Нарушение закона о трудовых пенсиях

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 мая 2017 г. N 991-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ЦАПАЛОВА ЮРИЯ АНАНЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТОВ 3, 9 И 10

СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,

рассмотрев по требованию гражданина Ю.А. Цапалова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ю.А. Цапалов, которому с июня 1987 года назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу с особыми условиями труда, оспаривает конституционность следующих положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону ):

пункта 3 , закрепляющего один из предусмотренных в названной статье порядков определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости ( статьи 27 - 28 данного Федерального закона), а именно: стажевый коэффициент для данных лиц составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 данного Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

пункта 9 , согласно которому конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 данного Федерального закона, в том числе лиц, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 данного Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 этого Федерального закона , с применением вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ;

пункта 10 , в соответствии с которым в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, как не позволяющие в целях исчисления расчетного размера трудовой пенсии определять стажевый коэффициент с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, в том числе исчисленного по правилу, установленному пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. путем суммирования периодов работы в районах Крайнего Севера и на соответствующих видах работ, нарушают право на пенсионное обеспечение и противоречат статьям 39 (части 1 и 2 ) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Указанные нормы были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Оспариваемое положение пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает порядок определения стажевого коэффициента для застрахованных лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, в целях исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав исходя из продолжительности общего трудового стажа и само по себе не может расцениваться как направленное на какое бы то ни было ущемление пенсионных прав граждан.

Законодатель в пункте 9 той же статьи предоставил гражданам, занятым на работах с особыми условиями труда, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 названного Федерального закона , право выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи , с применением вместо общего трудового стажа - стажа на соответствующих видах работ.

Пункт 10 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" раскрывает понятие стажа на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, в который не включены периоды работы в районах Крайнего Севера, в том числе суммированные с периодами работы с особыми условиями труда.

Следовательно, оспариваемые заявителем положения (в их взаимной связи), допускающие определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица), направлены на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение и не могут расцениваться как ущемляющие их права.

Изменение же порядка определения стажевого коэффициента при исчислении расчетного размера пенсии требует внесения изменений в действующее законодательство и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40 , пунктом 2 статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цапалова Юрия Ананьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

1. Удержания из трудовой пенсии производятся на основании:

1) исполнительных документов;

2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением пункта 4 статьи 23 настоящего Федерального закона;

3) решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

2. Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.

3. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии.

4. В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

5. В случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, указанные в настоящей статье удержания из трудовой пенсии производятся из установленных частей этой пенсии.

Комментарий к Ст. 26 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Комментируемая статья регламентирует производство удержаний из трудовой пенсии. Следует подчеркнуть, что в данной статье речь идет об удержаниях из трудовой пенсии, производимых органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. Обращение взыскания на трудовую пенсию судебным приставом-исполнителем регламентировано Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" , содержащим в том числе гл. 11 "Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина".
--------------------------------
СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Возможность производства удержаний из трудовой пенсии допускается нормой ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которой в случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. В соответствии с ч. 2 данной статьи указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 названного Закона, в порядке, установленном названным Законом и иными федеральными законами.

В пункте 1 комментируемой статьи 26 Закона О трудовых пенсиях названы три вида документов, на основании которых производятся удержания из трудовой пенсии:

1) исполнительные документы;

2) решения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 комментируемого Закона, т.е. при неисполнении или ненадлежащем исполнении пенсионером своей обязанности безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты;

3) решения судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Виды исполнительных документов определены в ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ ) исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:
--------------------------------
СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 14.

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;

9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.

Следует отметить, что Определением КС России от 24 января 2006 г. N 7-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение подп. 2 п. 1 комментируемой статьи, предусматривающее удержание из трудовой пенсии на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение. При этом КС России указал, что данное положение предусматривает удержание из трудовой пенсии на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, только тех сумм, которые излишне выплачены пенсионеру в связи с нарушением им обязательства сообщать этим органам о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты; речь идет о денежных суммах, на которые по закону пенсионер не имел права, т.е. не являющихся его имуществом; таким образом, его конституционное право на владение, пользование и распоряжение собственным имуществом, установленное ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ, оспариваемой нормой не нарушено. Кроме того, КС России отметил, что в соответствии с п. 7 ст. 18 комментируемого Закона решение о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии может быть обжаловано в установленном порядке, в том числе в суд, о чем заявитель своевременно и надлежащим образом был уведомлен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение; следовательно, не было нарушено и его право на судебную защиту.
--------------------------------
СПС.

Кстати говоря, в п. 10 Правил 2004 г. выплаты пенсии трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 302н/109п) упоминается о том, что добровольное согласие на возмещение излишне полученных сумм пенсии оформляется соответствующим заявлением пенсионера, которое приобщается к его пенсионному делу. Из этого следует, что удержания из трудовой пенсии на основании решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, возможно только при согласии пенсионера. В противном случае производство удержаний из пенсии возможно только в судебном порядке.

Необходимо подчеркнуть, что ни указанные в подп. 2 п. 1 комментируемой статьи решения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, ни указанные в подп. 3 п. 1 данной статьи решения судов о взыскании сумм трудовых пенсий не являются исполнительными документами.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи удержания из трудовой пенсии производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии. Данное правило закреплено как "противовес" положению ч. 1 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в соответствии с которым размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. То, что пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), предусмотрено в п. 2 ст. 217 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).

3. В пункте 3 комментируемой статьи 26 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определены размеры удержания из трудовой пенсии:

по общему правилу удержано может быть не более 50% трудовой пенсии;

в установленных законодательством РФ случаях удержано может быть не более 70% трудовой пенсии;

удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% трудовой пенсии.

Изложенное общее правило соответствует положению ч. 2 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которому при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Часть 3 указанной статьи предусматривает изъятие из этого правила: ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное ч. 2 данной статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением; в этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%. Кроме того, в ст. 110 СК РФ предусмотрено, что удержание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов может производиться и в случае, если общая сумма удержаний на основании такого соглашения и исполнительных документов превышает 50% заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты. Эти изъятия и подразумеваются в п. 3 комментируемой статьи.

С приведенными положениями ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" согласуются нормы ст. 138 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) об ограничении размера удержаний из заработной платы:

общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику (ч. 1);

при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы (ч. 2);

ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70% (ч. 3).

В части 2 ст. 100 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в ред. Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 325-ФЗ ) установлено, что взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан. Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы регламентированы также ст. 107 УИК РФ, согласно ч. 3 которой в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
--------------------------------
СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6162.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает последствия ситуации, когда удержания из трудовой пенсии производились на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, но выплата трудовой пенсии прекращена до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии: в этом случае оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке. Соответственно, в этом случае орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обращается в суд с иском о взыскании оставшейся задолженности, при удовлетворении иска суд выносит соответствующее решение, на основании которого выдается исполнительный лист. Этот исполнительный лист орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и предъявляет к исполнению. Дела о взыскании такой оставшейся задолженности рассматриваются судами общей юрисдикции по общим правилам искового производства, предусмотренным ГПК РФ. Принудительное исполнение исполнительного листа осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Как говорилось выше, также в судебном порядке осуществляется взыскание излишне полученных сумм пенсии при отсутствии согласия пенсионера на удержание этих сумм из пенсии на основании решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

5. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, предусмотренные комментируемым Законом, то указанные в данной статье удержания из трудовой пенсии производятся только из установленных частей этой пенсии. В пункте 10 Правил 2004 г. выплаты пенсии трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 302н/109п) прямо указано, что в том случае, если пенсионер отказался от получения страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 17 комментируемого Закона, то установленными считаются все части трудовой пенсии по старости, включая страховую часть пенсии по старости.

Каждый гражданин Российской Федерации, который на протяжении определенного времени осуществлял трудовую деятельность на территории страны, имеет право на получение материального обеспечения в старости в форме пенсии.

При этом следует отметить, что понятие «пенсия» необходимо толковать значительно более расширительно, поскольку к ней относятся не только выплаты денежных средств по факту достижения преклонного возраста, но и по некоторым иным основаниям. В их число входят инвалидность и потеря кормильца.

Бесплатно по России

Бесплатно по России

Вопросы, связанные с особенностями назначения и выплатами средств пенсионного обеспечения, имеют нормативно-правовое регулирование. Так, на протяжении почти 14 лет пенсии в России выплачивались по правилам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. В 2015 году на смену ему пришел новый нормативный акт – Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, положения которого в большей степени отражают современные реалии.

Несмотря на это, правовая конструкция ФЗ № 400 во многом построена на положениях предшествующего закона, в этой связи анализ последнего имеет важное значение для понимания эволюции пенсионной системы страны в целом.

Основные понятия и общие положения 173 ФЗ

Сфера применения рассматриваемого федерального закона была ограничена отношениями, возникающими по поводу трудовых пенсий, под которой, согласно ст. 2 данного документа, следует понимать ежемесячную денежную выплату компенсаторного характера, выплачиваемую гражданам при достижении определенного возраста.

Тут же следует отметить, что трудовая пенсия непосредственно связана с особенностями профессиональной деятельности гражданина. Иными словами, размер пенсии и основания для ее назначения зависят от того, имел ли гражданин стаж трудовой детальности.

Ст. 1 ФЗ о трудовых пенсиях указывает на то, что выплаты государственных и военных пенсий не входят в сферу регулирования данного нормативного акта.

Статья 2 данного закона вносит понятие «страховой стаж», под которым следует понимать те периоды, когда за работника производились отчисления страховых взносов в систему ОПС. Страховой стаж станет основополагающим параметром, используемым при начислении пенсии по 400-ФЗ в последующем.

Кроме этого, отдельно следует выделить понятие «пенсионные накопления», которое выражало объем пенсионных прав граждан в целом. В новом законе пенсионные накопления, которые формируют страховую часть пенсии, выражены в баллах.

Кто имеет право на трудовые пенсии

В соответствии с рассматриваемым законом правом на получение трудовых выплат могут воспользоваться граждане РФ, которые имеют на то основания. Под последними следует понимать, в первую очередь, утрату трудоспособности по различным причинам, как то: достижение возраста выхода на отдых, заболевание или травма, не позволяющая осуществлять трудовую деятельность.

Кроме этого, отдельно следует выделить лиц, находившихся на иждивении умерших, но ранее трудившихся граждан. Они могли рассчитывать на выплаты им трудовой пенсии по утрате кормильца.

Закон предусматривал, что право на получение данного вида материального обеспечения может возникнуть не только у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, но и у иностранцев, а также апатридов, но при соблюдении ряда условий.

Категории лиц, имеющих право на трудовые пенсионные выплаты, установлены статьей 3 данного ФЗ.

В общем, схожие положения действуют и в современном законе «О страховых пенсиях».

Право на выбор пенсии по закону

На практике часто возникают случаи, когда у гражданина возникает право на получение выплат сразу по нескольким основаниям. Здесь следует отметить, что статья 4 рассматриваемого ФЗ предусматривала возможность выбора того или иного вида обеспечения.

Дело в том, что пенсии по различным основаниям могут иметь разный размер, в этой связи граждане, как правило, выбирали тот вид выплат, который по факту был наибольшим в материальном выражении.

Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173

Статья 5 рассматриваемого федерального закона содержала в себе перечень видов выплат. Их три:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Ст.ст. 7-9 устанавливали основания, по которым производятся данные выплаты. Разберем их подробнее.


По старости

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу. Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

По инвалидности

Согласно статье 8 ФЗ № 173 выплаты по инвалидности могут получать лица, которые в установленном порядке (по итогам экспертизы) признаны инвалидами той или иной группы. При этом важным обстоятельством при назначении материального обеспечения данного типа выступает то, что нетрудоспособное лицо должно иметь хотя бы минимальный трудовой стаж.

По потере кормильца

Статья 9 рассматриваемого ФЗ гласит, что правом на ее получение могут воспользоваться лица, которые находились на иждивении умершего, ранее работавшего гражданина. При этом они не должны быть трудоспособными. Как правило, к их числу относят: детей, супругов, родителей, иных родственников погибшего кормильца.

Выбор выплаты

Гражданин, у которого возникло право сразу на несколько видов выплат в рамках действующего на тот момент закона, вправе выбрать любую из них, исходя из собственных интересов.

Финансирование

Вопросы, связанные с источником средств для выплат, рассматривались в статье 6 данного федерального закона. Так, п. 1 ст. 6 гласил, что порядок финансирования частей трудовой пенсии прописывается в нормах Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, отдельно был вынесен порядок установления накопительной части. Законом была установлена специальная часть индивидуального лицевого счета, на которой аккумулировались денежные средства в счет формирования накопительной части. Выплата же данной части пенсии могла быть произведена только при наличии на счете денежных средств (п. 3, ст. 6).

Система финансирования не была в достаточной мере эффективной, что, в конечном итоге, и привело к принятию нового закона, где эти вопросы решены в несколько ином ключе.

Что говорится в статье 7 ФЗ 173

Статья 7 рассматриваемого федерального закона устанавливала показатель пенсионного возраста в стране. Согласно этой норме правом на пенсию могли воспользоваться граждане, достигшие возраста 55 (жен.) и 60 (муж.) лет.

Кроме этого, существовало обязательное требование о наличии страхового стажа, составляющего не менее 5 лет.

Стаж и периоды, которые засчитываются

Как было указано выше, для того, чтобы рассчитывать на трудовую пенсию по старости, необходимо было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В то же время минимальный стаж нужен был для назначения обеспечения инвалидам и лицам, находившимся на иждивении у умершего кормильца.

В соответствии со статьей 10 данного нормативного акта в страховой стаж входят периоды, когда трудящийся был занят непосредственно исполнением своих трудовых обязанностей, в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и графика работы. При этом важным условием являлось то, что работодатель осуществлял взносы в пенсионный фонд на цели ОПС.

В целом, данное положение актуально и на сегодняшний момент.

В статье 11 содержится перечень периодов, которые также входят в стаж при условии, что работник не был непосредственно занят исполнением своих прямых обязанностей.

К ним, кроме прочего относится:

  • военная и приравненная к ней служба;
  • отпуск по БиР и по уходу за ребенком;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • отпуска основные и дополнительные.

Следует отметить, что перечень нестраховых периодов в современном законе № 400-ФЗ значительно сокращен и урезан. К примеру, это касается военной службы по призыву.


Досрочная трудовая пенсия

Нормы рассматриваемого федерального закона устанавливали, что некоторые работники вправе выйти на отдых значительно раньше установленного возраста. Перечень льготников, содержащийся в статье 27 данного федерального закона, довольно обширен.

Здесь же приведем часть льготных категорий:

  • работники вредных производств;
  • лица, трудившиеся в тяжелых северных климатических условиях;
  • педагоги;
  • медработники;
  • представители творческих профессий.

Новый закон также предусматривает подобного рода льготы, однако, в большинстве случаев, по факту работники будут все же выходить на отдых на 5 лет позже, чем раньше.

Важные моменты 30 статьи

Статья 30 рассматриваемого правового документа устанавливала методику конвертации пенсионных прав граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, параметр которого можно использовать в целях данного закона.

Последний же подлежал процедуре валоризации, то есть некоторой переоценке с учетом новых реалий, в которых оказалась экономика и социальная сфера страны. Подробно о валоризации и соответствующих методиках расчета прописано в ст. ст. 30.1 – 30.3 данного закона.

Расчет трудовых пенсий по закону

Формулы и методики расчета трудовых выплат разных типов приводились в ст. ст. 14-17.2.

Так, статья 14 устанавливала порядок расчета трудовой пенсии по старости при помощи формулы:

СЧтп = ПК/Т+Б, где:

ПК – расчетный пенсионный капитал (некий аналог современного ИПК).

Т – примерный срок выплаты пенсии (срок дожития), составляющий, по общему правилу, 228 месяцев.

Б – базовый размер пенсии, устанавливаемый государством.

Важно! Расчет иных видов пенсии производится по аналогичной методике, однако с другими переменными.

Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство

Статья 24 устанавливает формы реализации пенсионных прав граждан, которые убывают на ПМЖ заграницу. Так, они могут получать свою пенсию и там.

При этом существует несколько возможностей для этого:

  • получение третьим лицом по доверенности в РФ;
  • перевод денег на счет банка в РФ;
  • перевод денег на счет иностранного банка с конвертацией в валюту зарубежного государства по соответствующему курсу.

Какие изменения произошли в 2015 году

В 2015 году произошла очередная реформа системы пенсионного обеспечения, в рамках которой произведена масса изменений, связанных с порядком назначения, расчета и выплат пенсий. Понятие «трудовая пенсия» было заменено на «страховая пенсия». Общий трудовой стаж практически перестал учитываться при назначении того или иного вида материального обеспечения.

С 1 января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ прекратил свое действие. Вместо него были приняты положения Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Нормы рассматриваемого законопроекта прекратили свое действие за исключением тех, которые регулируют порядок исчисления размера трудовой пенсии, что может быть необходимо для расчета пенсии страховой. К таким нормам следует отнести отдельные пункты и подпункты ст.ст. 14-17.2.

Федеральный закон о трудовых пенсиях действовал в нашей стране порядка 14 лет. За это время сформировались основные положения и конструкция пенсионной системы. Однако в целях укрепления стабильности последней с 2015 года порядок формирования, начисления и выплат пенсий был изменен, в связи с чем данный нормативный акт был признан утратившим силу.

за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Эти нормы описаны в п.17 ст. 14 ФЗ-173 от 17.12.2001 г.

Почему пишут, что ФЗ-173 полностью утратил силу? Мой трудовой стаж начинается с 1976 года и составляет около 40 лет, без малого. Я пока не получаю трудовую пенсию по старости. Хотя, мог бы перейти на неё давно. Почему наша власть, сначала, наобещает с три короба, а потом одним росчерком пера вычеркнет все свои обещания, а заодно и наши права посредством какого-то ФЗ-400 " О страховых пенсиях."



Почему наша власть, сначала, наобещает с три короба, а потом одним росчерком пера вычеркнет все свои обещания, а заодно и наши права посредством какого-то ФЗ-400 " О страховых пенсиях."

Но это ведь вопрос риторический и Вы не ждёте от юристов сайта ответа о том, ПОЧЕМУ?

Почему пишут, что ФЗ-173 полностью утратил силу?

Потому что принят новый закон - "О страховых пенсиях".

По существу. Сами Вы знаете, что 173-ФЗ от 17.12.2001 утратил силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ст. 36 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Да, в части не противоречащей 400-ФЗ нормы 173-ФЗ применяется при расчёте пенсий.

В чём Вы видите нарушение Ваших прав? Выработанный Вами стаж никуда не денется, будет применяться при определении Ваших пенсионных прав. По части расчёта пенсии практически всё осталось по прежнему.


Ст. 4 ГК РФ гласит:

"Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие."

Без ФЗ-400 " О страховых пенсиях." никто Вам пенсию не начислит и не посчитает.

Ст. 14 ФЗ-173 от 17.12.2001 г отменена.

Применяется ст. 15 ФЗ-400 от 28.12.2013 г.

Сами выбрали себе власть.


Данный закон не утратил силу, он действует и по сей день. Существует два вида пенсий это трудовая пенсия и страховая пенсия. Согласно действующему закону гражданин вправе рассчитывать только на одну из пенсий. Вам надо определиться какую именно вы хотите пенсию трудовую или страховую.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Статья 4. Право на выбор пенсии

1. Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.


---Здравствуйте Виктор Киргизбаевич, начало действия закона во времени связано с 2 фактами: официальным опубликованием закона, без которого он не может применяться (ст. 15 Конституции РФ), и его вступлением в силу. Оба обстоятельства определяются ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ. По общему правилу закон вводится в действие на 11-й день после размещения на официальном портале или опубликования в одном из установленных печатных изданий (ст. 4 закона № 5-ФЗ), но иной порядок вступления в силу может быть предусмотрен в самом законе (ст. 6 закона № 5-ФЗ). Мы рады ответить на ваши вопросы.


Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части

Читайте также: