Какой закон о пенсии женщинам вышел в новой верховной раде


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

Пенсионная реформа в Украине, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. Безусловным положительным моментом реформирования порядка выплат, анонсированного Президентом Владимиром Зеленским и Кабмином, является поэтапное повышение пенсий на протяжении 2020 года, которое затронет всех украинских пенсионеров (однако поднимают сумму выплат начиная с граждан старшего возраста).

Люди хотят знать, чего ждать от новой пенсионной реформы. Когда и насколько увеличат пенсии в 2020 году? Какой пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин? Как выйти на пенсию? Сколько нужно стажа? Для того чтобы понять, как изменится жизнь и доходы пенсионеров, «Юридический портал» разобрался в нововведениях Пенсионной реформы.

Закон Украины №2148-VIII от 03.10.2017 года «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення пенсій» предусматривает постепенное изменение пенсионной системы до 2027 года. По сути, из-за увеличения требований к страховому стажу, украинцы каждый год будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст и страховой стаж

Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2020 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 27 и более лет.

С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+ 12 месяцев). Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.


Кроме того, Пенсионная реформа предусматривает предоставление украинским гражданам в промежуток с 01.01.2018 по 31.12.2020 года временной гос. соцпомощи. Ее назначают неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионные выплаты. Выдаваться денежная помощь будет на период до приобретения права на пенсию по возрасту в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Во сколько лет женщинам можно выйти на пенсию?

К женщинам новая пенсионная реформа в Украине оказалась более лояльной, поскольку сохранила для них возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет. Пенсионный возраст для женщин будет увеличиваться постепенно и достигнет шестидесяти лет в 2021 году.

В 2020 году уйти на пенсию могут женщины 1960-1961 года рождения, которые достигли возраста 59,5 лет и имеют страховой стаж не менее 27 лет (см. таблицу выше). Выйти на пенсию в 2021 году смогут женщины 1961 года рождения, после достижения возраста 60 лет и при условии наличия стажа более 28 лет.

Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии в Украине?

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины «О повышении пенсий», в страховой стаж для определения права на назначение пенсии, помимо записей в трудовой книжке, включаются следующие периоды:

  • прохождение военной службы (в т.ч. в советской армии) — по 31.12.2017 включительно
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами (декрет) — с 01.01.2004 года по 30.06.2013 включительно
  • обучение в высших учебных заведениях на стационаре (бюджет), а также учеба в аспирантуре и докторантуре — с 01.01.2004 по 31.12.2017 включительно
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет — с 01.01.2004 до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно — подтверждается справкой о регистрации предпринимателя
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно — при уплате ЕСВ (независимо от размера единого страхового взноса)

Что делать, если не хватает страхового стажа?

Новое пенсионное законодательство предусматривает два варианта решения данной проблемы. Первый — докупить страховой стаж. При этом покупка одного года стажа обойдется в сумму от 21 до 27 тысяч гривен, в зависимости от ряда факторов (нужно считать по формуле). Второй вариант — продолжать работать, зарабатывая недостающий стаж, и выйти на заслуженный отдых позже.

Подробнее о покупке стажа для пенсии: как купить и сколько стоит 1 год страхового стажа.

Повышение и перерасчет пенсии

В связи с пандемией коронавируса все пенсионеры Украины, размер пенсионных выплат которых составляет меньше 5000 гривен, получают доплату к пенсиям в сумме 1000 гривен. Прибавка к пенсии «от Зеленского» выплачивается до окончания эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19.

График повышения пенсий на 2020 год:

  • с 1 января 2020 года
  • с 1 июля 2020 года
  • с 1 декабря 2020 года

Повышение пенсий в Украине происходит «задним» числом. Осовременивание ранее назначенных пенсий, в т.ч. и для работающих пенсионеров, проведено по единой формуле, независимо от того, в каком году пенсии были оформлены. За основу взят единый для всех пенсионеров показатель средней заработной платы за последние 3 года.

После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере до 300 грн./месяц, на сумму от 300 до 600 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 600-1500 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1500 гривен.

Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальных пенсий. В 2020 году сумма минимальной пенсии в Украине составляет 1712 гривен. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1573 грн.

Минимальная пенсия для шахтеров увеличилась на 420 гривен и теперь составляет 5914 грн. Надбавка к минимальной сумме пенсионных выплат чернобыльцев составляет: для 1 категории — 599 грн., второй — 557 грн. и 515 гривен для третьей категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

По данным ПФУ минимальная пенсия для участников боевых действий устанавливается на уровне 2 тысяч 395 гривен, что на 231 грн. больше предыдущего уровня. Выросли выплаты и для инвалидов войны: для 1 группы — 4138 грн., для 2 группы — 3702 грн., для 3 группы — 3267 грн.

Перерасчет пенсий производится в автоматическом режиме, без дополнительного обращения в Пенсионный фонд. Выплата осовремененных (увеличенных) пенсий в Украине уже началась.

Новая формула расчета пенсии в Украине

До принятия пенсионной реформы пенсии назначались по десяткам различных законов с применением особых расчетов для каждого вида пенсионного обеспечения. В результате этого, при одинаковом стаже и уровне заработка, пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан существенно отличались от остальных.

В 2020 году расчет пенсии в Украине по новой пенсионной реформе проводится по единой для всех пенсионеров (независимо от статуса и места работы) формуле:

Размер пенсии = Сз × Икз × Кс, где

  • Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии. В 2017 году усредненный показатель зарплаты составляет 3 тысячи 764 гривны 40 копеек
  • Икз — индивидуальный коэффициент заработной платы, информацию о котором можно получить в ПФ. Данный показатель является соотношением размера получаемого дохода по отношению к средней зарплате, с которой были уплачены взносы
  • Кс — коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности месяцев стажа работы на величину оценки одного года страхового стажа (до 31.12.2017 — 1,35, с 1 января 2018 года — 1)

Кому не повысят пенсию в 2020 году?

В рамках пенсионной реформы осовременивание коснулось пенсий всех украинцев, ведь перерасчет никоим образом не привязывается к профессии или должности пенсионера и вида его пенсии. Таким образом, увеличение выплат ждет всех: и тех, кто получает пенсию по возрасту, и в связи с инвалидностью или потерей кормильца, за выслугу лет и даже тех, кто вышел на заслуженный отдых по специальным законам.

Пересчет пенсий для внутренне перемещенных лиц произведен на тех же условиях, что и для остальных украинских пенсионеров. В Пенсионном фонде есть вся необходимая информация для пересчета выплат ВПЛ. А вот для жителей оккупированных территорий осовременивание пенсий не предусмотрено. Более того, если будет установлено, что переселенцы вернулись на неподконтрольную территорию более чем на 60 суток, выплата пенсий им будет приостановлена.

Индексация пенсии

Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных решений Правительства.

Специальные и досрочные пенсии

С 1 января 2018 года в Украине, в рамках реформы, отменены специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.

Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:

  • артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
  • лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
  • трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
  • женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
  • лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
  • водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
  • отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
  • инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
  • военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)

Пенсии военным и работающим пенсионерам

Пересчет денежных выплат военнослужащим проводится по отдельному закону. Осовременивание военных пенсий началось с января 2018 года. Повышение размера выплат будет индивидуальным и напрямую зависит от стажа и денежного обеспечения, в среднем пенсии военным увеличатся на 62%.

С работающих пенсионеров снимается ограничение в выплате пенсии, теперь деньги можно получать в полном объеме. Напомним, что ранее пенсии, размер которых превышает 10 прожиточных минимумов, облагались налогом по ставке 18% и военным сбором в размере 1,5%.

12 online консультации по “ Пенсионная реформа в Украине: повышение пенсий и стаж ”

Добрий день! В мене 45 років і 8 місяців страхового і загального стажу, на пенсію вийшла в минулому році. До індексації отримувала пенсію 2435 гривень, а при перерахунку підвищили виплати лише на 768 грн. Зараз продовжую працювати, бо на таку пенсію не проживеш. Питання: чому така мала добавка до пенсії? Виходить працюй не працюй, а маєш так як ті, що не працювали зовсім.

Консультация юриста

Розмір надбавки до пенсії, в першу чергу, залежить від стажу і величини зарплати. Для пенсіонерів, чиї пенсії були перераховані, Пенсійний фонд найближчим часом підготує та відправить листа з усіма проведеними розрахунками та роз’ясненнями. Також більш детальна інформація щодо збільшення пенсійних виплат наведена у попередніх коментарях до цієї статті.

В соответствии с условиями новой пенсионной реформы, за переработанные 5 лет положена надбавка к пенсии в размере 25 %. Чтобы получить надбавку нужно подать заявление в Пенсионный фонд с требованием пересчитать сумму пенсионных выплат. При этом сотрудники ПФУ отказываются делать перерасчет пенсии.

Последние важные новости про повышение пенсии: сегодня Кабинет министров Украины принял новое решение о повышении пенсий с 1 июля всем украинским пенсионерам, у которых имеется достаточно большой трудовой стаж, но при этом во время работы была недостаточно высокая заработная плата, из-за чего отчисления в Пенсионный фонд были небольшими.

После выхода на спец. пенсию меня автоматически перевели на социальную, применив коэффициент 1 вместо 1,35. При расчете сверхнормативного стажа считают обязательными 30 лет вместо 20.

В официальном отчете Минфина средняя зарплата по Украине за 2015-2017 годы равна 5331 гривне. Расчет з/п для пенсий производится по формуле: (4207+5002+6785)÷3. В ПФ для расчета при начислении пенсии используют меньшую сумму средней заработной платы — 3764 грн. Кроме того, в Пенсионном фонде коэффициент стажа берут 1,35% или 1% на своё усмотрение (могут взять меньший процент, когда положено больший).

При перерасчёте (осовременивании) пенсии применили коэффициент стажа 1, а не 1,35.

В Пенсионном фонде Украины говорят, что в следующем году будут отменены льготные пенсии («год за два»).

По закону № 2148 от 11 октября 2017 года из Списка 2 вредных и опасных профессий исключена профессия докер-механизатор комплексной бригады. Хотелось бы напомнить депутатам и правительству, что льготный возраст стажа взят не «с потолка». Он был установлен на основании проведения экспертизы условий труда, которая определила уровни неблагоприятного влияния вредных производственных факторов на организм работника по каждой из профессий Списка № 1 и Списка № 2. Получается, что новый закон 2148 от 11.10.2017 без всяких обоснований изменяет требования по возрасту и стажу для назначения льготных пенсий. Этим нарушаются права граждан, которые работали во вредных условиях.

Трудовой стаж 38 лет, продолжаю работать. До 01.10.17 размер пенсии был 1156,48 гривен, после — 1373 грн. Такую пенсию получают те, у кого недостаточно стажа. Я считаю, минимум того, что мне положено — это 1452 грн. + 8 %. Как можно множить, делить и получить меньше минимальной? Письмо счастья от Пенсионного фонда получила. Категорически не согласна, буду подавать в суд.

Получила письмо с Пенсионного фонда где представлена расшифровка моей новой пенсии. Не могу понять почему арифметика математическая не сходиться с арифметикой ПФ. Моя новая пенсия с 01/10/17 — 4188,92 грн. В письме указаны мои данные для расчета: 3764,40 грн., Кз — 3,00514 и Кс — 0,38833. Если их перемножить получается 4393 грн. Вопрос: почему мне недоплатили 204,08 грн.?

Консультация юриста

Исходя из указанных данных, самостоятельный расчет осовремененной пенсии, вы произвели верно. Недополученная часть пенсии может являться ошибкой, внесенной в ведомость на выплату денег. Советую дождаться следующей выдачи пенсии, если деньги снова будут выплачены в меньшем размере — обратиться за разъяснениями в Пенсионный фонд.


С 1 января 2015 года вступил в действие Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины». Положения этого закона касаются и пенсионного законодательства. По просьбам наших читателей об этом рассказывает заместитель начальника главного управления Пенсионного фонда Украины в Одесской области Татьяна Павловна Яворская.

— Верховная Рада приняла законопроект № 1086 (он сейчас находится на подписи у Президента Украины), согласно которому внесены изменения в Закон «Об общеобязательном государственном страховании». В соответствии с этими изменениями, до 1 января 2022 года женщинам, которым исполнилось 55 лет, продлено право обращения за назначением досрочной пенсии по возрасту при наличии страхового стажа не менее 30 лет при условии ее увольнения с работы. При этом, напомню, размер их пенсий за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию уменьшается на 0,5 процента.

Также до 1 января 2022 года продолжен срок подачи справки о заработной плате за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года.

Изменениями, внесенными в пенсионное законодательство, государственным служащим, работникам прокуратуры и суда, народным депутатам и научным сотрудникам пенсии, назначенные или пересчитанные после 1 января с. г., ограничиваются 60 процентами от заработной платы.

Есть еще несколько изменений, касающихся научных (научно-педагогических) сотрудников. Так, в размере 60 процентов от заработной платы научного сотрудника будет назначаться пенсия по инвалидности или в случае трудового увечья инвалидам I группы, 50 процентов — инвалидам II группы, 40 процентов — инвалидам III группы. Пенсия в случае утраты кормильца назначается в размере 60 процентов пенсии научного сотрудника на троих и более нетрудоспособных членов семьи, 50 процентов — на двоих нетрудоспособных членов семьи, пенсия по потере кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи ограничивается 40 процентами пенсии научного сотрудника.

Эти изменения в законодательстве не относятся к ранее начисленным пенсиям.

Коснулись изменения в пенсионном законодательстве и чернобыльцев. Так, по заявлениям, поданным после 1 января 2015 г., доплата неработающим пенсионерам, которые проживают на территориях радиоактивного загрязнения, начисляться не будет. Вместе с тем, законом предусмотрено, что если после перерасчета в соответствии с этим законом пенсия уменьшается, она будут выплачиваться в ранее установленном размере. Доплата неработающим пенсионерам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения, будет осуществляться в зафиксированных на 31.12.2014 г. размерах до утраты статуса неработающего пенсионера или выезда за пределы загрязненной территории и возобновляться не будет.

— Расскажите о еще одном новшестве — налогообложении пенсий.

— В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Украины, с 1 января текущего года налог на доходы физических лиц взимается с пенсий (включая сумму их индексаций), размер которых превышает три размера минимальной заработной платы — на сегодняшний день это 3654 грн.

Изменена и ставка подоходного налога. Если месячный доход не превышает 10-кратного размера минимальной заработной платы (1218 грн. х 10 = 12180 грн.), взимается 15 процентов, если превышает — то налог составляет 20 процентов.

Например, с пенсии в размере 5 тыс. грн. взимается 15-процентный подоходный налог с суммы, превышающей 3654 грн. Размер налога — 201, 90 грн., к выплате — 4798,10 грн.

Если пенсия, к примеру, составляет 18 тыс. грн. в месяц, базой налогообложения является 14346 грн. Сумма свыше 10 минимальных зарплат, то есть 12180 грн. облагается налогом 15 проц. (налог составляет 1827 грн.), а с 2166 грн. взимается 20 проц. (налог составляет 433,20 грн.). Таким образом, общая сумма налога — 2260,20 грн., к выплате — 15739,80 грн.

— Татьяна Павловна, ответьте, пожалуйста, на вопросы наших читателей. Вот письмо Жанны Кравцовой: «Хочу выйти на пенсию, не дожидаясь 60 лет. Знаю, что потеряю некоторую сумму. Но вот у меня вопрос: можно ли заплатить взносы в Пенсионный фонд, чтобы не терять проценты со своей пенсии?».

— Взносы по договору добровольного страхования можно уплатить в органы государственной фискальной службы, если только у пенсионера не хватает стажа, положенного для начисления пенсии. В вашем случае уплата страховых взносов законом не предусмотрена.

— Людмила Самарова интересуется, повлияет ли на ее пенсию наличие трех детей?

— Время ухода за ребенком до достижения им 3 лет включается в страховой стаж. Женщина имеет право выйти на пенсию в 50 лет (при наличии 15 лет страхового стажа), если она родила и вырастила до 6 лет пятерых детей.

— Письмо от Геннадия Бондаренко: «Моя мать имеет 32 года трудового стажа. Может ли она по достижении 55 лет уйти на пенсию в сентябре 2015 года? Какие при этом издержки?».

— Если законопроект № 1086 будет подписан Президентом, то ваша мама, имея страховой стаж более 30 лет, может в 55 лет выйти на пенсию, уволившись с работы. За каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию размер ее пенсии будет уменьшен на 0,5 процента.

Женщинам могут позволить выходить на пенсию до 2022 года в 55 лет. Если у них, конечно, есть 30-летний трудовой стаж. Депутаты рассмотрят законопроект №0972, который вносил в парламент еще н ардеп прошлого созыва ВР из фракции " Радикальной партии " - Юрий Шухевич.

В 2015 году народные избранники поддержали этот законопроект в целом. "За" были 256 нардепов. Но Порошенко ветировал его, апеллируя к тому, что денег просто не хватит из-за дефицита бюджета. Он внес свои предложения. Правда, депутаты их так и не рассмотрели.

Теперь стряхнуть пыль с законопроекта и внести в него свои изменения решил Владимир Зеленский.

Как снижение пенсионного возраста отразится на бюджете и кошельках украинцев?

Как снижение пенсионного возраста скажется на казне

Ранее для выхода на заслуженный отдых женщинам нужно было достичь 55 лет, мужчинам - 60. Затем с 2011 года в стране стали повышать пенсионный возраст . Ежегодно его увеличивают на 6 месяцев , так что до 202 1 года он должен составит ь 60 лет. Это крайняя отметка, так что п овышение почти закончилось.

По сути, данным законопроектом предлагают отменить повышение пенсионного возраста сроком на три года. Это соответствует другой идее Зеленского о добровольном выходе на пенсию в 55 лет, но президент предлагал наделить такой возможностью всех, а не только женщин.

Эксперты считают, что такие изменения могут негативно сказаться на нашей экономике. Исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин рассказал NEWSONE.ua, что нам нужно было бы, наоборот, идти на непопулярные меры - повышать пенсионный возраст.

"В конце прошлого года в МВФ говорили, что Украине придется вернуться к повышению пенсионного возраста. Да, практика со снижением уже применялась, но не обширно. КСУ признал, что это допустимо для врачей и учителей, у которых есть нужные годы стажа. Но они вряд ли были бы заинтересованы выходить на пенсию досрочно. Данная же инициатива затронет большой слой населения. Для людей это, конечно, позитивно, но откуда мы возьмем деньги в фонд? У нас уже сейчас 157 миллиардов гривен - дефицит. На 12 пенсионеров приходится 10 работающих, налоги платит все меньше людей. Откуда дровишки?", - говорит он.

Старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко подчеркивает , что из-за возврата реформы за год появится минимум около миллиона "дополнительных" пенсионеров. Наш и без того дефицитный Пенсионный фонд, по ее словам, просто не выдержит. Компенсации будут требовать и те, кто вышел на "заслуженный отдых" раньше. Она также аппелирует к тому, что страна получит меньше налогов, если работоспособное население выйдет на пенсию. Получается двойной удар по Пенсионному фонду.

Но не все столь однозначно. Главное научно-экспертное управление Верховной Рады считает, что и экономии денег при отклонении законопроекта не будет. В первую очередь, он направлен на защиту тех, кто оказался неконкурентоспособным на рынке труда, или попал под сокращение. То есть, по сути, это альтернатива помощи по безработице.

Сейчас в Госслужбе занятости зарегистрированы более 10 тысяч женщин возрастом 55-56 лет. И траты, соответственно, нужно сравнивать с этими выплатами. Средний размер пособия по безработице в августе 2019 года составил 3 253 гривны .

Эксперты напоминают: пенсии будут не такими большими, как если бы украинки работали дольше, так что Пенсионный фонд будет экономить все остальное пенсионное время. Сейчас минимальная пенсия по возрасту - 1564 гривны.

Кр оме того, обычно правом досрочного выхода на пенсию пользуется немного женщин. В 2014 году, когда порог составлял 55 лет, им воспользовалось менее 100 тысяч украинок. Сами же пенсии были по 1329,11 гривен. То есть всего потратили менее 122 миллионов гривен, что сравнительно немного. Аналитики не брались подсчитать четкие суммы, так что до конца предугадать, станет ли дополнительная нагрузка серьезным ударом на бюджет, трудно.

Выгодно ли это для граждан

Пенсии упираются не только в пенсионный возраст, но и в наличие стажа. Уже с 2015 года власти постепенно начали повышать стаж , необходимый для пенсии . Для мужчин это 35 лет, для женщин - 30. Условие для ухода на отдых в 55 остается прежним - три десятка "рабочих" лет.

Финансовый аналитик Алексей Кущ говорит, что параметр страхового стажа не даст украинкам существенно выиграть от снижения пенсионного возраста.

"Пенсионная реформа Гройсмана нивелировала само понятие выхода на пенсию. Страховой стаж используется для вычисления размера пенсионных выплат. Если сокращение возраста будет сопровождаться сокращением страхового стажа, то это будет иметь смысл. Но если не будет изменений, то и размер самих пенсий будет не слишком большой. Человек без минимального стажа будет претендовать только на минимальную соцвыплату. Это будет выгодно только тем женщинам, которые находятся на обеспечении родных", - рассказывает он NEWSONE.ua.


Стаж "портит картину" многим украинцам. В 2028-м году около половины 60-летних н е смогут выйти на пенсию вовремя . У многих не будет необходимых 35 лет стажа. Остальным придется работать на него дополнительно - примерно до 65 лет. Число у краинцев, которые достигли юридического пенсионного возраста, но не может получить пенсии , будет расти с каждым годом.

"Нужно отказываться от таких фейковых законопроектов, чтобы не формировать ложную надежду у народа. Это клиповая социальная политика людей, которые неспособны анализировать причинно-следственные связи. Политика разовых политических продакшнов, очередная серия политического сериала", - говорит Кущ.

Как бы ни пытались власти сбалансировать Пенсионный фонд, действующая с олидарная с истема абсолютно не выгодна для украинцев. Если сравнить, сколько денег вкладывает в виде ЕСВ гражданин, и сколько он получает на пенсии, то ему достается только около 75%. При этом в Украине 67% мужчин не доживает до пенсионного возраста.

Кущ уверен, что н ужно повышать пенсии хотя бы до декларативного уровня прожиточного минимума. Это 4 200 гривен, о чем заявили в проекте госбюджета. Пока такие суммы обеспечить не могут . Новое правительство анонсировало только плановую индексацию пенсий, введенную еще правительством Гройсмана. Соцвыплаты следующей весной поднимут на 12-13%.

Гендерный вопрос

Почему изменения могут коснуться только женщин? Разницу в 5 лет заложили еще в советские времена, когда мужчинам приходилось работать на заводах, а женщины рожали много детей. Считалось, что женский организм быстрее изнашивался. Согласно этой же логике действуют и сейчас.

Но сегодня труд стал не таким тяжелым, рождаемость снизилась. Средняя продолжительность жизни женщин в мире - 78,4 года. Женщины, по статистике, получают соцвыплаты в среднем в течение 20 лет , а мужчины - только 10 лет . Украинки живут на пенсии едва ли не дольше всех в мире.

Поэтому экономисты, наоборот, предлагают уравнять женский и мужской пенсионный возраст. В Европе это обычная практика. В Германии, США, Бельгии, Дании и мужчины, и женщины работают до 65 лет, в Греции и Исландии - до 67.


Финансовый аналитик Алексей Кущ убежден, что все-таки равенства в этом быть не должно.

"На Западе есть тенденция уравнивания пенсионного возраста, но мы немного не в той модели. Если Украина хочет преодолевать демографическую яму, то для женщин все-таки должна быть фора. Женщина может родить и выйти на работу, но в идеале хотя бы по 3 года нужна на каждого ребенка. В среднем нужна фора в 6 лет", - говорит он.

Но есть и другое экспертное мнение, согласно которому уравнение в пенсионном возрасте - это плюс для женщин. Аналитики украинского рынка труда говорят, что женщины охотно продолжают работать после пенсионного возраста, но им в этом мешают работодатели из-за предубеждений. Якобы, после 50 человек уже не может быть профессионалом. При этом в 50 лет украинки часто ведут здоровый образ жизни и п роходят пере квалификацию.

Возможно, стоило бы применить такое законодательство, как в Европе, когда часть отпуска по уходу за ребенком на себя берет отец, и он не может его передать матери. Это помогает женщинам меньше отклоняться от курса на карьеру.

В целом же, можно было бы применить в Украине некую альтернативу. Например, действительно снизить пенсионный возраст и необходимое количество стажа для женщин, но только по объективным факторам, например, при наличии 3−4 детей . Это стимулирова ло бы рождаемость.

Отменить пенсионный возраст

Что такое пенсионный возраст? По сути, это возраст, когда человеческий организм изнашивается так сильно, что уже не способен заниматься определенной работой. И это общепринятая цифра, которая далеко не всегда отображает реальное состояние дел. Повышение пенсионного возраста - это техническая мера. Она не исправляет ситуацию, а только борется с симптомами , искусственно уменьшая количество требующих соцвыплат . Кроме того, бесконечно повышать пенсионный возраст мы не можем.

Так что, возможно, в Украине стоило бы совсем отменить этот параметр.

У Зеленского уже говорили о так называемом "гибком пенсионном возрасте". На некоторых работах трудно находиться после 60, а на других, если они, например, связаны с умственным трудом, можно пребывать намного дольше. Кроме того, все зависит от индивидуальных показателей здоровья. Поэтому жесткий пенсионный возраст не удовлетворяет потребностей граждан.


Вместо пенсионного возраста можно было бы внедрять пенсионное накопление, наполнять фонд своей будущей пенсии. В Норвегии, например, когда гражданин посчитал, что ему пора на пенсию, ему начинают выплачивать накопленное с процентами. Но в Украине есть проблемы со внедрением накопительной системы.

"Нет условий для того, чтобы у нас работала такая пенсионная система, как в европейских странах. Экономика не работает, так что деньги не будут прирастать в трастовых фондах, а просто будут где-то лежать. Когда не развивается экономика, все разговоры о модных вещах на Западе не работают", - говорит NEWSONE аналитик Владимир Воля.

Так что, даже если закон "о 55 годах" примут, пенсионный возраст со временем все равно будет повышен. Пускай и через три года, но от этого никуда не деться.

"К сожалению, повышения пенсионного возраста не избежать, - это вопрос времени. Ситуация в Европе именно такая, да и постсоветские страны, Казахстан, идут к повышению пенсионного возраста", - говорит Воля.

Есть большие шансы, что инициатива будет проголосована в парламенте - так власть заработает дополнительные "очки" . В целом, она позитивна, т ак как женщины смогут более гибко планировать свою жизнь . Но серьезных преимуществ для кармана украинки инициатива не несет, и при этом может усугубить ситуацию в Пенсионном фонде.

Читайте также: