Закон о пенсионном для военнослужащих казахстан

Добавить новость в:

Полковник В. Ковин

Вопросы социальной защиты лиц, уволенных из вооруженных сил и других силовых структур, являются одним из приоритетов внутригосударственной политики Казахстана, ориентированной на поддержание авторитета власти и престижа военной службы в обществе, а также на укрепление кадрового резерва армии за счет офицеров и других категорий военнослужащих, уволенных в запас.

Первый национальный закон "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава министерства обороны, органов внутренних дел и их семей", который был принят в январе 1993 года, во многом основывался на положениях законодательства о пенсионном обеспечении данных категорий граждан в период существования СССР. В то же время в нем была предусмотрена мера по ежегодной индексации (повышению) размера военных пенсий в зависимости от уровня инфляции.


В соответствии с руководящими документами право назначения пенсионных выплат военнослужащим в Казахстане предоставлено уполномоченным государственным органам, а именно: министерствам обороны, внутренних дел, труда и социальной защиты населения (последнему - в отношении сотрудников, проходивших службу в органах прокуратуры); комитету национальной безопасности; республиканской гвардии; службе охраны президента Казахстана; службе внешней разведки "Сырбар".

В 1997 году в республике была проведена военно-пенсионная реформа, которая в целях уменьшения нагрузки на национальный бюджет отменила норму о ежегодном перерасчете пенсий, а их предельный размер, рассчитываемый от величины денежного содержания, был снижен с 85 до 65 % Это привело к ситуации, когда размеры ранее назначенных пенсий бывшим военнослужащим существенно снизились. В результате уволенные в запас после данных нововведений военнослужащие-контрактники в званиях сержанта, прапорщика (мичмана) и младших офицеров получали пенсию в большем размере, чем бывшие генералы (адмиралы) и полковники (капитаны 1 ранга), вышедшие в отставку в середине 1990-х годов. В целях ликвидации таких диспропорций и дальнейшего совершенствования системы пенсионного обеспечения военнослужащих силовых структур президент Н. Назарбаев 21 июня 2013 года подписал новый закон "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (№ 105-V).

Принятию этого документа предшествовали разработка и утверждение новой редакции закона Казахстана "О воинской службе и статусе военнослужащих" (№ 561-IV), вступившего в силу 16 февраля 2012 года. В соответствии с данным документом (ст. 25) установлен предельный возраст нахождения военнослужащих на военной службе:
- военнослужащие рядового и младшего сержантского состава - 45 лет;
- военнослужащие старшего сержантского состава и офицерский состав до подполковника (капитаны 2 ранга) включительно -47 лет;
- военнослужащие высшего сержантского состава и полковники (капитаны 1 ранга) - 55 лет;
- генерал-майоры (контр-адмиралы), генерал-лейтенанты (вице-адмиралы) - 60 лет;
- генерал-полковники, адмиралы и генералы армии - 63 года.

Ст. 64 указанного закона определяет, что право на пенсионные выплаты за выслугу лет предоставлено военнослужащим (кроме солдат и сержантов срочной службы), сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, которым при-своены специальные звания и классные чины:
- имеющим выслугу не менее 25 лет, достигшим установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста нахождения на военной службе;
- имеющим выслугу не менее 25 лет, уволенным по сокращению штатов, собственному желанию или состоянию здоровья;
- офицерам, прапорщикам (мичманам), сотрудникам специальных государственных органов, лицам среднего, старшего и высшего начальствующего состава правоохранительных органов, а также проходящим военную службу по контракту, уволенным по достижении предельного возраста нахождения на военной или службе в правоохранительных органах по сокращению штатов либо состоянию здоровья, имеющим общий трудовой стаж 25 и более лет, из которых не менее 12,5 года составляет непрерывная служба в вооруженных силах или служба в специальных государственных и правоохранительных органах.

В настоящее время казахские военнослужащие в отношении пенсионного обеспечения в соответствии с законом № 105-V разделены на три группы:
- 1-я - военнослужащие, имеющие выслугу по состоянию на 1 января 1998 года более 10 лет, обеспечиваются пенсионными выплатами за выслугу лет в полном объеме из государственного бюджета;
- 2-я - военнослужащие, имеющие выслугу по состоянию на 1 января 1998 года менее 10 лет, обеспечиваются пенсионными выплатами за выслугу лет из госбюджета и за счет пенсионных накоплений в размере 20 % денежного содержания;
- 3-я - лица, впервые призванные на военную службу после 1 января 1998 года, обеспечиваются пенсионными выплатами только за счет произведенных пенсионных накоплений в размере 20 % денежного содержания.

Документом также определено, что пенсионные выплаты из государственного бюджета в полном объеме устанавливаются из расчета 50 % денежного содержания при продолжительности выслуги 25 лет. За каждый последующий полный год нахождения на военной службе или службе в правоохранительных органах (свыше 25 лет) размер пенсионных выплат в полном объеме увеличивается на 2 %, за год трудового стажа - на 1 % денежного содержания.


При этом по закону общий размер пенсионных выплат не может превышать 65 % денежного содержания. Одновременно максимальный размер месячных пенсионных выплат военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также лицам, приравненным к ним, не может превышать 104-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете (для пенсионных выплат, назначаемых с 1 января 2013 года, 180 024 тенге, или около 1 тыс. долларов США). В частности, в настоящее время размер пенсии уволенного по достижении предельного возраста командира полка (части) в воинском звании полковника (капитана 1 ранга), выслуга которого насчитывает 30 лет и более, составляет 147 620 тенге (820 долларов). Сравнение размеров вышеуказанных пенсионных выплат с минимальной пенсией - 21 736 тенге (120,8 доллара) и расчетным прожиточным минимумом -19 966 тенге (110,1 доллара) свидетельствует о достаточно высоком уровне социальной защищенности в Казахстане пенсионеров министерства обороны и других силовых структур республики.

Пенсионные выплаты военнослужащим из госбюджета в неполном объеме устанавливаются из расчета 2 % денежного содержания за каждый год выслуги лет и трудового стажа по состоянию на 1 января 1998 года.

Следует отметить, что исчисление выслуги лет военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и сотрудникам правоохранительных органов, а также лицам, имеющим воинские или специальные звания и классные чины, производится в соответствии с постановлением правительства республики от 26 августа 1998 года № 803 "Об утверждении правил исчисления выслуги лет военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов. ".

Документом в ряде случаев предусматривается льготное исчисление выслуги лет, что связано с выполнением военнослужащим обязанностей военной службы на определенных специальностях, а также в условиях боевых действий (например, в рамках участия в миротворческих операциях, проводимых под эгидой ООН).

В Казахстане в соответствии со ст. 67 указанного закона денежное содержание, учитываемое при определении размера пенсий военнослужащих, сотрудников специальных государственных и сотрудников правоохранительных органов, а также лиц, приравненных к ним, определяется на день увольнения со службы (исключения из списков личного состава части). При этом учитывается должностной оклад и оклад (доплата) по воинскому (специальному) званию или классному чину.

Для военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, а также лиц, приравненных к ним, поступивших впервые на службу после 1 января 1998 года, предусмотрен порядок формирования пенсионных накоплений. Выплаты для них осуществляются из накопительных пенсионных фондов исходя из перечисленных туда за время службы самим военнослужащим обязательных и добровольных индивидуальных взносов.

Выплата военных пенсий в большинстве случаев производится из бюджетов соответствующих министерств и ведомств через филиалы банков путем их зачисления на персональные счета граждан, номера которых предоставляются бывшими военнослужащими в специальном заявлении. Согласно действующим правилам доставка военных пенсий на дом уполномоченными организациями по их выдаче производится только инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, получателям пенсий, достигшим 80-летнего возраста, инвалидам 1-й группы, а также лицам, требующим по медицинским показаниям постороннего ухода.


Выплата пенсий бывшим военнослужащим, проживающим в интернатных или государственных медико-социальных учреждениях, производится по местонахождению этого объекта. Лицам, признанным по решению суда недееспособными и нуждающимися в опеке (попечительстве), проживающим в государственных медико-социальных учреждениях, пенсии зачисляются на банковские счета, открываемые опекунами (попечителями) в организации, уполномоченной на их выдачу.

В случае осуждения получателя военной пенсии эти выплаты, назначенные уполномоченными государственными органами, зачисляются на специальный счет исправительного учреждения, где он отбывает наказание.

В соответствии с законом № 561-IV военнослужащим-контрактникам при увольнении с военной службы, за исключением случаев увольнения по отрицательным мотивам, также выплачивается выходное пособие в размере:
- трехмесячного денежного содержания - тем, кто состоял на военной службе менее 10 календарных лет и был уволен по достижении предельного возраста нахождения на службе по состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов;
- пятимесячного денежного содержания - от 10 до 20 календарных лет;
- 20-месящюго денежного содержания - от 20 до 30 календарных лет;
- 30-месячного денежного содержания - свыше 30 календарных лет.

В целом у военнослужащих министерства обороны и других силовых структур Казахстана по сравнению с другими категориями граждан достаточно высокий уровень пенсионного обеспечения, что способствует поддержанию престижа военной (специальной) службы в республике.

Законодательство о воинской службе, касающееся социального пакета, составлено таким образом, что в полной мере охватывает лишь тех граждан, которые всю свою жизнь посвятили службе Родине. К примеру, поступив на воинскую службу в 17-18 лет курсантом или военнослужащим срочной службы, добросовестно отслужив 25 и более лет на должностях офицера, сержанта или солдата, человек имеет право на все социальные льготы и выплаты. Это, прежде всего, жилье с правом приватизации и пенсионные выплаты за выслугу лет. Вместе с тем, государство учитывает и ценит тех людей, которые отдали армии определенную часть своей жизни. Для этой категории граждан также предусмотрены льготы и социальные гарантии.

К примеру, имеющие непрерывную выслугу воинской службы в 12 с половиной лет в льготном исчислении, при дополнительном наличии такого же «гражданского» трудового стажа, имеют право на пенсию за выслугу лет (в 45-47 лет). Причем, ее размер практически не уступает размеру пенсии тех, кто прослужил в армии всю жизнь.

Жилищный вопрос
Что касается жилья, то и здесь государство идет навстречу отдельным категориям военнослужащих, которые поступили на службу позже других или прослужили менее установленного срока. Так, основанием для бесплатной приватизации жилья или получения компенсации взамен бесплатной приватизации является срок выслуги 20 лет (в календарном исчислении). Кроме того, для тех, кто не имеет такого срока выслуги, к примеру, отслужил в армии более 10, но менее 20 лет, законодательство предусмотрело возможность обмена служебного жилья, не подлежащего приватизации, на другое жилье из фонда Министерства обороны по остаточной стоимости. Остаточная стоимость жилья в основном зависит от его места нахождения и года постройки. Причем, сроки выплаты остаточной стоимости законодательством не оговорены и позволяют уволенным в запас военнослужащим выплатить необходимую сумму и официально оформить жилье в собственность при наличии такой возможности.
Кроме того, не следует забывать, что в период прохождения службы государство в полной мере одинаково для всех выполняет свои обязательства: военнослужащие всегда обеспечиваются действующими социальными льготами: бесплатное медицинское обслуживание для всех членов семьи, служебное жилье, социальная страховка, полное сохранение денежного довольствия при нахождении в отпуске, на излечении, на учебе и т.д.
Вышеперечисленные льготы, предоставляемые военнослужащим, являются достаточно существенными, особенно в сравнении с другими категориями граждан страны, чья деятельность также важна в масштабе государства, но для которых не предусмотрены такие социальные гарантии. В их числе работники здравоохранения и образования (врачи, учителя), а также тяжелых производств (шахтеры, металлурги).
С 1 января 2018 года началась реализация новой модели обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей, а также лиц, уволенных с воинской службы. Указанные новшества предполагают четкое понимание каждым военнослужащим и должностными лицами государственных учреждений всего механизма действий и его последовательной реализации.
Внесенные изменения и дополнения в законодательство о жилищных отношениях предусматривают порядок осуществления жилищных выплат каждым государственным учреждением.
Данный порядок основан на нормах пункта 3 статьи 101-2 Закона РК
«О жилищных отношениях», предусматривающих осуществление жилищной выплаты государственным учреждением Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, в которых военнослужащий проходит воинскую службу, в месячный срок со дня их назначения.

В 2019 году:
Освоено порядка 72,2 млрд. тенге на жилищные выплаты, из них:
- обеспечено текущими жилищными выплатами 42084 военнослужащих;
- получили единовременные жилищные выплаты за период необеспеченности служебным жильем 2350 военнослужащих;
- получили денежную компенсацию взамен права безвозмездной приватизации служебного жилья 784 военнослужащих;
- получили денежную компенсацию 11 лиц, состоявших на воинской службе 20 лет и более и необеспеченных при увольнении служебным жильем, уволенных в период с 1 января 2013 года до 1 января 2018 года;
Кроме этого,
- приватизировано служебных жилищ – 520 квартир.

В текущем году планируется освоить порядка 65,1 млрд. тенге на жилищные выплаты, из них:
- текущие жилищные выплаты - 39678 военнослужащих;
- единовременные жилищные выплаты за период необеспеченности служебным жильем - 194 военнослужащих;
- денежная компенсация взамен права безвозмездной приватизации служебного жилья - 887 военнослужащих;
- денежная компенсация на лиц, состоявших на воинской службе 20 лет и более и необеспеченных при увольнении служебным жильем, уволенных в период с 1 января 2013 года до 1 января 2018 года - 78 человек;
- денежная компенсация лицам, состоявшим на воинской службе двадцать и более лет в календарном исчислении и проживающим в служебном жилище, которое не подлежит приватизации, в том числе вследствие его нахождения на территории закрытых и обособленных военных городков, пограничных застав и иных закрытых объектов, и уволенным с воинской службы до 1 января 2018 года по достижении предельного возраста состояния на воинской службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов - 14 человек.;
Кроме этого,
- приобрели жилище по ипотечному кредитованию с 2018 года по сегодняшний день с использованием жилищных выплат 4008 военнослужащих по всей стране по ипотечной программе «Әскери баспана» АО «Жилстройсбербанка Казахстана»;
- осуществлен обмен жилищ с закрытых и обособленных военных городков на жилище подлежащее приватизации 248 лицами, уволенными с воинской службы (п.6-1 ст.55 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих») и продолжавших проживать на территории закрытых и обособленных военных городков.

В свою очередь, служебный жилищный фонд Вооруженных Сил состоит из 669 жилых домов на 12663 квартиры и 86 общежитий на 5143 комнаты. Итого 17806 квартир и комнат, в которых на сегодняшний день проживают военнослужащие ВС РК, а также лица, уволенные с воинской службы, имеющие право на приватизацию занимаемых квартир, либо обмен.
Учитывая постоянные обращения лиц, уволенных с воинской службы с выслугой более 10, но менее 20 лет, в разные инстанции с требованием о выплате им денежной компенсации, Министерством обороны рассматривался вопрос по лицам, состоявшим на воинской службе 10 лет и более, но менее 20 лет и проживающим в служебном жилье, не подлежащем приватизации. Депутатами Мажилиса Парламента по данному вопросу инициирована поправка в рамках рассматриваемого проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающая уменьшение остаточной стоимости жилья подлежащего приватизации или выплаты денежной компенсации пропорционально выслуге лет. Для реализации данной поправки по предварительным расчетам потребуется дополнительно 8,9 млрд. тенге, для чего направлена заявка
в Министерство финансов. Однако, согласно заключению Правительства РК данная поправка не поддержана, ввиду сжатости срока рассмотрения законопроекта, и рекомендовано данные поправки рассмотреть в ближайших законопроектах.
Следует отметить, что лица указанной категории уже не являются военнослужащими, а относятся к гражданскому населению. Согласно ранее действовавшему Закону Республики Казахстан «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» (утратил силу 16.02.2012 Законом РК «О воинской службе и статусе военнослужащих») они должны были обеспечиваться жильем через местные исполнительные органы.
В целях разъяснения действующего законодательства и оказания помощи на местах Министерством обороны РК организована работа информационно-разъяснительной группы в гарнизонах. Так информационно-разъяснительной группой от Министерства обороны и Генерального штаба организована встреча с военнослужащими, уволенными из ВС РК Алматинского, Гвардейского, Капшагайского, Жетыгенского, Сарыозекского, Талдыкорганского и Жаркентского гарнизонов.
В ходе встречи были разъяснены положения действующего законодательства по обеспечению жильем (механизм обмена жилья) и вносимых изменениях, проводимой Министерством обороны работе по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы, где акцентировано внимание на реализацию прав в рамках правового поля и действующего законодательства РК.
С момента введения данного права, из общего количества 742 лиц воспользовались правом обмена 248.
По оставшимся 494 лицам продолжается работа по обмену.
При этом, имеется нехватка необходимого количества служебного жилья, находящегося в крупных городах с развитой инфраструктурой.
Так, на официальном сайте Министерства обороны предлагается на обмен 207 служебных квартир в разных регионах страны. Наиболее привлекательным является жилье, расположенное в городах Нур-Султан, Алматы, Семей, Талдыкорган и Тараз.
Основным критерием для выплаты денежной компенсации военнослужащим и лицам, уволенным с воинской службы, является состояние на воинской службе 20 лет и более в календарном исчислении и проживание в закрытых и обособленных военных городках.

Пенсионное обеспечение
В рамках пенсионного обеспечения Министерством обороны РК были направлены в Министерство труда и социальной защиты РК предложения по внесению изменений и дополнений в Закон РК от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее - Закон):
1) Для решения вопроса военнослужащих, впервые призванные на службу после 1 января 1998 года и уволенных до 1 января 2016 года, пенсии за выслугу лет, которых были назначены после возврата 50% от сумм обязательных пенсионных взносов (с задержкой на 6-8 месяцев), а не с 1 января 2016 года, а также без учета ежегодных повышений их размеров с момента увольнения со службы до 2016 года было предложено:
- пенсионные выплаты за выслугу лет назначить с 1 января 2016 года, с учетом повышений, произведенных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан».
2) Для назначения пенсии в полном объеме лицам, прибывшим на постоянное место жительства в Республику Казахстан из государств - участников Содружества Независимых Государств, не участвовавшим в накопительной пенсионной системе, было предложено:
- пенсионные выплаты за выслугу лет, назначенные до 1 января 2016 года в неполном объеме лицам, прибывшим на постоянное место жительства в Республику Казахстан из государств-участников Содружества Независимых Государств перерасчитать с учетом их доведения до полного объема со дня обращения за перерасчетом».

Медицинское обеспечение военнослужащих
Оно организовано в соответствии со статьей 44 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих».
Медицинское обеспечение военнослужащих в военно-медицинских учреждениях (организациях, подразделениях) осуществляется за счет бюджетных средств.
При отсутствии по месту прохождения воинской службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений (организаций, подразделений) или соответствующих отделений в них, специалистов либо специального оборудования по медицинским показаниям медицинская помощь военнослужащим оказывается субъектами здравоохранения:
1) в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
2) в системе обязательного социального медицинского страхования в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Для медицинского обеспечения прикрепленного контингента медицинская служба Вооруженных Сил Республики Казахстан располагает сетью военно-медицинских учреждений (9 военных госпиталей, 4 военных лазарета, 3 военные поликлиники, 3- учреждения хранения медицинского имущества и техники, 2 санитарно-эпидемиологических учреждения с филиалами, 1 военно-экспертное и 1 образовательное учреждение), а также медицинскими подразделениями воинских частей и учреждений (14 -медицинских рот и 123 медицинских пункта).
Штатный коечный фонд военно-медицинских учреждений составляет 1050 коек. В условиях военно-медицинских учреждений ежегодно стационарное лечение получают в среднем около 21 тысячи пациентов.
В Республике Казахстан в целях обеспечения права граждан на медицинскую помощь внедрена государственная система обязательного социального медицинского страхования.
Медицинские организации Министерства обороны Республики Казахстан будут принимать участие в системе обязательного социального медицинского страхования. Военными госпиталями и лазаретами будут заключаться договора с Фондом обязательного социального медицинского страхования для возмещения затрат за оказание медицинской помощи всем категориям обслуживаемого контингента за исключением военнослужащих.
Денежные средства, полученные от Фонда платных услуг, будут направляться на развитие военной медицины (приобретение медицинского оборудования, обучение медицинского персонала, стимулирование и т.д.).
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» военнослужащие от уплаты взносов в Фонд освобождены, при этом являются застрахованными в системе ОСМС, и объем медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС будет оказываться бесплатно.

Санаторно-курортное лечение
В соответствии с действующим законодательством в ВС РК совершенствуется система санаторно-курортного лечения военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил.
Изучив климатогеографические особенности размещения санаторно-курортных организаций на территории Республики организована работа по приобретению услуг санаторно-курортного лечения (лечебно-оздоровительного отдыха) по четырем регионам.
Ежегодно для приобретения услуг санаторно-курортного лечения выделяется 120 млн. тенге.
За счет средств МО РК лечение получают более 1000 военнослужащих и пенсионеров МО РК. Так, в 2017 году приобретено 1517 путевок (военнослужащие – 1302, пенсионеры МО - 215), в 2018 году – 1000 (военнослужащие – 493, пенсионеры МО - 507), в 2019 году – 1338 путевок (военнослужащие – 998, пенсионеры МО - 340), на 2020 год запланировано приобретение 1096 путевок.
Таким образом медицинское обеспечение военнослужащих осуществляется в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования в полном объеме за счет государства.
В целом социальное обеспечение военнослужащих соответствует реалиям времени.

Как начисляется военная пенсия в Казахстане? Такой вопрос волнует многих военнослужащих. Почти 20 лет назад (в 1997 году) была проведена пенсионная реформа, согласной которой военная пенсия выплачивалась не всем служащим Армии Казахстана.


Выплаты могли получать только несколько категорий военных, находящихся в войсках и структурах на 1 января 1998 года:

  1. Имеющие выслугу, которая равнялась 10 годам беспрерывной воинской службы. В таком случае выплачивалась полная гос.пенсия.
  2. Если стаж несения службы был меньше 10 лет, то обеспечение проводилось за счет накоплений пенсии и частичных государственных выплат. Их размер государство покрывало в 20%.
  3. Те, кто пошел служить с 21 января 1998 года, могли претендовать только на поддержку страны, и то только на 20%.

Как начисляется военная пенсия в Казахстане

В 2014 году, в рамках реформирования всех сфер внутренней жизни, правительство Республики Казахстан начало разработку и потом приняло новое пенсионное законодательство для людей, несущих службу в армии. В его рамках, начиная с 1 января 2016 года проводилась постепенная модернизация пенсионного обеспечения в стране. Она коснулась всех служащих в армии и сотрудников силовых ведомств, для которых военная пенсия в Казахстане стала полностью государственной.

С 2016 года изменилось пенсионное обеспечение военнослужащих в Казахстане

Ее получение связано с несколькими нюансами:

  • военнослужащим обязались вернуть все накопления;
  • установление граничного возраста в 25 лет общего трудового стажа, когда человек может выходить на пенсию;
  • если состояние здоровья больше не позволяет служить;
  • прослужить в армии надо не менее 12 лет и 6 месяцев.

Интересно, что на пенсию можно выходить и по результатам выполнения определенных организационно-штатных мероприятий, касающихся воинской службы.

Внесенные поправки

Новый закон отменил обязательные пенсионные взносы, существовавшие с 1998 года.

Тогда каждый военнослужащий со стажем в 10 лет обязан был каждый месяц перечислять выплату. Она шла в единый фонд накопления пенсии, куда каждый член Армии должен был на свое будущее переводить установленный лимит взноса, 20% от получаемого государственного содержания.


Теперь военная пенсия будет начисляться без этого, что коснулось также и работников таких служб, как:

  1. специальные учреждения;
  2. правоохранительные;
  3. фельдъегерские.

К ним были приравнены и те, кто по роду службы обязан был иметь спец. звания, определенные чины, носить исключительно форменную одежду. Солдаты, проходящие срочную службу, пенсионные взносы все также должны платить. Их размер был уменьшен до 10% от оклада, чтобы шла накопительная пенсия.

В среднем оклад офицеров низовых звеньев в Казахстане составляет 150-160 тысяч тенге.

Как перерасчитывают пенсионные выплаты военным

Для всех, кто уволился в запас (с соблюдением требований к государственной пенсии) после 1 января 2016 года, пенсия полагается полная. Согласно поправкам, органы социального обеспечения и Пенсионный фонд обязаны заняться перерасчетом выплат для тех, кто уволился раньше или продолжает служить.

Получение ежемесячных выплат (полных) за счет государства требует от них выполнения некоторых условий:

  • Во-первых, тем, кто уволился, надо вернуть часть своих пенсионных взносов (50%).
  • Во-вторых, отдать обратно ровно половину накоплений, которое ранее давало правительство.


Это необходимо выполнить и тем, кто работает в армии с 1998 года, и тем, кто уволился до 2016 года. Есть два выхода: частичная или полная государственная поддержка. В первом случае накопления можно не возвращать, но тогда ежемесячно будет приходить ограниченная пенсия. Во втором — вернуть половину и перейти на полное обеспечение государства.

Изменения абсолютно не коснутся тех пенсионеров, кому выплаты изначально были начислены в 100%-м размере.

Категории военнослужащих

Ранее в законе выделялось 3 группы военных, которым по-разному начислялась пенсия.

В первую группу вошли те, кто на 1 января 1998 года имел стаж работы в Армии и силовых структурах от 10 лет и выше. Им полагалось получение полно объемных выплат, которые осуществляются из государственного бюджета. Их содержание будет составлять от 50 до 65% от получаемого денежного оклада.

Ко второй группе отнесли всех тех, кто имел меньше 10 лет трудового стажа. Исходя из этого, государственные выплаты должны составлять около 20%, к которым добавляются и пенсионные накопления. Размер пенсии должен определяться на основе общего трудового стажа, коэффициент которого вычисляли по формуле доходов до пенсионной реформы.


Разъяснение по изменениям пенсионного обеспечения военнослужащих с 1 января 2016 года

Третья группа — это военнослужащие, которые были зачислены в ряды структур, ведомств и армии только с января 1998 года. Соответственно, они могут претендовать исключительно на 20% взносов, которые каждый месяц отнимаются от их зарплаты и идут в пенсионный фонд в качестве будущих выплат. Их размер пенсии будет варьироваться от 3 до 5 тысяч тенге. Государственная поддержка им вообще не полагается.

По данным, предоставленным Центром пенсионного обеспечения Министерства обороны Республики Казахстан, количество военных пенсионеров в разных группах значительно отличается. Так, в первой — это всего 3% военнослужащих, во второй — около 36%, а третья, самая многочисленная, — больше 61%.

Минимальный размер пенсии военнослужащих в Казахстане — 110 тысяч тенге.

Государственная пенсия военнослужащим

Новое законодательство помогло решить проблему именно для солдат третьей группы, так как их доход был самым низким, они были социально незащищенными. Для первой группы в финансовом плане ничего не изменилось, поэтому за размеры своих пенсий они могут вообще не волноваться.

Значительно улучшилась ситуация для второй и третьей групп, которые при выполнении указанных выше условий (возврат половины накоплений) имеют право получить полную государственную поддержку.

Это было сделано для того, чтобы поддержать людей, долгое время прослуживших в военных, силовых, правоохранительных органах и регулярно плативших взносы для накопления.

Все военнослужащие Казахстана переведены на государственное пенсионное обеспечение.

Например, если человек проработал в армии с 2000 года, то в 2020 году он может получить только 20% помощи от страны. Но за это время он каждый месяц отдавал те же 20% на накопления. Это может быть, по средним показателям, 4 миллиона тенге, 2 из которых он может вернуть, чтобы встать в гос.систему социального обеспечения. Пенсия будет равняться 100 тысячам тенге, плюс еще 200 как денежное содержание от оставшихся выплат. Досрочный выход на пенсию в Казахстане предусмотрен также для некоторых других категорий граждан.








Average rating 2.6 / 5. Vote count: 20

No votes so far! Be the first to rate this post.

Мы сожалеем, что этот пост не был полезен для вас!

Давайте улучшим этот пост!

Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?

Ваш комментарий отправлен и будет опубликован на сайте после модерации


При уходе на пенсию бывают случаи подтасовки выслуги лет? Кто ответит? Хитрый проигрывает, умный выигрывает, так должно быть всегда, даже при капитализме.


У моего мужа, как и у всех военнослужащих, сняли 50% пенсионных накоплении. Он вышел на пенсию в 2017 году. Но я никак не пойму, почему ему, также как и другим пенсионерам, нет никаких надбавок к пенсии? У него пенсия 45373 тенге. У нас есть много знакомых, которые на пенсии, так как они вернули 50 % пенсионных накоплений, им надбавку дали к пенсии почти 80%. Вопрос — почему забирают накопления у всех, а надбавку дали не всем? Хотелось бы получить ответ.

И насчет хитрых и умных. Кто-то, имея все, получает еще от государства, а кто-то — фигу. Сидя у себя в квартире, получают квартирные, оформив на родственников, также и с квартирами такая же ерунда — имея несколько квартир, еще и с государства получают.


Я тоже хотел бы знать, почему нет добавки, так как мы отдали 50 процентов накоплений?


Я тоже вышел в 2017 году на пенсию. Удержать удержали 50%. Ничего не добавили.


Мне например стаж до 20 лет нехватает сивольиш 8 месец что могу делать


Я вдова военного. Муж умер в 2010 году. В 1988 году вышел отставку по выслуге. Вышла на пенсию надбавка, или льгота есть?


Я старший прапорщик. Был уволен в запас согласно приказа Командующего Регионального командования «Восток» от 21 июня 2017 года № 67/ОМУ по подпункту 1 пункта 1 статьи 26 – по достижению предельного возраста состояния на воинской службы Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащего». Выслуга лет составляет: в календарном исчислении – 26 лет, 10 месяцев,09 дней; в льготном исчислении – 32 года 1 месяц; общий трудовой стаж — более 32 лет. У меня по настоящее время не оформлены документы на получение пенсии, т.к. на 01.01.1998 года у меня выслуга лет составляла 10 лет и 1 месяц в льготном исчислении, следовательно, мне на мой счет не должны были отчислять обязательные пенсионные отчисления в размере 20% ежемесячно, в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 года № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Пенсионное обеспечение военнослужащих, имеющих стаж воинской службы по состоянию на 1 января 1998 года более 10 лет, производится за счет бюджетных средств, то есть в период прохождения службы они не участвуют в накопительной пенсионной системе и на них не должны производиться обязательные пенсионные отчисления.
За время военной службы я проходил службу в нескольких войсковых частях (в/ч 02163, в/ч 32147). Из-за неверного исчисления выслуги лет, мне на мой пенсионный счет ошибочно перечислялись обязательные пенсионные отчисления, и теперь, при выходе, на пенсию я должен вернуть эти пенсионные накопления со своего пенсионного счета. Но я не могу вернуть, так как эти суммы должны отозвать агенты (войсковых частей или их правопреемник) и перечислить в доход государства. Загвоздка в том, что эти части ликвидированы и правопреемника нет. Когда проходил службу в в/ч 02163 (место дислокации г. Аягуз, общая сумма ОПВ в сумме составляет 29271 тенге.), в связи с расформированием в/ч 02163 я был переведен в в/ч 32147 (место дислокации г. Усть-Каменогорск пгт. Ново-Ахмирово, общая сумма ОПВ в сумме составляет 87522 тенге.), в последствии в/ч 32147 была передислоцирована в г. Капчагай и в последствии ликвидирована. Военнослужащих перевели в другие части, я был переведен в в/ч 27943 (место дислокации г. Усть-Каменогорск пгт. Ново-Ахмирово), откуда и ушел на пенсию.
Обращался по многим инстанциям, но безрезультатно. Звонил в государственную корпорацию г. Астана. Там сказали, что обращайтесь в Министерство Обороны. Там отправили в Департамент Экономики и финансов, я просил их отозвать начисленные суммы и перечислить их в доход государства, но они сказали, что они сами стоят на довольствии в в/части и не могут это сделать. Прошу Вас помочь в решении этого вопроса, так как я уже отчаялся и не знаю, куда теперь мне обращаться. Здесь в Усть-Каменогорске обошел все организации, везде дают отрицательный ответ.
Порядок возврата ошибочно перечисленных сумм обязательных пенсионных взносов (далее — ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее — ОППВ) и (или) их пени прописан в постановлении Правительства Республики Казахстан № 1116 от 18. октября 2013 года (далее — Постановление) (пункта с 19 по 24).
К постановлению прилагаются заявления агента (войсковая часть) на возврат ошибочно перечисленных сумм обязательных пенсионных взносов (приложение № 5) и заявление вкладчика (получателя) о согласии списания с его индивидуального пенсионного счета ошибочно зачисленных сумм (приложение 6).


единственным вариантом обратится в суд о удержании согласно судебного решения ваш вопрос может быть решен


Я ушла с военной службы по состоянию здоровья 1.01.2015 года. Стаж календарный — 12 лет. Общий стаж вместе с гражданским — 23 года. 50% моих пенсионных накоплений забрали. У меня нет пенсии. Нет работы на данное время. У меня ребёнок на иждивении 11 лет. И как мне прикажете жить? Концы с концами ели свожу! С моим здоровьем и возрастом на работу не берут. Центр занятости поставил меня на учёт на 4 месяца, а потом выкинул. Сказали, мы больше 4 месяцев вас на учёте держать не можем. А сейчас вот мед.страхование, и я не смогу даже в больницу сходить. Я — пустое место!


В суд подай. На каком основании забрали? Это делалось через письменное согласие?

Читайте также: