Пенсии россиян заморозят еще на год

Накопительную часть пенсия россиян заморозят как минимум до 2023 года. Законопроект разработало правительство, а Госдума приняла его в первом чтении. Впрочем, в этом мало кто сомневался, поскольку парламент в лице «Единой России» почти единогласно (за исключением КПРФ) голосует «за» заморозку накопительной части пенсии, начиная с 2014 года. Геннадий Зюганов заявил, что всем обещаниям власти — грош цена.

Касаются изменения тех, кто родился позже 1967 года, а также участников программы государственного софинансирования пенсий и женщин, получивших «материнский капитал» и направивших его на будущие пенсии. Впрочем, размер пенсий для них не изменился. Нацелена «заморозка», как объясняют в правительстве, на то, чтобы уменьшить трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду. Речь идет о 670 млрд рублей.

Дело в том, что сейчас отчисления, которые осуществляют работающие россияне, идут не на их будущую пенсию, а тратятся на обеспечение перед теми, кто уже вышел на пенсию. То есть нынешних пенсионеров частично обеспечивают работающие граждане.

Граждане ничего не теряют, поскольку ничего и не платят

Основатель и руководитель консалтингового агентства «ОдинГрад» Елена Одинцова считает, что реформа пенсионной системы будет неэффективна без реформы системы социальных взносов.

— Конечно, большинство россиян прочитали новости о том, что Госдума продлила мораторий на накопительную часть пенсии. А вот реально, что это значит, до конца не все, уверена, понимают. Давайте разберемся.

Как известно пенсионная система России состоит из трех частей. Фиксированные выплаты — гарантированная (на данный момент) фиксированная сумма, определяемая государством. Сумма индексируется, как и все выплаты от государства, но размер ее в два раза меньше МРОТ (сейчас это 5286 рублей 25 копеек).

Есть страховая часть: 16% из 22% перечисляемых работодателем из собственных средств полностью оседают у государства и предназначены для выплаты пенсии сегодняшним пенсионерам.

Для перечисляющих платежи конвертируются в коэффициенты. Минимальный — 1,23 и максимальный — 10. Для получения максимального балла зарплата должна составлять 107 тысяч 666 рублей.

Здорово, конечно, но здесь мы сталкиваемся со следующим. У нас в стране вечный бой за «белые» заработные платы, но какой в этом смысл, если для максимального «пенсионного» балла нужна месячная зарплата более 100 тысяч рублей? Как быть тем, кто получает больше? Работодатель платит 16% в Пенсионный фонд с зарплаты больше 107 тысяч 666 рублей, деньги уходят текущим пенсионерам, а работнику с этого ничего.

«СП»: — Давайте тогда объясним читателю, а какие конкретно выплаты государство «заморозило».

— Речь идет о третьей части пенсии — накопительной. 6% из 22% перечисляемых работодателем идут на индивидуальный пенсионный счет в пенсионном фонде. Сколько накопилось, столько и получим при выходе на пенсию. Пенсионный фонд России (или НПФ) данные средства использует для инвестиционных целей: прокручивает средства в своих интересах, а процент платит собственнику средств.

Все бы ничего, но Пенсионный фонд деньги терял, да и понятно, что «серые» зарплаты не позволяют обеспечивать нынешних пенсионеров. Вот государство и пошло на заморозку накопительной части в пользу страховой. То есть на личных счетах ничего не прибавляется. Такая мера была принята в 2014 году и изначально должна была действовать до конца 2022 года. Тогда же Пенсионный фонд России передал контроль за взносами в налоговую службы. Но Госдума приняла законопроект о продлении заморозки до конца 2023 года.

«СП»: — Чего конкретно лишается каждый гражданин, платящий деньги в пенсионный фонд?

— Конфуз в том, то по большому счету граждане ничего не теряют… так как ничего и не платят. Платят работодатели из своего кармана. Отмена страховых взносов с работодателей резко увеличит заработные платы, поскольку не будет нужды платить в «серую».

Впрочем, прогрессивные граждане в целом не особо и рассчитывают на пенсию в будущем, ведь никто не может сказать, сколько раз еще поменяется система. Ясно одно, сегодня требуется реформа не только пенсионной системы, но и целого спектра налогов и взносов с граждан. Скажем, переложить социальные взносы на граждан (по примеру самозанятых, платящих государству 4−6% от дохода), которые затем распределяются на все виды налогов и отчислений.

Обязательства перед пенсионерами государство исполнит потом

Финансовый директор проектов «Газпром-Медиа» Полина Каплина согласна с тем, что продление закона о заморозке накопительной части пенсии в нынешних экономических условиях было вполне ожидаемым.

— На мой взгляд, было бы больше вопросов к государству, если бы накопительная часть была полностью отменена. Большинство россиян, которые могут претендовать на накопительную часть пенсии, ещё не вступили в пенсионный возраст. Поэтому есть основания полагать, что эти обязательства по отношению к ним государство исполнит в последующие годы.

Правда, сейчас еще трудно судить, насколько будет существенным вес накопительной части пенсии в общем размере пенсионных выплат будущих пенсионеров. Внимание общественности больше приковано к факту выполнения обязательств перед гражданами, чем к их материальности. А финансирование текущих пенсионных выплат за счет будущих обязательств, с учётом того, что обязательства не обнуляются, а по сути резервируются — понятный финансовый манёвр в сложившейся экономической ситуации.


Щедрая душа

Идея формирования общей пенсии для граждан пяти государств родилась еще в 2014 году и все это время проходила многочисленные процедуры согласования. Главы Евразийского экономического союза договорились выплачивать трудовым мигрантам пенсии вне зависимости от места жительства.

В соответствии с протоколами, которые должны вступить в силу с января 2021 года, все официально трудоустроенные в ЕАЭС граждане России, Казахстана, Киргизии, Армении и Белоруссии будут получать пенсии от страны работодателя. При этом пенсионер может жить у себя на родине и получать деньги из другого государства, если ранее был там трудоустроен.

Главным условием начисления денежных выплат являются регулярные отчисления в Пенсионный фонд и трудовой стаж не менее одного года. То есть на российскую пенсию, к примеру, могут претендовать не только наемные рабочие, получающие белую заработную плату, но и законопослушные индивидуальные предприниматели.

Гипотетически у чрезвычайно активного трудового мигранта пенсия может сложиться, как финансовый пирог, из выплат всех стран ЕАЭС, в которых он успел официально поработать не менее года.

Естественно, главными выгодоприобретателями от ратификации такого договора стали Армения, Киргизия, Казахстан и Белоруссия. Во-первых, количество трудовых мигрантов из России в этих странах стремится к нулю. Во-вторых, средняя пенсия в этих странах, как правило, ниже, чем в России. По соглашению сторон, пенсия рассчитывается из ставок страны, в которой работал гастарбайтер, и выплачивается в национальной валюте с учетом обменного курса.

Исключением в этой ситуации является только Казахстан, в котором средняя пенсия в пересчете на рубли сопоставима с российской и составляет 16 тысяч. Гораздо выгоднее быть пенсионером с российским стажем в Армении (средняя эквивалентная пенсия 6,2 тысяч рублей) и Киргизии (около 6 тысяч рублей). Белорусам (со средней пенсией в пересчете на российскую валюту в 13,5 тысяч) также выгоднее работать в России.

В конце прошлого года в Санкт-Петербурге стороны подписали Соглашение о пенсионном обеспечении, регламентирующее все вышеперечисленные правила в рамках ЕАЭС. Вице-премьер Киргизии Жениш Разаков очень положительно отозвался о договоре (что было ожидаемо):

По данным статистики, в Киргизии ежегодно число пенсионеров увеличивается на 17 тысяч человек. Учитывая уровень трудовой миграции между Россией и Киргизией, сложно представить, какая часть пенсионеров будет с нового года получать российскую пенсию.

На данный момент все ждут ратификации договора правительством Казахстана в конце текущего месяца. И (если она состоится) с 2021 года новые правила начисления пенсий вступят в реальную силу.

Не только ЕАЭС

Необходимость подобного пенсионного соглашения России с четырьмя странами ЕАЭС выглядит на первый взгляд вполне логичной – в стране уже несколько лет наблюдается отток трудовых ресурсов из государств СНГ. С каждым годом приток трудовых мигрантов снижается в среднем на 4%, а отток обратно на родину увеличивается на 10ꟷ15 %.

Насколько принятые меры действительно стимулируют гастарбайтеров возвращаться в Россию, да и еще работать официально, неизвестно. Но попытка сделана. По подсчетам Минтруда, в ближайшие два года наша страна потратит на пенсионное обеспечение граждан четырех государств ЕАЭС около 166 млн рублей. Из этой суммы 91 млн будет выплачен лицам, проживающим за пределами РФ. То есть деньги будут просто экспортированы. Остальные миллионы останутся для трудовых мигрантов, живущих в России. Если они пожелают уехать на родину, то пенсия последует за ними.


Аналогичная ситуация сложилась с непризнанными ЛНР и ДНР, граждане которых с весны прошлого года имеют почти беспрепятственную возможность получения российского паспорта. При этом, естественно, Россия берет на себя все пенсионные обязательства. Здесь уже на первый план выходит Соглашение о гарантиях прав граждан СНГ от 1992 года, в котором гарантируется пенсионное обеспечение гражданам стран Содружества.

Только вот Украина к весне 2019 года уже не являлась членом СНГ. А Луганская и Донецкая народные республики в организацию так и не приняты. Украинское руководство при этом поступило с выходом из СНГ очень продуманно и осталось в рамках пенсионного соглашения 1992 года. Несмотря на такое подвешенное юридическое состояние, пенсии жителям неподконтрольных Киеву территорий, в случае принятия гражданства РФ, будут гарантированы. Для этого, правда, жителю ЛНР и ДНР с российским гражданством придется переехать в Россию.

Потенциально, если все пенсионеры непризнанных республик решатся на переезд, отечественному бюджету это обойдется ежегодно в 100 млрд рублей. Соотношение пенсионного обеспечения в республиках и России просто несоизмеримо – 5,5 тыс. рублей и 16 тыс. рублей, соответственно.

Однако здесь все не так просто. Жителям непризнанных республик недостаточно просто получить гражданство и переехать в РФ. Требуется еще и дождаться пенсионного возраста, который в ЛНР и ДНР в последнее время не повышался. К примеру, 56-летнему мужчине-пенсионеру из Луганска придется ждать еще четыре года в России до пенсионных выплат.

Пенсионный кризис

На фоне всех непредвиденных трат бюджета, связанных с исполнением пенсионных обязательств, достаточно необычно выглядят решения о заморозке пенсионных накоплений граждан России. В начале декабря Совет Федерации РФ одобрил закон об очередном моратории накопительной части пенсии до конца 2023 года. Это означает, что работающие сейчас граждане отчисляют 6% заработной платы не на накопительную часть собственной пенсии, а на выплаты действующим пенсионерам.

Такой финансовый маневр был впервые предпринят еще в 2014 году и носил временный характер. Как видно, временная мера растянулась почти на десять лет и позволила сэкономить бюджету ежегодно несколько сотен миллиардов рублей на выплаты пенсий. Даже несмотря на такие непопулярные меры, государственный бюджет вынужден отчислять пенсионерам немалые суммы, хотя это прерогатива пенсионного фонда. Поэтому приходится экономить, замораживая поступления в накопительную часть будущих пенсионеров. В частности, в 2023 году подобных трансферов из государственной казны, благодаря одобренному законопроекту будет на 669,3 млрд рублей меньше.

Такая ситуация с финансированием пенсий сложилась по многим причинам – неуклонное повышение доли пенсионеров среди граждан, обширный рынок труда с серыми зарплатами и неэффективный менеджмент в пенсионной сфере. Все это заставляет государство идти на непопулярные меры повышения возраста выхода на пенсию и манипуляции с пенсионными накоплениями граждан.

Самое удручающее во всей этой истории, что никакого выхода из фактического тупика нет – государственному бюджету придется отчислять огромные суммы для покрытия растущего дефицита пенсионного фонда. Это означает, что пенсия гражданина Российской Федерации теперь формируется не только из его регулярных отчислений в фонд, но и из налогов, выплаченных в бюджет. О том, какой дисбаланс это вносит в общую финансовую логику работы государства, отдельно рассказывать не стоит – и без того все понятно.

Зачем обижать своих?

Ситуация с пенсионными выплатами трудовым мигрантам в рамках соглашения ЕАЭС выглядит, по меньшей мере, странно.

В ситуации разбалансированной государственной пенсионной системы дополнительная финансовая нагрузка в несколько сотен миллионов рублей положение пенсионеров точно не улучшит.

А вот раздражения и непонимания точно добавит.

Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

Законодатели Российской Федерации приняли Федеральный закон о продлении моратория (заморозки) накопительной части пенсии до 2024 года. То есть у людей изъяли те деньги, что они копили себе на безбедную старость, и лишили возможности копить дальше.


Фото: Алексей Меринов

Но истоки этого решения надо искать в истории «реформирования» российской пенсионной системы с самого начала его проведения, особенно в 2000-х годах. Подходы наших либерал-реформаторов оказались весьма далеки от научной экономической теории и учета позитивной мировой практики.

Пенсия в развитых странах складывается, как правило, из двух источников: из государственной распределительной системы и накопительного компонента, формируемого, как правило, на добровольной основе и составляющего от 15% до 40% от общего объема. При этом, подчеркнем особо, за накопительный компонент в развитых странах ответственность несет государство — оно нигде не изымает накопительные средства, не замораживает их, не снижает величину.

Мало того, в развитых странах работников заранее ориентируют, какая величина пенсии у них будет при выходе на заслуженный отдых через 10–15–20 лет — в зависимости от достижения определенного уровня накоплений, показателей эффективности экономики в той или иной стране. При этом работнику гарантируется, что при выходе на пенсию ее величина от средней заработной платы (коэффициент замещения) составит не менее 40%. Таков норматив пенсионного минимума, введенного в Женеве 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году.

Россия лишь в 2018 году присоединилась к Конвенции МОТ. Но даже сегодня коэффициент замещения в стране едва достигает 30% и при этом в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

Ухудшение системы пенсионного обеспечения в России связано прежде всего с тем, что она все более погружается в полосу затяжного экономического кризиса, усугубляемого безграмотностью, а порой и безалаберностью в реализации экономической политики.

Введение единого социального налога (ЕСН), зурабовские пенсионные эксперименты начала нулевых годов, снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%, введение регрессивной шкалы отчислений в ПФР, система валоризации пенсий, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, введение с 1 января 2015 года расчета пенсии на основе так называемого «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) — все это привело к тому, что пенсионная система Российской Федерации год от года теряет свою устойчивость, являющуюся важнейшим международным показателем эффективности пенсионного обеспечения и социальной справедливости. Все эти экономические ляпы отчетливо проявились и на накопительном компоненте пенсионной системы.

Накопительный компонент в России начал внедряться с 2002 года. Авторы тогдашней пенсионной реформы убеждали, что накопительная пенсия позволит в будущем увеличить ее не менее чем вдвое. Но во что превратилась эта позитивная мировая идея в России? Как всегда, под рассуждения о благих намерениях, при смиренном молчании общественности был осуществлен очередной отъем денег у населения. А если называть вещи своими именами — ограбление масс.

В накопительную систему на конец 2013 года было вовлечено более 79 млн человек. Общий объем средств, формируемый в накопительной системе, превысил к концу года 2,8 трлн рублей, включая 980 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах.

Эта огромная сумма застилала глаза тем власть имущим, кто хотел бы ею воспользоваться. И в 2013 году правительство, «исключительно в целях экономии средств федерального бюджета», решило накопительные средства будущих пенсионных взносов забрать на текущие пенсионные выплаты, а говоря попросту, реквизировать их.

Мораторий, как уверяло тогдашнее правительство, планировался как временная мера. Израсходованные пенсионные накопления будущим пенсионерам собирались вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь и вновь продлевали — и так вот уже шесть лет подряд! Другими словами, личные накопительные пенсионные счета россиян не только не пополняются все эти годы, а просто конфискуются.

Абсурд. Но именно так поступила исполнительная власть, лишив людей выплат, которые они честно заработали и на которые рассчитывали в старости. Уверен, что, если бы накопительная составляющая пенсии в будущем касалась лично каждого депутата Госдумы, члена Совета Федерации, члена правительства, вряд ли бы они пошли на эту грабительскую акцию!

Теоретики пенсионной «реформы», руководители экономического блока правительства, видимо, забыли основополагающую аксиому, что пенсионная система любого государства есть зеркальное отражение развития экономики. Чем эффективнее экономика страны, тем меньшее число работников требуется для того, чтобы обеспечить пенсиями пожилых граждан.

Но о какой эффективности российской экономики может идти речь, если с 90-х годов прошлого столетия — начала проведения «реформ» по либерально-рыночным рецептам — доля России в мировом ВВП сократилась с 9 до 3%. По таким показателям, как ВВП на душу населения, производительность труда, реальные доходы, Россия отстает от развитых стран мира в разы. Так, например, нынешний российский уровень душевого ВВП достигнут Великобританией и Францией около 40 лет назад, а США — примерно 50 лет назад.

Не удивительно, что в странах, где производительность труда превышает российский уровень в 2–3 раза — Великобритании, Германии, Норвегии, США, — во столько же раз больше и коэффициент замещения, а следовательно, в 2–3 раза выше и размер пенсионного обеспечения. Вот и вынуждены отечественные «либералы от экономики» и политики-чиновники принимать сиюминутные меры, чтобы заткнуть дыры, возникшие в процессе «реформирования» пенсионной системы.

Отстает Россия от развитых стран и по такому важнейшему международному показателю, характеризующему уровень эффективности пенсионной системы, как удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. В 2019 году он, например, даже упал в нашей стране до 7,9%. В то же время этот показатель в развитых странах составляет: в Великобритании — 9,5%, Германии — 10,8%, Франции — 11,8%, Австрии — 14,8% объема ВВП.

Негативные изменения в экономике в значительной степени затронули и демографическую сферу, и трудовые отношения. В результате если соотношение занятых и пенсионеров в 1991 году в стране составляло 2,1 к 1, то сегодня оно равно уже 1,2 к 1, тогда как в государствах со стабильно развивающейся экономикой данное соотношение находится на уровне выше 2,3–2,5 к 1. Другими словами, выплату пенсий одного пенсионера обеспечивает сегодня в РФ 1,2 работающего, что само по себе создает напряженность в системе пенсионного обеспечения.

Как свидетельствует Росстат, средний размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил 14 163 рубля. Предполагается, как сообщил в телеобращении президент Путин, «в предстоящие шесть лет увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей в год». В результате это даст возможность в 2024 году выйти «на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц». Подчеркнем — 20 тыс. руб. в месяц!

Сопоставим эту цифру из будущего с нынешним пенсионным обеспечением в развитых странах. В Германии пенсия составляет в среднем 782 евро, то есть более 62 тысяч рублей. В Англии она равна 610 фунтам, или около 53,5 тысячи рублей. Американцы получают по 1164 доллара — более 79 тысяч рублей. В Швейцарии пенсионеры имеют по 1,7 тысячи франков — более 118,5 тысячи рублей. А в Дании — 2,8 тысячи евро, или более 122 тысяч рублей.

Политико-экономический анализ «реформирования» пенсионной системы в России объективно приводит к первому выводу: подлинная социально значимая пенсионная реформа не может быть реализована без повышения эффективности экономики в целом.

Второй вывод также вполне однозначен: исходя из научной экономической теории и мирового опыта, в России достойное пенсионное обеспечение не может быть достигнуто без восстановления накопительного компонента, формируемого на добровольной основе, как это имеет место в большинстве развитых стран. Государство при этом должно нести реальную ответственность за сохранность накопительных средств граждан.

Чтобы россияне поверили в накопительный механизм пенсионной системы, поверили в то, что государство действительно несет ответственность за накопительную систему, целесообразно разморозить и восстановить средства, направляемые на именные счета граждан в накопительную систему с момента ее организации (с 2002 года) в полном их объеме (с учетом всех реальных ставок рефинансирования). Тогда сбережения снова начнут активно расти, и людям удастся накопить ощутимую прибавку к пенсии.


Щедрая душа

Идея формирования общей пенсии для граждан пяти государств родилась еще в 2014 году и все это время проходила многочисленные процедуры согласования. Главы Евразийского экономического союза договорились выплачивать трудовым мигрантам пенсии вне зависимости от места жительства.

В соответствии с протоколами, которые должны вступить в силу с января 2021 года, все официально трудоустроенные в ЕАЭС граждане России, Казахстана, Киргизии, Армении и Белоруссии будут получать пенсии от страны работодателя. При этом пенсионер может жить у себя на родине и получать деньги из другого государства, если ранее был там трудоустроен.

Главным условием начисления денежных выплат являются регулярные отчисления в Пенсионный фонд и трудовой стаж не менее одного года. То есть на российскую пенсию, к примеру, могут претендовать не только наемные рабочие, получающие белую заработную плату, но и законопослушные индивидуальные предприниматели.

Гипотетически у чрезвычайно активного трудового мигранта пенсия может сложиться, как финансовый пирог, из выплат всех стран ЕАЭС, в которых он успел официально поработать не менее года.

Естественно, главными выгодоприобретателями от ратификации такого договора стали Армения, Киргизия, Казахстан и Белоруссия. Во-первых, количество трудовых мигрантов из России в этих странах стремится к нулю. Во-вторых, средняя пенсия в этих странах, как правило, ниже, чем в России. По соглашению сторон, пенсия рассчитывается из ставок страны, в которой работал гастарбайтер, и выплачивается в национальной валюте с учетом обменного курса.

Исключением в этой ситуации является только Казахстан, в котором средняя пенсия в пересчете на рубли сопоставима с российской и составляет 16 тысяч. Гораздо выгоднее быть пенсионером с российским стажем в Армении (средняя эквивалентная пенсия 6,2 тысяч рублей) и Киргизии (около 6 тысяч рублей). Белорусам (со средней пенсией в пересчете на российскую валюту в 13,5 тысяч) также выгоднее работать в России.

В конце прошлого года в Санкт-Петербурге стороны подписали Соглашение о пенсионном обеспечении, регламентирующее все вышеперечисленные правила в рамках ЕАЭС. Вице-премьер Киргизии Жениш Разаков очень положительно отозвался о договоре (что было ожидаемо):

По данным статистики, в Киргизии ежегодно число пенсионеров увеличивается на 17 тысяч человек. Учитывая уровень трудовой миграции между Россией и Киргизией, сложно представить, какая часть пенсионеров будет с нового года получать российскую пенсию.

На данный момент все ждут ратификации договора правительством Казахстана в конце текущего месяца. И (если она состоится) с 2021 года новые правила начисления пенсий вступят в реальную силу.

Не только ЕАЭС

Необходимость подобного пенсионного соглашения России с четырьмя странами ЕАЭС выглядит на первый взгляд вполне логичной – в стране уже несколько лет наблюдается отток трудовых ресурсов из государств СНГ. С каждым годом приток трудовых мигрантов снижается в среднем на 4%, а отток обратно на родину увеличивается на 10ꟷ15 %.

Насколько принятые меры действительно стимулируют гастарбайтеров возвращаться в Россию, да и еще работать официально, неизвестно. Но попытка сделана. По подсчетам Минтруда, в ближайшие два года наша страна потратит на пенсионное обеспечение граждан четырех государств ЕАЭС около 166 млн рублей. Из этой суммы 91 млн будет выплачен лицам, проживающим за пределами РФ. То есть деньги будут просто экспортированы. Остальные миллионы останутся для трудовых мигрантов, живущих в России. Если они пожелают уехать на родину, то пенсия последует за ними.


Аналогичная ситуация сложилась с непризнанными ЛНР и ДНР, граждане которых с весны прошлого года имеют почти беспрепятственную возможность получения российского паспорта. При этом, естественно, Россия берет на себя все пенсионные обязательства. Здесь уже на первый план выходит Соглашение о гарантиях прав граждан СНГ от 1992 года, в котором гарантируется пенсионное обеспечение гражданам стран Содружества.

Только вот Украина к весне 2019 года уже не являлась членом СНГ. А Луганская и Донецкая народные республики в организацию так и не приняты. Украинское руководство при этом поступило с выходом из СНГ очень продуманно и осталось в рамках пенсионного соглашения 1992 года. Несмотря на такое подвешенное юридическое состояние, пенсии жителям неподконтрольных Киеву территорий, в случае принятия гражданства РФ, будут гарантированы. Для этого, правда, жителю ЛНР и ДНР с российским гражданством придется переехать в Россию.

Потенциально, если все пенсионеры непризнанных республик решатся на переезд, отечественному бюджету это обойдется ежегодно в 100 млрд рублей. Соотношение пенсионного обеспечения в республиках и России просто несоизмеримо – 5,5 тыс. рублей и 16 тыс. рублей, соответственно.

Однако здесь все не так просто. Жителям непризнанных республик недостаточно просто получить гражданство и переехать в РФ. Требуется еще и дождаться пенсионного возраста, который в ЛНР и ДНР в последнее время не повышался. К примеру, 56-летнему мужчине-пенсионеру из Луганска придется ждать еще четыре года в России до пенсионных выплат.

Пенсионный кризис

На фоне всех непредвиденных трат бюджета, связанных с исполнением пенсионных обязательств, достаточно необычно выглядят решения о заморозке пенсионных накоплений граждан России. В начале декабря Совет Федерации РФ одобрил закон об очередном моратории накопительной части пенсии до конца 2023 года. Это означает, что работающие сейчас граждане отчисляют 6% заработной платы не на накопительную часть собственной пенсии, а на выплаты действующим пенсионерам.

Такой финансовый маневр был впервые предпринят еще в 2014 году и носил временный характер. Как видно, временная мера растянулась почти на десять лет и позволила сэкономить бюджету ежегодно несколько сотен миллиардов рублей на выплаты пенсий. Даже несмотря на такие непопулярные меры, государственный бюджет вынужден отчислять пенсионерам немалые суммы, хотя это прерогатива пенсионного фонда. Поэтому приходится экономить, замораживая поступления в накопительную часть будущих пенсионеров. В частности, в 2023 году подобных трансферов из государственной казны, благодаря одобренному законопроекту будет на 669,3 млрд рублей меньше.

Такая ситуация с финансированием пенсий сложилась по многим причинам – неуклонное повышение доли пенсионеров среди граждан, обширный рынок труда с серыми зарплатами и неэффективный менеджмент в пенсионной сфере. Все это заставляет государство идти на непопулярные меры повышения возраста выхода на пенсию и манипуляции с пенсионными накоплениями граждан.

Самое удручающее во всей этой истории, что никакого выхода из фактического тупика нет – государственному бюджету придется отчислять огромные суммы для покрытия растущего дефицита пенсионного фонда. Это означает, что пенсия гражданина Российской Федерации теперь формируется не только из его регулярных отчислений в фонд, но и из налогов, выплаченных в бюджет. О том, какой дисбаланс это вносит в общую финансовую логику работы государства, отдельно рассказывать не стоит – и без того все понятно.

Зачем обижать своих?

Ситуация с пенсионными выплатами трудовым мигрантам в рамках соглашения ЕАЭС выглядит, по меньшей мере, странно.

В ситуации разбалансированной государственной пенсионной системы дополнительная финансовая нагрузка в несколько сотен миллионов рублей положение пенсионеров точно не улучшит.

А вот раздражения и непонимания точно добавит.

Правительство внесло в Госдуму законопроект об очередной «заморозке» накопительной части пенсии — теперь до конца 2023 года. На этом фоне Федерация независимых профсоюзов просит премьера Михаила Мишустина вовсе упразднить накопительный компонент в пенсионном обеспечении, поскольку то, как в России реализуется идея накопительной части, ее «дискредитирует». Объясняем, что это за идея, что пошло не так и как все могло бы работать, если бы в России существовали независимые профсоюзы.

Что такое накопительная часть пенсии?

Основу системы пенсионного обеспечения в тех странах мира, где такая система есть, составляет базовая пенсия. В разных странах это называется по-разному, но суть одна. Когда гражданин достигает пенсионного возраста (или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность), государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря старому доброму принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.

Со временем многие страны и существующие в них пенсионные системы пришли, как считается, к более прогрессивной модели пенсионного обеспечения. Она предполагает, что наряду с базовой — не самой большой частью пенсии — должна быть еще и накопительная.

Эта часть индивидуальна, потому что в основном зависит от самого работника: от уровня его квалификации, доходов и от его личной готовности еще в молодом возрасте осознать необходимость позаботиться о себе в старости. Благодаря этому, например, мы имеем перед глазами «классический» пример немецких пенсионеров, которые с выходом на заслуженный отдых начинают активно путешествовать по миру.

А как у нас

Для начала расскажем, как это было задумано реализовать. В России накопительный компонент в трудовой пенсии появился с пенсионной реформой 2002 года. Ее декларируемая цель — перейти от прежней распределительной модели к распределительно-накопительной. По закону о трудовых пенсиях (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года) они должны состоять из двух частей — страховой (или, как еще говорят, обязательной) и накопительной.

В страховую был включен базовый фиксированный размер, который государство время от времени индексирует. Кроме того, имеет значение стаж вышедшего на пенсию работника. На размер страховой пенсии также влияет сумма отчислений на персонифицированном (личном) счете, который открыт на каждого работающего гражданина в Пенсионном фонде России (ПФР).

На этом счете, по замыслу реформы, и должна формироваться накопительная часть. Она пополняется не только за счет отчислений от ежемесячного заработка (их, как и подоходный налог и взносы в другие фонды, в «автоматическом» режиме осуществляет работодатель еще до выдачи зарплаты на руки), но и за счет инвестиционного дохода. Чтобы отчисляемые работниками деньги не лежали на индивидуальных счетах мертвым грузом, а работали в экономике, их постоянно инвестируют. ПФР этим занимается через Внешэкономбанк, а негосударственные пенсионные фонды (НПФ), куда каждый работник вправе перевести свои накопления, — по собственным программам.

Что пошло не так

Начнем с того, что накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы, первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году — это будут работники, родившиеся в 1967 году. При условии, что возраст выхода на пенсию не повысят снова — а намеки на этот счет уже звучали. Стоит ли удивляться, что бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая такие базовые вещи, как пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров в их собственных глазах довольно туманными.

Правила игры и в самом деле не перестают менять, на что указали в обращении на имя Михаила Мишустина члены Федерации профсоюзов. Их не устраивает, что начиная с 2015 года правительство то и дело увеличивает период выплат пенсионных накоплений. Речь о количестве лет, в течение которых человек после выхода на пенсию предположительно будет жить и получать деньги, скопленные на личном счете. С учетом роста ожидаемой продолжительности жизни за пять лет этот период уже увеличили с 19 до 22 лет, хотя по подсчетам профсоюзов в реальности этот период в среднем не превысит 12 лет для мужчин и 15 лет для женщин.

В РФ задержки с выплатами пособий. Москва хочет, чтобы деньги дали регионы, но там их нет

С одной стороны, неплохо, что пенсионер долго живет и получает честно заработанную пенсию. С другой — чем длиннее рассчитываемый период этих выплат, тем меньше окажутся сами выплаты. На сегодня месячный размер прибавки от накопительной части к пенсии профсоюзами оценивается в 956 рублей.

Другая беда в том, что правительство не старается увеличить размер накоплений на пенсионных счетах, скорее наоборот, считает директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Максим Марамыгин. Анонсированное очередное решение о «заморозке» накопительной части трудовых пенсий — теперь до конца 2023 года — на деле будет означать, что на эти счета снова не вернется инвестиционный доход, который, как было задумано, должен ежегодно увеличивать размер накоплений. А деньги, поступившие в виде отчислений, будут изъяты и направлены на выплаты тем, кто на пенсии уже сейчас. Под «честное-пречестное», что когда-то номинальные владельцы этих денег их все-таки получат, так что это временное изъятие «не умалит пенсионных прав будущих пенсионеров»…

Почему так происходит

«Замораживая» накопительную часть, правительство закрывает дефицит Пенсионного фонда. Но для понимания: ежемесячные пенсионные отчисления с заработка каждого работающего россиянина — 22%, из которых 6% идет на формирование накопительной части будущей пенсии, а 16% — страховой. Для сравнения: в Швейцарии такие отчисления составляют около 23%, в Румынии — 30%, в Италии — 32%, а Португалии — 33%. В США пенсионные отчисления вдвое меньше российских — 12,5%, и стран с сопоставимым размером пенсионных взносов — абсолютное большинство. То есть на фоне мировых стандартов наши отчисления — не просто высокие, а очень высокие.

«И тогда вопрос — почему страны с гораздо меньшими пенсионными отчислениями могут формировать приемлемый и достаточный пенсионный фонд, а нашей стране с огромными пенсионными отчислениями никак это не удается? И это тот вопрос, который могли бы, например, задать наши независимые профсоюзы. Но почему-то этот вопрос не звучит», — говорит профессор Марамыгин.

По его мнению, предложение Федерации профсоюзов упразднить накопительную часть государственной трудовой пенсии лишь помогает правительству найти пути легализации текущего положения дел.

Еще один вопрос, который могли бы задать те же профсоюзы: что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для той же Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов — накопления вышедших на пенсию граждан на их индивидуальных пенсионных счетах, а третий — накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого достаточные стимулы в виде налоговых льгот.

«Нигде не живут сплошные финансовые гении и нигде люди не склонны сами заниматься накоплениями на безбедную старость. Государство на то и государство, чтобы подталкивать людей к заботе о самих себе, а не заявлять в лице неумных чиновников, что оно, государство, никому ничем не обязано… Пенсионные отчисления и накопления не должны облагаться налогами. Государство должно отказываться от части налоговых поступлений, понимая, что при этом люди сами соберут себе на старость. И бизнес, если его к этому стимулируют, будет в этом охотно участвовать», — убежден Максим Марамыгин.

Увы, ни одна из многочисленных пенсионных реформ, включая последнюю, так и не создала механизмов подобного стимулирования в России.

GNSO33
Tygrys

Сообщений: 35944

Закулисинъ
Закулисинъ

Сообщений: 36940

александр74мар
александр74мар

Сообщений: 28281

Вася (29876)
Вася970

Сообщений: 116507

александр74мар
александр74мар

Сообщений: 28281

Закулисинъ
Закулисинъ

Сообщений: 36940

Закулисинъ
Закулисинъ

Сообщений: 36940

тридцати трёх тысяч рублей, до ужасных двадцати двух тысяч. (Это, конечно, если рубль опять не просядет). Как на это жить можно — не понимаю.

александр74мар
александр74мар

Сообщений: 28281

тридцати трёх тысяч рублей, до ужасных двадцати двух тысяч. (Это, конечно, если рубль опять не просядет). Как на это жить можно — не понимаю.
quoted1

Вася (29876)
Вася970

Сообщений: 116507

Это вы не понимаете смысла заморозки этой.
Это просто накопительная часть пенсий спасена была от разворовывания разным ворьем из негосударственных пенсионных фондов…
И пошла она в общий котел пенсий.

Сейчас же готовится реформа опять пенсионных накоплений.
Потому что раньше накопительнач часть пенсий не преумножалась, а была меньше инфляции или разворовывалась…

GNSO33
Tygrys

Сообщений: 35944

Наблюдатель
Реалист

Сообщений: 34462

Вася (29876)
Вася970

Сообщений: 116507

Закулисинъ
Закулисинъ

Сообщений: 36940

Вася (29876)
Вася970

Сообщений: 116507

Если дотянул таки до 65 лет, то среднем проживешь еще 13 лет.



Закулисинъ
Закулисинъ

Сообщений: 36940

Так это что получается, что в Европах и Америках при том же возрасте выхода на пенсию, на ней будут жить чуть ли не в два раза дольше, а в среднем по миру на треть?

Читайте также: