Основные понятия применяемые в федеральном законе о страховых пенсиях

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О страховых пенсиях

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

(В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 173-ФЗ, от 29.12.2015 № 385-ФЗ, от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 01.07.2017 № 134-ФЗ, от 28.12.2017 № 420-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 12.11.2018 № 409-ФЗ, от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 06.03.2019 № 25-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 5. Право на выбор пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии".

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 6. Виды страховых пенсий

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

11. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. (Часть введена - Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ)

12. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). (Часть введена - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 409-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

Пенсионеры - одна из наиболее уязвимых категорий граждан. Поэтому государству необходимо разработать максимально эффективную пенсионную систему. За последние годы изменений было много. Появились новые требования и термины, поэтому ниже расписаны понятия и виды страховой пенсии.

Определение страховой пенсии

Термин разобран в ст. 3 ФЗ №400 “О страховых пенсиях”. Под страховой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации неполученной зарплаты. Это пособие начисляется гражданину, потерявшему трудоспособность, или его родственникам. Оно должно быть соразмерной компенсацией зарплаты.

Интересно! В данный момент Госдума создает условия, при которых страховая пенсия в РФ будет составлять 40% от средней зарплаты трудоспособного населения.

Средства выделяет Пенсионный Фонд России (ПФР). Но сам размер пособия зависит от начислений, которые переводились работодателем на лицевой счет сотрудника в ПФР. Максимальный размер отчислений составляет 22% от ежемесячного заработка. Чем выше официальный доход, тем больше отчислений (баллов) и выше будущие пенсионные выплаты.

Гос. дотации

Даже если отчисления в ПФР были минимальными, государство гарантирует выплату пенсии по старости. В соответствии с действующими законодательными актами, пенсионеры получают не меньше установленного в регионе лимита - прожиточного минимума пенсионера (ПМП). Если после расчета по утвержденной формуле ежемесячные выплаты ниже ПМП, то пенсионеру просто назначают социальное пособие, которое покрывает разницу.

Страховая пенсия в Российской Федерации периодически индексируется, чтобы покрыть рост цен на продукты и услуги. В 2019 году размер индексации составил 7,05%. По заверению властей, в среднем, пенсии должны были повыситься на 1 тысячу рублей. Однако, первая волна индексации затронула только тех граждан, у которых изначально размер страховой пенсии по старости был выше ПМП в регионе.

Остальные граждане не увидели надбавки, так как им на сумму индексации урезали социальные пособия. В итоге, общий уровень дохода остался на месте. Это вызвало массовое недовольство, поэтому на февральском Федеральном собрании была разработана новая система индексации выплат. По новой схеме индексация платится сверх прожиточного минимума.

Пример: Прожиточный минимум (ПМ) в регионе 10 тысяч рублей, страховое обеспечение гражданина 7 тысяч рублей и еще 3 тысячи - соц.пособия, индексации 7,05%. Индексируется только страховая пенсия, поэтому надбавка составляет 493 рубля. Размер социальных выплат остается прежним - 3 тысячи. А на руки пенсионер получает 10493 рубля.

Чем отличается страховая пенсия от трудовой?

Описания или термина “трудовая пенсия” в законодательстве нет. Но понятие используется в народе для обозначения выплат за стаж, т.е. за отработанные годы. Поэтому трудовая пенсия - это совокупность всех обязательных выплат.

  • страховой;
  • накопительной.

Первая разновидность обусловлена ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании”. Все граждане России получают личный счет в ПФР, куда направляются отчисления из зарплаты. Страховая часть является приоритетной. Если у гражданина нет никаких требований, то все 22% отчислений направляются на страховой счет. В результате, гражданин будет получать пенсионные выплаты, рассчитанные по формуле, с учетом полученных баллов.

Но распорядиться 22% отчислений можно по-другому. 16% в соответствии с обязательным пенсионным страхованием (ОПС) перейдут в счет страховой части, а остальные 6% - на накопительный счет. Граждане могут выбрать государственный или негосударственный фонд, где будет храниться накопительная часть.

После достижения пенсионного возраста, владелец лицевого счета либо снимает всю сумму, либо пишет заявление о назначении пожизненных выплат. В последнем случае, вся накопленная сумма делится на предположительное количество месяцев жизни. В соответствии с законом “О накопительной пенсии”, предположительная продолжительность жизни составляет 228 месяцев. Но сумма будет выплачиваться без изменений, даже если заявитель прожил больше 19 лет.

Кому положены деньги?

Структура страховых пенсий довольно обширна. Но изначально следует выделить следующие виды страховых пенсий:

  • по возрасту (старости);
  • инвалидам;
  • иждивенцам по утрате кормильца.

Если гражданин подходит сразу по 2 критериям, выплаты не суммируются. Поэтому, если пенсионер по возрасту является одновременно инвалидом, он получает только одно страховое обеспечение - по старости.

По возрасту

В 2019 году понятие страховой пенсии по старости распространяется на мужчин/женщин в возрасте 65/60. Но достижение указанных выше цифр в соответствии с пенсионной реформой запланировано только к 2023 году.

Исполнение 60-65 лет - не единственное условие оформления страхового обеспечения. Можно форсировать события за счет:

  • Стажа. В 2019 году требуется только 10 лет стажа, но к 2024 году показатель вырастет до 15. Возможен выход на пенсию и с меньшим стажем, но только для особых профессий.
  • Индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). В 2019 году в РФ минимальное количество баллов - 16,2. Но до 2025 года планируется постепенное увеличение до 30 баллов.

Допускается выход на пенсию раньше установленного срока. Досрочное оформление пенсионных выплат возможно для служащих определенных профессий. Например, при работе в горячем цеху мужчины могут уйти на покой в 50, а женщины в 45. В перечень работ, в основном, входят физически тяжелые, но также на досрочную пенсию имеют право учителя, врачи и некоторые другие должности, не связанные с физическим трудом.

Кроме специалистов разных областей, на досрочную пенсию по старости имеют право и некоторые социальные группы. К ним относятся многодетные родители. Также социальной категорией считаются работники на Крайнем Севере. Весь перечень льготных групп указан в ст. 30-32 закона ФЗ №400.

По инвалидности

Деньги за инвалидность выплачиваются гражданам с минимальным страховым стажем. Инвалидам без стажа выплачивается социальная пенсия, которая рассчитывается по другим параметрам и оплачивается только за счет государственной казны.

Получить ежемесячные выплаты могут граждане с 1, 2 или 3 группой инвалидности. Для получения соответствующего статуса, необходимо пройти медико-социальную экспертизу. Направление на мед.освидетельствование для получения заключения об инвалидности выписывает терапевт. У него же рекомендуется уточнять перечень заболеваний для получения инвалидности.

Для выплат не играет роль, когда гражданин получил статус инвалида. Это могло быть как следствие аварии на производстве, так и после увольнения. Количество отработанных лет не повлияет на возможность получения денег.

По утрате кормильца

Материальная помощь выплачивается иждивенцам застрахованного лица, которые после его смерти потеряли единственный вид дохода. Такие выплаты начисляются, даже если при жизни гражданин не получал зарплату или пособие, но имел трудовой стаж. Для установления факта потери кормильца, необходимо предъявить свидетельство о смерти застрахованного лица или решение суда о признании гражданина умершим.

Для новых получателей нет никаких требований по стажу. Но закон четко определяет круг лиц, которые имеют право на ежемесячную мат.помощь:

  • несовершеннолетние наследники первой очереди (дети/внуки, братья/сестры);
  • совершеннолетние родственники (ребенок/внук, брат/сестра, супруг, родитель или бабушка/дедушка) при условии, что это один человек и он не работает, но растит несовершеннолетнего иждивенца (ребенка младше 14). Подразумеваются только иждивенцы умершего лица;
  • мать и отец, живой супруг или бабушка с дедушкой, если они инвалиды или старше 60 лет (женщины) и 65 (мужчины);
  • другие иждивенцы, которые смогут доказать, что зависели от дохода умершего.

Обратите внимание! Родители и дети, которые претендуют на денежное пособие по потере кормильца, не обязательно должны состоять в кровном родстве. Ежемесячные выплаты назначаются отчиму или мачехе, а также усыновленным детям.

Условия назначения страховой пенсии

Ежемесячное “пособие” выплачивается по заявлению застрахованного лица в связи с наступлением соответствующих обстоятельств, которые были перечислены выше в разделе “Виды страховых пенсий”. Гражданину не требуется доказывать право на выплаты. Все запросы и исчисления проводятся ПФР.

Обратите внимание! Гражданин может получать страховую пенсию и при этом официально работать. Однако, закон накладывает ограничения, поэтому выплачивается лишь фиксированная ставка, которая не индексируется. Работающему пенсионеру не выплачиваются социальные пособия или накопительная часть.

Как рассчитать размер страховой пенсии?

Денежные начисления для всех категорий граждан рассчитываются по формуле:

  • ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СК - цена за 1 коэффициент на день назначения выплат.

Справка! В случае получения пособия по потере кормильца, берется ИПК умершего застрахованного лица.

Это размер страховых отчислений от работодателей, который конвертировали в баллы. Рассчитывается ИПК ежегодно, пока гражданин работает и перечисляет взносы в ПФР. Затем ИПК за все годы суммируется и подставляется в формулу расчета.

Для конвертации страховых выплат в баллы используется следующая схема:

СВР / СВГ х 10, где

  • СВР - годовая сумма выплат от работодателей;
  • СВГ - годовая сумма выплат, установленная государством.

Денежные начисления для всех категорий граждан рассчитывается по формуле:

  • ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СК - цена за 1 коэффициент на день назначения выплат.

СВГ составляет 1,15 миллиона рублей. Сумма актуальна на сентябрь 2019 года. Получается, что при средней зарплате в 40 тысяч рублей, ИПК гражданина в 2019 году составит 4,17 балла.

Обратите внимание! ИПК начисляется родителю, который находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, даже если он официально не работает. Размер ИПК устанавливается государством и составляет 1,8 балла за первенца.

Стоимость ИПК на день назначения выплат — непостоянная величина. Она устанавливается государством и составляет 87,24 рубля. Сумма актуальна на сентябрь 2019 года. Планируется увеличивать стоимость ИПК примерно на 5 рублей в год.

Фиксированные выплаты

Под понятием условия назначения или размера страховой пенсии по старости, инвалидности и утрате кормильца понимаются не только отработанные годы. Получателю, кроме расчетной части причитается фиксированная ставка. Она добавляется к основной сумме и составляет 5334 рубля 19 копеек (размер индексируется ежегодно). Сумма актуальна на сентябрь 2019 года.

Такой “бонус” в размере 100% выплачивается пенсионерам по возрасту, а также инвалидам 2 группы. Получатели пенсии по случаю утраты кормильца или инвалиды 3 группы получают лишь половину указанной суммы. Определенным категориям выплачивается повышенная фиксированная ставка. Например, инвалиды 1 группы без иждивенцев получают двойную доплату, т.е. 10668 рублей 38 копеек. Сумма актуальна на сентябрь 2019 года.

Порядок оформления страховой пенсии

Для того, чтобы пенсия начала начисляться, достаточно написать заявление в ПФР или МФЦ. Сделать это можно не только в территориальном отделении, но и по почте, а также онлайн через сайт Госуслуги .

В заявлении указывается причина - окончание трудовой деятельности. Если же пенсионер и дальше планирует работать, то документы подаются работодателем с согласия сотрудника. И пенсионные выплаты начисляются в “урезанном виде” без ежегодной индексации, фиксированной ставки и соц.доплат.

В законе сказано, что при оформлении не требуется документального подтверждения прав со стороны получателя. Однако инвалидам и иждивенцам, которые претендуют на пособие по потере кормильца, необходимо принести еще несколько справок для подтверждения их статуса и возможности получения выплат.

Заявка рассматривается в течение 10 дней, по итогам выносится решение о назначении пенсии. Денежные выплаты впервые начисляются 1 числа или другой датой, закрепленной за данным видом выплат, т.е. практически через месяц после подтверждения статуса “пенсионер”.

Окончание выплат

Назначение страховой пенсии по старости - пожизненное. Единственная причина для прекращения начисления средств является смерть ее оформителя. В остальных случаях возможна временная приостановка. Она касается всех социальных начислений.

Если после истечения срока приостановки причина не устранена, средства перестают выплачиваться.

  • неполучение пенсии за полгода - остановка выплат на полгода;
  • отказ прохождения обязательной медико-социальной экспертизы для подтверждения инвалидности - на 3 месяца;
  • окончание действия разрешения на проживание иностранца в РФ (ВНЖ), если ему начислялась пенсия из бюджета ПФ Российской Федерации - на полгода;
  • подача документов для переезда на ПМЖ в другую страну - на полгода.

Выплаты восстанавливаются по письменной заявке оформителя или его представителя. Подать его нужно в районном отделе ПФР.

Пенсия по инвалидности и утрате кормильца носит временный характер. Пособие прекращает начисляться по достижению совершеннолетия иждивенцем или при утрате статуса инвалида.

Закон «О страховых пенсиях», подписанный 28.12.2013 года (далее ФЗ-400), пришел на смену закону «О трудовых пенсиях в РФ». В настоящий момент нет больше такого понятия, как «трудовая пенсия». Помимо наименования, новый законопроект имеет ряд новшеств, о которых пойдет речь в данной статье.

  1. Общая характеристика закона
  2. Краткий обзор статьи 8 закона №400
  3. Основные критерии статей 15-17
  4. Статья 15
  5. Статья 16
  6. Статья 17

Общая характеристика закона

Федеральный закон № 400 «О страховых пенсиях» (далее ФЗ-400) вступил в силу в январе 2015 года.

Основная причина введения нового законопроекта – это наличие проблем, связанных с финансированием пенсионных выплат.

Цель пенсионного законопроекта – увеличение размера отчислений к 2030 году до уровня трех прожиточных минимумов.


Выделим основные нововведения закона:

  1. Размер пенсионных отчислений зависит от набранных ПК (пенсионных коэффициентов) за весь период трудовой активности, а также от стоимости ПК на момент оформления пенсии.
  2. Размер пенсии зависит от окладной части за весь период работы.
  3. Граждане, которые оформляют пенсионные выплаты в более поздние сроки, могут получать дополнительный ПК.
  4. К страховым выплатам добавляют ежемесячные фиксированные выплаты (далее ФВ) в размере 3935 рублей. Данная сумма подлежит ежегодному индексированию. Кроме того, часть граждан получает повышенный сумму ФВ, например, инвалиды, многодетная мать, ветераны.
  5. Пожилые люди, которые уже получают пенсионные отчисления, переходят на новый порядок расчета. При этом размер страховых пенсионных выплат не может быть ниже ранее установленных трудовых отчислений.

Полную версию ФЗ-400 можно бесплатно скачать по ссылке: http://www.pfrf.ru/info/order/organization_appointment_payme/

Краткий обзор статьи 8 закона №400

В 8-ой статье закреплены базовые пункты, которые играют весомую роль при формировании пенсионных отчислений.


Так, пожилой человек может получать пенсию при наличии следующих критериев:

  1. Достижение 60 лет среди мужчин и 55 лет – среди женщин.
  2. Стаж от 15 лет. Подробнее про трудовой стаж и как он формируется читайте здесь.
  3. ПК (пенсионный коэффициент) более 6,6. Каждый год данный коэффициент повышается на 2,4 пункта. Максимальные показатели ПК – 30.

Основные критерии статей 15-17

В данном разделе будет произведен краткий обзор 3-х статей ФЗ-400, а именно – 15, 16, 17.

Статья 15

В данной статье выделены формулы, в соответствии с которыми рассчитываются пенсионные выплаты.

Основная формула, с помощью которой производится расчет пенсионных выплат:

СП = ИПК * СПК

ИПК – ПК (пенсионный коэффициент);
СПК – цена одного ПК на дату формирования пенсионных выплат.

Ребенок, который остался без матери и отца, получает коэффициент путем суммирования индивидуальных ПК обоих родителей.

Кроме указанной формулы, данная статья имеет другие важные аспекты, а именно:

  1. Определение пенсионных выплат при потере кормильца;
  2. Выявление величины ПК;
  3. Значение ПК за год;
  4. Максимальные показатели ПК;
  5. Стоимость одного ПК;
  6. Период индексирования ПК.

Статья 16

В данной статье указаны правила формирования ФВ (фиксированной выплаты).

Определим важные пункты указанной статьи:

  • ежегодная индексация ФВ производится в феврале;
  • органы власти вправе дополнительно увеличивать ФВ в апреле каждого года с учетом роста доходности ПФР;
  • сумма ФВ по старости, инвалидности третьей группы ежемесячно составляет 3 935 рублей;
  • данная выплата назначается в период формирования основой части пенсионных выплат.

Статья 17

В данной статье закреплены условия повышения ФВ, о которых расскажем прямо сейчас:

Выделим группы граждан имеющее право на повышение фиксированных выплат:

  • Лица, достигшие 80 лет.
  • Инвалиды первой группы.
  • Пожилые люди, которые имеют иждивенцев.
  • Граждане, проработавшие на Крайнем Севере больше 15 лет. Общий стаж должен составлять не менее 25 лет среди мужской части населения и 20 лет – среди женской.
  • Сироты. Подробнее про пенсию детям сиротам.

Рекомендуем посмотреть короткое видео про изменения в законодательстве.

В заключение хотелось бы отметить, что новый закон № 400, благодаря которому назначают страховые пенсионные выплаты, дает обычному гражданину подробное разъяснение о правилах получения пенсии. Следовательно, каждый гражданин предпенсионного возраста, изучив данный законопроект, сможет понять особенности начисления страховой пенсии.


Рано или поздно перед человеком стает вопрос о назначении обеспечения. Зачастую люди проживают жизнь и не знают, на что они могут рассчитывать. Правительством РФ разработан законопроект, согласно которому россияне и не только могут получать пенсию. Краткий обзор этого документа мы представим ниже.

Закон «О страховых пенсиях» №400 ФЗ

Данный закон устанавливает, регламентирует и определяет условия, по которым человек может рассчитывать именно на страховую пенсию. Под ней подразумевается ежемесячная выплата застрахованным нетрудоспособным лицам или родственникам, потерявшим застрахованного кормильца. Данный законопроект был одобрен в конце декабря 2013 года, а вступил в силу с 01.01.2015.

В 1 главе устанавливаются общие положения, понятия, виды страховых обеспечений, и кому они причитаются. Данные субсидии могут выплачиваться в трех случаях:

  • по достижению определенного возраста;
  • по потере кормильца;
  • по наступлению инвалидности.

Предъявлять права на нее могут, как россияне, так и иностранцы. Для тех и других предусмотрено соблюдение определенных условий. Также возможно одновременное предоставление двух разных по типу субсидий.

Вторая глава как раз и растолковывает все условия для назначения выплат. По старости могут получать средства мужчины в возрасте 65 лет, а женщины – 60. При этом ИПК должен быть не менее 30 баллов, а минимальный стаж — 15 лет. Данные показатели не являются обязательными сейчас так как в стране ведется плавный переход, направленный к достижению именно этих цифр.

Страховая пенсия по инвалидности выдается людям, имеющим заключения медицинско-социальной экспертизы на I, II и III группы инвалидности, а также трудовой стаж от 1 дня. Если такого нет, назначается социальная выплата.

На материальную помощь по случаю потери кормильца могут рассчитывать нетрудоспособные иждивенцы: дети, браться и сестры, родитель, супруг (-а).

Третья глава федерального закона о страховых пенсиях посвящена стажу. В ней уточняются периоды, которые учитываются в страховом стаже, исчисление, подсчет и подтверждение данного показателя.

Для определения размера страховой материальной помощи стоит обратиться к 4 главе, где приводятся формулы для расчета. Значение показателей, используемых для вычисления, актуально на момент обращения в ПФР с заявлением.

В данной части закона также говорится о фиксированных выплатах к страховой пенсии, которая ежегодно индексируется, и об условиях повышения размера фиксированных выплат. Рассчитывается доля страховой пенсии для госслужащих и летчиков-испытателей.

В пятой главе закона указываются сроки и порядок назначения страховой выплаты, случаи, когда пенсия перестает выплачивается, и когда можно возобновить ее получение, а также как выплачивается матпомощь рабочим пенсионерам и проживающим вне РФ.

О досрочном пенсионировании мужчин и женщин, причины для оформления такого субсидирования и условия обозначены в главе 6.

Переходные моменты показателей страхового стажа и ИПК, сроки вступления закона в силу отображены в 7 гл.

Основные статьи закона

Основополагающие условия, требования и права представлены в следующих статьях:

Статья 8

  1. Для получения страховой пенсии мужчинам должно быть 65 лет, а женщинам – 60.
  2. Трудовые года не менее 15 лет к 2024. С 2015 идет ежегодное повышение этого показателя на 12 месяцев.
  3. ИПК не менее 30. Он также ежегодно повышается на 2,4 балла с 2015.

Статья 9

  1. На страховые выплаты могут рассчитывать инвалиды I, IIи III гр.
  2. Стаж должен быть от 1 дня.
  3. Наличие подтверждающих документов от МСЭ.

Статья 10

Подробно описывается, кто может получать пенсию по случаю потери кормильца.

Статья 12

Полный перечень временных отрезков, которые засчитываются в страховой стаж.

Статья 15

Предоставления формул и расшифровок ее значений, по которым можно высчитать размер денежных средств, положенных в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Статья 16, 17, 18 Понятие фиксированной выплаты, которая прибавляется к страховым пенсиям по старости, инвалидности и потере кормильца. Порядок ее индексации. Уточнение, каким лицам она положена в повышенном размере.

Статья 30 Рассмотрены категории граждан, кто может выйти на страховую пенсию раньше срока.

Приложения к закону

В законе о страховых пенсиях представлены 7 приложений с таблицами.

В Приложении №1 отображается коэффициент повышения ИПК для пожилых людей и потерявших кормильца.

Коэффициент повышения фиксированной выплаты для страховой пенсии по старости и досрочной пенсии отображен в Приложении 2.

С 2015 идет постепенное повышение показателя страхового стажа. Данное повышение будет длиться до 2024, пока не достигнет размера 15 лет. Чтобы узнать, какой стаж будет необходим для выхода на страховое субсидирование по старости, можно посмотреть в Приложении 3.


Вместе с повышением стажа с 2015 растет и максимальное значение ИПК для тех, за кого начислялись и уплачивались страховые взносы, и тех, кого это не коснулось. Планируемый год окончания роста – 2021.

Приложение 5 и 6 предоставляет четкие показатели в каком возрасте могут рассчитывать на страховую пенсию по старости госслужащие, а также те, кто достиг возраста, согласно нововведениям в 2019 г.

Сроки оформления страховых выплат для педагогов, врачей и актеров указаны в Приложении 7 к законопроекту о страховых пенсиях.

Последние изменения в законе

11 марта 2019г. в ст. 12 ФЗ-400 был внесен дополнительный период, который засчитывается теперь в страховой стаж. Данное новшество касается деятельности судей.

В январе 2019 также были внесены правки в закон касательно повышения пенсионного возраста, досрочного пенсионирования людей с большим стажем, внесение многодетных матерей в список граждан, кто может рассчитывать на досрочные льготы. Также в законе предоставлены таблицы постепенного повышения пенсионного возраста.

Заключение

На страховую пенсию имеют право не только люди, достигшие пенсионного возраста, но и инвалиды, а также родственники, потерявшие кормильца. Закон подробно рассматривает все категории граждан, кто попадает под данную льготу. В документе отображены условия для назначения выплат, а также их сроки и порядок обращений за ними.

Читайте также: