Что такое есв и налог в пенсионный фонд простыми словами


Вопрос о едином социальном страховании не беспокоит, пожалуй, только ленивого. Ведь о том, сколько и зачем мы платим государству из своих честно заработанных денег, должен знать каждый уважающий себя гражданин. Этот вопрос мы и рассмотрим в статье ниже, основываясь на действующих нормативно-правовых актах.

Что такое ЕСВ, и каких операций он касается

Единый социальный взнос представляет собой фискальное взыскание, которое применяется в случае осуществления гражданско-правовых и трудовых отношений. Как правило, данное бремя налагается только на выплаты в пользу физических лиц, хотя имеются некоторые исключения, о которых мы поговорим несколько позднее.


К гражданско-правовым отношениям, которых касается взыскание единого социального взноса, относятся оказываемые субъектами услуги, выполнение работ различного характера (не запрещенных законодательно), соблюдение материальной стороны при осуществлении некоторых пунктов авторских договоренностей. При этом начисление обязательств по ЕСВ не касается индивидуальных предпринимателей, осуществляющих идентичную деятельность.

Также стоит отметить, что в этом перечне имеется некое исключение. Единого социального взноса не коснутся затраты, возмещенные физическому лицу при выполнении тех или иных работ в том случае, если последнее понесло их по своей инициативе.

Кто должен выплачивать ЕСВ

Единый социальный взнос в Украине, Российской Федерации и прочих странах имеет схожие черты и особенности, несмотря на разницу изложения ключевых его позиций в основных нормативно-правовых актах. Согласно действующему законодательству РФ, субъектами-плательщиками ЕСВ являются:

  • любые физические лица, индивидуальные предприниматели, а также коммерческие организации, осуществляющие различного рода выплаты в пользу ФЛ;
  • адвокаты и нотариусы, осуществляющие свою деятельность согласно всем действующим государственным нормам.


Также стоит обратить внимание на особую категорию единых социальных взносов, которые называются пенсионными. Их плательщиками в бюджетную казну являются все те же нотариусы и адвокаты, индивидуальные предприниматели и те субъекты хозяйствования, которые по каким-либо причинам осуществляют денежные перечисления в пользу ФЛ.

С чего взимается единый социальный налог

Порядок исчисления ЕСВ до безобразия прост. Налоговой базой в данном случае является суммарный объем денежных средств, выплаченных в пользу физических лиц.

При этом начисление единого социального взноса осуществляется вне зависимости от того, в какой мере были оплачены товары или услуги ФЛ. Исключение составляет лишь перечень позиций, указанных в ст. 236 действующего Налогового кодекса Российской Федерации.


При этом законодательно рекомендуется осуществлять начисление единожды в месяц по каждому субъекту индивидуально методом нарастающего итога. Если речь идет о гражданско-правовых отношениях с физическим лицом, то сумма взыскания единого социального взноса также включает в себя скрытые налоги (зачастую это акцизные сборы и НДС). Если вознаграждения в пользу ФЛ осуществляются в натуральном выражении, то базой для налогообложения является стоимость рассматриваемого товара по среднерыночной цене на дату, равную дню выплаты.

Исключения из правил

При этом, как уже отмечалось ранее, единый социальный взнос не взимается с ряда выплат. К таким относятся следующие:

  1. Различного рода пособия, перечень которых регулируется действующим законодательством РФ (среди них пенсии по старости и инвалидности, помощь по беременности и родам, матерям-одиночкам, многодетным семьям и прочие).
  2. Компенсации по возмещению понесенного физического ущерба (материальные выплаты по потере трудоспособности, предоставление жилья, продовольственных товаров, оказание услуг).
  3. Материальная помощь от предприятия семье умершего работника, выплаты пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
  4. Предоставление услуг на льготной основе лицам-инвалидам.
  5. Оплата за трудовую деятельность, регулируемую договорами гражданско-правового характера.
  6. Любые денежные возмещения, относящиеся к исполнению условий договоров как добровольного, так и обязательного страхования (имущественного и личного).

Период учета и выплаты

Единый взнос на социальное страхование регулируется действующим законодательством, а именно НК РФ. В частности сроки начисления и выплаты ЕСВ рассмотрены в ст. 240 данного нормативно-правового акта. В качестве налогового периода по этому фискальному обязательству принято считать один календарный год, при этом отчитываться перед государственными органами за порядок его исчисления необходимо ежеквартально. Размер единого социального взноса также может меняться лишь в новом периоде.


Несмотря на установленный срок в 365 (366) дней, действующее законодательство не исключает авансовых платежей по ЕСВ как минимум раз в три месяца. Хотя это и не обязательно, все зависит от объема начисленной базы налогообложения.

В том случае, если субъект хозяйствования осуществил свою регистрацию в течение года, то для него отчетный период будет составлять не 12 месяцев, а ровно столько, сколько осталось до 1 января. Однако если предприятие создано в декабре, то для него такой датой будет конец следующего за текущим года.

Пенсионное обеспечение

Как уже говорилось выше, единый социальный взнос в качестве фискального института также представлен особой категорией – пенсионным налогообложением. Этот вовсе не значит, что данные обязательства уплачиваются исключительно в ПФ, нет. Субъекты хозяйствования в данном случае, как и в прочих, осуществляют гражданско-правовые отношения с фискальными органами, ну а последние, в свою очередь, уже предоставляют все необходимые данные в Пенсионный фонд, что регулируется процедурой, описанной в НК РФ.


При этом ПФ дает обратную связь обособленным фискальным органам в качестве закрытой информации о доходах физических лиц, которая содержится в персонифицированных лицевых счетах. Таким образом, осуществляется механизм контроля и взаимодействия между уполномоченными организациями с целью снижения процента укрытий от уплаты обязательств.

Особенности исчисления при расчетах с юридическими лицами

Как уже говорилось выше, единый социальный взнос в качестве фискального обязательства касается только тех субъектов хозяйствования, которые ведут расчеты с физическими лицами. Но что же в таком случае делать индивидуальным предпринимателям, желающим позаботиться о своем будущем? Ведь единый социальный налог (взнос) – это государственная гарантия остаться хотя бы с минимальным доходом на старости лет или по причине неожиданной утери трудоспособности.

Для этого и разработана специальная статья 244 действующего НК РФ. В ней содержится свод рекомендаций индивидуальным предпринимателям. Нормативно-правовой акт гласит, что в данном случае при регистрации субъекта хозяйствования, собственник в течение пятидневного срока обязан подать данные в фискальные органы о предполагаемом доходе, который и будет служить в качестве базы налогообложения под ЕСВ. Далее, в установленный законодательно срок осуществляется авансовый платеж, который по окончании отчетного периода будет рассмотрен фискальными органами.

Единый социальный налог (страховые взносы) от несчастных случаев

Еще одна категория ЕСВ, на которую следует обратить особое внимание, поскольку она является наиболее комплексной и сложной в исчислении. Интересно, что базой для данного фискального обязательства являются все выплаты сотрудникам предприятия, вне зависимости от их стажа работы и формы трудоустройства. Иными словами, оклад внештатных сотрудников также должен облагаться ЕСВ от несчастных случаев.


Но при этом эксперты утверждают, что вопрос исчисления именно этого фискального обязательства довольно спорный. Поскольку законодательно прописано, что базой является весь доход любого трудоустроенного работника (пусть даже и внештатного). А это значит, что любого рода поощрения, натуральные вознаграждения в товарной форме также могут стать подоплекой для выплат при наступлении этого самого страхового случая? Но вопрос остается риторическим.

Тарификация социальных налогов

Ставки единого социального взноса регулируются Федеральным законодательством, а именно ЗРФ № 125. Вопрос тарификации на практике довольно сложный и комплексный, поскольку некоторые категории профессий имеют повышенный риск возникновения несчастных случаев, например. Также немаловажную роль при установлении фискальных коэффициентов играет принадлежность деятельности к той или иной экономической категории.


Что же касается самих налогоплательщиков, то в законодательно установленном порядке они обязуются ежегодно в течение первого квартала передать в фискальные органы справку, содержащую информацию об основном виде деятельности субъекта хозяйствования. Это поможет избежать дальнейших недоразумений с погашением возникших бюджетных обязательств, а также позволит получить консультацию квалифицированных специалистов относительно тарификации ЕСВ касательно окладов конкретных сотрудников.

Хитрость правительства с ЕСВ может выйти боком всем украинцам - экономист

Тарас Козак об инициативе правительства увеличить размер ЕСВ

Увеличение ставки единого социального взноса не поможет улучшить ситуацию с поступлением в Пенсионный фонд Украины. Этот шаг взамен приведет к еще большей тенизации зарплат в Украине. Об этом в интервью "Апострофу" рассказал президент инвестиционной группы "Универ", экономист ТАРАС КОЗАК.

- Тарас, правительство планирует изменить правила начисления и уплаты ЕСВ. Речь идет о планах правительства увеличить налоговую нагрузку на высокие зарплаты и изменить правила начисления и уплаты единого социального взноса. Готов ли бизнес к такой инициативе?

- Я противник таких предложений и решений правительства. Помним, что одним из крупнейших достижений реформаторов в правительстве, которые были вместе с Арсением Яценюком в 2015 году (министр финансов Наталия Яресько) была детенизация зарплаты. То есть уменьшение единого социального взноса, который уплачивается со стороны работодателя. На тот момент эта ставка примерно была равна 41%, а ее уменьшили ее до 22%. Это была огромная победа, которая позволила бизнесу платить большую часть зарплат в "белую", а не в конвертах. Да, не было большой детенизации, которую хотелось бы иметь в связи с тем, что бизнес категорически не верит государству и государственным институтам. Теперь прошло фактически три года и мы видим, что все возвращается назад - пытаются увеличить базу этого единого социального взноса.

Почему нельзя этого делать обратно? Потому что шаги по повышению платежей ЕСВ в Пенсионный фонд заставят бизнес, который платил "белые" большие зарплаты, задуматься о том, что стоит снова скрыть эти доходы. Даже самые смелые бизнесмены, которые начали платить полностью огромные доходы в "белую", и полностью платить налог на доходы физических лиц (18% + 1,5% военный сбор) экономили хотя бы на ЕСВ, который уплачивался только с определенной суммы денег (примерно до 60 тысяч, а зарплата больше 60 тысяч не облагалась ЕСВ). Сегодня так выглядит, что будут полностью облагаться все зарплаты - и 500 тысяч, и 700 тысяч и даже миллион гривен. Такие вещи уменьшают мотивацию выходить из тени.

Вторая причина в том, что пенсии у нас очень ограничены. Ведь что такое единый социальный взнос? Нельзя путать его с налогом. В чем принципиальное различие между налогами и такого рода взносами? Когда вы платите налог, вы взамен лично ничего не получаете. Например, налог на доходы физических лиц, или налог на добавленную стоимость, или налог на прибыль. Оплатив этот налог, предприятие или физическое лицо лично ничего не получают. Мы получаем как общество: дороги, образование, оборону и тому подобное. И когда мы платим ЕСВ, эта сумма засчитывается нам на специальные счета - в качестве определенной условной суммы, которая потом позволяет нам, например, рассчитывать на большую пенсию.

Но пенсия на сегодня ограничена. Даже если вы платите ЕСВ 5 или 100 тысяч, пенсия у вас будет одинакова. И поэтому увеличение размера ЕСВ превратится просто в еще один налог, то есть увеличивается налогообложение. В конце концов, здесь Украина перераспределяет через бюджет, а также внебюджетные фонды очень большую долю ВВП, одну из крупнейших частей в экономиках, которые похожи на украинскую. Мы фактически превращаемся в социалистическое государство.

На сегодня государство забирает себе около 45% всего, что производится - это только посредством бюджетов и внебюджетных фондов. Если добавить сюда еще монополистов, которые есть в газовом секторе или каких-то муниципальных образованиях, то таким образом более 50% всего, что украинец зарабатывает, он должен отдавать в государство.

Государство в Украине чрезвычайно неэффективное: коррупция, невежество, местами просто тупость, правоохранительная система, управление государством, управление на местном уровне - все это очень и очень неэффективно. И давать все больше этой неэффективной системе, вместо того, чтобы оставлять в бизнесе или у граждан, чтобы они использовали их это более эффективно - это не актуально. Но почему такой вопрос возник сегодня? Это тоже вопрос к правительству, и лично к господину Андрею Реве (Министр социальной политики, - "Апостроф"), который говорил, что после проведения пенсионной реформы в 2017 году дотации бюджета в Пенсионный фонд будут уменьшаться. Что же мы видим на самом деле? 2017 - дефицит 139 млрд, 2018 - уже 140,3 млрд, а на 2019 - 167,5 млрд гривен. Это согласно проекту бюджета на 2019 год.

- Этого хватит?

- Не хватит. Особенно когда год выборов, и будет желание еще больше повысить социальные расходы. То есть пенсионную реформу мы еще с самого начала называли "квази-реформой", потому что она ничего не решает. Единственное, что она по каким-то формулам позволяет кому-то уменьшить, кому увеличить начисления, то есть немного повысилась справедливость. Но по средствам - легче никому не стало, бюджет снова продолжает платить доходы по налогам пенсионерам. Таким образом, они решили увеличить ЕСВ.

Вся эта политика неправильная. Есть конкретные шаги, которые предлагались нами - и в рамках реанимационного пакета реформ, и в рамках других организаций. К сожалению, правительство не хочет делать эти реформы, замыливает обещанное. В частности, накопительную пенсионную систему переводит постоянно из года в год, налог на добавленный капитал, о котором говорит бизнес сегодня, тоже по странным причинам откладывается, хотя это обещал и премьер, и президент, и министры. Зато находятся причины, почему мы не можем проводить реформы. В то же время мы увеличиваем давление на бизнес из-за повышения налогов, увеличения условий уплаты ЕСВ и тому подобное.

- Подавляющее большинство зарплат в Украине сегодня выплачивается в конвертах. Что касается высоких зарплат, то в каких секторах они есть и как это сказывается на бизнесе?

- Такие зарплаты есть, в частности, в дочерних компаниях и крупных иностранных компаниях в Украине, которые работают исключительно в "белую". Они платят налоги, ЕСВ, все платежи, которые должны уплачиваться по закону. Они ничего не скрывают, то есть совсем нет нелегальных платежей. Вполне допускаю, что при таких подходах руководители-украинцы таких компаний могут начать оптимизацию своих налоговых платежей из-за того, что какая-то часть этих работников, например, будет выведена из штата украинских компании и переведена в штат какой-то другой компании за рубежом для того, чтобы там платить низкие налоги - и Украина, в конце концов, получит меньше. То есть на каждую хитрость найдется хитрость в ответ, и таким образом мы можем получить меньшие доходы.

В целом я согласен с тем, что большая часть зарплат находится в тени. И этот шаг еще больше загоняет зарплаты в тень. Антишаг со стороны правительства - так называемые комиссии по проверке работы, оформление работников и т.д., - у нас это всегда сводится к одному: эти люди будут ходить и получать взятки. В конце концов, взятки будут включаться в себестоимость, и, таким образом, государство будет получать еще меньше налогов и ЕСВ. Этот подход уже себя не оправдал. В течение десятков лет в Украине пытались жестко контролировать и это привело к тому, что у нас правоохранители богатые, бизнес в тени, а бюджет без средств. Опять идти по этому пути? Ну давайте попробуем еще раз - еще раз получим, пока это правительство держится, поэтому еще раз попробуем такие глупые вещи делать.

- Следующим шагом правительство планирует дополнительно привлечь в Пенсионный фонд 10 миллиардов гривен. Спасут ли эти средства Пенсионный фонд?

- Вполне может так случиться, что после повышения давления мы в ЕСВ получим меньше доходов, а еще меньше мы получим доходов НДФЛ (налог на доходы физических лиц), которые тоже с этой зарплаты выплачиваются полностью. Если по ЕСВ на сегодня регрессивная шкала, то по НДФЛ регрессивной шкалы нет. Со всей суммы зарплаты платится подоходный налог в размере 18%, и еще 1,5% военный сбор. Если бизнес будет минимизировать зарплату, чтобы не платить больше ЕСВ, то будут меньше платить и налог на доходы физических лиц. То есть эта хитрость может выйти нам боком. Я не думаю, что это позволит увеличить доходы пенсионного фонда.

- Премьер-министр Украины Владимир Гройсман назвал главными приоритетами власти на 2019 год финансовую стабильность, рост экономики и продолжение реформ. В следующем году НБУ обещает рост ВВП на 2,5%. В апреле аналитики МВФ говорили о росте украинской экономики на уровне 3,3%, но сейчас пересмотрели прогноз и говорят уже о 2,7%. Какой рост наиболее вероятен?

- Я бы здесь не очень прислушивался к этим цифрам - это все в рамках погрешностей. МВФ снизил рост ВВП в следующем году, некоторые другие международные организации наоборот увеличили, в частности Всемирный банк повысил свой прогноз роста экономики в Украине. В целом это очень неблагодарное дело, потому что экономика Украины растет достаточно медленно. У нас очень низкая база - на сегодня средний ВВП на душу населения в Украине около 2,5 тысячи долларов. То есть средний украинец, от младенца до пенсионера, в среднем производит 2,5 тысячи долларов товаров, услуг и работ на весь год. Если сравнить это с европейскими странами, в частности, западными (Великобритания, Франция, Германия и Соединенные Штаты), то там этот показатель достигает цифры 50 тысяч долларов в год. В 20 раз больше. То есть средний немец или француз производит в 15-20-25 раз больше товаров, услуг, чем украинец. То есть там значительно выше эффективность труда. Производя больше товаров и услуг, конечно, большая экономика, большие платежи в бюджет, большие доходы, большие налоги, все остальное намного больше.

У нас очень малый показатель ВВП, и поэтому мы могли бы догнать хотя бы Восточную Европу, и иметь 25-30 тысяч долларов ВВП на душу населения. Мы можем вырасти легко в 10 раз. Для этого надо расти на 10-15% годовых - это возможно. Китай доказал, что страна может расти на 10% ВВП ежегодно в течение в течение десятков лет. Хотя до этого считалось, что это невозможно.

Что для этого нужно? Либерализация экономики, уменьшение влияния правоохранительных органов на бизнес, защита прав инвесторов, защита прав собственности, уменьшение коррупции. Это все известно. МВФ нам об этом рассказывает, часть политиков об этом говорят. Но, к сожалению, в этом направлении или ничего не делается, или делается очень мало, а часто делаются шаги в обратном направлении. Давления на бизнес среди этих рецептов нет, а правительство занимается тем, что пытается сильнее давить на бизнес. Это шаг назад.

Таким образом эти шаги правительства не позволяют бизнесу работать эффективно, не позволяют либерализировать экономику. И в МВФ говорят: нет, ребята, вы на такие проценты не подниметесь, с таким давлением на ЕСВ и другие вещи будет намного меньше. И при этой политике, этой Верховной Раде и этом правительстве я не верю, что действительно мы сможем выйти на 10% годовых, или хотя бы на 5%, как предлагал Гройсман раньше.

- Министр соцполитики Рева сказал о том, что необходимо декларировать поступления в Украину от наших работников. Как вы относитесь к такой инициативе?

- Это было сказано в разрезе субсидий. Украинцы, живущие за границей, но желающие получать субсидии на свое жилье по плате коммунальных услуг, должны уплачивать ЕСВ, даже если они работают за рубежом. Поэтому, конечно, это правильный подход - если гражданин хочет получить субсидию, то он должен что-то платить здесь в бюджет, а не просто получать доходы за рубежом, платить налоги там, а бюджет не имеет никакой поддержки от этого человека. С другой стороны, сам бюджет частично отапливает его избушку или квартиру. Это неправильно. То есть этот подход я считаю достаточно справедливым. Хочешь поддержки государства - сам поддерживай государство.

- Согласно правилам получения субсидии, работники все равно не смогут ее получать. Они не получают минимальную украинскую зарплату за рубежом.

- Да, должна быть минимальная зарплата, или же человек должен стоять на бирже труда, чтобы доказать, что он не находится границей.

- В таком случае, какой смысл такой инициативы?

- Возможно, будут меняться эти подходы, делать ее более справедливой. Если ты что-то платишь в страну, то тогда и будешь получать субсидию. С другой стороны уплата ЕСВ необходима для того, чтобы получать в будущем пенсию. Именно эта "квази-реформа" сделала несколько положительных шагов еще в 2017 году, когда перешли от так называемого пенсионного стажа к страховому.

В чем заключается страховой стаж? Вы можете выйти на пенсию в 60 лет, если у вас будет 35 лет страхового стажа. То есть каждый месяц за 35 лет будет выплачиваться ЕСВ на ваш индивидуальный пенсионный счет. Если ЕСВ не уплачивается какой-то месяц, то он не засчитывается в стаж. И граждане, работающие за рубежом, если хотят иметь пенсию, то должны платить ЕСВ, даже если они находятся за границей.

Но, украинцы понимают, что пенсий не будет, что солидарная система уже не обеспечивает минимальных потребностей для достойной жизни пенсионера. Со временем в связи с демографией эти пенсии станут еще меньше. Дефицит Пенсионного фонда растет, и поэтому эти призывы по тому, что давайте платить ЕСВ и вы, возможно, получите когда-то пенсию, вряд ли встретят какие-то минимальные отзывы наших работников, которые уже проголосовали за доверие к этому правительству просто путем выезда за границу.

Обязательные страховые выплаты они же пенсионные налоги и взносы оплачиваются работодателем на каждого своего сотрудника в три внебюджетных фонда: пенсионный, медицинский и социального страхования. Значение подобных выплат заключается в том, что работодатели, включая индивидуальных предпринимателей, таким образом, формируют резерв средств, которые выплачиваются работникам при наступлении страховых случаев, например, больничного или декретного отпуска, а также при выходе на пенсию.


Пенсионные налоги и взносы - виды

Любой работодатель, как бюджетная организация, так и индивидуальный предприниматель, обязан уплачивать четыре вида страховых взносов:

  • пенсионный налог или взнос в Пенсионный Фонд России;
  • медицинский взнос, который выплачивается в Фонд обязательного мед.страхования;
  • обязательный страховой взнос на работников в Фонд обязательного соцстрахования на случай больничных листов и осуществления выплат, связанных с беременностью и рождением детей;
  • обязательные взносы в Фонд социального страхования для осуществления выплат, связанных с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями.

Налог в пенсионный фонд включает в себя два вида выплат. Одни формируют страховую часть пенсии, вторые – накопительную.

Категории плательщиков обязательных страховых взносов

По закону, обязанность производить выплаты обязательного характера, возлагаются на следующие категории организаций;

  • любые организации, начисляющие заработные платы и осуществляющие выплаты наемным работникам – частным гражданам;
  • индивидуальные предприниматели, выплачивающие зарплату сотрудникам и наемным рабочим;
  • физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, но осуществляющие выплаты зарплаты частным гражданам;
  • предприниматели, работающие «на себя», т.е. занимающиеся частной практикой.

На практике случаются ситуации, когда один и тот же субъект экономической деятельности, обязан платить страховые взносы одновременно по нескольким основаниям. Например, налог ИП в пенсионный фонд 2017, если предприниматель трудится «на себя», при этом имеет помощника – штатного сотрудника, то производить оплату он должен и за себя, и за сотрудника.


С чего необходимо платить налог?

Категории выплат, на которые начисляются налоги и страховые взносы – это, прежде всего, оплата труда – зарплаты штатным сотрудникам, выплаты в рамках трудовых договоров и наемным рабочим в рамках подрядных отношений. Если речь идет о штатных сотрудниках, то премии за любой период, отпускные выплаты и компенсации за неиспользованные отпуска – то на все эти виды выплат начисляется налог.

Если речь идет о внештатных сотрудниках, работающих по сделке, временному трудовому договору или в рамках гражданско- правовых трудовых отношений, то все виды выплаченных им вознаграждений за трудовую деятельность также облагаются налогом.

Таким образом, подоходный пенсионный налог взимается со всех выплат в пользу работника – физического лица. Исключения составляют работники, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Иными словами, взносы не взимаются, если бюджетное учреждение или предприниматель привлекает к сотрудничеству для выполнения определенного вида работ другого предпринимателя, и оплачивает его услуги.

Кроме того, не происходит начисления на выплаты, которые затрагивают вопросы аренды имущества работника, например, его личного автомобиля.

Взносы в фонды социального страхования обходят стороной сотрудников, работающих в рамках договоров гражданско-правового характера и подряда. Что касается взносов, связанных со страхованием несчастных случаев на производстве, то их оплачивать обязаны организации только в том случае, если о выплатах на случай производственной травмы или ущерба здоровью в ходе выполнения работ, упоминается в самом договоре.

Кроме того, присутствует и единый перечень выплат, в отношении которых действует освобождение от внесения взносов в фонды медицинского и социального страхования, а также не взимается пенсионный взнос. Их перечень приведен в 9 статье 212 федерального закона.

С 2011 года в Украине была введена система учета и сбора взноса на обязательное государственное социальное страхование согласно Закону № 2464-VI от 08 июля 2010 года, официальный сбор - Единый социальный взнос. Он заменил доплату в Пенсионный фонд и фонды соцстраха. Объединены четыре фонда социального страхования, в результате чего плательщики вместо четырех делают единый платеж – единый социальный взнос (далее – ЕСВ).

Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Плательщики ЕСВ

Плательщиками единого социального взноса являются физические лица-предприниматели и работодатели. Отныне зарплаты работников облагаются исключительно таким единым сбором. Независимо от выбра способа налогообложение СПД, ставка такого сбора составляет 22% от фонда оплаты труда.

Перечень выплат работникам, которые не включаются в фонд оплаты труда устанавливается Кабмином Украины.

Уже из приведенной информации понятно, что введение ЕСВ в Украине имеет несколько преимуществ и для предпринимателей, и для работодателей. Во-первых, необходимо регистрироваться в одном государственном учреждении, а не в четырех. Во-вторых, не приходится подавать четыре отчета, выстаивать очереди в каждом учреждении. В-третьих, делается один платеж вместо четырех.

Ныне ЕСВ уплачивается на счета местных налоговых инспекций, с последующим распределением между фондами социального страхования.

Новшества ЕСВ 2020

С 2017 года законодатель обязал уплачивать ЕСВ предпринимателей, которые не имеют доходов, т.н. "спящие" СПД. Отныне такие СПД обязаны платить ЕСВ в размере минимального страхового платежа, что в 2020 году составляет:

- 1039,06 гривны за период с 1.1.20 по 31.8.20,

- с 1.09.20 по 31.12.20 - 1100 грн. (размер минзарплаты умноженный на 22%).

Льготы по уплате ЕСВ единщиками 1-ой группы отменены - размер ЕСВ составляет 100% от суммы минимального страхового платежа.

Как расчитать сумму ЕСВ из зарплаты работника?

Например, размер начисленной зарплаты составляет 5000 грн, т.е. фактический размер фонда оплаты труда (ФОТ) составляет 5000 грн. В таком случае, предприятие при выплате работнику в обязательном порядке одновременно оплачивает в бюджет сумму ЕСВ в размере 5000х22%=1100 грн. В отдельной статье читайте Как расчитать ЕСВ из зарплаты .

Максимальный размер ставки ЕСВ 2020 - 15585,9 грн. (15 * 4723,00 * 22%) для выплат до 1.09.20, и 16500 грн - для выплат после 1.09.2020 года.

Ставка ЕСВ и порядок уплаты в 2020 году

В 2020 году действует единый размер ЕСВ - 22% от фонда оплаты труда.

Работодатели уплачивают взнос при каждой выплате заработной платы наемным работникам. Перечисляется взнос на специальный банковский счет. Контролировать корректность расчета и уплаты налога призваны бухгалтерские услуги.

Таким образом, единый социальный взнос – это страховой взнос, который относится к числу обязательных платежей и уплачивается плательщиками систематически. Он заменил ранее взимаемые взнос в Пенсионный фонд и три страховых взноса в фонды соцстрахования: при несчастных случаях на производстве, при кратковременной потере трудоспособности, в случае безработицы.

Из характера платежа следует, что ЕСВ призван обеспечивать социальную защиту граждан Украины. Застрахованное лицо имеет право на предусмотренные законодательством выплаты при наступлении страхового случая.

Оплата ЕСВ физлицами-предпринимателями

С 2017 года СПД на общей системе обязаны уплачивать ЕСВ независимо от наличия доходов. СПД на общей системе налогообложения платят единый соцвзнос в размере общей ставки ЕСВ умноженной на доход, полученный в году. Если же доходов нет, то ЕСВ платится как и в случае с СПД-единоналожниками в размере минимального страхового взноса ежемесячно. Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что следующие СПД-единоналожники освобождаются от уплаты ЕСВ за себя:

  • пенсионеры по возрасту
  • инвалиды, получающие социальную помощь

  • СПД на едином налоге - до 20 числа месяца, который настает за отчетным кварталом:
  • СПД на общей системе - до 10 февраля года, следующего за отчетным.

Отчетность такой категорией плательщиков подается раз в год.

Закон об ЕСВ

Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (далее по тексту Закон о едином соцвзносе) ввел новые ставки отчислений с зарплаты и других выплат фонда оплаты труда, изменил правила отчетности и начисления соцвзноса.

Итак, Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" регулирует определяет правовые и организационные принципы обеспечения сбора и учета единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, условия и порядок его начисления и уплаты и полномочий органа, который осуществляет его сбор и ведение учета.

Согласно определениям Закона, ЕСВ на общеобязательное государственное социальное страхование - консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в системе общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц и членов их семей на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования.

Кроме того, Закон установил следующие два понятия:

а) максимальная величина базы начисления ЕСВ - в 2020 году максимальная сумма дохода застрахованного лица равна 15 размерам минимальной зарплаты, установленной законом;
б) минимальный страховой взнос - сумма единого соцвзноса, которая определяется расчетно как умножение минимального размера заработной платы на размер взноса, установленного законом на месяц, за который насчитывается заработная плата (доход), и подлежит уплате ежемесячно;

История ставок единого социального взноса

До 2016 года Закон установливал два вида ставок ЕСВ:

1. ЕСВ, который удерживался работодателями из сумм дохода - 3,6% процента. Фактическим плательщиком данного вида ЕСВ выступало физлицо-получатель дохода, а работодатель (либо лицо выплачивающее иной доход физлицам) выступал налоговым агентом по удержанию и перечисению в бюджет указанной суммы ЕСВ.

2. Единый социальный взнос, который подлежал оплате от суммы фонда оплаты труд (ФОТ). При этом фонд оплаты труда составлял всю совокупность выплат зарплатного характера, таких как зарплата, компенсации, поощрительные выплаты и т.п.

С 2016 года действует только обязанность уплаты ЕСВ с фонда оплаты труда. Сама ставка налога унифицирована и составляет 22% независимо от вида деятельнсоти предприятия.

С 2015 года был внедрен дифференцированный подоход в налогообложении единым социальным взносом:

  • общая ставка с ФОТ - размер которой врьировался от 36,76% до 49,7% и зависил от класса риска вида деятельности и профессии. Размер ставки зависел от рисковости работы предприятия либо должности работника. Работодатели оплачивли единый социальный взнос, исходя из классов профессионального риска на производстве. Всего существовало 67 классов. Размеры ставок ЕСВ были установлены в пределах: от 36,76% (для 1 класса) до 49,7% (для 67 класса). Для договоров гражданско-правового характера была установлена ставка в размере 34,7%. Соответственно, минимальная ставка для предпринимателей составляля 34,7% минимальной заработной платы.
  • специальная ставка ЕСВ с ФОТ - ставка с применением коэффициента. С 2015 года (с марта были внесены изменения) размер ЕСВ с ФОТ расчитывался от суммы начисленного дохода каждому работнику отдельно и в зависимости от признака места работы (основная, совместительство).

1. Размер ЕСВ при налогообложении дохода по основному месту работы

Первое. С 2015 года законодательство установило, что сумма ЕСВ не может быть менее минимального страхового платежа независимо от размера начисленного дохода. В случае, если предприятие выплачивает в силу ряда причин зарплату и прочие доходы в размере меньшем установленной минзарплаты - размер ЕСВ от ФОТ составит сумму минимального страхового платежа, который расчитывается от суммы минимальной зарплаты в Украине умноженной на общую ставку ЕСВ (см. таблицу).

Второе. Внедрена специальная ставка, т.е. ставка ЕСВ с применением коэффициента. Размер специальной ставки расчитывается как общая ставка (см. таблицу выше) умноженную на коэффициенты:

а) до 1 января 2016 года - коэффициент не более 0,4 к общей ставке ЕСВ с ФОТ. Указанныя ставка применятеся при одновременном соблюдении таких критериев:

1) общая база начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и / или вознаграждение по гражданско-правовым договорам - на 20% (или более) превышает общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014;

2) средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит сумму не менее среднемесячного платежа за 2014 год.

3) количество работников предприятия увеличилось не более чем в 2 раза от среднемесячного количества за 2014 год.

б) с января 2016 года - коэффициент не более 0,6.

Расчет ЕСВ при минимальном поднятии уровня зарплаты

Например, среднемесячный доход работника в 2014 году был равен 1218 грн., а сумма ЕСВ с ФОТ такого работника составляла 450,66 грн.

В 2015 году предприятие увеличило работнику зарплату на 20% до 1462 грн.

Общая ставка с ФОТ после увеличения зарплаты такого работника должна составить:

1462 грн х 37% = 540,94 грн.

450,66 грн (среднемесячная сумма ЕСВ за 2014 год) / 540,94 грн (ЕСВ с ФОТ за 2015 год) = 0,833 (размер коэффициента).

Следовательно, сумма ЕСВ с ФОТ, подлежащая к выплате по новым условиям составит:

1462 грн * 37% * 0,833 = 450,603 грн.

Расчет ЕСВ при значительном поднятии зарплаты

Например, среднемесячнная зарплата работника за 2014 год составляла 1218 грн. (среднемесячная сумма с ЕСВ с ФОТ была 450,66).

С марта 2015 года предприятие увеличило заработную плату такого работника до 10 тыс. грн.

Общая ставка с ФОТ после увеличения зарплаты такого работника должна составить:

10000 грн х 37% = 3700 грн.

450,66 грн (среднемесячная сумма ЕСВ за 2014 год) / 3700 грн (ЕСВ с ФОТ за 2015 год) = 0,121 (размер коэффициента, однако Закон установил, что значение коэффициента не может быть цифры менее 0,4. Следовательно, в нашем случае применяем нижний порог коэффициента 0,4).

Расчитаем сумму ЕСВ с ФОТ, подлежащая к выплате по новым условиям составит:

10000 грн * 37% * 0,4 = 1480 грн.

2. Размер ЕСВ при налогообложении дохода не по основному месту работы

При выплате доходов не по основному месту работы, сумму ЕСВ от ФОТ расчитывается от суммы выплченного дохода без установления минимального размера ЕСВ.


Единый социальный взнос (ЕСВ) — объединенный платеж, который заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, безработицу, соцстрах (больничные), несчастный случай. Он подлежит уплате в Пенсионный фонд. Начисляется на суммы основной и дополнительной зарплаты, а также на иные поощрительные выплаты работникам.

Плательщиками ЕСВ являются, прежде всего, работодатели. К ним относятся юридические лица, а также физлица-предприниматели и лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно.

Ставки ЕСВ дифференцированы в зависимости от вида плательщика, а также в зависимости от классов профессионального риска вида деятельности. Сейчас действуют ставки ЕСВ от 36,76% до 49,7% (в зависимости от вида профессиональной деятельности, к которой привязана ставка страхования от несчастного случая). Соответственно средняя величина этого налога — 41%.

В налоговом пакете правительства, проголосованном 28 декабря прошлого года, отдельным законом (№77) был предложен механизм снижения ЕСВ. Согласно документу, ставки социального взноса могут быть уменьшены с применением коэффициента 0,4, то есть предприятие сможет снизить его ставку до 16% при начислении зарплаты или вознаграждении по гражданско-правовым договорам.

Но чтобы получить такое право, предприятия должны выполнить одновременно четыре условия.


ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ ПРЕМИЙ

Чтобы предприятие могло с 1 января 2015 года платить ЕСВ по сниженной ставке, сумма основной и дополнительной зарплаты его работников, а также других поощрительных выплат, например, премий (т. е. база для начисления налога) в этом году должна быть минимум в 2,5 раза больше, чем в 2014-м. При этом сравниваются сумма за январь 2015 года и среднемесячный показатель за 2014 год (общая сумма за год, разделенная на 12).

«Стоит обратить внимание, что в данном случае имеет значение не размер зарплаты (пусть даже средней), а именно общий объем всех выплат работникам, в том числе и в натуральной форме», — пояснила «Вестям» замначальника управления защиты прав налогоплательщиков Ассоциации плательщиков налогов Украины Лидия Чорногуз.

Заметим, что база начисления может увеличиваться как за счет роста зарплат (в том числе за счет легализации их теневой части) для уже имеющихся сотрудников, так и за счет найма большего количества работников при сохранении оплаты труда на прежнем уровне.

Консультант отдела налогового и юридического консультирования компании KPMG в Украине Наталья Катеринец обращает внимание, что, поскольку общая база начисления ЕСВ включает выплаты по договорам гражданско-правового характера, ее увеличения можно добиться простой легализацией выплат по таким договорам. При этом фонд оплаты труда увеличивать не придется.

Так вот, если в том или ином месяце 2015 года соотношение актуального и среднемесячного прошлогоднего показателя равно 2,5, то можно смело применять коэффициент 0,4 для сокращения ставки ЕСВ.

По словам Лидии Чорногуз, увеличение базы начисления ЕСВ именно в 2,5 раза связано с сохранением уровня доходов Пенсионного фонда. Например, предприятие платило в прошлом году соцвзнос по ставке 40%, а база для обложения взносом была 1000 грн (условно). В бюджет перечислялось 400 грн. И, если сейчас применить коэффициент 0,4 к ставке 40%, получим снижение до 16%. Чтобы в бюджет попали те же самые 400 грн, размер базы начисления должен быть увеличен до 2,5 тыс. грн, то есть в 2,5 раза. «В результате и ставка снижена, и поступления в ПФ будут сохранены», — отметила Лидия Чорногуз.

Из тех же соображений правительство предложило рассчитывать ставку ЕСВ пропорционально увеличению размера базы его начисления. То есть если база расчета вырастет меньше чем в 2,5 раза, предприятие может рассчитать и применить свой коэффициент, но уже не такой привлекательный.

Например, если в 2014 году средняя база для начисления равнялась 20 тыс. грн в месяц, а в новом году она составила 30 тыс. грн (то есть выросла всего в 1,5 раза), то нужно будет разделить 20 тыс. грн на 30 тыс. грн. Получим коэффициент 0,67 и умножим на него ставку ЕСВ (38,74%). Получится 25,96%. То есть чем меньше растут выплаты работникам, тем меньше фискальная скидка.

Правда, применение коэффициентов со значением ниже 0,4 законодатель запретил, в сязи с чем реального смысла для работодателя повышать базу более чем в 2,5 раза нет. Но существует еще три дополнительных условия, обязательное выполнение которых позволит хоть немного снизить ставку ЕСВ.


ПОВЫСИТЬ ЗАРПЛАТЫ НА 30%

Еще одно условие для применения понижающих коэффициентов: в 2015 году средняя зарплата на предприятии должна быть выше минимум на 30% по сравнению с прошлым годом. Правда, в Европейской бизнес ассоциации считают, что такое требование дискриминирует добросовестных налогоплательщиков и демотивирует легальный бизнес. Как объяснил «Вестям» советник ЮФ «Астерс» Алексей Хомяков, работодатели, которые уже давно выплачивали белую зарплату, вряд ли смогут в нынешних условиях увеличить фонд заработной платы еще на 30%. И тем более невероятно, что они смогут увеличить его в 2,5 раза.


700 ГРИВЕН НА ЛИЦО

Следующее условие еще интереснее. Даже после применения коэффициента (при средней ставке ЕСВ в 16%) платеж за одного сотрудника должен быть не меньше чем 700 грн.

То есть если применять ставку соцвзноса 16,14%, зарплата на предприятии должна быть не менее 4337 грн, то есть заметно выше трех минимальных.

При этом, по данным Госстата, за октябрь 2014 г. средняя зарплата в Украине составляла 3509 грн, а по Киеву — 5427 грн.


НЕ НИЖЕ ТРЕХ МИНИМАЛЬНЫХ

Не смогут воспользоваться льготой и работодатели, в бизнесе у которых — низкие зарплаты. По словам Алексея Хомякова, чтобы применить понижающий коэффициент, необходимо, чтобы средняя зарплата на предприятии составила не менее трех минимальных зарплат (3654 грн, исходя из минималки на 1 января 2015 года). Если же она ниже, механизм не работает. А в эту категорию попадут как многие представители малого бизнеса, так и некоторые крупные промпредприятия. Эксперт из KPMG полагает, что предприятиям, где средняя зарплата и раньше была не менее 3654 грн, достаточно поднять средний уровень окладов на 30%. Это даст возможность применять к ставке ЕСВ коэффициент 0,77.

КАКИЕ ВЫГОДЫ И ПОТЕРИ СУЛИТ НОВЫЙ ПОРЯДОК РАСЧЕТА ЕСВ


Кликните по изображению для увеличения

НА ПОЛСТАВКИ НЕ ВОЗЬМУТ

В то же время на все выплаты, которые ниже размера минимальной зарплаты (например, если работник трудится на полставки), будут начислять ЕСВ в том же размере, что и на минимальную зарплату.

До тех пор, пока этой нормы не было, компании могли себе позволить принять работника на неполный рабочий день. Но теперь, когда увеличение фонда оплаты труда является стимулом для снижения налоговых выплат, а величина единого взноса начисляется от минимальной зарплаты, компании становится невыгодно платить меньше чем минималку.

«Поэтому мы советуем предприятиям, если позволяют условия работы, перевести таких работников на оформление с ними гражданско-правовых договоров. Потому что для таких договоров нет ограничений по минимальной базе начисления ЕСВ — все зависит от суммы, указанной в договоре», — поясняет Лидия Чорногуз.

Правда, такое решение может не понравиться работникам, которым по таким договорам не оплачивают больничные и не предоставляют оплачиваемый отпуск. Из-за того, что это не трудовой договор (а гражданско-правовой), на него не распространяется трудовое законодательство.

ЧИСТОМУ БИЗНЕСУ ЛУЧШЕ НЕ БУДЕТ


Как рассказала министр финансов Наталия Яресько, всеобщее снижение ставки ЕСВ (с 2016 года без выполнения каких-либо дополнительных условий) станет возможным после успеха текущего эксперимента. «Если мы в этом году в самом деле будем работать положительно и выведем из тени значительную сумму, то в следующем году все смогут иметь пониженную ставку ЕСВ», — написала она.

То есть фактически правительство предоставило в 2015 году льготы по ЕСВ тем, кто платил теневые зарплаты. А чистый бизнес никакого облегчения не получил. К тому же опрошенные «Вестями» специалисты скептически оценивают перспективы легализации теневых зарплат. В частности, потому, что официальное повышение зарплат сотрудникам приведет к увеличению суммы подоходного налога (15–20%).

«Исходя только из экономического расчета (то есть если не принимать во внимание легализацию), поднимать официальные зарплаты не стало выгоднее, чем было до изменений. И в первую очередь вследствие увеличения удержаний из зарплаты налога на доходы физлиц, ЕСВ и военного сбора», — говорит Наталья Катеринец.

Более того, по мнению Алексея Хомякова, при подсчете всех расходов, которые несут работодатели на «зарплату в конвертах», даже с учетом роста курса доллара, в сравнении их с размером экономии на едином соцвзносе после выполнения требований закона все эти новшества окажутся вообще невыгодными.

Читайте также: