Российская газета закон о пенсионерах


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

"Российская газета" публикует пакет законов об изменении пенсионной системы. Один из них с поправками в Уголовный кодекс вводит уголовную ответственность за незаконное увольнение предпенсионеров или необоснованный отказ в приеме их на работу. В качестве наказания для работодателей (отвечать будут ответственные лица) вводится штраф до 200 тысяч рублей или в размере зарплаты, либо обязательные работы сроком на 360 часов.


Следующая мера, направленная на защиту здоровья работников, определена поправками в Трудовой кодекс. Речь идет о том, что каждый работающий имеет право получить раз в три года дополнительный свободный день с сохранением зарплаты для прохождения диспансеризации. А работники предпенсионного возраста для прохождения диспансеризации получают такие дни чаще и в большем количестве - два оплачиваемых выходных ежегодно. Еще один закон направлен на пополнение бюджета Пенсионного фонда России. Теперь все средства, изымаемые в рамках борьбы с коррупционерами, а также средства, вырученные при продаже конфискованного имущества, будут направляться в Пенсионный фонд.

В пакет включен еще один важнейший документ: закон о ратификации Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения, которая была принята еще в 1952 году. Конвенция установила уровень минимальных гарантий, которые обязаны соблюдать все подписавшие документ страны. После ратификации Конвенции наша страна подтвердила обязательства, в частности, по пенсионному обеспечению, согласно которым пенсия не должна быть ниже 40 процентов утраченного заработка.



Прохождение закона о пересмотре пенсионного возраста, предложенное правительством в июне 2018 года, было нелегким. Дискуссии продолжались все лето.

Основной посыл первого варианта: мужчинам предлагалось повысить возраст выхода на пенсию на 5 лет, с нынешних 60 до 65 лет, а женщинам возраст предполагалось увеличить на 8 лет, с 55 до 63 лет.

Казалось бы, и сейчас практически половина граждан, достигнув пенсионного возраста, не хочет "заслуженного отдыха", предпочитая продолжать работать. Таковы данные соцопросов, на которые опиралось правительство. Тем не менее реакция общества на предлагаемые нововведения была бурной и неоднозначной.

При этом сама необходимость повышения планки трудоспособного возраста экспертами не оспаривалась. Во-первых, мы реально стали жить дольше. Во-вторых, изменения пенсионных правил требует демографическая ситуация. В правительстве признали: не изменяя параметров пенсионной системы, обеспечить устойчивый рост страховых пенсий и их индексацию выше уровня инфляции, невозможно.

Еще раз поясним, почему. Дело в том, что в страховой пенсионной системе (ее применяют практически все развитые страны) выплаты нынешним пенсионерам производятся за счет взносов молодого, работающего поколения. Но если в 70-х годах прошлого века на одного пенсионера приходилось почти четыре работника, то сейчас пропорции серьезно ухудшились. Одного пенсионера "обеспечивают" чуть больше двух работников.

Мы живем в условиях, которые демографы назвали "русский крест": количество рождений в стране не покрывает число смертей. Значит, страна продолжает стареть, и в неотдаленной перспективе число пенсионеров сравняется с численностью работающего населения. Удержать в таких условиях размер пенсии на достойном уровне нереально. Специалисты все это прекрасно понимали. Но объяснить непопулярные решения людям было сложно. Бурные дискуссии продолжались все лето, и в конце августа в ситуацию вмешался президент, предложив смягчить ход изменений. Перечислим более подробно, что же было решено в итоге.


Возраст увеличат поэтапно

Путин не поддержал первоначальную идею поднять пенсионный возраст у женщин до 63 лет. В итоге повышение будет одинаковым - на пять лет: мужчины, когда в 2028 году закончится переходный период, будут выходить на пенсию в 65, а женщины - в 60 лет.



Кроме того, чтобы люди и бизнес могли адаптироваться к новым условиям, решено повышать возрастную "планку" постепенно. Ежегодно общеустановленный возраст будет увеличиваться на год. И этот переходный период "неполного" повышения продолжится до 2028 года.

Кроме того, в первые два года изменений - в 2019 и 2020 году - будет действовать еще одно послабление, предложенное президентом. Пенсию можно будет оформить на полгода раньше новой возрастной черты.

Еще один важный момент: поскольку к пенсионному возрасту "привязано" получение людьми всевозможных льгот - начиная с освобождения от имущественного налога и заканчивая бесплатным проездом на общественном городском транспорте, - было решено сохранить все эти льготы в прежних границах. То есть мужчины смогут ими пользоваться по-прежнему начиная с 60 лет, а женщины - с 55 лет. Уточним, что обеспечение ветеранов льготами - это ответственность регионов. Поэтому законы с перечнем конкретных преференций и условиями их предоставления в каждой области, крае, республике принимают местные заксобрания.

Досрочные пенсии тоже сохранят

Некоторым социально уязвимым категориям сохраняются льготы по выходу на пенсию. Изменения о повышении возраста не коснутся, в частности, коренных малочисленных народов Севера, а также тех, кто получает страховые пенсии по социальным причинам (в том числе некоторые виды заболеваний).

Многодетные матери теперь смогут досрочно выйти на пенсию в зависимости от числа детей. До сих пор такое право возникало у женщин, воспитавших минимум пятерых детей. И в новых условиях мамы пятерых и более детей будут оформлять пенсию в 50 лет. Женщины с тремя детьми будут выходить на пенсию на три года раньше общеустановленного возраста, с четырьмя - на четыре.

С 2019 года в стране начнется поэтапное повышение пенсионного возраста. Одновременно с этим вступит в силу пакет мер, защищающих права работников старших возрастов.

1. Один из пяти принятых законов внес поправки в Уголовный кодекс: теперь за незаконное увольнение работников предпенсионного возраста или необоснованный отказ в приеме их на работу будет грозить уголовная ответственность. Со стороны работодателя отвечать будут ответственные лица, допустившие такие нарушения. По решению суда их могут наказать штрафом до 200 тысяч рублей или в размере зарплаты, либо обязательными работами сроком на 360 часов.



2. Утверждены поправки в Трудовой кодекс. Они направлены на защиту здоровья работников и касаются правил прохождения диспансеризации. Теперь работодатель обязан по заявлению работника предоставить ему свободные дни с сохранением среднего заработка для профилактического посещения врачей, сдачи анализов и диагностических исследований. Все работники имеют право получить один такой день раз в три года. А работники предпенсионного возраста для прохождения диспансеризации получают такие дни чаще и в большем количестве - два оплачиваемых выходных ежегодно.

3. Закон с поправками в Бюджетный кодекс направлен на пополнение бюджета Пенсионного фонда России. Теперь все средства, изымаемые в рамках борьбы с коррупцией, а также вырученные при продаже конфискованного имущества, будут направляться в ПФР. По предварительным оценкам, в результате этой меры за шесть лет бюджет фонда может дополнительно получить 1,8 миллиарда рублей. По словам председателя правления Пенсионного фонда Антона Дроздова, эта инициатива имеет "морально-этическое" значение.


4. В пакет включен еще один важнейший документ: закон о ратификации 102-й Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения, которая была принята еще в 1952 году. Эта международная Конвенция установила уровень минимальных гарантий, которые обязаны соблюдать все подписавшие документ страны. После ратификации Конвенции наша страна подтвердила обязательства, в частности, по пенсионному обеспечению, согласно которым пенсия не должна быть ниже 40 процентов утраченного заработка.

5. Изменения в порядке назначения пенсий определены ФЗ N 350. Этот закон внес поправки сразу в несколько "социальных" законов: о занятости, о страховых пенсиях, о порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, о государственном пенсионном обеспечении. Он определил дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста (в том числе в связи с увольнением), условия досрочного выхода на пенсию. Какие именно новации ожидают россиян с 2019 года?

Как будет увеличиваться пенсионный возраст

Президент не поддержал первоначальный вариант поднять пенсионный возраст у женщин до 63 лет. В итоге повышение будет одинаковым - на пять лет: мужчины в 2028 году, когда закончится переходный период, будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины - в 60.

Кроме того, в первые два года изменений - в 2019 и 2020 году - будет действовать право оформить пенсию на полгода раньше новой возрастной черты. Такую смягчающую меру предложил президент.

Кому сохранят досрочные пенсии

Некоторым социально уязвимым категориям сохранены льготы по выходу на пенсию. Не повышается возраст для коренных народов Севера, тех, кто получает страховые пенсии по социальным причинам (некоторые виды заболеваний).

Расширяются льготы для многодетных мам: пенсионный возраст для имеющих троих детей снижается на три года (до 57 лет), четырех - на 4 (до 56 лет), пять и более - как и сейчас, будут выходить на пенсию в 50 лет.


Для сотрудников "в возрасте"

Какой возраст считается предпенсионным?

Это возраст в течение пяти лет до возраста, в котором работник имеет право выйти на страховую пенсию по старости или в некоторых случаях - досрочную пенсию.

Учеба со стипендией

Во время прохождения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости граждане получают стипендию:

- если увольнение произошло менее чем за 12 месяцев до начала учебы, и гражданин успел отработать на предприятии до увольнения не менее 26 недель, - стипендия составит 75 проц. от среднего заработка за последние три месяца работы (но не выше и не ниже максимального и минимального размера пособия по безработице с учетом районного коэффициента);



- такой же порядок касается и демобилизованных со срочной службы, если они успели поработать до призыва не менее 26 недель, они также получат на время обучения 75 процентов зарплаты по последнему месту работы перед призывом;

- для тех, кто до увольнения отработал менее 26 недель, стипендия выплачивается в размере пособия по безработице, положенного конкретному гражданину на день, предшествующий началу обучения;

- тем, кто раньше не работал (впервые ищет работу), либо хочет возобновить работу после длительного (более года) перерыва, а также людям, потерявшим рабочее место из-за нарушений трудовой дисциплины или других провинностей, стипендия будет равна минимальной величине пособия по безработице. Районные коэффициенты применяются;

- если человек проходит переобучение из-за того, что не может выполнять прежнюю работу в связи с утратой здоровья из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, работодатель выплачивает ему 100 процентов средней зарплаты за три последних месяца до прекращения работы (но не выше максимального пособия по безработице).


Пособие по безработице

Размер по безработице в большинстве случаев начисляется в процентах к среднему заработку за последние три месяца на последнем месте работы. В первые три месяца платят 75 процентов средней зарплаты, в последующие три месяца - 60 процентов. Но не больше максимального размера пособия по безработице и не меньше минимальной величины такого пособия. Пособие выплачивается не более шести месяцев в течение года. А для впервые ищущих работу, тех, у кого перерыв в работе превысил один год, а также если человек был уволен "по статье", пособие будут платить только три месяца в течение года. У таких граждан и размер пособия будет меньше - на официально утвержденном минимальном уровне.

Дополнительные гарантии предпенсионерам

Срок выплаты пособия по сравнению с обычными гражданами у предпенсионеров увеличивается вдвое: максимум 12 месяцев в течение 18 месяцев. Причем если у человека выработан большой стаж (25 лет у мужчин и 20 - у женщин, либо стаж, дающий право на оформление досрочной пенсии), - срок получения пособия увеличивается на две недели за каждый год сверх нормы стажа. При этом максимальное ограничение - 24 месяца выплаты пособия в течение 36 месяцев.

Размер пособия:

75 процентов среднего заработка по последнему месту работы в первые три месяца;

60 процентов среднего заработка в следующие четыре месяца;

45 процентов - в дальнейшем.

При этом максимальная величина пособия ежегодно устанавливается правительством. В 2019 году запланировано увеличение размера пособия для предпенсионеров до 11 280 рублей.


Досрочный выход на пенсию

Если безработного не удается трудоустроить, он имеет право по представлению органа занятости оформить страховую пенсию досрочно - но не раньше чем за два года до наступления общеустановленного пенсионного возраста. При этом у мужчин страховой стаж должен быть не меньше 25 лет, а у женщин - 20.

Какой эффект ожидается от принятия новых законов

Правительство, предлагая проект пенсионных изменений, указывало, что основная цель - обеспечение устойчивости пенсионной системы и роста пенсий нынешним пенсионерам, опережающего темпы инфляции.

В правительстве подсчитали: изменения позволят увеличить ежемесячные выплаты неработающим пенсионерам по 1 тыс. руб. в год в течение ближайших пяти лет. И довести средний размер пенсии к 2024 году до 20 тысяч рублей.

Повышать пенсии с опережением роста потребительских цен предполагается и в дальнейшем.

Кроме того, приняв закон о ратификации Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения, наша страна подтвердила не только обязательства поддерживать определенный уровень пенсионного обеспечения, но также еще ряд социальных гарантий: по уровню медицинского обслуживания, материального обеспечения работающих в связи с болезнью, а также о социальном страховании в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. Кроме того, речь идет об обеспечении инвалидов, социально незащищенных граждан, потерявших кормильцев и поддержке материнства и детства.

Выполнение социальных обязательств государства требует дополнительных финансовых вложений, и принятые изменения пенсионного законодательства помогают перераспределить ресурсы.

При этом сама необходимость повышения планки трудоспособного возраста во время бурных дискуссий экспертами не оспаривалась. На эту меру пошли практически все государства, причем намного раньше России. Но и мы вслед за населением развитых стран реально стали жить дольше, причем соотношение пенсионеров и работников с каждым годом становится хуже. Поэтому изменения пенсионных правил требовала и демографическая ситуация.


Успею ли я выйти на пенсию по старым правилам?

У меня, как и моих ровесников-друзей, возник вопрос. Мне исполняется 60 лет в конце декабря, и я планирую сразу же оформить пенсию. Но иногда процедура оформления затягивается, Пенсионный фонд требует "донести" документы. Что будет, если вдруг я попаду в такую же ситуацию и не успею закончить оформление до конца года? Не значит ли это, что в итоге я смогу оформить пенсию только через год, ведь с 1 января возраст поднимут?

- Возможность подобных случаев учтена в новом пенсионном законе (N350-ФЗ). В ст. 10 п. 2 этого закона говорится, что за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе и досрочную), но не обратившимися за ее назначением или не успевшими ее оформить до 1 января 2019 года, "сохраняется право на страховую пенсию по старости. без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом". То есть вы сможете, подав документы на назначение пенсии в декабре, спокойно дождаться ее назначения даже если какие-то документы придется представить в пенсионный фонд позже. Этот же порядок относится и к оформлению досрочных пенсий, а также социальных пенсий.

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Правительству придется выбирать, кто ответит за материальное положение пожилых

В следующем году в Госдуму могут внести законопроект, который предлагает в корне изменить пенсионную систему и вернуться к выплатам напрямую из бюджета. Концепция сводится к тому, что пенсия – это бюджетное обязательство государства, а не страховка от потери работы, как настаивают в правительстве. О подготовке такого законопроекта рассказал «НГ» руководитель фракции партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. У этого предложения есть критики. Хотя эксперты при Минфине ранее и сами уверяли, что на Пенсионном фонде через 55 лет можно будет повесить амбарный замок. Правда, их доводы кардинально отличались от тех, которые приводят депутаты.

Сергей Миронов сообщил «НГ» о подготовке фракцией законопроекта, «который будет содержать базовые принципы солидарной системы пенсионного обеспечения». «Мы предлагаем коренным образом изменить существующую пенсионную систему и считаем необходимым вернуться к солидарной системе пенсионного обеспечения, когда пенсии выплачиваются из госбюджета на основе трех критериев: трудового стажа, заработной платы и особых условий труда», – пояснил он. «Как это происходило в советские годы», – добавил депутат. Концепция законопроекта сводится к тому, что пенсия – это не страховка от потери работы, а бюджетное обязательство государства.

По словам депутата, схема выплат предлагается приблизительно следующая: «Нынешние взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) переводятся напрямую в бюджет. Большая часть операций по контролю и начислению пенсий переводится в автоматический цифровой формат». Ссылаясь на обсуждения экспертов, депутат уточнил, что функции ПФР могла бы взять на себя Федеральная налоговая служба, расширив возможности личного кабинета налогоплательщика; другой вариант – цифровая платформа Госуслуги.

Критерии для назначения трудовых пенсий по старости предлагаются те же, что были до повышения пенсионного возраста: мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55. «Особые категории работников (военные, работники вредных производств и т.д.) выходят раньше», – добавил Миронов.

Возникает, однако, вопрос источников финансирования. Судя по комментарию Миронова, во-первых, «происходит прямая экономия на затратах на содержание… ПФР». Во-вторых, предлагается «отменить сегодняшние льготы по сокращению пенсионного налога для богатых»: «Льгота на пенсионные взносы с доходов выше 1,292 млн руб. в год отменяется». Пусть те, кто получает сверх этого дохода, «также платят 22%», призывает депутат.

«Говорить о конкретных сроках внесения законопроекта пока рано. Надеюсь, он будет готов к весне следующего года», – уточнил «НГ» Миронов.

Пенсия как страховка от утраченного заработка или пенсия как бюджетное обязательство государства – это по факту два разных подхода, даже если в Основном законе и прописано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, что в стране формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, что индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год. Как раз на примере отмененной индексации пенсий работающим пенсионерам и можно продемонстрировать ключевое отличие подходов.

Как ранее пояснял Максим Топилин, занимая еще должность министра труда (теперь – глава ПФР), правительство исходит из того, «что пенсия – это компенсация утраченного заработка». А раз человек продолжает работать и получать зарплату, то компенсировать ему нечего (см. «НГ» от 22.08.17). Аналогичный тезис снова и снова повторяли в Минфине. «Пенсия – это компенсация за утраченный заработок», – разъяснял министр финансов Антон Силуанов (см. «НГ» от 01.11.20).

Есть федеральный закон о пенсионном страховании, в котором указано, что страховым риском признается утрата гражданином заработка, а страховым случаем – достижение им пенсионного возраста.

И как показала практика, главное противоречие возникает тогда, когда пенсионный возраст гражданином достигнут, но заработок не утрачен, потому что пенсионер по той или иной причине продолжает работать.


Работающие пенсионеры на своем примере
ощутили противоречия страхового принципа.
Фото PhotoXPress.ru
Озвученные депутатами предложения вызывают споры. «Механизм государственного пенсионного страхования нельзя превратить в механизм социальной пенсии, которая и сейчас выплачивается из средств бюджета, – сказала «НГ» председатель Комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок. – Страховой механизм позволяет накопить в течение трудовой деятельности соразмерно взносам гражданина в пенсионную систему. Ведущие зарубежные страны не отказываются от государственного страхового компонента, дополнительно развивая индивидуальные негосударственные пенсионные программы».

При этом, как отметила эксперт, принцип солидарности присутствует и в действующей сейчас в России системе. «Интересно, что инициаторы предложения считают, что надо брать в расчет и стаж, и размер заработной платы, это характерно отчасти как раз для страхового принципа. Однако они считают, что государственная казна сможет обеспечить необходимую детализацию пенсионных накоплений и выплат», – отметила Починок и указала на свои сомнения в целесообразности предложенных преобразований.

«Из 53 стран мира, обзор пенсионных систем которых несколько лет назад осуществил Всемирный банк, только две страны не имели страховых систем: Ирландия и Новая Зеландия. Там пенсионные выплаты носят фиксированный характер», – сообщила «НГ» профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. Отсутствие страховой системы там объясняется «довольно благоприятной демографической обстановкой, относительно малочисленным населением, отсутствием коррупции и наличием стабильно работающей экономики наряду с развитыми финансовыми рынками».

«Страховой принцип формирования пенсий в России работает, хотя и с учетом некоторых отечественных нюансов. Так, в нашей стране распространена нелегальная занятость, при которой деньги в пенсионную систему вовсе не поступают, не до конца проработаны вопросы с самозанятым населением», – пояснила эксперт.

«Пенсионная система – это производная от общего состояния экономики. Если уровень доходов российских граждан невелик, то невелики и пенсионные взносы и, как результат, пенсии», – продолжила она и предупредила о риске, что «отказ от страховой системы будет означать всеобщий переход к своеобразной уравниловке». При этом индексация тоже будет не гарантирована: например, ее может отложить нефтяной шок.

«Страховой принцип позволяет снизить нагрузку на бюджет, перекладывая ее на ПФР и организации. Прямые выплаты приведут к замене пенсий на пособия по старости, – полагает независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский. – К сожалению, нестраховой принцип приведет к банкротству бюджета по социальным обязательствам в течение следующих 10–15 лет».

По словам Финогеновой, некорректно поднимать вопрос об эффективности работы страховой системы как единственно возможной. «Вопрос должен подниматься относительно того, как обеспечить несколько источников пенсионного дохода», – считает она.

Резюмируя, вскоре государство, похоже, окажется перед выбором, на кого перекладывать ответственность за финансовое обеспечение пожилых. Первый вариант – полностью на бюджет, это то, что предлагается депутатами.

Второй вариант – переносить груз ответственности все больше на самого гражданина, который уже в молодости должен заботиться о своей старости, используя различные финансовые инструменты. Опрошенные «НГ» эксперты описали мягкий сценарий: совершенствование пенсионной накопительной системы при сохранении определенных обязательств государства. Но можно вспомнить, что пять лет назад эксперты при Минфине уже доводили эту логику до предела. «Пенсионная система будет постепенно сжиматься, а ее функции будут забирать на себя страхование от бедности, здравоохранение, образование, рынок труда, финансовые рынки и семья», – пояснял в 2015 году в своей статье директор Научно-исследовательского финансового института при Минфине Владимир Назаров (см. «НГ» от 07.09.15).

«Совсем молодым людям можно уже советовать забыть о пенсионной системе», – уточнял экономист. Их перспектива – самостоятельно копить на старость и работать всю жизнь, что для постиндустриального общества вполне нормально, следовало из статьи. «Сколько еще протянет эта (существующая. – «НГ») пенсионная система? Если государство будет проводить ответственную политику и не допустит коллапса, придется с этой системой жить примерно два поколения, то есть в районе 50 лет, – прогнозировал Назаров. – После этого, где-то в 2075 году, на Пенсионном фонде РФ можно повесить большой амбарный замок».

Читайте также: