Чего не хватает пенсионной реформе

Краткое содержание:


Осенью 2018 года в России было принято решение о повышении пенсионного возраста, которое поставило на дыбы всю страну. Власти оправдывали столь непопулярное решение тем, что благодаря пенсионной реформе им удастся снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета, а также обеспечить гражданам устойчивый, опережающий рост пенсий.

Сейчас, по прошествии 2 лет становится совершено очевидно, что пенсионная реформа в том виде, как она была реализована, полностью провалилась. Ничего из того, что было обещано властями, не выполнено. ПФР как был дефицитным, так и остался таковым. Обещанная тысяча доходит далеко не до всех пенсионеров. А страну постоянно сотрясают скандалы, когда прибавка к пенсии составляет всего 1 рубль.

По сей день эксперты и политики говорят о том, что в пенсионной реформе вообще не было никакой необходимости. А инициаторы и реализаторы реформы тем временем предпочитают молчать о своем провале.

Экономии не получилось

Если сделать анализ на основе данных Счетной палаты, которые на днях опубликовала "Независимая газета" ( Подробнее >>> ), то можно увидеть, что за два года, прошедшие после начавшегося в стране постепенного повышения пенсионного возраста, эффект экономии для федерального бюджета оказался незначительным. Государство, как и раньше, продолжает делать то, что эта реформа должна была остановить или в существенной степени придержать – компенсировать выпадающие доходы из Пенсионного фонда за счет вливания из федерального бюджета.

«Всего трансферты из федерального бюджета на выплату страховых пенсий (средства на компенсацию выпадающих доходов за счет пониженных тарифов, на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на обязательное пенсионное страхование) в 2020 году по сравнению с 2018-м сократились на 135,58 млрд руб.», – пишет «Независимая газета», ссылаясь на данные Счетной палаты.

А на фоне пандемии эта «экономия» и вовсе сошла на нет.

«В результате сложившейся в 2020 году ситуации до конца года в бюджет ПФР может недопоступить страховых взносов на выплату страховой пенсии в объеме более 420 млрд руб. Дефицит бюджета ПФР может составить более 183 млрд руб. В связи с этим из Резервного фонда правительства в бюджет ПФР в 2020 году поступит 941,42 млрд руб.», – пояснили в Счетной палате.

При этом получателей пенсий в стране стало меньше более чем на 500 000 человек.

«Число пенсионеров по старости сократилось на 559,86 тыс. человек. Так, по состоянию на 31 декабря 2018 года было 36,7 млн человек, а на 1 октября 2020-го – уже около 36,1 млн человек», – отметили аудиторы Счетной палаты.

В конце ноября Госдума рассмотрит во втором чтении проект бюджета ПФР на следующую трехлетку. Из него следует, что в 2023-м весь трансферт федерального бюджета увеличится уже до 4 трлн руб., то есть на 25% по сравнению с 2020-м. При этом трансферты непосредственно на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 трлн руб.

А что с пенсиями?

Пенсии будут увеличиваться на тысячу рублей ежегодно, уверял нас господин Силуанов. И действительно, с первого взгляда может показаться, что реформа действительно обеспечила повышенную индексацию пенсий.

«Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров на конец 2018-го был около 14,4 руб., а по состоянию на 1 октября 2020-го – уже 16,5 тыс. руб. Примерно за два года пенсии увеличились более чем на 2000 руб.», – сообщает нам Счетная палата.

Однако напомню, что по действующему законодательству пенсии российским пенсионерам и так положено было индексировать на уровень инфляции. И без всякого повышения пенсионного возраста с учётом прошедшей инфляции государство обязано было добавлять пенсионерам в среднем примерно по 1000 рублей.

А сколько стариков у нас вместо обещанной тысячи получили прибавку гораздо меньше? А у скольких пенсионеров увеличение пенсий по факту не превысило 10 рублей или вовсе оказалось нулевым ( Подробнее >>> )?

Кроме того, данное повышение совершенно не коснулось работающих пенсионеров, и судьба полноценной индексации для этой категории граждан до сих пор под большим вопросом. А министр финансов уже договорился до того, что отмена индексации работающим старикам – это и вовсе "социальная справедливость" ( Подробнее >>> ).

Такой подход уже очистил рынок труда от сотен тысяч работающих пенсионеров.

«Число работающих пенсионеров по старости сократилось примерно за два года на 681 000 человек и составило на 1 октября 2020-го почти 7,9 млн человек», – сообщает нам Счетная палата.

Но можно предположить, что многие из этих пенсионеров ушли работать в тень, согласившись на зарплату в конверте, и потому стали не видны официальной статистике и Счетной палате. От этого опять же проиграл наш ПФР, так как благодаря этому не досчитается отчислений от официальной зарплаты, которые уплатили бы работодатели за этих людей.

Те, кто пока не является пенсионерами, и вовсе получили от пенсионной реформы одни только минусы в виде повышения пенсионного возраста и совершенно неопределенной судьбы их дальнейшей пенсии.

«Действующим пенсионерам пообещали доплату к пенсии 1000 руб. сразу и еще столько же на протяжении неизвестного количества лет. Обратите внимание, что речь шла не о тех, кто должен был выходить на пенсию, то есть не о тех, кто получает основной удар от этой реформы. Таким образом, государство дало денег тем, кого эта реформа не касается, а тем, кто принял удар, оно дало невнятные баллы в рамках предыдущих фаз реформирования пенсионной системы и обещания, что им потом пенсию будут удерживать на уровне не ниже инфляции, а все остальное забрала себе», — говорит президент Центра экономики инфраструктуры, ученый и экономист Владимир Косой.

За последние годы наше родное государство постоянно "кидало нас на деньги" – обесценивало сбережения, девальвировало рубль, меняло законы и конфисковало триллионы рублей пенсионных накоплений. Хотя у российских граждан уже давно выработался иммунитет на подобные решения и действия наших чиновников, но, на мой взгляд, пенсионная реформа для миллионов наших граждан и лично для меня стало настоящим ударом и болью, которая не утихла до сих пор.

Социологи констатируют факт, что за 2 прошедших года в стране выросла доля граждан, которые лично столкнулись с социальной несправедливостью, а в списке негативных факторов граждане очень часто ставят на первое место повышение пенсионного возраста.

Я считаю пенсионную реформу позором и провалом нашей власти. Но как мы видим, о своем позоре наши чиновники стараются умалчивать. Ведь ни одно государственное СМИ не сообщило нам об этом провале. И это убеждает нас в том, что власти все-таки осознают, что пенсионная реформа была совершенно не нужна и не принесла никаких положительных результатов стране. И поэтому сейчас об этом предпочитает умалчивать. Здесь как о покойнике – либо хорошо, либо ничего.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!

РАНХиГС: Чтобы выжить после 60 придется работать, вот только работы не будет




Пенсионная реформа приведет к росту бедности среди россиян предпенсионного возраста и замедлит борьбу с бедностью в целом. К такому выводу пришли эксперты РАНХиГС в исследовании «Анализ влияния повышения пенсионного возраста на уровень бедности», которое было представлено в рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ в среду, 10 апреля.

Авторы проанализировали влияние повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин на уровень бедности населения России в переходный период пенсионной реформы с 2019-го до 2028 года.

Базовый сценарий прогноза предполагает, что с 2020 года ВВП страны будет расти в среднем на 1,5% в год, а зарплаты и страховые пенсии к 2028 вырастут на 17%. В оптимистичном сценарии экономисты опираются на макропрогноз Минэкономразвития, который предполагает, что к 2024 году экономика будет расти на 3,3% в год и сохранит эти темпы. Тогда средняя зарплата вырастет на 35%, страховая пенсия — на 25%. К слову, большинство экономистов эти прогнозы от МЭР пока не разделяет.

Эксперты РАНХиГС считают, что в целом к 2028 году уровень бедности в стране снизится до 11,9% в базовом сценарии и до 9,8% в оптимистичном. По итогам 2018 года уровень бедности, по оценке Росстата, составил 12,9% (правда, ранее ведомство называло цифру 13,1%).

За первые два года пенсионной реформы уровень бедности снизится на полпроцента, так как на начальном этапе лишь небольшое количество граждан потеряет возможность получать пенсию, и это будет компенсировано их индексацией остальным пенсионерам.

Экономисты считают, что улучшение показателей будет происходить за счет роста экономики, соответствующего роста зарплат и обещанного властями увеличения пенсий на 1,5−2% выше инфляции. Также справиться с ростом бедности из-за пенсионной реформы должны помочь компенсационные меры: льгота по выходу на пенсию для граждан, достигающих пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах, сохранение налоговых и социальных льгот для предпенсионеров и так далее.

Тем не менее, как подсчитали в РАНХиГС, при прочих равных, без пенсионной реформы уровень бедности в России мог бы снижаться гораздо быстрее — дополнительно на 0,1−0,2 п.п. в 2019—2021 годах и 0,6−0,7 п.п. в 2024—2028 годах.

Причем сильнее всего от реформы пострадают именно предпенсионеры — их уровень бедности к 2028 году окажется на 3,5−4,2% выше, чем без повышения возраста выхода на заслуженный отдых. С нынешних 4,2% уровень бедности людей этой категории возрастет до 7,3% или до 6,1% при оптимистичном развитии событий.

Экономисты пояснили, почему именно на предпенсионеров придется основной удар реформы.

«У новых предпенсионеров не будет пенсии, они должны будут работать, чтобы жить. Однако очевидно, что существуют проблемы с трудоустройством лиц старшего возраста на рынке труда», — сказала старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС МаринаКарцева.

Уровень безработицы по расчетам авторов исследования составит 10% среди граждан, которые вынуждены остаться на рынке труда в связи с повышением пенсионного возраста. Несколько компенсировать эту тенденцию должно повышение минимального размера пособия по безработице с 4,9 тыс. до 11,28 тыс. для граждан предпенсионного возраста. Но период такой выплаты рассчитан только на год, поэтому со временем эффективность этой меры будет снижаться.

Власти уверяли, что пенсионная реформа необходима, что она не приведет к снижению уровня жизни людей, а, напротив, позволит улучшить благосостояние пенсионеров за счет роста их выплат. Но судя по исследованиям, эти заверения далеки от истины.

Заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор экономических наук, профессор ВШЭ Евгений Гонтмахер считает, что судить о первых итогах пенсионной реформы можно будет только через несколько лет, но сейчас все указывает на то, что она не поможет достичь ни одну из заявленных целей. Зато у людей теперь уже предпенсионного возраста прибавиться проблем, решать которые им придется самостоятельно.

— Пенсионную реформу обратно уже не вернуть, поэтому говорить о том, целесообразна ли она, с одной стороны уже поздно, а с другой — немного рано, потому что пока не хватает фактических данных для ее оценки. Да, есть исследования, вроде упомянутого вами, и есть подозрения, что пенсионная реформа в том виде, в котором она была задумана, не достигнет своих целей.

Напомню, что целей было две. Первая — улучшить ситуацию с финансированием пенсионной системы, то есть снизить нагрузку на федеральный бюджет. Судя по всему, сделать это уже не удастся.

Вторая цель, которая декларировалась, — это повышение уровня жизни пенсионеров. Посмотрим по ситуации, многое здесь будет зависеть от экономики, но не исключено, что и эта цель достигнута не будет. Работа РАНХиГС отчасти на это указывает.

Окончательные выводы нужно будет делать, по крайней мере, по итогам этого года. Хотя 2019-й не характерен, так как повышение пенсионного возраста из-за переходного периода будет идти совсем медленно. Думаю, понадобится года 2−3, чтобы подвести итоги. Тогда мы получим первые данные, например, о трудоустройстве людей, которые вместо того, чтобы выйти на пенсию, оказались на рынке труда. Смогли ли они дополнительно поработать эти год-полтора, какой была их зарплата, компенсировала ли она им потери от ожидаемой пенсии, которую они не смогли получить и так далее?

Все это станет ясно в 2021—2022 годах. Тогда можно будет точно сказать, насколько все это имело смысл. Пока очень осторожно я могу предположить, что смысла в проведенной пенсионной реформе не было.

«СП»: — В исследовании РАНХиГС сказано, что основной удар придется на предпенсионеров. Так ли это и почему?

— Да, это было понятно еще в прошлом году, когда обсуждали эти предложения. Наш рынок труда не такой благоприятный для предпенсионеров, и это одна из основных причин того, что бедность, как предположили коллеги, будет снижаться не так быстро, как могла бы.

Бедность измеряется по доходам, а пенсия — это источник дохода. Если человек будет выходить на пенсию позже на несколько лет, ему нужно чем-то компенсировать этот период. Компенсировать его можно только заработной платой, но тот рынок труда, который сложился у нас, очень консервативен. Даже наметок на экономические реформы, которые позволили бы создать большое количество рабочих мест, не видно. Тем более что предпенсионеры — это люди, у которых часто бывают проблемы с переобучением в силу возраста и навыков. Никакой неожиданности в этом нет, но хорошо, что коллеги смогли это подсчитать.

«СП»: — Смогут ли власти как-то компенсировать эти выпадающие доходы?

— Думаю, нет. У нашего государства нет таких денег. Если оно введет специальные пособия для предпенсионеров, зачем вообще повышали пенсионный возраст? Тогда нужно было ничего не трогать, и продолжать выплачивать пенсии женщинам с 55 лет, а мужчинам с 60, и проблема была бы на этом уровне закрыта. Но никто не будет возвращать выплату пенсий на прежние возрастные пределы, как и не будет вводить новые пособия.

Какая-то часть предпенсионеров неизбежно окажется в сложном материальном положении, вопрос только в том, какая часть и в какой степени их материальное положение обострится. Но это явление, безусловно, будет.

«СП»: — Если в стране начнется обещанный экономический рост, этих проблем удастся избежать?

— Экономический рост дал бы больше возможностей для создания новых рабочих мест, для наполнения бюджет и, наверное, эти проблемы можно было бы как-то смягчить.

Но дело не только в количестве, но и в качестве экономического роста. Если у нас останется нынешняя сырьевая зависимость, она не создаст много рабочих мест в других отраслях экономики. Мы будем иметь ту же картину, что и сейчас, когда есть небольшой сектор, где высокие зарплаты и все развивается относительно хорошо, а вся остальная экономика живет на голодном пайке.

В такой системе экономический рост возможен, только если резко увеличатся цены на нефть. Сейчас она стоит 70 долларов за баррель, а будет, например, 170. Но это невозможно, поэтому и о бурном росте пока говорить не приходится.

Нужны масштабные реформы, которые обеспечили бы экономический рост во всех секторах экономики. Только тогда положение предпенсионеров после пенсионной реформы как-то могло бы смягчиться.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.



МОСКВА, 20 ноя – ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Реализация предложения выплачивать пенсии напрямую из бюджета никак не отразится на размере выплат. Низкие пенсии связаны со скромными доходами работающих россиян, которые и субсидируют пенсионную систему, и ликвидацией Пенсионного фонда эту проблему не решить, говорят эксперты, опрошенные агентством "Прайм". К тому же, прежде чем упразднять ПФР, надо решить, кто придет ему на смену, и к каким расходам это приведет.

Чьи пенсии пересчитают. Власти разрабатывают новый порядок выплат

Председатель "Справедливой России" Сергей Миронов заявил, что власти России должны признать провал пенсионной реформы. По его мнению, необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, туда же отправлять и пенсионные выплаты из доходов. Средняя страховая пенсия в России едва превышает прожиточный минимум, на который и так "невозможно прожить", сказал он.

ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ…

Эксперты считают, что низкие пенсии в России связаны с объективными причинами, в частности, с низкими доходами работающего населения, которое и субсидирует пенсионную систему. В стране не развиты корпоративные пенсионные программы, лишь единицы могут себе позволить индивидуальные сбережения.

"Низкие зарплаты – следствие слабой экономики и неработающих профсоюзов. Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, следовательно, замена ПФР его альтернативой на уровень жизни пенсионеров в ближайшем будущем никак не повлияет", — уверена профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.

По ее мнению, необходимо разработать стратегию повышения эффективности работы ПФР за счет сокращения внутренних издержек, но его ликвидация и передача функций другому органу "не только не повлияет на размер пенсий пенсионеров, но и может привести к ошибкам при их назначении и задержкам в выплате".

Эксперт рассказал, как будет расти средняя пенсия в РФ до 2024 года

Предложение выплачивать пенсии напрямую из бюджета вместо ПФР никоим образом не скажется на размере пенсий в России соглашается и аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов.

СЭКОНОМИТЬ НЕ ВЫЙДЕТ

Консолидированный бюджет России, куда сейчас формально не входят ПФР, соцстрах и аналогичные структуры, составляет порядка 50 триллионов рублей. Из этой суммы страна тратит 9 триллионов в год на пенсии — в среднем получается около 17 тысяч в месяц на каждого пенсионера, инвалида или другого льготника.

"Существенно нарастить пенсии можно, лишь сократив другие статьи расходов. Самые крупные из них, не считая пенсий, — это армия, полиция и спецслужбы. Они совокупно расходуют более 5,5 триллионов в год, но даже если мы сократим силовые ведомства вдвое, средний размер пенсии в России увеличится всего на треть или на 6 тысяч рублей в месяц", — подсчитал Емельянов.

Так что возможность сильно сэкономить за счет ликвидации ПФР — это иллюзия. На собственные нужды, включая зарплаты, фонд тратит около 117 миллиардов рублей в год. Этих денег хватит, чтобы прибавить каждому пенсионеру 220 рублей в месяц, а ведь начислениями все равно придется заниматься, у Минфина нет лишних рук, чтобы администрировать пенсии для каждого из 43 миллионов человек, вычисляя ошибки, проверяя индексацию и т.д. "Во всех странах, где существует пенсионная система, есть либо частные, либо государственные фонды, которые ее обслуживают", — говорит аналитик.

Прежде чем ликвидировать ПФР, необходимо понять, кто придет ему на смену и каких расходов этот переход потребует.

"Расходы на содержание ПФР составляют менее 1% его бюджета, а вот будут ли издержки значительно ниже при переводе его функций, например, в МФЦ – большой вопрос", — размышляет Финогенова.

Учитывая то, что в России сложилась страховая пенсионная система, необходим администратор, назначающий пенсии, собирающий подтверждающие документы, а также осуществляющий выплаты.

ПРОСТО СМЕНИТСЯ ВЫВЕСКА

Нюанс состоит в свободе распоряжения средствами — правительство весьма легко может перераспределять деньги в рамках бюджета, считает руководитель центра аналитики НПФ "Сафмар" Евгений Биезбардис. Однако страховые взносы внебюджетного пенсионного фонда имеют строго целевой характер и направляются исключительно на выплаты застрахованным лицам.

К тому же ликвидация ПФР облегчит вопрос полной национализации всех пенсионных накоплений в случае очередного кризиса.

В Госдуме предложили выплачивать пенсии из бюджета

"Все это приблизит современную страховую пенсионную систему к советской модели, в рамках которой пенсии не имели такого индивидуального характера, как сейчас, и зависели не от полученных взносов от работодателей, а от доходов госбюджета. Иначе говоря, в годы высокой цены на нефть пенсии выплачивались нормально, а во время кризиса их выплата приостанавливалась либо прекращалась индексация", — рассуждает аналитик.

Огромная часть страховых пенсий стабильно финансируется за счет трансферта из госбюджета или Фонда национального благосостояния. Всего в 2021 году расходы ПФР планируются в объеме 9,6 трлн рублей по разным направлениям. Из них на страховые пенсии будет направлено 7,8 трлн рублей, которые лишь на 5,7 трлн рублей будут профинансированы страховыми взносами, то есть, лишь на 73%. Получается, почти 40% всех доходов ПФР – это поступления из бюджетов других уровней.

"Некоторые сторонники отмены ПФР сетуют на якобы большие и неэффективные расходы фонда, но по сравнению со многими зарубежными аналогами расходы Пенсионного фонда на одного обслуживаемого человека оказываются не такими уж и большими. Цифровизация серьезно повышает эффективность, но далеко не все люди старших возрастов готовы к новшествам. Да и после ликвидации ПФР обслуживание россиян надо будет проводить в тех же зданиях – просто сменится вывеска", — заключает эксперт.

МЕЧТЫ О СПОКОЙНОЙ СТАРОСТИ

В свою очередь политический обозреватель Дмитрий Галкин убежден, что выплата пенсий должна осуществляться напрямую из государственного бюджета, поскольку в российских условиях нельзя гарантировать нормальную работу Пенсионного фонда, дефицит которого постоянно растет, и, соответственно, реализацию конституционного права граждан на обеспеченную старость.

"Безусловно, доля расходов на пенсионное обеспечение в госбюджете существенно возрастет, но ведь речь идет о выполнении важнейшей обязанности государства. В условиях надвигающегося экономического кризиса власть не может поставить под угрозу работу пенсионной системы, поэтому, если в рамках нынешнего подхода к бюджетным расходам нет средств на пенсионное обеспечение, то структуру бюджета необходимо менять", — резюмировал он.


В связи с так называемой пенсионной реформой, проведенной в России, в 2020 году отложится выход на пенсию у 800 тыс. человек — с учетом тех, у кого пенсия сдвинулась уже в 2019 году. Такие данные дает руководство Пенсионного фонда России. Таким образом, значительное число наших граждан уже самым непосредственным образом столкнулись с первыми итогами изменений, внесенных в российскую пенсионную систему.

Очевидно, что перемены очень остро влияют на жизнь людей старших поколений.

Во-первых, теперь они вынуждены менять свои жизненные планы и продолжать работать в среднем еще пять лет, лишаясь выбора — продолжать ли трудовую деятельность или заниматься чем-то другим, например нянчить внуков. Соответственно под ударом оказались не только те, кого непосредственно затронуло повышение пенсионного возраста, но и члены их семей. Вполне возможно, что новые условия повлияют и на рождаемость — когда молодые семьи не смогут рассчитывать на помощь своих родителей, многие примут решение отложить рождение детей.

Во-вторых, увеличение пенсионного возраста лишило граждан старшего возраста вполне конкретной суммы пенсионных выплат за пять лет, которая ранее им причиталась и на которую они могли рассчитывать. Если считать по уровню средней пенсии в 2019 году, то общая цифра весьма существенна — более 846 тыс. руб.

В итоге мы имеем дело с серьезной несправедливостью по отношению к старшему поколению, а в конечном итоге эта несправедливость коснулась большинства жителей страны.

Правильным решением было бы провести такую реформу, где бы в корне изменился заложенный еще в 1930-е годы и действующий до сегодняшнего дня принцип расчета пенсии, которая считается от заработной платы. Использовать подход почти столетней давности — привязывать пенсию к зарплате работающих людей — абсолютно несправедливо и неправильно. Слишком сильно изменился мир и условия труда людей: с точки зрения фондо- и энерговооруженности нельзя поставить знак равенства между XXI веком и началом прошлого столетия. В 1930-е годы не было роботов, цифровизации и пр., что стало неотъемлемыми реалиями нашей жизни. Землю копали вручную лопатами — громоздкие паровые экскаваторы были тогда единичными. Уголь добывали кувалдой и поднимали вручную вагонетками — а сегодня машины, которыми добывается уголь, максимально производительны и мощны. И так в любой отрасли экономики.

В связи с этим о настоящей реформе можно было бы говорить в том случае, если бы реформаторы изменили сам принцип формирования пенсионного фонда — не через отчисления с заработных плат людей трудоспособного возраста, а исходя из результатов развития всей экономики — динамики валового регионального продукта в регионах, валового внутреннего продукта всей страны.

То есть пенсии должны зависеть от того, сколько зарабатывает вся страна. И пенсионный фонд должен формироваться, исходя из этого, от растущего объема ВВП. В таком случае хватало бы средств на пенсии и их регулярную индексацию.

Что характерно, предлагаемая система — отталкиваться от ВВП, для того чтобы формировать пенсионный фонд и платить пенсию, — не вызывает возражений по существу у экспертов, а также у представителей Пенсионного фонда России и органов власти разного уровня. Однако оказалось, что при действующем режиме на уровне правительства такую справедливую по отношению к людям и эффективную по потенциальным результатам пенсионную реформу провести нельзя. Вместо этого произошло то, что произошло: несмотря на многочисленные протесты населения власти подняли пенсионный возраст.

В Иркутской области было сделано все возможное, чтобы сгладить последствия для тех, кто оказался под ударом, по крайней мере на уровне региона. В частности, как раз в то время, когда на федеральном уровне продвигалась «пенсионная реформа», был принят закон о ветеранах труда Иркутской области, на чем много лет подряд настаивал и областной совет ветеранов. В результате благодаря этому законодательному акту ветераны труда региона были приравнены к федеральным ветеранам труда.

Были приняты меры и по защите других категорий населения Иркутской области — прежде всего представителей старших поколений. С 2018 года было принято решение выплачивать гражданам, имеющим статус детей войны, по 2 тыс. руб. ко Дню Победы. Кроме того, в регионе предусмотрены ежемесячные доплаты труженикам тыла, а также пожилым ветеранам, которым уже исполнилось 90, 95 и 100 лет. Был введен и достаточно широкий спектр местных льгот для инвалидов 1-й и 2-й групп, связанный с лекарственным обеспечением.

Все это примеры тех мер, которые были предприняты на уровне одного региона — в рамках его возможностей и полномочий — для того, чтобы хотя бы частично сгладить последствия несправедливой «пенсионной реформы». При этом для того, чтобы менять ситуацию не точечно, а комплексно, нужно принимать решение не о повышении пенсионного возраста, что ущемляет права граждан, а о переустройстве самой пенсионной системы — так, чтобы сделать ее современной, эффективной и соответствующей реалиям XXI века. Однако такие серьезные реформы возможны либо только под большим социальным давлением населения на действующую власть, на правящий режим, либо вовсе после смены руководства страны.

Читайте также: