Источники финансирования пенсий пособий

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Понятие, функции и источники финансирования Пенсионного фонда РФ


Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

— аккумуляция денежных средств фонда на специальном счете;

— финансирование расходов в соответствии с федеральным законом о фонде;

— организация работы по формированию и расходованию денежных средств фонда;

— организация и ведение индивидуально-персонифицированного учета застрахованных лиц;

— участие в разработке и реализации государственных и международных договоров по вопросам пенсионного обеспечения граждан;

— контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств, правильным и рациональным их расходованием в соответствии с федеральным законом о фонде.

Источниками финансирования Пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей (организаций, предприятий);

— страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

— страховые взносы других категорий работающих граждан РФ;

— ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям и лицам, приравниваемым к ним;

— средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

— добровольные взносы юридических и физических лиц;

— доходы от деятельности фонда.

Денежные средства Пенсионного фонда РФ направляются на следующие цели:

— выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

— компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

— повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны;

— выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

— социальную помощь престарелым и нетрудоспособным;

— выплату ритуальных пособий;

— финансирование текущей деятельности фонда и его органов.

Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся отдельными видами деятельности и уплачивающие единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 60% от общей суммы дохода.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов, которые банком перечисляются на расчетный счет фонда. За несвоевременное зачисление и перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов в доход фонда с них взыскивается пеня за каждый день просрочки из расчета 0,12% от суммы страхового взноса.

Индивидуально-персонифицированный учет в системе государственного страхования обусловлен следующими факторами:

— созданием условий назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого гражданина;

— созданием информационной базы учета стажа и заработной платы каждого работника, а также сажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

— развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в фонд;

— упрощением процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

В основу индивидуального учета в системе пенсионного страхования положены принципы:

— единства государственного пенсионного страхования в РФ;

— всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в пенсионный фонд и учета сведений о застрахованных лицах;

— доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;

— использования сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;

— достоверности сведений о суммах страховых взносов каждого плательщика для индивидуального учета;

— осуществления индивидуального учета страховых взносов плательщика в процессе всей трудовой деятельности.

В соответствии с данными принципами Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет на каждое застрахованное лицо с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Лицо, впервые поступающее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы.

Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами пенсионного страхования, за исключением несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Сведения о застрахованных лицах предоставляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели предоставляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовым договорам, за которых они уплачивают страховые взносы. Эти сведения передаются в органы, в которых работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов.

Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами предоставляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов в пенсионное страхование.

Пенсионная система любой страны представляет собой сложный организм, объединяющий экономические и финансовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев населения. Государственные пенсионные системы обычно финансируются с помощью двух известных методов: бюджетных (налоговые платежи, имеющие обезличенный характер) и страховых (фиксированные взносы) источников. Как правило, используется комбинация обоих элементов.

В схемах с выплатами за счет государственного бюджета невозможно установить, как взносы и выплаты распределяются между работодателями и работниками. Пенсионное же страхование такую связь предусматривает. Тем не менее пенсионные системы, финансируемые за счет налогов и страховых взносов, имеют много общего.

В обоих случаях пенсии должны выплачиваться за счет текущих доходов. Накопительные системы, напротив, выплачивают пенсии за счет накопленных средств, например, это имеет место при использовании финансирования частных пенсионных схем. Профессиональные пенсионные системы функционируют по накопительному принципу. Обычной также является практика покупки работодателем полиса страхования жизни для своих работников, что означает финансирование работодателем страховки.

Во взносовых системах финансовая нагрузка, как правило, делится между работодателями и работниками. В Швейцарии, Германии и Люксембурге, например, страховые взносы работодателя и работника одинаковые, в то время как работодатель платит больше, чем работник, в Бельгии, Финляндии, Франции, Греции, Италии и Норвегии.

В подавляющем большинстве ЭРС взносы в системы обязательного пенсионного страхования уплачиваются совместно работодателями и работниками, а в профессиональные дополнительные пенсионные системы они могут уплачиваться как работодателем, так и совместно работодателем и работниками.

Для финансирования профессиональных пенсий обычно применяются накопительные механизмы с одновременным использованием солидарных элементов. В частности, в системах с установленными выплатами в рамках общего накопительного порядка финансирования профессиональных пенсий осуществляется значительное перераспределение средств между участниками частных пенсионных систем, определяемое их страховым характером. Перераспределение средств происходит также в связи с существованием минимального периода занятости у одного работодателя, после которого возникает право на профессиональное дополнительное пенсионное обеспечение. В то же время для финансирования дополнительных пенсий отдельных профессиональных категорий (в Нидерландах, к примеру) не исключается возможность финансирования за счет текущих взносов.

Личное пенсионное страхование граждан во всех странах финансируется исключительно за счет взносов граждан, которые в Нидерландах и Великобритании исключаются из их налогооблагаемого дохода, и осуществляется страховыми компаниями. Для финансирования пенсий по личному добровольному страхованию используется исключительно накопительный принцип без элементов перераспределения.

Необходимость применения нескольких пенсионных институтов в одной и той же стране связано с рядом факторов [1] . Прежде всего, с двойственной социально-экономической природой пенсий, что определяет и ее двойственную функцию: обеспечение минимальных гарантий всем участникам системы и компенсация утраченного заработка с учетом вклада застрахованного в финансирование системы.

Во многих странах мира, где основным элементом пенсионной системы являются программы социального пенсионного страхования, данные цели реализуются в рамках одной программы посредством установления минимального размера страховой пенсии. В других странах механизмы обеспечения гарантий минимального дохода отделены от программ социального страхования и осуществляются через специальные программы, в рамках которых выплачиваются пенсии в едином размере и (или) пенсии на основе проверки нуждаемости. Последнее характерно для стран, пенсионные институты которых создавались на основе концепции Бевериджа и подразумевали всеобщий охват населения и ориентацию на обеспечение минимальных гарантий.

В любом случае обеспечение минимальных гарантий выступает задачей номер один в пенсионном обеспечении, а финансовые механизмы реализации данной задачи основаны на механизмах перераспределения финансовых ресурсов, что обеспечивается с помощью государственного бюджета (налоговые механизмы) или страхового перераспределения (горизонтального или вертикального) между застрахованными лицами, с различными размерами страхуемой заработной платы и разной продолжительностью периода получения пенсии.

Пенсионное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного страхования (рис. 6).


Рис. 6. Формы пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование зиждется на принципах социального страхования, организационным и финансовым институтом которого в нашей стране является государственный внебюджетный фонд — Пенсионный фонд РФ. Средства обязательного пенсионного страхования формируются за счет целевых отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей и государственных субсидий.

Важным аспектом построения институтов пенсионного страхования являются способы и методы их финансирования, которые в пенсионной практике получили название: распределительные, условно-накопительные, накопительные и профессиональные пенсионные системы.

Данные названия отражают различные методы финансовой организации пенсионных систем:

  • распределительная система организована на принципах социального страхования, т. е. на сочетании личной ответственности, коллективной и солидарной (профессиональной) взаимопомощи;
  • условно-накопительная система представляет собой симбиоз социального и личного пенсионного страхования;
  • накопительная система ближе к частному страхованию, она отдает предпочтение индивидуальной ответственности.

Финансы полностью накопительного пенсионного страхования, называемые еще фондированными, или капитализированными, пенсионными схемами (fully funded scheme), формируются за счет взносов работников и работодателей, которые накапливаются на протяжении длительных периодов времени (всей трудовой жизни) в специализированных фондах, которые размещают их на финансовых рынках, в целях получения дохода (его капитализации).

Расходуются они только при выходе работника на пенсию и не предполагают значительного перераспределения средств между пенсионерами [2] , т. е. исключается возможность перераспределения финансовых ресурсов между поколениями. По такой схеме каждое застрахованное лицо получит не более того, что внесло, с учетом возможностей изменения объема капитала при его размещении на финансовом рынке.

В научной среде широко обсуждается тема эффективности пенсионных систем, построенных на основе немецкой, скандинавской, английской модели.

Скажем, классическая распределительная система, в основе которой лежит немецкая доктрина солидарности поколений, достаточно долго считалась образцовой. Но такой механизм эффективен при благоприятном демографическом фоне и стабильно растущей экономике. Когда рождаемость падает, а продолжительность жизни увеличивается, возрастающая нагрузка на государственный бюджет приводит к замедлению темпов роста экономики и кризису пенсионной системы. Такая ситуация имела место во многих ЭРС (Германия, Австрия, Франция, Италия и др.), что вызвало необходимость реформирования национальных пенсионных систем.

Сегодня многие высказываются в пользу накопительной системы, основу которой составляет английская доктрина профессиональных пенсий, а в качестве финансового механизма выступает капитализация страховых ресурсов, инвестируемых корпорациями в различные секторы экономики и финансовой сферы для получения дохода. Накопительная система не связана с демографическим фактором, ее «цена» ниже, чем у распределительной, но ее слабое место — сильная зависимость от состояния экономики, уровня инфляции и материального положения активного населения страны.

Подавляющее большинство стран развивают свои пенсионные системы на смешанных принципах (Скандинавские страны, США): распределительная схема дополнена накопительным элементом, соотношение между ними зависит от уровня развития стран и степени развитости финансовых институтов.

Финансы распределительного пенсионного страхования (pay-as- you-go scheme), образуемые за счет взносов работников и работодателей, размещенные также в специализированных фондах, расходуются на выплаты пенсий по мере их поступления сразу же, в течение одного- трех месяцев. Другими словами, они целиком зависят от объема аккумулированных на данный момент средств. Капитализация (фондируе- мость) финансов практически исключена.

В таких системах осуществляется сбор взносов в размере, необходимом для покрытия текущих расходов. Размер пенсий не зависит ни от результатов деятельности финансовых рынков, ни от инвестиционной деятельности пенсионных фондов. В них реализуются принципы перераспределения средств во времени и между поколениями в той или иной стране.

Данный институт пенсионного страхования опирается на солидарность поколений, когда экономически активное (занятое) население своими страховыми ресурсами обеспечивает выплаты пенсий, а следующее поколение работающих будет вносить средства для нынешних работающих на протяжении всего периода, когда они будут получать пенсии. Поэтому говорят, что распределительные пенсионные системы базируются «на договоре поколений» или «социальном контракте поколений».

Поддержание баланса объемов выплат и взносов осуществляется с помощью согласования между собой факторов пенсионной системы: продолжительности страхового и выплатного периодов, численности пенсионеров и работающих, размеров страхуемой заработной платы, размеров пенсий и страховых тарифов.

Исходя из необходимости распространения пенсионного обеспечения на все население и обязанности государства удовлетворять основные социальные потребности граждан, в странах сформировались свои пенсионные институты, существенно разнящиеся, но поддающиеся классификации по ряду признаков:

  • • пенсии, основанные на взносах или на государственной (безвозмездной) социальной помощи;
  • • пенсии, основанные на увязке с заработной платой работников или с прожиточным минимумом;
  • • сбережения, основанные на государственных или частных способах организаций.

Эксперт МОТ К. Бейли к важнейшим характеристикам пенсионных систем относит [3] :

  • • вид пенсионной системы с точки зрения масштаба охвата — всеобщая (в рамках социального страхования) или корпоративная, распространяющаяся на работников отдельных корпораций;
  • • период существования пенсионной системы (как правило, чем старше система, тем шире охват пенсионным обеспечением);
  • • уровень экономического развития страны, который во многом определяет связь между спросом и предложением социальной защиты и ресурсами, имеющимися для ее финансирования;
  • • масштабы формального (прозрачного) сектора экономики, что определяет возможности сбора страховых взносов.

Принципиально важным является финансовый источник пенсий. Как правило, если им служат налоги, то размер таких пенсий не связан с заработками работников (универсальные пенсии), что имеет место в Австралии, Канаде, Дании и Новой Зеландии. В том случае если в качестве финансовых ресурсов выступают страховые взносы, то размер пенсий зависит от предыдущего заработка, хотя дифференциация размеров базовой пенсии может быть и незначительной, что имеет место в Финляндии, Ирландии, Голландии, Норвегии, Швеции и Великобритании.

Во всех странах и на всех уровнях наблюдается тенденция к быстрому росту расходов. Во многом этот рост определяется «созреванием» государственных пенсионных систем, однако в большой мере он был вызван демографическими и экономическими факторами, в частности, старением населения, ростом заработной платы, доходов и собственно развитием пенсионного обеспечения (расширение охвата системами и повышение уровня выплат). По экспертным оценкам, в странах ОЭСР в целом в период 1960-х до начала 1990 гг. примерно одна треть роста вызвана демографическими факторами, а все остальное связано с расширением охвата и увеличением размера пенсий [4] .

Механизмы пенсионного страхования и обеспечения можно представить в виде четырех разновидностей:

  • 1) установленные законодательством выплаты, связанные с занятостью, организованные в рамках обязательного социального страхования (пенсии, краткосрочные денежные пособия, медицинское социальное страхование);
  • 2) всеобщие системы социальных пособий — пособия для всех резидентов (семейные пособия, государственные медицинские услуги, пособия пожилым людям);
  • 3) системы социальной помощи (пособия для уменьшения бедности — деньгами и натурой), выплачиваемые гражданам и резидентам в случае особой нужды;
  • 4) частные (включая корпоративные) системы пособий — связанные с занятостью или индивидуальные выплаты (профессиональные пенсии, медицинские услуги, оказываемые работодателем).

Пенсионная система основывается на балансе интересов застрахованных и страхователей, плательщиков целевого страхового взноса, с одной стороны, и получателей пенсий и пособий, с другой, она призвана гарантировать определенный уровень замещения заработной платы при наступлении страхового события, обеспечивая минимальный уровень дохода всем участникам системы.

Основу большинства пенсионных систем составляют институты, действующие на принципах социального пенсионного страхования, финансовыми механизмами которых являются индивидуальноколлективное резервирование трудящимися (и в их пользу работодателями) части оплаты труда.

Финансирование выплаты пенсий осуществляется за счет средств Пенсионного фонда, образуемых за счет уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд, и ассигнований из федерального бюджета. За счет второго источника осуществляется выплат пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, а также социальных пенсий, кроме того, начиная с 1998 года, этими средствами финансируются расходы на выплату пенсий за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФ РФ. Остальные пенсии финансируются за счет средств Пенсионного фонда России.

Базовый объем расходов на выплату государственных пенсий в бюджете Пенсионного фонда определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ", по нормам пенсионного законодательства, без учета расходов на выплату пенсий, исходя из применения индивидуального коэффициента пенсионера, установленного Федеральным законом от 21.07.97 №113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также без учета дополнительных расходов на реализацию Федерального закона от 28.03.98 №43-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", некоторых других законодательных актов и указов Президента РФ.

Так, согласно этих правил, была составлена расходная часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год /3/. В Таблице 1 представлены расходы на выплату пенсий в 1999, они составили 173,6 млрд. руб., из которых доля пенсионных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета - 14,6 млрд. руб., а за счет страховых взносов - 159,0 млрд. руб. Следует заметить, что указанные объемы средств не включают расходы на выплату пенсий в части, определяемой включением в стаж так называемых "нестраховых" периодов, то есть периодов, за которые по действующему законодательству не уплачивались страховые взносы.

Таблица 1 - Основные показатели расходной части бюджета ПФ РФ на пенсионное обеспечение в 1999 году /51/ В миллионах рублей

За счет средств ПФ РФ

Из них нестраховые периоды

За счет средств ФБ

На выплату пенсий всего

Доставка и пересылка пенсий всего

Соц. пособие на погребение

На пенсионное обеспечение

В том числе: Расходы на выплату пенсий по нормам Закона РФ от 20.11.90 №340-1, действовавшим до 01.02.98

Доставка и пересылка пенсий

Соц. пособие на погребение

Дополнительные расходы на выплату пенсий в соответствии с ФЗ от 21.07.97 №113-ФЗ

Доставка и пересылка пенсий

На индексацию всего

В том числе: без ИКП

С применением ИКП

Доставка и пересылка пенсий

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 №113-ФЗ дополнительные расходы на выплату пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера, составили 14,87 млрд. руб. Из них финансирование за счет страховых взносов произведено в объеме 13,7 млрд. руб., а остальная сумма пришлась на федеральный бюджет. Дополнительные затраты на индексацию пенсий осуществлены в размере 20,2 млрд. руб. При этом источниками финансирования указанных расходов являются страховые взносы в объеме 18,7 млрд. руб., и средства федерального бюджета - в сумме 1,5 млрд. руб. /45/

Кроме того, в 1999 году были сохранены условия назначения компенсационной выплаты для категорий получателей пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в размерах предусмотренных Указом Президента РФ от 15.04.96 №550.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.97 №573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров" минимальный размер пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера. Для реализации данного положения в пенсионном бюджете были выделены дополнительные расходы на финансовое обеспечение компенсационных выплат пенсионерам с минимальным размерам пенсии в 1999 году в размере 2,2 млрд. руб. /44/.

В бюджете Пенсионного фонда предусмотрено также решение другой острой проблемы - определены объемы финансирования доставки и пересылки пенсий. В 1999 году почтовые расходы были профинансированы в объеме около 3,2 млрд. руб., в том числе финансируемые за счет страховых взносов - 2,85 млрд. руб., за счет средств федерального бюджета - 0,3 млрд. руб. Таким образом было не реализовано прямое указание Федерального закона от 28.10.98 №163-ФЗ об отнесении почтовых расходов на федеральный бюджет по всем категориям пенсий /51/.

Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению были профинансированы в сумме 1742,4 млн. руб./46/. В соответствии с действующими соглашениями о переводе пенсий за границу расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, профинансированы в сумме 92,0 млн. руб., из них финансируемые за счет страховых взносов - 80,9 млн. руб. Кроме того в расходной части бюджета ПФ РФ предусмотрены 20,9 млн. руб. на выплату пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, в области пенсионного обеспечения.

Также, за счет средств бюджета Пенсионного фонда на 1999 год, были профинансированы расходы на погашение задолженности по выплате государственных пенсий за 1998 год в сумме 30,5 млрд. руб. /47/.

В соответствии с Федеральным законом от 28.10.98 №163-ФЗ "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета" предусмотрены расходы на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, а также по доставке и пересылке всех видов пенсий и пособий в сумме 17,65 млрд. руб.

В связи с тем, что получателям двух пенсий: вдовам военнослужащих, погибших в ВОВ, и родителям погибших военнослужащих срочной службы, - пенсия по старости, финансируемая за счет страховых взносов, пересчитана с применением индивидуального коэффициента пенсионера, полагающаяся им компенсационная выплата, определяемая из суммы двух пенсий, отнесена к расходам федерального бюджета.

Расходы на выплату государственных пенсий в 2000 году представлены в Таблице 2 и составляют 248,8 млрд. руб., что составляет более 143% к предыдущему году. Из них 222,8 млрд. руб. финансируются за счет страховых взносов, без учета расходов по "нестраховым" периодам. Если принять, что уровень инфляции запланирован государством на уровне 18%, то можно, предположить, что произойдет реальное повышение пенсий, а не их номинальное увеличение. Итоги перехода на индивидуальный коэффициент несомненно говорят о значительном повышении уровня средней пенсии по старости, об этом значительно говорит размер расходов на выплату пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера, эта сумма составляет 150,7 млрд. руб., из них 145,4 млрд. руб. финансируются за счет страховых взносов /40/. Эти цифры несомненно говорят об увеличении размеров пенсий, которые пенсионеры, перешедшие на исчисление с помощью индивидуального коэффициента, будут получать в текущем году.

Таблица 2. Основные показатели расходной части бюджета ПФ РФ на пенсионное обеспечение в 2000 году. /53/ В миллионах рублей

За счет средств ПФ РФ

Из них нестраховые периоды

За счет средств ФБ

На выплату пенсий всего

Доставка и пересылка пенсий всего

Соц. пособие на погребение

На пенсионное обеспечение

Базовые расходы на выплату пенсий, из них:

без применения ИКП

с применением ИКП

Доставка и пересылка пенсий

Соц. пособие на погребение

Дополнительные расходы на индексацию пенсий всего

В том числе: без ИКП

С применением ИКП

Доставка и пересылка пенсий

Дополнительные затраты на индексацию пенсий в 2000 году по прогнозу составят 36,12 млрд. руб., из них за счет страховых взносов - 32,71 млрд. руб., за счет средств федерального бюджета - 3,41 млрд. руб. Таким образом реализуется Указ Президента РФ № 680 от 15.04.2000 г. "Об отношении заработка пенсионера и среднемесячной заработной платы в стране, применяемой при определении индивидуального коэффициента пенсионера".

Расходы по доставке и пересылке всех видов государственных пенсий определены исходя из почтового тарифа, уплаты налога на добавленную стоимость, расходов на доставку альтернативными службами и составят 4,3 млрд. руб. Учитывая требования Минфина России по распространению действия ст. 88 Федерального закона от 22.02.99 №36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" на 2000 год Пенсионный фонд сохранил финансирование расходов по доставке трудовых пенсий за счет страховых взносов в сумме 3,26 млрд. руб. /24/.

Кроме того, предполагается сохранить размер и условия назначения компенсационной выплаты для всех категорий получателей пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в размерах, предусмотренными Указами Президента РФ от 15.04.96 г. №550 и 30.03.99 г. №392. Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению проектируются в размере 1534,1 млн. руб. Расходы определены в соответствии со ст.9 и 10 Федерального закона от 12.01.96 г. №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом от 28.06.97 г. №91-ФЗ из расчета десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 09.01.97 г. №6-ФЗ и увеличенного до 110 руб. с учетом прогноза Минэкономики России.

Запланированные объемы расходов с учетом базового уровня предшествующего периода (1999 г.) позволяет значительно повысить уровень пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и сократить разрыв между размером пенсии и прожиточным минимумом пенсионера с 35-37 % в 1998-1999 гг. до 25-27 % /53/.

Учитывая, что в 1999 году повышения пенсий осуществлялись преимущественно в интересах получателей минимальных пенсий, на плановый период 2000 года предусмотрены "линейные" индексации, поскольку они позволяют восстановить соотношение минимальных и максимальных пенсий и обеспечить адекватность размера пенсий трудовому вкладу пенсионера. В 1999 году, согласно бюджетным проектировкам минимальные размеры пенсий с компенсациями возросли на 136 % против 127 % для получателей средних пенсий по старости. В 2000 году предполагается обратная тенденция: 110 % - для минимальных пенсий, 129 % - для средних. Так, по мнению Пенсионного фонда, можно постепенно восстановить связь размера пенсии с величиной трудового вклада гражданина /24/.

Минимальный размер пенсии по старости определен с учетом индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране и сохранением компенсационной выплаты, на 1 января 2000 года на уровне 318,44 руб., а на 1 января 2001 г. - 351,61, что составляет от прожиточного минимума пенсионера соответственно 42 и 35,7 %. Это говорит о некотором снижении данного показателя за 1999 год, однако на данный момент получателей минимальных пенсий становиться все меньше, так как расширены границы получателей различных надбавок к пенсии и компенсации. Коэффициент ограничивающий соотношение заработной платы, из которой исчислена пенсия, к средней заработной плате по отраслям экономики, на 2000 год сохранен в размере 0,7.

В соответствии с действующими соглашениями о переводе пенсий за границу расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, планируются в сумме 151.9 млн. руб., из них 138.77 финансируются за счет страховых взносов. Увеличение расходов связано: со значительным ростом количества пенсионеров, выехавших за рубеж: 9.5 тысяч человек в 1998 году, 11.75 тыс. - в 1999 г., 14.3 тыс. (прогноз)- в 2000 г.; выплат пенсий пенсионерам за прошлое время; введения в действие Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, предусматривающего выплату пенсий российским и испанским гражданам за стаж работы в РФ, а также дополнительными расходами в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 15.06.98 г. №18-П.

Кроем этого, в расходной части бюджета Пенсионного фонда предусмотрены 1.41 млн. руб. на выплату пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, в области пенсионного обеспечения.

Также Постановлением Правительства РФ от 03.05.99 г. №484 намечены дополнительные расходы на улучшение с 1 января 2000 года пенсионного обеспечения Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы в сумме 5,6 млн. руб. /40/.

В соответствии с одобренной Президентом РФ Программой подготовки и проведения празднования 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне предусмотрены расходы на единовременную денежную выплату пенсионерам из числа участников войны и приравненным к ним категориям получателей пенсий в сумме 666,9 млн. руб.

За счет средств федерального бюджета будет проходить финансирование государственных пенсий в общей сумме около 29,4 млрд. руб., что только на 140% больше того же показателя 1999 года. Это говорит о снижении размеров сумм финансируемых из государственного бюджета, и переложении этих расходов на "плечи" бюджета Пенсионного фонда Эти расходы определены на основе показателей, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда на 1999 год, и исходя из динамики численности получателей пенсий с учетом её прироста и индексации пенсий в 2000 году.

За счет средств федерального бюджета в 2000 г. предусмотрены расходы на единовременную выплату пенсионерам из числа участников Великой Отечественной войны в рамках осуществления мероприятий по подготовке к празднованию 55-летия Победы в общей сумме 668,0 млн. руб. Общие расходы на увеличение пенсий в 2000 году составят около 43,0 млрд. руб. Вполне возможно, при стабилизации экономической ситуации в стране, что этих расходов вполне хватить для достаточного финансирования пенсионеров, и не придется дополнительно каждый квартал или полугодие проводить компенсирование социальных выплат.

Страницы: 1 2 3

Узнай стоимость написания такой работы!

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление, особенности и задачи деятельности
  • 1.1. История развития пенсионного фонда Российской Федерации
  • 1.2. Деятельность ПФР в современный период времени
  • 1.3. Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
  • Глава II. Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров
  • 2.1. Теория и практика пенсионного обеспечения
  • 2.2. Финансирование пенсионных выплат
  • 2.3. Модели организации пенсионного обеспечения
  • 2.4. Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения
  • Глава III. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации
  • 3.1. Проблемы в деятельности и организации работы Пенсионного фонда РФ
  • 3.2. Пути решения выявленных проблем в работе ПФ РФ
  • 3.3. Пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

Введение

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В данной работе из всех внебюджетных фондов рассмотрен будет только Пенсионный фонд Российской Федерации.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются бюджетным кодексом РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Актуальность исследования заключается в том, что Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Объект исследования: Пенсионный фонд России как один из основных источников финансирования социального обеспечения в РФ.

Предметом исследования выступают понятие, особенности и значение ПФР как одного из основных источников финансирования социального обеспечения в РФ.

Целью работы является изучение деятельности Пенсионного фонда РФ и его значение в финансировании социальной сферы страны, выявление негативных сторон в деятельности ПФ РФ, определение направлений совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить историю развития Пенсионного фонда в России;

— рассмотреть работу Пенсионного фонда РФ по финансированию пенсионных выплат;

— провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения;

— определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в области пенсионного обеспечения;

— показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации.

Глава I. Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление, особенности и задачи деятельности

1.1. История развития Пенсионного фонда в Российской Федерации

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения.

Уже 20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию — Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России.

В 2014 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 41 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 75 млн чел.). Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 5 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату (эквивалент порядка $10,000) на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

Читайте также: