Реализация конституционного права на пенсию

Шумило Михайло Миколайович, старший научный сотрудник отдела гражданского, трудового и предпринимательского права Института государства и права имени В.М. Корецкого НАН Украины, кандидат юридических наук.

В статье аргументируется тезис, в соответствии с которым конституционное право на пенсию является одним из основополагающих социальных прав. Акцентируется внимание на том, что пенсионные правоотношения - это механизм реализации права на пенсию. Дана характеристика правовых отношений, позволяющих реализовать право на пенсию.

Ключевые слова: право на пенсию, пенсионные правоотношения, механизм правового регулирования.

Pension law relations as a mechanism of implementation of the constitutional right to a pension

Shumilo Mikhajlo Mikolajovich, senior researcher of the department for civil, labor and entrepreneurial law of V.M. Koretskij Institute of state and law of the National academy of sciences of Ukraine, candidate of juridical sciences.

The article argues in favor of the thesis that the constitutional right to pension is one of the fundamental social rights. The attention is drawn to the fact that pension law relations is a mechanism for implementation of the right to pension. The author characterizes legal relations which allow to implement the right to pension.

Key words: right to pension, pension law relations, mechanism of legal regulation.

Социальные права в XX в. заняли прочные позиции в конституциях современных государств. Конституции или конституционные законы содержат конкретные статьи или отдельные нормы, закрепляющие социально-трудовые права в целом и пенсионные в частности. Не является исключением и Украина, где в ст. 46 Конституции предусмотрено право граждан на социальную защиту, которое включает: обеспечение в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, по обстоятельствам от них не зависящим, а также в старости и иных случаях, предусмотренных законом . Важным условием реализации этого права, в данном случае права на пенсию, является четкий механизм его реализации.

Именно поэтому вопрос пенсионных правоотношений является крайне важным для реализации гражданами конституционного права на пенсию.

С развитием общества и государства индекс социальных прав увеличивается, отношения становятся более сложными и более адресными, что позволяет максимально защитить человека от негативных последствий социального риска. Пенсионное обеспечение в праве социального обеспечения занимает особое место, оно состоит из комплекса правоотношений, нацеленных не только на получение соответствующих выплат (конечная цель пенсионных правоотношений), но и на получение права на эти выплаты. Природа права на пенсию такова, что она не предоставляется безвозмездно, для того чтобы иметь право на ее получение, гражданин должен делать социальные взносы (пенсионное страхование), чтобы в случае социального риска была возможность реализовать это право. То есть право на пенсию предполагает и целый комплекс обязанностей лица. Ярким примером этого является положение в основном законодательном акте Нидерландов - Билле о реформе системы социальной защиты населения (2004 г.), где подчеркивается значимость принципа личной ответственности в организации жизнедеятельности граждан и общества: "Каждый должен делать все возможное для поддержания своего жизненного уровня" . Такого рода положения фиксируют переход от патерналистического государства в неопатерналистическое. В этом смысле следует согласиться с мнением О.В. Родионовой, что современное неопатерналистическое социальное государство - это модернизированная форма социального государства, отвечающая требованиям времени. Социальная функция неопатерналистического государства побуждает людей с ограниченными возможностями вести активную трудовую жизнь . Основным акцентом современного социального законодательства должна быть проблема, не как обеспечить, а как трудоустроить.

Бейгереев М. Нидерланды: суть реформы социальной защиты - в стимулировании трудовой активности // Человек и труд. 2004. N 1. С. 41.
Родионова О.В. Социальная функция современного государства: монография. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 7.

Первые шаги в сторону неопатерналистического государства в странах СНГ сделаны с внедрением системы социального (пенсионного) страхования. Таким образом, можно говорить о возникновении пенсионно-страховых отношений.

Реализация конституционного права на пенсию, как бы это странно ни звучало, начинается с момента уплаты единого социального взноса - "социального налога". То есть пенсионные правоотношения - это не только выплата пенсий, а целый комплекс правоотношений, результатом которых является выплата пенсии.

Существует несколько классификаций правоотношений в пенсионном обеспечении, но более удачной, по нашему мнению, является та, в основе которой лежит содержание правоотношения:

  1. социально-страховые, речь идет об общеобязательном государственном и добровольном, негосударственном пенсионном страховании;
  2. процедурные, что направлены на реализацию лицом права на пенсионное обеспечение;
  3. материально-обеспечительные, непосредственное получение пенсионных выплат;
  4. процессуальные, что направлены на защиту нарушенного права лица на пенсионное обеспечение.

Социально-страховые правоотношения в пенсионном обеспечении. С момента провозглашения независимости Украины и возникновения частной собственности стало очевидным, что государство не в состоянии самостоятельно гарантировать высокий уровень социальной защиты населения в общем и пенсионного обеспечения в частности. Впоследствии, с учетом мирового опыта, были внедрены социально-страховые механизмы, давшие возможности аккумулировать средства на счетах пенсионного фонда, для того чтобы при наступлении страхового случая предоставлять пенсионное обеспечение застрахованным лицам.

Как правильно указывает М.Ю. Федорова, в социально-страховых отношениях отражается сложный характер межотраслевого и функционального взаимодействия различных норм права. В связи с изложенным их можно классифицировать по отраслевой принадлежности и выделить финансовые, административные, гражданские, трудовые и социально-обеспечительные отношения, но отношения по предоставлению обеспечения по социальному страхованию без сомнения являются ядром права социального обеспечения . То есть, чтобы получать тот или иной вид пенсионного обеспечения, необходимо регулярно вносить страховые взносы в течение определенного законодательством срока.

Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: монография. Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. С. 155.

Особенность социально-страховых отношений состоит в том, что когда речь идет о пенсионном обеспечении, то непосредственно до осуществления выплат отношения они не имеют, но без них оно не может быть реализованным. Социально-страховые правоотношения являются первым этапом для реализации в дальнейшем права на тот или иной вид пенсионного обеспечения.

Социально-страховые правоотношения - общественные отношения, имеющие межотраслевой характер, совершаются на основаниях обязательности и добровольности, направлены на минимизацию негативных последствий социальных рисков в будущем путем получения пенсии.

Процедурные правоотношения в пенсионном обеспечении. Этот вид правоотношений является сложным и наиболее регламентированным в пенсионном законодательстве. Процедура (лат. procedo - продвигаться, проходить) - это официально установленный порядок, за исполнение которого лицо реализует право на пенсионное обеспечение. Общеизвестным является то, что право на пенсию без соответствующей процедуры его осуществления, правового механизма является только нормой-декларацией.

Ведущий исследователь данной проблематики В.К. Субботенко отмечала, что процедурные правоотношения - это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения, функционирующие в сфере социальной алиментации граждан и опосредующие реализацию правомерных требований для удовлетворения их субъективных прав . Это же положение касается и пенсионного обеспечения. Однако говорить сегодня об алиментарном характере пенсионного обеспечения в целом не приходится, но отдельные его виды остаются таковыми (пенсионное обеспечение в связи с потерей кормильца, где обязанность содержать нетрудоспособных членов семьи от кормильца переходит к государству). Кроме изложенного, следует отметить, что процедурные правоотношения исполняют сопровождающую функцию материально-обеспечительных отношений.

Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск: Томск. гос. ун-т, 1980. С. 24.

Процедурные правоотношения в пенсионном обеспечении - это относительно самостоятельный круг общественных отношений организационного характера, целью которых является реализация правоспособным лицом права на пенсионное обеспечение, а именно установление и оформление в определенном порядке юридических фактов и предоставления документов органам специальной компетенции.

Материально-обеспечительные правоотношения в пенсионном обеспечении. Это основная, базовая разновидность правоотношений, благодаря которым возникают социально-страховые, процедурные и, в отдельных случаях, процессуальные правоотношения.

Материально-обеспечительные правоотношения регулируют предоставление лицам конкретного вида пенсионного обеспечения, что предусмотрено законодательством.

Как указывает В.Ш. Шайхатдинов, материальные правоотношения являются основными, так как с их помощью происходит разделение материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения . Соглашаясь с приведенной позицией, Е.Е. Мачульская указывает также на то, что именно в них удовлетворяются потребности лиц, которые оказались под воздействием негативных последствий социального риска, в денежной форме в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества. Приведенные отношения являются имущественными, так как возникают касательно предоставления физическим лицам материальных благ в виде пенсии .

Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2012. С. 100.
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. С. 143.

То есть если речь идет о закрепленном в законодательстве праве на тот или иной вид пенсионного обеспечения, то их получение осуществляется именно материально-обеспечительными правоотношениями. Если законодательством предусмотрен социально-страховой механизм реализации такого права, то, как уже отмечалось, возникают социально-страховые правоотношения, а при наступлении социального риска реализовывать данное право помогают процедурные правоотношения. На данном этапе происходит непосредственная реализация лицом права на конкретный вид пенсионного обеспечения.

Материально-обеспечительные правоотношения - это основной вид правоотношений в пенсионном обеспечении имущественного характера, которые нацелены на получение определенного вида пенсионного обеспечения правоспособными лицами для реализации своих прав и свобод.

Процессуальные правоотношения в пенсионном обеспечении. Это факультативная разновидность правоотношений, так как их возникновение не является обязательным, как в случае процедурных правоотношений, ибо они возникают только тогда, когда произошло нарушение права лица на пенсионное обеспечение. Речь можно вести о том, что они исполняют защитную функцию в праве социального обеспечения. То есть они не только охраняют пенсионные права граждан, сохраняя status quo, а защищают, так как произошло нарушение права и закономерной реакцией является его возобновление.

Особенностью процедурных правоотношений является то, что их правовое регулирование реализовывается административно-процессуальным, гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, т.е. за пределами материального права, которым является социально-обеспечительное в общем и пенсионное законодательство в частности. Оппоненты существования процессуальных правоотношений указывают на то, что они регулируются процессуальным законодательством, а не пенсионным. По мнению автора, этот аргумент является половинчатым, так как предметом судебного разбирательства является право на пенсию в целом или отдельной ее части. Кроме того, об этом свидетельствует опыт стран, внедривших трудо-социальную юстицию (Германия, Израиль), где созданы отдельные процессуальные нормы, на основании которых рассматривается данная категория дел. Очевидно, что игнорировать особенности предмета при судебном разбирательстве является ошибочным, и поэтому, по мнению автора, следует отдельно выделять процессуальные пенсионные правоотношения.

Вследствие процессуальных правоотношений, как правило, есть и юридическая ответственность, наступающая за нарушение пенсионного законодательства.

Одним из главных заданий суда при решении спора в сфере социального обеспечения является установление не просто справедливости, а социальной справедливости.

Процессуальные правоотношения - это общественные отношения, которые регламентированы процессуальным законодательством с целью защиты и возобновления нарушенного права лица на пенсионное обеспечение.

Вышеизложенное дает возможность сделать вывод, что пенсионному обеспечению свойственна собственная система правоотношений, которая построена в логической последовательности в зависимости от функциональной нагрузки конкретного правоотношения и его места при осуществлении лицом права на пенсионное обеспечение. Составными частями этой системы являются социально-страховые, процедурные, материально-обеспечительные, процессуальные правоотношения. Очевидно, что каждое правоотношение является сложным и таким, что не может существовать автономно, а только в тесной взаимосвязи с другими правоотношениями.

Конституция Российской Федерации является основным законом нашей страны.

В самом документе указано, что

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

А это значит, что ни один закон нашей страны не может противоречить нормам, закрепленным в Конституции.

Какие гарантии Конституция предоставляет пенсионерам?

1. Данный документ провозглашает нашу страну социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие людей.

Одним из приоритетных направлений государства, основанных на указанной норме Конституции, является создание достойной жизни пенсионерам.

Да, в настоящее время существует ряд проблем, связанных с исполнением данной обязанности. Однако государство пытается решить их путем введения новых механизмов начисления и выплат пенсии, повышения прожиточного минимума и других мер.

2. Конституция страны гарантирует пенсионерам судебную защиту.

Бывают случаи, когда органы, представляющие власть на местном уровне, принимают неверные решения, противоречащие закону.

Любое такое решение можно обжаловать в суде по своему месту жительства либо по месту нахождения органа, вынесшего такое решение.

В случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями.

Естественно, что обжалование такого решения является затратным процессом (услуги юриста, государственная пошлина), но действующее законодательство предусматривает льготы для отдельных категорий граждан (инвалиды I, II группы и так далее), а по результату рассмотрения дела проигравшая сторона обязана возместить второй стороне все понесенные по делу судебные издержки.

Например, пенсионер обратился в суд, где просил признать незаконным решение отдела Пенсионного фонда. До подачи иска он заключил договор с юристом о представлении интересов в суде и оплатил государственную пошлину. Суд удовлетворил его требования в полном объеме. После вынесения решения суда пенсионер подал заявление о возмещении судебных расходов проигравшей стороной, по результату рассмотрения которого судом заявление было удовлетворено, вынесено определение и выдан исполнительный лист.

3. Конституция Российской Федерации гарантирует право на жилище.

Это значит, что пенсионер не может быть лишен своего дома без законных на то оснований.

В противном случае незаконные действия лиц, лишающих пенсионера дома без его согласия, будут подпадать под действие Уголовного кодекса Российской Федерации о мошенничестве и наказываться при обращении пенсионера в правоохранительные органы.

Кроме того, законом гарантировано право человека на единственное жилье, которое невозможно отобрать даже при наличии решения, например, о взыскании задолженности.

Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание

Если конституционные права пенсионера были нарушены, всегда можно обратиться с заявлением о таком нарушении в Конституционный Суд нашей страны. Именно он следит за соблюдением прав, предусмотренных Конституцией.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мозолева Ольга Сергеевна

Статья посвящена анализу конституционно-судебной защиты прав граждан на пенсионное обеспечение , а также выделению основных правовых позиций Конституционного суд Российской Федерации по вопросу реализации пенсионных прав. Особое внимание уделяется роли Конституционного суда РФ в развитии законодательства об обязательном пенсионном обеспечении .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мозолева Ольга Сергеевна

CITIZEN'S PROVISION OF PENSION QUESTIONS IN CONSTITUTIONAL COURT OF RUSSIA PRACTICE

The article is dedicated to the analysis of the constitution-judicial pensionary securing civil right protection, and to highlighting the main legal positions of Constitutional court of Russian Federation concerning implementation of pensionary civil rights. Special attention is paid to the role of Constitutional court of Russian Federation in the Obligatory pensionary development securing.

Текст научной работы на тему «Вопросы пенсионного обеспечения граждан в практике конституционного Суда РФ»

ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В ПРАКТИКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

Пенсионная система в Российской Федерации в настоящее время находится в состоянии реформирования. Происходит совершенствование новых ее институтов: базовой, страховой, накопительной частей трудовых пенсий, форм пенсионного страхования, профессиональных пенсионных систем и т.д. Это объективно требует последовательной корректировки правового регулирования обязательного пенсионного страхования.

Степень изученности проблематики развития пенсионной системы РФ заметно отстает от потребностей практики и не позволяет порой выработать конструктивные решения многочисленных актуальных вопросов в соответствующих областях. Среди таких вопросов необходимо выделить пересмотр пенсионного законодательства, нарушение приоритета отдельных видов пенсионных выплат различным категориям пенсионеров и др.

В решении этих и многих других проблем незаменима роль Конституционного Суда Российской Федерации, который наряду с выполнением других функций разрешает дела о соответствии Конституции РФ принятых и вступивших в силу законов и иных нормативных актов Российской Федерации, а также «по жалобам на правонарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного. в конкретном деле» (п. 4 ст. 125 Конституции РФ). Правовые позиции, которые Конституционный Суд сформулировал в решениях последних лет, в большой степени связаны именно с реформированием социального законодательства1.

В качестве примера можно назвать определение Конституционного Суда РФ «По жалобе гражданки Енборисовой П.Ф. на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» от 15 февраля 2005 г. № 17-О2. П.Ф. Енборисова оспаривала конституционность положения федерального закона, согласно которому сумма

базовой и страховой частей трудовой пенсии не может быть менее 660 р. в месяц. По мнению заявительницы, названное положение закона, позволившее установить ей размер трудовой пенсии по старости ниже уровня прожиточного минимума в субъекте РФ, где она проживает, умаляет достоинство личности, фактически лишает ее права на жизнь и тем самым противоречит ст. 15 (ч. 4), 18, 20 (ч. 1), 21 (ч. 2) Конституции РФ. В определении от 15 февраля 2005 г. Конституционный Суд делает вывод, имеющий принципиальное значение для развития пенсионного законодательства РФ: «Показатели прожиточного минимума, обуславливая объем экономических обязательств государства перед гражданином при установлении государственных пенсий и социальных пособий, должны рассматриваться как элемент нормативного содержания конституционного права на социальное обеспечение по возрасту, основу которого составляет пенсионное обеспечение; во всяком случае, они выступают конституционным ориентиром пенсионной политики при недостаточности на данный момент финансовых гарантий пенсионного обеспечения». Рассматривая жалобу П.Ф. Енборисовой, Конституционный Суд сформулировал еще одну значимую позицию. Устанавливаемый законодателем размер гарантированной государством минимальной трудовой пенсии по старости должен обеспечивать по крайней мере такой жизненный уровень, при котором с учетом всех иных предоставляемых конкретной категории пенсионеров мер социальной поддержки, а также исходя из того, что именно трудовая пенсия по своей юридической природе и предназначению направлена на восполнение потерь от объективной невозможности продолжения трудовой деятельности, не ставилась бы под сомнение сама возможность достойной жизни гражданина как пенсионера, осуществления им иных провозглашенных Конституцией РФ прав и свобод личности и тем самым не умалялось бы его человеческое достоинство.

© О.С. Мозолева, 2006

То есть именно человеческое достоинство является критерием конституционности законодательных решений в сфере пенсионных отношений.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2002 г. федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 и отменой закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» актуальным остается вопрос отмены, ограничения или умаления последующим актом приобретенных (на основе нормативного акта текущего законодательства) пенсионных прав. В постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан3 Конституционный Суд РФ указал, что нормы федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования». Таким образом, Конституционный Суд сделал вывод, имеющий важное значение для правоприменительной практики: при исчислении трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях — заработка застрахованного лица), могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от того, выработан указанный стаж полностью или частично. Осуществляя контроль за соответствием Конституции РФ правовых актов, Конституционный Суд вносит значительный вклад в развитие нормотвор-ческого процесса, в том числе в пенсионной сфере. Так, по вопросу реализации гражданами, являющимися получателями пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, про-

ходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и работающими по трудовому договору, права на получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных за них работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Конституционный Суд РФ установил следующее: «Исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получить без отказа от военной пенсии страховое обеспечение с учетом объема накопленных страховых взносов лишает смысла пенсионное страхование, которое в подобных условиях превращается лишь в институт изъятия денежных средств, что не согласуется с целями и предназначением такого страхования и приводит к ущемлению их социальных прав, которое не имеет объективного и разумного оправдания и несовместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ». При этом Конституционный Суд определил, что федеральному законодателю необходимо предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации4.

Таким образом, касаясь вопросов реализации пенсионных прав граждан, Конституционный Суд РФ обращает внимание на то, что:

— конституционным ориентиром пенсионной политики служат показатели прожиточного минимума;

— критерием конституционности норм в сфере пенсионных отношений является человеческое достоинство, а также возможность осуществления гражданином-пенсионером иных провозглашенных Конституцией РФ прав и свобод личности;

— нормы действующего пенсионного законодательства по своему конституционно-правовому смыслу не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение.

Известия ИГЭА. 2006. № 6

Приоритет прав и свобод человека признается неотъемлемым принципом правового государства, более того, их приоритет как высшей ценности действует на международном, федеральном и региональном уровнях. Реализация данного принципа связана, прежде всего, с наличием эффективных механизмов защиты, в том числе и конституционной юстиции. Конституционные права граждан реальны лишь постольку, поскольку они могут защитить их в суде. Конечно, в большинстве случаев достаточно обратиться за защитой и в обычный суд, но возможность обращения в суд, специально созданный для защиты кон-

ституционных прав, безусловно, поднимает уровень защищенности таких прав.

1 Зорькин В.Д. Стандарт справедливости // Российская газета. 2007. № 122.

2 СЗ РФ. 2005. № 16.

3 Там же. 2004. № 6.

4 По жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 187-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. № 5.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ К ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ И ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО: СООТНОШЕНИЕ МЕР

Конституционно-правовое принуждение к должностным лицам и органам государственной власти субъектов РФ можно определить как вид конституционно-правового принуждения, состоящий в применении в особом процессуальном порядке уполномоченными должностными лицами и органами государственной власти, связанными с должностными лицами и органами государственной власти субъектов РФ отношениями в системе «сдержек и противовесов», обеспечивающей разделение властей в структуре федеративного устройства РФ, закрепленных нормами конституционного права принудительных мер преимущественно организационного характера за ненадлежащее исполнение ими своих полномочий или в иных предусмотренных законом случаях с целью обеспечения нормального порядка осуществления государственной власти и согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации.

Конституционно-правовое принуждение к должностным лицам и органам государственной власти субъектов Федерации осуществляется органами государственной власти — партнерами по власти в системе разделения властей как по вертикали, так и по горизонтали. В системе разделения властей по вертикали

конституционно-правовое принуждение применяется федеральными органами и выражается в понуждении к исполнению возложенных на органы государственной власти субъектов РФ конституционных обязанностей, связанных с проведением единой государственной политики, либо в применении к этим органам или должностным лицам дополнительных лишений (обременений) личного или организационного порядка.

Конституционно-правовое принуждение к должностным лицам и органам государственной власти субъектов РФ, применяемое федеральными органами государственной власти, связано с федеральным вмешательством. Но все ли меры конституционно-правового принуждения, применяемые к должностным лицам и органам государственной власти субъектов РФ федеральными органами, осуществляются в рамках федерального вмешательства? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить, что понимается под федеральным вмешательством, каковы его отличительные признаки и меры.

В юридической литературе нет единства в том, что следует понимать под федеральным вмешательством. Можно выделить ряд подходов к определению федерального вмешательства.

Библиографическая ссылка на статью:
Кудряшова Е.А. Некоторые проблемы реализации пожилыми гражданами конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24517 (дата обращения: 16.09.2020).

В самом общем смысле социальное обеспечение, которое осуществляется социальным государством, которым в соответствии с Конституцией Российской Федерации [1] является и Россия, состоит в предоставлении лицам, не способным по каким-либо причинам самостоятельно обеспечивать себя необходимыми средствами для удовлетворения необходимых жизненных потребностей в связи с отсутствием возможности трудоустроиться или в связи со снижением способности к труду по возрасту или состоянию здоровья.

Конституция РФ в статье 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также установление законодательством государственных пенсий и социальных пособий.

Указанное конституционное положение задает тон всему действующему социальному законодательству, закладывает фундамент для строительства всей отрасли права социального обеспечения. Закрепление такого положения не только дает основу для развития права социального обеспечения, но и устанавливает определенные рамки, препятствующие нарушению прав граждан. Свидетельством сказанного могут быть многочисленные решения Конституционного Суда РФ о несоответствии Конституции отдельных принципиально важных норм социального законодательства [2, с. 133].

Социальное обеспечение обусловлено происходящими демографическими процессами (рождение детей, старение, смерть и т.д.) [3, с. 59]. Сегодня процесс старения населения стало одной из самых серьезных и актуальных проблем для подавляющего большинства европейских стран, в том числе и для Российской Федерации. Одним из направлений поддержки пожилых граждан в области социального обеспечения и компенсации возможных ограничений их финансового обеспечения, физического состояния и резкого сокращения числа социальных контактов, является предоставление пожилым людям конституционных гарантий социальной защиты.

Необходимость усиленной правовой защиты пожилых людей во многом обусловлена также существованием дискриминации по возрастному признаку. Феномен такой дискриминации достаточно опасен, поскольку международное законодательство (например, Международный пакт о гражданских и политических правах [4], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [5] и др.) не рассматривает возраст в качестве основания для дискриминации, когда как на практике в России и за рубежом распространены случаи дискриминации по возрасту, в частности, в трудовых правоотношениях.

И именно в связи с этим становится наиболее актуальным развитие права социального обеспечения, устанавливающего социальные гарантии для людей пожилого возраста.

Конституционное законодательство, закрепляя основополагающие права и свободы человека и гражданина, устанавливает принципы их реализации и защиты – основополагающим является не столько закрепление в нормативных актах декларативных норм, сколько установление реального действующего механизма их реализации.

Механизм реализации конституционного права на социальное обеспечение в самом общем виде представляет собой систему средств, которые обеспечивают необходимые условия нуждающимся гражданам в установленных законом случаях. К элементам указанного механизма относятся не только названные конституционные нормы, но и нормы отраслевого законодательства, правомерная деятельность субъектов, гарантии процедуры, ответственность, контроль, политика. При этом главной целью функционирования этого механизма является защита субъективного права человека и гражданина на получение социального обеспечения.

Блага социального обеспечения предоставляются в различных формах и видах. К ним относятся денежные выплаты (пенсии по старости, инвалидности, за выслугу лет пособия по временной нетрудоспособности), услуги организаций по реабилитации, услуги по содержанию в домах-интернатах, домах престарелых, а также иные льготы и гарантии – как-то трудовые, жилищные, социальные, а также предоставление предметов потребления, социального жилья.

Пенсионное обеспечение в праве социального обеспечения занимает особое место, оно состоит из комплекса правоотношений, нацеленных не только на получение соответствующих выплат (конечная цель пенсионных правоотношений), но и на получение права на эти выплаты. Природа права на пенсию такова, что она не предоставляется безвозмездно, для того чтобы иметь право на ее получение, гражданин должен делать социальные взносы (пенсионное страхование), чтобы в случае социального риска была возможность реализовать это право [6, с. 47].

Решение вопроса развития других элементов механизма реализации тесно связано с необходимостью реформирования экономики в сфере социального обслуживания населения и вообще в социальной сфере, в том числе с необходимостью развития сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе путем преобразования большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг.

Указанный подход позволил бы решить проблемы финансирования социального обеспечения, существующие в настоящее время в России, поскольку сегодня в соответствии с действующим законодательством характеристика обеспечения как «социального» предполагает финансирование только за счет государственных средств (бюджетов различных уровней и внебюджетных социальных фондов).

В связи с этим в литературе одним из самых перспективных в развитии реализации права на социальное обеспечение является внедрение и развитие института социального предпринимательства, как универсального механизма решения социальных проблем, который является альтернативным государственному, но не заменяющим полностью существующую государственную систему социальной защиты населения.

В последние годы на передний план остро выходят вопросы о порядке оказания услуг в социальной сфере и их качестве, о расширении как хозяйственной, так и финансовой автономии организаций, оказывающих такие услуги, и коррелирующем сокращении расходов соответствующих бюджетов. Задача государственного управления здесь двоякая. С одной стороны, необходимо создать благоприятные условия для развития сферы услуг, устранив регулятивные и правореализационные препятствия. С другой стороны, важно обеспечить не только наличие, но и соответствующее качество услуг – качество, отвечающее современным потребностям граждан [7].

Основополагающим концептуальным направлением социальной политики в современной России является изменение экономики в сфере социального обслуживания населения, в том числе за счет развития сектора неправительственных некоммерческих организаций. Указанные изменения могут быть совершены посредством в том числе возможности преобразования государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, в некоммерческие организации и дальнейшее развитие конкурсной основы привлечения некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг.

Одним из условных катализаторов развития такого социального предпринимательства может стать обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, а также сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций. При этом важно обеспечение прозрачности и конкуренции системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, а также содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, распространению волонтерства.

Все рассмотренные особенности конституционно-правового регулирования социальной защиты и особенности реализации конституционного права пожилых граждан на социальное обеспечение позволяют сделать вывод о том, что Конституция заложила ту основу развития социального государства. Реализация государством социальной политики, в том числе программы по поддержке негосударственных некоммерческих организаций, а также принятие мер по сокращению административных барьеров, введению налоговых льгот для организаций, оказывающих населению социальные услуги, позволит задать тон развитию права социального обеспечения, качественным образом улучшить состояние указанной отрасли.

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Байматов П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение // Российский юридический журнал. 2014. N 6. С. 129 – 138.
  3. Азарова Е.Г. Правовое регулирование социального обеспечения женщин и детей (демографический аспект) // Журнал российского права. 2015. N 10. С. 57 – 73.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 36.
  6. Шумило М.М. Пенсионные правоотношения как механизм реализации конституционного права на пенсию // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 1. С. 46 – 48.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 47 ст. 5489.

Количество просмотров публикации: Please wait

Читайте также: