Закон о неудержании из пенсии

Как ни странно, но несмотря на законодательный запрет, на практике встречается взыскание с пенсии и социального пособия долгов. 13 февраля 2019 года Совет Федерации одобрил принятый Госдумой Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об исполнительном производстве». Он исключает возможность обращения взыскания на денежные выплаты социального характера. Рассказываем, что это означает для обычных пенсионеров и льготников и когда новые правила начнут действовать.

Причина несоблюдения действующих правил

Статьей 101 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.


  • денежные суммы, выплачиваемые за возмещение вреда, причиненного здоровью;
  • различные компенсационные и единовременные выплаты;
  • социальные пособия, в т. ч. пособия гражданам с детьми;
  • средства материнского капитала и другие.

Однако связка «пенсия-взыскание-приставы» на практике работала довольно активно. Дело в том, что судебному приставу-исполнителю изначально не известны:

1. Источники поступления денежных средств на банковский счет должника.

2. Их назначение.

В итоге, в ходе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращают на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание (см. выше). Речь идёт и о взыскании долгов с пенсии, пособия.


В суды в 2016 году предъявлено 269 заявлений/административных исковых заявлений об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по списанию с банковских счетов денежных средств социального характера. Из них удовлетворено 22, что составило 0,6% от общего количества удовлетворенных заявлений/административных исковых заявлений.

Попытка исправить ситуацию

Отметим, что для исключения случаев обращения взыскания на доходы, указанные в упомянутой ст. 101 Закона № 229-ФЗ об исполнительном производстве, уже была внесена норма, предусматривающая, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие принадлежащих ему доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (Закон от 08.03.2015 № 57-ФЗ).

Однако выяснилось, что указанный механизм является действенным только в случае, когда должник надлежащим образом извещен о возбуждении исполнительного производства и ему разъяснены права и обязанности. Иначе внесудебные и судебные взыскания с пенсии, пособия продолжают иметь место.

Что будет с обращением взыскания на пенсию, пособие

Депутаты в очередной раз подготовили поправки в ФЗ «Об исполнительном производстве» (т. н. Закон о запрете взыскания долгов с пенсии, пособия) для защиты прав лиц, получающих пенсии и социальные пособия.

Они исключают возможность обращения взыскания в рамках исполнительного производства на денежные выплаты социального характера – взыскание на пенсию должника, а также получаемые им социальные пособия от государства.

Предложено открывать специальные социальные банковские счета, предназначенные только для зачисления денежных средств, на которые в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

Кроме того, предложено обязать банки исполнять содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом ч. 4 ст. 99 (размер удержания) и ст. 101 Закона № 229-ФЗ.

Также банкам запрещено исполнять исполнительные документы или постановления судебного пристава-исполнителя, если денежные средства, находящиеся на счете должника, относятся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с Законом № 229-ФЗ.

Предусмотрено, что в процессе обращения взыскания на имущество должника, кроме информации о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций приставы также запрашивают сведения о назначении платежа.

Когда начнут действовать новые правила

Считается, что принятие рассмотренного закона позволит исключить возможность обращения взыскания на выплаты социального характера, а также снизить напряженность в обществе из-за случаев обращения взыскания на социальные выплаты.

Законодательный запрет на обращение взыскания на пенсию должника, а также его социальные пособия вступит в силу с 1 июня 2020 года.


Многие пенсионеры ждут наступления 1 июня 2020 года, когда вступит в силу изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве» иногда называемые «закон о защите пенсий», якобы запрещающий судебным приставам списывать долги с пособий и пенсионных начислений. Так ли это на самом деле? Какова ситуация со взысканием долгов с пенсий сейчас и какие изменения ожидаются в ближайшее время, читайте подробнее в нашей статье.

Ст. 101 Федерального Закона «Об исполнительном производстве»


Именно данная норма закона устанавливает перечень доходов, на которые взыскание по исполнительным листам запрещено:

  1. денежные средства, выплаченные должнику в качестве возмещения вреда здоровью. К примеру, если Иванов В.В. попал в ДТП и серьезно пострадал, то выплаченные ему средства на лечение, находящиеся на счету в банке, не могут быть удержаны.
  2. средства, выплаченные должнику в качестве возмещения вреда в связи со смертью кормильца.
  3. денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей. К таким лицам относятся не только проходящие военную службу, но и сотрудники МЧС, пострадавшие в ходе спасательных операций, сотрудники полиции и т.д. Неприкосновенными являются и суммы, которые выплачены родственникам погибших при исполнении служебных обязанностей.
  4. компенсации, выплаченные гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. К примеру, не могут списать со счета и тем самым лишить выплат граждан, пострадавших вследствие катастрофы чернобыльской АЭС.
  5. компенсации за счет бюджета (как федерального, так и местного) тем, кто ухаживает за нетрудоспособными гражданами. К примеру, компенсации в размере 1200 рублей за патронаж над пожилыми людьми.
  6. так называемые «монетизированные» льготы. Имеются ввиду компенсационные покрытия льгот на проезд, на лекарства, когда гражданин выбрал деньги вместо этой самой льготы.
  7. денежные средства, начисленные в качестве алиментов на содержание родителей или детей, а также выплаты детям на период, пока разыскиваются их родители.
  8. компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. К примеру, выплата работнику предприятия за увольнение вследствие аварии или несчастного случая на производстве.
  9. денежные средства, выплаченные гражданину в качестве оплаты командировочных расходов, или в связи с переводом в другой регион по условиям трудового договора, или в связи с изнашиванием инструмента, используемого работником для выполнения своих трудовых обязанностей.
  10. начисления, произведенные организацией-работодателем по случаю рождения ребенка, вступления в брак или смерти близкого родственника.
  11. выплаченная страховка в рамках обязательного социального страхования.
  12. пенсия, назначенная к выплате по случаю потери кормильца из федерального бюджета.
  13. пособия от государства на содержание детей, в том числе средства материнского капитала — лишение должника даже части таких денег приставу запрещено.
  14. единовременные выплаты в связи со стихийным бедствием, террористическим актом, гуманитарная помощь и т.д.
  15. компенсации путевок и санаторно-курортного лечения, в том числе на не достигших совершеннолетия членов семьи должника, а также возмещение проезда к месту лечения.
  16. так называемые «похоронные» (пособие на погребение).

Обращаем внимание, что среди указанных пунктов нет страховой пенсии по старости, по инвалидности, а также накопительной пенсии и пособия по временной нетрудоспособности. Эти доходы не включены на сегодняшний день в список тех, которые защищены законом от судебных приставов.

Таким образом, в настоящее время ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен четкий перечень доходов, на которые невозможно обратить взыскание по долгам. Законодательством обязанность отслеживания вида дохода и соблюдение запрета списания социальных денег возложена на судебного пристава, в ведении которого находится исполнительное производство.

На практике, конечно, не всегда пристав обладает полной информацией о происхождении дохода должника. В этой связи нередки случаи, когда арестовывают деньги, не подлежащие аресту. Законом предусмотрена процедура отмены блокировки счета, но она занимает время, в течение которого должнику необходимо на что-то жить, питаться, оплачивать коммунальные расходы и т.д.

Если судебный пристав не спешит снять арест, его действия можно обжаловать руководителю ФССП, в прокуратуру или в суд. В 2020 году в указанную статью будут внесены изменения.

Новшества в законодательстве об исполнительном производстве

Еще в феврале 2019 года в статью 101 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также в ряд других связанных норм были внесены изменения, которые вступают в силу с 1 июня 2020 года:

  • статья 101 дополняется еще одним пунктом, согласно которому запрещено забирать за долги денежные средства, выплаченные в качестве материальной помощи пострадавшим в результате ЧС или утратившим имущество первой необходимости. К примеру, семьям пострадавших в результате пожара и утратившим частично или полностью имущество, включая жилье, положена финансовая помощь. Эти деньги нельзя блокировать на счете по исполнительному листу.
  • чтобы исключить необоснованные списания, работодателям необходимо будет в отношении каждого вида дохода работника проставлять индивидуальный код. Линейка кодов разработана и утверждена Центральным Банком России.
  • вводится обязанность банков и иных кредитных учреждений высчитывать размер денежных средств, на которые предполагается наложить арест, с учетом кодовой маркировки. То есть, при наличии в этом учреждений счета должника банк рассчитывает возможную сумму списания за исключением тех денежных средств, которые предусмотрены статьей 101 Закона «Об исполнительном производстве». Порядок расчета утвержден Приказом Минюста РФ №330 от 27.12.2019. Если у должника несколько счетов, то расчет проводится в отношении каждого счета в отдельности. Для банков предусмотрена ответственность в виде штрафов за невыполнение этих требований. После расчета кредитная организация обязана уведомить судебного пристава или взыскателя в течение 3-х дней о размере денежных средств на счетах должника, с отдельным указанием видов дохода, не подлежащих списанию.

Примечательно, что в начале 2019 года, когда еще перечисленные изменения были законопроектом, во втором чтении от КПРФ были внесены поправки с предложением правила взыскания задолженности по исполнительному листу с пенсий с обязательным остатком в размере прожиточного минимума. Пояснения к поправкам содержали доводы о том, что в подавляющем большинстве клиентами микрофинансовых организаций являются именно пенсионеры, которым долги выставляются в огромных суммах, и после списания единственного источника дохода они обречены на нищенское существование. В 2019 году данные поправки не были приняты.

Закон о запрете взыскания долгов с пенсии должника

Пенсионеры в России – люди далеко небогатые. По данным ПФР, средний размер пенсии по старости в четвертом квартале 2019 года составила 15495 рублей. Располагая даже этой суммой, хотя большинство пожилых россиян получают существенно меньше, затруднительно оплачивать коммунальные услуги, обеспечивать себя продуктами и лекарствами. При этом практически в каждом банке есть кредитная линия, ориентированная на пенсионеров. Многие из них оформляют кредит, который потом не в силах погасить.

Как мы указывали выше, пенсия по возрасту не входит в число доходов, на которые распространяется запрет ареста в рамках исполнительного производства. И на сегодняшний день иного закона, который бы запрещал обращение взыскания на пенсии, не существует.

Вместе с тем, в декабре 2019 года от представителей Минэкономразвития были внесены два законопроекта, в которых предусмотрены требования по ограничению обращения взыскания на пенсию.

В одном из них содержится изменение в ту самую ст. 101 Закона «Об исполнительном производстве»: предлагается дополнить список «неприкосновенных» доходов пенсией по старости, страховой пенсией по инвалидности (о чем ранее заявлялось КПРФ поправками), накопительной пенсией. В то же время, предлагаются и исключения. К примеру, с пенсий все же можно будет удерживать деньги в счет погашения долгов за услуги ЖКХ, а также по исполнительным листам о взыскании административного, судебного штрафа, возмещения вреда вследствие преступления.

Другим законопроектом предусмотрено, что при любых взысканиях, в том числе и с пенсий, должен оставаться прожиточный минимум. Это изменение планируется внести в ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве». В настоящее время в п. 4 этой нормы содержится общее правило о неприкосновенности минимума имущества, необходимого для должника и членов его семьи. Изменения вносят конкретизацию – неприкосновенность прожиточного минимума дохода предлагается закрепить в федеральном законодательстве. По официальным данным Пенсионного фонда РФ, в 2019 году величина прожиточного минимума для пенсионера составляла 8846 рублей, с 1 января 2020 года – 9311 рублей. Это установлено на федеральном уровне, но для расчета неприкосновенного минимума будут исходить из размера, установленного в регионе, где проживает должник.

Из правила о неприкосновенности прожиточного минимума в законопроекте также есть исключения. Ограничения не коснутся исполнительных производств, содержащих требования:

  • о погашении алиментной задолженности на содержание несовершеннолетних детей;
  • о возмещении ущерба в связи со смертью кормильца;
  • об уплате административного или судебного (уголовного) штрафа;
  • об иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет (к примеру, налоги и сборы);
  • об уплате задолженностей за все виды услуг ЖКХ.

Подробнее о предлагаемых изменениях можно прочитать здесь. Законопроекты уже были одобрены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в настоящее время (январь 2020) находятся на рассмотрении в Правительстве РФ.

Вопрос-ответ

Предлагаем вашему вниманию ответы на самые распространенные вопросы читателей. Обращаем внимание на то, что ответы даны на основании законодательства, действующего на 31.01.2020 (т.е., без учета законопроектов).

Путин запретил взыскивать долг с пенсии и социальных выплат.Государственная дума РФ дополнительно защитила права должников, получающих социальную помощь от государства. Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступит в силу. Законодатели с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня.

21 февраля 2019 года был принят закон ФЗ-12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступит в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к ФЗ-229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании Службой судебных приставов.

Основной посыл новостей о принятии данного ФЗ заключается в следующем: Президент РФ Путин подписал закон о запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и социальных выплат, перечисленных в ст. 101. В данном утверждении содержится противоречие, так как статья 101 и ранее содержала запрет на взыскание с данных видов доходов.

1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 101, неприкосновенными являются средства, выплачиваемые в связи со смертью кормильца.

2. В п. 10 ч.1 той же статьи упомянута и сама пенсия по утрате кормильца.

Таким образом, данное положение нововведением не является, многие выплаты социального характера были защищены и раньше.

По сути, ФЗ-14 отменил взыскание по исполнительному листу только с выплат, производимых гражданам, пострадавшим в результате катастроф, иных форс-мажорных обстоятельств. В таких ситуациях выплаты производятся в качестве единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества или причинением вреда здоровью, а также членам семей граждан, погибших в результате ЧС.

Фактически новшество состоит в том, что освобождаются от взыскания выплаты при наличии следующих условий:

· субъект выплаты: граждане, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях или члены семей погибших;

· цель осуществления: компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья на определенный период;

· выплата носит единовременный характер.

Смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода.

Основной смысл закона — в установлении нового порядка перечисления взысканных с должников денег, с указанием кодов вида дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Ответы на многие вопросы:

Облагается ли взысканиями пенсия банкрота?

В соответствии со ст. 101 ФЗ-229, имеет значение вид пенсии. С пенсии по старости и по инвалидности взыскание осуществляется в общем порядке, с пенсии по потере кормильца ни при каких условиях долг не удерживают.

Действительно ли президент подписал недавно закон, который вводит неприкосновенность соцподдержки россиян?

Федеральный закон №14-ФЗ от 21.02.2019г. вносит некоторые важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они касаются порядка осуществления перечисления денежных средств, удержанных с заработка и иных доходов (вводится необходимость указания кода в платежных документах в целях идентификации платежей).

В ст. 101 ФЗ-229 и раньше были перечислены соцвыплаты, защищенные от взыскания. Президент запретил по сути в этом законе обращение взыскания только на один вид выплат — на компенсации в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций (при соблюдении некоторых условий).

Каким образом осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия становится неприкосновенной?

Принятым в феврале 2019 года федеральным законом № 12-ФЗ взыскание долга с пенсии по старости не запрещается. В п. 9 ч.1 ст. 101 ФЗ-229 отдельно указано, что взыскание не осуществляется со страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости и инвалидности.

Кроме того, судебными приставами может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу ниже прожиточного минимума?

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ничего не сказано про такую ситуацию. Согласно ст. 99 этого закона, сумма удержания может составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.

Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды (последний в определении №45-КГ 16-27 от 12.01.2017г., например) неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставами и судом.

С 1 июня 2020 года изменится порядок взыскания по исполнительным листам. В частности, будет изменен и расширен перечень денежных средств, на которые не допускается накладывать взыскание судебными приставами. По изменившимся правилам взыскание не допускается обратить на денежные выплаты социального характера. На какие именно выплаты распространяются новые положения законодательства? Правда ли, что Президент подписал закон о неприкосновенности пенсии, и как осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия теперь под защитой?

  • Сущность изменений в порядке взыскания задолженности с июня 2020 года
  • Какие выплаты будут освобождены от взыскания
  • Могут ли наложить взыскание на пенсию
    • А если пенсия ниже прожиточного минимума?
  • Как приставы узнают о том, что доход является социальным
  • Выводы

Сущность изменений в порядке взыскания задолженности с июня 2020 года

Изменения в законодательство об исполнительном производстве внес Федеральный закон от 21.02.2019 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Согласно ему, выплаты в пользу граждан социального характера будут освобождены от вероятного взыскания со стороны судебных приставов. Закон подписан в феврале 2019 года, но предусматривает отложенную дату для вступления изменений: они вступят в силу не ранее 1 июня 2020 года.

Многие СМИ, описывая сущность нового закона, указывают на то, что он защищает пенсии и другие социальные выплаты от взыскания по исполнительному производству. На самом деле это неверно. Нынешний ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит обширный перечень выплат, на которые не допускается наложить взыскание, и новый закон изменяет этот перечень совсем незначительно. То есть социальные выплаты, на которые не накладывается взыскание, есть и сегодня. Также стоит понимать, что пенсия по-прежнему может быть взыскана в рамках исполнительного производства, хотя и с определенными нюансами.

Таким образом, новый закон о введении запрета представляет поправки к ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», который содержит нормы принудительного взыскания ФССП. Изменения будут внесены в ст. 101 229-ФЗ, где перечислены выплаты, на которые не накладывается взыскание по исполнительному производству.

Какие выплаты будут освобождены от взыскания

В нынешней версии ч. 1 ст. 101 229-ФЗ приводится перечисление доходов, на которые недопустимо накладывать взыскание. Указанная статья приводит следующие выплаты:

  1. Деньги, которые выплачиваются в счет возмещения вреда, причиненного здоровью.
  2. Компенсация вреда из-за смерти кормильца.
  3. Денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья, ранения и травмы при исполнении служебных обязанностей.
  4. Компенсации из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по уходу за нетрудоспособными лицами.
  5. Денежные компенсации, которые перечисляются гражданам на определенные цели, в частности, компенсации стоимости проезда и покупки лекарств.
  6. Алименты.
  7. Компенсации, указанные в трудовом законодательстве: в связи со служебными командировками, переводом или направлением в другую местность; связанные с изнашиванием инструмента работника; компенсации на случай рождения ребенка, смерти родных и регистрации брака.
  8. Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию.
  9. Пенсия по потере кормильца, которая выплачивается из средств федерального бюджета, и доплата к ней из регионального бюджета.
  10. Детские пособия.
  11. Материнский капитал.
  12. Средства материальной помощи, выплачиваемой в связи с терактом, смертью члена семьи, оказанием гуманитарной помощи, оказанием содействия при выявлении терактов и иных преступлений.
  13. Компенсация стоимости путевок, санаторно-курортного лечения и пр.
  14. Компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно.
  15. Социальное пособие на погребение.

Новые выплаты социального характера, на которые не допускается наложить взыскание, по ФЗ-12 включают в свой состав:

  1. Средства, выделенные пострадавшим в результате ЧС. Это например, катастрофы или прочие форс-мажорные обстоятельства.
  2. Средства, выделенные в качестве единовременной материальной и финансовой помощи, если они были выплачены члену семьи гражданина, погибшего в результате ЧС, или гражданам, здоровью которых причинен вред разной степени тяжести.

Эти выплаты с 1 июня 2020 году войдут в состав п. 18 ч. 1 ст. 101 229-ФЗ.

Таким образом, новый закон освободил от взыскания выплаты, которые соответствуют трем основным условиям:

  1. Субъектом выплат являются граждане, которые пострадали в чрезвычайной ситуации, или члены их семей.
  2. Целью таких выплат является компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья за определенный период времени.
  3. Выплата относится к единовременным.

Могут ли наложить взыскание на пенсию

В п. 9 ч. 1 ст. 101 229-ФЗ подчеркивается, что взыскание допускается наложить на пенсию по старости, пенсию по инвалидности (с учетом фиксированной доплаты к страховой пенсии), накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату и пособие по временной нетрудоспособности.

На основании п. 10, 11 ч. 1 ст.101 229-ФЗ не допускается только взыскание на пенсию по утрате кормильца и доплаты (выплаты) к ней. Важно учесть, что новый закон не делает пенсионеров неприкосновенными и не вводит запрет на взыскание пенсии в счет погашения задолженности.

Приставы могут обратить взыскание и на имущество пенсионеров: эта категория граждан не наделена никакими особыми преимуществами. Взыскание обращается и на зарплату, если пенсионер относится к работающим.

А если пенсия ниже прожиточного минимума?

В 229-ФЗ ничего не говорится о подобной ситуации. То есть пенсия подлежит взысканию в стандартном порядке: не более 50% в общем случае и до 70% при долгах по алиментам. Но Конституционный и Верховный суды (например, в определении №45-КГ 16-27 от 2017 года) неоднократно высказывали мнение о необходимости учета интересов всех сторон, включая должника и иждивенцев.

Как приставы узнают о том, что доход является социальным

Лица, которые выплачивают гражданину зарплату или прочие доходы, должны будут специально отмечать, что данная выплата имеет социальный характер. В обязанности работодателя входит указание соответствующего специального кода в платежном поручении на перевод денег. Порядок указания такого кода в расчетной документации должен будет установить Банк России.

Кроме того, в обязанности работодателя входит указание в расчетном листке суммы, которая была взыскана в текущем месяце по исполнительному документу.

Порядок расчетов предстоит разработать Минюсту по согласованию с Банком России.

Выводы

Таким образом, с июня 2020 года будет дополнен перечень доходов социального характера, на которые не допускается наложить взыскание со стороны судебных приставов в рамках исполнительного производства. Федеральный закон от 21.02.2019 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» вносит важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они затрагивают порядок перечисления денег, которые были удержаны с заработка и прочих доходов. У работодателя возникает необходимость указания кода в платежных документах для идентификации платежей и для их защиты от неправомерного взыскания со стороны ФССП. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и ранее содержал перечень выплат социального характера, на которые не допускается наложить взыскание. Новый закон только расширил его и ввел под запрет компенсации по причине наступления чрезвычайных ситуаций.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.


Финансово-экономический кризис, разразившийся в 2014 году, привёл к падению уровня реальных доходов населения РФ. Как результат, обострилась проблема с выплатой гражданами различных долгов – за коммунальные услуги, по кредитам, алиментам и т.д. Российское законодательство допускает применение к неплательщикам целый ряд мер по возврату долгов, в том числе и обращение взыскания на их доходы. Рассмотрим, каким образом эти положения относятся к должникам-пенсионерам.

Законодательное регулирование вопроса

Процедура взыскания долгов относится к сфере гражданского права, и регулируется положениями ГК РФ – ст.237, 333, 395, 809. Также нюансы процедура возврата просроченной задолженности прописана в отдельных нормативно-правовых актах.

Что же касается пенсионеров, то они, как социально уязвимая группа населения, стоят несколько особняком в части взыскания с них долгов. Особый ажиотаж среди лиц пенсионного возраста вызвал якобы подписанный в феврале 2019 года Президентом РФ закон о запрете взыскания долгов с пенсий. На самом деле, 21.02.2019г. главой государства была принята лишь одна поправка к уже давно существующему закону о деятельности судебных приставов ФЗ №229, принятому ещё в 2007 году.

Данное законодательство, призванное регулировать деятельность судебных исполнителей, устанавливало 17 видов выплат, с которых запрещалось взыскивать долги. Принятая в феврале поправка всего лишь добавила к существующим 17 ещё один вид социальных платежей, на который запрещено обращать судебное взыскание. В действие принятая поправка вступает с июля будущего, 2020 года.

Процедура взыскания долга с пенсионера

Согласно положениям Конституции, для закона все граждане равны, независимо от их социального статуса. Поэтому пенсионеры обязаны на общих основаниях выплачивать свои долги. В случае злостного уклонения от выполнения своих обязательств по кредитам, алиментам и прочим долгам, они удерживаются с лиц пенсионного возраста в принудительном порядке. Доходы пенсионеров, с которых разрешается удерживать долги:

  1. Заработная плата, если гражданин, находясь на пенсии, продолжает работать.
  2. Социальная пенсия по достижению пенсионного порога («по старости»).
  3. Финансовые накопления, хранящиеся на счету пенсионера в банковских организациях.
  4. Дивиденды от принадлежащих пенсионеру акций и прочих ценных бумаг.
  5. Доход от сдачи своего имущества в аренду третьим лицам или организациям.
  6. Прибыль от ведения частного бизнеса, от оказания услуг в качестве ИП или самозанятого.

Процедура взыскания выглядит следующим образом.

  1. Кредитор, будь это частное лицо или некая организация (банк, ЖКХ), обращаются в суд с исковым заявлением о взыскании с пенсионера просроченной задолженности.
  2. При положительном решении вопроса, заявитель получает на руки судебное постановление, с которым отправляется в службу приставов-исполнителей.
  3. На основании судебного решения, сотрудники ФССП возбуждают исполнительное производство.
  4. В рамках производства приставы обращают взыскание на все банковские счета пенсионера, через которые происходят выплаты.

Основания для взыскания долга

Принудительным образом может взыскиваться следующая задолженность:

  1. За предоставленные гражданину коммунальные услуги.
  2. Выплаты процентов и основного долга по потребительским и целевым кредитам, ипотечным займам.
  3. По обязательным платежам в государственный бюджет (налоги) и в негосударственные фонды (отчисления в ПФР, ОМС, Соцстрах).

Основаниями для взыскания долга являются следующие постановления и решения:

  1. Пенсионный фонд может удержать с пенсионных выплат определённую сумму, если ранее по ошибке пенсионеру были выплачены лишние денежные средства.
  2. Судебное постановление. Выносится по итогам судебного разбирательства, инициированного исковым заявлением от кредитора. Данное постановление предусматривает взыскание недоимок по долгам со всех официальных видов дохода гражданина, кроме отдельно прописанных социальных выплат.
  3. Исполнительное делопроизводство. Вступает в действие, когда по-иному урегулировать вопрос о возврате долга не получилось.

Взыскание долга с пенсии

Взыскание просроченной задолженности с пенсионных поступлений должника имеет ряд особенностей. Они определены положениями ФЗ №299 «О судебном делопроизводстве».

С каких доходов пенсионеров нельзя взыскивать долг?

Согласно статье №101 вышеуказанного федерального закона, на 2019 год установлено 18 видов социальных выплат, с которых запрещено производить удержания. Относительно пенсионеров, таких «запретных» для приставов источников поступления денег, можно указать восемь:

  1. Пенсия, назначенная в связи с потерей кормильца.
  2. Компенсационные выплаты лицам, пострадавшим от техногенных катастроф (ЧАЭС, «Маяк»).
  3. Страховая пенсия, начисляемая в соответствии со страховым стажем.
  4. Пособие, выплачиваемое по уходу за инвалидом нетрудоспособной группы.
  5. Алиментное содержание, получаемое либо на находящихся на иждивении детей, либо на себя лично.
  6. Одноразовая финансовая помощь лицам, пережившим стихийное бедствие.
  7. Единоразовые выплаты жертвам террористического акта.
  8. Выплаты по смерти близкого родственника.
  9. Компенсационные платежи на погребальные расходы.

Со всех остальных доходов, не вошедших в этот список, удерживается определённая судом часть в пользу истца.

Размер взыскания

Величина удержаний с пенсии устанавливается решением судьи, в каждом конкретном случае индивидуально. Влияние на размер взыскания оказывает тип задолженности и его размер, а также величина общих доходов пенсионера. Например, наиболее строго суд подходит к уклонению от уплаты алиментов, поскольку от этих денег зачастую зависит жизнеобеспечение наиболее уязвимых слоёв общества – детей и инвалидов.

В этой ситуации размер взыскания может составить 50%, а в исключительных ситуациях, при наличии дополнительных доходов, обеспечивающих пенсионеру прожиточный минимум – и до 70%. При прочих видах долгов – коммунальных, банковских, как показывает судебная практика, удерживаются намного меньшие суммы – порядка 10%, особенно, если уровень доходов пенсионера и без того невысок.

Сроки взыскания

Сроки выплат по каждому виду задолженностей – коммунальных, банковских, — всегда указываются в соответствующих договорах. Если заёмщик или потребитель услуг не вносят вовремя регулярный платёж, то кредиторы вправе обратиться в судебные органы за принудительным взысканием долга.

После получения судебного решения, приставы в течение месяца обязаны использовать все разрешённые законом возможности для взимания долгов. Срок действия исполнительного листа составляет три года, и если в течение этого срока вернуть задолженность не удалось, то исполнительное делопроизводство прекращается.

Возврат денег, взысканных незаконно

Несмотря на установление ещё в 2007 году перечня доходов, на которые не могут обращаться взыскания, судебные приставы очень часто удерживают деньги именно с них. Вина самих приставов в этой ситуации минимальна: арестовывая банковские счета, они не имеют возможности отслеживать, откуда на них поступают деньги. Поэтому, взыскания автоматически обращаются как разрешённые источники дохода, так и на «запретные».

В случае возникновения подобной ситуации, гражданину следует обратиться в местную службу приставов-исполнителей, «клиентом» которой он стал. С собой потребуется взять всю документацию, подтверждающую происхождение незаконно арестованных платежей. После этого сотрудники ФССП должны прекратить вычеты, а незаконно удержанные деньги – вернуть на счёт должника.

Если договориться с руководством ФССП не удастся, остаётся единственный выход – обращение в суд за восстановлением справедливости.

Заключение

Выплата долгов – обязанность каждого заёмщика, и в случае её невыполнения к нему возможно применение принудительных мер. Но, в свою очередь, приставы-исполнители также должны следовать букве закона. При выявленных нарушениях работе сотрудников ФССП, гражданин вправе отстаивать свои права в судебном порядке.



Накануне в Гатчинском районном отделении судебных приставов УФССП России по Ленинградской области была предоставлена рассрочка 69-летнему мужчине. До того у него были арестованы счета, в том числе в счет долга забирали часть пенсии. Но теперь на какое-то время он может вздохнуть спокойно: деньги высчитывать не будут.



Минувшим летом был принят закон, вводящий временные послабления для должников. Социально незащищенным гражданам, чьи дела находятся на исполнении в службе судебных приставов, будут предоставляться рассрочки по долгам до двух лет. "Должники из числа неработающих пенсионеров, у которых пенсия меньше двух минимальных размеров оплаты труда и нет иной недвижимости, кроме единственного жилья, получили право на рассрочку по взысканию кредита на сумму до миллиона рублей", - пояснили в службе судебных приставов.

Рассрочка может предоставляться на срок, не превышающий 24 месяцев. "Чтобы получить рассрочку, необходимо обратиться в территориальное подразделение судебных приставов, приложив к заявлению график погашения долга", - поясняют судебные приставы.

В свою очередь заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин подчеркнул, что к гражданам-должникам в период действия рассрочки не будут применяться меры по возвращению просроченной задолженности со стороны коллекторов и коллекторских агентств.

Кстати, когда закон обсуждался, звучали голоса скептиков - мол, непонятно, найдутся ли вообще пенсионеры, попадающие под действие данной нормы. "Разве много у нас пенсионеров с маленькими пенсиями и большими кредитами?" - удивлялись критики. Нет, жизнь показала, что помощь пришлась людям в самый раз.



По данным разработчиков закона, на принудительном исполнении в Федеральной службе судебных приставов находится 1,6 миллиона исполнительных производств, где должниками являются граждане, получающие пенсии по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца и при этом не имеющие иных источников доходов. Общая сумма долга у них более 340 миллиардов рублей. Из них более 332 миллиардов рублей - это долги по кредитам.

Кроме того, как сообщил недавно директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов, ведомство в условиях пандемии снизило размер удержаний с пенсий должников.

"Нами принято решение о снижении до 20 процентов размера удержаний при взыскании долгов с пенсий по ходатайству пенсионеров, не имеющих иных доходов", - сообщил Аристов.

По ходатайству пенсионера, размер удержаний с пенсии приставы могут снизить до 20 процентов.

На что может рассчитывать гражданин

В настоящее время действуют и другие меры защиты граждан, напомнила старший партнер юридической компании Елена Козина. Запрещено до 01.01.2021 года начислять и взыскивать пени за коммунальные долги, появившиеся с 06.04.2020 года по 01.01.2021 года. Запрещено ограничивать или приостанавливать (отключать) оказание коммунальных услуг за долги по коммунальным услугам (до 01.01.2021 года). Граждане могут взять ипотеку по льготной ставке 6,5 процента годовых (до 1 ноября 2020 года). Имеется возможность получить образовательный кредит по льготной ставке 3 процента. Минимальный размер оплаты больничных временно приравнен к МРОТ (до 31 декабря 2020 года включительно).

Читайте также: