Кто стоит за пенсионной реформой


В четверг, 14 июня, пока весь мир ждал матча открытия чемпионата мира по футболу на московском стадионе «Лужники», правительство Дмитрия Медведева объявило о пенсионной реформе: возраст выхода на пенсию мужчин повышается с 60 до 65 лет, женщин — с 55 до 63 лет. Новость мало кого оставила равнодушным и наряду со сводками с футбольных полей постоянно находилась в топе новостей.

«Пенсионный возраст — это идол, образ, а под красками — фанера. Может, есть, но я давно не видел не во сне, а наяву пенсионера», — иронизировал лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров в написанном по случаю стихотворении. По стране прокатилась волна протестов. Такими сплоченными россияне не были давно, свидетельствует июньский опрос «Левада-центра»: против повышения пенсионного возраста выступили 89% граждан.

Как решали

Объявление пенсионной реформы в день открытия чемпионата мира многие СМИ, эксперты и чиновники восприняли как попытку провернуть реформу под прикрытием футбола. «Пока мы радовались успехам наших футболистов, — негодовал глава КПРФ Геннадий Зюганов на думских слушаниях по поводу закона, — правительство решило забить гол всей стране».

Дата — всего лишь случайное совпадение, уверяет источник Forbes в кабинете министров, осведомленный о ходе реформы. Заседания правительства проходят каждый четверг. На 7 июня была назначена прямая линия с президентом, которого максимально дистанцировали от пенсионной реформы, поэтому судьбоносное объявление назначили на 14 июня — ближайший четверг после прямой линии. Но решение о реформе было принято значительно раньше.

Еще до выборов президента на многочисленных совещаниях обсуждался пакет реформ, который правительству предстояло реализовать в новом политическом цикле, рассказывает один из федеральных чиновников. В обсуждении повышения пенсионного возраста участвовали Дмитрий Медведев, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, возглавлявший в то время Центр стратегических разработок Алексей Кудрин, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, помощник президента Андрей Белоусов. Социальный блок, которым в прежнем правительстве руководила Ольга Голодец, в этом не участвовал.

В ведомствах эту информацию не прокомментировали. С объявлением о реформе решили повременить до выборов и последующей смены правительства. Новый кабинет министров Путин представил 18 мая. Ответственной за социальные вопросы стала бывший председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, поэтому основной груз проблем, связанных с реформой, лег на ее плечи.

Кто был автором

Шум вокруг реформы не утихал все лето. Депутаты в Госдуме спорили до хрипоты, Антон Силуанов дал подробное интервью Владимиру Познеру и пытался объяснить на пальцах зрителям «Первого канала», почему они должны будут выходить на пенсию позже.

Люди искали виновных и строили догадки. Одна из популярных версий: на реформу Путина уговорили Кудрин и первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. А в авторы текста законопроекта о пенсионной реформе народная молва записала молодого экономиста Владимира Назарова, который работает в Институте Гайдара и возглавляет финансовый НИИ при Минфине.

Писал документ, конечно, не Назаров, хотя проблемами пенсионной системы он занимается уже 10 лет и прямолинейно поддерживает повышение пенсионного возраста. «Вынужден развеять этот миф, — смеется попавший под удар экономист. — Автор реформы — правительство, оно подготовило законопроект и внесло его в Думу».

«Человека, конкретное лицо, которое отвечало за эту реформу, мы за все лето так и не увидели. Но понятно, что ответственность несут первые лица [страны]», — считает заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» и член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин.

Конкретного лица за реформой не видно, но очевидно одно: впервые о повышении пенсионного возраста объявили в самом жестком из всех обсуждавшихся вариантов — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, и это была идея Минфина, который формально не имел отношения к подготовке законопроекта. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтвердил, что на гораздо более мягком сценарии настаивала Татьяна Голикова — взять паузу и посвятить какое-то время адаптации населения. И тем не менее именно ее блоку пришлось подготовить текст закона в жестком варианте — этим занимались специалисты из Минтруда и Пенсионного фонда.

Подарок от Путина

Президент глубоко вздыхает и проникновенно смотрит в камеру: «Нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение. Прошу вас отнестись к этому с пониманием». В своем обращении к народу по поводу повышения пенсионного возраста Путин поведал о неотвратимости реформы, но пообещал смягчить ее. Срок выхода на пенсию женщин снижен до 60 лет, многодетные матери могут выйти на пенсию досрочно, а те, кого реформа должна коснуться в ближайшие два года, могут выйти на пенсию на полгода позже. Также президент ввел понятие предпенсионного возраста (пять лет до возраста выхода на пенсию), указал на необходимость ввести уголовную и административную ответственность бизнеса за увольнение предпенсионеров, обещал предпенсионерам специальную систему повышения квалификации и два дня бесплатной диспансеризации в год с сохранением зарплаты. По данным компании Mediascope, телетрансляцию, которую показали по федеральным каналам 29 августа, смотрели почти 7 млн человек.

В том, как Путин отечески успокаивал нацию с экранов телевизоров и предложил смягченный вариант реформы, вновь заподозрили подвох — якобы и это тоже было срежиссировано заранее. В интервью радио «Коммерсантъ FM» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов предполагал, что такой сценарий мог быть продуман в общих чертах как вариант отступления при слишком негативной реакции общества. Но два источника Forbes в правительстве говорят, что как минимум для Минфина, продвигавшего жесткий сценарий, смягчение стало неожиданностью. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтверждает, что Голикова обсуждала с Путиным варианты смягчения. Именно поэтому после обращения Путина она стала официальным представителем президента по этому законопроекту и защищала поправки к нему в Госдуме и в Совете Федерации.

Зачем все это

«Силуанов призвал «срочно повысить» пенсионный возраст» — гласит заголовок статьи в «Российской газете». Статья посвящена выступлению министра финансов на «правительственном часе» в Госдуме задолго до реформы, в сентябре 2015 года. Тогда призыв Силуанова не нашел поддержки, хотя в его обращении уже фигурировало слово «срочно».

В течение многих лет эксперты из РАНХиГС, ВШЭ, ЦСР, Экономической экспертной группы и НИФИ говорили о необходимости повысить пенсионный возраст, делали соответствующие расчеты, писали научные статьи и выступали в СМИ. Главным публичным сторонником реформы был глава ЦСР Алексей Кудрин. Настойчиво из выступления в выступление он повторял, что пенсионный возраст нужно повышать немедленно, «иначе будет поздно». «Предпосылки для повышения пенсионного возраста были и раньше», — соглашается замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Доводы в пользу повышения с тех пор не изменились. В России резко уменьшается соотношение пенсионеров и работников, за которых платятся социальные страховые взносы. Иначе говоря, тех, кто оплачивает пенсии ныне живущим пенсионерам, становится все меньше. Сейчас, по расчетам исследователей ВШЭ, на одного пенсионера приходится 2,3 человека трудоспособного возраста. Учитывая теневую занятость, по расчетам РАНХиГС, на одного пенсионера приходится всего 1,1 работающего, за которого работодатель выплачивает взносы. Через 10 лет этот показатель составит 1,2 благодаря повышению пенсионного возраста, в противном случае он скатился бы к единице к 2030 году, поясняет Юрий Горлин.

От этого соотношения напрямую зависит возможность повышать пенсии. Согласно «майскому указу» президента в ближайшие шесть лет индексация пенсий должна проходить выше уровня инфляции. Чтобы это делать, нужно где-то брать деньги, а источников всего два: бюджетные средства и взносы от работодателей.

«Можно было, конечно, ничего не делать и не повышать пенсионный возраст. Но тогда вариантов оставалось бы немного», — рассуждает Владимир Назаров из НИФИ. Если оставить все как есть, сильно увеличится разница между пенсией и заработной платой. Сейчас неработающие пенсионеры получают порядка 34% средней заработной платы работающего человека, и если не вмешаться, то через пару лет показатель будет около 30–25%. «Уровень меньше 30% общество уже посчитало неприемлемо низким», — объясняет Назаров. Второй вариант — для финансирования пенсий повышать налоги или тарифы страховых взносов. Но такой рост нагрузки на граждан был бы несовместим с желанием ускорить рост российской экономики.

При росте экономики около 1,5% в год (на конец 2018 года Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на 1,8%, а на конец 2019-го — 1,3%) индексировать размер пенсий по уровню инфляции или чуть выше можно было бы и без повышения пенсионного возраста, подсчитал Горлин. Но обеспечить устойчивый рост пенсий уже не получится без дополнительных мер, потому что зарплаты будут расти быстрее и пенсии потеряют свою основную функцию — быть страховкой от утраты заработка. Именно поэтому страховые пенсии в ближайшие шесть лет будут повышаться темпами, значительно превышающими прогнозируемый уровень инфляции.

По оценкам экспертов, итоговые траты бюджета окажутся даже выше, чем экономия от повышения пенсионного возраста. По расчетам, которые представляла Татьяна Голикова, деньги, полученные от повышения пенсионного возраста, не покроют траты на пенсионное обеспечение. Реформа сэкономит бюджету 2,9 трлн рублей, но пенсионное обеспечение потребует затрат в 3,3 трлн рублей за шесть лет.

Что сделали не так

Высокая скорость реализации реформы — это российский опыт, который оказался весьма болезненным. От официального объявления о реформе до подписания закона Путиным прошло всего 112 дней, а реализация нововведений начнется уже с 1 января 2019 года. В ОЭСР, например, средний период между принятием закона о пенсионной реформе и его реализацией составляет около 9 лет.

Вторая особенность — очень высокие, даже агрессивные темпы повышения пенсионного возраста: каждый год возраст выхода на пенсию будет становиться на год выше. В ОЭСР средний рост повышения пенсионного возраста составляет три месяца в год, а в СНГ — по шесть месяцев в год. «Понятно, конечно, что чем быстрее поднимается возраст, тем раньше возникает большая «бухгалтерская» экономия», — рассуждает Юрий Горлин.

Сторонники реформы спешат заверить: сравнивать опыт России с опытом США или Европы некорректно. Более адекватное сравнение — с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ. Когда повышение пенсионного возраста запоздало, приходится проводить реформу относительно высокими темпами и без длительного подготовительного периода, рассуждает Владимир Назаров. В большинстве восточноевропейских стран и в СНГ пенсионный возраст повысили в конце 1990-х — начале 2000-х годов и темпы роста составляли, как правило, 6–12 месяцев в год. К 2018 году лишь в двух странах СНГ, России и Узбекистане, пенсионный возраст сохранился на советском уровне.

Российские показатели пенсионной реформы далеки от рекордных, указывают экономисты. Чехия несколько лет назад начала повышение пенсионного возраста с 60 до 67 лет для мужчин и с 55 до 67 лет для женщин, а в Армении в 2001 году пенсионный возраст мужчин был за один год повышен сразу на три года.

Армия безработных

Есть один спорный вопрос: сможет ли экономика создать новые рабочие места для предпенсионеров. По оценкам Минэкономразвития, прирост занятых из-за повышения пенсионного возраста составит в 2019 году 137 200 человек, а суммарно к 2024 году — 1,8 млн человек. В министерстве верят, что этот выплеск рабочей силы добавит к росту ВВП 1,3 процентного пункта, то есть по 0,2–0,3 процентного пункта в год. Эксперты НИФИ более оптимистичны и прогнозируют прирост в 0,3–0,5 процентного пункта ВВП ежегодно.

Эти расчеты основаны на том, что не вышедшие на пенсию люди найдут работу. А в этом экономисты и противники реформы, да и сами будущие предпенсионеры не уверены. По мнению депутата Олега Шеина, инициатива правительства выпустит на рынок армию безработных. В мире идет процесс автоматизации производства. В таких условиях повышение пенсионного возраста — это просто выбрасывание на рынок труда абсолютно ненужной рабочей силы.

«Куда пойдут эти люди? — беспокоится Шеин. — Они останутся без средств к существованию, а следствием может оказаться рост безработицы, падение доходов населения и снижение темпов роста экономического развития».

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Пенсионный возраст является одной из самых болезненных и обсуждаемых тем в России с 2018 года, когда в стране была принята реформа о повышении возраста граждан, который позволяет уйти на заслуженный отдых. Что будет с пенсионным возрастом в 2021 году — ожидать ли его снижения на фоне пандемии коронавируса, объяснили эксперты.

Почему в России ждут снижения пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Из-за подобных обстоятельств в Сети поползли слухи о том, что власти задумались о временной отмене реализации реформы, связанной с повышением пенсионного возраста: безработных якобы собрались отправить на пенсию, чтобы снизить нагрузку на центры занятости в условиях кризиса в стране.

Также причиной «ожидания» стали первые итоги реформы, реализация которой началась 2 года назад: финансовая нагрузка на Пенсионный Фонд не снизилась, и благосостояние пенсионеров не улучшилось, хотя изначально именно эти два фактора были решающими при принятии решения властью о повышении пенсионного возраста.

В Сети граждане страны в 2020 году создавали петиции и обращения к власти с просьбами пересмотреть отношение к пенсионному возрасту. Аргументы остались такими же, как и в 2018 году, когда жители страны оказались против реформы: женщины и мужчины в России не готовы трудиться до 60 и 65 лет, так как условия их жизни не позволяют поддерживать здоровье и трудоспособность на должном уровне.

Будет ли снижен пенсионный возраст в России в 2021 году

Вопрос о снижении пенсионного возраста в России в 2021 году в Сети назвали практически решенным: якобы в правительстве готовы прислушаться к гражданам, а потому пересмотрят решения «прошлого».

Но официально власти категорически опровергли данную информацию: реализация реформы будет продолжаться в условиях пандемии, кризиса, возможного конца света и других обстоятельств. Смягчение закона допустимо, но полная отмена планируемого повышения пенсионного возраста категорически невозможна.

Что будет с пенсионным возрастом в России в 2021 году: кто уйдет на пенсию по закону

Пенсионный возраст в России в 2028 году достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, как и было запланировано законом. Пока повышение проходит постепенно, чтобы гражданам было легче переживать обстоятельства, в которых им до пенсии оставалось всего ничего, а поработать придется год-два «лишних».

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.

Кому положен досрочный выход на пенсию в 2021 году

Расширение списка тех граждан, которые могут уйти на пенсию досрочно, — это и была реакция власти на призыв народа о снижении пенсионного возраста. С 2021 года право на выход на пенсию не в установленном законом возрасте, а раньше, будут иметь:

предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года «официального» выхода на пенсию;
люди, работающие на тяжелом или опасном для здоровья производстве и занятые в социально-значимых сферах, например, в медицине или образовании, но имеющие определенное количество наработанного трудового стажа;
многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.

Право на досрочную пенсию закрепили за теми гражданами, которые имеют трудовой стаж не менее 37 и 42 лет для женщин и мужчин соответственно. Предпенсионеры имеют право претендовать на выход на пенсию, если их стаж работы оставляет не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины).

Что же касается многодетных матерей, у которых есть необходимое количество наработанного стажа, то им пенсионный возраст сократят на один год за каждого ребенка, независимо от его возраста.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Пенсионная реформа: кто будет отвечать?

Автор - Александр Халдей

Прикасаться сегодня к теме пенсионной реформы для политика - это как прикоснуться к прокажённому. Несомненно, пенсионная реформа обещает только поражения всем, кто засветится рядом с ней, и потому все политики по возможности от неё шарахаются, как от чумы. И только правительство подобно шагнувшим в чумной барак санитарам. Правительству уже не светит никакое дальнейшее политическое будущее, и теперь стало понятно, почему Путин оставил всех ключевых министров на своих местах. Они примут на себя удар неизбежного общественного осуждения и уйдут в политическое небытие, как когда-то туда ушли Чубайс, Кох, Зурабов, Христенко и прочие либеральные мавры, сделавшие своё дело, которое стало поводом для проклятий, но отменить плоды которого никто не в силах.

Ассоциировать своё имя с пенсионной реформой - это то, чего стремится избежать каждый действующий политик, рассчитывающий дожить до следующего избирательного цикла. Как стало известно, поддерживающая правительство Дмитрия Медведева партия "Единая Россия" прилагает все меры, чтобы дистанцироваться от прямой поддержки непопулярной, а точнее сказать, ненавистной народу реформы.

Позиция Медведева сверхтрудная. Как глава правительства он принимает к разработке проект пенсионной реформы, которая должна за счёт падения уровня жизни населения снизить нагрузку на бюджет, по которому работает его правительство, а как глава крупнейшей парламентской партии старается откреститься от поддержки действий правительства под его же руководством. Выразилось это в том, что ЕР проинструктировала своих однопартийцев, как им следует вести себя в отношении пенсионной реформы.

В закрытом от прессы режиме было проведено обсуждение с региональными отделениями складывающейся в стране обстановки вокруг темы пенсионной реформы. Исполком партии в Центре рекомендовал своим отделениям в регионах «избегать тезисов о поддержке или одобрении партией пенсионной реформы в каких-либо формулировках». На мероприятия рекомендуют приглашать «только дружественные СМИ», акцент делать на том, что партия «организует широкое общественное обсуждение», но «никаких предложений публиковать не следует».

Дисциплинированные заксобрания уже начали было готовить проекты одобрительных решений, но в Центре учли, что в сентябре в некоторых регионах пройдут выборы и там есть смысл не акцентировать внимание избирателей на поддержке партией пенсионной реформы. Иначе поражение неизбежно. То есть там, где выборы, и там, где их нет, от греха подальше не упоминать никак о пенсионной реформе и не обозначать своего к ней отношения.


Но, тем не менее, в партии есть те, кто выходит за флажки. Секретаря ярославского отделения ЕР уволили за критику пенсионного реформы. Севастопольские единороссы признали, что во время обсуждения рекомендаций Центра были "жаркие дискуссии" и "острые вопросы". На нормальном языке это означает, что было что-то среднее между скандалом и спором.

Руководство отделения севастопольцев, как всегда, видящее дальше всех, призвало начать разъяснительную работу среди населения в том направлении, что реформа неизбежна в связи с острой нехваткой работающих граждан по отношению к пенсионерам. На одного пенсионера едва приходится двое работающих. И пенсионеров становится всё больше, а работающих всё меньше. Такова демографическая ситуация в стране. Уже сейчас половина расходов на пенсии покрывается не из Пенсионного фонда, а из бюджета. Это очень опасная ситуация, так как в бюджете нет средств на финансирование растущего числа пенсионеров при уменьшающемся числе работающих.

Позиция Единой России очень сложная. "Главное - люди" - говорят в партийном руководстве, поясняя, что меры, предлагаемые правительством, позволят поднять пенсии оставшимся пенсионерам, выведя их на уровень 15,4 тыс. руб в месяц. Но в ответной критике им говорят, что ценой такому решению станет обвал в нищету огромной массы людей околопенсионного возраста, которым нет возможности добиться трудоустройства.

В ответ Дмитрий Медведев обозначил два направления выхода из трудного положения. 1. Повышение рождаемости и улучшение демографической ситуации. 2. Поручение Минтруду и Минфину разработать меры по повышению занятости на рынке труда. Помочь людям предпенсионного возраста получить новые профессии и улучшить работу служб занятости.


Но профсоюзы и предприниматели, не говоря уже об оппозиции, не верят в результативность этих мер. На пенсиях сэкономим, на пособиях и больничных потеряем. Даже РСПП увидел опасность в росте бедности населения в результате экономического кризиса. Бизнес уже сейчас задыхается в условиях резкого падения покупательского спроса. Дальнейшее падение экономики в результате роста налогов и тарифов приведёт к массовому разорению компаний и новой волне банкротств. Это сделает невозможным улучшить занятость на рынке - занятость растёт только на подъёме, на спаде же растёт безработица.

Министерство экономического развития выпустило объективный прогноз на удивление многим экспертам, ожидавшим от МЭР липовых цифр роста и заказного оптимизма. Этого не произошло. Было честно сказано - в ближайшие 2 года будет падение темпов роста экономики. С 2,5% до 1,5%. Это не минус, но падение точно. С балансированием на пороге нуля или риске сорваться с минус. Орешкин признал это честно - и глупо было бы это не признать. Но по оценкам МЭР через 2 года начнётся подъём до 3%. Эксперты удивлённо спрашивают - за счёт чего будет этот рост, если в результате роста налогов, тарифов и цен будет рост кредитной ставки, что сделает инвестиции ещё более невыгодными, то есть продолжится экономический спад.

Однако не стоит забывать, что все эти жертвы приносятся не в пустую. 25 триллионов рублей на 6 лет уже заложены в бюджет на цели финансирования целевых точек экономического роста. Не хватает 8-ми триллионов, и ради этой суммы принимаются все меры изыскания этих средств. Внешних источников заимствования и финансирования у России нет. Их приходится искать только внутри страны. И даже напечатать их нельзя, так как через два-три месяца после эмиссии волна инфляции обрушится на головы населения и полностью сметёт экономику. Всё остановится и наступит катастрофа.

Правительство идёт по пути заимствований, но это одна из статей пополнения бюджета. Слишком налегать на займы опасно. И эмиссия будет - весь вопрос лишь в том, как удастся её контролировать. Смысл пенсионных жертв в том, что они только вместе со всеми другими мерами могут дать эффект. Проведение реформ имеет огромное количество рисков внутренних и внешних, и особенно сильно влияет на экономику совокупность геополитических факторов. Россия всё-таки действительно находится в санкционной блокаде и при этом имеет очень зависимую от экспорта сырьевую экономику. И выскочить своими силами из сырьевой петли невозможно, если не предпринять переток денег из всех других отраслей в те, которые послужат очагами роста. Они обозначены в майских указах.


Приветствовать меры, в результате которых бизнес и население станут беднее, невозможно. Это очевидно. Тем более, что имеются огромные резервы смягчения нагрузки на население – это, прежде всего, жестокая борьба с коррупцией и казнокрадством. Безумные зарплаты топ-менеджеров госкорпораций так же будут вызывать ярость населения. Элитам придётся пойти на жертвы и самоограничения, если они хотят пережить кризис и не попасть под репрессии. А они возможны, так как власть в острый период кризиса не сможет игнорировать требования народа ликвидировать неоправданные льготы для элиты. Власти придётся пойти по этому пути, если она захочет уцелеть в бурях политической борьбы периода экономического спада на ближайшие три года.

Слабостью власти остаётся её неумение разговаривать с людьми и объяснять причину принимаемых мер. Один Путин не может решить все вопросы, сколько бы прямых линий он ни проводил. Пиар является слабостью нашей исполнительной власти, если понимать пиар именно по прямому назначению термина: связь с общественностью. То есть процесс, когда говоришь ты и говорят тебе. Какой бы ни был трудный диалог, он необходим. Тут византийские фокусы типа объявления о пенсионной реформе под шумок футбольного чемпионата только злят народ, а не успокаивают.

Нужен прямой разговор. Нельзя министрам вечно прятаться за спину Путина. Должен выйти тот, кто разрабатывал проект этой реформ и откровенно рассказать все свои резоны народу. Это должны быть Медведев, Кудрин, Силуанов и все те, кто доказывал президенту, что нет иных способов спасения бюджета страны, и президент не зря берёт под защиту правительство, давая ему возможность работать. Они же как-то доказывали это Путину? Пусть докажут всем нам.

Но исполнительная власть молчит, словно набрав в рот воды. Она трусливо прячется за спину президента и за шум спортивных мероприятий. Так подставляют президента и делают его виновником чужих ошибок. Он не должен быть этим заложником. У каждой реформы есть фамилия, имя и отчество. Пусть пенсионная реформа не остаётся политической сиротой, от которой отказываются все родственники. Авторы этой реформы должны выйти на люди и дать свои ответы на все вопросы. Какими бы трудными они ни были.

И никаких форматов отчётов перед Думой - мы знаем, как это бывает всегда. Только прямая линия и пресс-конференция. Постоянные контакты с профсоюзами. Так осуществляется настоящая обратная связь между властью и общественностью. И министры должны публично взять на себя ответственность за то, что жертвы населения будут не напрасны. И в случае неудачи они будут виноваты во всем и возьмут на себя ответственность. Включая отставки. А то все в стороне. ЕР непричастна, министры молчат, авторы скандальной реформы засекречены не хуже оружейных конструкторов. Что, президенту все вопросы задавать? А правильно ли это?

Наши министры всегда жили очень спокойно и сладко - всё у них всегда было и ничего им за это не было. Удачи, неудачи - они всегда были непотопляемы. И если они не зарываются, как Улюкаев, то благоденствуют годами, а всю ответственность на себя принимает президент. Это неправильно. Ответственность должны нести те, кто идею родил и убеждал в этом президента. Пусть теперь убедят народ. Иного способа сохранить политическую стабильность в России на этапе нарастания экономических трудностей не существует.

Путин так и НЕ СМОГ ответить на вопрос про ПОВЫШЕНИЕ пенсионного возраста

Путин не мог подписать закон о повышении пенсионного возраста

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Бюджеты пенсионных фондов разворованы и вряд ли Топилин исправит ситуацию





Новый глава правительства Михаил Мишустин назначил руководителем Пенсионного фонда бывшего главу Минтруда Максима Топилина. Который вроде бы ни при чем и не знает, что там творилось до сих пор. И вроде без его согласия принимались многие законы и шла пенсионная реформа. А там, пока в результате пенсионной реформы российские старики нищали с каждым днем, кто-то пытался воспользоваться моментом и урвать побольше денег. В первую очередь те, кто имеет к ним доступ. Так управляющий отделением Пенсионного фонда по Красноярскому краю Денис Майборода арестован на один месяц, сообщает пресс-служба краевого суда Железнодорожного района Красноярска. Его обвиняют в получении взятки в особо крупном размере.

«Двадцать первого января 2020 года Железнодорожным районным судом Красноярска удовлетворено ходатайство старшего следователя первого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия Зуева А. А. об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Майбороды Дениса Александровича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью шестой статьи 290 УК России („получение взятки в особо крупном размере“ — ред.), на один месяц, то есть до 19 февраля 2020 года включительно», — сообщил ранее источник в правоохранительных органах.

Судя по всему, речь идет о расследовании обстоятельств покупки для ПФР двух административных зданий по завышенной в несколько раз цене, в результате чего фонду был нанесен ущерб в 75 млн рублей.

В ноябре прошлого года обвинение в совершении этого преступления было предъявлено заместителю Майбороды — Алексею Трофимову. По предварительной версии следствия, был проведен аукцион на приобретение двух зданий в Красноярске с начальной ценой более 130 миллионов рублей, хотя реальная стоимость была около 54 миллионов. В региональном главке СК тогда сообщили, что следователи совместно с УФСБ провели обыски в кабинетах сотрудников отделения фонда, изъяв документы, подтверждающие факт преступной деятельности, крупные суммы денежных средств и большое количество банковских карт, а также электронные носители информации.

В принципе, в России уже едва ли кого удивишь арестом высокопоставленного чиновника по обвинению в коррупции в особо крупном размере. Обращает на себя тот факт, что речь идет о целом главе регионального ПФР. Думаю, не нужно говорить, что подобные случаи еще больше дискредитируют нынешнюю пенсионную систему в России, третий год подвергаемую жесточайшей критике из-за недавно проведенной реформы, повысившей возраст выхода на пенсию с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет у мужчин.

Впрочем, должно быть, дискредитировать нашу пенсионную систему уже дальше некуда. Можно вспомнить дело заместителя руководителя Пенсионного фонда России Алексея Иванова, который ежемесячно получал в качестве взяток по 200 тыс. руб. на свою карточку. При этом власть, очевидно, довольно потирает руки — удалось сэкономить (точнее, украсть у стариков) значительное количество денежных средств. По сообщению уже бывшего главы ПФР Антона Дроздова, пенсионеров в России стало меньше на миллион. Однако задумывались ли во власти, какой ценой для собственной репутации это достигнуто. И речь идет уже не о пятнах на репутации, а об откровенной ненависти со стороны населения, которую сообщения о поимке очередного чиновника ПФР-миллиардера только разжигают. Вряд ли Топилин эту ситуацию сделает лучше. Нынешний ПФР лучше всего было бы упразднить.

Вот показательный случай, произошедший на Ямале — там пенсионера, в в то время как ПФР строит себе дворцы, выселили жить в автовагон!

Как сообщается на сайте прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа, жителя села Находка Тазовского района переселили в автовагон из аварийного многоквартирного дома. Когда в здании обнаружили дефекты и повреждения несущих конструкций, то его расселили, а пенсионеру предоставили вагончик, который не только не соответствует санитарным нормам, проживание там зимой без дополнительного источника отопления попросту опасно для жизни.

Как заявили в пресс-службе муниципалитета, автовагоны были предоставлены в качестве временной меры, поскольку другого свободного жилья нет, но ближайшее время для жильцов аварийного дома начнется строительство многоэтажки.

Как говорится, свежо придание. Интересно, это все же просто вопиющий случай или приговор пенсионной системе? А крупный чиновник, ворующий деньги пенсионеров? Это досадное недоразумение или статистика? Это ведь не первое и не последнее уголовное дело ПФР.

— Это могло бы быть статистикой, только в том случае, если борьба с коррупцией и воровством в нашей стране носила бы не акционный характер, — считает директор Центра изучения проблем формирования гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер.

— К огромному сожалению, это именно определенного рода акционизм, и ни как ни повседневные будни правоохранителей. Мы с вами можем лишь высказывать на этот счет частное мнение, ведь в противном случае под коррумпированность могут попасть и близко родственные связи действующих и бывших членов недавно назначенного «обновленного» правительства РФ. Случаев же с чиновниками, привлеченными к уголовной ответственности так же немало, среди них можно отыскать и целых министров например, Улюкаева, Сердюкова и глав субъектов РФ. Главный вопрос, который остается у граждан, только ли «привлеченные к ответственности чиновники» виновны в сложившийся системе, или основная масса «коррупционного айсберга» в России, вполне избегает ответственности и продолжает врать и воровать в гигантских масштабах.

«СП»: — Целый глава регионального фонда арестован. Это можно считать началом «охоты на ведьм»? При Мишустине будут серьезнее бороться с коррупцией? Или это показуха?

— Думаю, это скорее профилактика для отчетности, ведь ни весть какая огромная «рыба» поймана, хоть конечно и не «малёк». Именно потому, это не случайность а скорее «акционизм», тех, чья прямая обязанность бороться с такими явлениями, как хищения и коррупция в нашей стране.

«СП»: — Не слишком ли подобные инциденты выглядят на фоне пенсионной реформы, недовольство которой высказывает большинство граждан? Подобные случаи бьют по авторитету власти? Или после реформы там уже бить не по чему?

— По авторитету власти прежде всего бьет сама пенсионная реформа, и увеличение пенсионного возраста, ведь фактически речь идет о том, что у каждого гражданина РФ не пенсионера, государство вытащило из кошелька пенсионные деньги за пять лет. Вот чем вам не повод для возбуждения контролирующих законность органов, однако, они это фактически поддержали.

«СП»: — Кстати, если потрясти таких вот чиновников в пенсионных фондах по всей России, может, сразу деньги найдутся, и не нужно будет пенсионный возраст повышать?

— В каждой шутке, есть доля шутки. Основной причиной именно так проведенной пенсионной реформы, было желание власти, как можно дольше консервировать социально-экономическую несправедливость в нашей стране. Когда за кризис богатых в виде западных санкций и ограничений, должны заплатить самые бедные и незащищенные слои общества. Безусловно, продавливание конституционной реформы — это ещё один, но уже политический штрих для закрепления несправедливости и ещё большей консервации, существующего положения вещей. Средства для пенсий по старой схеме пенсионного возраста в стране есть, но есть желание именно ими затыкать дыры собственной провальной экономической политики.

«СП»: — На Ямале пенсионера переселили жить в автовагон. Опять же это единичный вопиющий случай или приговор нашей социалке?

— Чудовищных случаев уверен, значительно больше чем сообщений в федеральных СМИ. Ведь это и есть следствие политики социального геноцида, в которой с недавнего времени, любого гражданина, по факту не уплаты, по сути можно лишить и единственного жилья. Это, кстати, к вопросу исполнения конституции, в той части, что человек имеет право на жилье, и никто не вправе лишить его единственного жилья, а все чаще мы видим обратное. По сути для чиновничьих бумаг нет разницы между квартирой и специально подготовленной картонной коробкой или, как в данном случае — вагончиком, формально вот вам и единственное жилье, как бы закон не нарушен.

«СП»: — Ранее глава ПФР Антон Дроздов обрадовался сокращению расходов на стариков — пенсионеров стало меньше почти на миллион. Власти теперь могут быть удовлетворены? При Топилине закручивания гаек не будет?

— ПФР по своему смыслу, также, как и пенсия, всё больше напоминает «недостижимое будущее», ведь для миллиона человек это будущее уже сдвинулось на пять лет вперед. Аппетит в отношении урезания социальных обязательств приходит во время еды, поэтому и удовлетворение потребности, существующей власти, экономить на гражданах, ещё не скоро будет удовлетворено.

— Навряд ли арест Майбороды это случайность, — убежден главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.

— В сети уже публиковали данные о доходах и имуществе главы ПФР, возникают вопросы, откуда у главы пенсионного фонда столько денег? Наверно, не отстают от него и в региональных отделениях. Ведь сама система пенсионных фондов — порочна! Почему не платить пенсию гражданам прямо из бюджета? Зачем это мифическое накопление обесценивающихся денег в каких-то фондах? Зачем посредник между бюджетом и гражданином? Причем предполагается, что пенсионные фонды как-то инвестируют деньги, чтобы увеличивать ресурсы — получается, государство вкладывать казенные деньги не умеет, а какие-то «альхены» из пенсионных фондов могут делать это не пример эффективней? Это бред, просто эти «альхены» снимают свой бонус с «прокручивания» пенсионных денег.

«СП»: — Арест этого товарища — показуха? Или при Мишустине с ними начнут бороться суровее?

— Я думаю, Мишустин тут ни при чем, он еще не успел добраться по ПФР, у него месяца на три заботы с новой структурой правительства, с функциональными обязанностями и прочему волокитой, связанной со сменой кабинета. А арест главы регионального ПФР — это просто текущая работа правоохранителей, когда кто-то из чиновников либо не делится, либо ворует не по чину. Надо ли объяснять, что все эти фонды — это воры и жулики?

«СП»: — Случай с выселенным в вагон пенсионером на Ямале показателен? Это диагноз?

— Вообще поселить человека могут только в какое-то жилое помещение, а автовагон жильем никак не является, даже временным. Но в современной России разве мало бездомных? Так что бездомность — норма нашей жизни.

«СП»: — Пенсионеры остаются наименее защищенной группой населения. Вроде вот возраст подняли, пенсионеров стало меньше, пенсии индексируются, повышаются. Но становится ли хоть кому-нибудь лучше? Можно выносить приговор пенсионной системе или дадим новому правительству шанс, а заодно и Топилину?

— При нашем уровне зарплат странно было бы ожидать, что пенсионеры будут жить лучше работающих граждан. У нас вообще амбиции сверхдержавы, а уровень жизни сограждан никак на развитую страну не тянет, так, третий мир, причем ближе к нижнему уровню. Это системная проблема — рост зарплат тормозится низкой производительностью труда, рост производительности — отсталостью, причем не столько технологической, сколько отсталой системой социально-экономических отношений, находящихся где-то на уровне конца 19 века. К тому же государство реально обслуживает интересы только крупного бизнеса, очень крупного, даже на средний ему уже плевать. Что говорить о большинстве наемных трудящихся? А кто такие пенсионеры в массе своей? С точки зрения буржуазного государства и вовсе «отработанный материал», люди, вложения в которых никогда не вернутся. Сами чиновники, принимающие решения, с этим слоем граждан себя никак не ассоциируют, они живут в совершенно другой категории, и вообще планируют остаток дней проводить в других странах и с другим климатом. И чего мы сами-то хотим от этих чиновников? Мы для них — кормовая база, и никак не равные им люди.

Читайте также: