Лекция по пенсионной реформе

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

С января 2015 года происходит очередная конвертация пенсионных прав, теперь в пенсионные баллы. Впервые после советского периода конвертация пенсионных прав в России была произведена в 2002 году – в пенсионный капитал.

С 1 января 2015г., на основании вступивших в силу законов N 400-ФЗ и N 424-ФЗ от 28 декабря 2013 г., страховая и накопительная части пенсии по старости стали самостоятельными пенсиями.

Накопительная пенсия формируется и начисляется по старому принципу (она по-прежнему остается актуальной только для граждан 1967 года рождения и моложе), а страховая пенсия как раз и рассчитывается по новой формуле – на основе пенсионных баллов, накопленных гражданином за время трудовой деятельности.

Выглядит новая формула так:

СПС = ФВ × ПК1 + ИПК × СПК × ПК2

СПС =4558,93р. × ПК1(более поздний период выхода на пенсию)+7,39+7,86(баллы) × 74,72р× ПК2( если гражданин продолжает трудиться),

СПС – страховая пенсия.

ФВ – фиксированная выплата. -4 558,93р (3 935 р. В 2015г.)

ПК1 – премиальный коэффициент для увеличения фиксированной выплаты при более позднем выходе на пенсию.

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент. -7,39

СПК – стоимость пенсионного коэффициента на момент оформления пенсии. (С 1 февраля 2016 года размер пенсионного коэффициента (балла) составляет 74 рубль 72 копейки.)

ПК2 – премиальный коэффициент для увеличения индивидуального пенсионного коэффициента, если гражданин продолжает трудиться, несмотря на наступление пенсионного возраста или иного условия возникновения права на страховую пенсию.

Чтобы понять, как рассчитать пенсию по старости по новой формуле, рассмотрим, что собой представляют и как рассчитываются ее основные составляющие: фиксированная выплата (бывшая базовая часть) и индивидуальный пенсионный коэффициент, а также кто будет иметь право на премиальные коэффициенты.

Фиксированная часть страховой пенсии

Фиксированная выплата (далее ФВ) к страховой пенсии установлена статьей 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. и на 1 января 2015 года составляет 3 935 рублей. Это гарантированный минимум государства для каждого российского гражданина пенсионного возраста. Два раза в год ФВ индексируется: 1 февраля с учетом роста потребительских цен и 1 апреля – за счет доходов Пенсионного Фонда за предыдущий период. Первоапрельская компенсация в законодательстве прописана как возможная, а возможность определяет российское правительство.

Для некоторых категорий граждан ФВ установлена в повышенных размерах.

Фиксированная выплата к страховой пенсии для различных категорий граждан

Гр-не, имеющие право на СПС Количество иждивенцев Размер ФВ (в рублях) 1
Моложе 80 лет и не инвалиды 1 группы - 3 935
5 246,67
6 558,34
3 и более 7 870
Достигшие 80 лет и инвалиды 1 группы - 7 870
9 181,67
10 493,34
3 и более 11 805
Моложе 80 лет и не инвалиды 1 группы, работали на Крайнем Севере не менее 15 лет, страховой стаж не менее 20 и 25 лет у женщин и мужчин соответственно - 5 902
9 837,5
3 и более 11 805
Достигшие 80 лет и инвалиды 1 группы, работали на Крайнем Севере не менее 15 лет, страховой стаж не менее 20 и 25 лет у женщин и мужчин соответственно - 11 805
13 772,5
15 740
3 и более 17 707,5
Моложе 80 лет и не инвалиды 1 группы, работали на Крайнем Севере не менее 20 лет, страховой стаж не менее 20 и 25 лет у женщин и мужчин соответственно - 5 115,5
6 820,67
8 525,84
3 и более 10 231
Достигшие 80 лет и инвалиды 1 группы, работали на Крайнем Севере не менее 20 лет, страховой стаж не менее 20 и 25 лет у женщин и мужчин соответственно - 10 231
11 936,17
13 641,34
3 и более 15 346,51
Стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет, не заняты деятельностью с обязательным пенсионным страхованием, проживают в сельской местности 2 - 4 918,75
6 230,42
7 542,08
3 и более 8 853,75

1 Суммы округлены до сотых долей рубля

2 Новая категория граждан, включенная в список льготных ФВ с 1.01.2015 г. В случае переезда гражданина в городскую местность эта льгота не действует.

Индивидуальный пенсионный коэффициент – основа страховой пенсии

Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее ИПК) является новшеством в практике расчета пенсий. Он и стал ключевой составляющей в формуле обеспеченной старости. Можно даже сказать – основой основ для гражданина, который хочет самостоятельно обеспечивать себя после выхода на пенсию и жить при этом достойно. Чем выше будет ИПК пенсионера, тем больше шансов достичь этой цели.

ИПК определяется в момент оформления пенсии по старости и состоит из суммы годовых пенсионных коэффициентов (далее ГПК) или пенсионных баллов, начисляемых гражданину ежегодно в процессе официальной трудовой деятельности с «белой» зарплатой. То есть за те годы, когда работодатели перечисляли на будущего пенсионера страховые взносы.

Новое пенсионное законодательство определило также иные периоды, за которые гражданам будут начисляться пенсионные баллы, и предусмотрело коэффициенты повышения ИПК и ФВ – за более позднее оформление реализации пенсионного права.

Итак, давайте попытаемся разобраться, за что начисляются пенсионные баллы, как рассчитывается их размер и какой ИПК гражданин может заработать к моменту выхода на пенсию по старости.

Как рассчитываются годовые пенсионные баллы

Формула расчета годового пенсионного коэффициента выглядит так:

ГПК = ССП ÷ ССМ × 10

В расчете ГПК участвуют 3 величины:

  1. Сумма страховых пенсионных взносов с годового дохода гражданина (ССП).
  2. Сумма страховых взносов в размере 16% от максимальной взносооблагаемой заработной платы, ежегодно устанавливаемой постановлениями Правительства РФ (ССМ).
  3. Множитель 10. Он введен для удобства подсчетов пенсионных баллов. Также 10 является предельным количеством годовых пенсионных баллов, которые могут быть начислены гражданину в расчетном году.

Но 10 баллов за расчетный год будущие пенсионеры смогут получить, только начиная с 2021 года. И только те, кто не участвует в формировании своей накопительной пенсии. В 2015 году максимально допустимый ГПК составляет 7,39. Как видно из приведенной ниже таблицы, повышаться он будет постепенно.

Максимальные значения пенсионного коэффициента по годам

Год назначения пенсии по старости Максимальное значение ИПК с отчислениями на накопительную пенсию Максимальное значение ИПК без отчислений на накопительную пенсию
4,62 1 7,39
4,89 7,83
5,16 8,26
5,43 8,70
5,71 9,13
5,98 9,57
2021 и далее 6,25

1 При расчетах пенсионных коэффициентов значения округляются до трех знаков после запятой.

Это значит, что если рассчитанный за 2015 год по приведенной формуле ГПК гражданина будет, к примеру, составлять 9,9, то в зачет при расчете ИПК при выходе на пенсию пойдет только 7,39.

При расчете пенсии по старости пенсионные баллы за все годы, когда на работника в фонд обязательного пенсионного фонда поступали страховые взносы от работодателей, суммируются и выводится индивидуальный пенсионный коэффициент. Чем дольше гражданин трудился и чем выше у него была заработная плата, тем выше будет его ИПК. Соответственно, чем выше ИПК гражданина, тем выше его пенсионный доход.

Где ГПК2015 – это количество пенсионных баллов, заработанных гражданином в 2015 году, ГПК2016 – в 2016 году и т. д.

Примеры расчета индивидуального коэффициента

Итак, годовой пенсионный коэффициент равен отношению страховых пенсионных отчислений с доходов гражданина за год к максимальным страховым пенсионным отчислениям, установленным государством в расчетном году, умноженному на 10. Для ясности приведем примеры. Но прежде напомним, что общая сумма пенсионных страховых взносов, отчисляемых работодателем на работника, равняется 22% от его заработной платы. Из них:

  • 6% идут в так называемую солидарную часть Пенсионного фонда, из которой выплачивается фиксированная выплата (базовая часть) страховой пенсии действующим пенсионерам;
  • 16% предназначены для формирования страховой пенсии работника либо, по его желанию, 10% из них идут на страховую, а 6% - на накопительную пенсии.

Пример расчета ГПК с отчислением на страховую пенсию 16% от дохода

Заработная плата гражданина в 2015 году составляет 20 000 рублей в месяц. Сумма страховых взносов, которую уплатит работодатель в Пенсионный фонд, будет равняться: 20 000 руб. × 12 мес. Ч 16% = 38 400 руб.

В 2015 году максимальная взносооблагаемая заработная плата составляет 733 000 рублей. Сумма максимальных страховых взносов с дохода работника – 117 280 рублей.

ГПК = 38 400 ÷ 117 280 × 10 = 3,274

Годовой пенсионный коэффициент гражданина в 2015 году составит 3,274 пенсионного балла.

Пример расчета ГПК с отчислением на страховую пенсию 10% от дохода

Для наглядности возьмем гражданина с такой же заработной платой за 2015 год. Его работодатель отчисляет на страховую пенсию только 10%, а оставшиеся 6% идут на накопительную. Сумма пенсионных взносов на страховую пенсию гражданина за год составит: 20 000 руб. × 12 мес. × 10% = 24 000 руб.

ГПК = 24 000 ÷ 117 280 × 10 = 2,046

Годовой пенсионный коэффициент гражданина в 2015 году составит 2,046 пенсионных баллов.

Поскольку от величины ГПК напрямую зависит размер будущих пенсий, то из примеров видно – формула расчета пенсионных баллов агитирует за отказ от участия в формировании накопительной пенсии.








Пенсионная реформа, которая будет реализована в 2015 году, как и любые другие преобразования, призвана в первую очередь улучшить жизнь россиян. Но произойдёт ли это на самом деле? Ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Оксана Синявская уверена: грядущие изменения вряд ли позволят нашим пенсионерам жить на широкую ногу. Как россиянам обеспечить себе благополучную старость? Об этом и многом другом эксперт рассказала в лекции № 4 цикла «Прогнозы про угрозы».


От рублей к баллам

К сожалению, бывают реформы, которые хороши в задумке, но не очень хороши в реализации. Яркий пример тому — реформа 2002 года. А бывают реформы, которые можно было бы и не проводить. На мой взгляд, это то, что можно сказать о реформе 2015 года. Да, вроде бы предлагается большое количество новаций, но если мы внимательно посмотрим, то главным образом изменяется только пенсионная формула. Речь идёт о том, что она вроде бы позволяет лучше учитывать стаж и заработок. Но на самом деле её наиболее существенное отличие от действующей системы расчёта пенсии состоит в том, что мы переходим с учёта пенсионных прав в рублях, который был более понятен работающему населению и пенсионерам, к учёту пенсионных прав в условных единицах — баллах. Стоимость балла каждый из нас будет узнавать в момент выхода на пенсию. Таким образом, непрозрачность и сложность восприятия новой формулы расчёта пенсии для людей только повышается.

Минимальный стаж

Из положительных моментов: растут требования к минимальному стажу для назначения пенсии. Многими людьми сейчас негативно воспринимается тот факт, что стаж будет повышаться с 5 до 15 лет, но, во-первых, изменения происходят постепенно, а во-вторых, мы забыли, что до 2002 года требования к стажу были: 20 лет — для женщин, 25 лет — для мужчин. Даже когда в 2024 году мы выйдем на рубеж 15 лет, это всё равно будут более низкие требования к минимальному стажу для назначения пенсий, чем они были в советское время и до 2002 года.


Нужно ли откладывать выход на пенсию?

Предлагается стимулировать более поздний выход на пенсию, и вроде бы разработчики достаточно сильно продавали именно этот элемент пенсионной формулы, что при откладывании выхода на пенсию на 5–10 лет ваше материальное вознаграждение вырастет существенным образом. Я отношусь к этой идее достаточно скептически, потому что в любом случае никто не отменял рисков высокой экономической нестабильности и достаточно высокой смертности в старших возрастах. На мой взгляд, большинство людей предпочтёт иметь синицу в руках, нежели журавля в небе. Доля желающих отложить выход на пенсию даже на 5 лет, не говоря о 10, будет крайне низкой.

Кому выгодна накопительная система?

Чем необходимо руководствоваться при принятии решения — остаться «молчуном» или направить 6 % в накопительную составляющую? Прежде всего, уровнем своей заработной платы. Людям, у которых заработная плата низкая, в рамках того, что предложено в нынешней реформе, оставаться в накопительной системе смысла нет. Если у вас заработки достаточно высокие, либо вы рассчитываете, что ваша карьера будет складываться удачно, то молодым людям я бы рекомендовала выбирать накопительную пенсию, потому что это некоторая страховка на случай, если у государственного бюджета денег не будет, и страховая часть будет индексироваться плохо. Но людям с низкими зарплатами или которым до пенсии осталось немного времени, смысла играть в эти игры уже нет, потому что они не получат приличной доходности и, соответственно, нормальной накопительной пенсии, а одновременно у них сократятся права по страховой части, как это видно из новой пенсионной формулы.


НПФ или государственный пенсионный фонд?

Сегодня многие стоят перед выбором, что лучше — НПФ или государственный пенсионный фонд? Всё зависит от того, на что вы ориентируетесь. Если вы ориентируетесь на консервативную стратегию инвестирования и категорически не доверяете частным финансовым институтам, конечно, вам имеет смысл оставаться во Внешэкономбанке как государственной управляющей компании. Но при этом надо понимать, что любой консервативный портфель (а консервативный портфель Внешэкономбанка направлен только на инвестирование средств в госбумаги) даёт самую низкую доходность. Если вы готовы пожертвовать доходностью в пользу гарантии, что это государственное и надёжное, то тогда вам во Внешэкономбанк. Если вы молодой человек с достаточно хорошими заработками, имеет смысл попробовать выбрать негосударственный пенсионный фонд.

Обеспечит ли высокая зарплата достойную пенсию?

Что касается достаточно разрекламированного повышения потолка заработков, с которого будут начисляться пенсионные взносы и которые, соответственно, будут учитываться при расчёте пенсий, то здесь есть два момента. С одной стороны, да, для высокооплачиваемых пенсионеров это хорошо, но непонятно, найдёт ли правительство деньги на по-прежнему сильный элемент перераспределения, который просто неизбежен в условиях такого высокого неравенства заработков. Одновременно все высокооплачиваемые специалисты, которые работают в нескольких местах, потеряли возможность учёта пенсионных отчислений со всех своих мест работы. Отныне, если достигаешь потолка по одному месту работы, то все отчисления, которые за тебя делает работодатель по другому месту работы для совместителей, в расчёте будущих пенсий учитываться не будут. Поэтому здесь тоже нельзя сказать, что все высокооплачиваемые работники от новой пенсионной формулы обязательно выиграют. При этом стоимость пенсионного балла в каждый конкретный год будет зависеть не только от того, что удалось собрать пенсионному фонду с работающего населения, но и от того, сколько денег есть в федеральном бюджете на трансферт пенсионному фонду. Поэтому даже специалисты не могут заранее сказать, как будет меняться цена этого балла.

Всё только начинается

Учитывая все риски для пенсионной системы, думаю, что через несколько лет нам предстоит новый виток обсуждений изменений в пенсионном законодательстве. Назовут ли его пенсионной реформой или нет — это другой вопрос, но тем людям, которым до пенсии лет 10–15–20, ещё раз предстоит столкнуться с одной или несколькими пенсионными реформами. В этих условиях планировать собственное пенсионное будущее крайне сложно.


«Подушка безопасности»

Больших пенсий нам государство гарантировать не может. И здесь надо быть реалистами, исходя из демографии и экономики. Надо понимать, что государственная пенсия никогда не будет большой, если не случится чуда, и мы не станем суперэффективной экономикой. «Подушки безопасности» можно сделать уже самому. Надо пытаться, по возможности, устроиться на официальное место работы, для того чтобы работодатель платил отчисления в пенсионный фонд и формировались пенсионные права. Работать молодым поколениям придётся достаточно долго. И мечты, что я выйду на пенсию лет в 50 и работать не буду, особенно для молодых поколений — это иллюзии. Надо пытаться искать возможности формировать сбережения на старость. Если нет возможности делать какие-то финансовые инвестиции, играть на финансовых рынках, есть депозиты и какие-то более скромные возможности для обеспечения доходов в старших возрастах.

И ещё один важный момент: молодое поколение, к сожалению, до сих пор достаточно равнодушно или не заинтересовано в формировании знания о собственном пенсионном будущем, а зря. Ведь они вполне могут зайти на сайт Пенсионного фонда РФ или на сайт «Госуслуги» и понять хотя бы в общих чертах, как организовано пенсионное законодательство, а также задать вопросы. Здесь я бы призывала всех быть активнее, отбросить нашу всегдашнюю лень, пытаться самому разобраться с тем, что можно получить от государства в рамках действующего законодательства.

Причины пенсионной реформы, этапы проведения реформы.

В конце XX в. Пенсионная система России находилась на грани кризиса. Действовавшая в это время пенсионная система требовала кардинального реформирования. В этот время государство проводило некоторые преобразования, но они были неспособны вывести пенсионную систему из состояния кризиса, однако подготовили необходимые предпосылки для осуществления дальнейших реформ. Предпосылками пенсионной реформы послужил спад производства, что привело к снижению пенсионной налоговой базы, сокращение в российской экономике доли заработной платы по отношению к ВВП и сокращение ее в структуре денежных доходов населения, низкий размер пенсионных выплат, стремление к сокрытию доходов с целью сокращения уплаты процентов по пенсионному страхованию путем выплаты «черной» заработной платы, рост теневой экономики, скрытая безработицы, ограничение максимального предела размера пенсии, низкие темпы экономического развития. В это время складывается неблагоприятная демографическая ситуация. Во-первых, растет численность пенсионеров и снижается количество занятых. А во-вторых, соотношение численности занятых в экономике и пенсионеров - главный показатель для пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности поколений», что делает существующую пенсионную систему крайне неустойчивой.

Долгое время в Российской Федерации существовала пенсионная система, основанная на принципе распределения и принципе солидарности поколений. Но в настоящее время данная система не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, так как поддержание на неизменном уровне пенсионного обеспечения пожилых при таких демографических тенденциях ведет либо к росту экономической нагрузки на активное население (за счет увеличения пенсионных налогов), либо к дальнейшему увеличению возраста выхода на пенсию. Возможны и различные, комбинации из названных мер. Еще одной альтернативой выхода из создавшегося положения является полный или частичный переход пенсионной системы на накопительные принципы. Это обусловило переход пенсионной системы на страховую основу.

Итак, низкий уровень пенсионного обеспечения, сложные негативные демографические изменения, установление рыночных отношений в экономике требуют пенсионного реформирования.

Цели и задачи пенсионной реформы

1. совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;

2. обеспечить достойную старость пенсионерам;

3. стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;

4. искоренить «черные» заработные платы;

5. привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.

Первая цель пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Второй целью пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во – первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во – вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником.

Третья цель, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.

Этапы пенсионной реформы в России
Попытки реформирования в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации предпринимались с начала 90-х годов. Фактически эти попытки сводились к осовремениванию заработка, выплатам компенсаций и прочим весьма непопулярным мерам. Однако наличие достаточно низкого пенсионного возраста, большого числа льготников и северян, возможность получения пенсии после достижения пенсионного возраста, соотношение числа активно работающего населения к числу пенсионеров, резкое снижения числа плательщиков взносов по сравнению с числом получателей пенсий при проводимых мерах не могло привести к значительному изменению уровня социальной защищенности неработающего населения.
Анализ сложившегося положения привел к единственному решению необходимости реформирования самой системы пенсионного обеспечения.
На различных этапах реформы формулировка целей периодически изменялась:
В 1991 г. - преодоление проблем с выплатами пенсий и их низким уровнем. Проблема была связана с возникшим дефицитом бюджета. Произошло выделение пенсионного фонда в отдельную структуру. Ранее пенсии выплачивались из государственного бюджета.
В 1995 г. - совершенствование управления пенсионной системой. Реформирование направлено на факт отсутствия организационной структуры, ответственной за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения. Создание справедливой системы начислений пенсии.
В 1995 г. - 1998 г.:
1. Обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Решение проблемы дефицита бюджета пенсионного фонда; обеспечения своевременных выплат пенсий; обеспечение пенсионерам прожиточного минимума.
2. Увеличение дифференциации пенсий в зависимости от уровня заработка. Предполагается введение накопительной части пенсии.
В 1998 г. - 2001 г.:
1. Обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы при ожидаемом усугублении демографической ситуации. Поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль должны играть накопительные механизмы финансирования пенсий на основе рационального сочетания государственных и негосударственных форм пенсионного обеспечения.
2. Решение проблемы легализации заработка населения. В соответствии с новым пенсионным законодательством практика нелегализованных отчислений в качестве заработной платы должна приводить к тому, что часть пенсионных выплат у этой части населения будет минимальной.
С 2001 г. одна из основных целей реформы - это создание таких правовых основ пенсионной системы, которые бы побуждали трудоспособное население вне зависимости от места работы (частного, государственного, промышленного или других секторов) накапливать свои пенсионные права, думать о старости и зарабатывать самостоятельно на ее обеспечение.
Пенсионная реформа состоит из трех блоков (финансовая реформа, правовая реформа и административная реформа) и должна осуществляться в общей сложности в течение 20 ближайших лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в несколько последовательных этапов.


Финансовая реформа
2002 год
- Модернизация системы обязательного пенсионного страхования
- Установление нового размера пенсионной части единого социального налога
- Введение страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию
- Определение «стартовой» величины части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии
- Установление порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии
2003 год
- Введение налогового вычета для страхователей по обязательному пенсионному страхованию
- Введение страхового взноса на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем
- Модернизация системы негосударственных пенсионных фондов
2004 год
- Увеличение части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии
- Введение права выбора застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании) ;
2005 год
- Увеличение части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
2006 год
- Установление окончательной величины части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
2010 год
- Введение права застрахованного лица на инвестирование пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов;
Правовая реформа
2002 год
- Модернизация системы государственных пенсий (разделение на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии и профессиональные пенсии);
- Введение нового порядка исчисления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и трудовых пенсий;
- Начало реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера страховой части трудовой пенсии;
- Введение механизма конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г;
- Введение персональных доплат пенсионерам (дополнительного ежемесячного материального обеспечения к пенсии за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией);
2003 год
- Введение профессиональных пенсионных систем ;
- Установление продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого при определении размера накопительной части трудовой пенсии
2004 год
- Переход на назначение трудовых пенсий по инвалидности в соответствии со степенью ограничения способности инвалида к осуществлению трудовой деятельности
2013 год;
- Завершение реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера страховой части трудовой пенсии;
- Завершение процесса конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г;
- Начало реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет, недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста ;
2022 год
- Завершение реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет, недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста;
Административная реформа
2002 год
- Завершение процесса передачи функций по назначению и выплате пенсий, осуществлявшихся органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в ведение Пенсионного фонда Российской Федерации;
- Модернизация системы индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию
2003 год
- Модернизация законодательной регламентации деятельности негосударственных пенсионных фондов;
- Установление законодательной регламентации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, уточнение его организационно-правового статуса
Этапы проведение реформы
1990 г. Комиссией по социальной политике Верховного Совета РФ в 1990 году было подготовлено три законопроекта: "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; "О пенсионном фонде"; "Об отмене привилегий для персональных пенсионеров". В этот период были проведены следующие шаги реформы:
- Были унифицированы все категории занятых, включая работников различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, священнослужителей, творческих работников и т.д.
- Размер пенсии был поставлен в зависимость от уровня оплаты труда и трудового стажа.
- Декларирован минимальный размер пенсий не ниже установленного прожиточного минимума.
- Была увеличена дифференциация пенсий. Максимальный размер мог превышать минимальный в 3, а не в 2,5 раза, как до 1985 г.

- А также другие изменения.
1990-1995 гг. В этот период осуществлялись попытки увеличения доходной части пенсионного фонда за счет увеличения налогов. Также проходили индексации пенсий. С 1992 года начали работу Негосударственные пенсионные фонды.
В настоящее время реализуется программа пенсионной реформы 2001г., подготовленная Министерством труда и социального развития и Пенсионным фондом России. На ее основе были приняты следующие Федеральные Законы:
- ФЗ от 2001 г. (в ред. 2002 г.)"об обязательном пенсионном страховании в РФ".
- ФЗ от декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ".
- ФЗ от августа 2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии".
- ФЗ от января 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
А также ряд других законов.
Принят в первом чтении законопроект "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" (14 декабря 2003 г.)

Сущность пенсионной реформы в РФ Федерации заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной.
Распределительная схема представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределение между пенсионным населением.
Распределительно-накопительная схема, как видно из названия, не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.
Таким образом, Государство стремится обеспечить финансовое благополучие будущих пенсионеров.

До пенсионной реформы Пенсионный Фонд России осуществлял деятельность по распределительному принципу – каждый работодатель обязан уплачивать Единый социальный налог (ЕСН), который предусматривает отчисления в Пенсионный фонд. Данные поступления ПФР направлял на выплату пенсий действующим пенсионерам. Отчисления в ПФР состояли из двух частей: базовой и страховой. Кратко можно сказать, что все отчисления в ПФР поступали на один счет или в один общий фонд, из которого производилась выплата пенсий.

С появлением пенсионной реформыПФР перешел от распределительной системы пенсионных накоплений к распределительно-накопительной. Таким образом, пенсия стала включать в себя три части – базовую, страховую и накопительную. У каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности.

Читайте также: