные накопления, сформированные в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, и средства материнского капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, входят в общую сумму пенсионных накоплений гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Участники Программы могут отказаться от формирования накопительной пенсии по обязательному пенсионному страхованию, но смогут и дальше участвовать в Программе: уплачивать добровольные взносы, получать софинансирование от государства и инвестиционный доход. Владельцы сертификата на материнский (семейный) капитал тоже могут выбрать вариант пенсионного обеспечения без формирования накопительной пенсии, однако они все равно вправе направить средства МСК или их часть на формирование пенсионных накоплений.

Узнать больше о реализации права выбора варианта пенсионного обеспечения можно на сайте Пенсионного фонда России или по телефону: 8 800 302 2 302 (звонок бесплатный по всей России).

Как продолжить дальнейшее формирование страховой и накопительной пенсий

При формировании страховой и накопительной пенсий тариф страховых взносов, который работодатель уплачивает из фонда оплаты труда работника, распределяется таким образом:

Тариф страховых взносов
работодателя на вашу
будущую пенсию

22%

10% на страховую пенсию и 6% на накопительную пенсию
( индивидуальный тариф )

6% на финансирование фиксированной выплаты
( солидарный тариф )

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения в отношении будущих пенсионных накоплений сохраняется у лиц, 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. У них сохраняется возможность принять решение:

  • формировать только страховую пенсию;
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно.

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса. для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Узнать больше о реализации права выбора варианта пенсионного обеспечения можно на сайте Пенсионного фонда России или по телефону: 8-800-775-5445 (звонок бесплатный по всей России).

Куда обратиться

  1. При отказе от финансирования накопительной пенсии

Заявление об отказе от финансирования накопительной пенсии подается следующими способами:

  • лично (через представителя) в ПФР – в любую клиентскую службу территориального органа ПФР. При этом установление личности и проверку подлинности подписи гражданина осуществляет сотрудник территориального органа ПФР;
  • по почте. При этом установление личности и проверку подлинности подписи гражданина осуществляет нотариус или в порядке, установленном пунктом 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, или должностное лицо консульских учреждений Российской Федерации, если гражданин находится за пределами РФ;
  • в форме электронного документа через портал www.gosuslugi.ru , в Личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФР
  1. При выборе дальнейшего формирования страховой и накопительной пенсий

Выбор формирования страховой и накопительной пенсии доступен только для граждан, 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2015 года. Чтобы в дальнейшем формировать страховую и накопительную пенсии, им следует в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов подать заявление о выборе управляющей компании либо негосударственного пенсионного фонда с направлением 6% тарифа страховых взносов на финансирование накопительной пенсии. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информация Пенсионного фонда России от 22 марта 2016 г. "О праве выбора варианта пенсионного обеспечения"

В соответствии с частью 1 статьи 33.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» 31 декабря 2015 года истек срок для принятия решения гражданами о выборе варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса.

В связи с этим застрахованными лицами, формирующими средства пенсионных накоплений в ПФР, которые ранее не осуществляли выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) и не меняли страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также застрахованными лицами, ранее отказавшимися от формирования накопительной пенсии, выбор тарифа на финансирование накопительной пенсии («6» или «0») не может быть произведен. У таких граждан далее за счет поступающих страховых взносов будут формироваться пенсионные права только на страховую пенсию. Если у данных лиц на индивидуальном лицевом счете уже есть пенсионные накопления, то они продолжат инвестироваться и будут выплачены застрахованному лицу после его выхода на пенсию.

Исключение составляют граждане 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые вправе осуществить выбор варианта пенсионного обеспечения до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при подаче заявления о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд либо заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

В случае если указанные лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигли возраста 23 лет, период выбора варианта пенсионного обеспечения продлевается до 31 декабря года, в котором гражданин достигнет возраста 23 лет (включительно).

О первом расчете средств пенсионных накоплений подлежащих, отражению на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, по истечении пяти лет с года начала формирования накоплений у текущего страховщика (ПФР)

В соответствии с нормами статьи 10.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» и статьи 36.2-1 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» текущий страховщик (ПФР) отражает (фиксирует) в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица средства пенсионных накоплений по состоянию на 31 декабря года, в котором истекает пятилетний срок с года начала формирования накоплений у текущего страховщика. Отражению (фиксации) подлежит фактически сформированные средства пенсионных накоплений, а при наличии отрицательного результата инвестирования в пятилетнем периоде, страховщиком производится восполнение на его покрытие до гарантируемой суммы - суммы фактически уплаченных страховых взносов, дополнительных страховых взносов, взносов на софинансирование, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на накопительную пенсию.

Первый расчет размера средств пенсионных накоплений для указанных целей (первая пятилетняя фиксация) осуществляется в соответствии с нормами частей 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в следующие сроки:

Год, с которого страховщик (ПФР) стал текущим страховщиком для застрахованного лица Сроки выполнения ПФР расчета первой пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений
2011 и ранее по состоянию на 31 декабря 2015 года
2012 по состоянию на 31 декабря 2016 года
2013 по состоянию на 31 декабря 2017 года
2014 по состоянию на 31 декабря 2018 года
2015 по состоянию на 31 декабря 2019 года

Аналогичный расчет средств пенсионных накоплений подлежащих, отражению на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, осуществляется текущим страховщиком (ПФР) каждые последующие пять лет.

О способах формирования средств пенсионных накоплений застрахованными лицами

В соответствии со статьями 36.7, 36.8 и 36.11 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений может воспользоваться правом на переход не чаще одного раза в год из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации, из негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд либо из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, подав заявление о переходе либо заявление о досрочном переходе.

На основании заявления о переходе переход застрахованного лица осуществляется в году, следующем за годом, в котором истекает пятилетний срок, исчисляющийся начиная с года подачи такого заявления.

На основании заявления о досрочном переходе переход застрахованного лица осуществляется в году, следующем за годом подачи такого заявления.

Отличие заявления о переходе от заявления о досрочном переходе заключается не только в различных сроках рассмотрения таких заявлений, сроках фактического перехода к новому страховщику и сроках перевода средств пенсионных накоплений, но и в различном порядке расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче при таких переходах.

Определение размера средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче Пенсионным фондом Российской Федерации при переходе (досрочном переходе) застрахованного лица в негосударственный пенсионный фонд производится в соответствии со статьей 34.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».

Определение размера средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче при переходе (досрочном переходе) застрахованного лица из негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации производится в соответствии со статьей 36.6-1 Федерального закона от 7 мая 1998 года «О негосударственных пенсионных фондах».

О порядке расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в 2016 году по заявлениям застрахованных лиц о досрочном переходе, поданным в 2015 году

Заявления о досрочном переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации, из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд и из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, поданные застрахованными лицами в 2015 году были рассмотрены Пенсионным фондом Российской Федерации до 1 марта 2016 года. При этом расчет подлежащих передаче выбранному страховщику средств пенсионных накоплений следующий:

1. Застрахованным лицам, начавшим формировать пенсионные накопления у текущего страховщика (ПФР) в 2011 году и ранее, в 2015 году по состоянию на 31 декабря 2015 года отражена сумма первой пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений.

При досрочном переходе указанной группы застрахованных лиц новому страховщику в 2016 году будут переданы:

- в случае положительного результата инвестирования в 2015 году - сумма средства пенсионных накоплений, отраженная в год первой пятилетней фиксации, включая инвестиционный доход 2015 года;

- в случае отрицательного результата инвестирования в 2015 году - фактически сформированные средства пенсионных накоплений с учетом гарантийного восполнения инвестиционного убытка.

2. В отношении застрахованных лиц, начавших формировать пенсионные накопления у текущего страховщика (ПФР) в 2012 - 2015 годах, новому страховщику в 2016 году будут переданы:

- в случае положительного результата инвестирования в 2015 году - фактически сформированные средств пенсионных накоплений без инвестиционного дохода за 2015 год;

- в случае отрицательного результата инвестирования в 2015 году - фактически сформированные средства пенсионных накоплений без восполнения инвестиционного убытка.

Внимание! Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд чаще одного раза в пять лет, невыгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина, кроме досрочного перехода в год пятилетней фиксации.

О порядке расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в 2017 году по заявлениям застрахованных лиц о досрочном переходе, поданным в 2016 году

Заявления о досрочном переходе из НПФ в ПФР, из ПФР в НПФ и из НПФ в НПФ, поданные застрахованными лицами в 2016 году, рассматриваются Пенсионным фондом Российской Федерации до 1 марта 2017 года. При этом расчет подлежащих передаче выбранному страховщику средств пенсионных накоплений следующий:

1. Застрахованным лицам, начавшим формировать пенсионные накопления у текущего страховщика (ПФР) в 2011 году и ранее, в 2015 году по состоянию на 31 декабря 2015 года отражена сумма первой пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений.

При досрочном переходе указанной группы застрахованных лиц новому страховщику в 2017 году будут переданы:

- в случае положительного результата инвестирования в 2016 году - сумма средств пенсионных накоплений, отраженная в год первой пятилетней фиксации, средства пенсионных накоплений, поступившие в 2016 году без инвестиционного дохода 2016 года;

- в случае отрицательного результата инвестирования в 2016 году - сумма средств пенсионных накоплений, отраженная в год первой пятилетней фиксации, средства пенсионных накоплений, поступившие в 2016 году с учетом полученного в 2016 году убытка от инвестирования без гарантийного восполнения инвестиционного убытка.

Внимание! Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд чаще одного раза в пять лет, невыгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина, кроме досрочного перехода в год пятилетней фиксации.

2. Застрахованным лицам, начавшим формировать пенсионные накопления у текущего страховщика (ПФР) в 2012 году, в 2016 году по состоянию на 31 декабря 2016 года будет отражена сумма первой пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений.

При досрочном переходе указанной группы застрахованных лиц новому страховщику в 2017 году будут переданы:

- в случае положительного результата инвестирования в 2015 - 2016 годах - сумма средств пенсионных накоплений, отраженная в год первой пятилетней фиксации, включающая фактически сформированные средства пенсионных накоплений и инвестиционный доход;

- в случае отрицательного результата инвестирования в 2015 - 2016 годах - фактически сформированная сумма средств пенсионных накоплений с учетом гарантийного восполнения инвестиционного убытка.

3. В отношении застрахованных лиц, начавших формировать пенсионные накопления у текущего страховщика (ПФР) в 2013, 2014, 2015 годах, новому страховщику в 2017 году будут переданы:

- в случае положительного результата инвестирования в 2015 - 2016 годах - фактически сформированные средства пенсионных накоплений без инвестиционного дохода 2015 - 2016 годов;

- в случае отрицательного результата инвестирования в 2015 - 2016 годах - фактически сформированные средства пенсионных накоплений с учетом отрицательного результата инвестирования в 2015 - 2016 годах.

Внимание! Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд чаще одного раза в пять лет, невыгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина, кроме досрочного перехода в год пятилетней фиксации.

4. В отношении застрахованных лиц, начавших формировать пенсионные накопления у текущего страховщика (ПФР) в 2016 году, выбранному страховщику в 2017 году будут переданы:

- в случае положительного результата инвестирования в 2016 году - фактически сформированные средства пенсионных накоплений без инвестиционного дохода за 2016 год;

- в случае отрицательного результата инвестирования в 2016 году - фактически сформированные средства пенсионных накоплений с учетом отрицательного результата инвестирования в 2016 году.

Внимание! Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд чаще одного раза в пять лет, невыгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина, кроме досрочного перехода в год пятилетней фиксации.

О порядке расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в 2020 (2021) году по заявлениям застрахованных лиц о переходе, поданным в 2015 (2016) году

При подаче застрахованным лицом заявления, предусматривающего переход к выбранному страховщику с года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок, исчисляющийся начиная с года подачи заявления о выборе (переход через 5 лет) в 2015 (2016) году, текущим страховщиком (ПФР) выбранному страховщику в 2020 (2021) году передаются средства пенсионных накоплений, отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета, включая полученный инвестиционный доход, или гарантийное восполнение в случае отрицательного инвестиционного результата.

Внимание! Если гражданин принимает решение о смене страховщика, то есть о переводе средств пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, чтобы избежать потери инвестиционного дохода или убытков от инвестирования пенсионных накоплений, рекомендуется подавать заявление о переходе к новому страховщику через пять лет. Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд чаще одного раза в пять лет, невыгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина, кроме досрочного перехода в год пятилетней фиксации.

Обзор документа

ПФР сообщает, что 31 декабря 2015 г. истек срок для принятия гражданами решения о выборе варианта пенсионного обеспечения - продолжать формировать накопительную пенсию или нет.

У граждан, формирующих пенсионные накопления в ПФР, которые ранее не выбирали инвестиционный портфель (управляющую компанию) и не меняли страховщика, а также у граждан, ранее отказавшихся от формирования накопительной пенсии, в дальнейшем формируется только страховая пенсия. Если у данных лиц уже есть пенсионные накопления, то они продолжат инвестироваться и будут выплачены им после выхода на пенсию.

Исключение составляют граждане 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Они вправе выбрать вариант пенсионного обеспечения в течение 5 лет с момента первого начисления взносов. Для этого им необходимо подать заявление о переходе в НПФ или выборе инвестиционного портфеля.

ПФР отражает пенсионные накопления на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица по состоянию на 31 декабря года, в котором истекает 5-летний срок с года начала формирования накоплений у текущего страховщика.

Разъяснены способы формирования пенсионных накоплений. Допускается переход не чаще 1 раза в год из НПФ в ПФР и наоборот, а также из одного НПФ в другой. Приведен порядок расчета пенсионных накоплений, подлежащих передаче при указанном переходе. Обращается внимание на то, что менять фонд чаще 1 раза в 5 лет невыгодно. Это повлечет уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина.

На минувшей неделе Президент РФ подписал закон, направленный на реализацию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. В частности, Федеральный закон № 351 уточняет размеры тарифов взносов на обязательное пенсионное страхование, по которым страхователи будут производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начиная с 1 января 2014 года. Упрощается и сам порядок уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которая будет осуществляться единым платежным документом по общему тарифу.

Центральным же элементом закона являются нормы, предусматривающие распределение тарифа страхового взноса на финансирование накопительной и страховой частей трудовой пенсии с учетом выбранного застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения.

Напомним, до настоящего времени гражданам 1967 года рождения и моложе предоставлялось право направить 6,0 процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Также они могли отказаться от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направить указанные 6 процентов на финансирование страховой части трудовой пенсии. Не рискуя при этом ничем, поскольку отдавали свои средства государству, которое брало на себя обязательство выплачивать пенсию в полном объеме.

Для тех же граждан, кто не выбрал вариант пенсионного обеспечения, государством планировалось направление 6 процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии. По действующему закону выбор между пенсионными системами застрахованные лица должны были реализовать до 31 декабря 2013 года. То есть с нового года все, кто не выбрал конкретный вариант пенсионного обеспечения, автоматически переводились бы в государственную систему пенсионного обеспечения.

Кстати, сейчас ПФР продолжает принимать заявления на выбор 2 или 6% тарифа страховых взносов на формирование накопительной части пенсии. В фонде отмечаю, что при выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной части пенсии следует помнить о том, что страховая часть гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню инфляции и с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Средства же накопительной части пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания.

Подписанным же законом период реализации вышеуказанного права выбора продлевается до 31 декабря 2015 года. Согласно закону, застрахованные лица, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, смогут выбрать вариант своего пенсионного обеспечения в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если же застрахованное лицо не достигло возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.

Закон гласит, что если застрахованный гражданин так и не осуществит выбор своего пенсионного обеспечения, все 6 процентов индивидуальной части тарифа страховых взносов будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии. При этом все ранее сформированные пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Причем с 2015 года 6 процентов индивидуальной части тарифа страховых взносов будут направляться на финансирование накопительной части трудовой пенсии только в отношении тех застрахованных лиц, которые в установленный срок заявили о желании инвестировать средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Одновременно застрахованному лицу предоставляется право в любое время отказаться от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направить указанные 6 процентов на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Предусматривает закон и ряд правовых гарантий для граждан, чьи накопления отчисляются в негосударственные фонды. По новым правилам если негосударственный пенсионный фонд не будут соответствовать новым требованиям законодательства , то индивидуальная часть тарифа страховых взносов в 2014 году будет в полном объеме направляться на финансирование только страховой части пенсии. Данная часть будет направляться с одновременным учетом на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующих сумм взносов.

В качестве другой гарантии сохранности пенсионных накоплений закон устанавливает запрет на их передачу в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды. В соответствии с новыми правилами поступившие в 2013 году суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ, но не переданные в доверительное управление, а также поступившие в 2014 году дополнительные страховые взносы, не передаются в доверительное управление управляющим компаниям, а инвестируются самим Пенсионным фондом.

То же самое касается и поступивших сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, сумм взносов работодателя в пользу застрахованного лица, средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии. Последующая передача указанных средств в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании сможет осуществляться лишь при условии соответствия НПФ и УК законным требованиям.

В целях прозрачного администрирования и размещения накоплений Пенсионный фонд обязывается распределять страховые взносы, поступающих на обязательное пенсионное страхование, в зависимости от выбранного застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения, а также определять порядок этого распределения.

Сегодня существует несколько видов пенсионного обеспечения (ПО), установление каждого из них связано с наступления определенных юридических фактов. Согласно законодательству пенсионеру полагается установление выплат одного вида, за исключением некоторых случаев, перечень которых установлен соответствующими нормативно-правовыми актами.

Виды выплат пенсионерам


Право выбора пенсионного обеспечения имеет каждый гражданин РФ. Зачастую выбор направления зависит от размера причитающихся выплат.

Пользоваться благами, предоставляемыми системой обязательного пенсионного страхования, могут не только обладатели лицевого счета в ПФР , но и те граждане, которые не вносили страховых взносов. Право на обеспечение также имеют застрахованные лица с недостаточным трудовым стажем.

В 2020 году при начислении пенсии учитывается:

Обязательное пенсионное страхование


Финансирование выплат, предусмотренных программой обязательного пенсионного страхования (ОПС), производится за счет взносов, регулярно перечисляемых застрахованными гражданами на лицевой счет в Пенсионном Фонде РФ.

  • Пенсия страховая (СП). Назначается согласно нормам ФЗ «О страховых пенсиях», подлежит выплате:
    • при наступлении определенного законом возраста (по старости);
    • в случае присвоения инвалидности (по инвалидности);
    • при потере кормильца.

Перечисление средств производится ежемесячно в том размере, который необходим для обеспечения основных потребностей получателя.

  • Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию:
  • по выслуге лет;
  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • социальная пенсия.
  • Пенсия накопительная (НП). Накоплению подлежат взносы работающих граждан, а также доход, полученный от их инвестирования. Получателями НП могут быть соответствующие законодательным требованиям граждане, рожденные не позже 1967 года. НП формируется у лица:
    • имевшего определенные накопления и до конца 2015 года заявившего о своем выборе в пользу сохранения НП . Страховые взносы граждан, не подавших соответствующего заявления, автоматически были направлены на пополнение СП , при этом их участие в накоплении было остановлено государством;
    • которое впервые официально трудоустроилось в 2014 году и заявило о своем желании принимать участие в формировании данного вида ПО способом, предусмотренным законодательством.

Помимо этого, лицу необходимо выбрать управляющую компанию (УК) или Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ). При этом сделать выбор следует:

Основания назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению


На получение такой пенсии в России имеют право следующие категории граждан:

  • военнослужащие, космонавты, работники летно-испытательного состава, федеральные государственные служащие;
  • лица, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф;
  • участники войны, награжденные орденом «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • граждане, не обладающие правами на получение средств из-за недостаточного трудового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов, при условии постоянного проживания на территории РФ.

Кому назначается социальная пенсия


Пенсионерам, не зарегистрированным в системе ОПС , а также застрахованным лицам, трудовой стаж и количество пенсионных баллов которых которых недостаточный для начисления страховой пенсии, назначается социальная пенсия.

Обязательным условием является постоянное проживание на территории РФ.

Социальные выплаты устанавливаются в отношении:

  1. Женщин старше 60 лет, мужчин старше 65 лет.
  2. Представителей малочисленных северных народов, достигшим определенного возрастного порога (50/55 — женщины/мужчины).

Негосударственная пенсия


Отличительной чертой данного направления является его добровольный характер. Накопление средств происходит на договорных основаниях.

Внимание! До 2015 года и страховые, и накопительные взносы направлялись на формирование единой трудовой пенсии, сейчас же они являются разными видами ПО .

Преимущества и недостатки страховой и накопительной пенсий


В связи с разделением трудовой пенсии на страховую и накопительную появилось множество вопросов, касающихся выбора того или иного вида ПО . Чтобы принять наиболее выгодное решение, необходимо ознакомиться с преимуществами и недостатками данных направлений.

Случаи назначения двух пенсий одновременно


Согласно нормам действующего законодательства существует категория граждан России, имеющих право на получение двух видов пенсии одновременно.

К таковым относят:

  • лиц, получивших инвалидность после военной травмы;
  • обладателей знака «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • космонавтов, граждан из числа работников летно-испытательного состава, а также членов их семей после их гибели;
  • госслужащих РФ;
  • лиц, ставших инвалидами вследствие радиационной или техногенной катастрофы;
  • участников ВОВ;
  • нетрудоспособных родственников граждан, которые пострадали от радиоактивного воздействия и лучевой болезни, приобретенной во время Чернобыльской катастрофы;
  • матерей, отцов и вдов военнослужащих, проходивших службу по призыву и погибших в период прохождения военной службы или вследствие получения военной травмы.
Важно! Право воспользоваться льготами не касается вдов, матерей и отцов тех военных, причина смерти которых связана с осуществлением ими противоправных действий.

Право выбора пенсионного обеспечения регламентировано нормами действующего законодательства и гарантировано государством.

Совет! Перед принятием окончательного решения рекомендуется детально изучить преимущества и недостатки всех видов пенсии ознакомиться с законодательной базой и правовыми нюансами каждого направления.

В случае возникновения дополнительных вопросов следует проконсультироваться с юристом, специализирующимся в данной правовой сфере.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Зайцева Юлия Последние изменения: Сентябрь, 2020 438


Право на выбор пенсии предусматривает действующее пенсионное законодательство, которое, с одной стороны, позволяет осуществить выбор, а с другой, обязывает гражданина сделать его в пользу конкретного вида обеспечения. И далее о том, как осуществляется выбор пенсии, в пользу какого вида выплат можно его сделать, а также немного о том, что ждет пенсионеров в 2019 году в связи с реформированием системы.

    • Виды пенсий в РФ
    • Что выбрать: страховую или накопительную?
    • Кто имеет право выбора на пенсию?
    • Пенсионная реформа 2018/2019

    Виды пенсий в РФ

    Для того, чтобы сделать выбор в пользу конкретного вида пенсионного обеспечения, необходимо знать, какие их виды существуют.

    На данный момент есть система общеобязательного пенсионного обеспечения, которая формируется за счет отчислений работодателей и физических лиц. Главным управляющим органом является Пенсионный фонд. В соответствии с общеобязательным пенсионным страхованием пенсия может быть назначена двух видов:

    • Страховая. Это вид выплаты, который положен гражданину ежемесячно в связи с тем, что он достиг пенсионного возраста, утратил свою трудоспособность или у него есть другие основания для получения таких выплат. Страховая пенсия может быть трех видов:
    1. Пенсия по старости;
    2. Пенсия по инвалидности;
    3. Пенсия в связи потерей кормильца.
    • Накопительная пенсия. Эта та выплата, которая формируется за счет индивидуальных накоплений субъекта, а также за счет дохода, полученного от инвестирования средств в государственные и негосударственные пенсионные фонды. Такая часть пенсии доступна только для тех, кто рожден после 1967 года. Для людей старшего возраста накопительная часть пенсии по общеобязательному государственному обеспечению недоступна.

    Следует отметить, что на данный момент право выбора касательно накопительной пенсии у людей, которые уже работают и имеют некие накопления, утрачено. Выбор нужно было сделать до конца 2015 года: необходимо было принять решение, в какой пропорции будут распределяться отчисления работодателей: то ли на формирование страховой пенсии, то ли накопительной.

    Но право выбора для тех, кто начал работать официально только после 1 января 2014 года, не утрачено. В соответствии с законом, такие субъекты обязаны до конца года, в котором истекает пятилетний срок официальной работы, написать заявление на имя работодателя о выборе своего пенсионного обеспечения. То есть, если начал гражданин работать 1 января 2014 года, то до 31 декабря 2018 года он обязан сделать такой выбор. Но есть и возрастное ограничение – не позже 23 лет.

    Помимо страховой и накопительной пенсии, есть еще так называемая социальная пенсия, которая положена людям, которые достигли пенсионного возраста, но не соответствуют минимальным требованиям ПФ.

    Что выбрать: страховую или накопительную?

    Вопрос относительно того, какую пенсию выбрать, сложный. Конечно, преимущество накопительной части пенсии в том, что в теории и по действующему законодательству собственник накоплений имеет право их инвестировать, приумножая свои накопления. Кроме того, он имеет право ими распоряжаться. Такие деньги можно потратить на:

    • Медицинское обслуживание;
    • На образование;
    • В случаи чрезвычайного события в семье и т.д.

    Но главный минус в том, что само государство с 2014 до 2018 года приняло мораторий относительно накоплений граждан. Никто не может ими распоряжаться так, как хочет. И это немного обеспокоило граждан, ведь нет уверенности в том, что далее ситуация изменится.

    Именно поэтому, несмотря на большую прибыльность накопительной пенсии, все еще большая часть населения выбирает именно страховую пенсия. И пока это правильно, особенно в связи с высокими финансовыми рисками негосударственных пенсионных фондов.

    Кто имеет право выбора на пенсию?

    Может быть ситуация, когда пенсионер соответствует нескольким критериям, по которым назначаются разные виды пенсий. И люди ошибочно полагают, что они могут получать две пенсии. Но это абсолютное заблуждение. Например, если субъект может получать государственную социальную пенсию или страховую выплату, то он обязан сделать выбор в пользу одной. Правда, выбор субъект имеет сделать в пользу той, которая наиболее выгодна для него.

    Есть исключение из правил. По законодательству есть граждане, которым одновременно назначается сразу два вида пенсий. К этим гражданам относятся чернобыльцы.

    Люди, пострадавшие на ЧАЭС, получают возможность одновременно оформить следующие выплаты:

    1. Пенсия по инвалидности. Она может быть как страховой, так и государственной, выплачиваемой из бюджета федерации;
    2. Пенсия по старости. Она также может быть как страховой, так и государственной.

    Но в большинстве случаев, если человек получает пенсию по инвалидности, то с наступлением пенсионного возраста ему назначается уже пенсия по старости. Он обязан сделать выбор в пользу конкретного вида выплат.

    Такая же ситуация касается и всех льготных пенсий, которые назначаются за выслугу лет. Пока гражданин не достиг пенсионного возраста, то он получает пенсию от государства. Как только возраст достигнет пенсионного, то он должен сделать выбор в пользу одной выплаты: или по выслуге лет, или в связи с наступлением старости.

    Пенсионная реформа 2018/2019

    Рассматривая вопрос пенсионного выбора, нельзя не упомянуть о нововведениях, которые затронули данную сферу.

    Главная новость – это повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, а для мужчин – до 65 лет. Помимо изменения пенсионного возраста, людям предпенсионного возраста обещают большую социальную защиту, вплоть до освобождения от оплаты коммунальных услуг, бесплатный проезд и т.д.

    Время покажет, поскольку конечным годом реформирования должен стать 2028 год, то есть только через 10 лет можно полностью сказать об эффективности данных мероприятий.

    Читайте также: