Может ли пенсионер работать учителем в школе

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

16 октября 2019 15:55


Пожалуй, один из важных вопросов, который волнует всех педагогов и учителей - право на досрочную пенсию. Напомним, до 2001 года гражданам, осуществляющим педагогическую деятельность в детских образовательных учреждениях, назначалась пенсия по выслуге лет (на основании Закона РСФСР № 340-I от 20.11.90 г., действовавшего с 1992 по 2001 гг., и более раннего Постановления Совмина СССР № 1397 от 17.12.59 г.). Для получения пенсии преподаватель, учитель, воспитатель или иной работник сферы образования должен был иметь стаж просветительской деятельности не менее 25 лет.

В 2001 году в связи с введением обязательного пенсионного страхования, пенсии по выслуге лет фактически были упразднены. Им на смену пришли льготные трудовые пенсии, исчисляемые уже по новым правилам, но все также сохраняющие за учителями право уходить на заслуженный отдых раньше положенного.

И вот, спустя 14 лет, главный пенсионный закон страны претерпел еще одну волну изменений. Трудовые пенсии стали страховыми, а в нашу повседневную жизнь вошли такие понятия, как страховой стаж и пенсионные баллы.

Что это означает для педагогов? Наравне с другими гражданами РФ, работники сферы образования отныне поставлены в зависимость от размера своих пенсионных отчислений. Размер пенсии больше не зависит от среднего размера заработной платы. Все, что имеет значение - это величина ежегодных пенсионных отчислений. Чем больше педагог отчисляет и чем больше работает, тем больше будет его пенсия.

До внесения каких либо изменений в ФЗ №400 от 29.12.13 г., за учителями сохраняется право на льготную пенсию по выслуге лет. Основным условием для ее получения в 2015 году по-прежнему является специальный трудовой стаж. Но это еще не все.

По новым правилам педагогам придется научиться считать года и коэффициенты, а также неустанно следить за соблюдением нормы рабочего времени. Более подробно, о порядке назначения досрочной пенсии поговорим дальше.

Условия досрочного выхода на пенсию

Для того, чтобы день выхода учителя на пенсию пришел быстрее, требуется неукоснительное соблюдение требований подпункта 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ №400 от 29.12.13г.

Что же это за требования?

  • Наличие 25 лет стажа в учреждениях детского образования и минимального в году выхода на пенсию индивидуального пенсионного коэффициента ( в 2015 году - 6,6, в 2016 году - 9, в 2017 году - 11,4).
  • Соответствие должности и места работы утвержденным государственным спискам (подробнее см. Постановление №781 от 29.10.02г. за периоды работы с 2001г., Постановление Правительства РФ №1067 от 22.09.99г. за периоды работы с 1999 по 2001 гг., Постановление Совмина РСФСР №463 от 06.09.92г. за периоды работы с 1992-1999гг., Постановление Совмина СССР № 1397 от 17.12.59г. за периоды работы до 1992г.).
  • Осуществление педагогической деятельности на условиях полной занятости (Приказ Минобрнауки №1601 от 22.12.14 г.).

Нормы рабочего времени?

Особое внимание будущим пенсионерам рекомендуем обратить на последний пункт: для зачета отработанного времени в профессиональный стаж. С 2015 года педагогический работник для получения пенсии по выслуге лет должен вырабатывать норму рабочего времени соответствующую одной полной заработной ставке:

  • 36 часов в неделю - профессора ВУЗов, педагоги-психологи, трудовики, учителя физкультуры, старшие вожатые, библиотекари, методисты,
  • 30 часов в неделю - старшие воспитатели в ДОУ;
  • 25 - учителя, воспитатели, педагоги, работающие с детьми-инвалидами;
  • 24 часа в неделю - преподаватели музыки;
  • 20 часов в неделю - логопеды, и дефектологи в ДОУ и школах;
  • 18 часов в неделю - учителя в школах, педагоги и учителя доп. образования, преподаватели в спортивных школах и школах искусств, преподаватели иностранных языков в ДОУ;
  • 720 часов в год - преподаватели среднеспециальных учебных заведений

Для ряда сотрудников образования действуют особые условия зачета профессионального стажа. К таким сотрудникам относятся заведующие учебных заведений, детдомов, преподаватели музыки, директора лечебных санаториев, учителя начальных классов сельских школ и т.д.

Подробнее с условиями зачета профессионального стажа можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №781 от 29.10.12г.

Пресс-служба

Отделения Пенсионного фонда РФ

по Кабардино-Балкарской республике

г. Нальчик, ул. Чернышевского 181 «а»,

Статистика неумолимо свидетельствует о том, что приток молодых специалистов в образовательные учреждения настолько низок, что пора бить тревогу. Об этом говорят в министерстве, об этом кричат на местах, обсуждают в средствах массовой информации. Но почему «а воз и ныне там?». Попробуем разобраться в причинах ситуации?

Взгляд со стороны администрации школы

Директору школы подчас выгоднее взять на работу учителя пенсионного возраста, а еще лучше – пенсионера. Напомню, что многие педагоги в среднем к 50 годам получают пенсии по выслуге, при этом сохраняют определенный уровень работоспособности.

К выгоде директоров:

- они получают пенсии, а зарплата – это дополнительный бонус, их требования к зарплатам, а также к выплатам премий минимальны;

- педагоги-пенсионеры менее амбициозны, и всегда поддерживают руководство;

- педагоги-пенсионеры не требуют соответствующей организации рабочих мест, особенно, если речь идет об автоматизации учебного процесса;

- родители, как участники образовательного процесса, относятся к пенсионерам с уважением, что сокращает число конфликтов;

- к ученикам педагоги-пенсионеры менее требовательны, что сокращает число конфликтов, повышая степень удовлетворенности образовательными услугами школы.

Как видите, очень много плюсов!

А есть ли минусы для директора?

Недостатков такого явления в сфере образования для руководителей образовательных учреждений не так много, как они об этом рассказывают.

Они в следующем:

- отчетность, в которой руководитель обязан указать возрастные категории педагогов, но на вопрос, почему так мало молодых учителей, отвечает стандартно: «молодежь не идет работать в школы!», в итоге намеренно складывается стереотипное мнение, отвлекающее людей от реальной проблемы;

- другая проблема в исполнительности и ответственности – учителя-пенсионеры, с одной стороны, отличаются этими качествами, но с другой стороны, отказываются от выполнения ряда функциональных обязанностей, мотивируя последнее именно своим преклонным возрастом….на самом, же деле, такие педагоги – опытные сотрудники и выбирают лишь те функции, которые выполнить не сложно и их обязательно оплатят (например, уроки) или они оплачиваются хорошо, а от дополнительных трудоемких и низкооплачиваемых (например, внеклассных мероприятий) отказываются;

- проблема ответственности и наказания присутствует в том ключе, что пенсионер-педагог этого не особенно и боится по ряду причин: «дальше пенсии не отправят», «снимут премию, всегда есть пенсия», «накажете – уволюсь посреди года, кто к вам работать придет!».

Минусы для коллектива или реальные причины того, почему молодежь не идет работать в школу

В такой ситуации «вся полнота и бремя ответственности» ложится на учителей среднего возраста и ту небольшую долю пришедших работать молодых специалистов, которые оценив обстановку, через год или даже раньше просто уходят.

Итак, вот они причины или минусы:

- фонд зарплаты – определенный процент его уходит на доплаты за стаж (это законно), но с точки зрения бизнеса, рентабельности и эффективности производства (если взглянуть на школу с этой позиции) нецелесообразно;

- когда решается вопрос о премировании и награждении грамотами очень часто можно встретить такие формулировки, как «за долгие годы работы» и прочее, вообщем, принцип понятен…неудивительно, что молодежь, реально отработавшая и даже сверх того свою небольшую зарплату, просто обижается на несправедливость! Почему? Потому, что фонд оплаты труда для всего коллектива, а премии только стажистам, у которых + пенсия, а у молодежи садики, кредиты и ипотеки…им просто невыгодно быть в школе для массовости, им нужны деньги, чтобы все это оплатить.

Для сравнения могу привести примеры из системы правоохранительных органов и их премий за стаж. Премирование сотрудников, согласно, положениям, предусмотрено за 5, 10, 15, 20, 25 и более лет, а не ежегодно на профессиональный праздник, юбилей школы и прочую бессмыслицу.

Наше государство вручает премии работникам науки, культуры и искусства за вклад, а не за срок работы…..

Платить нужно за эффективность труда! По этой причине, рискну предположить, что молодежь в школах просто не нужна, иначе, чем и как учителя- пенсионеры будут платить ипотеки своих детей….

Напоследок, отмечу, что из всех моих коллег –пенсионеров, у которых дети окончили педагогические университеты, в школу свою дочь привела работать только одна….думайте, господа, делайте выводы….


В следующем учебном году образовательную отрасль ждет масса перемен. Первоклашки начнут учиться по новым стандартам, школы обещают модернизировать, а педагогам — индексировать зарплату. О проблемах и перспективах реформ «Известиям» рассказала директор Института развития образования Высшей школы экономики, один из разработчиков программы «Стратегия 2020» Ирина Абанкина.

Всех ли педагогов осенью ждет увеличение зарплат?

Федеральный центр принял решение направить на развитие образования 120 млрд рублей. Транш растянется на два учебных года. До 1 августа в регионы уйдет 20 млрд. Сумма для каждого субъекта федерации рассчитана по прозрачной формуле — пропорционально численности обучающихся и в зависимости от уровня доходов региона. При этом при расчете объема субсидии, которую получит регион, сельские школьники учитываются с коэффициентом 2. Эти деньги на зарплату истратить нельзя. Они идут на ремонт, повышение квалификации, переоснащение. Но за счет того, что регионам не нужно будет изыскивать средства на модернизацию, они обязаны найти возможность поднять зарплату учителей до средней по региональной экономике. А если это пока невозможно, то как минимум на 30%.

Когда все время говорится про среднюю зарплату в экономике, то это не значит, что ее каждый учитель получит. Некоторые регионы хотят повысить финансирование только стимулирующего фонда оплаты. И оставить его распределение на усмотрение школ. То есть зарплата повысится у педагогов с лучшими показателями качества. Я все-таки сторонник того, чтобы выросли и базовая, и стимулирующая части.

К сожалению, слышала, как многие губернаторы отчитывались, что в этом году они уже и так подняли доходы учителей. Но к «сентябрьскому» проекту это не относится. Не правильно отчитываться прошлыми заслугами. Эти вопросы должны быть сняты. Иначе нам грозит большой взрыв недовольства.

А критерии качества какие? В Москве с сентября 259 школ в качестве эксперимента будут переведены на новую систему оплаты. Учителям сказали, что их доходы будут зависеть от успеваемости учеников. А родители боятся, что придется платить за каждый чих.

Сегодня в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ школы переводят на систему нормативно-подушевого финансирования. То есть начинается переход от финансирования самих бюджетных учреждений к оплате их деятельности. Зарплата учителя делится на базовую, стимулирующую и компенсационную части. Базовая рассчитывается в зависимости от числа обучающихся, интенсивности, сложности предмета. Компенсационная несомненно связана с обязательствами законодательства. И самое главное — стимулирующая часть, которая должна распределяться с участием органов общественного самоуправления. Разработкой критериев оплаты занимается сама школа, ее управляющий совет. Для каждого учреждения критерии — свои. Со стороны родительской общественности должен быть сформирован заказ на качество. Очень важно, чтобы школы имели свою программу развития. И принимали решение, за что они хотят стимулировать учителя. Тем, кто уделяет большое внимание воспитанию детей, занимается с ними дополнительно. Или тем, кто готовит к олимпиадам, поддерживает творческую одаренность. Это же очень разные стратегии. Положительная динамика в освоении образовательных программ и в успеваемости обязательно должна учитываться. При этом Москва – не первый регион, который переходит на новые рельсы. Как показывает практика Белгородской, Калининградской, Тюменской, Томской областей, Краснодарского края и других регионов, чтобы мотивировать учителя, стимулирующий фонд должен быть не менее 20%. Это дает возможность талантливым педагогам, которые работают на результат, получать зарплату существенно выше. Иногда даже больше, чем опытные учителя.

Не станет ли сентябрьское повышение зарплаты разовой акцией? Сейчас помощь оказал федеральный бюджет, а где гарантия того, что и дальше пойдут дотации? Многие «бедные» регионы вряд ли сумеют изыскать у себя дополнительные доходы.

Есть такая угроза. Очень важно, чтобы образовалась системная основа повышения нормативов финансирования. А это значит, что необходимо внести соответствующие изменения в закон о бюджете.

Действительно ли по уровню образования российские школьники значительно отстают от европейских?

Однако новые стандарты старшей школы, предлагавшие индивидуализацию, забракованы и педагогами, и родителями. Что сейчас будет предложено общественности?

Эксперты пытаются найти компромисс между двумя существующими вариантами стандартов. Один предусматривает индивидуализацию и компетентностный подход. Когда дается минимум обязательных предметов и ученик сам формирует свою программу. Другой — профильное обучение. Скорее всего, будет найден компромисс между этими разработками. Но дальше остается вопрос, каким образом обеспечить принятие новых технологий обществом. Ведь мы натолкнулись не просто на критику стандартов, а на серьезное сопротивление реформам. И дело тут не только в недостатке информации. Есть группы, которые реально все понимают и сознательно не хотят отказываться от советской школы с 15–20 предметами. Педагоги старой закалки боятся остаться невостребованными, не способными освоить новые технологии. Мы ежегодно выпускаем 150 тыс. молодых учителей, которые могли бы стать носителями современных моделей обучения. Но в школу они не попадают, так как там все занято. Педагогов пенсионного возраста у нас вроде бы немного — 18–20%. Но они занимают ключевые позиции. И эта атмосфера застоя в коллективах, костяк которых — немолодые дамы. Многие из них вполне квалифицированны и стараются. Но требуется совсем другое, что они не в состоянии дать. Я считаю, что нужно освобождать от армии юношей, если они идут работать в школы. И конечно, делать конкурентоспособной зарплату. Чтобы родители увидели перспективу, каким должно стать наше образование, необходимо переходить от стратегии «ремонтных» работ к строительству новой школы во всех регионах. Новой во всех смыслах — школе, в которой преподавание ведется по новым технологиям, с молодыми педагогическими коллективами, автономией, современным оборудованием, школам, в которых ученики чувствуют себя в новой образовательной и культурной среде. Такая школа должна стать реальным образовательным и культурным центром и в городе, и в селе.

С «возрастными дамами» что делать? Увольнять — слишком радикальная мера.

Решать проблему достойной отраслевой пенсии. Создавать систему разных центров — психологических, логопедических, коррекционных и предлагать опытным педагогам работу в таких сетевых структурах. Заслон на возраст в школах — не старше 60–65 лет– необходим. Да, это недемократично. Но сегодня мы теряем не только темп обновления, но и качество. Причем в отношении дошкольников у меня такой жесткой позиции нет. Наоборот, малышам необходимы терпение, забота, внимание. Все это свойственно людям старшего возраста. А школам требуется креативность. И разница в два поколения между учеником и учителем этому не способствует.

Молодым везде у нас дорога? Совсем недавно писали о проблемах неопытных педагогов, а с какими проблемами или дискриминациями сталкиваются седовласые учителя? Будем разбираться.

Пенсионная реформа наделала немало шума. Правительство России приняло решение: выход на пенсию для мужчин в 65 лет, для женщин — в 63. Да и правительства других стран не отстают, постоянно поднимая пенсионный возраст.

Каково это — строить подростков, которые годятся во внуки? Как это — ежедневно собираться на работу вместо заслуженного отдыха? И самое главное: как не отстать от молодых, более шустрых коллег и оставаться не только заслуженным, но и востребованным учителем? С такими задачами ежедневно сталкиваются педагоги предпенсионного возраста.

Немного статистики: средний возраст российского педагога — 52 года. При этом доля учителей от 50 до 60 лет составляет в среднем треть педагогических коллективов, а десятая часть работающих учителей приходится на пенсионеров старше 60.
В Европе в образовательных заведениях принято уходить на пенсию в 60–65. Но для работающих с учениками младших классов более жесткие требования. Здесь возрастной ценз до 40 лет. Среди стран СНГ пока только в Азербайджане педагогов старше 65 лет стараются выпроводить на пенсию.

Стоит ли работать учителю на пенсии или нет? Вопрос неоднозначный. Например, у одной из наших коллег в школе была учитель физкультуры, любовно называемая всеми Дмитриевной, дама глубоко за 50 лет. Она даже сейчас даст фору на гимнастике любой старшекласснице, хотя ей уже слегка за 70. Такой учитель — лучшая реклама ЗОЖ и физкультуры.

Но бывает и так, что с одышкой учителю сложно произнести тему урока, а стопка тетрадей становится неподъемным грузом. В таком случае и правда лучше уйти на пенсию.

Сильные и слабые стороны учителя пенсионного возраста

Родители и более молодые коллеги думают, что пенсионера в школе держит только зарплата или страх одиночества. Хотя администрация констатирует, что к очевидным достоинствам такого учителя относят:

    Опыт. За десятилетия педагогической деятельности такой учитель застал столько реформ и инноваций, что ничто новое не пугает его. Да и свой предмет изучил вдоль и поперек. Для него нет белых пятен в школьной программе, он не боится выходить за рамки.

Достижения. У него есть ученики-победители олимпиад, авторы научных работ, рекордсмены по количеству набранных баллов на ЕГЭ и т.д. Именно поэтому опытных педагогов часто выбирают для репетиторства.

Сосредоточенность на работе. Учительница предпенсионного возраста не уйдет в декрет, у нее внезапно не заболеет ребенок. Да и сама вряд ли резко поменяет школу в середине учебного года. Так что раз взялась вести детей, значит сделает это ответственно и качественно.

  • Выше ответственность. Чтобы там ни говорили, а советское образование и закалка конкретно затачивали человека под специальность и сферу работы. Опытные учителя вряд ли на уроке будут делать селфи или переписываться в чатах с друзьями. Если они на работе, то значит на работе. И точка.
  • Как угнаться за молодежью?

    Чтобы пенсионеру самому чувствовать себя комфортно среди более молодых коллег, советуем:

      Следить за стилем. Знаем: денег мало, детям-внукам помогать надо и т. д. Но внешний вид учителя, особенно пенсионера, рассматривается учениками и их родителями под лупу. Пара юбок или брюк, блузы или рубашки — и вы неотразимы. Главное, чтобы вещи были целы, выглажены и современно выглядели.
      Как это сделать в рамках ограниченного бюджета, мы рассказывали на вебинаре «Имидж современного учителя».

    Перестать жаловаться. Возраст, болезни, седина, скачущее давление могут мешать преподавать и нести умное, доброе, вечное. Но пересказывать коллегам свою историю болезни, делиться сплетнями из очереди в поликлинике точно не стоит.
    Но не стоит и молчать, как партизан, если стало плохо. Работа в школе — не каторга, а вы — не раб, прикованный цепью. Трудовой подвиг на фоне гипертонического криза никому не нужен.

    Долой экскурсы в историю. «Вот в наше время/Теперь молодежь и т. д» — все эти лирические отступления неинтересны и только подчеркивают ваш возраст. Подобные заметки могут быть интересны на уроках истории в рамках той темы, очевидцем который были. И все.
    Старайтесь вести урок точно по плану. Если и делаете отступление, то только чтобы рассказать интересный факт по теме занятия.

    Не бояться новинок. Не признавать интерактивных досок и требовать им взамен кусок мела побольше. Порицать электронные дневники, не разобравшись в их преимуществах и возможностях — ошибки, которые могут допустить опытные педагоги. Хотя должны понимать, что современное образование использует все методы, чтобы быть эффективным для детей, а не удобным для пенсионерки Марьи Ивановны. Согласны?
    Чтобы подружиться с инновациями, смотрите вебинары и читайте блог ЦРТ «Мега-Талант».

    Объективно оценивать свои силы. Если вы утром с трудом поднимаетесь с кровати и буквально волочете ноги в «любимую» школу, то зачем мучить себя, коллег и детей.
    Седовласому педагогу с солидным педстажем на пенсии реально зарабатывать репетиторством в комфортным условиях дома. И никуда спешить не надо, и контакт с детьми не прекращается — одни плюсы.

    Но если вы просыпаетесь до будильника, «живете» своей работой и горите педагогикой, то не спешите в отставку. Кто тогда будет воспитывать новых Менделеевых или Перельманов?

    Вам слово: как вы считаете: до скольких лет учитель может работать в школе? Делитесь рекордами педстажа собственными или коллег. Интернет должен знать своих героев.

    Для россиян, осуществляющих педагогическую деятельность в детских образовательных организациях (педагогов, учителей, воспитателей, методистов и т.п.), пенсионным законодательством РФ предусмотрена возможность оформить льготную пенсию по выслуге лет. Право на досрочное оформление такой пенсии предоставляется при наличии определенного количества лет стажа профессиональной (педагогической) деятельности, рассчитываемого в определенном порядке, и независимо от общего страхового стажа и возраста.

    Выйти на пенсию досрочно гражданам этой категории можно при наличии:

    • Не менее 25 лет педстажа (согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»). В качестве педагогического стажа, дающего право на досрочное оформление пенсии, учитываются только периоды работы согласно установленному списку должностей и учреждений.
    • Минимально необходимого количества пенсионных баллов (ИПК), установленных ч. 3 ст. 8 вышеуказанного закона. Например, в 2020 году требуется 18,6 баллов, а в 2021 году будет нужно 21 и т.д. с ежегодным увеличением на 2,4 балла до тех пор, пока в 2025 году закрепится окончательное значение — 30 баллов.

    Льготная пенсия учителям по выслуге лет — будут ли изменения в 2020 году?

    Пенсионная реформа для учителей будет заключаться в введении периода отсрочки для оформления положенной им льготной пенсии по выслуге лет. Согласно принятому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. возможность стать пенсионером педагогическим работникам будет отложена на 5 лет после выработки льготного стажа.

    Такие изменения будут производить постепенно, с поэтапным увеличением предусмотренной отсрочки:

    • Ежегодно этот норматив будет увеличиваться на 1 год, пока в 2023 г. не закрепится окончательная величина (5 лет).
    • В 2019 и 2020 годах будут действовать льготные условия по выходу на пенсию — предусмотрено оформление выплат на полгода раньше предусмотренных сроков. Это значит, что для выработавших стаж в 2020 году получение пенсии будет отложено только на полтора года вместо двух.

    Определить, в каком году учителям и педагогам можно будет оформить досрочную пенсию в зависимости от года приобретения специального педагогического стажа, можно по таблице, представленной ниже:

    Дата выработки льготного стажа I п. 2019 II п. 2019 I п. 2020 II п. 2020 2021 2022 2023
    На сколько будет отложен ВП + 0,5 + 1,5 + 3 + 4 + 5
    Дата ВП II п. 2019 I п. 2020 II п. 2021 I п. 2022 2024 2026 2028

    Используемые в таблице сокращения: п. — соответствующее полугодие указанного года; ВП — выход на пенсию.

    Например, если учитель во втором полугодии 2019 года будет иметь 25 лет педагогического стажа, то оформить пенсионные выплаты он сможет через 6 месяцев после даты выработки специального стажа (т.е. во первом полугодии 2020 года). Для тех, у кого необходимое количество лет выслуги будет достигнуто в 2023 г. и позже, получение пенсии будет отложено уже на 5 лет.

    Основные условия льготного выхода на пенсию педагогов по выслуге лет можно изобразить следующим образом:


    Инфографика: условия выхода на пенсию педагогических работников по новому закону

    Выслуга лет для учителей в 2020 году

    Учителя, воспитатели и другие граждане, осуществляющие педагогическую деятельность смогут оформить пенсию досрочно, независимо от их возраста, проработав 25 лет по профессии. Как уже было отмечено ранее, новая пенсионная реформа для учителей не затронет норматив стажа, позволяющего оформить льготную пенсию — он по-прежнему будет составлять 25 лет.

    Для досрочного оформления пенсии педагогам учитывается только стаж работы в учреждениях и должностях, предусмотренных следующими нормативными документами в зависимости от периода работы:

    Период профессиональной деятельности Законодательный акт
    до 01.01.1992 Постановление Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959
    с 01.01.1992 до 31.10.1999 Постановление Совмина РСФСР № 463 от 06.09.1991
    с 01.11.1999 по 31.12.2001 Постановление Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999
    с 01.01.2002 Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002

    Согласно Постановлению Правительства № 665 от 16.07.2014 г. перечень должностей, учреждений, а также порядок расчета педагогического стажа остаются прежними — установленными Постановлением № 781. Изменилось только наименование пенсии — трудовая была заменена страховой по старости.

    Для оформления учителям льготной пенсии по старости необходимо, чтобы должность и место работы, указанные в трудовой книжке, соответствовали наименованиям должностей и учреждений, определенным вышеуказанными законодательными актами.

    Какие должности входят в педагогический стаж (перечень)

    Для того, чтобы период работы был включен в педагогический стаж, занимаемая в это время должность должна совпадать с наименованием, предусмотренным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г. Определить место работы и наименование занимаемой должности, период работы на которых будет включен в льготный стаж, можно по таблице ниже:

    Как считать педстаж для выхода на пенсию по выслуге лет?

    Периоды работы на соответствующей должности (см. таблицу выше) учитываются в специальный (льготный педагогический) стаж в календарном порядке. При этом при подсчете педагогического стажа есть ряд ограничений:

    1. В педстаж засчитывается весь срок работы учителя до 01.09.2000 г., независимо от выполнения в это время норм рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки). С 1 сентября 2000 г. время работы будет учтено в стаже только при выполнении установленной за ставку заработной платы педагогической или учебной нагрузки. Независимо от объема учебной нагрузки засчитывается стаж работы для учителей:
      • начальных классов общеобразовательных учреждений;
      • общеобразовательных школ в сельской местности (кроме вечерних и открытых сменных школ).
    2. Время работы педагогом, педагогом-воспитателем или медсестрой ясельной группы учитывается в льготном стаже только до 01.01.1992 г.
    3. Срок работы директором (заведующим или начальником) до 01.09.2000 г. учитывается в полном объеме, а после указанной даты — только при ведении преподавательской деятельности в предусмотренном объеме:
      • в учреждениях для детей — не менее 6 часов в неделю (240 ч. в год);
      • в учреждениях среднего проф. образования — не менее 360 ч. в год.
    4. Для работников учреждений дополнительного образования детей период работы до 01.01.2001 г. засчитывается в полном объеме, а после указанной даты — учитывается только при выполнении следующих условий:
      • на 01.01.2001 г. имеется стаж работы в этих учреждениях не менее 16 лет 8 месяцев;
      • имеется факт работы в этих учреждениях в предусмотренных Списком должностях в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.

    Вопрос — ответ

    Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком будет учитываться в льготном педагогическом стаже, если он был оформлен до 6 октября 1992 года. В этом случае не имеет значения, когда этот отпуск завершился — если он был предоставлен не позднее 06.10.1992 г., то в льготный стаж будет включен весь период отпуска.

    После принятия закона № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 06.10.1992 г., длительность отпуска по уходу за ребенком больше не включается в стаж для досрочного оформления пенсии (в том числе и в льготный педагогический).


    Пенсионная реформа 2020 года представляет собой начало второго этапа усовершенствований пенсионной системы России, что началась в сфере социального обеспечения в 2019 году. С 1 января 2020 года для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными основаниями, в том числе пенсий по выслуге лет для учителей, аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию.

    Льготная пенсия по выслуге лет учителям с 1 января 2020 года по новым правилам выхода

    Многие учителя продолжают волноваться какими будут пенсионные выплаты в 2020 году. Сохранится ли выслуга лет, которая позволяет покинуть рабочее место досрочно. Льготная пенсия для учителей является одним из хороших моментов в такой слезной и эмоциональной работе.

    Изменения пенсионного законодательства в 2020 году продолжатся также и для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными основаниями. С 1 января 2020 года для них аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию.

    Такие корректировки затронут и учителей, имеющих право на досрочное назначение пенсии при получении необходимого стажа профессиональной деятельности.

    Для россиян, осуществляющих педагогическую деятельность в детских образовательных организациях (педагогов, учителей, воспитателей, методистов и т.п.), пенсионным законодательством РФ предусмотрена возможность оформить льготную пенсию по выслуге лет. Право на досрочное оформление такой пенсии предоставляется при наличии определенного количества лет стажа профессиональной (педагогической) деятельности, рассчитываемого в определенном порядке, и независимо от общего страхового стажа и возраста.

    Выйти на пенсию досрочно гражданам этой категории можно при наличии:

    • Не менее 25 лет педстажа (согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»). В качестве педагогического стажа, дающего право на досрочное оформление пенсии, учитываются только периоды работы согласно установленному списку должностей и учреждений.
    • Минимально необходимого количества пенсионных баллов (ИПК), установленных ч. 3 ст. 8 вышеуказанного закона. Например, в 2018 году требуется 13,8 баллов, а в 2019 году будет нужно 16,2 и т.д. с ежегодным увеличением на 2,4 балла до тех пор, пока в 2025 году закрепится окончательное значение — 30 баллов.

    С проведением пенсионной реформы с 2019 года требования к стажу по профессии корректироваться не будут, но после завершения переходного периода стать пенсионером учителям можно будет только через 5 лет после выработки необходимого стажа. Вводиться новое условие будет постепенно — с ежегодным увеличением периода отсрочки. (см. таблицу).

    Льготная пенсия учителям по выслуге лет

    Пенсионная реформа для учителей будет заключаться в введении периода отсрочки для оформления положенной им льготной пенсии по выслуге лет. Согласно принятому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. возможность стать пенсионером педагогическим работникам будет отложена на 5 лет после выработки льготного стажа.

    Такие изменения будут производить постепенно, с поэтапным увеличением предусмотренной отсрочки:

    • Ежегодно этот норматив будет увеличен на 1 год, пока в 2023 г. не закрепится окончательная величина (5 лет).
    • В 2019 и 2020 годах будут действовать льготные условия по выходу на пенсию — предусмотрено оформление выплат на полгода раньше предусмотренных сроков. Это значит, что в 2019 году получение пенсии будет отложено только на 6 месяцев, а в 2020 — на полтора года.

    Определить, в каком году учителям и педагогам можно будет оформить досрочную пенсию в зависимости от года приобретения специального педагогического стажа, можно по таблице, представленной ниже:

    Дата выработки льготного стажа I п. 2019 II п. 2019 I п. 2020 II п. 2020 2021 2022 2023
    На сколько будет отложен ВП + 0,5 + 1,5 + 3 + 4 + 5
    Дата ВП II п. 2019 I п. 2020 II п. 2021 I п. 2022 2024 2026 2028

    Используемые в таблице сокращения: п. — соответствующее полугодие указанного года; ВП — выход на пенсию.

    Следовательно, если учитель во втором полугодии 2019 года будет иметь 25 лет педагогического стажа, то оформить пенсионные выплаты он сможет через 6 месяцев после даты выработки специального стажа (т.е. в первом полугодии 2020 года).

    Рассмотрим несколько примеров:

    • Женщина, которая выработала специальный стаж на 15 октября 2019 года, приобретает право на пенсию 15 апреля 2020 года.
    • Если у школьного учителя на 25 апреля 2020 года будет выработан необходимый стаж, то право на пенсию в таком случае будет определено с 25 октября 2021 года.

    Итак, кто выходит на пенсию в 2020 году?

    • В связи с переходным периодом, в 2020 году выйти на пенсию смогут учителя, выработавшие стаж во втором полугодии 2019 года.
    • Оформлять пенсию они будут в течение первой половины 2020 г. — через полгода после выработки спец. стажа.

    Для тех, у кого необходимое количество лет выслуги будет достигнуто в 2023 г. и позже, получение пенсии будет отложено уже на 5 лет.

    Новым законом не установлено, какого рода деятельность педагог должен вести в течении периода этой отсрочки. Это означает, что он может как прекратить педагогическую деятельность, проработав 25 лет, так и продолжить ее (на свое усмотрение).

    Выслуга лет для учителей с 2019 года

    Учителя, воспитатели и другие граждане, осуществляющие педагогическую деятельность смогут оформить пенсию досрочно, независимо от их возраста, проработав 25 лет по профессии. Как уже было отмечено ранее, новая пенсионная реформа для учителей не затронет норматив стажа, позволяющего оформить льготную пенсию — он по-прежнему будет составлять 25 лет.

    Для досрочного оформления пенсии педагогам учитывается только стаж работы в учреждениях и должностях, предусмотренных следующими нормативными документами в зависимости от периода работы:

    Период профессиональной деятельности Законодательный акт
    до 01.01.1992 Постановление Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959 г.
    с 01.01.1992 до 31.10.1999 Постановление Совмина РСФСР № 463 от 06.09.1991 г.
    с 01.11.1999 по 31.12.2001 Постановление Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г.
    с 01.01.2002 Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

    Согласно Постановлению Правительства № 665 от 16.07.2014 г. перечень должностей, учреждений, а также порядок расчета педагогического стажа остаются прежними — установленными Постановлением № 781. Изменилось только наименование пенсии — трудовая была заменена страховой по старости.

    Для оформления учителям льготной пенсии по старости необходимо, чтобы должность и место работы, указанные в трудовой книжке, соответствовали наименованиям должностей и учреждений, определенным вышеуказанными законодательными актами. В противном случае, в ПФР при определении права на досрочную пенсию могут быть исключены из стажа некоторые периоды работы, которые не соответствовали вышеуказанным требованиям.

    Перечень должностей, входящих в педагогический стаж

    Для того, чтобы период работы был включен в педагогический стаж, занимаемая в это время должность должна совпадать с наименованием, предусмотренным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г. Определить место работы и наименование занимаемой должности, период работы на которых будет включен в льготный стаж, можно по таблице ниже:

    Полный перечень приведен в Списке должностей и учреждений, утвержденном Правительством. Именно в таких, предусмотренных списком формулировках должна быть запись в трудовой книжке, чтобы период работы был зачтен в качестве льготного педагогического стажа.

    Как считать педстаж для выхода на пенсию по выслуге лет?

    Периоды работы на соответствующей должности (см. таблицу выше) учитываются в специальный (льготный педагогический) стаж в календарном порядке.

    При этом при подсчете педагогического стажа есть ряд ограничений:

    1. В педстаж засчитывается весь срок работы учителя до 01.09.2000 г., независимо от выполнения в это время норм рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки). С 1 сентября 2000 г. время работы будет учтено в стаже только при выполнении установленной за ставку заработной платы педагогической или учебной нагрузки. Независимо от объема учебной нагрузки засчитывается стаж работы для учителей:
      • начальных классов общеобразовательных учреждений;
      • общеобразовательных школ в сельской местности (кроме вечерних и открытых сменных школ).
    2. Время работы педагогом, педагогом-воспитателем или медсестрой ясельной группы учитывается в льготном стаже только до 01.01.1992 г.
    3. Срок работы директором (заведующим или начальником) до 01.09.2000 г. учитывается в полном объеме, а после указанной даты — только при ведении преподавательской деятельности в предусмотренном объеме:
      • в учреждениях для детей — не менее 6 часов в неделю (240 ч. в год);
      • в учреждениях среднего проф. образования — не менее 360 ч. в год.
    4. Для работников учреждений дополнительного образования детей период работы до 01.01.2001 г. засчитывается в полном объеме, а после указанной даты — учитывается только при выполнении следующих условий:
      • на 01.01.2001 г. имеется стаж работы в этих учреждениях не менее 16 лет 8 месяцев;
      • имеется факт работы в этих учреждениях в предусмотренных Списком должностях в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.

    Полный перечень ограничений, а также порядок учета времени работы педагогов и учителей представлен в утвержденных Постановлением № 781 Правилах исчисления периодов работы для льготного выхода на пенсию.

    Читайте также: