Законы для пенсионеров переселенцев 59 дней


  • » Обратная связь
  • » Реклама на сайте
  • » Добавить новость
  • » Правила на сайте
  • ГЛАВНАЯ |
  • ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ |
  • ВИДЕО НОВОСТИ |
  • РАБОТА |
  • ГОРСПРАВКА |
  • ТРАНСПОРТ |
  • ТАРИФЫ |
  • КАРТА ГОРОДА |
  • АФИША
  • СПРАВОЧНИК: ТОВАРЫ И УСЛУГИ |
  • Бесплатные объявления •
  • Недвижимость •
  • Услуги •
  • Строительство и ремонт •
  • Авторынок |
  • РЕКЛАМА
  • ГДЕ ОТДОХНУТЬ 2020 |
  • ГОРОДСКОЙ ФОРУМ |
  • ПОГОДА В ГОРЛОВКЕ |
  • ГОРОСКОП НА НЕДЕЛЮ |
  • СЛУЖБА ЗНАКОМСТВ |
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ

За неделю

За 14 дней

За месяц






































Президент Украины Владимир Зеленский предложил разрешить пенсионерам-переселенцам находиться на неподконтрольной территории год, а не 59 дней, как сейчас.

Так, 8 июля, в ходе саммита Украина-ЕС в Киеве, Зеленский заявил следующее: «Вы знаете, чтобы получить пенсию, человек должен раз в 60 дней (пересекать КПВВ для получения пенсии, – ред.). Мы предложили следующий шаг: давайте разрешим людям быть людьми. Мы предложили срок в один год. Хотя я очень хочу надеяться, что за год у нас не будет войны».

Отметим, что ранее и представители ООН, и многочисленные общественные и правозащитные организации заявляли, что, в том числе, «правило 60-ти дней» является нарушением прав человека в вопросе выплаты пенсий.

Правозащитная организация Human Rights Watch неоднократно призывала украинское правительство принять решения по упрощению процедуры выплат пенсий жителям неподконтрольных регионов Донбасса.

Подчеркивалось, что ежемесячно около одного миллиона человек пересекают донбасские КПВВ. Более половины из них – люди, которые ездят на подконтрольную украинской власти территорию для получения пенсий. А чтобы получить право на выплаты, пенсионеры должны получить статус переселенца.

По мнению опрошенных «Донецкими новостями» экспертов, президентская инициатива об увеличении срока пребывания на неподконтрольной территории – это не решение проблемы.

Ирина Лоюк, эксперт программы «Советник по вопросам ВПЛ» («Радник з питань ВПО»):

– Стоит разъяснить ситуацию относительно 59 дней в контексте выплаты пенсий.

В первую очередь, мы говорим о требованиях Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Согласно ст. 12 этого закона, пребывание более 60 дней на неподконтрольных территориях дает основание органам власти считать, что человек вернулся постоянно жить на эти территории. Это ведет к отмене справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ) и как следствие, согласно нормам подзаконных актов, – людям перестают платить пенсии.

И здесь нужно понимать, что основная проблема не в 60 (или 59) днях, а в том, что неправильно привязывать выплату пенсий к справке внутренне перемещенного лица. С 2015 года наша программа «Радник з питань ВПО» говорит о том, что это неконституционно и не соответствует принципам правового государства. Неоднократно устранить проблемы выплат пенсий призывали международные институции, в частности, ПАСЕ. Однозначной в этом вопросе является позиция украинских судов – пенсии нужно выплачивать.

Однако, проблема остается нерешенной.

Наша борьба за право украинцев получать их пенсии (которую мы ведем совместно с партнерами – правозащитными украинскими и международными организациями) длится уже более 3-х лет. В результате сотрудничества с парламентом был разработан и зарегистрирован законопроект № 6692. В нем заложены основы механизма для выплаты пенсий людям, вынужденным жить на неподконтрольных территориях. К сожалению, законопроект не принят, так как среди депутатов бытует мнение о том, что пенсии таким людям платить не стоит.

То есть проблема совсем не в количестве дней, и сказанное президентом – не решение проблемы. Наша позиция однозначна: если мы хотим соответствовать понятию «правовое государство», необходимо отменить привязку выплаты пенсии к справке ВПЛ.

Дарина Толкач, адвокационный координатор БФ «Право на защиту» («Право на захист»):

– Мы, как правозащитники, достаточно позитивно оцениваем предложенные президентом Зеленским изменения. Но нужно подчеркнуть, что для реализации инициатив касательно увеличения срока пребывания на неподконтрольных территориях необходимо вносить изменения в профильный Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Или, как вариант, создавать отдельный механизм получения пенсий жителями неподконтрольного Донбасса, который будет обеспечивать реализацию их прав, гарантированных Конституцией Украины.

Одновременно нужно максимально упростить имеющийся механизм получения пенсий переселенцами.

В любом случае, нам необходимо «отвязать» пенсии от справки ВПЛ, избавиться от этой практики, дискриминирующей граждан.

Как показал опрос среди подписчиков страницы БФ «Право на защиту» в Facebook, люди поддерживают инициативу президента, но прекрасно понимают, что увеличение срока пребывания на неподконтрольной территории не решит проблему с выплатами пенсий как таковую. Этот шаг лишь несколько уменьшит напряжение и немного облегчить жизнь.

При этом он может привести и к различным сложностям. К примеру, каким образом власть может контролировать, кто именно получает пенсию на протяжение года – жив ли еще этот человек?

Алексадра Решмедилова, аналитик:

– В своей инаугурационной речи президент Зеленский осознанно использовал русский язык, чтобы его слышали и на неподконтрольной территории. От его окружения тоже звучали подобные меседжи. Показательны изменения с украинской стороны в переговорной группе в Минске, развод сил и средств у Станицы Луганской, заявления о необходимости ремонта моста в том месте.

То есть, определенная линия на примирение просматривается. И сюда логично вплетается предложение по увеличению допустимого срока пребывания пенсионеров-переселенцев на неподконтрольной части Донбасса.

Достаточно ли этого? Нет. Хорошо ли? Да.

Другое дело, что Зеленского к подобным шагам, скорее, вынуждают оппоненты. И он в какой-то мере вынужден перехватывать инициативу. Потому что, если это не сделает он – сделают другие.

Переселенцы, даже те, которые устроили свою жизнь, все равно внимательно отслеживаются все заявления и действия касательно Донбасса. Они для них маркерные. Но к этим вопросам (выплаты, пересечение линии разграничения) нужно подходить комплексно. Важно делать не фасадные, хоть и правильные заявления, которые так и останутся лишь словами, а прикладные вещи, которые действительно упростят жизнь жителям Донбасса и переселенцам.

Алексей Кущ, финансовый эксперт:

– Верификация раз в год, безусловно, упростит жизнь тысячам граждан Украины. Это то, о чем не раз говорилось в ракурсе нагрузки на КПВВ у линии разграничения. Подобная инициатива сократит очереди на пунктах пропуска, как минимум, в несколько раз.

Люди смогут пересекать их, исходя из объективных причин, а не потому что должны выполнять административные ритуальные действия. Нужно снижать нагрузку на КПВВ, которая создана с помощью диких, непродуманных административных решений как та же верификация каждые 60 дней. Подобные бюрократические процедуры нужно демонтировать, и подтверждение своей личности раз в год будет этому способствовать.

Рисков в принятии такого решения я не вижу. Более того – основная часть нормативных требований, которые применяются при пересечении линии разграничения, являются незаконными. Если бы у нас был эффективно действующий Конституционный суд, он бы мог отметить более 90% нормативных актов, которые приняты с 2014 года и так или иначе ограничивают права человека, особенно на Донбассе.

По Конституции – Донецк такой же город, как и Мариуполь. И гражданин Украины, согласно Основному закону, не должен выполнять какие-то особые предписания при пересечении линии разграничения.

Выдвигать требования, ограничивающие его гражданские права, наши власти и силовики не имеют права! В Конституции ничего не сказано о линии разграничения, об особых режимах на Донбассе. Все эти законодательные нормативные требования были приняты в свое время из-за сложившейся в регионе оперативной обстановки. Но по сути они – незаконны.

Это, кстати, прекрасно понимают иностранные наблюдатели. Для них кажется дикостью, когда государство применяет против своих граждан поражение в правах, не удосужившись внести соответствующие изменения в Конституцию.

Кому-то может казаться, что такие нарушения Основного закона могут быть оправданы особенностями исторического момента. Но это не отменяет того факта, что Конституция грубо нарушается. Именно поэтому у нас нет притока иностранных инвестиций: иностранцы просто боятся, что могут тут сделать с ними, если с самими украинцами так поступают…

В идеале, регистрацию давно нужно отменить. И ввести систему, когда человек по заявочном принципу может оформить субсидию или пенсионные выплаты где угодно, без подтверждения своей регистрации. А если меняет место проживания, то просто извещает соответствующий орган, чтобы удобнее было осуществлять коммуникацию. Не им за ним следить, а ему – получать деньги на новом месте.

Так что рисков здесь нет, я за то, чтобы применить даже более радикальный подход, отменив регистрацию и введя разовый заявочный принцип вместе регулярного.

Сложная ситуация в Украине подталкивает людей покидать родные места. Для того чтобы не тратить государственный бюджет парламент страны принял непопулярное решение. Теперь пенсии переселенцам отменят, правда не всем. Новая процедура вступила в силу с 1 августа 2016 года, но далеко не все внутренние переселенцы знают ждать ли им выплат из пенсионного фонда.

Когда на выплату рассчитывать не стоит?

Пожилые украинцы, которым пришлось бежать их Крыма, Донбасса и Луганска могут лишиться честно заслуженных пенсий в нескольких случаях, а именно:

  1. Если появилась информация о смерти пенсионера, но нет документов подтверждающих это.
  2. Если переселенец длительный период (59 дней, с 60 дня социальные выплаты приостанавливаются) не появляется по месту своей временной регистрации в конкретной точке страны. То есть там, где он зарегистрирован как временно перемещенное лицо.

Важно! Так как при пересечении линии разграничения все переселенцы проходят через КПП по типу того что на границе, данные о том что они вернулись или нет на подконтрольную территорию можно проверить. Если по истечению 60 дней переселенец не вернулся из Луганска, Донецка, Крыма – его пенсия не перечисляется на карту.

Хотя официальные власти озвучивают срок в 59 дней, многие пенсионеры, которым пришлось покидать родной дом, из-за войны утверждают, что выплаты прекращаются при отсутствии меньше заявленного срока и при частом пересечении КПП на линии разграничения.

Ответственные за отмену выплат пенсий переселенцам

Списки переселенцев, которые лишаются пенсии регулярно обновляются, причем в них попадает довольно много пенсионеров, так по данным на ноябрь 2014 года не получали выплаты 160 тыс. пенсионеров, в феврале 2016 эта цифра была уже 407 тыс. человек. За счет этого в пенсионном фонде удалось удержать 13,5 млрд. грн.


При потере социальной поддержки от государства, по возвращению на подконтрольную территорию пенсионеру следует обратиться с заявлением для возобновления пересчета пенсии на карту.

Формируются списки, тех кого лишают выплаты СБУ, органами социальной защиты на основе прохождения идентификации. Если пенсионер пропал и не проходит ее, то может возникать подозрение что он погиб, именно поэтому перечисление пенсии приостанавливают. Причем по статистике часть людей из подобных списков, вовсе не обращается за возобновлением ее.

Порядок идентификации

Каждый переселенец по месту регистрации получает карту для выплат от государственного Ощадбанка. Она же его идентификационный документ, в котором содержаться данные:

  1. ФИО.
  2. Фотография.
  3. Электронная подпись.

Такие карты может получить каждый, кому она нужна. Причем обязательным при получении карты является указание адреса проживания. Это должен быть реальный адрес, а не, например, данные Управления социальной защиты. Если такового нет, то на карту для получения пенсии и идентификации личности претендовать нельзя будет.

Каждые 6 месяцев нужно проходить идентификацию личности. Для этого следует посетить государственный банк подать свои документы для освидетельствования. Если подтвердить личность не удается, пенсионер лишается выплаты.

Реакция общественности

Реакция на то, что пенсии внутренним переселенцам отменяют, не заставила себя долго ждать. Представитель ООН сообщил, что вопрос с выплатой пенсий на неподконтрольной территории нужно решать другим методом, а никак не лишением пенсионеров, которые и так в сложной ситуации единственного источника финансов. Несмотря на это власти Украины создают еще больше этапов так называемой идентификации для внутренне перемещенных лиц. Это дает возможности при непрохождении ими проверки лишать пенсионеров выплат.

Вывод

Ситуация в Украине сложная, но многие международные организации утверждают, то лишать пенсионеров выплат – это не выход. А власти страны наоборот делают процесс идентификации еще сложнее, что вызывает резкую реакцию общественности.


Президент Украины Владимир Зеленский предложил разрешить пенсионерам-переселенцам находиться на временно неподконтрольной территории год, а не 59 дней, как сейчас.

Так, 8 июля, в ходе саммита Украина-ЕС в Киеве, Зеленский заявил следующее: «Вы знаете, чтобы получить пенсию, человек должен раз в 60 дней (пересекать КПВВ для получения пенсии, – ред.). Мы предложили следующий шаг: давайте разрешим людям быть людьми. Мы предложили срок в один год. Хотя я очень хочу надеяться, что за год у нас не будет войны».

Отметим, что ранее и представители ООН, и многочисленные общественные и правозащитные организации заявляли, что, в том числе, «правило 60-ти дней» является нарушением прав человека в вопросе выплаты пенсий. «Дискриминационная процедура верификации, установленная государством с целью проверить, действительно ли пенсионер является ВПЛ, заставляет пенсионеров пересекать линию разграничения, как минимум один раз в 60 дней. Это путешествие часто является ужасным: людям приходится часами ждать пропуска под солнцем, дождем или снегом», – отмечала, в частности, глава Мониторинговой миссии Организации Объединенных Наций по правам человека в Украине Фиона Фрейзер.

Правозащитная организация Human Rights Watch неоднократно призывала украинское правительство принять решения по упрощению процедуры выплат пенсий жителям неподконтрольных регионов Донбасса. Подчеркивалось, что ежемесячно около одного миллиона человек пересекают донбасские КПВВ. Более половины из них – люди, которые ездят на подконтрольную украинской власти территорию для получения пенсий. А чтобы получить право на выплаты, пенсионеры должны получить статус переселенца.

По мнению опрошенных «Донецкими новостями» экспертов, президентская инициатива об увеличении срока пребывания на временно неподконтрольной территории – это не решение проблемы.

Ирина Лоюк, эксперт программы «Советник по вопросам ВПЛ» («Радник з питань ВПО»):

– Стоит разъяснить ситуацию относительно 59 дней в контексте выплаты пенсий.

В первую очередь, мы говорим о требованиях Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Согласно ст. 12 этого закона, пребывание более 60 дней на временно оккупированных территориях дает основание органам власти считать, что человек вернулся постоянно жить на эти территории. Это ведет к отмене справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ) и как следствие, согласно нормам подзаконных актов, – людям перестают платить пенсии.

И здесь нужно понимать, что основная проблема не в 60 (или 59) днях, а в том, что неправильно привязывать выплату пенсий к справке внутренне перемещенного лица. С 2015 года наша программа «Радник з питань ВПО» говорит о том, что это неконституционно и не соответствует принципам правового государства. Неоднократно устранить проблемы выплат пенсий призывали международные институции, в частности, ПАСЕ. Однозначной в этом вопросе является позиция украинских судов – пенсии нужно выплачивать.

Однако, проблема остается нерешенной.

Наша борьба за право украинцев получать их пенсии (которую мы ведем совместно с партнерами – правозащитными украинскими и международными организациями) длится уже более 3-х лет. В результате сотрудничества с парламентом был разработан и зарегистрирован законопроект № 6692. В нем заложены основы механизма для выплаты пенсий людям, вынужденным жить на оккупированных территориях. К сожалению, законопроект не принят, так как среди депутатов бытует мнение о том, что пенсии таким людям платить не стоит.

То есть проблема совсем не в количестве дней, и сказанное президентом – не решение проблемы. Наша позиция однозначна: если мы хотим соответствовать понятию «правовое государство», необходимо отменить привязку выплаты пенсии к справке ВПЛ.

Дарина Толкач, адвокационный координатор БФ «Право на защиту» («Право на захист»):

– Мы, как правозащитники, достаточно позитивно оцениваем предложенные президентом Зеленским изменения. Но нужно подчеркнуть, что для реализации инициатив касательно увеличения срока пребывания на оккупированных территориях необходимо вносить изменения в профильный Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Или, как вариант, создавать отдельный механизм получения пенсий жителями оккупированного Донбасса, который будет обеспечивать реализацию их прав, гарантированных Конституцией Украины.

Одновременно нужно максимально упростить имеющийся механизм получения пенсий переселенцами.

В любом случае, нам необходимо «отвязать» пенсии от справки ВПЛ, избавиться от этой практики, дискриминирующей граждан.

Как показал опрос среди подписчиков страницы БФ «Право на защиту» в Facebook, люди поддерживают инициативу президента, но прекрасно понимают, что увеличение срока пребывания на оккупированной территории не решит проблему с выплатами пенсий как таковую. Этот шаг лишь несколько уменьшит напряжение и немного облегчить жизнь.

При этом он может привести и к различным сложностям. К примеру, каким образом власть может контролировать, кто именно получает пенсию на протяжение года – жив ли еще этот человек?

Алексадра Решмедилова, аналитик:

– В своей инаугурационной речи президент Зеленский осознанно использовал русский язык, чтобы его слышали и на временно неподконтрольной территории. От его окружения тоже звучали подобные меседжи. Показательны изменения с украинской стороны в переговорной группе в Минске, развод сил и средств у Станицы Луганской, заявления о необходимости ремонта моста в том месте.

То есть, определенная линия на примирение просматривается. И сюда логично вплетается предложение по увеличению допустимого срока пребывания пенсионеров-переселенцев на неподконтрольной части Донбасса.

Достаточно ли этого? Нет. Хорошо ли? Да.

Другое дело, что Зеленского к подобным шагам, скорее, вынуждают оппоненты. И он в какой-то мере вынужден перехватывать инициативу. Потому что, если это не сделает он – сделают другие.

Переселенцы, даже те, которые устроили свою жизнь, все равно внимательно отслеживаются все заявления и действия касательно Донбасса. Они для них маркерные. Но к этим вопросам (выплаты, пересечение линии разграничения) нужно подходить комплексно. Важно делать не фасадные, хоть и правильные заявления, которые так и останутся лишь словами, а прикладные вещи, которые действительно упростят жизнь жителям Донбасса и переселенцам.

Алексей Кущ, финансовый эксперт:

– Верификация раз в год, безусловно, упростит жизнь тысячам граждан Украины. Это то, о чем не раз говорилось в ракурсе нагрузки на КПВВ у линии разграничения. Подобная инициатива сократит очереди на пунктах пропуска, как минимум, в несколько раз. Люди смогут пересекать их, исходя из объективных причин, а не потому что должны выполнять административные ритуальные действия. Нужно снижать нагрузку на КПВВ, которая создана с помощью диких, непродуманных административных решений как та же верификация каждые 60 дней. Подобные бюрократические процедуры нужно демонтировать, и подтверждение своей личности раз в год будет этому способствовать.

Рисков в принятии такого решения я не вижу. Более того – основная часть нормативных требований, которые применяются при пересечении линии разграничения, являются незаконными. Если бы у нас был эффективно действующий Конституционный суд, он бы мог отметить более 90% нормативных актов, которые приняты с 2014 года и так или иначе ограничивают права человека, особенно на Донбассе.

По Конституции – Донецк такой же город, как и Мариуполь. И гражданин Украины, согласно Основному закону, не должен выполнять какие-то особые предписания при пересечении линии разграничения. Выдвигать требования, ограничивающие его гражданские права, наши власти и силовики не имеют права! В Конституции ничего не сказано о линии разграничения, об особых режимах на Донбассе. Все эти законодательные нормативные требования были приняты в свое время из-за сложившейся в регионе оперативной обстановки. Но по сути они – незаконны.

Это, кстати, прекрасно понимают иностранные наблюдатели. Для них кажется дикостью, когда государство применяет против своих граждан поражение в правах, не удосужившись внести соответствующие изменения в Конституцию.

Кому-то может казаться, что такие нарушения Основного закона могут быть оправданы особенностями исторического момента. Но это не отменяет того факта, что Конституция грубо нарушается. Именно поэтому у нас нет притока иностранных инвестиций: иностранцы просто боятся, что могут тут сделать с ними, если с самими украинцами так поступают…

Так что рисков здесь нет, я за то, чтобы применить даже более радикальный подход, отменив регистрацию и введя разовый заявочный принцип вместе регулярного.

Президент Украины Владимир Зеленский предложил разрешить пенсионерам-переселенцам находиться на временно неподконтрольной территории год, а не 59 дней, как сейчас.

Так, 8 июля, в ходе саммита Украина-ЕС в Киеве, Зеленский заявил следующее: «Вы знаете, чтобы получить пенсию, человек должен раз в 60 дней (пересекать КПВВ для получения пенсии, – ред.). Мы предложили следующий шаг: давайте разрешим людям быть людьми. Мы предложили срок в один год. Хотя я очень хочу надеяться, что за год у нас не будет войны».

Отметим, что ранее и представители ООН, и многочисленные общественные и правозащитные организации заявляли, что, в том числе, «правило 60-ти дней» является нарушением прав человека в вопросе выплаты пенсий. «Дискриминационная процедура верификации, установленная государством с целью проверить, действительно ли пенсионер является ВПЛ, заставляет пенсионеров пересекать линию разграничения, как минимум один раз в 60 дней. Это путешествие часто является ужасным: людям приходится часами ждать пропуска под солнцем, дождем или снегом», – отмечала, в частности, глава Мониторинговой миссии Организации Объединенных Наций по правам человека в Украине Фиона Фрейзер.

Правозащитная организация Human Rights Watch неоднократно призывала украинское правительство принять решения по упрощению процедуры выплат пенсий жителям неподконтрольных регионов Донбасса. Подчеркивалось, что ежемесячно около одного миллиона человек пересекают донбасские КПВВ. Более половины из них – люди, которые ездят на подконтрольную украинской власти территорию для получения пенсий. А чтобы получить право на выплаты, пенсионеры должны получить статус переселенца.

По мнению опрошенных «Донецкими новостями» экспертов, президентская инициатива об увеличении срока пребывания на временно неподконтрольной территории – это не решение проблемы.

Ирина Лоюк, эксперт программы «Советник по вопросам ВПЛ» («Радник з питань ВПО»):

– Стоит разъяснить ситуацию относительно 59 дней в контексте выплаты пенсий.

В первую очередь, мы говорим о требованиях Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Согласно ст. 12 этого закона, пребывание более 60 дней на временно оккупированных территориях дает основание органам власти считать, что человек вернулся постоянно жить на эти территории. Это ведет к отмене справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ) и как следствие, согласно нормам подзаконных актов, – людям перестают платить пенсии.

И здесь нужно понимать, что основная проблема не в 60 (или 59) днях, а в том, что неправильно привязывать выплату пенсий к справке внутренне перемещенного лица. С 2015 года наша программа «Радник з питань ВПО» говорит о том, что это неконституционно и не соответствует принципам правового государства. Неоднократно устранить проблемы выплат пенсий призывали международные институции, в частности, ПАСЕ. Однозначной в этом вопросе является позиция украинских судов – пенсии нужно выплачивать.

Однако, проблема остается нерешенной.

Наша борьба за право украинцев получать их пенсии (которую мы ведем совместно с партнерами – правозащитными украинскими и международными организациями) длится уже более 3-х лет. В результате сотрудничества с парламентом был разработан и зарегистрирован законопроект № 6692. В нем заложены основы механизма для выплаты пенсий людям, вынужденным жить на оккупированных территориях. К сожалению, законопроект не принят, так как среди депутатов бытует мнение о том, что пенсии таким людям платить не стоит.

То есть проблема совсем не в количестве дней, и сказанное президентом – не решение проблемы. Наша позиция однозначна: если мы хотим соответствовать понятию «правовое государство», необходимо отменить привязку выплаты пенсии к справке ВПЛ.

Дарина Толкач, адвокационный координатор БФ «Право на защиту» («Право на захист»):

– Мы, как правозащитники, достаточно позитивно оцениваем предложенные президентом Зеленским изменения. Но нужно подчеркнуть, что для реализации инициатив касательно увеличения срока пребывания на оккупированных территориях необходимо вносить изменения в профильный Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Или, как вариант, создавать отдельный механизм получения пенсий жителями оккупированного Донбасса, который будет обеспечивать реализацию их прав, гарантированных Конституцией Украины.

Одновременно нужно максимально упростить имеющийся механизм получения пенсий переселенцами.

В любом случае, нам необходимо «отвязать» пенсии от справки ВПЛ, избавиться от этой практики, дискриминирующей граждан.

Как показал опрос среди подписчиков страницы БФ «Право на защиту» в Facebook, люди поддерживают инициативу президента, но прекрасно понимают, что увеличение срока пребывания на оккупированной территории не решит проблему с выплатами пенсий как таковую. Этот шаг лишь несколько уменьшит напряжение и немного облегчить жизнь.

При этом он может привести и к различным сложностям. К примеру, каким образом власть может контролировать, кто именно получает пенсию на протяжение года – жив ли еще этот человек?

Алексадра Решмедилова, аналитик:

– В своей инаугурационной речи президент Зеленский осознанно использовал русский язык, чтобы его слышали и на временно неподконтрольной территории. От его окружения тоже звучали подобные меседжи. Показательны изменения с украинской стороны в переговорной группе в Минске, развод сил и средств у Станицы Луганской, заявления о необходимости ремонта моста в том месте.

То есть, определенная линия на примирение просматривается. И сюда логично вплетается предложение по увеличению допустимого срока пребывания пенсионеров-переселенцев на неподконтрольной части Донбасса.

Достаточно ли этого? Нет. Хорошо ли? Да.

Другое дело, что Зеленского к подобным шагам, скорее, вынуждают оппоненты. И он в какой-то мере вынужден перехватывать инициативу. Потому что, если это не сделает он – сделают другие.

Переселенцы, даже те, которые устроили свою жизнь, все равно внимательно отслеживаются все заявления и действия касательно Донбасса. Они для них маркерные. Но к этим вопросам (выплаты, пересечение линии разграничения) нужно подходить комплексно. Важно делать не фасадные, хоть и правильные заявления, которые так и останутся лишь словами, а прикладные вещи, которые действительно упростят жизнь жителям Донбасса и переселенцам.

Алексей Кущ, финансовый эксперт:

– Верификация раз в год, безусловно, упростит жизнь тысячам граждан Украины. Это то, о чем не раз говорилось в ракурсе нагрузки на КПВВ у линии разграничения. Подобная инициатива сократит очереди на пунктах пропуска, как минимум, в несколько раз. Люди смогут пересекать их, исходя из объективных причин, а не потому что должны выполнять административные ритуальные действия. Нужно снижать нагрузку на КПВВ, которая создана с помощью диких, непродуманных административных решений как та же верификация каждые 60 дней. Подобные бюрократические процедуры нужно демонтировать, и подтверждение своей личности раз в год будет этому способствовать.

Рисков в принятии такого решения я не вижу. Более того – основная часть нормативных требований, которые применяются при пересечении линии разграничения, являются незаконными. Если бы у нас был эффективно действующий Конституционный суд, он бы мог отметить более 90% нормативных актов, которые приняты с 2014 года и так или иначе ограничивают права человека, особенно на Донбассе.

По Конституции – Донецк такой же город, как и Мариуполь. И гражданин Украины, согласно Основному закону, не должен выполнять какие-то особые предписания при пересечении линии разграничения. Выдвигать требования, ограничивающие его гражданские права, наши власти и силовики не имеют права! В Конституции ничего не сказано о линии разграничения, об особых режимах на Донбассе. Все эти законодательные нормативные требования были приняты в свое время из-за сложившейся в регионе оперативной обстановки. Но по сути они – незаконны.

Это, кстати, прекрасно понимают иностранные наблюдатели. Для них кажется дикостью, когда государство применяет против своих граждан поражение в правах, не удосужившись внести соответствующие изменения в Конституцию.

Кому-то может казаться, что такие нарушения Основного закона могут быть оправданы особенностями исторического момента. Но это не отменяет того факта, что Конституция грубо нарушается. Именно поэтому у нас нет притока иностранных инвестиций: иностранцы просто боятся, что могут тут сделать с ними, если с самими украинцами так поступают…

Так что рисков здесь нет, я за то, чтобы применить даже более радикальный подход, отменив регистрацию и введя разовый заявочный принцип вместе регулярного.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Аналитическая справка


В случае смены гражданства иного государства на гражданство РФ, у переселенца возникают такие же права в сфере пенсионного обеспечения, как и у остальных граждан РФ.

Пенсионным законодательством предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ.

Оформление пенсии иностранным гражданам и ЛБГ, имеющим ВНЖ в РФ

И для данной категории пенсионеров трудовая пенсия (пенсия по старости) в РФ может состоять из двух частей: страховой и накопительной. Судя по определению, данному на сайте ПФР, под первой понимается обязательная часть государственного обеспечения, которая выплачивается даже тем, кто вообще никогда официально не работал. Вторая часть — накопительная — это те средства, которые человек добровольно отчислял в соответствующие фонды.

Размер страховой части определяется государством. В 2019 году минимальная пенсия в РФ установлена в размере 8 846 рублей. Размер накопительной — трудовым стажем, уровнем заработной платы, условиями труда и другими факторами.

Иностранцы, постоянно проживающие в РФ, могут рассчитывать на получение пенсии в той же мере что и россияне. Другой вопрос, что начисляться она будет только с момента достижения пенсионного возраста, закрепленного в РФ (на 2019 год — 60 мужчины и 55 женщины). Далее возраст будет повышен.

Следует выделить особенности пенсионного обеспечения граждан Украины в РФ

В настоящий момент претендовать на получение российской пенсии по старости могут следующие категории украинских граждан: украинцы, имеющие ВНЖ; украинцы, получившие статус беженца. Пенсия людям, получившим статус беженца, назначается на срок действия выданного удостоверения. Граждане Украины, оформившие временное убежище в РФ, не могут рассчитывать на пенсию.

Чтобы с помощью вида на жительство оформить пенсию украинскому гражданину, нужно предоставить следующий набор документов: ВНЖ со штампом о регистрации; заявление о назначении пенсии; пенсионное дело и информацию о том, что выплаты пенсии на Украине остановлены. Если подобных документов на руках нет, то придется составить отдельное заявление. В нем пенсионер сам указывает срок прекращения выплат и обязуется выплатить сумму, переплаченную при назначении российской пенсии, если обнаружатся сведения о том, что указанный срок был занижен (например, пенсионер указал сроком последней выплаты ноябрь 2019 года, а из украинских пенсионных органов пришли сведения о выплате ему пенсии в декабре 2019).

Для тех украинских граждан с ВНЖ, которые впервые обращаются за пенсионным обеспечением, понадобится также СНИЛС, справки о стаже и среднемесячном заработке за любые 5 лет подряд до 1 января 2002 года. Срок рассмотрения заявления — от 10 дней до 3 месяцев. По результатам проверки документов заявителю либо назначат пенсию, либо аргументируют отказ. Если пенсию назначат, то начислению будут производиться со дня принятия заявления.

Одним из важных документов при реализации пенсионных прав переселенцев является Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. Пенсионное обеспечение граждан из этих государств осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Согласно статье 7 этого документа, в момент переезда пенсионера из одной страны СНГ в другую начисление пенсии по прежнему месту жительства останавливается, если подобного вида пенсия существует в новом государстве. Размер пенсионных выплат пересматривается в соответствии с законами нового места жительства.

Соглашение между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Российских граждан ждет изменение начисления трудового стажа для назначения страховой пенсии по старости. Об этом заявил Президент России Владимир Путин в ноябре 2019 г.

По словам главы государства, изменения внесет соглашение между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данный документ пропишет новые основания для зачисления трудового стажа для назначения пенсии.

Дело в том, что ранее россиянам не учитывали трудовой стаж, который они получали на территории других государств, входящих в данный союз. Однако теперь эта несправедливость будет устранена.

То есть стаж на территории данных стран (а в союз, помимо России, входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) теперь будет учитываться при начислении пенсии. Отныне работнику будет начисляться весь трудовой стаж, который он получил, работая в любой из стран, входящих в союз.

Особый интерес это соглашение вызывает у иностранных граждан, переезжающих на постоянное место жительства в РФ.

Основные нарушения прав переселенцев и проблемы, возникающие у них при начислении пенсионных выплат:

    Определяющим обстоятельством для установления права на пенсионное обеспечение по российскому законодательству является место жительства в России.
    Лица, не имеющие регистрации по месту жительства, получают отказы в приеме заявлений на назначение любых видов пенсий. Усугубилось это положение после ужесточения законодательства за фиктивную регистрацию. Граждане, не имеющие собственного жилья, как правило, не могут зарегистрироваться по месту жительства в арендуемом жилье.

  • Пенсионные органы зачастую не все периоды работы, внесенные в трудовую книжку, засчитывают в трудовой стаж. Причины при этом различные: ошибки в записях персональных данных, дат, номеров приказов, отсутствие расшифровки росписи сотрудника, произведшего запись в трудовой книжке, отсутствие печати на титульном листе трудовой книжки и т.д. В результате люди могут вообще не набрать баллов для страховой пенсии. Основная масса пенсионеров–переселенцев получает минимальную пенсию.
  • Не принимаются документы, подтверждающие трудовой стаж и размер заработной платы, предоставляемые самими переселенцами. Нормативными актами определено , что заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
  • К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся:

    • справки, оформленные компетентными учреждениями (органами);
    • справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность;
    • архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г.

    Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

    Вместе с тем, повсеместно производятся обязательные запросы в государства прежнего места жительства по проверке трудового стажа.

    Ответы на них ожидаются от 3-х до 6 месяцев. Зачастую ответы вообще не приходят. На основании этого заявителю могут отказать в начислении пенсии или начисляют минимальную пенсию, а то и социальную, если позволяет возраст.

    1. Проблематично оформить в РФ пенсии переселенцам, проработавшим в прежних государствах во вредных условиях и на тяжелой работе. Зачастую им приходится это делать только по суду.
    2. Не начисляются пенсии пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Это происходит в результате того, что удостоверения, выданные уполномоченными органами в Казахской ССР в России не признаются.
    3. Известны факты отказа в назначении пенсий по выслуге лет по педагогическому стажу. Пенсионный Фонд следует указанию Минтруда РФ об отказах, заявителям приходится обращаться в суд. Суды, как правило, поддерживают пенсионеров.
    4. Имеются проблемы при начислении пенсий бывшим военным, сотрудникам МВД, МЧС, органов госбезопасности. Так, например, военные пенсионеры имеют право получать и вторую (страховую) пенсию, но условия ее получения с 2015 года сильно ужесточились.
    5. При назначении пенсии гражданам России- переселенцам из-за рубежа не учитывается их стаж работы за пределами России после 1991г.
    6. Поступают жалобы, что часто в клиентских отделах Пенсионного фонда РФ не разъясняют порядок начисления пенсий.
    7. Многие потенциальные переселенцы пытаются получить консультацию в пенсионных отделах до переезда. Но им отказывают в проверке записей в трудовой книжке, что позволило бы исправить имеющиеся ошибки.
    8. Возникают проблемы у граждан РФ, постоянно проживающих определенные периоды за рубежом, получающих пенсии этих государств проживания и возвращающихся на ПМЖ в РФ. В случае задержки при подаче заявлений на назначение пенсий в РФ (например, из-за длительных сроков получения внутреннего паспорта РФ, регистрации по месту жительства, неточностей в документах и др.) им отказывают в начислении пенсии за период от последней выплаты пенсии за рубежом до момента обращения в РФ.
    9. Сотрудники пенсионного Фонда считают, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимо пересматривать.

    Примеры:

    – Мать и дочь Г., участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников , проживающих за рубежом, переехавшие из г.Алматы в Воронежскую область в 2017 г. в течение 2-х лет не могут добиться получения пенсии( мать по возрасту , а дочь по инвалидности) т.к. имеют в Воронеже лишь регистрацию по месту пребывания.

    В Казахстане они выписаны на ПМЖ, о чем имеются подтверждающие документы. Регистрации в других регионах они не имеют. В РФ у них нет собственного жилья, никто их по месту жительства не хочет регистрировать. Первоначально в государственном учреждении – Управлении пенсионного фонда РФ в г. Воронеже у них приняли заявления, но потом вернули. Пенсионные дела, привезенные из Казахстана, находятся у гг.Г. на руках.

    – Муж и жена Р., переселенцы из Украины в Калужскую область- участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников , проживающих за рубежом, обратились 16.02.2016 г. государственном учреждении –Управлении пенсионного фонда РФ в г.Обнинск, Калужской области по вопросу назначения им пенсии по старости . Им было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия у них регистрации по месту жительства в РФ и не предоставлении сведений о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

    – В. Е.И., переселенка в Калужскую область из Сумской области Украины, участник «Государственной программы содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Имеет две трудовые книжки.

    23 июля 2018г. обратилась в Управление ПФР в Малоярославецком р-не с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. В решении УПФР отказались учесть трудовой стаж – 25 лет, записанный в трудовой книжке колхозника только на том основании, что на титульном листе отсутствует дата заполнения трудовой книжки. В самой трудовой книжке указана дата приема на работу, это и есть дата заполнения трудовой книжки. В любом случае, указанный недостаток при заполнении трудовой книжки не означает ее недействительность. И не дает права при назначении пенсии не учитывать 25 лет трудового стажа работы в колхозе.

    – Н.Т.В. – переселенка из Казахстана, г.Москва. Отказано в приеме документов на назначение пенсии по старости из-за отсутствия регистрации по месту жительства.

    – Д.В.В. – переселенец из Казахстана в г. Воронеж. Отказано в досрочном назначении страховой пенсии по льготному стажу. (Выиграно в суде).

    – Новосибирский областной суд изготовил решение по иску бывшего гражданина Казахстана Кузьмина И.М. к пенсионному фонду. Было доказано его право на льготную пенсию и на зачёт в трудовой стаж периодов работы в Республике Казахстан после 2002 г.

    – Л. Е.В.переселенке из Казахстана было отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Она обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, указав в обоснование своих требований, что решением № ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: Исковые требования Легаевой Елены Владимировны удовлетворить.

    – Д. Г. А., 1959 г.р. проработала в Казахстане с 1974 г. по 2017 г. В 2018 г. переехала в г. Хабаровск, как член семьи участника Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Размер пенсионных выплат составляет 6 666 руб. На данный момент подали документы на рассмотрение увеличения выплат до размера прожиточного минимума. Стаж работы был учтен только за период работы в СССР. 26 лет работы в Казахстане не засчитали.

    Справка подготовлена на основании обращений в исполком МОД «Форум переселенческих организаций»,
    в Институт стран СНГ и к депутату Госдумы РФ К.Затулину,

    Галина Рагозина, эксперт проекта

    Ноябрь 2019

    • Справка подготовлена в рамках проекта, реализуемого на средства Фонда президентских грантов

    Читайте также: