Какое постановление принято по пенсиям переселенцев

По данным, которые регулярно публикуют статистические органы, на территории Украины проживает более 7 миллионов лиц, имеющих право на получение пенсионных выплат. Однако точное количество их подсчитать практически невозможно. Те граждане Украины, которые проживают на неподконтрольных властям страны территориях Луганской и Донецкой областей, в расчет не берутся по причине отсутствия там соответствующих служб.

Это же касается не только органов учета и статистики, но и в целом всей структуры государственной власти на неподконтрольных районах. На данных момент на них действует режим антитеррористической операции и объявлено военное положение.

Бесплатно по России

В этой связи граждане, которые там проживают, не имеют возможностей реализовывать свои конституционные права, в том числе и на получение пенсий. Однако для донецких и луганских пенсионеров существует возможность получать деньги от государства в рамках программы пенсионного обеспечения перемещенных лиц, реализуемой в Украине.

Разбираем понятие «пенсия переселенцам»

По причине военных действий и проводящейся в ряде районов Луганской и Донецкой областей антитеррористической операции, осуществляемой Вооруженными силами Украины, сотни тысяч людей оказались в сложном и опасном для жизни положении. В этой связи на протяжении уже около 5 лет (с 2014 года) в мирные регионы страны происходит отток переселенцев, скрывающихся от разрухи и войны.

Среди них довольно большое количество пенсионеров, которые имеют достаточные основания для получения денежных средств по линии государственного пенсионного фонда. Пенсия таким переселенцам начисляется в соответствии с особыми правилами, разработанными Кабинетом Министров Украины.

Правила начисления пособий

Получить денежные средства, выдаваемые в счет пенсии, могут не все граждане, приехавшие на место жительство в мирные области Украины, а только лишь те, которые соответствуют определенным критериям. Они прямо установлены законом и являются довольно жесткими, за что периодически подпадают под критику общественности и отдельных политиков.

Однако здесь нужно учитывать, что такие правила разработаны от того, что Пенсионный фонд Украины испытывает постоянный дефицит средств, поэтому пенсия может быть выплачена только тем гражданам, которые действительно в ней нуждаются и имеют на то право.

Кроме этого, отсутствие государственных органов контроля на территории зоны действия АТО становится причиной различного рода мошеннических схем, которые недобросовестные граждане используют для незаконного получения денег.

Итак, согласно утвержденным правилам пенсия может быть начислена лицам:

  1. Имеющим гражданство Украины. Только граждане Украины могут претендовать на выплату денежных пособий. Подтверждением гражданства, как правило, выступает паспорт.
  2. Проживающим на территории АТО до ее начала. Претендовать на пенсию вправе лица, которые имели постоянное место жительства до 2014 года на территориях, где сейчас проводится АТО.
  3. Выехавшим за пределы АТО после начала военных действий и постоянно проживающим в любом из районов Украины. Регион и город проживания, где поселился переселенец с Донбасса, не имеет значения для выплаты пенсии – главное это должна быть подконтрольная властям Украины территория.
  4. Зарегистрированным в установленном порядке в органах соцзащиты. Без справок из соцзащиты, которые подтверждают статус переселенца, пенсию получить невозможно.
  5. Иметь законные основания для назначения пенсии.

Для получения пенсии переселенцы должны соответствовать критериям, предъявляемым к возрасту и трудовому стажу гражданина.

Что делать, чтобы начать получать выплаты

Чтобы начать получать пенсию, гражданин, проживающий на неподконтрольной территории Украины, в обязательном порядке должен придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Выехать из зоны АТО. Переселенец может выбрать любой регион Украины по своему усмотрению.
  2. Зарегистрироваться в органах МВД по месту пребывания. Гражданин обязан пройти процедуру регистрации по новому месту жительства. При этом не имеет значения, проживает ли он у родственников либо пользуется чужим жильем в порядке найма.
  3. Получить документы о регистрации. После того, как гражданин зарегистрируется по новому месту жительства, ему выдадут специальный документ на унифицированном бланке с государственными печатями и штампами, который подтверждает данный факт.
  4. Обратиться в органы соцзащиты населения. Органы соцзащиты, на основании заявления, поступившего к ним от переселенца, выдают соответствующую справку, официально присваивая данный статус гражданину.
  5. Начать оформление пенсионной выплаты. Только после получения статуса «переселенец» лицо вправе обращаться за начислением пенсионных выплат. При этом гражданин обязан предоставить довольно внушительный пакет документов, включающий в себя следующее:
  • документ, удостоверяющий гражданство Украины и личность его владельца;
  • справку о статусе вынужденно перемещенного лица;
  • документ, подтверждающий факт жительства по новому месту;
  • бумаги, подтверждающие трудовую деятельность.

Выплата сегодня для переселенцев из зоны АТО

Вопросы, связанные с назначением пенсий, социальных выплат и иных пособий гражданам, которые в установленном законом порядке были признаны переселенцами из зоны антитеррористической операции, находят свое отражение в действующих украинских нормативных актах.

Среди них особо следует выделить Постановление Кабинета Министров Украины от 08.06. 2016 года № 365, которое устанавливает порядок назначения различного вида соцвыплат внутренне перемещенным лицам.

Согласно этому документу рассчитывать на получение выплат могут только те лица, которые постоянно проживают на подконтрольной территории Украины. В этой связи убытие с того адреса, где гражданин постоянно проживал, является основанием для прекращения пенсионного обеспечения.

Задержки и проблемы

Несмотря на государственные гарантии, выраженные в нормативно-правовых актах Украины, граждане из числа переселенцев нередко жалуются на проблемы с получением выплат.

Среди основных из них следует выделить:

  1. Отказ в назначении выплат. Происходит в том случае, если переселенец не выполнил какое-либо условие для начисления ему пенсии. К примеру, предоставил неполный пакет документ или сообщил недостоверные сведения о себе.
  2. Прекращение выплат. Вынужденно перемещенному гражданину отменят получение денег в том случае, если нарушает правила миграционного учета, а также игнорирует требования представителей собеса, связанные с прохождением плановых проверок.
  3. Задержка поступления денег. Они могут происходить по самым разным основаниям. О причинах следует обращаться в ПФУ или отдел соцзащиты.

Ответы на самые острые вопросы по теме

Ниже представлены ответы на вопросы, которые в наибольшей степени беспокоят украинских граждан из числа переселенцев из зоны АТО.

Перестали платить пенсию, что делать

В том случае, когда перестали платить пенсию, то необходимо незамедлительно обратиться в ПФУ, чтобы узнать причины этого. Как правило, причина заключается в том, что гражданин находился более 60 дней не по месту проживания. В этом случае необходимо проходить всю процедуру заново. В том числе оформлять регистрацию, получать справку о статусе переселенца и так далее.

Как восстановить выплату, если заблокировали

Выплату внутренне перемещенным лицам подлежат серьезному контролю со стороны государства. В этой связи статус данных граждан постоянно проверяется сотрудниками собесов. Одним из оснований прекращения выплаты является отсутствие гражданина по месту жительства в момент проверки. В данном случае статус переселенца может быть аннулирован, в связи с чем гражданину будет необходимо подтверждать его заново, прежде чем вновь рассчитывать на пенсию.

Задержка по выплате с июня – когда ждать

Задержки выплат пенсионных денег во многом связаны с дефицитом Пенсионного фонда Украины, а также процедурами верификации получателей денег.

Еще в апреле прошлого года Кабинет Министров Украины принял Постановление № 335, согласно которому все имеющиеся задолженности перед пенсионерами аккумулируются и будут выплачены в особом порядке. При этом на данный момент порядок погашения этих задолженностей не разработан. В этой связи говорить о сроках, когда деньги будут выплачены в полном объеме, не представляется возможным.

Был ли суд по пенсиям переселенцев

Постановление КМУ № 365 было крайне негативно встречено гражданами и правозащитными общественными организациями по причине того, что требования к переселенцам для получения ими пенсии был крайне жесткими, в связи с чем не все лица, которые по закону могут рассчитывать на выплаты, могли их получить.

В этой связи был подан иск к властным органам Украины о том, что ряд положений Постановления не соответствуют Конституции страны и иным вышестоящим нормативным актам. Решением Окружного административного суда города Киева исковые требования были удовлетворены, а ряд пунктов закона был отменен.

В частности, это касается пункта 13, согласно которому выплаты могли быть прекращены в том случае, если гражданин будет отсутствовать во время проверки по фактическому месту жительства.

Какие последние новости по пенсии переселенцев

В 2020 году в Украине продолжится выплата пенсий для внутренне перемещенных лиц. Однако количество ее получателей может быть заметно уменьшено. Это связано с тем, что в стране проходит масштабная пенсионная реформа, которая предполагает увеличение пенсионного возраста.

При этом следует отметить, что в следующем году власти проведут индексацию пенсий, однако произойдет это в несколько этапов. Планируется, что выплату увеличат сразу на 18%.

Пенсия для перемещенных лиц – мера социальной поддержки для людей, вынужденных покинуть места своего проживания в зоне АТО. Она начисляется только после получения соответствующего статуса. При этом его необходимо постоянно подтверждать, поскольку в противном случае пенсию попросту перестанут выдавать.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть дополнительную информацию по в видео:


В этой статье мы поговорим о том, на что рассчитывать пенсионеру-переселенцу и пенсионеру-эмигранту при переезде в Россию.

Кто такой переселенец и эмигрант?

Согласно закону РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-I переселенцем считается человек, который покинул свое страну в связи с военными конфликтами, насилием, угнетением, несогласием с политическими убеждениями, преследованием и т.п. с целью улучшения условий проживания для себя и своей семьи.

Эмигрант же отличается от переселенца тем, что он добровольно переезжает в другую страну на постоянное место жительства.

И переселенец, и эмигрант по прибытию в Россию должны обратиться в миграционную службу для получения получения законного права на временное пребывание на 90 суток.

Затем переселенец подает ходатайство на получение статуса вынужденного переселенца и гражданства в упрощенном порядке. А эмигрант оформляет вид на жительство.

Пенсии для лиц, переехавших из стран бывшего СССР.

Согласно соглашению от 13 марта 1992 года между странами СНГ при начислении пенсии учитывается весь стаж, полученный в странах, подписавших это соглашение, но при условии, что при этом отчисления поступали в ПФ страны, где работал человек.

Также должен быть официально подтвержденный статус беженца. А у эмигранта должен быть вид на жительство, то есть он должен проживать постоянно в России.

Какие пенсии положены переселенцам?

Согласно закону РФ № 166 ст.3 ч.1 эмигранты могут рассчитывать на все виды пенсий, предусмотренных в России, а переселенцы могут получать пенсию по выслуге лет, по утере кормильца, по старости, по инвалидности.

Согласно приказу Минтруда от 28 ноября 2019 года №958н переселенцу для получения соответствующего вида пенсии необходимы следующие документы:

вид пенсии какие документы нужно предоставить кому полагается пенсия
пенсия по старости вид на жительство, удостоверение личности, трудовую книжку с отметкой трудового стажа, справку о месте проживания, справку с места переезд о том, что там человек не получает начислений, справку о размере перечисленных взносов достижение трудового возраста, стаж не менее 15 лет и 30 пенсионных баллов
пенсия по инвалидности вид на жительство, удостоверение личности, трудовую книжку с отметкой трудового стажа, справку о месте проживания, справку с места переезд о том, что там человек не получает начислений, справку о размере перечисленных взносов, справку, подтверждающую инвалидность, справку о составе семьи после подтверждения нетрудоспособности в МСЭК РФ
пенсия по утере кормильца вид на жительство, удостоверение личности, справку о месте проживания, свидетельство о смерти кормильца, трудовую книжку кормильца, документы о том, что вы родственники, справку о доходах или об их отсутствии, справку о страховых взносах умершего при гибели отца или матери, обязанных содержать детей или престарелых родственников

Как рассчитывается пенсия?

Любая пенсия состоит из суммы фиксированной выплаты, которая в 2020 году составляет 5686,25 рублей, и страховой пенсии. Страховая пенсия высчитывается исходя из накопленных пенсионных баллов, умноженных на стоимость одного балла, равного в 2020 году 93 рубля.

Для пенсии по утере кормильца фиксированная выплата составляет 2843,25 рублей, если круглая сирота -то 5686,25 рублей. Страховая часть пенсии рассчитывается по ИПК умершего кормильца.

В любом случае пенсия не может быть уровня прожиточного минимума, который в среднем по стране в 2020 году составляет 9 311 рублей.

все о пенсиях в 2020 году можно прочитать здесь.

Можно ли получить пенсию, эмигрируя из России?

Можно, согласно ст 4. закона РФ № 400, если человек не получает пенсию по месту проживания.

Получать эту пенсию может законный представитель пенсионера при условии личного обращения самого пенсионера в консульство по месту проживания либо при приезде в РФ.

А если переехал внутри страны?

При переезде в другой регион пенсионеру необходимо обратиться в местный Пенсионный фонд и подать документы о переводе пенсии в нынешнее место проживания.



Механизм госпрограммы сформирован в 2006 году и предполагает оказание значимой поддержки соотечественникам, принявшим решение о переселении в Россию.



С 31 декабря 2012 года вступила в силу новая редакция. С этого момента действие госпрограммы не ограничено каким-либо сроком.

Несмотря на то, что госпрограмма действует уже более 13 лет, она продолжает оставаться востребованной соотечественниками. В настоящее время она успешно реализуется на территории уже 80 субъектов РФ. Исключение составляют Крым, Севастополь, Москва и Московская область, Санкт-Петербург. Госпрограммой этим субъектам РФ предоставлено исключительное право - приступать к разработке региональных программ переселения при наличии потребности их экономики в переселенцах.

Основным показателем, иллюстрирующим эффективность госпрограммы, является количество соотечественников, переселившихся в Россию. По состоянию на 1 сентября 2020 года, для переселения на постоянное место жительства в Россию из-за рубежа такой программой воспользовались порядка 960 тысяч соотечественников. Тогда как в первые годы ее реализации (2007-2009 годы) в Россию прибывали около 9 тысяч человек в год. Начиная с 2014 года по условиям госпрограммы ежегодно переселяются в среднем уже более 100 тысяч соотечественников. Так, в 2018 году в Россию прибыло 107,7 тысяч соотечественников, в 2019 году - 108,5 тыс. человек, за 8 месяцев 2020 года - около 40,5 тыс. человек.

В этом году снижение показателей связано с введением ограничительных мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции (COVID-19).

Льготная налоговая ставка и подъемные

Цель государственной программы, как видно из ее названия, - оказать содействие в переселении тем соотечественникам, которые осознано приняли решение вернуться на родину, обеспечить им переезд с наименьшими материальными затратами, помочь в оформлении правового статуса на территории России и обеспечить работой. Основным преимуществом для таких соотечественников является возможность приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке. При этом выдача разрешения на временное проживание осуществляется без учета установленной правительством России квоты. После получения разрешения на временное проживание участники госпрограммы и члены их семей вправе подать документы для приобретения гражданства РФ, минуя процедуру оформления вида на жительство. Таким образом, в течение всего 5-6 месяцев со дня прибытия на территорию нашей страны они имеют возможность стать гражданами России.

Кроме того, они освобождены от уплаты государственной пошлины за регистрацию по месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства, вправе осуществлять трудовую деятельность без получения разрешения на работу или патента. С первого дня пребывания в России для них установлена 13-процентная ставка налога на доходы физических лиц.

Соотечественникам компенсируются расходы на переезд к будущему месту проживания (проезд и провоз имущества), на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, консульского сбора, выплачиваются "подъемные". С 1 июля 2020 года в основе расчета размера "подъемных" предусмотрена величина прожиточного минимума в субъекте РФ, выбранном соотечественниками для переселения. При этом объем данного пособия как для участника госпрограммы, так и для члена семьи стал одинаковым.

Расширение перечня членов семьи

В целях повышения эффективности условий добровольного переселения соотечественников в текущем году расширен перечень членов семьи участника госпрограммы. Возможность переехать в Россию получили приемные родители участника госпрограммы и его супруги (супруга), а также установлен пятилетний срок действия свидетельства участника госпрограммы (ранее 3 года), что позволит минимизировать риски, связанные с переездом соотечественников в Россию (увеличивается временной период для урегулирования их правового положения вплоть до приобретения российского гражданства). Одновременно всем совершеннолетним членам семьи переселенца предоставлено право самостоятельно участвовать в госпрограмме.



Кроме того, стало более доступным получение гражданства РФ - внесенными поправками из процедуры его приобретения исключено требование об отказе от имеющегося у соотечественников иного гражданства.

Также внесены изменения в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" в части увеличения для участников госпрограммы и членов их семей срока постановки на учет по месту пребывания до 30 дней со дня их въезда на территорию России.

Земельный участок в пользование или в собственность

Государственной программой предусмотрены две территории вселения - территории приоритетного заселения и не относящиеся к ним. С 1 января 2020 года статус территории приоритетного заселения закреплен исключительно за субъектами РФ, входящими в состав Дальневосточного федерального округа, где установлен повышенный объем государственных гарантий. В частности, наряду с выплатами на обустройство предусмотрено ежемесячное пособие при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Следует отметить, что размер "подъемных" для соотечественников, выбравших для переселения данные территории приоритетного заселения, в 5 раз выше, чем для соотечественников, переселяющихся на обычные территории.

Соотечественникам, переселяющимся в регионы Дальнего Востока, также предоставлена возможность приобретения в безвозмездное пользование земельных участков, а при условии получения ими гражданства Российской Федерации в установленном порядке - в собственность.

А с 1 июля 2020 года соотечественникам, переселяющимся на указанные территории, после приобретения гражданства РФ предоставлено право на получение жилищной субсидии.


Траты на нотариуса компенсируют

Концепция государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы предусматривает совершенствование механизмов реализации Государственной программы. В частности, в настоящее время МВД России разработан проект нормативного правового акта, предусматривающий введение новых мер поддержки, а именно - компенсации: для многодетных семей соотечественников, переселяющихся на территории приоритетного заселения, - расходов на уплату государственной пошлины за совершение нотариальных действий по свидетельствованию верности перевода личных документов переселенцев, необходимых для оформления их правового статуса на территории Российской Федерации, и подлинности подписи переводчика; для всех участников Государственной программы и членов их семей - расходов на провоз личного имущества автомобильным транспортом международной перевозки от места их постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания по месту жительства на территории вселения.


Кабинет министров Украины 21 августа 2019 года принял Постановление № 788 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины», которым был усовершенствован порядок назначения, восстановления и продления пенсионных выплат внутренне перемещенным лицам (ВПЛ). О том, какие именно изменения предусматривает новое постановление и что теперь ожидает переселенцев, рассказали специалисты общественной организации «Донбасс SOS».

Об этом сообщается на сайте организации.«21 августа 2019 года, за неделю до окончания своей работы, действующий Кабинет министров Украины принял постановление № 788, которым наглядно продемонстрировал свое отношение к самым уязвимым категориям граждан своей страны, пострадавшим от конфликта и к статье 1 Конституции Украины, где написано, что, среди прочего, Украина является социальным государством», – говорится в сообщении организации. Так, согласно новому порядку, постановление Кабмина № 365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 8 июня 2016 года больше не распространяется на пенсионные выплаты.

Таким образом, подчеркнули в организации, судебный процесс по признанию незаконным и отмене Постановления № 335, которым устанавливается необходимость особого порядка выплаты пенсионной задолженности, теряет значение, поскольку в решении суда первой инстанции введение особого порядка было признано незаконным и отменено именно в части пенсионных выплат.

При этом, положение о том, что задолженность по пенсиям до момента ее возобновления выплачивается на условиях особого несуществующего порядка, сохраняется. Просто теперь оно перенесено в последний абзац п. 1 постановления Кабмина № 637 «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014 года.

Кроме того, всем, кто переместился с неподконтрольной украинским властям территории, в том числе тем, кто отказался от справки переселенца, пенсионные выплаты будут осуществляться в порядке, который распространяется на ВПЛ, вне зависимости, стоят они на учете в данный момент как ВПЛ, или нет. Теперь эта норма специально прописана в постановлении № 637.

Помимо этого, в постановлении № 637 прописан теперь тот порядок проверок пенсионеров, который раньше регулировался постановлением № 365 (проверки по спискам «Аркан»).

Согласно нововведению, круг тех, от кого Пенсионный фонд может получить информацию о том, что пенсионер отсутствует по месту проживания, теперь до некоторой степени регламентирован, хотя и не ограничен. Это либо государственные органы (Государственная пограничная служба Украины, Министерство внутренних дел, Служба безопасности Украины, Национальная полиция, Государственная миграционная служба, Минфин и др.), либо органы местного самоуправления.

Также, согласно еще одному нововведению, в порядок выплаты пенсионных задолженностей по решению суда (где, в частности, написано, что специальная комиссия ПФУ решает, исполнять эти решения или нет) включены еще «прочие выплаты, связанные с пенсиями», а также отдельно — выплаты судьям в отставке.

Тем не менее, подчеркнули юристы, на выплату наследникам сумм недополученной пенсии умершего этот порядок все равно не распространяется.

Кроме этих изменений, вводится новая норма.«И наконец, пожалуй, самое худшее. В п. 1 постановления 637 вводится новая норма: "При обращении внутренне перемещенного лица с заявлением о назначении, восстановлении или продлении выплаты пенсии и документом, удостоверяющим личность, территориальные органы Пенсионного фонда Украины идентифицируют личность заявителя, фиксируют место и время ее обращения, сравнивают полученные данные с данными, которые обрабатываются в базах данных Пенсионного фонда Украины, с учетом данных Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах в порядке, который утверждается Пенсионным фондом Украины по согласованию с Минсоцполитики".

Как мы понимаем, этого порядка нет, и в ближайшее время по чисто техническим причинам (в связи со сменой Кабинета министров) разработан он не будет», – говорится в сообщении.

Таким образом, подчеркнули юристы, можно ожидать, что теперь абсолютно все пенсионеры-переселенцы при обращении в Пенсионный фонд могут получить отказ на основании того, что порядок их идентификации еще не разработан.

Что теперь делать переселенцам

Специалисты организации напомнили, что, как и раньше, речь идет не о законах, а о подзаконных актах, которые не должны противоречить законам и Конституции Украины.

Поэтому, в любой конфликтной ситуации юристы рекомендуют брать письменный отказ у начальника отделения Пенсионного фонда, обязательно с указанием оснований отказа.

Кабинет министров Украины 21 августа 2019 года принял Постановление № 788 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины», которым был усовершенствован порядок назначения, восстановления и продления пенсионных выплат внутренне перемещенным лицам (ВПЛ).

О том, какие именно изменения предусматривает новое постановление и что теперь ожидает переселенцев, рассказали специалисты общественной организации «Донбасс SOS».

«21 августа 2019 года, за неделю до окончания своей работы, действующий Кабинет министров Украины принял постановление № 788, которым наглядно продемонстрировал свое отношение к самым уязвимым категориям граждан своей страны, пострадавшим от конфликта и к статье 1 Конституции Украины, где написано, что, среди прочего, Украина является социальным государством», – говорится в сообщении организации.

Так, согласно новому порядку, постановление Кабмина № 365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 8 июня 2016 года больше не распространяется на пенсионные выплаты.

Таким образом, подчеркнули в организации, судебный процесс по признанию незаконным и отмене Постановления № 335, которым устанавливается необходимость особого порядка выплаты пенсионной задолженности, теряет значение, поскольку в решении суда первой инстанции введение особого порядка было признано незаконным и отменено именно в части пенсионных выплат.

При этом, положение о том, что задолженность по пенсиям до момента ее возобновления выплачивается на условиях особого несуществующего порядка, сохраняется. Просто теперь оно перенесено в последний абзац п. 1 постановления Кабмина № 637 «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014 года.

Кроме того, всем, кто переместился с неподконтрольной украинским властям территории, в том числе тем, кто отказался от справки переселенца, пенсионные выплаты будут осуществляться в порядке, который распространяется на ВПЛ, вне зависимости, стоят они на учете в данный момент как ВПЛ, или нет. Теперь эта норма специально прописана в постановлении № 637.

«Таким образом, государство не позволит вам перестать быть переселенцем, даже если вы этого захотите. Этот статус навсегда останется с вами», – отметили юристы организации.

Помимо этого, в постановлении № 637 прописан теперь тот порядок проверок пенсионеров, который раньше регулировался постановлением № 365 (проверки по спискам «Аркан»).

Согласно нововведению, круг тех, от кого Пенсионный фонд может получить информацию о том, что пенсионер отсутствует по месту проживания, теперь до некоторой степени регламентирован, хотя и не ограничен. Это либо государственные органы (Государственная пограничная служба Украины, Министерство внутренних дел, Служба безопасности Украины, Национальная полиция, Государственная миграционная служба, Минфин и др.), либо органы местного самоуправления.

«Приостановка пенсии невозможна без официальной информации от любого из этих органов, пусть даже она будет получена в виде данных из электронных реестров. При этом, в любой из этих органов ПФУ имеет право обратиться по собственной инициативе в любой момент», – уточнили специалисты.

Также, согласно еще одному нововведению, в порядок выплаты пенсионных задолженностей по решению суда (где, в частности, написано, что специальная комиссия ПФУ решает, исполнять эти решения или нет) включены еще «прочие выплаты, связанные с пенсиями», а также отдельно — выплаты судьям в отставке.

Тем не менее, подчеркнули юристы, на выплату наследникам сумм недополученной пенсии умершего этот порядок все равно не распространяется.

Кроме этих изменений, вводится новая норма.

«И наконец, пожалуй, самое худшее. В п. 1 постановления 637 вводится новая норма: "При обращении внутренне перемещенного лица с заявлением о назначении, восстановлении или продлении выплаты пенсии и документом, удостоверяющим личность, территориальные органы Пенсионного фонда Украины идентифицируют личность заявителя, фиксируют место и время ее обращения, сравнивают полученные данные с данными, которые обрабатываются в базах данных Пенсионного фонда Украины, с учетом данных Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах в порядке, который утверждается Пенсионным фондом Украины по согласованию с Минсоцполитики". Как мы понимаем, этого порядка нет, и в ближайшее время по чисто техническим причинам (в связи со сменой Кабинета министров) разработан он не будет», – говорится в сообщении.

Таким образом, подчеркнули юристы, можно ожидать, что теперь абсолютно все пенсионеры-переселенцы при обращении в Пенсионный фонд могут получить отказ на основании того, что порядок их идентификации еще не разработан.

Что теперь делать переселенцам

Специалисты организации напомнили, что, как и раньше, речь идет не о законах, а о подзаконных актах, которые не должны противоречить законам и Конституции Украины. Поэтому, в любой конфликтной ситуации юристы рекомендуют брать письменный отказ у начальника отделения Пенсионного фонда, обязательно с указанием оснований отказа.

Если выплаты приостановлены по инициативе Пенсионного фонда, сотрудники обязаны предоставить переселенцу соответствующий документ (из СБУ, ГПСУ, МВД и т.д).


Проходя сложный трудовой путь, каждый человек рассчитывает при достижении пенсионного возраста на отдых и достойное пенсионное обеспечение.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Однако жизнь не предсказуема и предугадать, как сложатся обстоятельства на склоне лет, предугадать невозможно. В связи с чем и возникает вопрос, может ли переселенец или эмигрант при переезде в Россию рассчитывать на пенсию?

Что говорит закон?

В соответствии с законом РФ № 4530-I беженцем или переселенцем является иностранный гражданин, который в силу невозможности проживать в родной стране по причине возникновения военного конфликта либо дискриминации по признакам политических взглядов или религии вынужден переехать в другую страну в целях самосохранения и обеспечения достойного уровня жизни для своих близких.

В свою очередь эмигрантом является лицо, которое по собственной воле в связи с личными предпочтениями либо иными обстоятельствами переезжает в другую страну с целью постоянного проживания и получения гражданства РФ со всеми вытекающими обстоятельствами.

И переселенцы, и эмигранты, являясь иностранными гражданами, обязаны пройти регистрацию в миграционной службе и встать на учет сразу же по прибытии на территорию РФ, таким образом обретя законное право временного пребывания на территории России на протяжении 90 суток в порядке ст.5 ФЗ № 115.

Затем эмигранты в установленном законом порядке могут оформить разрешение на временное проживание и вид на жительство, а беженцы на основании ходатайства получить статус вынужденных переселенцев с последующим правом оформления гражданства в упрощенном порядке.

Нормативная база

В 1992 году между странами СНГ было заключено соглашение о пенсионном обеспечении граждан оговоренных стран в случае их эмиграции.

Так, в порядке ст.6 Соглашения при начислении пенсии к учету принимается стаж работы, приобретенный во всех странах, которые подписали указанный документ, но при условии, что гражданин в период трудовой деятельности производит отчисления взносов в пенсионный фонд страны на территории, которой он работал.

Также согласно норм, оговоренных в ст.4 ФЗ №400 правом на пенсию обладают иностранные граждане, которые в определенном законом порядке оформили вид на жительство, таким образом, подтвердив свое желание проживать на территории РФ постоянно, а не временно.

В частности, вид на жительство можно получить при соблюдении условий оговоренных в ст.8 ФЗ №115, подав заявление и документы, подтверждающие личность и статус беженца.

На какую пенсию можно рассчитывать?

При наличии вида на жительство иностранный гражданин приобретает ряд прав — в частности, на медицинское обслуживание, получение образования, а также установление пенсии на условиях, определенных ФЗ №400 и иными федеральными актами.

А так как в порядке ч.1 ст.3 ФЗ № 166 иностранные граждане имеют право на получение всех видов пенсий, причем на тех же основаниях, что и граждане РФ, беженцы могут рассчитывать на следующие виды пенсий:

  • по выслуге;
  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Что такое корпоративная пенсия? Кому она положена? Узнайте тут.

Кто и на каких условиях может получать?

В соответствии с законом о пенсионном обеспечении переселенцев данная категория лиц может рассчитывать на получение пенсий:

  • по старости в порядке ст.8 ФЗ № 400 при достижении пенсионного возраста и общего трудового стажа не менее 15 лет, а также пенсионного коэффициента 30 баллов, который зависит от размера страховых перечислений;
  • по инвалидности на основании ст.9 ФЗ №400 после повторного освидетельствования уже МСЭК РФ и установления степени трудопотери;
  • по потере кормильца в соответствии со ст.10 ФЗ №400 при подтверждении гибели того же отца либо матери, которые обязаны содержать детей либо престарелых родственников;
  • по выслуге в порядке ст.30 ФЗ №400, при наличии вредного стажа, полученного на производствах, включенных в перечень и при занятии определенной должности, соответствующей ЕТКС РФ.

Оформление пенсии переселенцам в 2020 году

Согласного норм, закрепленных в ст.3 ФЗ №166, переселенцы имеют право на пенсионное обеспечение на таких же условиях, что и граждане РФ.

Соответственно и порядок оформления пенсии будет тождественным за некоторыми исключениями, подразумевающими первичное оформление статуса переселенца и подтверждения постоянного места проживания.

Порядок

При пересечении границы РФ переселенец должен подать ходатайство о получении статуса беженца и оформить временную регистрацию.

Затем в порядке, установленном законом, данная категория лиц, может подать документы уже на получение вида на жительство, в порядке норм, закрепленных в ст.8 ФЗ №115, и получить постоянную регистрацию.

После оформления оговоренных документов переселенец уже может обращаться за оформлением материального обеспечения в Пенсионный фонд по месту жительства либо в соответствии с пропиской временной или постоянной посредством подачи заявления с приложением пакета документов, оговоренных в ст.21 ФЗ №400.

После изучения полученных документов на предмет достоверности и установления размера ежемесячного пенсионного содержания пенсия перечисляется на карточный счет, оформленный переселенцем, либо доставляется почтой в порядке, установленном законом.

Документы

Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о назначении пенсии переселенцам, утвержден Приказом Минтруда №958н, где указаны наименования документов в зависимости от вида пенсии, на которые лицо претендует.

Так, для получения пенсии по старости нужно предоставить:

  • вид на жительство;
  • удостоверение личности;
  • книгу о труде с фиксацией отработанного стажа;
  • справку из ПФ иностранного государства о том, что пенсию их гражданин не получает либо ее выплата была прекращена;
  • справку о месте проживания;
  • справку о размере перечисленных страховых взносов.

Для получения пенсии по инвалидности к вышеуказанному пакету документов нужно будет приложить:

  • медицинские документы, подтверждающие инвалидность;
  • справку о составе семьи, в том числе о нахождении других членов семьи на иждивении.

И для назначения пенсии по потере кормильца к вышеописанным документам нужно будет приложить:

  • свидетельство о смерти кормильца;
  • документы, подтверждающие родство;
  • книгу о труде умершего;
  • справку о размере страховых взносов умершего;
  • справку о доходах либо отсутствии таковых.

Размеры выплат

Пенсия по любому из вышеперечисленных оснований состоит из двух частей:

  • фиксированной выплаты, определяемой с учетом норм ст.16 ФЗ №400;
  • страховой пенсии, рассчитываемой в порядке ст.15 ФЗ №400.

При расчете пенсии по старости фиксированная выплата составляет 4558,93 рубля, а вот для пенсии по инвалидности и по потере кормильца 2279 рублей, то есть 50% оговоренной выплаты.

Страховая же пенсия, впрочем, как и пенсия по инвалидности рассчитывается по формуле со следующими составляющими:

  • ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, который рассчитывается в прямой зависимости от перечисленных взносов в ПФ;
  • СПК — стоимости пенсионного коэффициента или балла, который в 2020 году составляет 74,27 рублей.

То есть пенсия рассчитывается следующим образом: количество балов по коэффициенту умножается на стоимость балла и к ним прибавляется фиксированная выплата.

Для пенсии по потере кормильца в качестве одной из составляющих к расчету принимается ИПК умершего. То есть пенсия по любому из вышеперечисленных оснований зависит от перечислений в ПФ, что опять же взаимосвязано с отработанным стажем и стоимостью балла, которая повышается каждое полугодие.

Могут ли рассчитывать на получение средств эмигрирующие граждане РФ?

Согласно норм, закрепленных в ст.4 ФЗ №400, право на пенсию имеют все граждане РФ независимо от того проживают ли они на территории РФ или нет, но при условии, что в стране, где они проживают, пенсионное обеспечение им не назначено.

Также в порядке норм закона гражданин РФ может получать пенсию лично либо через законного представителя, наделенного полномочиями на основании доверенности, оформленной с учетом норм ч.3 ст.185 ГК РФ.

Это возможно при условии подтверждения факта нахождения в живых как минимум раз в год путем приезда в РФ либо обращением в консульство по месту жительства.

Особенности пенсионного обеспечения при внутреннем переселении в РФ

В России материальное обеспечение пенсионерам предусмотрено не только федеральным законодательством, но и региональным, следовательно, при переезде пенсионер обязан сообщить о своем выбытии, так как право на региональные выплаты предоставляется только в случае постоянного проживания.

Соответственно при поселении в другом регионе пенсионер обязан встать на учет в Пенсионном фонде и подать документы на перевод пенсии по месту уже теперешнего проживания.

С какого возраста назначается досрочное пенсионное обеспечение? Смотрите тут.

От чего зависит сумма пенсии после 80 лет? Информация — здесь.

Последние новости по теме

Как известно пенсия ежегодно индексируется в соответствии с уровнем инфляции несколько раз в год, но в конце 2020 года индексация проведена не будет в связи с экономическими трудностями.

Но, тем не менее, и граждане РФ, и переселенцы не пострадают, так как в 2020 году каждый из них получит единовременную выплату, равную 5000 рублей.

Также некоторые законодатели предлагают отменить пенсионное обеспечение тем гражданам, которые одновременно с пенсией официально получают зарплату, соответственно право на пенсию будет возвращено при увольнении, и данное правило будет распространяться на всех получателей пенсионной выплаты.

Отменят ли?

Основное направление политики России в плане миграции и пребывании иностранных граждан на территории РФ направлено на усовершенствование условий проживания, трудоустройства и пенсионного обеспечения иностранцев в связи с тем, что подобным образом в страну стекаются лица, которые обладают редкими профессиональными качествами и обеспечивают повышение уровня трудовых ресурсов страны, не говоря уже о солидном проценте выплаченных налогов.

Именно поэтому льготы, предоставленные иностранцам при пенсионном обеспечении, вряд ли будут отменены, хотя условия назначения пенсий могут претерпеть некоторые изменения.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Читайте также: