Пенсия для осужденных до 1988

Пенсия осужденным к лишению свободы «Источник: http://prisonlife.ru/ © Тюремный портал России»

Сегодня меня посетила мысль: положена ли пенсия заключенным в тюрьме? Оказывается да.

Государственное пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы впервые в России закреплено в статье 98 действующего Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ. Осужденные имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости (мужчины по достижении 60 лет, женщины - 55 лет), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 УИК РФ. Из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 УИК РФ. Так, осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

В соответствии с Порядком оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию осуществляется администрацией учреждения. Для обеспечения этой работы приказом начальника исправительного учреждения из числа сотрудников назначается ответственный представитель исправительного учреждения по вопросам оформления и представления документов для назначения и выплаты пенсий, а так же определяются лица, ответственные за подготовку документов в службах исправительного учреждения. Ответственный представитель исправительного учреждения осуществляет подготовку необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения. Представитель исправительного учреждения получает в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, пенсионное удостоверение осужденного, которое хранится в личном деле осужденного и выдается ему на руки в день освобождения.

С представителями исправительных учреждений по вопросам, связанным с назначением (перерасчетом) и выплатой государственных пенсий, проводятся консультации специалистами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение. При назначении государственной пенсии кроме документов, необходимых для назначения данного вида пенсии, во всех случаях администрацией исправительного учреждения представляется паспорт осужденного и справка о нахождении осужденного в исправительном учреждении. Подготовка, оформление и представление документов к назначению пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляется в соответствии с установленными требованиями. Оформление же пенсий по инвалидности осуществляется после признания осужденного инвалидом. Медико-социальная экспертиза осужденного проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. Заявление, направление на медико-социальную экспертизу лечебно- профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы и другие медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья: направляются администрацией учреждения, где содержится осужденный, в территориальные учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. Для составления индивидуальной программы реабилитации инвалида освидетельствование осужденных в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы осуществляется в присутствии представителя администрации исправительного учреждения, где отбывают наказание осужденные, направленные на экспертизу.

При признании осужденного инвалидом, справка медико-социальной экспертизы установленной формы направляется в исправительное учреждение и хранится в личном деле осужденного. Выписка из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы осужденного, признанного инвалидом, направляется в трехдневный срок со дня установления инвалидности в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения, для назначения, перерасчета и организации выплаты пенсии. А выписка из акта освидетельствования учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности, нуждаемости в дополнительных видах помощи, направляется в исправительное учреждение и хранится в личном деле осужденного. В случае освобождения из исправительного учреждения осужденного, у которого не истек срок установления инвалидности, справка МСЭК выдаётся ему на руки.

Для обеспечении выплаты назначенных пенсий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, производит перечисление полагающихся сумм на счет исправительного учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм. А бухгалтерия учреждения в трехдневный срок зачисляет на лицевые счета осужденных пенсии, указанные в списке пенсионеров, представленном органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. Для этого при поступлении денежных средств на депозитный счет бухгалтерия составляет расчетную ведомость для зачисления средств на лицевой счет, которую подписывает начальник учреждения и главный бухгалтер. Выплата пенсий, назначенных осужденным к лишению свободы, производится со дня вынесения приговора, но не ранее 1 июля 1997 года и во всех случаях не ранее дня, с которого назначена пенсия. Для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, список и справку на каждого осужденного о его нахождении в исправительном учреждении. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, проверяет указанные в списке сведения, при необходимости запрашивает пенсионные дела и другие, требуемые для открытия выплаты документы.

В случае выбытия пенсионера из исправительного учреждения, администрация в этот же срок представляет соответствующие сведения с указанием причин выбытия, размера и срока, по который ему выплачена пенсия. При этом возврат сумм пенсий в связи с выбытием или смертью пенсионера осуществляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. При привлечении осужденного к оплачиваемому труду, а так же при выяснении других обстоятельств, влияющих на размер пенсии, администрация учреждения также информирует орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. После освобождения пенсионера из мест лишения свободы - пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета. И после того, как будут собраны и оформлены все необходимые документы, отбывший наказание пенсионер снова будет получать пенсию.

"..только с 1 сентября 1992 года осужденные стали подлежать пенсионному страхованию с уплатой страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда за работу в местах лишения свободы. Соответственно и исправительные учреждения стали вести учет работы осужденных c этой даты.Получается, что если осужденный работал в период отбывания наказания в местах лишения свободы до 1 сентября 1992 года, то засчитать время отбывания наказания в общий трудовой стаж не представляется возможным, так как до этой даты осужденные не подлежали социальному страхованию и учет их работы исправительными учреждениями не осуществлялся." (с)
О пенсионном обеспечении бывших осужденных (А. Михайлова, Д. Косихин, "эж-ЮРИСТ", N 49, декабрь 2011 г.)

Кассационное определение Пермского краевого суда
от 6 февраля 2012 г. по делу N 33-1142/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Веретновой О.А.,
судей Лапухиной Е.А., Заривчацкой Т.А.,
при секретаре Новгородцевой А.В.
рассмотрела 06 февраля 2012 года в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Майника Р.Я. на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 06 декабря 2011 года, которым постановлено отказать в удовлетворении исковых требований Майник Р.Я. к управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми о включении в трудовой стаж времени работы в период отбывания наказания в местах лишения свободы.
Заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия установила:
Майник Р.Я. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Перми о включении в трудовой стаж времени работы в период отбывания наказания в местах лишения свободы.
В обоснование своих требований истец указал на то, что 26.07.2010 ему назначена пенсия при этом период его нахождения в местах лишения свободы с 1968 по апрель 1986 года не был включен в стаж для назначения пенсии. Истец полагает данное решение пенсионного органа необоснованным, поскольку в этот период он был трудоустроен, получал высокую заработную плату.
Суд постановил вышеприведенное решение.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что Майник Р.Я. является получателем трудовой пенсии по старости с 26.07.2010. В стаж для назначения пенсии не были включены периоды пребывания Майника Р.Я. (до 31.05.1996 - Юсупова Р.Я.) в местах лишения свободы имевшие место с 04.06.1968 по 10.04.1986.
Суд при постановлении решения указал на то, что впервые положения ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, согласно которой время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий, были приняты на основании Закона РФ от 12.06.1992 N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовный процессуальный кодекс РСФСР".
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 12.06.1992 N 2989-1 о порядке введения в действие указанного Закона РФ, принятая этим Законом в новой редакции ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР вступает в силу с 01.09.1992. Обратной силы данная норма не имеет.
В связи с внесением изменения в ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, норма которой соответствует норме ч. 3 ст. 104 Уголовного исполнительного кодекса РФ, действующего в настоящее время, указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 02.11.1992 N 1-94-У была принята Инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж", в п. 1.1 которой также указано о том, что положение ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР вступает в силу только с 01.09.1992.
После внесения изменений в ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало учитываться в порядке, определенном названной Инструкцией с 01.09.1992.
Поскольку истцом были заявлены требования о включении в трудовой стаж периодов лишения свободы, имевших место до 01.09.1992, с учетом изложенного выше, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что включение в общий трудовой стаж истца времени работы в местах лишения свободы противоречит действующему законодательству, и обоснованно отказал в удовлетворении его исковых требований.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 06 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Майника Р.Я. - без удовлетворения.

Анна Михайлова, юрист, г. Москва.

Дмитрий Косихин, газета "ЭЖ-Юрист".

Конституция РФ гарантирует каждому члену общества социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии. Бывшему осужденному, освободившемуся из мест лишения свободы, необходимо знать, что он тоже имеет право на пенсию.

Знай свои права

В соответствии с п. 7 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, ее объема и характера.

В пункте 1 ст. 103 УИК РФ сформулированы основные принципы привлечения к труду осужденных, где основной целью применения всех мер пенитенциарного воздействия является исправление осужденных. Для ее достижения используются разные методы, главным из которых является труд осужденных. Вместе с тем в ст. 1 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уточняется, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Заметим, что принцип обязательности труда лиц, осужденных к лишению свободы, не противоречит международным нормам. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными подчеркивается, что "все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими способностями" . Однако для отдельных категорий граждан существуют исключения.

Приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобрены Резолюциями 663C(XXIV) от 31.07.1957, 2076(LXII) от 13.05.1977.

Так, осужденные мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также осужденные - инвалиды первой или второй группы привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о труде и законодательством о социальной защите инвалидов (п. 2 ст. 103 УИК РФ).

Поскольку осужденные трудятся в рамках режима отбывания наказания в местах лишения свободы, в порядке организации их труда допускается применение принуждения.

Отказ от работы или прекращение работы считаются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность. Однако согласно Международному пакту ООН о гражданских и политических правах , термин "принудительный труд" не охватывает какую бы то ни было работу, которую выполняет лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда.

Принят 16.12.1966, вступил в силу 23.03.1976.

Необходимо отметить, что на период отбывания наказания заключенные лишаются конституционного права на забастовку как способ разрешения трудовых конфликтов. Им также запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов.

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в строгом соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о труде (ст. 104 УИК РФ). Но некоторые особенности организации их трудовой деятельности во время отбывания наказания определяются нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.10.1995 N 11-П окончательно признал за осужденными право на пенсионное обеспечение, которое было закреплено в ст. 98 УИК РФ. Согласно этой статье осужденные к лишению свободы имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение по старости, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Время привлечения осужденного к оплачиваемому труду засчитывается в общий трудовой стаж.

Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года. В случае систематического уклонения осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа.

При привлечении осужденного к оплачиваемому труду, а также при выяснении других обстоятельств, влияющих на размер пенсии, администрация учреждения обязана информировать органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

Напомним, что только с 1 сентября 1992 года осужденные стали подлежать пенсионному страхованию с уплатой страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда за работу в местах лишения свободы. Соответственно, и исправительные учреждения стали вести учет работы осужденных с этой даты.

Получается, что если осужденный работал в период отбывания наказания в местах лишения свободы до 1 сентября 1992 года, то засчитать время отбывания наказания в общий трудовой стаж не представляется возможным, так как до этой даты осужденные не подлежали социальному страхованию и учет их работы исправительными учреждениями не осуществлялся.

В соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий осужденных определены ст. 107 УИК РФ.

Так, осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Если осужденные уклоняются от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Порядок назначения

Труд и его оценка обществом предопределяют различия в условиях и нормах пенсионного обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" могут быть назначены следующие виды выплат:

  • Социальная пенсия. Назначается инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалидам с детства, не имеющим права на трудовую пенсию либо пенсию по инвалидности; детям-инвалидам; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющим права на пенсию по случаю потери кормильца; гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (мужчины и женщины соответственно) и не имеющим права на трудовую пенсию; гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины) и не имеющим права на получение трудовой пенсии;
  • трудовая пенсия по старости. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа;
  • трудовая пенсия по инвалидности. Устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по индивидуальным показаниям;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца;
  • надбавки, в том числе на нетрудоспособных иждивенцев (например, детей, независимо от того, что родитель с ребенком не проживает).

Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 11.07.2011). Исправительное учреждение должно перечислять в ПФР страховые взносы по выплатам, которые производятся привлеченным к труду осужденным. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Нетрудоспособным гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".

Пенсия по старости назначается пожизненно, пенсия по инвалидности назначается на срок, на который определена инвалидность. Различия в правовой природе и сущности указанных видов пенсий обусловливают и разный характер обязанностей государства по отношению к тем, кто приобрел право на их получение. Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной.

Работающие граждане, включая тех, кто находится в местах лишения свободы, через систему обязательных страховых взносов в ПФР, отчисляя часть своего заработка, участвуют в формировании средств, идущих на выплату трудовых пенсий. Таким образом, эти пенсии заработаны, заслужены предшествующим трудом (службой, выполнением определенных значимых для общества обязанностей).

Общий трудовой стаж устанавливается по документам, подтверждающим время работы осужденного, в том числе и в местах лишения свободы. Этими документами могут быть трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, которая выдается администрацией исправительного учреждения. В трудовую книжку или справку, подтверждающую время работы осужденного в местах лишения свободы, вносятся сведения о суммарном времени работы из карты учета.

Если в трудовой книжке нет записи о периоде времени, проработанном в местах лишения свободы после 1 сентября 1992 года, то бывшему осужденному следует обратиться в то исправительное учреждение, в котором отбывалось наказание в виде лишения свободы, за документом (справкой), подтверждающим время работы в местах лишения свободы, а при ликвидации последнего - в вышестоящую организацию системы исполнения наказаний.

В случаях, когда документы, подтверждающие время работы лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, не сохранились частично или полностью в результате чрезвычайных ситуаций, произошедших в исправительном учреждении после освобождения таких лиц, администрация выдает по запросу обратившегося гражданина подтверждающие время работы в исправительном учреждении документы, подготовленные на основании данных территориального информационно-вычислительного центра либо опроса сотрудников учреждения.

В отличие от трудовых социальные пенсии не имеют непосредственной связи с трудом или иной общественно полезной деятельностью.

Принимая во внимание целевое назначение и сущность социальных пенсий и учитывая экономические возможности государства, законодатель определяет, должна ли выплачиваться данная пенсия и в каком размере той или иной категории пенсионеров в период, когда этот источник средств к существованию заменяется для них другим и, следовательно, надобность в социальной пенсии отпадает.

После вынесения обвинительного приговора выплата пенсии в отношении уже осужденного пенсионера осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом МВД России от 06.11.1997 N 18/3-204. В соответствии с этим документом оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительном учреждении, осуществляется администрацией учреждения.

При назначении пенсии кроме документов, необходимых для назначения определенного вида пенсии, администрация исправительного учреждения представляет в управление Пенсионного фонда РФ по месту нахождения исправительного учреждения паспорт осужденного и справку о нахождении осужденного в исправительном учреждении. При отсутствии в личном деле необходимых документов администрация учреждения заблаговременно принимает меры к розыску или оформлению необходимых для назначения пенсии документов.

Только после этого органы социальной защиты по месту нахождения исправительного учреждения начнут перечислять пенсию на его счет, открытый в банке для хранения депозитных сумм с целью последующего зачисления на лицевой счет осужденного.

После освобождения

После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета. Пенсионное удостоверение осужденного, которое хранится в его личном деле, выдается ему на руки в день освобождения.

При обращении в орган социальной защиты населения за назначением пенсии бывшему осужденному понадобится справка о среднемесячной заработной плате установленного образца. Данная справка выдается органами Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Факт постановки на учет (регистрации) в системе государственного пенсионного страхования подтверждается страховым свидетельством, которое выдается на руки освобождаемому из мест лишения свободы. Страховой номер индивидуального лицевого счета в этой системе также содержится в страховом свидетельстве.

В том случае, если заработок приходится на период до регистрации в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками с места работы. Поэтому при освобождении бывшему заключенному следует обратиться за соответствующей справкой в том случае, если он рассчитывает использовать для исчисления пенсии период до постановки на индивидуальный (персонифицированный) учет.

Освободившийся из мест лишения свободы пенсионер должен обратиться в районное (городское) подразделение Пенсионного фонда РФ по месту жительства или месту пребывания с заявлением о выплате ему пенсии. Одновременно он представляет справку об освобождении из мест лишения свободы и документ о регистрации, выданный органами регистрационного учета.

Обратите внимание, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) отсутствие регистрации не лишает человека права на получение пенсии.

На основании представленных документов районное (городское) подразделение ПФР оформляет запрос пенсионного дела из органа социальной защиты, который перечислял пенсию в период лишения свободы, и лишь затем начинает выплату пенсии. Пенсия выплачивается по новому месту жительства или регистрации пенсионера с первого числа месяца, следующего за тем, в котором он вышел на свободу.

Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Заявительный порядок начисления пенсии означает, что если бывший осужденный не обратится с заявлением о назначении пенсии, ему ее и не назначат. Даже в случае, если через некоторое время такое заявление будет подано, пенсию за прошлое время не выплатят (кроме случаев, когда заявление не было рассмотрено по вине пенсионного органа).

Для назначения или перерасчета пенсии с учетом периода времени, проработанного в местах лишения свободы, необходимо представить справку установленного образца, подтверждающую время работы в местах лишения свободы.

Контроль за правильностью начисления и целевым использованием пенсионных средств осуществляется органами социальной защиты населения, Пенсионным фондом РФ, куда и следует обращаться за разъяснениями и с жалобами.

Мой муж отбывал наказание в Астраханской колонии с 1985 г по 1988 г. В то время, когда находился в тюрьме он работал на производстве. Скоро ему надо будет выходить на пенсию и для получения трудовой пенсии не хватает трудового стажа. Он направил запрос по почте, потом несколько раз по телефону для получения справки учета времени осужденного. Ему ответили, что учитывается стаж после 1992 года и данных тех, кто работал до 1992 года у них нет. Хотя мой муж утверждает, что им с зарплаты высчитывали подоходный налог, а кому то и алименты. Правда ли, что трудовой стаж до 1992 года не учитывается для получения трудовой пенсии? И если не сохранились эти данные в колонии, то где же их искать,ведь куда то эти отчисления поступали?

Ответы юристов ( 3 )


  • 1561 ответ
  • 544 отзыва

Здравствуйте. Период работы в период отбывания наказания в виде лишения свободы до 1992 года в трудовой стаж не входит

По данному вопросу имеется судебная практика.

Кассационное определение Пермского краевого суда от 6 февраля 2012 г. по делу N 33-1142/2012 Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Веретновой О.А., судей Лапухиной Е.А., Заривчацкой Т.А., при секретаре Новгородцевой А.В. рассмотрела 06 февраля 2012 года в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Майника Р.Я. на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 06 декабря 2011 года, которым постановлено отказать в удовлетворении исковых требований Майник Р.Я. к управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми о включении в трудовой стаж времени работы в период отбывания наказания в местах лишения свободы. Заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия установила: Майник Р.Я. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Перми о включении в трудовой стаж времени работы в период отбывания наказания в местах лишения свободы. В обоснование своих требований истец указал на то, что 26.07.2010 ему назначена пенсия при этом период его нахождения в местах лишения свободы с 1968 по апрель 1986 года не был включен в стаж для назначения пенсии. Истец полагает данное решение пенсионного органа необоснованным, поскольку в этот период он был трудоустроен, получал высокую заработную плату. Суд постановил вышеприведенное решение. Проверив законность и обоснованность решения по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Судом установлено, что Майник Р.Я. является получателем трудовой пенсии по старости с 26.07.2010. В стаж для назначения пенсии не были включены периоды пребывания Майника Р.Я. (до 31.05.1996 — Юсупова Р.Я.) в местах лишения свободы имевшие место с 04.06.1968 по 10.04.1986. Суд при постановлении решения указал на то, что впервые положения ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, согласно которой время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий, были приняты на основании Закона РФ от 12.06.1992 N 2988-1 «О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовный процессуальный кодекс РСФСР». Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 12.06.1992 N 2989-1 о порядке введения в действие указанного Закона РФ, принятая этим Законом в новой редакции ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР вступает в силу с 01.09.1992. Обратной силы данная норма не имеет. В связи с внесением изменения в ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, норма которой соответствует норме ч. 3 ст. 104 Уголовного исполнительного кодекса РФ, действующего в настоящее время, указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 02.11.1992 N 1-94-У была принята Инструкция «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж», в п. 1.1 которой также указано о том, что положение ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР вступает в силу только с 01.09.1992. После внесения изменений в ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало учитываться в порядке, определенном названной Инструкцией с 01.09.1992. Поскольку истцом были заявлены требования о включении в трудовой стаж периодов лишения свободы, имевших место до 01.09.1992, с учетом изложенного выше, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что включение в общий трудовой стаж истца времени работы в местах лишения свободы противоречит действующему законодательству, и обоснованно отказал в удовлетворении его исковых требований. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 06 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Майника Р.Я. — без удовлетворения. Председательствующий Судьи

Исправительно — трудовые учреждения ведут учет работы осужденных с 1 сентября 1992 г. С этой же даты ими производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и соответственно время работы в период отбывания наказания в виде лишения свободы, засчитывается в общий трудовой стаж не ранее чем с 1 сентября 1992 г.

Справочник для освобождающихся из исправительных учреждений Пермской области

О пенсионном обеспечении


Виды пенсий,

назначение и выплата пенсий и пособий,

порядок их оформления после освобождения и т.д.

С 1 июля 1997 г. осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение по старости, по инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 98 УИК РФ).

По данным ГУИН МЮ по Пермской области в 2001 году в подведомственных ему исправительных учреждениях правом на пенсионное обеспечение обладали 1078 осужденных, из них 211 осужденным начислялась пенсия по старости, 734 - пенсия по инвалидности, 31 - пенсия по потере кормильца. Еще 37 человек пенсию не получали в виду отсутствия паспорта и невозможности оформить ее.

После вынесения обвинительного приговора выплата пенсии в отношении уже осужденного пенсионера должна осуществляться в порядке, который изложен в Приказе МВД РФ от 06.11.97. №18/3 - 204 "Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в ИУ". В соответствии с этим нормативным актом оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в ИУ, осуществляется администрацией соответствующего учреждения.

При назначении пенсии администрация ИУ оформляет (восстанавливает) и предоставляет органу, осуществляющему пенсионное обеспечение (орган социальной защиты по месту нахождения исправительного учреждения), паспорт осужденного, а также справку о нахождении осужденного в ИУ. Администрация заблаговременно принимает меры к розыску или оформлению необходимых для назначения пенсии документов при отсутствии их в личном деле осужденного. Только после этого органы социальной защиты по месту нахождения ИУ начнут перечислять пенсию на счет ИУ, открытый в банке для хранения депозитных сумм с целью последующего зачисления на лицевой счёт осужденного.

В соответствии с законом "О трудовых пенсиях в РФ" должны назначаться:

Cоциальная пенсия назначается: инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени (соответственно 1, 2, 3 существовавшие ранее группы инвалидности), детям-инвалидам; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) и не имеющим права на трудовую пенсию; гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) и не имеющим права на получение трудовой пенсии.

Трудовая пенсия по старости. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стража.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по индивидуальным показаниям.

  • Надбавки, в том числе и на нетрудоспособных иждивенцев, например: детей, независимо от того, что родитель с ребенком не проживает.
  • Из пенсий осужденных могут производиться удержания для возмещения расходов по их содержанию, по исполнительным документам (ст. 107 УИК РФ). В любом случае пенсионерам в ИУ на лицевые счета зачисляется, независимо от всех удержаний, не менее 25%, а инвалидами I и II групп - не менее 50% начисленных им зарплат, пенсий или других доходов.

    Общий трудовой стаж устанавливается по документам, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы. Этими документами могут быть трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, которая выдается администрацией исправительного учреждения. В трудовую книжку или справку, подтверждающую время работы осужденного в местах лишения свободы, вносятся сведения карты учета о суммарном времени работы.

    Если в трудовой книжке нет записи о периоде времени, проработанном в местах лишения свободы после 1 сентября 1992 года, то Вы вправе обратиться в то исправительное учреждение, в котором Вы отбывали наказание в виде лишения свободы за документом (справкой), подтверждающим время работы в местах лишения свободы, а при ликвидации последнего - в вышестоящую организацию системы исполнения наказаний. В случаях, когда документы, подтверждающие время работы лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, не сохранились частично или полностью в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций, произошедших в исправительном учреждении после освобождения таких лиц, администрация этих учреждений выдает по запросу обратившегося гражданина подтверждающие время работы в исправительном учреждении документы, подготовленные на основании данных территориального информационно-вычислительного центра.

    Для исчисления пенсии при обращении в орган социальной защиты населения за назначением пенсии также Вам понадобится справка о среднемесячной заработной плате установленного образца.

    Справка за период 1997-2001 годы выдается органами Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Факт постановки на учет (регистрации) в системе государственного пенсионного страхования подтверждается страховым свидетельством, которое выдается при освобождении. Номер индивидуального лицевого счета в этой системе также содержится в страховом свидетельстве.

    В том случае, если заработок приходится на период до регистрации в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками с места работы. Поэтому при освобождении Вы можете попросить выдать соответствующую справку, если рассчитываете использовать для исчисления пенсии период до постановки на индивидуальный (персонифицированный) учет.

    Освободившись из мест лишения свободы, пенсионер должен обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания с заявлением о выплате ему пенсии. Одновременно он должен предоставить справку об освобождении из мест лишения свободы или документ о регистрации, выданный органами регистрационного учета.

    На основании представленных документов оформляется запрос пенсионного дела из органа социальной защиты, который перечислял ему пенсию в период лишения свободы. Лишь с постановлением пенсионного дела начнется выплата пенсии. Выплачивается она по новому месту жительства или регистрации пенсионера с первого числа месяца, следующего за тем, в котором он вышел на свободу.

    Заявительный порядок начисления пенсии означает, что если Вы не обратитесь с заявлением о назначении пенсии, Вам ее и не назначат. Даже в том случае, если через некоторое время Вы такое заявление передадите по назначению, пенсию за прошлое время Вам не выплатят.

    Контроль за правильностью начисления и целевым использованием средств осуществляется органами социальной защиты населения, Пенсионным Фондом РФ. Туда и следует обращаться за разъяснениями и с жалобами (См. приложение №2).

    В 2000-2002 годах в Пермской области был принят ряд нормативных актов, обеспечивающих дополнительную поддержку со стороны государства:

    "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж", согласно которому пенсионеры, проработавшие по 35-40 лет, получили льготы по оплате коммунальных услуг, транспорта, дров и т.п.;

    "О доплатах к государственным пенсиям отдельным категориям пенсионеров" ввел областную надбавку в размере полутора минимальных пенсий по старости, получившим травмы и заболевания во время прохождения службы в "горячих точках";

    "О ежемесячной доплате отдельным категориям малоимущих неработающих пенсионеров Пермской области", согласно которому пенсионеры, проработавшие по 30-35 лет, чья пенсия ниже прожиточного минимума на 2 квартал 2001 года, в размере 744,1 рублей имеют право на получение доплаты до размера пенсии 744,1 рублей;

    Право на скидку при оплате жилья получили пострадавшие от политических репрессий и члены их семей;

    "О личном подсобном хозяйстве", согласно которому работа в личном подсобном хозяйстве будет включаться в трудовой стаж;

    Постановление Главы администрации (мэра) города Перми "О ежемесячной муниципальной надбавке отдельным категориям малоимущих неработающих пенсионеров города Перми" (с изменениями на 29 июня 2001 года) согласно которому устанавливается муниципальная надбавка пенсионерам, проработавшим по 30-35 лет, получающие пенсию по старости и инвалидности, а также имеющим несовершеннолетних детей неработающим инвалидам 1, 2 групп, не имеющим вышеуказанного стажа. Размер пенсии с надбавкой не должен превышать 830 рублей.

    [an error occurred while processing this directive]

    Читайте также: