Фз о трудовых пенсиях постатейный комментарий белянинова ю в

ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА N 173-ФЗ

"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 августа 2008 года
Ю.В. БЕЛЯНИНОВА
Белянинова Юлия Владимировна - юрист, опыт работы около 20 лет, автор многих статей и книг.
Федеральной закон от 17.12.2001 N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является новеллой в пенсионном законодательстве, логическим завершением проведения пенсионной реформы в России.

В Законе регламентированы все институты пенсионного обеспечения - от возникновения и порядка реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии, условий назначения всех видов трудовых пенсий и их размеров до оснований и порядка их перерасчета и индексации и источников финансирования.

В комментарии последовательно и подробно проанализировано каждое положение Закона с теоретической и практической точек зрения. Приведено множество авторских примеров, поясняющих применение на практике непростых норм Закона (особенно формул).

При подготовке настоящего комментария использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 августа 2008 года.
Введение
Идея пенсионной реформы и замены имеющейся пенсионной системы на принципиально новую, отличную от той, которая действовала в России долгие годы, возникла в 2001 году. После этого в рекордно короткие сроки система была разработана и с 1 января 2002 года уже вступила в действие. При этом она была негативно воспринята специалистами и подвергнута резкой критике со стороны многих общественных формирований, научных работников и юристов.

Основными отрицательными критериями оценки являлись выводы о том, что пенсионная реформа приведет не к увеличению, а к снижению уровня жизни населения пенсионного возраста, а часть пенсионных платежей будет использована не по их прямому назначению. Критике также подвергся тот факт, что новое пенсионное законодательство и связанные с ним серьезные изменения не выносилась на широкое народное, а также научное обсуждение.

Однако со временем взгляды большинства из тех, кто подвергал критике пенсионные реформы, изменились, так как преимущества и положительные тенденции в институте пенсионного законодательства стали более чем очевидны. Стало ясно, что новое пенсионное законодательство направлено на изменение ранее существующей распределительной системы начисления пенсий, не отвечающей современным условиям. Размер пенсии увеличивался за счет ее накопительной части и учета страховых обязательств государства персонально перед каждым гражданином.

Одной из целей новой пенсионной реформы является изменение взаимоотношений между работником, с одной стороны, и работодателем - с другой. При этом работник понимает, что сам может повлиять на свое материальное благополучие при достижении пенсионного возраста, обеспечив себе достойную старость. Работодатель при этом обязан отчислять страховые взносы за каждого работника.

В основу пенсионной реформы были заложены следующие "краеугольные камни":

1) ставка единого социального налога на пенсионные цели была снижена вдвое, и данный налог должен был зачисляться не в Пенсионный фонд РФ, а в федеральный бюджет. За счет этих средств происходит финансирование базовой части пенсии, размер которой не должен зависеть от стажа работника и его заработной платы;

2) страховые взносы должны вноситься в Пенсионный фонд РФ, т.е. в виде индивидуально возмездных платежей по обязательному пенсионному страхованию. Размер взносов установлен на уровне 14% выплат в пользу работника, с ее регрессивным снижением с суммы выплат, превышающей 100000 руб. в год. Указанная сумма находится на индивидуальном счете застрахованного лица и составляет его пенсионный капитал. Размер страховой части пенсии определяется в зависимости от величины пенсионного капитала и времени наступления пенсионного возраста;

3) пенсионные права, имеющиеся у работника к моменту изменения пенсионного законодательства, в зависимости от имеющегося стажа и заработка, должны быть преобразованы в начальный пенсионный капитал. Размер указанного пенсионного капитала рассчитывается на основании расчетного размера пенсии по действующим ранее и вновь разработанным нормам с применением индивидуального коэффициента пенсионера, уменьшенного на размер базовой части пенсии, и ожидаемого периода выплаты пенсии по старости;

4) для работников, родившихся до 1967 года включительно, установлен размер выплат на накопление до 8% в пользу работников. Лицам, которым до достижения пенсионного возраста остается менее 10 лет, данная ставка установлена в размере до 2% выплат. Указанные суммы, поступившие на специальную часть лицевого счета застрахованного лица, и суммы дохода от размещения средств составляют индивидуальные пенсионные накопления работника. Накопительная часть пенсии рассчитывается исходя из размера пенсионных накоплений и времени наступления пенсионного возраста.

После проведения пенсионной реформы для всех категорий работающих пенсионеров предусмотрена выплата пенсий в полном объеме. Для работников предпенсионного возраста предусмотрено комбинирование выгодных условий назначения пенсии, взятых и из старой, и из новой систем. Для некоторых категорий пенсионеров, в том числе работников образования, здравоохранения и культуры, предусмотрены надбавки к пенсии за выслугу лет.

Таким образом, размер пенсии в соответствии с новым пенсионным законодательством зависит не от стажа работника, как это было ранее, а от его реального заработка, а также размера отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно заставить работодателей отказаться от выплат работникам зарплат "в конвертах", так называемым "черным налом", показывая реальную картину состояния дохода работников и увеличив поступления средств для выплаты пенсий.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Всем гражданам предоставляется свободный выбор - кому доверить свои пенсионные накопления - государству или частным структурам, то есть негосударственным пенсионным фондам, которые действуют с 2004 года. Негосударственные пенсионные фонды аккредитованы в системе государственного пенсионного обеспечения и постоянно подвергаются жесткому контролю и надзору для обеспечения надежности и гарантии сохранности денег будущих пенсионеров.

Одним из основных принципов новой пенсионной системы является ее доступность и прозрачность. Это означает, что каждому гражданину ежегодно предоставляется отчет о состоянии его пенсионного счета - размер перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Официальные уведомления о состоянии индивидуального пенсионного счета граждане получают с 2002 года.

Размер базовой и страховой части пенсии индексируется ежегодно с учетом темпов инфляции, роста потребительских цен и заработной платы.

Структуру новой пенсионной системы составляют следующие ее элементы:

- государственное пенсионное обеспечение;

- государственное пенсионное страхование;

- профессиональные пенсионные системы;

- дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное страхование направлено на формирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.

Государственное пенсионное обеспечение направлено на начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых по Закону о трудовых пенсиях, и пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по Закону о пенсионном обеспечении, и финансируется из федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога.

Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит гражданам дополнительные пенсии за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственной и негосударственной системе пенсионного страхования в дополнение к двум первым частям.

Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставление лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы.

Трудовые пенсии будут предоставляться всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным государственным пенсионным страхованием.

В Законе о трудовых пенсиях выделяются три вида трудовых пенсий:

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца.

Возраст, при котором граждане России приобретают право на получение пенсии по старости, не изменен и составляет 60 лет для мужчин и 55 лет - для женщин. При этом сохранен институт досрочного назначения пенсии по старости многодетным матерям и работникам отраслей и профессий, которые имеют право на льготную пенсию.

Новеллой пенсионной системы является положение о том, что для приобретения права на трудовую пенсию по старости работник может иметь всего пять лет страхового стажа (независимо от того, подряд или в различные периоды жизни), в течение которых с его заработка в Пенсионный фонд перечислялись страховые взносы.

Право на пенсию по инвалидности возникает в случае наступления инвалидности, повлекшей за собой полную или частичную утрату трудоспособности. При этом пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья и профессионального заболевания переводятся в систему страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и будут регулироваться Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Право на пенсию по случаю потери кормильца возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Пенсионная реформа полностью соответствует требованиям Конституции, что показывает практическое исполнение Федерального закона от 17.12.2001 N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на протяжении уже значительного времени.
17 декабря 2001 года N 173-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 29.11.2003 N 154-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 14.02.2005 N 3-ФЗ, от 03.06.2006 N 70-ФЗ,

от 03.06.2006 N 77-ФЗ, от 24.09.2007 N 223-ФЗ,

от 01.11.2007 N 244-ФЗ, от 01.12.2007 N 312-ФЗ,

от 22.07.2008 N 156-ФЗ,

с изм., внесенными

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004

N 11-П, Определением Конституционного Суда РФ от 27.06.2005

N 231-О, Постановлением Конституционного Суда РФ

от 10.07.2007 N 9-П)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
Комментарий к статье 1
1. В пункте 1 комментируемой статьи указано, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются только в соответствии с настоящим Законом, то есть с Федеральным законом о трудовых пенсиях. Однако это утверждение требует уточнения и расширенного толкования.

Основным Законом РФ является Конституция РФ, многие положения которой лежат в основе российского пенсионного законодательства. Так, статья 7 Конституции РФ гласит: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Кроме того, в статье 39 Конституции РФ прямо указано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Положения Конституции являются основополагающими, и на их основе создаются все законодательные акты, в том числе и касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.

Также имеются федеральные законы, лежащие в основе, а также дополняющие и уточняющие положения Закона о трудовых пенсиях. Это Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и некоторые другие. Также принимаются постановления Правительства РФ по данному вопросу.

Вторая часть пункта 1 комментируемой статьи устанавливает норму о том, что изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Эта установка является общей для всех издаваемых и действующих федеральных законов в РФ и означает, что Правительством не должно создаваться нагромождение законов, регулирующих, в частности, пенсионное обеспечение, а должны вносится поправки, изменения и дополнения в один существующий Закон, что призвано упорядочить нормотворческую деятельность и упростить применение и неукоснительное исполнение Закона.

Так, Федеральными законами от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.11.2007 N 244-ФЗ, от 01.12.2007 N 312-ФЗ вносились изменения и дополнения в ст. ст. 14 - 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся размеров пенсии по старости и инвалидности. Это связано с изменением уровня инфляции и направлено на улучшение материального положения пенсионеров.

ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА N 173-ФЗ

"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 августа 2008 года
Ю.В. БЕЛЯНИНОВА
Белянинова Юлия Владимировна - юрист, опыт работы около 20 лет, автор многих статей и книг.
Федеральной закон от 17.12.2001 N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является новеллой в пенсионном законодательстве, логическим завершением проведения пенсионной реформы в России.

В Законе регламентированы все институты пенсионного обеспечения - от возникновения и порядка реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии, условий назначения всех видов трудовых пенсий и их размеров до оснований и порядка их перерасчета и индексации и источников финансирования.

В комментарии последовательно и подробно проанализировано каждое положение Закона с теоретической и практической точек зрения. Приведено множество авторских примеров, поясняющих применение на практике непростых норм Закона (особенно формул).

При подготовке настоящего комментария использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 августа 2008 года.
Введение
Идея пенсионной реформы и замены имеющейся пенсионной системы на принципиально новую, отличную от той, которая действовала в России долгие годы, возникла в 2001 году. После этого в рекордно короткие сроки система была разработана и с 1 января 2002 года уже вступила в действие. При этом она была негативно воспринята специалистами и подвергнута резкой критике со стороны многих общественных формирований, научных работников и юристов.

Основными отрицательными критериями оценки являлись выводы о том, что пенсионная реформа приведет не к увеличению, а к снижению уровня жизни населения пенсионного возраста, а часть пенсионных платежей будет использована не по их прямому назначению. Критике также подвергся тот факт, что новое пенсионное законодательство и связанные с ним серьезные изменения не выносилась на широкое народное, а также научное обсуждение.

Однако со временем взгляды большинства из тех, кто подвергал критике пенсионные реформы, изменились, так как преимущества и положительные тенденции в институте пенсионного законодательства стали более чем очевидны. Стало ясно, что новое пенсионное законодательство направлено на изменение ранее существующей распределительной системы начисления пенсий, не отвечающей современным условиям. Размер пенсии увеличивался за счет ее накопительной части и учета страховых обязательств государства персонально перед каждым гражданином.

Одной из целей новой пенсионной реформы является изменение взаимоотношений между работником, с одной стороны, и работодателем - с другой. При этом работник понимает, что сам может повлиять на свое материальное благополучие при достижении пенсионного возраста, обеспечив себе достойную старость. Работодатель при этом обязан отчислять страховые взносы за каждого работника.

В основу пенсионной реформы были заложены следующие "краеугольные камни":

1) ставка единого социального налога на пенсионные цели была снижена вдвое, и данный налог должен был зачисляться не в Пенсионный фонд РФ, а в федеральный бюджет. За счет этих средств происходит финансирование базовой части пенсии, размер которой не должен зависеть от стажа работника и его заработной платы;

2) страховые взносы должны вноситься в Пенсионный фонд РФ, т.е. в виде индивидуально возмездных платежей по обязательному пенсионному страхованию. Размер взносов установлен на уровне 14% выплат в пользу работника, с ее регрессивным снижением с суммы выплат, превышающей 100000 руб. в год. Указанная сумма находится на индивидуальном счете застрахованного лица и составляет его пенсионный капитал. Размер страховой части пенсии определяется в зависимости от величины пенсионного капитала и времени наступления пенсионного возраста;

3) пенсионные права, имеющиеся у работника к моменту изменения пенсионного законодательства, в зависимости от имеющегося стажа и заработка, должны быть преобразованы в начальный пенсионный капитал. Размер указанного пенсионного капитала рассчитывается на основании расчетного размера пенсии по действующим ранее и вновь разработанным нормам с применением индивидуального коэффициента пенсионера, уменьшенного на размер базовой части пенсии, и ожидаемого периода выплаты пенсии по старости;

4) для работников, родившихся до 1967 года включительно, установлен размер выплат на накопление до 8% в пользу работников. Лицам, которым до достижения пенсионного возраста остается менее 10 лет, данная ставка установлена в размере до 2% выплат. Указанные суммы, поступившие на специальную часть лицевого счета застрахованного лица, и суммы дохода от размещения средств составляют индивидуальные пенсионные накопления работника. Накопительная часть пенсии рассчитывается исходя из размера пенсионных накоплений и времени наступления пенсионного возраста.

После проведения пенсионной реформы для всех категорий работающих пенсионеров предусмотрена выплата пенсий в полном объеме. Для работников предпенсионного возраста предусмотрено комбинирование выгодных условий назначения пенсии, взятых и из старой, и из новой систем. Для некоторых категорий пенсионеров, в том числе работников образования, здравоохранения и культуры, предусмотрены надбавки к пенсии за выслугу лет.

Таким образом, размер пенсии в соответствии с новым пенсионным законодательством зависит не от стажа работника, как это было ранее, а от его реального заработка, а также размера отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно заставить работодателей отказаться от выплат работникам зарплат "в конвертах", так называемым "черным налом", показывая реальную картину состояния дохода работников и увеличив поступления средств для выплаты пенсий.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Всем гражданам предоставляется свободный выбор - кому доверить свои пенсионные накопления - государству или частным структурам, то есть негосударственным пенсионным фондам, которые действуют с 2004 года. Негосударственные пенсионные фонды аккредитованы в системе государственного пенсионного обеспечения и постоянно подвергаются жесткому контролю и надзору для обеспечения надежности и гарантии сохранности денег будущих пенсионеров.

Одним из основных принципов новой пенсионной системы является ее доступность и прозрачность. Это означает, что каждому гражданину ежегодно предоставляется отчет о состоянии его пенсионного счета - размер перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Официальные уведомления о состоянии индивидуального пенсионного счета граждане получают с 2002 года.

Размер базовой и страховой части пенсии индексируется ежегодно с учетом темпов инфляции, роста потребительских цен и заработной платы.

Структуру новой пенсионной системы составляют следующие ее элементы:

- государственное пенсионное обеспечение;

- государственное пенсионное страхование;

- профессиональные пенсионные системы;

- дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное страхование направлено на формирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.

Государственное пенсионное обеспечение направлено на начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых по Закону о трудовых пенсиях, и пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по Закону о пенсионном обеспечении, и финансируется из федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога.

Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит гражданам дополнительные пенсии за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственной и негосударственной системе пенсионного страхования в дополнение к двум первым частям.

Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставление лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы.

Трудовые пенсии будут предоставляться всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным государственным пенсионным страхованием.

В Законе о трудовых пенсиях выделяются три вида трудовых пенсий:

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца.

Возраст, при котором граждане России приобретают право на получение пенсии по старости, не изменен и составляет 60 лет для мужчин и 55 лет - для женщин. При этом сохранен институт досрочного назначения пенсии по старости многодетным матерям и работникам отраслей и профессий, которые имеют право на льготную пенсию.

Новеллой пенсионной системы является положение о том, что для приобретения права на трудовую пенсию по старости работник может иметь всего пять лет страхового стажа (независимо от того, подряд или в различные периоды жизни), в течение которых с его заработка в Пенсионный фонд перечислялись страховые взносы.

Право на пенсию по инвалидности возникает в случае наступления инвалидности, повлекшей за собой полную или частичную утрату трудоспособности. При этом пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья и профессионального заболевания переводятся в систему страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и будут регулироваться Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Право на пенсию по случаю потери кормильца возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Пенсионная реформа полностью соответствует требованиям Конституции, что показывает практическое исполнение Федерального закона от 17.12.2001 N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на протяжении уже значительного времени.
17 декабря 2001 года N 173-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 29.11.2003 N 154-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 14.02.2005 N 3-ФЗ, от 03.06.2006 N 70-ФЗ,

от 03.06.2006 N 77-ФЗ, от 24.09.2007 N 223-ФЗ,

от 01.11.2007 N 244-ФЗ, от 01.12.2007 N 312-ФЗ,

от 22.07.2008 N 156-ФЗ,

с изм., внесенными

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004

N 11-П, Определением Конституционного Суда РФ от 27.06.2005

N 231-О, Постановлением Конституционного Суда РФ

от 10.07.2007 N 9-П)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
Комментарий к статье 1
1. В пункте 1 комментируемой статьи указано, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются только в соответствии с настоящим Законом, то есть с Федеральным законом о трудовых пенсиях. Однако это утверждение требует уточнения и расширенного толкования.

Основным Законом РФ является Конституция РФ, многие положения которой лежат в основе российского пенсионного законодательства. Так, статья 7 Конституции РФ гласит: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Кроме того, в статье 39 Конституции РФ прямо указано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Положения Конституции являются основополагающими, и на их основе создаются все законодательные акты, в том числе и касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.

Также имеются федеральные законы, лежащие в основе, а также дополняющие и уточняющие положения Закона о трудовых пенсиях. Это Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и некоторые другие. Также принимаются постановления Правительства РФ по данному вопросу.

Вторая часть пункта 1 комментируемой статьи устанавливает норму о том, что изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Эта установка является общей для всех издаваемых и действующих федеральных законов в РФ и означает, что Правительством не должно создаваться нагромождение законов, регулирующих, в частности, пенсионное обеспечение, а должны вносится поправки, изменения и дополнения в один существующий Закон, что призвано упорядочить нормотворческую деятельность и упростить применение и неукоснительное исполнение Закона.

Так, Федеральными законами от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.11.2007 N 244-ФЗ, от 01.12.2007 N 312-ФЗ вносились изменения и дополнения в ст. ст. 14 - 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся размеров пенсии по старости и инвалидности. Это связано с изменением уровня инфляции и направлено на улучшение материального положения пенсионеров.

Дефекты системы пенсионного обеспечения, которые возникли в результате ее девальвации, ставшие очевидными к 1 января 2002 г., новым Законом не устранены, хотя они указывались ранее самими разработчиками проекта в качестве главного аргумента скорейшего принятия Закона. Уровень пенсий остался в основном прежним, т. е. низким; дифференциация в уровне пенсионного обеспечения в зависимости… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Общая характеристика Федерального Закона от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Общая характеристика ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
  • Заключение
  • Список использованных источников

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержит основные положения, выраженные в главах, позволяющих достаточно полно осветить основные правовые положения об установлении, исчислении и выплате трудовых пенсий в Российской Федерации. Этим Законом и другими пенсионными законами знаменуется коренная перестройка и коренное реформирование пенсионной системы в Российской Федерации.

Установление государственных гарантий трудовых прав и пенсионного обеспечения дает возможность достижения адекватности материального положения работающего и его будущего содержания по завершении трудовой деятельности. В целях усиления мотивации к труду пенсионным законодательством устанавливается жесткая зависимость будущего размера пенсии от результатов работы в течение всего трудового периода деятельности человека, при этом снижаются ограничения с суммы заработка (дохода), учитываемого при определении размера пенсии.

Пенсионная реформа осуществлена в России в беспрецедентно короткий срок. Впервые идея о замене сложившейся российской пенсионной системы, основанной, как и в других развитых странах, на социальном страховании наемных работников, на принципиально иную — индивидуально-принудительную накопительную пенсионную систему возникла в 2001 г., а с 1 января 2002 г. в России новая пенсионная система уже начала функционировать.

1. Пенсионная реформа не привела и не приведет как в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе к улучшению пенсионного обеспечения подавляющего большинства пенсионеров, она по существу на долгие годы закрепляет нищенский уровень пенсионного обеспечения, созданный в последние годы самой властью. Вместе с тем она легализует особую, привилегированную пенсионную систему для тех, на кого опирается власть.

2. Дефекты системы пенсионного обеспечения, которые возникли в результате ее девальвации, ставшие очевидными к 1 января 2002 г., новым Законом не устранены, хотя они указывались ранее самими разработчиками проекта в качестве главного аргумента скорейшего принятия Закона. Уровень пенсий остался в основном прежним, т. е. низким; дифференциация в уровне пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада (особенно с учетом продолжительности трудового стажа) не только не возрождена, но по существу полностью ликвидирована.

В результате осуществления пенсионной реформы значительно сокращаются финансовые ресурсы, которые должны и могут направляться на выплату пенсий. При сохранении высоких налоговых платежей (взносов) застрахованных (т. е. работающих граждан), предназначенных на нужды пенсионного обеспечения, до 30% таких платежей фактически будут использоваться федеральной властью на другие, не пенсионные цели. Это негативно отразится на уровне пенсионного обеспечения, который и так недопустимо низок и не обеспечивает достойную жизнь старшего поколения и нетрудоспособных граждан.

3. Осуществлено преднамеренное, беспрецедентное в истории страны лишение граждан тех пенсионных прав, которые они приобрели до 1 января 2002 г., влекущее зачастую потерю права на пенсию или снижение того уровня пенсии, на который они рассчитывали в соответствии с действовавшим ранее законом, подчиняя ему свое поведение.

4. Реформа полностью разрушила страховую пенсионную систему, основанную на солидарности трудящихся, и заменила ее принудительной индивидуальной накопительной системой, без достаточных гарантий возврата этих накоплений в пенсионный период жизни человека.

5. Обосновывая необходимость проведения пенсионной реформы, введения принудительной индивидуально-накопительной пенсионной системы (а не добровольной, как в других странах), идеологи реформы во многих случаях заведомо неверно информировали руководство страны и население о реальной ситуации в России, в том числе демографической. Эта ситуация не сложнее, чем в Европе в целом, и значительно лучше, чем в большинстве европейских стран, которые не ликвидировали и не собираются ликвидировать страховые пенсионные системы, а дополняют и модернизируют их.

6. Качество принятых пенсионных законов крайне низкое, они юридически безграмотны, разобраться в их содержании простым гражданам весьма сложно, а подчас это невозможно сделать даже специалистам; некоторые нормы этих законов противоречат гражданскому, трудовому и иному законодательству. Пенсионная реформа с правовой точки зрения оказалась явно неподготовленной, что неминуемо приведет к правовому нигилизму, аппаратному диктату чиновников.

Список использованных источников

Азаров А. Пенсионная реформа: хуже не будет//Хозяйство и право. 2001. № 10.

Афанасьев С. А. Расчет пенсии: первый этап — стартовый пенсионный капитал/ С. А. Афанасьев ; Под ред. Ю. В. Воронина . — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2002.

Белянинова Ю. В. Комментарий к Федеральному Закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный). 2008. // СПС «Консультант

Буянова М. О. Право социального обеспечения: учебное пособие/ М. О. Буянова , С. И. Кобзева , З. А. Кондратьева . — М.: КНОРУС, 2005.

Захаров М.Л., Севостьянова В. Б. , Тучкова Э. Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). — М.: ООО ТК Велби , 2002.

Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России Учебник М.: Издательство БЕК, 2004.

Захаров М. Л. Пенсионная реформа в России/ М. Л. Захаров , Э. Г. Тучкова . — М.: Р. Валент, 2002.

Плешкова Т. Д. Право социального обеспечения: Нормативные акты/ Т. Д. Плешкова . — Екатеринбург: Бета-Сервис, 2002.

Ржаницина Л. Пенсионное обеспечение//Социальная защита. 2002. № 1.

Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование/ Г. В. Сулейманова . -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Контур, 1998.

Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: Учебное пособие/ Г. В. Сулейманова ; Рец. Е. М. Акопова и др. -2-е изд., доп. и перераб. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Актуальные проблемы юридической науки и практики: тезисы докладов научной конференции (Пермь, 16−17 октября 2003 г.)/ ред. колл.: Г. Я. Борисевич , Н. И. Гонцов и др. -Пермь: Пермский гос. ун-т, 2004Ч.

Новое в пенсионном законодательстве Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2008.

Право социального обеспечения: Учебник/М.О. Буянова, С. И. Кобзева и др.; под ред. К. Н. Гусова . -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2004 (https://r.bookap.info, 9).

Российское законодательство: теория, практика, проблемы развития: Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 80-летию Пермского государственного университета (16−17 октября 1996 г.)/ Ред. колл.: Г. Я. Борисевич , Л. Ю. Бугров и др. — Пермь: Пермский гос. ун-т, 2007.

Сборник научных трудов / Под общ. ред. Ю. П. Пузанова . -М.: Академия права и управления, 2003

Федеральные законы Российской Федерации: О трудовых пенсиях. О государственном пенсионном обеспечении. Об обязательном пенсионном страховании. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А. , 2002.

Захаров М.Л., Севостьянова В. Б. , Тучкова Э. Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). — М.: ООО ТК Велби , 2002. С. 3.

Ржаницина Л. Пенсионное обеспечение//Социальная защита. 2002. № 1; С. 10

Азаров А. Пенсионная реформа: хуже не будет//Хозяйство и право. 2001. № 10. С. 4, 13

Белянинова Ю. В. Комментарий к Федеральному Закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный). 2008. // СПС «Консультант

Белянинова Ю. В. Комментарий к Федеральному Закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный). 2008. // СПС «Консультант

Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России Учебник М.: Издательство БЕК, 2004. С 214.

Новое в пенсионном законодательстве Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2008. С. 89−90.

Право социального обеспечения: Учебник/М.О. Буянова, С. И. Кобзева и др.; под ред. К. Н. Гусова . -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2004. С. 301.

Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование/ Г. В. Сулейманова . -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Контур, 1998. С. 274.

Федеральные законы Российской Федерации: О трудовых пенсиях. О государственном пенсионном обеспечении. Об обязательном пенсионном страховании. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А. , 2002. С. 141.

Плешкова Т. Д. Право социального обеспечения: Нормативные акты/ Т. Д. Плешкова . — Екатеринбург: Бета-Сервис, 2002. С. 214.

Афанасьев С. А. Расчет пенсии: первый этап — стартовый пенсионный капитал/ С. А. Афанасьев ; Под ред. Ю. В. Воронина . — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2002. С. 102.

Захаров М.Л., Севостьянова В. Б. , Тучкова Э. Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). — М.: ООО ТК Велби , 2002. С. 59.

Российское законодательство: теория, практика, проблемы развития: Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 80-летию Пермского государственного университета (16−17 октября 1996 г.)/ Ред. колл.: Г. Я. Борисевич , Л. Ю. Бугров и др. — Пермь: Пермский гос. ун-т, 2007.

Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: Учебное пособие/ Г. В. Сулейманова ; Рец. Е. М. Акопова и др. -2-е изд., доп. и перераб. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 48.

Сборник научных трудов / Под общ. ред. Ю. П. Пузанова . -М.: Академия права и управления, 2003

Захаров М. Л. Пенсионная реформа в России/ М. Л. Захаров , Э. Г. Тучкова . — М.: Р. Валент, 2002. С. 98.

Актуальные проблемы юридической науки и практики: тезисы докладов научной конференции (Пермь, 16−17 октября 2003 г.)/ ред. колл.: Г. Я. Борисевич , Н. И. Гонцов и др. -Пермь: Пермский гос. ун-т, 2004Ч.

Буянова М. О. Право социального обеспечения: учебное пособие/ М. О. Буянова , С. И. Кобзева , З. А. Кондратьева . — М.: КНОРУС, 2005. С. 314.

Захаров М.Л., Севостьянова В. Б. , Тучкова Э. Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). — М.: ООО ТК Велби , 2002. С. 3.

Статья 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и другие международные акты содержат положение о том, что право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав граждан. В Конституции РФ в ст. 39 закреплено данное положение , любому государство гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае наступления болезни, потери кормильца, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом . Социальное обеспечение это не только пенсионное обеспечение граждан. Слово пенсия имеет латинское происхождение, которое означает платеж, уплата. Пенсия имеет денежную форму и является наиболее распространенным и характерным видом социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан. Понятие страховая пенсия содержится в Федеральном законе «О страховых пенсиях» - это денежная выплата, которая производится ежемесячно дял компенсации заработанной платы и иных выплат застрахованным лицам, которые ими утрачены в результате наступления нетрудоспособности, по причине инвалидности или старости, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат кормильца, которые были утрачены в результате смерти данных застрахованных лиц, право на которые устанавливается настоящим Федеральным законом . Актуальность данной темы состоит в том, что с 1 января 2015 года вступил в силу новый закон «О страховых пенсиях», который изменил порядок расчета страховых пенсий по старости. Данное нововведение касается всех без исключения граждан, в связи с этим необходимо уяснить суть проводимой пенсионной реформы и рассмотреть порядок нового расчета пенсии. Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, которые возникают между государством, в лице уполномоченных органов и граждан, достигших установленного возраста, дающего им право на получение страховой пенсии по старости. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок назначения и выплаты страховой пенсии по старости лицам, достигшим установленного законом возраста. Целью настоящего исследования является рассмотрение понятия страховой пенсии по старости, а также выяснение порядка ее формирования и расчета. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Рассмотреть понятие страховой пенсии по старости; 2. Проанализировать общие основания, определяющие право на страховые пенсии по старости; 3. Изучить порядок определения размера страховой пенсии по старости; 4. Определить порядок расчета страховой пенсии по старости для отдельных категория граждан. Нормативной базой при написании данной работы послужили нормативные правовые акты, принятые в установленном законом порядке и направленные на регулирование вопросов назначения и расчета страховой пенсии по старости, к которым можно отнести Конституция РФ, Федеральный закон РФ «О страховых пенсиях», Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ», Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Теоретической базой выступили учебная литература, статьи, монографии, диссертации, которые посвящены рассмотрению и анализу вопросов, связанных с назначением и расчетом страховой пенсии по старости. Методы, которые легли в основу настоящего исследования анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектический метод, исторический метод, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, статистический метод. Исходя из поставленной цели и обозначенных задач, структура работы включает в себя введение, две главы, которые включают в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Таким образом, проведенный анализ приводит нас к выводу о том, что пенсионная реформа в нашей стране идет своим чередом. На данный момент стоит отметить, что в определенной части утратил свою силу Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ», на его замену пришли Федеральный закон «О страховых пенсиях» и Федеральный закон «О накопительной пенсии». С 1 января 2015 года начисление пенсии производится по новой формуле, которая включает в себя, так называемые индивидуальные коэффициенты или баллы, отражающие величину взносов, перечисленных работодателем, и длительность стажа. Суть проводимой пенсионной реформы заключается в обеспечении более справедливого денежного обеспечения. Если по ранее действующему законодательству размер пенсии для всех был примерно одинаков, то принятые нормативные правовые акты позволят значительно отличаться размеру пенсии в зависимости от величины доходов и продолжительности работы. Основная цель принятых законов это стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию. За каждый год работы после наступления пенсионного возраста государство будет начислять дополнительные баллы. Проводимая пенсионная реформа растянется на несколько лет, это связано с тем, что, во-первых, предполагается поэтапное увеличение минимального стажа для трудовой пенсии, в 2015 году он составляет 6 лет, а должен быть увеличен до 15 лет. Во-вторых, обязательным условием для получения данного вида пенсии является наличие определенного количества баллов, в 2015 году их минимальное количество составляет 6,6, а к 2025 году должно быть увеличено до 30. Трудовая пенсия по старости с 2015 года трансформировалась в два самостоятельных вида пенсии: страховая пенсия и накопительная пенсия. Новые правила расчета пенсии касаются только страховой части трудовой пенсии, если использовать терминологию ранее действующего законодательства. Страховая пенсия формируется в рамках солидарной системы, то есть страховые взносы, которые поступили в Пенсионный фонд Российской Федерации идут на выплату пенсии нынешним пенсионерам. Что касается накопительной пенсии, то она не имеет солидарного характера и не идет на выплату пенсий настоящим пенсионерам. Итак, стоит отметить, что на размер страховой пенсии будут оказывать влияние следующие показатели: размер заработной платы; длительность страхового стажа; возраст обращения за страховой пенсией; стоимость одного балла, которая ежегодно будет устанавливаться Правительством РФ. Стоит отметить один очень важный момент: до конца 2015 года, граждане, у которых накопительная часть трудовой пенсии формировалась не в некоммерческом пенсионном фонде, а в Пенсионном фонде Российской Федерации, должны определиться и выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: сохранить и накопительную пенсию и страховую пенсию или полностью перейти только на страховую пенсию, а от накопительной пенсии отказаться. Проводимая пенсионная реформа является четвертой по счету, что позволяет нам сделать вывод о том, что ранее проводимые реформы не принесли положительных плодов, к которым стремится государство. Что касается нововведений в сфере пенсионного обеспечения, то ответить на вопрос положительные они или нет, сможет только время.

I. Нормативные правовые акты 1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 5 апреля 1995 года. - № 67. 2. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» (пакт вступил в силу с 3 января 1976 года) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. - № 12. 3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 4 августа 2014. - № 31. – Ст. 4398. 4. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 17 декабря 2001. - № 51. – Ст. 4831. 5. Федеральный закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 24 декабря 2001. - № 52 (ч. 1). – Ст. 4920. 6. Федеральный закон Российской Федерации «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 27 июля 2009. - № 30. – Ст. 3738. 7. Федеральный закон Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. – 30 декабря 2013. - № 52 (ч. 1). – Ст. 6965. 8. Федеральный закон Российской Федерации «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 30 декабря 2013. - № 52 (часть I). – Ст. 6989. II. Основная и специальная литература 9. Беляков А.А. Права граждан на пенсионное обеспечение и способы их защиты в судебном порядке / А.А. Беляков // Социальное и пенсионное право. – 2014. - № 4. – С. 3-7. 10. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». – 2013. 11. Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». – 2015. 12. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2015. – 296 с. 13. Васильева Ю.В. Изменения в Российском пенсионном законодательстве и перспективы ратификации Конвенции МОТ № 102 / Ю.В. Васильева // Трудовые право в России и за рубежом. – 2014. - № 3. – С. 36-39. 14. Зайцева Л.В. О позитивном правовом стимулировании малого бизнеса к соблюдению законодательства об обязательном пенсионном страховании / Л.В, Зайцева // Социальное и пенсионное право. – 2015. - № 2. – С. 34-39. 15. Захарова М.Л. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система / М.Л. Захарова // Журнал российского права. – 2015. - № 7. – С. 5-12. 16. Колябина А.Ю. К вопросу о страховом стаже и «нестраховых периодах» в пенсионной реформе 2015 года / А.Ю. Колябина // Социальное и пенсионное право. – 2015. - № 1. – С. 15-18. 17. Москалева О. Споры, связанные с вредными условиями труда / О. Москалева // Трудовое право. – 2014. - № 6. – С. 73-83. 18. Сивакова И.В. Новеллы пенсионной реформы: альтернативные варианты досрочного пенсионного обеспечения по старости / И.В. Сивакова // Социальное и пенсионное право. – 2015. - № 1. – С. 22-26. 19. Чирков С.А. Главное о праве на страховую пенсию и правилах исчисления ее размера с 1 января 2015 года / С.А.Чирков // СПС КонсультантПлюс. – 2015. 20. Чупрова Е.В. О некоторых проблемах реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение в законодательстве Российской Федерации / Е.В. Чупрова // Адвокат. – 2014. - № 2. – С. 32-36. 21. Чупрова Е.В. Проблемы реализации принципа государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц в российском пенсионном законодательстве / Е.В. Чупрова // Адвокат. – 2015. - № 4. – С. 25-29.

Читайте также: