Законом ссср от 15 мая 1990 года о пенсионном обеспечении граждан в ссср

ЗАКОН СССР ОТ 15.05.1990г.
"О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН В СССР"

По состоянию на 12 октября 2006 года

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР гарантирует всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий.
Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого советского человека, исключался уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.
Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в том числе путем регулярного пересмотра размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни и повышения эффективности экономики страны.

Статья 1. Право граждан в СССР на государственное пенсионное обеспечение

Граждане СССР имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Проживающие в СССР иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами СССР, если иное не предусмотрено законодательством СССР.

Статья 2. Виды государственных пенсий

По настоящему Закону назначаются:
а) трудовые пенсии:
по возрасту (по старости) ;
по инвалидности;
по случаю потери кормильца;
за выслугу лет;
б) социальные пенсии.
--------------------------------
В дальнейшем именуются пенсии по возрасту.

Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом, при соблюдении других условий, предусмотренных настоящим Законом:
а) работающие на основании трудового договора на предприятиях, в учреждениях, организациях, кооперативах, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, либо на основании членства в колхозах и других кооперативах - при условии уплаты предприятиями и организациями страховых взносов в Пенсионный фонд СССР;
--------------------------------
В дальнейшем именуются предприятия и организации, если не оговорено иное.

б) занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном крестьянском хозяйстве, - при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд СССР;
в) члены творческих союзов, а также другие творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов, - при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд СССР;
г) другие лица, подлежащие государственному социальному страхованию;
д) работники военизированных формирований, не подлежащие государственному социальному страхованию, лица начальствующего и рядового состава службы специальной связи Министерства связи СССР;
е) учащиеся высших и средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров, аспиранты и клинические ординаторы, докторанты;
ж) лица, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране государственной, коллективной собственности, собственности граждан СССР и правопорядка;
з) лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста;
и) члены семей лиц, указанных в настоящей статье, и пенсионеров из числа этих лиц - в случае потери кормильца.

Статья 7. Обращение за назначением пенсии

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком.
При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.

Статья 13. Условия назначения пенсий

Право на пенсию по возрасту имеют:
мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 14. Пенсии на льготных условиях

На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:
а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров СССР, и по результатам аттестации рабочих мест:
мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 13 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам;
б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров СССР, и по результатам аттестации рабочих мест:
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 13 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
в) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, - мужчины по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
г) женщины, работающие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, - по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;
д) женщины, работающие в качестве доярок (операторов машинного доения), свинарей-операторов в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР;
е) женщины, занятые в течение полного сезона: на выращивании хлопчатника и сборе хлопка-сырца и на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
ж) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, - по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров СССР, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
Предприятия и организации из средств, предназначенных на оплату труда, вносят в Пенсионный фонд СССР плату, покрывающую расходы на выплату пенсий в соответствии с пунктами "б" и "в" настоящей статьи до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного статьей 13 настоящего Закона, в размере 50 процентов по пенсиям, назначенным в 1991 году, 60 процентов - в 1992 году, 70 процентов - в 1993 году, 80 процентов - в 1994 году, 90 процентов - в 1995 году и 100 процентов - в 1996 году.
Начиная с 1996 года назначение и выплата пенсий в соответствии с пунктами "б" и "в" настоящей статьи производятся предприятиями и организациями в порядке, определяемом коллективным договором, за счет собственных средств.
В период до 1996 года работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее чем по достижении 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий и организаций, предназначенных на оплату труда, которые перечисляются в Пенсионный фонд СССР на выплату пенсий до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного статьей 13 настоящего Закона.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, работавших до введения в действие настоящего Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, определяется статьей 127 настоящего Закона.
Контроль за правильностью применения списков на льготное пенсионное обеспечение (пункты "а" и "б") и качеством проведения аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях, подготовка предложений по совершенствованию этих списков возлагаются на органы Государственной экспертизы условий труда. Положение об органах Государственной экспертизы условий труда и порядок проведения аттестации рабочих мест утверждаются Советом Министров СССР .
--------------------------------
См. Постановление Совмина СССР от 13.08.1990 N 812.

Статья 15. Особенности пенсионного обеспечения работников, занятых на подземных и открытых горных работах

Работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, - по списку работ и профессий, утверждаемому Советом Министров СССР, имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах: горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин - при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет.
При наличии стажа на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет 6 месяцев у женщин за каждый полный год этих работ пенсионный возраст, предусмотренный статьей 13 настоящего Закона, снижается на 1 год.

Статья 16. Пенсии лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера

Лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеют право на пенсию: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, один год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При определении права на пенсию в соответствии с настоящей статьей применяется действующий ко дню обращения за назначением пенсии перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Советом Министров СССР.

Статья 17. Пенсии по возрасту инвалидам войны

Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют право на пенсию:
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 18. Пенсии многодетным матерям и матерям инвалидов с детства

Женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, и матери инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет с зачетом в стаж времени ухода за детьми (пункты "ж" и "з" статьи 67) или при стаже работы не менее 15 лет без зачета в стаж указанного времени ухода за детьми. При этом к числу инвалидов с детства относятся также дети-инвалиды в возрасте до 16 лет, имеющие право на получение социальной пенсии (статья 119).

Статья 19. Пенсии лилипутам и карликам

Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики имеют право на пенсию по возрасту: мужчины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет, женщины - по достижении 40 лет и при стаже работы не менее 15 лет.

Статья 20. Размеры пенсий

Пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов заработка (статьи 76 и 96). За каждый полный год работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам пенсия увеличивается на 1 процент заработка.
Работникам, занятым на работах, предусмотренных пунктом "а" статьи 14 и статьей 15 настоящего Закона, за каждый год работы, дающей право на пенсию на льготных условиях, сверх 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев у женщин пенсия увеличивается на 1 процент заработка.
Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 100 процентов минимальной заработной платы, установленной законодательством Союза ССР .
--------------------------------
В дальнейшем именуется минимальная заработная плата.

Размер пенсии по возрасту, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, не может превышать 75 процентов заработка.

Статья 21. Пенсии при неполном стаже работы

Лицам, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы (статья 13), назначаются пенсии по возрасту при неполном стаже в размере, пропорциональном имеющемуся стажу (статья 84), но не менее социальной пенсии (пункт "б" статьи 120).
При назначении пенсий при неполном стаже не применяются льготные условия по возрасту и стажу для назначения пенсий, установленные настоящим Законом.

Статья 22. Надбавки к пенсии

К пенсии по возрасту, в том числе исчисленной в минимальном размере, устанавливаются следующие надбавки:
а) неработающим пенсионерам, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи (статьи 40, 41, 43 и 44), - на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере социальной пенсии, предусмотренной для соответствующей категории нетрудоспособных;
б) одиноким пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, - на уход за ними в размере социальной пенсии (пункт "б" статьи 120). При этом принадлежность к одиноким пенсионерам устанавливается комиссией по назначению пенсий.
Надбавки, предусмотренные пунктами "а" и "б" настоящей статьи, могут начисляться одновременно.
Пенсии по возрасту инвалидам войны увеличиваются на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, установленного Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" для инвалидов войны из числа солдат и матросов срочной службы по соответствующей группе инвалидности.
Пенсии по возрасту другим участникам войны из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, партизанских отрядах и соединениях, военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях при выполнении интернационального долга , повышаются на 25 процентов минимальной пенсии по возрасту.
--------------------------------
В дальнейшем именуются участники войны.

Статья 23. Период, на который назначаются пенсии

Пенсии по возрасту назначаются пожизненно, независимо от состояния трудоспособности.

Статья 24. Порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам

Пенсии по возрасту выплачиваются в полном размере без учета получаемого заработка (дохода) пенсионерам: работающим в качестве рабочих и мастеров, а также занятым аналогичным трудом членам колхозов и других кооперативов; работающим в сельской местности - в качестве учителей школ, педагогических работников в дошкольных, внешкольных и других детских учреждениях, медицинских работников в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения, сестер милосердия в обществах Красного Креста и Красного Полумесяца СССР; всем работающим пенсионерам - участникам войны.
Другим работающим пенсионерам пенсия по возрасту при условии заключения срочного трудового договора выплачивается в полном размере без учета получаемого заработка (дохода).

Пенсия за выслугу лет

Статья 59. Основания пенсионного обеспечения за выслугу лет

Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту.

Статья 60. Работники, имеющие право на пенсию

Право на пенсию за выслугу лет имеют:
отдельные категории работников авиации и летно-испытательного состава;
рабочие локомотивных бригад и отдельные категории работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене;
водители грузовых автомобилей, непосредственно занятые в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
механизаторы (докеры-механизаторы) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах, а также плавсостав морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения);
работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
рабочие и мастера (в том числе старшие мастера), непосредственно занятые на лесозаготовках и лесосплаве, включая занятых на обслуживании механизмов и оборудования;
чабаны, занятые на высокогорных пастбищах и в пустынных безводных районах, оленеводы в районах Крайнего Севера;
некоторые категории артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов.

Статья 61. Размеры пенсий

Пенсии за выслугу лет назначаются в размерах, установленных статьями 20 и 22 настоящего Закона для пенсий по возрасту.
Пенсии исчисляются из среднемесячного заработка (статьи 76 - 81, 83 и 96), получаемого перед прекращением работы, дающей право на пенсию за выслугу лет (статьи 63 - 65).

Статья 62. Порядок выплаты пенсий в период работы

Пенсии за выслугу лет в период работы выплачиваются в порядке, предусмотренном статьей 24 настоящего Закона.


Начнем с истоков. Тем более что некоторые «знатоки» берутся утверждать: в 1917 году большевики сломали и отменили прекрасную пенсионную систему, якобы существовавшую в Российской империи. Да, в царской России по состоянию на 1914 год имелись определенные категории граждан, которые могли рассчитывать на обеспеченную государством старость, причем даже не при достижении определенного возраста, а при наборе нужного трудового стажа. Однако что это были за категории? Чиновники, офицеры, жандармы – в первую очередь служилый люд. Также пенсию могли заработать учителя, врачи, инженеры и даже рабочие, но исключительно трудившиеся на государственных (казенных) предприятиях и в учреждениях. Всем остальным – как пролетариям, вкалывавших на частника, так и крестьянам (составлявшим до 90% населения страны), не полагалось ничего.

С приходом к власти большевиков все царские выплаты и вправду были упразднены. Понятно, что молодая Страна Советов, едва выкарабкавшаяся из разрушительной Гражданской войны, голодовок и эпидемий, достаточными средствами для создания всеобъемлющей системы социального обеспечения не располагала. Тем не менее, первые шаги в этом направлении стали делаться еще по инициативе Ленина. В 1918 году появились пенсии для бойцов Красной Армии, оставшихся инвалидами, в 1923 их стали получать партийцы с особенно большим стажем и заслугами. У большинства этих людей за спиной были годы тюремных и каторжных отсидок, та же Гражданская… Да и не заживались они на свете – средняя продолжительность жизни мужчин в СССР тогда составляла лет 40-45.

К огромному сожалению, чрезвычайно живуч и распространен миф о том, что пенсии советским людям дал Хрущев. Нет. Первое «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» было принято в стране в 1930 году, то есть при товарище Сталине. Да, выплаты были невелики и давались далеко не всем: изначально их получали бывшие работники ключевых отраслей промышленности: горнорудной, электрической, транспортники. Впоследствии, к 1937 году, пенсионная система была распространена на всех рабочих и служащих. Также, что весьма важно, в 1932 году был установлен единый возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 для женщин. На тот момент это была самая низкая пенсионная планка в мире. В остальных странах пенсию по старости выплачивали людям, достигшим более преклонных лет – если вообще платили.

Сталина обычно ругают за две вещи: слишком низкие суммы социальных выплат (мол, студент получал 130 рублей стипендии, а инвалид 1 группы – всего 65) и за то, что он не позаботился о пенсиях для селян. Внесем ясность: в то время обеспечивать старость своих утративших способность трудиться членов колхозы и сельскохозяйственные артели были обязаны. Но самостоятельно, из собственных фондов, сами устанавливая и размер содержания, и возраст, с которого оно начинало выплачиваться (или выдаваться в натуральном виде). Таким образом стимулировались две вещи: стремление тружеников села к повышению эффективности труда (чтобы старики не голодали) и переход определенной их части на работу в промышленность, остро нуждавшуюся в кадрах. Что до размеров стипендий, то стремительно развивавшейся стране до зарезу нужны были грамотные люди. Отсюда и перекос в пользу студентов и учащихся.

Пенсии колхозникам якобы дал Никита Хрущев. Тут тоже не все так просто и однозначно. Да, закон СССР «О государственных пенсиях» был принят 14 июля 1956 года, то есть в его времена. Однако, что касается тружеников села… Им Никита Сергеевич со свойственной ему «щедростью» отмерил … по 12 рублей каждому, совершенно вне зависимости от трудового стажа и достижений! Вот уж осчастливил так осчастливил. И при этом, не будем забывать, Хрущев фактически лишил тех же селян подсобных хозяйств, за счет которых большинство стариков в деревнях и выживало.

Как бы там ни было, с 1956 года право на государственную пенсию имели все граждане СССР, даже и не наработавшие положенного стажа. Правда, им полагалось минимальное пособие в 35 рублей. Остальные, доработавшие до положенного срока (он остался таким же) и имевшие достаточный стаж (20 лет — женщины, 25 — мужчины) могли рассчитывать на сумму в половину собственной зарплаты за любую трудовую «пятилетку» или последние два года. Но опять-таки не более 120 рублей в месяц. Максимальными были так называемые персональные пенсии, впрочем, и их размер не мог превышать 300 рублей.

Теперь о самом интересном. Никакого Пенсионного фонда в СССР не существовало. Вообще. Денежные средства перечислялись предприятиями и организациями напрямую в государственный бюджет, откуда потом они и выплачивались пенсионерам. Причем эти взносы не вычитались из заработной платы сотрудников, а платились непосредственно из фондов предприятия или организации – в соответствии с количеством трудящихся. В социалистическом государстве всяческие посреднические организации вроде ПФ были попросту никому не нужны, оно само обеспечивало старость собственных граждан.

Были ли советские пенсии маленькими или достаточными для нормальной жизни? Это тема для отдельной и непростой дискуссии. Каждый, кто жил в то время, может попросту обратиться к собственному опыту и тому, что видел и слышал сам. Лично я в своих советских детстве и юности просивших милостыню стариков как-то не припоминаю.



Законопроект об изменениях в пенсионной системе, нацеленной на повышение уровня доходов пенсионеров, был принят в первом чтении 19 июля. "За" проголосовали 328 депутатов, "против" – 104, один парламентарий воздержался. Депутаты также ратифицировали 102-ю Конвенцию Международной организации труда (МОТ), которая устанавливает размер пенсионных выплат не менее 40% от заработка работника при выходе на заслуженный отдых. Предполагается, что повышение пенсионного возраста начнется в 2019 году и будет идти поэтапно до 2034 года. Как сообщил председатель Думы Вячеслав Володин, срок принятия поправок ко второму чтению будет продлен на месяц – с 18 августа до 24 сентября.

Дальневосточная объединенная редакция (ДОР) продолжает серию публикаций о пенсионной системе нашей страны и вспоминает опыт СССР (реформа 1956 и 1964 гг.) и Российской Федерации после распада Советского Союза.

История развития пенсионного законодательства в СССР

В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.). В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г. "Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости"), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.

Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.

Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон "О государственных пенсиях", гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.

Также на пенсию можно было выйти на 10-15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях (на Севере и приравненных к нему местностях) или на вредном для здоровья производстве. Эксперты обращают внимание на накопившиеся со временем перекосы: законодательством того времени не была предусмотрена индексация пенсий в связи с изменением уровня жизни, включая подорожание основных продуктов питания. В результате, к 1980 годам пенсионеры от 70 лет и старше были самым бедным слоем населения. Для устранения этого перекоса 15 мая 1990 года был принят Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", утвердивший индексацию пенсий.

Пенсионное законодательство РФ: опыт и практика

История пенсионной системы России началась с принятия закона "О государственных пенсиях в РФ" (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные.

Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка). Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии). Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.

В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О трудовых пенсиях в РФ". Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет. В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии. Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.

В декабре 2012 года правительство, подводя итоги действующей системы, признало: часть проблем решить удалось, но сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России, созданного в 1990 году, обеспечить не удается, денег на индексацию пенсий не хватает. В результате нарастающих проблем, на фоне очередного финансового кризиса, началась череда банкротств негосударственных пенсионных фондов. Отчисления в накопительную часть государственной пенсии за 2014, 2015 и 2016 годы были "национализированы" государством и направлены на формирование страховой части пенсии, то есть на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. В 2015 году была предпринята очередная попытка изменить пенсионную систему России, увеличив рабочий стаж, необходимый для получения пенсии; ввести индивидуальный пенсионный коэффициент. И все же в правительстве пришли к выводу: без повышения возраста выхода на пенсию не обойтись. По этому пути, кстати, идут практически все страны.

По официальным данным Минэкономразвития России, численность населения трудоспособного возраста в стране на 2018 год составляет 82,2 млн человек. Но "трудоспособный" не означает "работающий". Эксперты отмечают, что россияне стали начинать карьеру гораздо позднее – в среднем, после 22 лет, когда, например, получено высшее образование. Как отметил в интервью "Известиям" ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Виктор Мау, "один из важных факторов в пользу повышения пенсионного возраста в России – сокращение периода трудовой жизни: когда вводился нынешний пенсионный возраст, большая часть населения начинала трудовую деятельность примерно на 10 лет раньше".

Пенсионная реформа соседних стран

В большинстве стран евразийского пространства и Восточной Европы пенсионный возраст уже повысили.

Для мужчин трудоспособный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии и Азербайджане, для женщин — на уровне 63 года в Армении. В Эстонии, Латвии и Литвек 2025-2027 годам трудоспособный возраст повысят до 65 лет. Узбекистан недавно заявил, то будет повышать трудоспособный возраст до общемирового.

До 2017 года в Республике Беларусь возраст выхода на пенсию у мужчин был 60 лет, у женщин — 55 лет. С прошлого года трудоспособный возраст обоих полов каждый год повышают на 0,5 года. К 2022 году планируется повысить трудоспособный возраст у мужчин до 63 лет, у женщин — до 58 лет.

В Казахстане с 2001 года возраст выхода на пенсию у мужчин — 63 года, у женщин — 58 лет. С 2018 года трудоспособный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года (до 63 лет к 2027 году). В результате трудоспособный возраст у мужчин и женщин выровняется.

Подготовка законопроекта ко второму чтению

Как заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме, "реформа позволит впервые за всю историю России проиндексировать пенсии выше темпов инфляции более чем в два раза: с 2019 года — на 1000 рублей (индексация на 7%, прогноз по инфляции на 2018 год — около 3%)". Он также напомнил депутатам и о льготах, предусмотренных реформой: например, люди с большим трудовым стажем (женщины – 40 лет, мужчины – 45) смогут выйти на пенсию на два года раньше. Также сохраняется досрочная пенсия для работников вредных и опасных производств, для женщин, родивших пять и более детей, для инвалидов, чернобыльцев и других льготников.

— В отличие от стран Запада, Россия принимает решение о повышении планки возраста выхода на пенсию не под давлением кризиса в экономике, а при стабильной ситуации. Ведь необходимо на перспективу обеспечить страховой характер пенсионной системы, не просто сохранить, но и беспрецедентно повысить пенсионные выплаты. Принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсию. Этому помешает и тот факт, что на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах, — отметил Максим Топилин, подчеркнув, что "правительство планирует выделить порядка 5 млрд рублей на повышение квалификации и переподготовку людей предпенсионного возраста".

Также правительство готовит план защиты прав работающих граждан и законопроект о повышении пособия по безработице с нынешних 4,9 тысячи рублей до уровня прожиточного минимума. Не менее важно и то, что Госдума одновременно с пенсионным законопроектом ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ). Тем самым наша страна взяла на себя международные обязательства — обеспечить пенсии на уровне 40% утраченного заработка. Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, "вопрос о ратификации Конвенции начал рассматриваться еще в 90-е годы, и, наконец, решение назрело".

Одобрив концепцию пенсионных изменений, парламентарии решили продлить общественное и экспертное обсуждение законопроекта на месяц от запланированных ранее сроков (до 24 сентября), чтобы провести "донастройку" в рамках подготовки ко второму чтению, которое состоится в осеннюю сессию.

Дальневосточные парламентарии и профсоюзы предлагают учесть специфику региона и сохранить прежний возраст выхода на пенсию, а также вернуть дальневосточный коэффициент к пенсии дальневосточников.

— Я считаю, не нужно забывать опыт освоения Дальнего Востока в царские времена и во времена СССР, когда людей привлекали сюда льготами, — поделился с ДОР своим мнением председатель некоммерческого партнерства "Лига финансовых институтов" Александр Ивашкин. — Может, стоит возраст для выхода на пенсию оставить прежний, а еще платить районный коэффициент 1,6, как во времена СССР? Тогда, глядишь, и молодые люди из западных регионов страны захотят переехать жить и работать на Дальний Восток, а это поможет государству реализовать демографическую программу в регионе.

Напомним, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" направлен на обеспечение устойчивого роста размера страховых пенсий по старости и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости. Он предполагает увеличение "базового" возраста выхода на пенсию для мужчин до 65 лет, для женщин — до 63 лет. Стаж государственной гражданской и муниципальной службы, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, увеличивается с 15 до 20 лет. Кроме того, к 2026 году срок назначения страховой пенсии по старости для лиц, которым она назначается независимо от возраста, увеличится на восемь лет. Закон может стартовать с 2019 года.

По состоянию на 1 января 2018 года в Приморье получают пенсию 561 230 пенсионеров, из них 494 481 — получатели страховой пенсии. Средний размер страховой пенсии по старости – 14 063,62 рубля (по государственному пенсионному обеспечению — 9 026,69 рублей).

Материал подготовлен Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. N АКПИ16-452

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующим абзаца второго пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет",

Министерство социальной защиты населения РСФСР издало 20 апреля 1992 г. указание N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" (далее - Указание), которое было опубликовано в издании "Социальная защита", 1997, N 9.

Пунктом 11 Указания определено, что Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" дополнен статьей 133.1, предусматривающей возможность включения в специальный трудовой стаж по пунктам "а" и "б" статьи 12 данного закона периодов работы, дающих право на льготную пенсию до 1 января 1992 г. по ранее действовавшим спискам N 1 и 2. В этот стаж засчитывается только работа, дающая указанное право (абзац первый).

Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются (абзац второй).

М., являющийся получателем трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания, ссылаясь на его несоответствие части 1 статьи 15, части 2 статьи 55 и пункту 2 раздела второго Конституции Российской Федерации. Свое требование с учетом дополнительных письменных объяснений мотивировал тем, что при назначении ему досрочно в 1993 г. трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не были включены в специальный трудовой стаж периоды учебы и службы в армии, что повлияло на срок назначения льготной пенсии и ее размер. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение ущемляет его права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, которое действовало на период выполнения соответствующих работ и позволяло засчитывать такие периоды в стаж. Кроме того, он считает, что оспариваемое нормативное положение не было официально опубликовано после принятия Конституции Российской Федерации, напечатано впервые в издании "Социальная защита", 1997, N 9, поэтому является незаконным и не подлежит применению.

Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и заинтересованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также нормативные правовые акты, принятые в целях его реализации и введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., не предусматривали включение в специальный стаж периодов обучения и службы в армии. Оспариваемое в части Указание разъясняет применение соответствующих норм законодательства, не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не нарушает прав и законных интересов административного истца и соответствует законодательству Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях пояснило, что государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации введена с 15 мая 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов", изданное до названной даты Указание не подлежало государственной регистрации.

Административный истец М. и его представитель Е., извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились в судебное заседание, просили рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации А., С. и представитель Пенсионного фонда Российской Федерации М. не признали административный иск.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. счел требование административного истца подлежащим удовлетворению.

Обсудив доводы административного истца, заслушав возражения представителей административного ответчика А., С., представителей заинтересованных лиц М., К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявленное требование подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В целях обеспечения социальной защиты нетрудоспособного населения и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 64 "Вопросы Министерства социальной защиты населения РСФСР" были определены функции Министерства социальной защиты населения РСФСР, к числу которых относилась организация пенсионного обеспечения граждан.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 г. по делу N ГКПИ05-825, которым была проверена законность пункта 1 Указания, установлено, что этот нормативный правовой акт был издан компетентным органом государственной власти и опубликован.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Следовательно, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учетом преюдициального значения указанного судебного решения.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт "к").

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г., закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.

Установленное абзацем вторым пункта 11 Указания предписание о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г., разъясняет положения утратившего силу закона и официально не отменено и, как следует из объяснений административного ответчика и выданной административному истцу органом Пенсионного фонда Российской Федерации справки от 3 марта 2015 г., применяется.

Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г. специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Доводы административного ответчика и Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что оспариваемое нормативное положение соответствует Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и поэтому не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не имеет правового значения, так как названный закон утратил юридическую силу.

В соответствии с правилами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый (полностью или в части) нормативный правовой акт проверяется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то есть действующим на день рассмотрения административного дела.

Не имеют отношения к предмету проверки по настоящему делу и доводы о том, что невключение в специальный трудовой стаж периодов учебы и военной службы административного истца не повлияло на срок назначения ему льготной пенсии и ее размер, поскольку данные фактические обстоятельства относятся к содержанию конкретного правоприменительного решения органа пенсионного обеспечения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации абзац второй пункта 11 Указания подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такая дата не препятствует дальнейшей реализации административным истцом права на пенсионное обеспечение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления М. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку-ордеру от 15 апреля 2016 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

административное исковое заявление М. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет".

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пользу М. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Читайте также: