Лельчук о пенсионных реформах

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?

Андрей АНТОНОВ , член Союза писателей России (Ленинград-Петербург)

Вот уже на протяжении более 25 лет правительство России постоянно инициирует законы, предпринимает действия, направленные против интересов народа нашей страны. Это вызывало дискуссии в российском обществе, в ходе которых выдвигались здравые предложения по оздоровлению и подъёму отечественной экономики. Но чиновники правительства РФ с завидным упорством продолжали, считаю, гнобить российских граждан. Богатела лишь крайне малая часть общества, 1-3%.

И вот теперь нам предлагается очередная вредительская, полагаю, реформа – пенсионная. У людей уже отбирают не просто деньги, а возможность получать в старости хоть какое-либо мало-мальское пенсионное обеспечение. В своих статьях «Есть ли совесть у госчиновников?» , «Правительство давит народ!? Ещё раз о пенсионной реформе» я писал о ряде возможностей пополнения бюджета страны. Они давно известны и озвучены здравыми политиками, экономистами, производственниками. В результате чего отпала бы не только необходимость повышать пенсионный возраст, но и появились бы дополнительные возможности для повышения размера пенсий, увеличения социальных пособий, строительства дорог, детсадов, учебных заведений и т. д. и т. п.

Это введение прогрессивного налога, госмонополии на производство алкоголя, пресечение утечки капитала за рубеж, развитие производственного сектора в экономике, сокращение зарплат руководителям госкорпораций, получающих ежемесячно десятки миллионов рублей, руководителям иных госпредприятий, ВУЗов, министрам, их замам, руководителям госдепартаментов, губернаторам и их вице, депутатам, обеспечение рабочими местами граждан России, а не заезжих трудовых мигрантов, отправляющих суммарно колоссальные средства себе на родину, и т. д.

Технический прогресс – механизация, автоматизация, компьютеризация производства - повышает производительность труда, высвобождает рабочие места. Здесь естественный процесс – снижение пенсионного возраста. А у нас и во всём мире капитала - повышение, т. е. дальнейшее закабаление человека.

И правительство выбрало вариант, резко ущемляющий права добропорядочного населения. Высшие чиновники страны в очередной раз показали свою хищническую сущность. Забота о людях не для них.

В октябре 2014 года статс-секретарь министерства труда Андрей Пудов на заседании Совета Федерации сообщал: «Соотношение работающих и пенсионеров у нас некритическое». Поэтому тема повышения пенсионного возраста, по оценке Минтруда, с финансово-экономической точки зрения, неактуальна. И за 4 года это соотношение резко изменилось? Да такого не может быть.

В первой статье я утверждал, что правительство РФ, идя по этому пути, холопски выполняет требования Международного валютного фонда (МВФ). На этом хотелось бы остановиться подробнее. Но сначала – некоторые факты.

МВФ - это финансовая организация, обладающая статусом специализированного учреждения ООН. Первые соглашения о создании МВФ подписаны в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции, где была принята и новая валютная система, в результате которой США на долгие годы стали «мировым банкиром». А доллар стал наряду с золотом мировой валютой. Т. о. МВФ создавался ещё до принятия Устава ООН в 1945 году. И, полагаю, в целях поддержания «нового мирового валютного порядка».

В МВФ входят около 50 стран. Его полномочия широки. Он призван регулировать курсы валют государств-членов МВФ, осуществлять разработку реформ по оздоровлению валютной системы мира, соблюдения предложенных фондом параметров социальной политики. МВФ требует от стран-участниц строго соблюдать и определенный курс экономической политики. Правительство страны-участницы фонда берёт обязательства действовать в рамках предлагаемых МВФ требований, о чём уведомляет фонд в «Письме о намерениях».

Комиссары МВФ контролируют выполнение каждой страной взятых на себя обязательств. В данном случае говорить о суверенитете государства не приходится. Ибо его экономическая и социальная политика подконтрольна МВФ. А сам МВФ в значительной мере подконтролен США, где расположена штаб-квартира фонда – США, округ Колумбия, Вашингтон. В том же населённом пункте, где и Белый Дом, штаб-квартира американского президента.

В 1992 году в период грабительских для России реформ правительство Ельцина-Гайдара не без давления США и ЕС приняло решение о вступлении в МВФ, куда согласно процедуре приёма было направлено «Письмо о намерениях», в котором правительство РФ брало на себя определённые обязательства. Найти текст этого письма и дополнений к нему в открытых источниках не удалось. Думается, это тайна за семью печатями. Есть, что скрывать от народа.

Но вот, например, что пишет в письме от 14.02.2003 года руководство Киргизии на имя директора-распорядителя МВФ, сайт http://www.imf.kg/rus/ : «Данным Дополнительным письмом о намерениях мы просим Исполнительный совет МВФ одобрить изменение нашего Меморандума об экономической политике второго года (МЭПВГ), представленного Вам 31 января 2003 года. В МЭПВГ мы официально признали, что принятие парламентом Государственного бюджета и бюджета Социального фонда является предварительным условием для утверждения Исполнительным советом МВФ завершения второго обзора в рамках трехлетней договоренности о ПРГФ.

Однако мы не смогли пока полностью выполнить данную предварительную меру. Хотя предварительные оценки расходов и доходов в бюджете на 2003 год были утверждены и нижней и верхней палатами парламента в конце декабря 2002 года, работа по подкрепляющему ее налоговому законодательству все еще не завершена. ». Далее идут пространные объяснения в извинительном тоне, почему не выполнен ряд обязательств и какие меры предпринимаются для их выполнения.

Преклонение Киргизии перед МВФ привело к резкому падению уровня жизни населения, безработице и пр., к революциям 2005 и 2010 годов. События в Киргизии характерны для многих государств мира, находившихся под контролем МВФ. О какой независимости здесь можно говорить, если верховная власть страны согласовывает свои программы с МВФ. В таком же положении, полагает автор, находится и Россия. Согласовывает свои действия с МВФ, отчитывается перед МВФ. Но если МВФ подконтролен США, кто тогда фактически управляет экономикой и финансами России?

Под контролем «экспертов» МВФ в России после 1992 года была создана законодательная база, которая сделала невыгодной честную работу российских предприятий любой формы собственности в сферах крупного, среднего и мелкого предпринимательства. Кроме госкорпораций, действующих сегодня по особым программам. Отечественные предприятия выталкиваются в оффшоры, под иностранную юрисдикцию, стимулируется отток капиталов за рубеж. Торговые сети торгуют товарами зарубежного производства, а не отечественного.

Т. е. современное российское законодательство создаёт условия не для эффективного развития промышленности, сельского хозяйства, предприятий торговли во благо страны, а создаёт условия для использования российских предприятий по поддержанию благосостояния паразитирующей верхушки США и стран ЕС. А в целом, для использования российских граждан в качестве дешёвой рабочей силы, современных рабов, для обогащения зарубежных махинаторов. При этом на разработку программ и законов по «переходу к рынку» МВФ выделял кредиты, которые оформлялись как госдолг России, с погашением из бюджета страны.

Приватизация 1990-х и 2000-х, удушающая налоговая система, разрушение образования и медицины, передача жилищно-коммунального хозяйства в частные руки, принятие губительного Лесного кодекса, а теперь и пенсионная реформа – лишь часть «благодеяний» МВФ, выполняемых руками засевших в органах российской власти «безродных космополитов».

В 1993 году в современную Конституцию РФ была включена норма, п. 4 ст. 15: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Т. о. проводилась легитимизации внешнего управления Россией со стороны международных структур, отстаивающих интересы США и ЕС.

Сегодня, правда, действие этой нормы ограничено постановлением Конституционного суда страны и принятым законом. Но в Конституции-то она осталась. Как остались в силе и обязательства правительства РФ перед МВФ. Поэтому чиновники в органах власти России исполняют программы и законы «переходного периода», разработанные экспертами МВФ.

В середине августа 2018 года я побывал в г. Старая Русса, одном из старейших городов России. По официальной истории ему 1000 лет, по иным данным намного больше. Ныне это райцентр Новгородской области. В 2000 году там проживало 41 тыс. жителей, в 2017-м уже 29 тыс. человек. Город пустеет, предприятия, активно работавшие в советское время, ликвидированы. Местные говорят, остался один авиационный завод, да и тот дышит на ладан. Проводившая экскурсию гид, отмечала, СМИ пишут о средней зарплате в городе 27 тыс. руб., но ей горожане с такими доходами неизвестны. Высокой считается зарплата 13-15 тыс. руб. Вот они плоды совместной работы чиновников МВФ и правительства РФ. И так по всей России, за исключением Москвы, Питера, Нижнего Новгорода и ещё трёх-четырёх крупных городов.

В качестве примера губительных для России программ МВФ приведу составленную учёными Питера диаграмму показателей смертности и рождаемости в РФ за период 1986-2000 годов, начального этапа внедрения в стране программ «переходного периода». Эту диаграмму весьма символично назвали «русский крест». Т. е. инициаторы и исполнители программ МВФ на территории России решили поставить крест на русском народе и других народах страны. Улучшилась ли ситуация сегодня? Думаю, читатель сам ответит на этот вопрос.

И все текущие разговоры на теле- и радиоканалах о преодолении руководством России западных санкций, противостоянии с правящей верхушкой США и ЕС, поддержке отечественных производителей, да и граждан, на мой взгляд, блеф. Введение сограждан в заблуждение, а попросту говоря, вешают лапшу на уши.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Есть, отправить МВФ к чёртовой матери, которая его создала. Однако правительственным чиновникам он мил и интересен. Российское правительство регулярно отчитывалось перед МВФ о положении дел в стране, о выполнении взятых на себя обязательств. Представители правительства РФ, в частности, были на ежегодной встрече МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне, состоявшейся в апреле 2018 года. Назвать подобные действия целесообразными для развития страны, для обеспечения благосостояния населения язык не поворачивается. Это свойственно лишь марионеточным режимам, действующим в интересах своего патрона.

Международный Трибунал Рассела, состоящий из ведущих юристов и экономистов мира, признал, что «…гибельные результаты деятельности МВФ должны рассматриваться как преступления, а не ошибки…». Это «…убийство людей посредством навязанных обманным путем договоров…ведущих к массовому и постоянному нарушению прав человека». Но в каждой стране, исполняющей его программы, у МВФ есть соучастники. А соучастники, сообщники также подлежат наказанию.

Информацию о намеченной проходимцами из МВФ пенсионной реформе можно почерпнуть на сайте Постоянного представительства МВФ в Москве, http://www.imf.org/ru/. Там на главной странице имеется ссылка «Последняя консультация в соответствии со Статьей IV былa обсужденa Исполнительным советом 10 июля 2017 года ( Доклад по стране № 17/197 )». Страна № 17/197 – это Россия. Даже номер нам присвоен. Помните, как в гитлеровских концлагерях нумеровали заключённых. Так и здесь, схожая тактика. Там, правда, нумеровали конкретного заключённого, а тут целые страны. Масштабы расширяются, но методы прежние, животные, только более отлакированные.

Доклад персонала МВФ для консультаций 2017 года датируется 15.06.2017 года. Миссия МВФ встретилась в Москве, как пишется на сайте, «…с Министром финансов Силуановым, Министром экономики Орешкиным, Председателем Центрального банка Набиуллиной, другими высокопоставленными должностными лицами и представителями финансовых, научных и коммерческих организаций». Но что-то об этой встрече молчали российские СМИ, как молчат и о других совместных делишках чиновников МВФ и России.

В Докладе можно прочитать о трогательной заботе о повышении доходов населения, прочих факторах укрепляющих стабильность в стране. Но это лишь, полагаю, прикрытие реальной разрушающей Россию политики, для персонала МВФ страну под №17/197. Например, один из разделов Доклада называется «Денежно-кредитная политика – постепенная либерализация». Мы уже наелись этой либерализации, которая гробит Россию. А нам её продолжают навязывать. Ещё Ф. М. Достоевский говорил, что если кто и погубит Россию, то это будут проклятые либералы.

А теперь некоторые выдержки из названного Доклада. В п. 16 указывается: « Хотя утверждение пенсионной реформы может произойти только через некоторое время после президентских выборов, они обсудили три набора мер, которые могут быть рассмотрены: i) повышение и выравнивание установленных в законодательстве пенсионных возрастов; ii) уменьшение пенсионных пособий в случае раннего выхода на пенсию; iii) сокращение пенсионных выплат для пенсионеров, не достигших обязательного пенсионного возраста ».

В пп. 31, 40: «…параметрическая пенсионная реформа, в частности, повышение установленного в законодательстве пенсионного возраста, может способствовать компенсации влияния негативных демографических тенденций на рынки труда ».

П. 32: « Они (официальные органы РФ – прим. автора) утвердили стратегию экономической безопасности на период до 2030 года и отметили, что комплексная программа реформ, вероятно, будет проведена после предстоящих президентских выборов ».

П. 35: «…реформа параметров пенсионной системы может с течением времени дать значительную экономию для бюджета и способствовать ослаблению негативных демографических тенденций на рынках труда ».

Среди основных рекомендаций до 2017 года в Докладе упоминается: « Насущной задачей стало проведение параметрической пенсионной реформы, которая будет способствовать своевременному поддержанию бюджетной корректировки» .

В качестве дальнейших рекомендуемых мер даётся, к примеру: « Плавающий обменный курс остается необходимым условием смягчения шока. Неупорядоченной ситуации на рынке можно противодействовать с помощью валютных интервенций. Можно рассмотреть вопрос о повышении процентной ставки ». Против плавающего обменного курса уже неоднократно высказывались экономисты-патриоты. Возможно, скоро повысится и процентная ставка на выдаваемые населению кредиты.

Сегодня становится все яснее куда ведет и «валютное регулирование» МВФ, укрепившее доллар с 0,58 рубля до 1990 года до 65 рублей сегодня и сделавшее народное богатство России в сотню раз дешевле для прихватизаторов США и ЕС

Сегодня большая часть экономики страны находится в руках иностранного капитала. По утверждению Г. А. Зюганова доля иностранного капитала в энергетике перевалила за 90%, железнодорожное машиностроение –75%, водка и табак – 53%, добывающая промышленность 56%, цветная металлургия – 77%, черная металлургия – 68%, химическое производство – 51%. Треть активов, купленных иностранцами, принадлежит США, еще треть - ЕС, четверть – Англии. Вот она – реальная «борьба» с западом.

На сайте представительства МВФ в Москве имеется фото главы постоянного представительства МВФ в России Габриэля Ди Белла. Уроженец Аргентины, в 2003 году закончил Висконсинский университет в Мадисоне, США. Ранее возглавлял представительство МВФ в Никарагуа и Гаити. Теперь у этого проходимца, выпускника американского универа, под надзором иная страна с «формирующейся рыночной экономикой», страна № 17/197. Ещё в начале 2017 года он говорил о необходимости повышения в России пенсионного возраста и налога на добавленную стоимость.

Разрушительные для России нормы пенсионной реформы в первом чтении утвердила Госдума, 2/3 которой (340 мандатов) составляют партийцы «Единой России» - «Едросии». Они решили разделить с чиновниками правительства славу Герострата. Ведь и руководителем партии является премьер страны Д. Медведев. 90% жителей страны резко против пенсионной реформой. А Едроссия голосует «за». Так это, считаю, тоже пособники колонизации страны, прислуга МВФ. Зачем нам такая партия?

МВФ и его сообщники в России тянут жителей страны в кабалу, неорабовладельческое общество. Нас снова хотят сделать крепостными, как и несколько столетий назад. Нам это надо?

Хочется задать вопросы и президенту страну В. В. Путину. Для чего демонстрируете всему миру гиперзвуковое оружие, укрепляете вооружённые силы страны. Ведь по России пусть не так быстро, но верно ползёт оккупация. Наша экономика переходит в руки иностранцев, правительство РФ вместе с МВФ превратили Россию в колонию. Кто в уже недалёком будущем будет производить военную технику, обеспечивать армию всем необходимым? Иностранцы-капиталисты?

Население страны вымирает, и у людей отнимают пенсии. Население находится в подавленном состоянии. В такой психологической ситуации оно сможет активно защищать страну?

С учётом сказанного надо, полагаю, в ближайшее время исключить всякое вмешательство МВФ в экономическую, социальную, культурную жизнь России. Разорвать с ним отношения. Заняться укреплением государственного сектора в экономике и сельском хозяйстве. Пересмотреть в значительной степени отечественное законодательство, разработанное экспертами МВФ.

Есть все основания по созданию независимой комиссии для оценки действия правительства РФ по выполнению на территории страны программ МВФ, программ геноцида. С персональной оценкой каждого правительственного чиновника. Как говорил советский классик, каждое преступление имеет имя и фамилию.

Народу надоело чиновничье враньё и бездушие. Мы хотим перемен, но перемен к лучшему. У России есть для этого возможности, и основной гарант возрождения Отечества – люди, граждане страны, которых российское государство должно защищать, и о которых должно заботиться. А иначе, зачем нам такое правительство, да и весь госаппарат, которые душат народ.

РОССИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ - газета Союза писателей России

Политики в преддверии выборов в Госдуму даже хотят объединиться на теме пенсий





Объединиться, а не «затевать некрасивые разборки» ради эффективной, прозрачной и справедливой пенсионной системы предложил лево-патриотическим силам председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Образно говоря, не корысти ради, а пользы для.

«Предложение ликвидировать Пенсионный фонд России и приступить к прямым выплатам пенсий из бюджета обретает все больше неожиданных сторонников и даже авторов», — отметил он.

Ранее лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что Пенсионный фонд России будет упразднен из-за его бесполезности, так как ведомство является огромной бюрократической структурой, существующей за счёт бюджета.

«Это огромное количество чиновников, помещений, и огромная бюрократическая структура», — уверен политик.

Владимир Жириновский предложил выплачивать гражданам пенсии напрямую из федерального бюджета.

По мнению Сергея Миронова, ситуация начинает напоминать рассказы о первом коммунистическом субботнике, участники которого уверяли, что именно они несли с Лениным «то самое» бревно.

Тем не менее, лидер «Справделивой России» выразил радость, что идея его партии захватывает коллег и предлагает объединить усилия. Он также не исключил, что «завтра думское большинство подхватит программное требование нашей партии, выдвинет соответствующий законопроект и в авральном порядке его примет».

Глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов считает, что единственная цель изменений пенсионной системы — достойная пенсия для всех россиян. Он знает о предложениях и наработках коллег, подготовке ими законопроекта.

По его мнению, если упразднять ПФР, то необходимо понять, кто будет выполнять его функции.

Кстати, 26 ноября Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовал нижней палате отклонить законопроекты депутатов ЛДПР и «Справедливой России», который предусматривал повышенную фиксированную выплату к пенсии граждан старше 75 лет. tass.ru/ekonomika/10102069

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников полагает, что объединяться оппозиционным силам надо было пару лет назад, когда шло обсуждение и принятие пенсионной реформы.

— В 2018 году вопрос пенсионной реформы был активен и был в повестке, тогда можно было что-то мобилизовать. Сейчас из информационной повестки страны пенсионная система ушла, свыклись с тем, что сейчас есть. Это не проблема первоочередности.

С другой стороны, лево-патриотические силы, любые левые силы не могут объединиться по гораздо более простым вопросам. У «Справедливой России» несколько раз были заходы на объединение с различными левыми проектами, но это закончилось ничем. Попытка договориться о единой политике с КПРФ ни разу ничем не закончилась. КПРФ сейчас объявила о создании широкого левого фронта. Если Сергей Миронов хочет объединения, есть идея КПРФ, но он же не будет в этом участвовать.

Мне кажется, идея высказана, мы видим набор очков в информационном поле в рамках начавшейся избирательной кампании в Государственную думу. Предложений будем слышать много, но в данной ситуации ничего сильно оригинального и прагматичного нет. Ни один процесс попытки объединения ни разу ни к чему не привел, даже на базе более успешной платформе КПРФ.

У «СР» сейчас реальная проблема прохождения 5-процентного барьера в Государственную думу. Для многих вопрос объединения с ней очень неоднозначен. Лучше попытаться войти в блок с КПРФ. Если не договорятся, что будет широкая коалиция, большая левая партия, то и тема пенсионной реформы встанет. Пока она не настолько важна, чтобы кто-то ради нее подпрыгивал.

«СП»: — Что все-таки мешает левым силам объединиться?

— Дело не только в левых силах, у нас ни один политический спектр не может объединиться, например, либералы, хотя либеральных партий немало. Мне кажется, что это вопрос генезиса и содержания партийной структуры. У нас партийная структура — это, прежде всего, инструмент прохождения в органы власти — законодательные, исполнительные, и в меньшей степени это объединение по принципу идеологии. И в этом отношении объединяться никто ни с кем не будет.

Это чистый бизнес. В бизнесе есть понятие слияние и поглощение, часто недружественное. Это может произойти, если более удачный конкурент по распределению мандатов может поглотить менее удачливого. А идеология — это определение круга избирателей, который тот или иной проект рассчитан.

Конечно, если бы левые объединились, электорату было бы лучше.

Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков обращает внимание на то, что подобные заявления больше продиктованы пиаром.

— Тему можно прокачивать на уровне пиара выборов в Госдуму, какой-то процент это даст. Если эсеры будут объединяться с коммунистами и ЛДПР, то это может быть больше, чем у «Единой России». Но я не думаю, что даже если они все вместе победят на выборах в Госдуму, то протащат эту реформу. Но такая «контрпенсионная» реформа — хороший флаг. Не в плане выплат по возрасту, а в плане формирования пенсионного фонда.

«СП»: — А что с идеей упразднения ПФР?

— Пенсионный фонд является управляющей компанией: он вкладывает деньги с целью заработать, а не просто распределять. Если платит напрямую из бюджета, то деньги не будут проворачиваться, а будут поступать напрямую. А это значит диаметральное изменение подхода государства к накоплениям — не пускать их в работу, а чтобы они лежали в кубышке.

Как я понимаю, это более-менее совпадает с планами Белоусова по более огосударствленной экономике, то есть уход от монитаристкой политики, структур, которые деньги гоняют, пытаясь на них зарабатывать. Если эта система будет реализовываться, то будет возможность подвинуть Пенсионный фонд. Пока я этого не вижу.

Президент Владимир Путин ставит на монитаристов, потому что так или иначе, но в последние годы нефть спасает экономику, мы живем за счет того, вкладываемся в доллар, в американские бумаги и прочее. Наша экономика пока не дает таких процентов, чтобы в нее вложить. Пока на уровне пиара.

Людям в конечно итоге все равно, кто платит — Пенсионный фонд или бюджет. Вопрос в том, сколько будут платить? Если выплаты не изменятся, то населению все равно.


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Вместо модернизации социальной сферы власть подкорректировала в худшую сторону систему столетней давности

Об авторе: Сергей Георгиевич Левченко – экс-губернатор Иркутской области, первый секретарь иркутского обкома КПРФ.


Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images

В связи с так называемой пенсионной реформой, проведенной в России, в 2020 году отложится выход на пенсию у 800 тыс. человек – с учетом тех, у кого пенсия сдвинулась уже в 2019 году. Такие данные дает руководство Пенсионного фонда России. Таким образом, значительное число наших граждан уже самым непосредственным образом столкнулись с первыми итогами изменений, внесенных в российскую пенсионную систему.

Очевидно, что перемены очень остро влияют на жизнь людей старших поколений. Во-первых, теперь они вынуждены менять свои жизненные планы и продолжать работать в среднем еще пять лет, лишаясь выбора – продолжать ли трудовую деятельность или заниматься чем-то другим, например нянчить внуков. Соответственно под ударом оказались не только те, кого непосредственно затронуло повышение пенсионного возраста, но и члены их семей. Вполне возможно, что новые условия повлияют и на рождаемость – когда молодые семьи не смогут рассчитывать на помощь своих родителей, многие примут решение отложить рождение детей.

Во-вторых, увеличение пенсионного возраста лишило граждан старшего возраста вполне конкретной суммы пенсионных выплат за пять лет, которая ранее им причиталась и на которую они могли рассчитывать. Если считать по уровню средней пенсии в 2019 году, то общая цифра весьма существенна – более 846 тыс. руб.

В итоге мы имеем дело с серьезной несправедливостью по отношению к старшему поколению, а в конечном итоге эта несправедливость коснулась большинства жителей страны.

Да и называть повышение пенсионного возраста пенсионной реформой в принципе неправильно. По сути, изменился только этот параметр, и больше никаких реальных изменений эта реформа не содержит. Логичнее было бы называть реформой более значимые преобразования, предполагающие усовершенствование нашей пенсионной системы. Тем более что необходимость в таких переменах давно назрела.

Правильным решением было бы провести такую реформу, где бы в корне изменился заложенный еще в 1930-е годы и действующий до сегодняшнего дня принцип расчета пенсии, которая считается от заработной платы. Использовать подход почти столетней давности – привязывать пенсию к зарплате работающих людей – абсолютно несправедливо и неправильно. Слишком сильно изменился мир и условия труда людей: с точки зрения фондо- и энерговооруженности нельзя поставить знак равенства между XXI веком и началом прошлого столетия. В 1930-е годы не было роботов, цифровизации и пр., что стало неотъемлемыми реалиями нашей жизни. Землю копали вручную лопатами – громоздкие паровые экскаваторы были тогда единичными. Уголь добывали кувалдой и поднимали вручную вагонетками – а сегодня машины, которыми добывается уголь, максимально производительны и мощны. И так в любой отрасли экономики.

В связи с этим о настоящей реформе можно было бы говорить в том случае, если бы реформаторы изменили сам принцип формирования пенсионного фонда – не через отчисления с заработных плат людей трудоспособного возраста, а исходя из результатов развития всей экономики – динамики валового регионального продукта в регионах, валового внутреннего продукта всей страны. То есть пенсии должны зависеть от того, сколько зарабатывает вся страна. И пенсионный фонд должен формироваться, исходя из этого, от растущего объема ВВП. В таком случае хватало бы средств на пенсии и их регулярную индексацию.

Преобразования в таком ключе можно было бы назвать полноценной пенсионной реформой. Такой подход был бы справедлив по отношению к тем людям, которые десятки лет работали и создавали нынешнюю фондо- и энерговооруженность нашей страны.

Что характерно, предлагаемая система – отталкиваться от ВВП, для того чтобы формировать пенсионный фонд и платить пенсию, – не вызывает возражений по существу у экспертов, а также у представителей Пенсионного фонда России и органов власти разного уровня. Однако оказалось, что при действующем режиме на уровне правительства такую справедливую по отношению к людям и эффективную по потенциальным результатам пенсионную реформу провести нельзя. Вместо этого произошло то, что произошло: несмотря на многочисленные протесты населения власти подняли пенсионный возраст.

В Иркутской области было сделано все возможное, чтобы сгладить последствия для тех, кто оказался под ударом, по крайней мере на уровне региона. В частности, как раз в то время, когда на федеральном уровне продвигалась «пенсионная реформа», был принят закон о ветеранах труда Иркутской области, на чем много лет подряд настаивал и областной совет ветеранов. В результате благодаря этому законодательному акту ветераны труда региона были приравнены к федеральным ветеранам труда.

Были приняты меры и по защите других категорий населения Иркутской области – прежде всего представителей старших поколений. С 2018 года было принято решение выплачивать гражданам, имеющим статус детей войны, по 2 тыс. руб. ко Дню Победы. Кроме того, в регионе предусмотрены ежемесячные доплаты труженикам тыла, а также пожилым ветеранам, которым уже исполнилось 90, 95 и 100 лет. Был введен и достаточно широкий спектр местных льгот для инвалидов 1-й и 2-й групп, связанный с лекарственным обеспечением.

Все это примеры тех мер, которые были предприняты на уровне одного региона – в рамках его возможностей и полномочий – для того, чтобы хотя бы частично сгладить последствия несправедливой «пенсионной реформы». При этом для того, чтобы менять ситуацию не точечно, а комплексно, нужно принимать решение не о повышении пенсионного возраста, что ущемляет права граждан, а о переустройстве самой пенсионной системы – так, чтобы сделать ее современной, эффективной и соответствующей реалиям XXI века. Однако такие серьезные реформы возможны либо только под большим социальным давлением населения на действующую власть, на правящий режим, либо вовсе после смены руководства страны.

Читайте также: