Программа пенсионной реформы от 20 мая 1998

Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России

7. Программа пенсионной реформы от 20 мая 1998г.

8. Распоряжение Правительства Москвы от 08.11.95г. N1101-РП "О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому".

9. Комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2000г.-Москва-2000г.

10. Альперович В.А. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997.

11. Гуманизм на практике - опыт работы ЦСО "Раменки" - МГСУ, ЦСО "Раменки"-М.1995.

12. Дмитриев А.В. - Социальные проблемы людей пожилого возраста М. 1980

13. Жуков В.И. Реформы в России. М.: Союз-1997.

14. История социальной работы в России/ Энциклопедия социального образования. т.VI/ Под ред.Жукова В.И., М.1998

15. Настольная книга специалиста - Социальная работа с пожилыми М. 1995.

16. Павленок П.Д. Введение в профессию "Социальная работа" - Москва.: Инфра-М. 1998

17. Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы. Научно-теоретический сборник N 3 М. 1996 Союз.

18.Российская энциклопедия социальной рабо-ты/М.1997, т.II

19. Социальные льготы и гарантии для жителей Москвы. М.: Агар.1996.

20. Сборник нормативных и инструктивных документов по вопросам деятельности ЦСО г.Москвы М.:1998 Агар.

21. Социс – М – Наука, 1996г.

22. Социальное обеспечение N1-М.1997.

23. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт - т.1 и 2- Москва-Тула-1993.

24. Теория и методика социальной работы - ч.1 и 2-М.: Союз 1994

25. Теория и практика социальной работы под ред. Холостовой Е.И., Москва -1999.

26. Уход за престарелыми на дому. Пособие для патронажных работников. М.1998.

27. Шапиро В.Д Человек на пенсии.М.1980.

1 Теория социальной работы/ Под. ред. Е.И.Холостовой, М., 1999 – с.52

2 Жуков В.И. Реформы в России – М. : Союз – 1997 – с.253

3 История социальной работы в России/ Энциклопедия социального образования. т.VI/ Под ред. Жукова В.И., М.1998 – с.108

4 Российская энциклопедия социальной работы, М.1997 т.II.- с.63

5 Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста/ М.1980 – с.25

6 Котельникова Г.П. Популярная энциклопедия пожилого человека. М. 1997-с.68

7 Котельникова Г.П. Популярная энциклопедия пожилого человека. М. 1997-с.54

8 Жуков В.И. Реформы в России – М. : Союз – 1997 – с.254

9 Постановление Правительства Российской Федерации «Программа пенсионной реформы в РФ» от 20 мая 1998 года // Российская газета. 1998. 26 мая.

10 Постановление Правительства Российской Федерации «Программа пенсионной реформы в РФ» от 20 мая 1998 года // Российская газета. 1998. 26 мая.

11 Постановление Правительства Российской Федерации «Программа пенсионной реформы в РФ» от 20 мая 1998 года // Российская газета. 1998. 26 мая.

12 Об основах социального обслуживания населения в РФ. Федералный закон РФ // Экономика и жизнь. 1996. № 1 . с. 20.

13 Федеральный закон РФ от 17.05.95 №122 «Осоциальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

14 Альперович В.А. Социальная геронтология – М.1997. с.23

15 Альперович В.А. Социальная геронтология – М.1997. с.23

16 СОЦИС-М-Наука-1996г.- N3 с.27

17 Жуков В.И. Реформы в России – М. : Союз – 1997 – с.256

18 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О

Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год"

20 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О

Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год"

21 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О

Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год"

22 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О

Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год"

Содержание

6. Профессиональные пенсионные системы

6.1. Реформа льготного пенсионного обеспечения по условиям труда

Трансформация действующего порядка назначения пенсий по старости с уменьшением возраста в связи с особыми условиями труда предполагает осуществление мер, направленных на перевод их в предмет деятельности профессиональных пенсионных систем. Предполагается рассмотреть вопрос о назначении досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда на основании применения действующих в настоящее время Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости), на льготных условиях с учетом критериев уровней профессиональных рисков. Эти критерии целесообразно применять как обязательное условие реализации прав на профессиональную пенсию, что позволит осуществить постепенный переход от формальных оснований признания права на льготную пенсию на основе Списков N 1 и 2 к установлению этого права в зависимости от степени фактического риска отдельных видов производственной (трудовой) деятельности для здоровья и трудоспособности каждого конкретного работника.
Для профессий и должностей, включенных в Списки N 1 и 2 и связанных с относительно высокими факторами профессионального риска, страхование работников работодателями с помощью профессиональных пенсионных систем должно быть обязательным. В тех случаях, когда уровень профессионального риска относительно низкий, предполагается страхование работников в профессиональных пенсионных системах сделать добровольным.
За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу.
Введение дополнительного тарифа страховых взносов должно быть синхронизировано с проведением налоговой реформы, предполагающей снижение общего уровня налогообложения фонда оплаты труда. Дополнительный тариф страховых взносов должен быть установлен таким образом, чтобы он не вызвал общего повышения уровня налогообложения фонда оплаты труда, сложившегося до проведения налоговой реформы.
При этом необходимо устанавливать предельное значение тарифа дополнительных взносов для предприятий и организаций различных отраслей таким образом, чтобы суммарный объем страховой и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий и организаций по обоим видам государственного пенсионного страхования не превышал действующего в настоящее время.
Для обеспечения решения указанной задачи необходимо в рамках реорганизации системы льготных пенсий, назначаемых как в связи с особыми условиями труда, так и в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подготовить проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, обеспечивающих реальное снижение страховой и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.
Страховые взносы по дополнительному тарифу перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.
Предлагаемый подход к организации профессионального пенсионного страхования непосредственно связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации, полномасштабное функционирование которой начнется в 2000 году.
Исходя из возможностей системы персонифицированного учета, предусматривается, что с 1 января 1999 г. должно быть прекращено приобретение новых прав по досрочному выходу на пенсию в связи с переходом к формированию профессиональных пенсионных систем.
Лица, которые по состоянию на 1 января 2000 г. имеют минимальный стаж, необходимый для досрочного выхода на пенсию, сохраняют право на получение пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если при этом они продолжают работать на рабочих местах с особыми условиями труда, то дополнительные страховые взносы, уплачиваемые за этих лиц работодателями, должны поступать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и расходоваться на выплату досрочных пенсий.
Лица, которые по состоянию на 1 января 2000 г. будут иметь более половины требуемого стажа, приобретают право на получение пенсии на льготных условиях из Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако продолжительность периода получения льготной пенсии будет сокращаться в зависимости от того, сколько месяцев недостает застрахованному лицу до полного минимального стажа. Если при этом указанные лица продолжают работать на рабочих местах с особыми условиями труда, то дополнительные страховые взносы, уплачиваемые за них работодателями, должны поступать в соответствующие профессиональные пенсионные системы и обеспечивать формирование досрочной (льготной) пенсии на накопительной основе. Выплата пенсии с момента наступления права на досрочную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации до наступления возраста, в котором льготная пенсия начинает выплачиваться этим лицам Пенсионным фондом Российской Федерации, должна будет осуществляться исключительно через профессиональные пенсионные системы.
Целесообразно рассмотреть вопрос о применении метода условно-накопительных счетов при исчислении пенсий по условиям труда, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации.
Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы будут помещаться на специальный счет в рамках накопительной системы.
В профессиональных пенсионных системах взносы работодателей должны относиться к затратам на производство продукции (работ, услуг). Целесообразно также предоставлять в рамках профессиональных пенсионных систем льготы в части налогообложения инвестиционного дохода.

6.2. Реформа условий назначения пенсий за выслугу лет и в связи с
работой на Крайнем Севере

Нуждается в дальнейшей проработке вопрос о реформировании пенсий за выслугу лет. Более предпочтительным представляется введение для работников, имеющих право на эти пенсии, компенсационных надбавок за выслугу лет, выплачиваемых к заработной плате.
Нуждается в пересмотре вопрос о льготном пенсионном обеспечении работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с новым порядком определения размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера районный коэффициент упраздняется. В этой связи для лиц, работающих в экстремальных природно-климатических условиях, представляется предпочтительным введение компенсационных надбавок к заработной плате.
Предложения по реформе существующей системы досрочных пенсий в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целом аналогичны предложениям по реформированию системы досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда.
За каждое застрахованное лицо, работающее в местностях с особыми природно-климатическими условиями, работодатель должен уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу. Однако в отличие от досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда дополнительный тариф взносов должен быть распространен на весь фонд оплаты труда работников, занятых в соответствующих местностях. Дополнительный тариф страховых взносов должен быть установлен таким образом, чтобы он не вызвал общего повышения уровня налогообложения фонда оплаты труда, сложившегося до проведения налоговой реформы.
Предусматривается, что с 1 января 2000 г. должно быть прекращено приобретение новых прав по государственным досрочным пенсиям в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Лица, которые по состоянию на 1 января 1999 г. набрали минимальный стаж, необходимый для досрочного выхода на пенсию по этим основаниям, сохраняют право на получение пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если при этом они продолжают работать на рабочих местах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то дополнительные страховые взносы, уплачиваемые за них работодателями, должны поступать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и расходоваться на выплату текущих льготных пенсий.
Лица, которые по состоянию на 1 января 2000 г. будут иметь более половины требуемого стажа, приобретают право на получение льготной пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако период получения льготной пенсии будет сокращаться в зависимости от того, сколько месяцев недостает застрахованному лицу до полного минимального стажа. Если при этом указанные лица продолжают работать на рабочих местах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то дополнительные страховые взносы, уплачиваемые за них работодателями, должны поступать в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды и обеспечивать формирование дополнительной льготной пенсии на накопительной основе. Выплата пенсии с момента наступления права на досрочную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации до наступления возраста, в котором льготная пенсия начинает выплачиваться этим лицам Пенсионным фондом Российской Федерации, должна будет осуществляться исключительно через профессиональные пенсионные системы.
Льготные пенсии для лиц, имеющих по состоянию на 1 января 2000 г. менее половины минимального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию, должны формироваться исключительно на накопительной основе через уполномоченные негосударственные пенсионные фонды.

7. Развитие добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования)

Реформирование государственного пенсионного страхования не препятствует развитию добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования). Такое страхование может осуществляться как за счет средств самих застрахованных, так и за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров.
Формирование системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) должно опираться на развитие и повышение финансовой надежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов.
Налогообложение добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) целесообразно организовать по следующей схеме:
освобождение взносов на добровольное дополнительное пенсионное обеспечение (страхование) от подоходного налога и налогообложения прибыли в пределах установленного норматива;
полное или частичное освобождение доходов от операций с пенсионными резервами от налога на прибыль и налога на прирост капитала;
взимание подоходного налога с пенсионных выплат.
В целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) необходимо сформировать эффективный механизм надзора и регулирования ее деятельности, включая:
реорганизацию существующих органов контроля и регулирования развития системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) с целью расширения их функций, повышения эффективности и ответственности;
совершенствование системы учета и отчетности в сфере добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) и обеспечение ее информационной прозрачности;
установление требований к договорам, заключаемым негосударственными пенсионными фондами с управляющими компаниями и депозитариями.
Помимо этого, важными элементами повышения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) должно явиться ужесточение требований к лицензированию деятельности страховых организаций, а также установление жестких нормативов по инвестированию, что позволит минимизировать риски.
Исключительно важную роль в развитии негосударственных пенсионных фондов приобретает формирование многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений.
Первый уровень таких гарантий - обязательный резервный фонд негосударственного пенсионного фонда, порядок формирования которого будет установлен нормативными актами.
Второй уровень гарантий составляет собственный капитал управляющих компаний, депозитариев и негосударственного пенсионного фонда.
Третий уровень гарантий - гарантийный страховой фонд, образуемый как саморегулируемая организация, подлежащий прямому государственному контролю. Участие в гарантийном страховом фонде целесообразно сделать обязательным для всех негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование.

Основное содержание Концепции пенсионной реформы 1995 года

В первую половину 1990-х на фоне гиперинфляции пенсии начали стремительно обесцениваться. В этих условиях государство вынуждено было активно индексировать размер пенсии, но индексации не достигали уровня инфляции, и пенсия продолжала терять покупательную способность. Было уже достаточно ясно, что пенсионная система не справляется со своей основной функцией — материальным обеспечением пожилых граждан. В 1995 году постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 № 790 "О мерах по реализации концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" ( Далее Концепция 1995г.) была утверждена новая концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Концепция 1995 года ставила главной целью достижение финансовой стабильности пенсионной системы, а также оптимизацию условий предоставления и размеров пенсий.

Основными целями новой концепции развития пенсионной системы являлись обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся рыночным отношениям в Российской Федерации. Данная Концепция 1995г. предусматривала формирование многоуровневой пенсионной системы, которая широко применяется во многих зарубежных странах. В соответствии с новой концепцией пенсия, которую будет получать россиянин, должна состоять из нескольких частей: базовой пенсии, трудовой (страховой) и негосударственной.

Первый уровень образует базовая пенсия, размер которой соответствует размеру социальной пенсии. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности и не могут выплачиваться работающим гражданам.

Трудовая (страховая) пенсия - второй уровень - предполагает соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица. Данное участие выражается в продолжительности страхования и величине взносов.

Трудовые (страховые) пенсии должны предоставляться всем лицам, которые работали по

найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным пенсионным страхованием. Какие-либо исключения или льготы в такой системе не допускаются. В связи с этим из пенсионной системы должны быть исключены все виды льготных пенсий. Размер трудовой пенсии по старости должен определяться с учетом трудового стажа и заработка.

Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные пенсии как в форме дополнительных профессиональных программотдельных предприятий, отраслей экономики или территории, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Для положительного решения данной проблемы был принят Федеральный закон Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 07.05.1998.

Индексацию базовых и трудовых (страховых) пенсий предусматривалось осуществлять путем регулярного повышения пенсии в соответствии с ростом цен. Для этого был обоснован порядок, при котором для каждого пенсионера определяется индивидуальный коэффициент, равный соотношению между заработком работника и заработной платой в стране в год его получения. Основные положения данной программы были реализованы в течение последующих пяти лет. Во исполнение данной программы реформирования российской пенсионной системы в 1996 году был принят Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Данный закон устанавливал правовую основу и принципы организации индивидуального учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном пенсионном обеспечении в части трудовых пенсий.

В 1997 году был принят Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который ввел новый порядок начисления пенсии на основе расчета индивидуального коэффициента пенсионера,который зависит от величины стажа, размера среднемесячного заработка пенсионера и размера среднемесячной заработной платы в стране за определенный период.Однако, несмотря на наличие позитивных сдвигов, в целом данный период характеризуется усугублением финансового кризиса в системе пенсионного обеспечения и в первую очередь несоответствием уровня пенсионного обеспечения прожиточному минимуму, а также задержки в выплате пенсий. Кроме того, значительно ухудшилось соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, что вызвало к жизни предложение о поэтапном повышении пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.

В этот период была разработана и постановлением Правительства

Российской Федерации "О программе пенсионной реформы в Российской Федерации" № 463 от 20.05.1998 года утверждена новая комплексная программа развития пенсионной реформы. ( Далее Программа 1998г.) В Программе предлагалось в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы поэтапное введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования; уточнение порядка исчисления размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера другие меры.

Важно, что Программа 1998 года впервые была результатом публичного обсуждения и политического консенсуса, а потому имела высокие шансы на успех. Однако еще до начала ее реализации, спустя всего три месяца после принятия, разразился финансовый кризис 1998 года. Его последствия для будущего накопительной составляющей пенсионной системы были очевидны: в России попросту не осталось сфер для инвестирования накопительных пенсий, а о доверии населения к финансовым институтам не стоит и говорить. Еще одно следствие кризиса — бюджетный дефицит и дефицит ПФР — оказалось непреодолимым препятствием для введения условно-накопительных счетов.

В ходе широкомасштабного обсуждения Программы 1998г. среди специалистов, были выявлены её серьезные недостатки, в силу которых реализация Программы реформирования пенсионной системы не была завершена,однако наиболее важные, перспективные её положения были использованы через два года в ходе подготовки новой Программы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации. Согласно Программе 1998 года, трудовая пенсия должна была складываться из двух частей — большей, условно-накопительной, и меньшей, накопительной. Это позволяло растянуть во времени переход к накопительной системе, обеспечив медленное возрастание нагрузки на финансовые рынки. В отличие от Концепции 1995 года и от реализуемой пенсионной реформы, в этой модели размер всей заработанной пенсии зависел от изменений в ожидаемой продолжительности жизни,что позволяло минимизировать влияние фактора старения на пенсионную систему, поскольку предполагалось, что уменьшение размера пенсии под влиянием демографических изменений будет побуждать людей к тому, чтобы дольше оставаться на рынке труда.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2175 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Масштабная пенсионная реформа, ставившая своей целью повышение уровня благосостояния граждан, началась в России в 2002 году. Однако основа для этой реформы была заложена еще в 1992 году, а в 2008 году были одобрены стратегические направления дальнейшего реформирования пенсионной системы страны. Вот хронология проведения пенсионной реформы:

16 сентября 1992 г. - подписан Указ президента Российской Федерации № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах».

29 апреля 1994 г. – постановлением правительства № 408 «Об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации» создана Инспекция НПФ.

май 1994 г. – в постановлении правительства Российской Федерации № 474 «Об основных направлениях социальной политики» отмечена необходимость способствовать развитию негосударственных пенсионных фондов с целью выплаты дополнительных пенсий за счет средств работодателей и работников.

7 августа 1995 г. правительство Российской Федерации постановлением №790 одобрило Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

9 октября 1995 г. – Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты России выдала первые 10 лицензий негосударственным пенсионным фондам.

15 декабря 1995 г. – Инспекция НПФ утвердила Временные правила инвестирования активов НПФ и экономические нормативы надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов.

18 января 1996 г. – Инспекция НПФ утвердила первые формы отчетности о деятельности негосударственных пенсионных фондов № 1-НПФ, 2-НПФ и 3-НПФ.

7 февраля 1996 г. – Инспекция НПФ утвердила Временные указания о порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности в негосударственных пенсионных фондах.

10 ноября 1996 г. – правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона «О негосударственном пенсионном обеспечении».

11 декабря 1996 г. – Минтруд России представил в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации».

18 июня 1997 г. – Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем чтении закон «О негосударственных пенсионных фондах».

7 мая 1998 г. – президент Российской Федерации Б.Ельцин подписал Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».

20 мая 1998 г. – правительство Российской Федерации постановлением № 463 одобрило Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, в которой отдельный раздел посвящен развитию добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования).

17 августа 1998 г. – совместное заявление правительства России и Центробанка «О политике валютного курса». Событие, получившее название «дефолт».

27 мая 1999 г. – председателем правления Пенсионного фонда России вместо В.Барчука назначен М.Зурабов.

13 декабря 1999 г. – правительство Российской Федерации постановлением № 1385 утвердило «Требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения».

16 декабря 1999 г. – подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, в котором рекомендовано всем сторонам способствовать становлению и развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения как составной части пенсионной системы Российской Федерации, а при заключении коллективных трудовых договоров предусматривать условия страхования работников по негосударственному пенсионному обеспечению на базе негосударственных пенсионных фондов.

23 декабря 1999 г. – постановлением Правительства Российской Федерации № 1432 утверждены Требования к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением.

22 февраля 2000 г. – в Москве состоялось учредительное собрание Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Учредителями стали НПФ «ГАЗФОНД» (Л.Линецкая), НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»(М.Бережной), НПФ Сберегательного банка (Г.Морозова), НПФ «Семейный» (С.Шаманова), НПФ «Сургутнефтегаз» (В.Прокофьев), «Уголь» (М.Евтенко), НПФ электроэнергетики (А.Лошаков).

28 апреля 2000 г. – принято постановление Правительства Российской Федерации № 383 «О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды».

8 февраля 2001 г. – Указом президента Российской Федерации образован Национальный Совет по пенсионной реформе.

11 мая 2001 г. – на заседании Правительства Российской Федерации одобрен пакет законов по пенсионной реформе и направлен на рассмотрение Национальному совету по пенсионной реформе при Президенте России.

28 мая 2001 г. – Национальный совет по пенсионной реформе при Президенте России одобрил законопроекты «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

15 декабря 2001 г. – подписаны федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

26 июня 2002 г. – Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект Федерального закона «Об обязательных профессиональных системах в Российской Федерации».

24 июля 2002 г. подписан Федеральный закон № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

10 января 2003 г. – президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», определивший порядок участия негосударственных пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании.

23 июля 2003 г. – указом президента Российской Федерации № 827 образован Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений.

9 марта 2004 г. – Указом президента Российской Федерации № 314 установлена новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Преемником ФКЦБ стала Федеральная служба по финансовым рынкам, преемником Минтруда России - Минздравсоцразвития России.

9 марта 2004 г. – Указом президента Российской Федерации № 322 М.Зурабов назначен Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

9 апреля 2004 г. – принято постановление правительства Российской Федерации № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», в котором в число основных функций включены контроль и надзор в отношении негосударственных пенсионных фондов.

30 июня 2004 г. – постановлением правительства Российской Федерации № 321 утверждено положение о Минздравсоцразвития России, в котором Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручена выработка государственной политики в сфере пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения.

20 июля 2007 г. – федеральным законом № 70-ФЗ, начиная с 2005 года, прекращено перечисление страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии для застрахованных лиц старше 1967 года рождения, ставка отчислений в пенсионную систему уменьшена с 28% до 20%

4 февраля 2005 г. – в газете «Коммерсантъ» опубликовано открытое обращение Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов к Президенту Российской Федерации, в котором выражена обеспокоенность несоблюдением федеральными органами власти сроков подготовки и принятия законодательных актов, необходимых для реализации Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».

6 января 2006 г. – постановлением правительства Российской Федерации № 2 внесены изменения в постановление правительства от 4 ноября 2003 г. № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью». Уполномоченными органами определены Минздравсоцразвития России - по правоотношениям между НПФ и участниками, застрахованными лицами и их правопреемниками, а ФСФР России – по остальным вопросам.

1 февраля 2007 г. – постановлением правительства Российской Федерации № 63 утверждены Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением.

26 апреля 2007 г. – в ежегодном послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.Путин предложил ввести государственное софинансирование добровольных пенсионных накоплений.

9 мая 2007 г. – распоряжением правительства Российской Федерации №574-р В.Миловидов назначен руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам.

30 апреля 2008 г. – подписаны Федеральные законы 30 апреля 2008 30 апреля 2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и № 55-ФЗ о внесении изменений в другие законодательные акты

Сентябрь 2008 г. - на совещании у председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина одобрены стратегические направления дальнейшего реформирования пенсионной системы России.

Сентябрь – октябрь 2008 г.- начало обострения проявлений мирового финансового кризиса на фондовом рынке и в экономике России.

1 октября 2008 года – вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" – начало приема заявлений о вступлении в отношения по ДСВ.

16 декабря 2008 года – в Москве проведен 1 Пенсионный форум, на котором А.Д. Жуков и Т.А. Голикова изложили основные положения стратегии дальнейшего реформирования пенсионной системы России.

27 декабря 2008 г. - член совета Общественной палаты, председатель комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике А.В. Очирова внесла на рассмотрение Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина пакет законопроектов по накопительному пенсионному страхованию.

Материал подготовлен на основе информации, предоставленной Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов

Результатом доработки Концепции 1997 года стала Программа пенсионной реформы, утвержденная 20 мая 1998 года[35]. В ней сохранены три уровня. Первый уровеньгосударственное пенсионное обеспечение, предназначенное для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, и для отдельных категорий граждан (госслужащие, военнослужащие и др.). Финансировались эти пенсии из федерального бюджета. Второй уровеньгосударственное пенсионное страхование – ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивалась в зависимости от страхового стажа и уплаченных пенсионных взносов. Он включил две компоненты, основанные на различных принципах финансирования: за счет текущих поступлений в ПФР и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление и инвестиционного дохода от их размещения. Третий уровень – дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), формируемое за счет добровольных взносов работодателей и граждан, а также за счет обязательных взносов на профессиональные досрочные пенсии по условиям труда.

Наиболее дискуссионный вопрос – переходить ли к накопительному методу страхования в качестве основного элемента трудовой пенсии (Концепция 1997 года) или ограничиться модернизацией распределительной пенсионной системы (Концепция 1995 года) – был решен в пользу смешанного варианта. Согласно Программе 1998 года трудовая пенсия должна была складываться из двух частей: большей, условно-накопительной, и меньшей накопительной. Такой вариант лучше подходил для страны со слабо развитым рынком ценных бумаг, поскольку позволял растянуть во времени переход к накопительной системе, обеспечив медленное возрастание нагрузки на финансовые рынки.

Преимущества разных моделей пенсионного обеспечения

С точки зрения макроэкономического анализа независимо от способа финансирования пенсионного обеспечения и формулы расчета выплат любая пенсионная система представляет собой часть «национального пирога». Ее размеры (то, что потребляется пенсионерами) можно условно определить как произведение средней пенсии на общее число пенсионеров. В финансово сбалансированной пенсионной системе ее расходы равны доходам. Доходы пенсионной системы рассчитываются как произведение страховых взносов на число застрахованных. Если упростить картину, получим равенство:

тариф страховых взносов х средняя зарплата х число застрахованных = коэффициент замещения (то есть доля пенсии в зарплате) х средняя зарплата х число пенсионеров.

Отсюда нетрудно вывести, что в финансово сбалансированной пенсионной системе коэффициент замещения зависит, во-первых, от тарифа страховых взносов, во-вторых, от соотношения между работниками и пенсионерами, то есть от коэффициента поддержки.

Но если это правило справедливо для любой пенсионной системы, зачем ее реформировать? Не проще ли оставаться в рамках прежней распределительной системы с установленными выплатами, в которой пенсии платятся за счет текущих отчислений работников, а их размер устанавливается заранее – как правило, в процентах от заработной платы при условии работы в течение определенного количества лет и достижения некоторого пенсионного возраста? По крайней мере такая система более понятна населению.

Проблема в том, что, если размер будущей пенсии устанавливается заранее, государство до конца не представляет себе объем будущих пенсионных обязательств. При этом если под влиянием, например, старения населения число пенсионеров растет, а застрахованных – сокращается, то для выполнения ранее выданных обязательств требуется все больше увеличивать тариф страховых отчислений. Он может оказаться столь большим, что будет непосильным для работников и работодателей. Как следствие может вырасти безработица или теневая, неформальная занятость.

Альтернативой системе с установленными выплатами является система с установленными (фиксированными) взносами, которая позволяет лучше представлять объем будущих пенсионных обязательств и держать их рост под контролем. Теоретически в этой системе государство и общество условно договариваются о социально приемлемой доле «пирога» – пенсионных расходов, исходя из которой рассчитывается тариф страховых отчислений. Этот тариф в дальнейшем остается неизменным, тогда как пенсия зависит от объема страховых отчислений на протяжении всей жизни человека плюс его прирост на величину индексации или доходности пенсионных накоплений. В этом случае увеличение числа пенсионеров в расчете на занятого приводит к падению ставки замещения, но система остается сбалансированной. Если ставка замещения опускается ниже социально приемлемого уровня, государство и население могут пересмотреть прежние условия социального контракта, договориться о новом тарифе отчислений.

При чем же здесь накопления? Дело в том, что формирование обязательных пенсионных накоплений означает появление в экономике «длинных денег», которые могут инвестироваться в долгосрочные инвестиционные проекты, тем самым способствовать устойчивому экономическому росту, увеличивая размер будущего «пирога». Опыт Чили и других стран показал также, что введение накопительной пенсионной системы может выступать катализатором роста и оздоровления национальных финансовых рынков, если оно сопровождается улучшением их регулирования. Важное побочное следствие накопительной системы – повышение привлекательности страны для иностранных инвестиций. А для населения накопительная система более привлекательна в периоды, когда реальная доходность инвестиций превышает рост заработной платы.

Безусловно, не все так однозначно: не случайно лучшие пенсионные эксперты мира до сих пор спорят о том, насколько накопительная пенсионная система выгоднее для населения по сравнению с распределительной, насколько ощутимо ее позитивное влияние на экономику и действительно ли она меньше зависит от рисков демографического старения. В результате дискуссий появились смешанные пенсионные системы, в которых накопительный элемент сочетается с распределительным. Это позволяет диверсифицировать риски в пенсионном обеспечении и извлекать выгоду из периодов, когда рост зарплаты превышает доходность инвестиций и когда соотношение между этими показателями меняется. Как показал мировой опыт, чтобы реформа была успешной, необходимо усилить роль государства в качестве регулятора и просветителя.

Источники: Barr N. (2002). Reforming Pensions: Myths, Truths and Policy Choices // International Social Security Review. Vol. 55. № 2. P. 3–36; Góra M. & Palmer E. (2004). Shifting Perspectives in Pensions // IZA Discussion Paper. № 1369, October; Хольцман Р., Хинц Р. и др. (2005). Обеспеченная старость в XXI веке: Пенсионные системы и реформы в международной перспективе. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия; Barr №. (2006). Pensions: Overview of the Issues, Oxford Review of Economic Policy. Vol. 22. № 1, Spring. P. 1–14.

Условно-накопительные счета отличаются от «безусловно» накопительных тем, что средства, зачисляемые на них, не размещаются в финансовых активах, а расходуются на выплату пенсий в текущем периоде. Тем самым обеспечиваются защита от финансовых рисков и сохранение средств в пенсионной системе. Работник регулярно получает информацию о состоянии счета (поступивших взносах и «доходе» в виде величины индексации сформированного условного «пенсионного капитала»). При выходе на пенсию «пенсионный капитал» конвертируется в регулярные пенсионные выплаты с учетом изменений в периоде ожидаемой продолжительности жизни в пенсионном возрасте[36].

В Программе 1998 года (в отличие от Концепции 1995 года) размер всей заработанной пенсии зависел от изменений в ожидаемой продолжительности жизни, что позволяло минимизировать влияние фактора старения на пенсионную систему, не требовалось повышать пенсионный возраст, поскольку предполагалось, что уменьшение размера пенсии под влиянием демографических изменений будет побуждать людей дольше оставаться на рынке труда. Эта Программа «перегибала палку» в последовательном проведении принципа полной зависимости размера пенсии от демографической ситуации: предложенный в ней раздельный учет продолжительности жизни мужчин и женщин неминуемо привел бы к существенному сокращению пенсий женщин. Хотя скорее всего ситуацию удалось бы исправить, перейдя в будущем к учету продолжительности жизни для обоих полов (так называемому «гендерно нейтральному знаменателю»).

По сравнению с Концепцией 1997 года размер взносов, перечисляемых в накопительную часть, был существенно снижен[37]. Накопительные пенсионные взносы и накопленные доходы от их инвестирования образовывали пенсионные резервы, которые подлежали инвестированию ПФР через независимые управляющие компании и могли расходоваться лишь на выплату трудовых накопительных пенсий лицам, имевшим соответствующие накопления на именных накопительных счетах в ПФР. Роль НПФ в управлении пенсионными накоплениями была заметно ограничена: они могли стать полноправными участниками пенсионной реформы лишь с 2005 года.

Первые выплаты накопительных пенсий в форме аннуитетов должны были начаться уже в 2005 году. В долгосрочной перспективе планировалось размер трудовой пенсии, финансируемой из накопительного источника, довести до 50% общей величины трудовой пенсии.

Социальные пенсии были оставлены для лиц, не сумевших заработать трудовую пенсию, но без проверки их имущественного положения. Эти пенсии должны были финансироваться из бюджета за счет общих налогов, что позволяло снизить налоговую нагрузку на работников и работодателей.

Уменьшить обязательства государственной пенсионной системы должна была также реформа досрочных пенсий за работу в особых условиях труда. Их предполагалось заменить обязательными профессиональными пенсионными программами, финансируемыми на основе накопительных принципов. Для сдерживания роста пенсионных обязательств вводилась индексация пенсий только по темпу инфляции, без учета роста зарплаты. Накопительная часть пенсии должна была увеличиваться в зависимости от доходности оставшихся пенсионных накоплений.

Предлагалось более четко определить правовой статус ПФР, доверить ему страхование, сбор страховых взносов, назначение и выплату пенсий, учет условно-накопительных счетов, накопительных счетов и профессиональных пенсионных систем (в переходный период).

По сравнению с Концепцией 1995 года Программа 1998 года более четко очертила контуры будущей пенсионной системы. Основные элементы реформы – переход к расчету пенсий на основе всей страховой биографии, введение накопительных принципов финансирования, учет продолжительности жизни в расчете пенсий, реформа досрочных пенсий – обеспечивали создание финансово устойчивой пенсионной системы с четкой связью между взносами и выплатами. Конечно, оставалось еще много вопросов: как именно будут реализованы заложенные в Программе 1998 года идеи и какого уровня пенсионного обеспечения удастся достичь. И детали организации новой пенсионной системы отсутствовали, несмотря на то, что реформу предполагалось начать через полгода после принятия Программы. Тем не менее Программа впервые отражала результат публичного обсуждения и политического консенсуса и поэтому имела высокие шансы на успех.

Однако еще до начала ее реализации разразился валютно-финансовый кризис 1998 года, который кардинально изменил социально-экономические условия существования пенсионной системы. Второй раз за 1990-е годы реальные пенсии сократились вдвое (табл. 1). К концу 1998 года средняя пенсия опустилась до 80% прожиточного минимума пенсионера. Кризис вернул в российскую реальность задолженность по выплате пенсий (рис. 3). Падение зарплаты и еще большее снижение налогооблагаемой базы уменьшили доходы ПФР на 77% в 1998 году по сравнению с 1997 годом. Задолженность по выплате пенсий составила в конце 1998 года 26,3 млн деноминированных рублей, или 15% годового бюджета ПФР[38]. В 1999 году падение продолжилось: в течение трех первых кварталов минимальная пенсия с компенсацией не превышала 50%, а средняя пенсия – 70% прожиточного минимума пенсионера (рис. 5) [39]. В отличие от ситуации 1992–1993 годов пенсии падали около года, а на их восстановление до уровня 1997 года потребовалось почти четыре года.

Источник: данные Росстата.

Рис. 5. Средняя и минимальная пенсии в реальном выражении в 1998–2001 годах

Неудивительно, что в течение полутора лет после кризиса правительство заботилось прежде всего о повышении минимальных выплат пенсионерам, сокращая и без того невысокую дифференциацию размеров пенсий. К идее усиления связи пенсии и зарплаты вернулись лишь в мае 2000 года, когда благоприятная экономическая конъюнктура позволила полностью погасить задолженность и сформировать резерв в ПФР. В мае 2001 года соотношение заработков, используемое в расчете ИКП, вышло на максимальный уровень, предусмотренный законом 1997 года, – 1,2 раза. Такое соотношение позволяло полностью учитывать зарплату 75–80% пенсионеров.

Поскольку средняя пенсия по-прежнему оставалась ниже прожиточного минимума пенсионера, в 2000 и 2001 годах в дополнение к повышению пенсий, рассчитываемых с применением ИКП, были индексированы все пенсионные выплаты. В результате к концу 2001 года средняя пенсия приблизилась к прожиточному минимуму пенсионера.

Читайте также: