Защита прав и свобод в сфере пенсионного обеспечения

Куда обращаться пенсионеру, права которого нарушены? Какие государственные органы стоят на страже интересов пожилых граждан?

У пенсионеров, как и у других граждан, часто возникает необходимость обратиться за защитой своих прав. Аналогичная нужда может возникнуть и у инвалидов, и у других социально уязвимых слоев населения. Так куда же идти с жалобой? В каком порядке ее подавать, и по какому поводу обращение окажется максимально эффективным? Рассмотрим всю вертикаль органов, стоящих на страже законных интересов и прав пенсионеров и инвалидов.

Первым делом нужно помнить о том, что адресат жалобы полностью зависит от ее содержания. Это значит, что если неправильно начислили пенсию, обращаться нужно в Пенсионный фонд, а если плохо оказали медицинскую помощь — к руководству поликлиники, Росздравнадзор и страховую компанию. Поэтому подойдем к проблемам более детально, а также узнаем о том, какие есть вышестоящие органы, которые могут помочь восстановить нарушенные права пенсионеров и инвалидов во всех сферах. Итак, для начала узнаем, как быть.

. Если пенсионеру неправильно начислили пенсию или другие выплаты, положенные по закону

Первым делом необходимо подать письменное заявление в Пенсионный фонд (военным пенсионерам и сотрудникам силовых ведомств — в соответствующие структуры, которые им платят пенсию). Обратите внимание, что формула исчисления пенсии является сложной, поэтому гражданин самостоятельно не сможет проверить расчеты. Поэтому в заявлении необходимо попросить провести проверку и выполнить перерасчет с указанием периодов, которые, по вашему мнению, учтены неправильно. Сотрудники ПФР обязаны принять такое заявление, проверить указанные в нем сведения и дать ответ в течение 30 дней с даты обращения. Ответ должен быть по существу вопроса и аргументированным.

Если он вас не устроил, можно идти дальше. Куда? Мы расскажем в конце статьи. Пока же выясним.

. Порядок действий пенсионера при получении некачественной медицинской помощи

У каждого лечебного учреждения есть главный врач или заведующий. Свои претензии первым делом нужно адресовать им. Но на практике это бывает малоэффективно, поэтому мы предлагаем начинать сразу с местного Минздрава. Там обычно есть горячая линия, по которой можно позвонить, находясь в поликлинике или больнице. Примерно в 50 % ситуаций это помогает оперативно решить возникшую проблему: к нужному специалисту находится талончик, а очередь на анализы или УЗИ становится меньше в несколько раз. Также такой звонок может помочь добиться получения положенного лекарственного препарата, бесплатного или со скидкой.

Если же и Минздрав не помог, а медицинская помощь была оказана некачественно, можно обратиться в свою страховую компанию, которая обязана провести экспертизу качества оказания медпомощи и проинформировать гражданина о ее результатах. Направить обращение можно по почте, через форму на официальном сайте или отнести лично. Параллельно с этим можно написать жалобу в Росздравнадзор. Ответ должен прийти также в течение 30 дней. Любую жалобу нужно подкреплять ссылками на законы, ведь именно они регулируют права граждан в той или иной области.

Защита прав работающих пенсионеров

Граждане пенсионного и предпенсионного возраста могут работать. А это значит, что для них существует риск столкнуться с трудовой дискриминацией, задержкой зарплаты, отказе в предоставлении положенного им по закону основного и дополнительного отпусков. Куда обращаться в этом случае? Конечно же, в территориальную Государственную инспекцию труда в регионе проживания. Инспектор ГИТ должен проверить все обстоятельства обращения и даже назначить внеплановую проверку организации-работодателя на основании такого заявления. Если в ходе проверки подтвердится нарушение прав и законных интересов пенсионера, работодателю дадут предписание устранить нарушения и привлекут его к соответствующей правонарушению административной ответственности.

Также можно написать обращение в Минтруд, поскольку именно чиновники пообещали в ходе планируемого совершенствования пенсионной системы взять под жесткий контроль положение данной категории россиян на рынке труда и не допустить их дискриминации. Поэтому после поступления обращений чиновники обещали разбираться предметно по каждому факту. Срок ответа на жалобы все тот же — 30 календарных дней.

Куда жаловаться при нарушениях в сфере ЖКХ

Если пенсионеру неправильно начисляют плату за коммунальные услуги, в подъезде грязно, а из горячего крана идет холодная вода — его права нарушены и нужно жаловаться. Первым делом, как вы вероятно уже догадались, жалобу нужно написать на имя председателя ТСЖ или руководителя управляющей организации. Если это не поможет, заявление нужно написать в специальную жилищную инспекцию, которая есть при исполнительном органе каждого муниципального образования. Там должны разобраться с нарушением, восстановить справедливость и сообщить пенсионеру о принятых мерах не позднее чем через 30 дней после обращения.

Все это не помогло и проблема не решена? Тогда остаются только.

. Крайние меры: прокуратура, суд и депутаты

Любой гражданин может прийти на прием к депутату или сенатору со своими насущными проблемами. Задачей народных избранников является не только принятие новых законов, но и помощь людям на местах. Поэтому, получив информацию о «злободневных» проблемах граждан, народные избранники должны адресовать их уполномоченным органам и проконтролировать решение. Правда, кто при этом контролирует самих депутатов, остается неясным.

Гораздо более действенным на практике является обращение в прокуратуру. Она принимает обращения о нарушенных правах во всех сферах и имеет существенные инструменты воздействия на обидчиков пенсионеров. Так что, если обращение в профильные органы не помогло, — прямая дорога туда. Кроме прокуратуры, восстановить нарушенные права поможет суд. Но для того чтобы обратиться туда, пенсионеру, скорее всего, потребуется профессиональная юридическая помощь. Она является платной. Поэтому прежде чем нести затраты на юриста, стоит испробовать все доступные бесплатные методы защиты своих прав.

Реализуя свое право на пенсию, граждане зачастую сталкиваются с нарушениями, допускаемыми органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, что приводит к возникновению споров.

Под пенсионным спором следует понимать разногласие между сторонами материальных и тесно связанных с ними отношений процедурно-процессуального характера по вопросам: а) применения закрепленных в законе условий и норм пенсионного обеспечения; б) соблюдения порядка реализации права на пенсионное обеспечение; в) установления юридических фактов, необходимых для возникновения этих отношений; г) принятого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, решения, которое обжалуется гражданином в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение в установленном законом порядке данного обращения.

К спорам, вытекающим из пенсионных отношений, относятся споры между гражданином и органом:

- осуществляющим пенсионное обеспечение, по вопросам перерасчета пенсии в связи с увеличением пенсионного капитала и продолжением работы после назначения пенсии, перевода пенсии с одного вида на другой, об удержании излишне выплаченной пенсии и т.п.

- осуществляющим выплату и доставку пенсии, по вопросу изменения способа доставки пенсии и т.п.

В случае возникновения спора, вытекающего из процедурных отношений, можно выделить споры между гражданином и:

- органом медико-социальной экспертизы по вопросу установления инвалидности, признания лица, нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

- работодателем (страхователем) по поводу подтверждения стажа работы, оплаты труда, оформления и выдачи документов, необходимых для назначения пенсии, уплаты страховых взносов в предусмотренном законом размере и в установленные сроки;

- органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по поводу рассмотрения заявления о назначении пенсии.

В целях восстановления нарушенных пенсионных прав граждане вправе использовать все способы защиты, предусмотренные законодательством.

Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе защита права на пенсионное обеспечение, осуществляется всеми государственными органами (часть 1 статья 45 Конституции Российской Федерации).

К таким органам относятся не только собственно государственные органы и их должностные лица, но и органы местного самоуправления, которые организационно не входят в систему государственной власти.

Среди органов, осуществляющих государственную защиту, следует назвать следующие:

- Президент Российской Федерации, который согласно Конституции как глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 80 Конституции РФ);

- органы представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призванные нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан;

- Правительство РФ (подконтрольные ему федеральные министерства и иные федеральные органы, а также их территориальные органы) осуществляющее меры исполнительного характера, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод на территории всей страны;

- судебная власть, которую осуществляют три федеральных органа судебной власти Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ), Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (ст.127 Конституции РФ).

- Прокуратура Российской Федерации, функцией которой является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- Уполномоченный по правам человека в РФ и в ее субъектах, призванный обеспечивать в стране гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

- Общественная палата РФ.

Государственная защита права граждан на пенсионное обеспечение является единственным способом защиты, в отличие от тех, достаточно широких возможностей, которые установлены нормами трудового (статья 352 ТК РФ) и гражданского (статья 12 ГК РФ) права, предусматривающих самозащиту, защиту профессиональными союзами, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, судебную защиту; признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, взыскание неустойки, убытков и т.п.

Пенсионное законодательство содержит нормы, прямо предусматривающие возможность защиты нарушенного права гражданина путем обращения в вышестоящий компетентный орган с жалобой на его решения либо в суд.

Так, согласно Закону о трудовых пенсиях, решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о ее выплате, об удержаниях из нее и о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган и (или) в суд (п.7 ст. 18). Статья 65 Закона от 12 февраля 1993 г. предусматривает, что споры по вопросам назначения и выплаты пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и пособий, разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Федеральной службы безопасности РФ либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, выделяются административный и судебный способы защиты, используя которые граждане могут восстановить свое нарушенное право на пенсию. Причем, обращение гражданина с жалобой в административном порядке не препятствует последующей передаче спора в суд. Гражданин может также сразу прибегнуть к средствам судебной защиты.

Порядок рассмотрения обращений граждан в административном порядке закреплен в соответствующих административных регламентах. Рассмотрение в суде общей юрисдикции споров, связанных с защитой права гражданина на пенсию, осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судебный способ защиты наиболее полно и эффективно позволяет восстановить нарушенное право на пенсию, поскольку исключительно суду при разрешении споров и восстановлении прав граждан на пенсионное обеспечение приходится восполнять пробелы, имеющиеся в пенсионном законодательстве, и тем самым формировать единообразную правоприменительную практику. Это доказывает, что при нынешнем состоянии пенсионного законодательства судебная защита выступает одной из действенных гарантий защиты нарушенного права.

Гражданин, считающий, что решениями, действиями или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его пенсионные права, может обратиться за защитой своих прав в суд общей юрисдикции, а также в предусмотренных законом случаях в Конституционный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека.

Контрольные вопросы

1. Какие органы осуществляют пенсионное обеспечение?

2. Каковы общие правила назначения пенсии?

3. С какого срока назначается пенсия? Что понимается под днем обращения за пенсией?

4. Какие документы необходимы для назначения пенсии?

5. В каких случаях производится приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии?

6. Какие основания предусмотрены законодательством для прекращения выплаты пенсии?

7. Допускается ли удержание из пенсии?

8. Какие органы уполномочены осуществлять защиту права граждан на пенсионное обеспечение?

9. Назовите правовые способы защиты, используя которые граждане могут восстановить свое нарушенное право на пенсию?

Общие вопросы

При реализации гражданами своих прав на отдельные виды социального обеспечения могут возникнуть различного рода разногласия (споры) между ними, а также государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями, предоставляющими обеспечение. Такие разногласия возникают в правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по предоставлению отдельных видов социального обеспечения, а также в материальных правоотношениях но социальному обеспечению.

В правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, спор может возникнуть по поводу отказа в установлении инвалидности, неудовлетворенности гражданина группой инвалидности, причиной инвалидности и т.д., по поводу отказа в установлении факта иждивенства и др.

При обращении за назначением пенсии споры могут касаться задержки в оформлении документов по вине работодателя либо задержки по вине территориального органа ПФР, органа военного управления, правоохранительного органа. Кроме того, спор может возникнуть по поводу отказа в назначении пенсии, а также при несогласии гражданина с ее размером или сроком назначения.

Споры возникают и на стадии выплаты пенсий. Предметом таких споров могут быть задержки в выплате пенсии, выплата пенсии в меньшем размере, чем она назначена, и т.д. Таким образом, при возникновении споров между гражданином, с одной стороны, территориальным органом ПФР или пенсионным подразделением органа военного управления, правоохранительного органа, с другой, споры касаются следующих вопросов: назначения пенсии, исчисления стажа, определения размера пенсии, выплаты пенсии, перерасчета, индексации, перевода с одной пенсии на другую, удержания из пенсии, приостановления и прекращения выплаты пенсии и др.

Споры при назначении гражданам пособий могут касаться различных вопросов и возникать между гражданами и различными органами, учреждениями и организациями. Так, при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам граждане вступают в отношения с медицинскими учреждениями по поводу установления факта временной нетрудоспособности, а также со страхователями (работодателями) по поводу назначения и выплаты пособий. Эти споры могут возникнуть в связи с отказом в выдаче листка нетрудоспособности, срока, на который он выдается, отказа в назначении пособия, несогласия гражданина с размером пособия и сроками его выплаты, задержкой выплаты пособия со стороны страхователя (работодателя). Споры подобного рода между страхователем и застрахованными лицами возникают также при исчислении страхового стажа, при назначении и выплате ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.

Споры по поводу ежемесячного пособия на ребенка могут возникать между гражданами и органами социальной защиты населения субъектов РФ но вопросам отказа в назначении пособия, исчисления среднедушевого дохода семьи, размера пособия, задержки в его выплате.

Споры по вопросам предоставления государственной социальной помощи возникают между малоимущими гражданами (семьями) и органами социальной защиты населения субъектов РФ и касаются отказа в предоставлении помощи, исчисления среднедушевого дохода семьи, размера и вида помощи, задержки в ее предоставлении и т.д.

Между гражданами и органами, учреждениями и организациями имеет место целая группа споров по вопросам социальной поддержки. Речь идет о ежемесячной денежной выплате, а также наборе социальных услуг, в том числе дополнительной медицинской помощи, санаторно-курортном лечении, лекарственном обеспечении, проезде на транспорте.

Споры возникают и по другим вопросам социального обеспечения: социальному обслуживанию, медицинской помощи, дополнительному социальному обеспечению и др.

Конституция РФ в ст. 2 закрепила обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, а согласно ч. 2 ст. 45 каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Это означает, что граждане, права которых в сфере социального обеспечения нарушаются, могут отстаивать эти права в рамках закона и по своему усмотрению.

Более конкретно юридические гарантии защиты прав граждан установлены в других статьях Конституции РФ. Так, в ст. 33 закреплена внесудебная защита прав граждан. Исходя из содержания этой статьи граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что реализация прав граждан тесно связана с их защитой. При этом под защитой прав понимается деятельность по устранению препятствий на пути реализации субъективных нрав. В этой деятельности участвуют граждане, государственные и муниципальные органы, должностные лица, другие субъекты.

При более широком подходе выделяется правовой механизм защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов. Он включает систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав.

В юридической литературе различают формы защиты прав, способы, меры и средства защиты. Форма защиты представляет собой вид юридической деятельности, в которой протекают охранительные правоотношения. Выделяются непосредственная, общественная, управленческая, судебная и международная формы зашиты прав граждан.

Непосредственная форма защиты характеризуется решением спорных вопросов только заинтересованными субъектами (гражданином и работодателем, гражданином и органом или учреждением, куда он обратился за установлением юридического факта, представлением обеспечения).

При общественной форме защиты прав защита осуществляется специально созданным правозащитным органом. В сфере социального обеспечения таким органом является комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию.

Управленческая форма защиты прав включает деятельность органов публичной власти (государственных органов, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Международная защита прав граждан осуществляется специально созданными международными компетентными органами (Комиссией ООН по правам человека (в настоящее время - Совет по правам человека), МОТ, Европейским судом по правам человека в Страсбурге, Экономическим судом СНГ и др.).

Возможна и более укрупненная классификация форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. При такой классификации к юрисдикционным формам следует отнести общественную, управленческую, судебную и международную.

Что касается неюрисдикционной формы, то она в системе социального обеспечения не применяется, так как реализация прав граждан в данной сфере невозможна без участия таких субъектов правоотношений, как государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

К неюрисдикционной форме относится процедура медиации. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 193 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедура медиации)" с применением процедуры медиации могут быть урегулированы споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых правоотношений и семейных правоотношений (ст. 1). Как видно из вышеизложенного, споры, возникающие из правоотношений по социальному обеспечению, с помощью процедуры медиации не могут быть урегулированы.

Понятие способов защиты прав в литературе трактуется по-разному. Так, М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова считают, что способы (меры) защиты - это действия, которые непосредственно направлены на защиту прав. При таком понимании, во-первых, отождествляются способы и меры защиты. Во-вторых, признак "непосредственно направлены" не является квалифицирующим. В-третьих, непонятно, чьи это действия: только граждан, граждан и органов, учреждений и организаций, нарушивших права граждан, или третьих лиц (вышестоящих органов, органов прокуратуры и др.).

При исследовании понятия способов защиты прав надо исходить из ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Отсюда видно, что способ защиты избирается гражданами, чьи права нарушены, и заключается в их действиях, не запрещенных .законом. Эти действия могут выражаться в направлении жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также в средства массовой информации, в устных обращениях.

Способы защиты прав могут исходить и от государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, предоставляющих обеспечение. Так, в случае нарушения гражданами своих обязанностей в правоотношениях по социальному обеспечению государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, организация могут принять решение о прекращении выплаты пенсии, пособия, об удержаниях из пенсий, пособий, приостановлении выплаты и т.д.

Меры защиты, в отличие от способов защиты, состоят в действиях компетентных органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Они могут применяться как в ответ па обращения граждан, чьи права нарушены, так и по инициативе этих органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Состав мер защиты зависит от: а) формы защиты прав; б) вида нарушенного права; в) характера нарушения права; г) полномочий компетентного органа, учреждения, организации, должностного лица, применяющих меры защиты; д) статуса органа, учреждения, организации, должностного лица, нарушающих права граждан; е) содержания соответствующего нормативного правового акта. Так, мерами защиты могут быть признание права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение или изменение правоотношения и др. Признание права может быть осуществлено любым компетентным органом или учреждением, в том числе судом, признание же недействительным акта государственного органа, органа местного самоуправления - судом; судом же, как правило, выносится решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты состоят как в действиях граждан, так и в действиях соответствующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц и имеют внешнее оформление. Так, суды выносят решения, постановления и определения. Граждане подают обращения, иски. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, должностные лица реагируют па обращения граждан путем оформления протоколов, издания постановлений, предписаний, предостережений, представлений, протестов и т.д.

В охранительных правоотношениях в качестве субъектов выступают: граждане; органы, организации и учреждения, предоставляющие обеспечение; юрисдикционные органы.

Граждане обладают правомочиями требовать восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. В свою очередь, юрисдикционные органы обязаны удовлетворить законные требования граждан и потребовать от виновных в нарушениях прав граждан органов, организаций и учреждений восстановить эти права, возместить причиненный ущерб.

Обязанности органов, организаций и учреждений заключаются в выполнении решений, вынесенных юрисдикционными органами.

Большое значение имеет вопрос о моменте возникновения охранительных правоотношений. Момент возникновения охранительных правоотношений зависит от того, когда произошло нарушение прав граждан и когда имело место обращение гражданина за защитой его прав. В одних случаях это происходит на стадии подготовки к обращению за обеспечением, в других - обращения за обеспечением, т.е. в процедурных правоотношениях. В третьих случаях обращение граждан за защитой своих прав происходит в материальных правоотношениях. Тогда и возникает охранительное правоотношение. При этом оно может существовать как наряду с процедурными и материальными правоотношениями, так и без них.

Как было отмечено ранее, основными способами защиты нарушенных пенсионных прав являются:

  1. судебная защита;
  2. административный порядок защиты, который преимущественно проявляется через защиту прав и законных интересов в процессе обжалования действия (бездействия) органов социальной защиты в вышестоящие органы;
  3. защита социальных прав граждан уполномоченным по правам человека.

Рассмотрим подробнее каждый способ.

Судебная защита нарушенных пенсионных прав

Судебная защита нарушенных прав гарантирована ст. 46 Конституции Российской Федерации. Анализ судебной практики показывает, что, несмотря на ряд решений Верховного и Конституционного суда РФ, Пенсионный фонд продолжает допускать в своей работе «ошибки», которые умаляют права граждан на заслуженный отдых, гарантированные Конституцией РФ.

Для обращения в суд за защитой нарушенного права необходимо написать исковое заявление в соответствии с требования ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ. Гражданин вправе лично или через своего представителя подать исковое заявление, при этом представитель должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность. В связи с тем, что гражданин, чье пенсионное право нарушено не обладает (в большинстве случаев) специальными знаниями, лучше обратиться к профессионалу. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 94 содержит указания на возмещение судебных издержек в связи с привлечением в дело представителя.

В силу статьи 28 ГПК РФ заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им пенсионного права, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

При желании гражданин, решившийся отстаивать свои пенсионные права в суде, может привлечь к этому процессу прокуратуру. Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет прокурора правом на обращение в суд на основании заявлений граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

От уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • истцы – инвалиды I и II группы (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.);
  • истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, по искам к Пенсионному фонду РФ (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.).

При удовлетворении исковых требований пенсионера или лица, претендующего на назначение пенсии, в судебном решении должно быть четко указано, с какого времени пенсионный орган обязан назначить пенсию. В этом вопросе имеющаяся судебная практика исходит из того, что если в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам или ему по каким-либо другим причинам было необоснованно отказано в назначении пенсии, то суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня первоначального обращения за ней (но во всех случаях не ранее дня возникновения права на нее).

Наиболее спорными вопросами при обращении в суд граждан, достигших возраста 60 лет, является назначение пенсии по случаю потери кормильца, т. к. необходимо доказывать факт иждивения.

В территориальное отделение Пенсионного фонда России (г. Курган) обратилась женщина по поводу назначения пенсии по случаю потери кормильца – мужа 1934 года рождения. Сама женщина – 1942 года рождения, инвалид 2 группы. На момент обращения (30.01.2014) ее пенсия составляла 6 000 рублей, а пенсия умершего мужа –12 000. В назначении пенсии по случаю потери кормильца отказали, т. к. уже выплачиваемая пенсия женщины соответствует прожиточному минимуму.

В данной ситуации необходимо отметить следующее:

Во-первых, прожиточный уровень нетрудоспособных пенсионеров в РФ составляет 6023 рубля в месяц. Во-вторых, в соответствии со статьей 9 ФЗ «О трудовых пенсиях», право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Применительно к данной ситуации к нетрудоспособным членам семьи относятся родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Таким образом, необходимо доказывать факт соответствия данным условиям, чтобы суд удовлетворил право на получение пенсии по потере кормильца.

Я пенсионерка, награждена Почётной грамотой Минздрава РФ, но в отчестве была допущена ошибка. Из-за этого не могу подать документы на присвоение звания

В данном случае правопринадлежность документов устанавливает суд. Необходимо обратиться в суд со всеми документами, в которых указаны имя, отчество и фамилия. Решение суда обязательно для исполнения соответствующими органами.

Административный порядок защиты пенсионных прав

Государственные пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых, социальных пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.

Таким образом, в случае, если гражданину становится известно о том, что его права нарушаются, либо решение Пенсионного Фонда противоречит интересам данного гражданина, он вправе обжаловать действие, например, Управления ПФР в Автозаводском районе г. Н. Новгорода в вышестоящем пенсионном органе – Отделении Пенсионного Фонда РФ по Нижегородской области.

Вдова военнослужащего, умершего вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в ноябре 1994 г. обратилась в Управление ПФР в Шемуршинском районе по Чувашской республике с заявлением о выплате ежемесячныхденежных выплат. Однако получила отказ в связи с тем, что она трудоспособна, не инвалид, не пенсионер, и ребенок, которому больше 23-х лет, проживает с ней.

Женщина обратилась в вышестоящий пенсионный орган – Отделение ПФР по Чувашской республики – с соответствующей жалобой, где обосновала свою позицию Определением Конституционного суда РФ №331-О-П от 4.04.2007. Согласно данному Определению, вдовы военнослужащих, которые погибли или их смерть наступила до 16 января 1995 года (т. е. до вступления в силу Закона «О ветеранах»), имеют право на ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, т. к. Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 1 августа 1989 года приравнял членов семей военных, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Пенсионный Фонд России назначил в итоге ЕДВ по категории «Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте» в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Защита социальных прав граждан уполномоченным по правам человека

В Докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. отмечается, что доля жалоб, связанных с нарушением прав на пенсионное обеспечение различных категорий граждан, получением пособий, льгот для инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, составляет 32% от всего объема поступивших жалоб, число которых составило 27522 штуки. Еще к этим цифрам следует добавить статистику Верховного Суда РФ, которая свидетельствует о значительной доле социальных споров в структуре рассмотренных судами гражданских дел – до 48,5%.

Как отмечают уполномоченные по правам человека в различных субъектах РФ, среди наиболее актуальных вопросов в сфере пенсионного обеспечения можно назвать несогласие с расчетом размеров пенсий, трудности в получении архивных документов и доказательстве стажа работы в том или ином учреждении. Бывает, что необходимо срочно решить или выяснить важный вопрос, но попасть на личный прием к руководителям территориальных управлений Пенсионного фонда РФ трудно. Жалуются заявители и на то, что в отдельных управлениях Пенсионного Фонда их письма остаются без ответа.

Жительница Можайского района Московской области сообщила о бездействии и равнодушии сотрудников территориального пенсионного управления. Несколько лет она не могла самостоятельно получить справки для перерасчета пенсии, доказывающие работу по совместительству в отделении Сбербанка. В пенсионном управлении ее просьбы игнорировались. Она обратилась к уполномоченному по правам человека Можайского района Московской области, в результате вмешательства которого необходимые документы были найдены, и пенсия пересчитана в сторону увеличения.

Гражданка С. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда с заявлением о назначении пенсии. Решением от 10 июня 2009 года ей в назначении пенсии отказали по мотиву отсутствия пятилетнего страхового стажа. В качестве причины принятого решения было указано на сомнение в подлинности трудовой книжки, основанное на том, что записи о работе в медицинском учреждении на территории Армении не были подтверждены документально, а также на непоступлении ко времени принятия решения актов проверок остальных периодов трудовой деятельности, отраженных в книжке. Таким образом, в пенсии отказано до окончания проверки пенсионных прав заявителя и установления всех обстоятельств дела. Гражданка С. расценила это, как нарушение ее прав, и вынуждена была обратиться за защитой к уполномоченному по правам человека в Волгоградской области.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Ерофеева, Оксана Викторовна

Глава 1. Гарантии права граждан в сфере пенсионного обеспечения

§ 1. Понятие гарантий прав граждан и их классификация -общетеоретический аспект

§ 2. Право граждан на пенсионное обеспечение и его содержание

§ 3. Экономические гарантии конституционного права граждан на пенсию

§4. Юридические гарантии реализации права граждан на пенсионное обеспечение

Глава 2. Реализация конституционного права граждан на государственную защиту в сфере пенсионного обеспечения

§ 1. Содержание права граждан на государственную защиту

§ 2. Понятие пенсионного спора

Глава 3. Судебная защита пенсионных прав граждан

§ 1. Классификация пенсионных споров

§ 2. Основные причины возникновения пенсионных споров

§ 3. Порядок судебного рассмотрения пенсионного спора

§ 4. Значение судебного способа защиты для повышения восстановления нарушенных пенсионных прав граждан

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Трудовое право; право социального обеспечения», 12.00.05 шифр ВАК

Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение 2017 год, кандидат юридических наук Гусев, Алексей Юрьевич

Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики 1999 год, кандидат юридических наук Чупрова, Елена Викторовна

Особенности рассмотрения отдельных категорий дел, связанных с защитой права граждан на социальное обеспечение 2004 год, кандидат юридических наук Коростелева, Юлия Александровна

Процессуальные особенности рассмотрения споров, связанных с пенсионным обеспечением 2012 год, кандидат юридических наук Казанбекова, Джавгарат Рамазановна

Судебная защита как конституционная гарантия избирательных прав граждан в Российской Федерации 2016 год, кандидат наук Бабанян Саркис Сисакович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Защита прав граждан на пенсионное обеспечение»

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что пенсионное обеспечение в нашей стране является одним из основных видов социального обеспечения и право на него относится к числу важнейших социальных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В то же время с момента реформирования пенсионной системы нарушение данного права носит массовый характер, что вынуждает граждан использовать все способы защиты для его восстановления.

Право на государственную защиту в свою очередь признается самостоятельным правом и может рассматриваться в общей системе гарантий как «гарантия гарантий», поскольку призвано обеспечивать реализацию конституционных прав граждан, включая и право каждого на пенсию.

Нарушения, допускаемые в процессе реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, обусловлены, прежде всего, сложностью самого пенсионного законодательства, которое с принятием каждого нового акта становится все более недоступным для понимания даже специалистами, не говоря о населении, которое выступает участником пенсионных отношений. Одним из последних актов, внесших существенные изменения в пенсионное законодательство, является Закон от 24 июля 2009 года № 213-Ф31. Данный Закон, как и предыдущие акты, изложил внесенные изменения посредством сложнейших формул. Кроме того, содержание указанного Закона состоит фактически из бланкетных норм и напоминает инструктивные указания. Все эти недостатки существенно осложняют процесс реализации права на пенсию, дают основания для нарушения гарантированных прав граждан и, как следствие, приводят к многочисленным спорам и жалобам, в связи с чем

1 Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 213-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российском Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»./Собрание законодательства РФ. 2009. N 30. Ст. 3739; N 52 (1 ч.). Ст. 6417. количество обращений граждан в уполномоченные государственные органы и, особенно в суды, резко возрастает.

Председателем Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькиным отмечается, что жалобы по социальным вопросам занимают по количеству одно из первых мест среди всех обращений граждан в Конституционный Суд2.

Особенно показательным является также и анализ количества пенсионных споров, рассмотренных судами общей юрисдикции. В последние годы наблюдался резкий рост удельного веса пенсионных дел в общей массе гражданских дел (с 0,9% в 2003 году до 3,8% в 2005 году). Причем количество удовлетворенных исков колеблется от 89 до 93,5%, что свидетельствует, на наш взгляд, прежде всего о проблемах не столько в правоприменительной деятельности, сколько в качестве законотворческого процесса.

В Докладах Уполномоченного по правам человека В.П.Лукина указывается на то, что треть обращений, поступивших в 2008 году, связаны с нарушением пенсионных прав. Такая же тенденция сохранилась и на 2009 год3.

Приведенные показатели являются объективным доказательством, свидетельствующим о существующей необходимости дальнейшего системного совершенствования пенсионного законодательства, которое, с одной стороны, устанавливало бы достойный уровень пенсионного обеспечения, а с другой - гарантировало гражданам простоту и доступность беспрепятственной реализации пенсионных прав.

Целью диссертации является выявление эффективности действующего правового механизма защиты конституционного права человека на пенсионное обеспечение, поскольку защита прав

2 См.: Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ// Журнал российского права. 2004. №12. С.4.

3 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год. - М.: ФГУП «Воентехиниздат». 2009. С.91; Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год. Российская газета. 28 мая 2010 года. рассматривается в качестве одной из гарантий беспрепятственной их реализации.

Задачи диссертационного исследования заключаются в следующем:

- определение понятия гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и их классификация (выделение тех видов гарантий, которые являются наиболее значимыми, обеспечивающими реализацию и защиту пенсионных прав);

- обоснование включения в систему гарантий права на пенсионное обеспечение, такой гарантии - как право на защиту, которая может квалифицироваться как «гарантия гарантий»;

- анализ правовых способов защиты нарушенного права на пенсионное обеспечение, выявление места и значения судебной защиты среди этих способов; разработка понятия пенсионных споров и критериев их классификации, определение предмета и субъектов пенсионного спора; внесение предложений, направленных на дальнейшее совершенствование правового механизма защиты прав граждан на пенсионное обеспечение.

Методологическая и теоретическая основы исследования

В основу диссертационного исследования положен общенаучный диалектический метод познания, универсальные научные методы: системно-структурный, структурно-функциональный, формально-логический, методы анализа, синтеза. В работе также применяются такие специальные юридические методы исследования, как историко-правовой, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, мониторинга.

Теоретическую основу работы составляют труды ученых в области общей теории права, гражданского процессуального, трудового права, права социального обеспечения и иных отраслевых наук. Теоретико-правовой фундамент диссертации определили работы таких ученых, как С.С. Алексеева Н.Н.,Вопленко, Н.И. Матузова, A.B. Малько, М.Н. Марченко, Е.А.

Лукашёвой, B.C. Нерсесянца, М.С. Строговича, О.И. Тиунова, Ю.А. Тихомирова, А.Ф. Черданцева и др.

При изучении отдельных проблем гарантий прав граждан, судебной защиты использовались работы специалистов в области конституционного права (С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Ю.А. Дмитриева, В.Д. Зорькина, O.E. Кутафина, Е.И. Козловой, C.B. Калашникова); гражданского процессуального права (H.A. Громошиной, В.М. Жуйкова, В.Н. Протасова, М.С. Шакарян, В.В. Яркова и др.),

В работе автор опирается на труды ученых в праве социального обеспечения и трудовом праве: B.C. Андреева, B.C. Аракчеева, Е.Г.Азаровой, М.И. Акатновой, В.А. Ачаркана, К.С. Батыгина, М.О. Буяновой, Ю.В. Васильевой, К.Н. Гусова, И.К. Дмитриевой, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Р.И. Ивановой, С.И. Кобзевой, М.В. Лушниковой, A.M. Лушникова, С.С. Маслова, Е.Е.Мачульской, Т.К.Мироновой, М.В. Молодцова, А.Ф. Нуртдиновой, М.И.Полупанова, Д.И. Рогачева, В.Б.Савостьяновой, В.Н. Скобелкина, О.В. Смирнова, В.А. Тарасовой, В.Н. Толкуновой, Э.Г.Тучковой, М.Ю. Федоровой, М.В. Филипповой, Я.М.Фогеля, Е.Б. Хохлова, Г.Б. Челноковой, С.Ю. Чучи, В.Ш. Шайхатдинова и др.

Поставленные перед автором задачи потребовали обращения к работам специалистов в области социальных и экономических проблем: В.В. Антропова, Е.Ф. Борисова, ГЛ.Дегтярева, М.С. Ланцева, М.И. Левиной, Н.М. Римашевской, В.Д. Ройка, Э.Хижного и др.

Эмпирическую базу исследования составили международные правовые акты, закрепляющие права человека в сфере социального обеспечения, конвенции и рекомендации ООН, МОТ, Совета Европы, Европейского союза, российское законодательство, статистические данные, относящиеся к проблемам, исследуемым в диссертации, постановления Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, материалы судебной практики.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является первым в науке российского права социального обеспечения комплексным монографическим исследованием проблем защиты прав граждан на пенсионное обеспечение. В процессе исследования автором обоснованы соответствующие теоретические выводы и разработан ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование действующего законодательства.

1. С позиции общетеоретических концептуальных положений сформулировано понятие гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, под которыми следует понимать условия и средства как общего (экономического, политического и духовного), так и специального (юридического) характера, обеспечивающие реализацию, защиту и восстановление конституционных прав человека, одним из которых является право на пенсионное обеспечение. При этом выделены наиболее значимые гарантии, влияющие на реализацию и защиту пенсионных прав, в связи с чем они квалифицируются как основные (экономические и юридические).

2. Разделяя общетеоретический подход, согласно которому каждая из гарантий рассматривается в общей их системе как «гарантия гарантий», развивается концептуальное положение, обоснованное в науке права социального обеспечения о том, что право человека на жизнь гарантируется, в том числе и правом на пенсионное обеспечение. При этом обосновывается предложение о законодательном закреплении права каждого на такой уровень пенсионного обеспечения, который не может быть ниже законодательно закрепленных стандартов.

3. Доказывается, что к числу гарантий следует относить и юридическую ответственность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение. В этой связи предлагается законодательно закрепить положения об их юридической ответственности не только перед государством, но и перед гражданином, права которого были нарушены. Это должна быть материальная ответственность, включая право гражданина на компенсацию морального вреда.

4. Раскрывается особое значение в системе гарантий права граждан на пенсионное обеспечение, такой как конституционное право каждого на государственную защиту, поскольку в случае нарушения пенсионных прав только государственная защита гарантирует восстановление нарушенного права. Предлагается выделять следующие способы государственной защиты, используя которые граждане могут восстановить право на пенсионное обеспечение: 1) административный, включающий в себя: общий и специальный порядок; 2)судебный, являющийся одним из эффективных способов защиты нарушенного права.

5. Содержание права граждан на государственную защиту своих пенсионных прав - это совокупность конкретных правомочий, реализация которых направлена на полное их восстановление. К числу таких правомочий следует относить: выбор гражданином способа защиты; право обжаловать решение и (или) действие (бездействие) любого органа, компетентного решать вопросы пенсионного обеспечения; право обжаловать решение и (или) действие (бездействие) органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, либо обратиться- в компетентный орган в случае возникновения спора о праве на любой стадии реализации права на пенсионное обеспечение; право обжаловать решение и (или) действие (бездействие) органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, либо обратиться в компетентный орган в случае возникновения спора о праве по любому вопросу, влияющему на объем и содержание права на пенсию; простоту и доступность способов обжалования решений и (или) действий (бездействий) органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, и обращений в компетентный орган в случае возникновения спора о праве; право на полное восстановление нарушенного права.

6. Доказывается концептуальное положение об отсутствии на современном этапе развития отрасли права социального обеспечения оснований для выделения в ее системе самостоятельного института «Рассмотрение споров и жалоб, возникающих в связи с осуществлением гражданами права на социальное (пенсионное) обеспечение», поскольку правовые способы его защиты закреплены в нормах других отраслей (административном и гражданском процессуальном праве). Вместе с тем поддерживается позиция ученых о целесообразности в научных целях рассматривать все правовые способы защиты, используемые гражданином при реализации права на социальное (пенсионное) обеспечение, в системе науки и учебной дисциплины данной отрасли.

7. Сформулировано понятие пенсионного спора, определены его субъекты и предмет. Под пенсионным спором предлагается понимать разногласие между сторонами пенсионных и тесно связанных с ними отношений процедурно-процессуального характера по вопросам, связанным с применением закрепленных в законе условий и норм пенсионного обеспечения, порядка реализации права на пенсионное обеспечение, установлением юридических фактов, необходимых для возникновения этих отношений, либо по поводу обжалования принятого решения, выраженное в виде обращения одного из субъектов указанных отношений в компетентный орган, который обязан его рассмотреть в установленном законом порядке в определенные сроки и о результатах сообщить заявителю. Автор полагает целесообразным законодательно закрепить приведенное понятие пенсионного спора.

8. Анализ судебной практики и данных государственной статистической отчетности показал, что основными причинами пенсионных споров являются следующие: наличие в пенсионном законодательстве неопределенных и сложных правовых норм, приводящих к неоднозначному их применению, пробелов; лишение граждан ранее приобретенных пенсионных прав; непрерывное изменение пенсионного законодательства, усложняющее 9 процесс реализации права на пенсию. Высокий показатель положительных судебных решений по указанным спорам убедительно доказывает особую актуальность на современном этапе судебного способа защиты. В то же время существующий порядок рассмотрения таких дел в суде не содержит надлежащего механизма для наиболее быстрого и полного восстановления жизненно важного права — права на пенсию. Предлагается установить для данной категории споров условия рассмотрения, аналогичные для трудовых споров, поскольку пенсия, как и заработная плата, является зачастую единственным источником средств существования. В частности, следует предусмотреть: сокращенные сроки рассмотрения данной категории дел; освобождение граждан от уплаты государственной пошлины; немедленное исполнение судебного решения; расширить круг лиц, обращающихся с пенсионными спорами, которым должна оказываться бесплатная юридическая помощь.

9. На основе анализа массовых обращений граждан по пенсионным вопросам к Уполномоченному по правам человека, в суды общей юрисдикции, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Европейский Суд по правам человека обоснован вывод о том, что данное обстоятельство должно расцениваться как тревожный сигнал о серьезных дефектах в системе гарантий конституционного права на пенсионное обеспечение. Кроме того, достаточно частые случаи принятия Европейским Судом по правам человека положительных решений по пенсионным спорам не только обременительны для казны России, но и вызывают соответствующую реакцию международного сообщества на факты нарушения прав человека в нашей стране.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней сформулированы положения, которые в совокупности дают целостное представление о реальном состоянии в стране правовой защиты прав граждан на пенсионное обеспечение. Выводы и практические предложения, изложенные в диссертации, позволяют внести определенный вклад в положительное решение этой важной проблемы, способствовать совершенствованию отраслевого законодательства и могут послужить основой для методических рекомендаций государственным органам.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся выводы могут быть использованы в законодательной деятельности при разработке нормативных правовых актов, вносящих изменения и дополнения в законодательство о социальном обеспечении и гражданское процессуальное законодательство. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов «Право социального обеспечения». Материалы диссертационного исследования используются автором в практической деятельности.

Апробация результатов исследования

Работа подготовлена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии им. O.E. Кутафина, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Выводы и основные положения исследования изложены автором в статьях, опубликованных в юридическом журнале, сборниках и докладах на научных конференциях: «Право на жизнь и его гарантии в сфере труда и социального обеспечения» (МГЮА им. O.E. Кутафина, 2007), «Защита прав и интересов в трудовом праве и праве социального обеспечения и ответственность за их нарушения» (МГУ им. Ломоносова, 2009), а также на Втором ежегодном российском пенсионном форуме «Реализация нового пенсионного законодательства и актуальные проблемы развития пенсионной системы» (Москва, 2009).

Объем и структура работы определяются целью и задачами диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, списка использованных источников и литературы.

Читайте также: