Постановление конституционного суда рф по пенсиям военнослужащим

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Закрепление механизма исчисления пенсий и определение порядка индексации как одного из способов повышения их размеров также являются компетенцией законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I определил состав денежного довольствия, из которого исчисляются пенсии, назначаемые лицам, подпадающим под действие данного Закона (часть первая статьи 43), и основания пересмотра размера пенсий, в том числе обусловленные увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников, исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (пункт «а» части первой статьи 49).

В связи с реформированием с 1 января 2012 года системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие как правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий при установлении его ежегодного увеличения (с 54 процентов) на 2 процента начиная с 2013 года до достижения 100 процентов его размера, так и основания пересмотра размера пенсий с учетом указанного увеличения денежного довольствия (часть вторая статьи 43 и пункт «б» части первой статьи 49 указанного Закона Российской Федерации).

Наряду с этим в части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I законодатель предусмотрел возможность дополнительного увеличения денежного довольствия федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

В целях реализации данного правила федеральными законами от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» было предусмотрено установление денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, с 1 января 2013 года в объеме 56,0 процентов, а с 1 октября 2013 года – 58,05 процента от размера указанного денежного довольствия (часть 9 статьи 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ); с 1 января 2014 года указанное денежное довольствие, подлежащее учету при исчислении пенсии, составляло 60,05 процента, с 1 октября 2014 года – 62,12 процента (часть 9 статьи 9 Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ). Тем самым в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, до ее максимального уровня.

Учитывая данное обстоятельство и исходя из имеющегося на эти цели объема финансовых средств, законодатель принял облеченное в форму специального федерального закона решение о приостановлении до 1 января 2016 года действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 397-ФЗ). При этом, стремясь обеспечить преемственность правового регулирования, законодатель в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона воспроизвел значение величины такого денежного довольствия, достигнутое в порядке ее опережающего доведения до максимального уровня, и предусмотрел, что с 1 января 2015 года размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 названного Закона Российской Федерации, составляет 62,12 процента от размера указанного денежного довольствия, а также предусмотрел дополнительное увеличение денежного довольствия с 1 октября 2015 года – до 66,78 процента.


Правовое регулирование, предусматривающее наряду с приостановлением действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I поэтапное увеличение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 этого же Закона Российской Федерации, было установлено в статье 1 Федерального закона от 14 декабря 2015 года № 367- ФЗ (с 1 февраля 2016 года данный размер составил 69,45 процента), а также в статье 1 Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 430-ФЗ, в соответствии с частью 2 данной статьи с 1 февраля 2017 года размер денежного довольствия был увеличен до 72,23 процента и в статье 1 Федерального закона от 11 декабря 2018 года № 460-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой размер денежного довольствия с 1 октября 2019 года увеличен до 73,68 процента.

Следовательно, такое правовое регулирование, предусмотренное в том числе оспариваемыми законоположениями, установлено законодателем в пределах дискреционных полномочий, прямо предусмотренных пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направлено на обеспечение баланса публичных и частных интересов, в том числе за счет последовательного увеличения размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителя.













Некоторые из них смогут не платить страховые взносы.

Пока военнослужащий или сотрудник другого силового ведомства находится на службе, он не является застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования. Государство не делает отчислений в Пенсионный фонд, так как военная пенсия выплачивается из бюджетных средств соответствующего ведомства. Поэтому, когда такой человек выходит на пенсию по выслуге лет и решает продолжать работу «на гражданке», он становится застрахованным в системе ОПС.

Это происходит вне зависимости от того, сколько лет ему осталось до наступления общеустановленного пенсионного возраста. И от того, успеет ли он заработать себе страховую пенсию.

Работающие военные пенсионеры должны платить страховые взносы в ПФР

Каждый работающий и застрахованный в системе ОПС гражданин обязан оплачивать страховые взносы. За тех граждан, которые работают по трудовым договорам или соглашениям гражданско-правового характера, взносы оплачивают работодатели или заказчики. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты с частной практикой оплачивают за себя страховые взносы сами. Закон един для всех и исключений не предусматривает.

Но нашелся один адвокат, который счел такую систему несправедливой. Как бывший сотрудник правоохранительных органов, он получает пенсию за выслугу лет после своего увольнения со службы. Статус адвоката был получен в апреле 2017 года, в возрасте 58 лет. Когда адвокат обратился в налоговую инспекцию с просьбой не ставить его на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку он не успеет до наступления общеустановленного пенсионного возраста выработать требуемый по закону для получения страховой пенсии по старости страховой стаж 15 лет, ФНС отказала. Тогда адвокат пошел защищать свои права в суд и дошел до Конституционного суда.

КС РФ отменил страховые взносы для работающих военных пенсионеров

Конституционный суд РФ жалобу адвоката принял и рассмотрел. В своем постановлении от 28 января 2020 г. N 5-П судьи КС РФ проверили на соответствие Конституции РФ отдельные положения, на которые пожаловался адвокат:

  • Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";
  • Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
  • Федерального закона "О страховых пенсиях".

Судьи проверяли на нарушение конституционных прав граждан требование законодательства о том, что все военные пенсионеры, если они относятся к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, независимо от возраста обязаны вставать на учет в качестве страхователей и уплачивать страховые пенсионные взносы.

Заявитель указал, что по его мнению эти законодательные нормы носят дискриминационный характер. И Конституционный суд с ним в этом согласился.

Военные пенсионеры будут платить или не платить страховые взносы, в зависимости от возраста

Конституционный суд в принятом по делу определении указал, что отнесение работающих граждан к числу лиц, подлежащих пенсионному страхованию и обязанных платить страховые взносы, само по себе не может расцениваться как нарушение их конституционных прав. Законодательство не ставит статус застрахованного в системе ОПС лица в зависимость от его прежней деятельности. Поэтому, перед законом равны и обычные гражданские, и военные пенсионеры, а также трудоспособные граждане, которые работают на себя или по найму.

При этом судьи КС РФ пришли к выводу, что участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании «должно осуществляться на равных условиях с другими застрахованными лицами». Ведь если, как сказано в определении КС РФ, если эти граждане начинают формировать свои пенсионные права позже других застрахованных лиц, то по достижении пенсионного возраста они могут и не приобрести права на страховую пенсию. К тому же, по закону военный пенсионер при выходе на вторую пенсию по возрасту, не может претендовать на получение гарантированной государством фиксированной части пенсии, и доплата до минимальной пенсии для него не предусмотрена.

Законодательством не предусмотрена возможность назначения военному пенсионеру социальной пенсии по старости на условиях неполного страхового стажа. И на страховую пенсию в случае недобора гражданского стажа или пенсионных баллов военный пенсионер претендовать не должен. Поэтому КС РФ в своем определении «выявил неопределенность нормативного содержания применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров», а равно и других работающих военных пенсионеров.

Судьи КС РФ признали рассматриваемые законодательные нормы в этой части несоответствующими Конституции РФ. Законодателю предписано незамедлительно устранить неопределенность оспоренных норм. То есть принять поправки и освободить работающих военных пенсионеров от обязанности платить страховые взносы, если по возрасту они не успевают заработать гражданскую пенсию.

По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Н.Карпекина

    Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 г. № 1-П

    “По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова”

    Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2015г. № 2500-О-Р

    По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы

    Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2014 г. № 18-КГ13-146

    По иску С. к Военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии, взыскании неполученной суммы пенсии и компенсации морального вреда.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 6.11.2013 г. № 23-П

    По делу о проверке конституционности части первой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.А. Федина

    Постановление Конституционного Суда РФ от 2.06.2011 г. № 11-П

    По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой В.Т.Казанцева.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2009 г. № 18-П

    По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

    Определение Конституционного Суда РФ от 20.03.2008 г. № 199-О-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями пункта "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2007г. № 17ПВ07

    В порядке надзора на решение мирового судьи судебного участка N 27 Ярцевского района Смоленской области Макурова В.В. от 12 июля 2006 г. и апелляционное определение Ярцевского городского суда Смоленской области от 5 октября 2006 г. по делу по иску В. к военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученной пенсии.

    Определение Конституционного Суда РФ от 19.06.2007г. № 477-О-О

    "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан С. и Я. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 13 Приложения 3 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год", пункта 8 Приложения 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", пункта 5 Приложения 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", статьи 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и статьи 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год"

    Определение Верховного Суда РФ от 3.04.2007 г. N КАС07-94

    По кассационной жалобе гр. Л. о признании недействующим подпункта "б" пункта 9 Постановления Совета - Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в части исчисления пенсий исходя из оклада по последней штатной должности.

    Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. N 350-О

    "О жалобам граждан Д. и М. на нарушение их конституционных прав положениями статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

    Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006г. № 187-О

    По жалобе гражданина Н. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

    Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006г. N 132-О

    "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина В.Н. Егорова частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2006г.№ 11-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Духаева Чечи Юнусовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 17, 45 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 1.12.2005г. № 428-0

    По жалобе гражданина Ш. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005г. N 379-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2005г. № 184-0

    По жалобе гражданина Ефимова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004г. N 429-О

    Пр запросу Калининградской областной Думы и жалобам граждан Степанова Рудольфа Александровича и Тюльпина Валентина Евгеньевича на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 13 приложения 3 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год", пункта 8 приложения 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", пункта 5 приложения 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", статей 97 и 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к нему, статей 102 и 144 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к нему

    Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004г. № 6-П

    О проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы.

    Решение Экономического Суда СНГ от 24.06.2002г.N 01-1/1-02

    По запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании применения положений Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года.

    Решение Верховного Суда РФ от 4.07.2002г. № ВКПИ 02-59

    По жалобе гражданина Елисеева Сергея Геннадьевича о признании незаконным п.17 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года №80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации".

    Определение Верховного Суда РФ от 4.10.2001г. по делу № КАС01370

    О признании незаконными п. 8, подп. «б» п. 9, подл.«б» п. 14 постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. №941

    Решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 22.06.2001г.

    Работа на должности операционной сестры в отделении хирургического профиля стационара даёт право на льготное исчисление срока выслуги для назначения пенсии медицинским работникам в соответствии с Постановлением Совета Министров № 464 - 1991г.

    Определение Конституционного Суда РФ от 1.03.2001г. N 46-О

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 янв — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ обязал законодателей незамедлительно устранить неопределенность в нормах по формированию пенсии самозанятых адвокатов, получивших статус после увольнения из правоохранительных органов или из армии, говорится в новом постановлении КС, опубликованном на его официальном сайте.

    Адвокат из силовиков

    Как следует из материалов дела, жительница подмосковных Люберец Ольга Морозова – адвокат, получающая пенсию за выслугу лет после увольнения из правоохранительных органов. В жалобе Морозовой говорится, что статус адвоката она получила в апреле 2017 года и уже в июне того обратилась в межрайонную инспекцию ФНС России №17 по Московской области с просьбой не ставить ее на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Аргументировала адвокат свою просьбу тем, что к 60 годам она не успеет выработать требуемый для получения страховой пенсии по старости 15-летний страховой стаж и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент в размере 30. Налоговый орган отказал Морозовой в ее просьбе, а суды это решение подтвердили, аргументировав это тем, что военные пенсионеры, если они относятся к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, обязаны вставать на учет в качестве страхователей и уплачивать взносы. Морозова посчитала, что нормы, на которые ссылались в налоговой инспекции и в судах, носят дискриминационный характер, и обратилась в КС.

    КС согласился с позицией заявителя в том, что участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании должно осуществляться на равных условиях с другими застрахованными лицами.

    "Между тем они начинают формировать свои пенсионные права позже других застрахованных из числа самозанятых и по достижении пенсионного возраста могут и не приобрести права на пенсию. При этом для них не предусматривается возможности назначения страховой пенсии по старости на условиях неполного страхового стажа", — говорится в материалах суда.

    Таким образом, КС выявил неопределенность нормативного содержания применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров.

    С одной стороны конституционны, с другой — нет

    Подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 22 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, часть 4 статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ, и их семей», части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    В этой части законодателю предписано незамедлительно устранить неопределенность.

    Но те же нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

    "В связи с этим дело Морозовой по административному исковому заявлению к межрайонной инспекции ФНС России №17 по Московской области, связанному с признанием ее плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и постановкой на учет в этом качестве, не подлежит пересмотру", — говорится в постановлении КС.

    Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

    Уважаемый Валерий Дмитриевич!

    Определением Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 г. № 2347-О (http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision300649.pdf) мне отказано в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение моих конституционных прав частью 2 статьи 1 Федерального закона «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»

    В данном определении Конституционный Суд РФ изложил ранее сформулированную в Определении от 22.12.2015 года № 3001-О (http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision221268.pdf) позицию, а именно:

    «В связи с реформированием с 1 января 2012 года системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие как правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий при установлении его ежегодного увеличения (с 54 процентов) на 2 процента начиная с 2013 года до достижения 100 процентов его размера, так и основания пересмотра размера пенсий с учетом указанного увеличения денежного довольствия (часть вторая статьи 43 и пункт «б» части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I).

    Наряду с этим в части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I законодатель предусмотрел возможность дополнительного увеличения денежного довольствия федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

    В целях реализации данного правила федеральными законами от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» было предусмотрено установление денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, с 1 января 2013 года в объеме 56 процентов, а с 1 октября 2013 года – 58,05 процента от размера указанного денежного довольствия (часть 9 статьи 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ); с 1 января 2014 года указанное денежное довольствие, подлежащее учету при исчислении пенсии, составляло 60,05 процента, с 1 октября 2014 года – 62,12 процента (часть 9 статьи 9 Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ). Тем самым в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, до ее максимального уровня.

    Учитывая данное обстоятельство и исходя из имеющегося на эти цели объема финансовых средств, законодатель принял облеченное в форму специального федерального закона решение о приостановлении до 1 января 2016 года действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 397-ФЗ). При этом, стремясь обеспечить преемственность правового регулирования, законодатель в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона воспроизвел значение величины такого денежного довольствия, достигнутое в порядке ее опережающего доведения до максимального уровня, и предусмотрел, что с 1 января 2015 года размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 названного Закона Российской Федерации, составляет 62,12 процента от размера указанного денежного довольствия, а также предусмотрел дополнительное увеличение денежного довольствия с 1 октября 2015 года – до 66,78 процента».

    В соответствии со статьей 83 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено.

    Поскольку данной позицией Конституционного Суда РФ активно руководствуется законодатель при принятии очередных подобных федеральных законов, и будучи стороной, обратившейся в Конституционный Суд РФ с вышеуказанной жалобой, я направил в Конституционный Суд РФ ходатайство о разъяснении вышеизложенной позиции Конституционного Суда РФ.

    Определением Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 года № 3346-О-Р (http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision380244.pdf) мне отказано в принятии вышеуказанного ходатайства, поскольку ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" не предусматривает возможность разъяснения определения об отказе в принятии жалобы, так как жалоба не была предметом рассмотрения в судебном заседании.

    Однако вышеизложенная_позиция Конституционного Суда РФ требует разъяснения, поскольку ею активно руководствуется законодатель и то, как законодатель истолковывает данную позицию, приводит к ущемлению прав и законных интересов лиц, проходивших военную службу.

    В связи с тем, что нет иных способов получить данное разъяснение, как лично обратиться к Председателю Конституционного Суда РФ, прошу рассмотреть данное обращение и дать разъяснение нижеследующих формулировок.

    Требует разъяснения формулировка об «опережающих» в 2013 и 2014 годах темпах доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, до ее максимального уровня, «учитывая» которые законодатель принимал и принимает облеченные в форму специального федерального закона решения о приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I.

    То есть, законодатель понимает данную формулировку таким образом, что даже при наличии финансово-экономических возможностей государства, достаточных, чтобы обеспечить действие нормы, предусмотренной частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, то есть – при достаточном в очередном финансовом году общем объеме расходов для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации (пункт 6 статьи 192 Бюджетного кодекса РФ), он вправе компенсировать якобы «опережающие» темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, до ее максимального уровня, приостановлением действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I.

    Так, в размещенном на официальном сайте Государственной Думы(http://sozd.duma.gov.ru/bill/556372-7) Заключении Комитета Государственной Думы по обороне от 6.11.2018 г. № 88/2 по проекту федерального закона № 556372-7 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» указывается:

    Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), в соответствии с которым в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

    В целях реализации установленного в части второй статьи 43 Закона№ 4468-I правила о ежегодном повышении размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, не менее чем на 2 процента федеральными законами о бюджете 2013 и 2014 годов было предусмотрено его установление в размере:

    с 1 января 2013 года - 56 процентов;

    с 1 октября 2013 года - 58,05 процента;

    с 1 января 2014 года - 60,05 процента;

    с 1 октября 2014 года - 62,12 процента.

    В последующие годы (2015 - 2017 годы), учитывая данное обстоятельство и исходя из имеющегося на эти цели объема финансовых средств, законодатель принимал решение о приостановлении действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I…

    Приостановление действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I в 2015 - 2017 годах было признано соответствующим Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерацииот 26 октября 2017 года№ 2347-О)…

    Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне полагает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта при условии устранения ко второму чтению изложенных в настоящем заключении замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении».

    Из чего следует, что законодатель, руководствуясь вышеуказанной формулировкой об «опережающих» темпах доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, до ее максимального уровня, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2347-О, придя к выводу, с учетом проектируемого в 2019 году профицита федерального бюджета в 1,9 триллиона рублей, о достаточности финансовых средств на эти цели и несоответствии названного Законопроекта норме, установленной пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса РФ, рекомендовал приостановить до 1 января 2020 года действие части второй статьи 43 Закона № 4468-I, сохранив ранее установленный (впервые - с 1 февраля 2017 года, а затем - с 1 января 2018 года) размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, - 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

    Таким образом,вышеуказанная формулировка в том понимании, как ее понимает законодатель, фактически дает законодателю право на приостановление доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, до ее максимального уровня, даже при достаточном объеме финансовых средств на эти цели, и фактически расширяет перечень оснований, предусмотренных пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса РФ, для приостановления действия в очередном финансовом году отдельных положений федеральных законов, позволяя приостанавливать действие положений, обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году.

    Считаю, что из смысла вышеуказанной формулировки следует:

    то обстоятельство, что «в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, до ее максимального уровня» не означает, что этот «темп» выходил за рамки закона и требует замедления, а также не означает, что доведение до «максимального уровня» может быть приостановлено при достаточном «имеющемся на эти цели объеме финансовых средств»;

    указанный «темп доведения» строго определялся нормой части 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, согласно которой с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

    Кроме того, данный «темп доведения» являлся «адекватной компенсацией» того, что на 2013 и 2014 годы было приостановлено действие части 9 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 237-ФЗ, часть 4 статьи 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 350-ФЗ), согласно которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    В связи с изложенным ПРОШУ:

    Дать разъяснение позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 22 декабря 2015 года № 3001-О, и изложенной в определении от 26 октября 2017 года № 2347-О, которой руководствовался законодатель, в частности Комитет Государственной Думы по обороне в Заключении от 6.11.2018 г. № 88/2 по проекту федерального закона № 556372-7 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», в части слов:

    «Тем самым в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, до ее максимального уровня.

    Учитывая_данное_обстоятельство и исходя из имеющегося на эти цели объема финансовых средств, законодатель принял облеченное в форму специального федерального закона решение о приостановлении до 1 января 2016 года действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 397-ФЗ)»,

    принимая во внимание, что «темп доведения» в 2013 и 2014 годах строго определялся нормой части 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, согласно которой с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента, и потому не может быть «опережающим» в том смысле, как это понимает законодатель, то есть «требующим замедления» или «приостановления»,

    а также, принимая во внимание, что данный «темп доведения» фактически являлся «адекватной компенсацией» того, что на 2013 и 2014 годы было приостановлено действие части 9 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 237-ФЗ, часть 4 статьи 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 350-ФЗ), согласно которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период,

    что в совокупности позволяет сделать вывод, что названная позиция Конституционного Суда Российской Федерации в указанной выше части не означает, что «темп доведения» выходил за рамки закона и требует замедления, а также не означает, что доведение до «максимального уровня» может быть приостановлено при достаточном «имеющемся на эти цели объеме финансовых средств».

    Читайте также: