Закон о пенсиях в туркменистане

Среди всех стран, находящихся в составе СНГ, самой закрытой и малоизвестной считается Туркменистан – и Запад, и даже Россия почти ничего не знают о жизни туркмен. Практически никому не известно, что соль, газ, воду и электричество жители Туркменистана получают бесплатно.


Более того, каждому владельцу автомобиля ежемесячно выдавалось безвозмездно 120 л бензина/дизельного топлива. Собственники автобусов или грузовых авто получали по 200 л топлива нужного вида. Все, что человек расходовал свыше установленной нормы, он был вынужден покупать за свои деньги.

Стоимость бензина, приобретаемого свыше нормы тоже очень низкая – за литр здесь платят всего 16 центов. Но как считают сами туркмены – это дорого: за последние несколько лет бензин подорожал в 8 раз. И это правда – не так давно бензин здесь стоил столько же, как в Иране – по 2 цента за литр.

Очень низкими в Туркмении были цены на хлеб, проезд в общественных видах транспорта, услуги ЖКХ, квартплату. Если семья хотела приобрести жилье, половину стоимости выплачивало государство, а остальные платили сами владельцы на протяжении 30 лет, для чего кредит им выделялся под 1%.

Но так ли уж хорошо живется в Туркменистане гражданам этой страны?

Бесплатная коммуналка: сказка или факт

То, что население Туркмении пользуется бесплатно всеми коммунальными услугами – это факт. Но лишь частичный – на количество бесплатного газа, света, воды существует лимит. Например, в 2014 году бесплатно на каждого человека можно было потреблять 250 л воды ежедневно, а в месяц можно было использовать 50 кубов газа и 35 кВт света.

Эти льготы были установлены бывшим президентом Сапармуратом Ниязовым, а в настоящее время планируется их отмена нынешним руководителем страны – Гурбангулы Бердымухамедовым. Отменить «социальный рай» планируется из-за того, что применение льгот служит своего рода преградой при переходе к рыночной экономике.

В дальнейшем пользоваться социальной помощью будут только те, кто в этом нуждается, сама же система льгот признана неэффективной.

Были ли льготы таковыми

Введенные Ниязовым льготы оказались всего лишь рекламой, которая срабатывает до настоящего времени: и Россия и европейские обыватели по-прежнему уверены, что туркменская диктатура смогла обеспечить свой народ прекрасной жизнью, что отличает страну от ее соседей по региону.


Но на деле льготы оказывались фикцией из-за запущенности коммунального хозяйства. Так, обещанная бесплатная вода редко (обычно 2–4 часа в день) поступала в квартиры многоэтажек, поэтому жители были вынуждены покупать воду в емкостях, которую далеко недешево предлагали коммерсанты. С газом проблем не было, так как он в Туркменистане свой и поступал всегда без перерывов.

Об уровне жизни в стране можно судить по следующему факту: чтобы сэкономить спички, домохозяйки оставляли гореть конфорку на газовой плите – это обходилось дешевле.

Что же было с деньгами, полученными за экспорт газа? Они поступали на личный счет президента, который затем переводил их за границу для «надежного сохранения».

Отмена пенсий и возобновление выплат

Наряду с предоставлением льгот, С. Ниязов частично или полностью отменил выплату пенсий тем, кто вышел на заслуженный отдых. Данный закон оставил без средств на существование более 100 000 пенсионеров, а еще 200 тысяч лишились части выплат. Более того, подписанный в феврале 2006 года документ требовал, чтобы пенсионеры вернули в казну государства, полученные за предшествующие 2 года деньги.

Этот закон принес немало горя старикам: одних он привел к самоубийству, у других вызвал сердечные приступы, инсульты, так как остаться в преклонном возрасте без средств – это самое страшное для старых людей. Ранее (в июле 2002 года) были лишены пенсии все те, кто всю жизнь проработал в сельском хозяйстве.

Такой ситуация не могла оставаться после смерти С.Ниязова, поэтому произошли перемены в социальном обеспечении: уже в 2007 году Гурбандурды Какалыев – министр соцобеспечения, выступая на туркменском телевидении, сказал, что разработан новый закон, цель которого вернуть право на получение выплат целому ряду категорий пенсионеров.


Пенсионный возраст Туркменистана в сравнении с другими странами

Было запланировано провести и другие изменения. Так, чтобы оформить выход на пенсию теперь требуется представить документы не за 10 отработанных лет, как было ранее, а за 5.

Согласно новому закону Туркменистана, каждый, кто отработал необходимые 20–25 лет, может претендовать на получение минимальной пенсии, размер которой равнялся 80 долларам США. Те граждане, которые не имеют необходимого стажа, смогут получать пенсионные выплаты в размере 56 долларов.

Если человек по разным причинам нигде не работал официально и соответственно, трудового стажа не имеет, он сможет получать ежемесячно 300 манатов. До этого закона данная категория туркменского населения не получала ни копейки. А также запланировано было возобновить денежные выплаты и для сельских пенсионеров.

Особенности социального положения

Государство в настоящее время выплачивает деньги не только пенсионерам, но и другим гражданам, которые нуждаются в средствах. Тем же, кто потерял работу, а таковых в стране насчитывается практически 60%, не выплачивают никакой помощи. Причем сложность с поиском работы сохраняется на протяжении многих лет. Например, в 2008 году был проведен опрос на севере Туркменистана (мониторинг корреспондентами сайта «ХТ»), который выяснил, что практически 70% населения не трудоустроены.

Спустя 8 лет картина почти не изменилась – те же сотрудники сайта «Хроника Туркменистана» провели повторный опрос, который показал: без работы остаются более 60% взрослого населения страны. Фарид Тухбатуллин – редактор сайта «ХТ», рассказал, что приведенные цифры представляют объективную картину, поскольку были подтверждены аналитиками США, оценивающими уровень безработицы в Туркмении.


Экономические показатели Туркменистана за 2015-2018 годы

Тяжелое социальное положение жителей республики вызвано сложной ситуацией с экспортом газа. Россия не договорилась с Ашхабадом о стоимости газа и отказалась его брать. Что касается поставок газа в Китай, то из-за неправильных просчетов правительства Туркмении оказалось, что китайцам необходимо будет оплачивать за проданный им газ деньги, которые они уже вложили в добычу газа и строительство газопроводов.

Кроме того, огромные средства были выделены на строительство туристической зоны «Аваза», которая остается мало востребованной. Соответственно, десятки миллиардов в валюте США никак себя не окупили. Есть и другие проекты, в которые были вложены огромные деньги, так и не окупившиеся в последующем.

Новый закон соцобеспечения

В конце 2017 года был разработан новый указ президента, направленный на улучшения социальной ситуации в стране. Согласно документу в 2018 году на 10% были увеличены государственные пособия и пенсии в Туркменистане. А также увеличены студенческие стипендии и зарплаты тех, кто работает на хозрасчетных предприятиях, в общественных организациях, бюджетных учреждениях.

О том, как сейчас живется в Туркменистане можно узнать из видео:

В 2020 году планируются выплаты гражданам следующих категорий:

  1. Участники ВОВ будут получать ежемесячно 1415 манат.
  2. Супруги участников ВОВ и те, кто трудился в тылу, будут минимально получать 415 маната ежемесячно.
  3. Минимальная пенсия будет равняться 338 манат.
  4. Для расчета государственного пособия установлена базовая ставка 322 манат.
  5. Минимальная зарплата составит 870 манат.

Чтобы выйти на указанный уровень в стране планируется провести:

  1. Оптимизацию структуры учреждений, организаций и предприятий.
  2. Усовершенствовать эффективность использования мощности предприятий.
  3. Повысить производительность труда.
  4. Простаивающие внутренние резервы будут привлечены для решения поставленных задач.

Особенности пенсионной системы

В настоящее время в Туркменистане действуют следующие виды пенсионного обеспечения:

  1. Обязательное – для всех граждан страны.
  2. Добровольное. Предназначено для тех, кто захочет воспользоваться данной разновидностью пенсий.

Что немаловажно, получать пенсию может каждый, кто проживает на территории Туркмении, и достиг пенсионного возраста: женщины – 57 лет, мужчины – 62 года. Причем это могут быть даже люди без туркменского гражданства, если они постоянно проживают в стране. Более того, не имеющие гражданства лица, кроме пенсии могут даже претендовать и на другие виды пособий и выплат.


Манат — национальная валюта Туркменистана

Чтобы получить пенсию, человек должен обратиться в Пенсионный Фонд, который и определит размер выплаты согласно получаемым зарплатам с применением базовых величин расчета.

Население республики может претендовать на одну из разновидностей пенсий:

  1. По выслуге лет.
  2. По возрасту.
  3. По инвалидности.
  4. Профессиональные выплаты.
  5. Накопительная и другие.

Государство выплачивает конкретному человеку накопительную пенсию из денег, которые он добровольно перечислял в пенсионный фонд. Остальные разновидности пенсионного обеспечения выплачивают из госбюджета.


Продолжительность жизни на пенсии жителей Туркменистана по сравнению с другими странами

Получать пенсию можно и раньше установленного срока. Это возможно для следующих категорий граждан:

  1. Женщинам, достигшим возраста 56 лет, если они имеют трех детей возрастом до 8 лет и трудовой стаж 20 лет.
  2. Женщинам по достижении 55-летнего возраста, если у них есть четверо детей до 8 лет и стаж минимум 18 лет.
  3. 54-летние женщины со стажем от 15 лет, которые имеют 5 или больше детей, возраст которых не превышает 8 лет.
  4. Больные нанизмом женщины, которым исполнилось 40 лет. Для мужчин с этим диагнозом возраст составляет 45 лет.
  5. Мужчины/женщины с военной выслугой 15 лет и трудовым стажем 20 лет.
  6. Лица 45-летнего возраста с военной выслугой 15 лет.
  7. Мужчины возрастом 50–52 года, которые имеют необходимый стаж и выслуги.

Подробнее о жизни в Туркменистане можно узнать из видео:

Но, усовершенствование пенсионной системы Туркменистана еще не завершено: постоянно разрабатываются новые возможности пополнения пенсионного фонда для увеличения размера выплат нуждающемуся населению. Не так давно снова были увеличены пенсионные выплаты. Согласно указу президента республики теперь минимальная пенсия составляет 338 манат.

ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА

от 31 марта 2012 года №287-IV

О государственном пенсионном страховании

(В редакции Законов Туркменистана от 18.12.2013 г. №461-IV, 16.08.2014 г. №113-V, 18.08.2015 г. №280-V, 04.11.2017 г. №636-V, 25.11.2017 г. №660-V, 09.06.2018 г., 01.12.2018 г., 22.08.2020 г.)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы создания и функционирования системы государственного пенсионного страхования в Туркменистане.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) государственное пенсионное страхование – система правовых, экономических и организационных мер, направленных на социальную защиту граждан по достижении ими пенсионного возраста, в случае наступления инвалидности, потери кормильца;

2) самозанятые лица-лица, самостоятельно, с одним или несколькими деловыми партнёрами занимающиеся деятельностью, приносящей доход, без найма работников на постоянной основе. В этом случае все деловые партнёры являются самозанятыми лицами. Деловые партнёры могут являться и не являться членами одной семьи или одного домашнего хозяйства;

3) пенсионные взносы-взносы, уплачиваемые на обязательное пенсионное страхование, обязательное профессиональное пенсионное страхование и добровольное пенсионное страхование;

4) бюджет Пенсионного фонда Туркменистана-форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций Пенсионного фонда Туркменистана.

2. В настоящем Законе иные понятия используются в значениях, определённых гражданским и иным законодательством Туркменистана, а также соответствующими статьями настоящего Закона.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Туркменистана от 18.08.2015 г., 01.12.2018 г.)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство Туркменистана о государственном пенсионном страховании

1. Законодательство Туркменистана о государственном пенсионном страховании основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Туркменистана, регулирующих вопросы государственного пенсионного страхования.

2. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Глава II. Участники правоотношений по государственному пенсионному страхованию

Статья 3. Виды государственного пенсионного страхования

Государственное пенсионное страхование включает в себя обязательное пенсионное страхование, обязательное профессиональное пенсионное страхование, а также добровольное пенсионное страхование на основе договора добровольного пенсионного страхования, заключённого между физическим лицом и Пенсионным фондом Туркменистана:

1) обязательное пенсионное страхование-система правовых, экономических и организационных мер государства, направленных на пенсионное обеспечение застрахованных лиц при наступлении страхового случая за счёт пенсионных взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных страхователями в Пенсионный фонд Туркменистана в соответствии с настоящим Законом;

2) обязательное профессиональное пенсионное страхование-система правовых, экономических и организационных мер государства, направленных на пенсионное обеспечение застрахованных лиц при наступлении страхового случая-достижения пенсионного возраста за выслугу лет или работу с особыми (вредными, особо тяжёлыми) условиями труда, за счёт пенсионных взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное профессиональное пенсионное страхование, уплаченных страхователями в бюджет Пенсионного фонда Туркменистана в соответствии с настоящим Законом;

3) добровольное пенсионное страхование-система правовых, экономических и организационных мер государства, направленных на дополнительное пенсионное обеспечение застрахованных лиц за счёт пенсионных взносов, уплачиваемых ими по договору добровольного пенсионного страхования.

Статья 4. Субъекты государственного пенсионного страхования

Субъектами государственного пенсионного страхования являются уполномоченные государственные органы по государственному пенсионному страхованию, страховщик, страхователь и застрахованное лицо.

Статья 5. Страховщик

Страховщиком в системе государственного пенсионного страхования является Пенсионный фонд Туркменистана и его местные органы, исполняющие перед застрахованными лицами обязательства, предусмотренные законодательством Туркменистана о государственном пенсионном страховании.

Статья 6. Страхователь

1. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) юридические лица, созданные в Туркменистане в соответствии с законодательством Туркменистана, в том числе государственный орган, уполномоченный Кабинетом Министров Туркменистана, а также представительства и филиалы юридических лиц иностранных государств, зарегистрированные в Туркменистане;

2) дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств, представительства международных организаций, расположенные в Туркменистане, если у них работают граждане Туркменистана, постоянно проживающие в Туркменистане иностранные граждане и лица без гражданства;

3) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, -индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию профессиональных услуг.

Профессиональные услуги включают в себя независимые виды профессиональных услуг, установленные налоговым законодательством Туркменистана;

4) физические лица-работодатели, использующие наёмный труд или труд домашних работников, а также лица, производящие сельскохозяйственную продукцию на основе внутрихозяйственного арендного договора с дайханскими объединениями (далее - арендаторы), в том числе использующие наёмный труд при производстве сельскохозяйственной продукции;

5) самозанятые лица, имеющие доход.

2. Нижеуказанные страхователи по обязательному пенсионному страхованию одновременно являются страхователями по обязательному профессиональному пенсионному страхованию:

1) органы Вооружённых Сил Туркменистана, других войск, военные органы и органы внутренних дел;

2) юридические лица, имеющие в своём ведении подразделения государственной и (или) гражданской авиации;

3) юридические лица, имеющие рабочие места с особыми (вредными, особо тяжёлыми) условиями труда.

3. Пенсионный фонд Туркменистана является страхователем для лиц, указанных в пунктах 7-10 части второй статьи 7 настоящего Закона, в отдельные периоды.

4. Государственный орган, уполномоченный Кабинетом Министров Туркменистана, является страхователем для лиц, работающих в общественных организациях лиц с инвалидностью, их предприятиях и учреждениях, за исключением получающих пенсию (государственное пособие) по инвалидности.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Туркменистана от 01.12.2018 г.)
(см. предыдущую редакцию)

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Родители-пенсионеры, приехали по статусу переселенца из Туркменистана. В пенсионном отделе пр рассмотрении пенсионных дел им отказываются учитывать стаж постсоветского пространства и брать годы после 1992 года для начисления пенсий! Собираются пересчитать пенсию по стажу и размеру оклада советского периода. Хотя сейчас у них начислена пенсия по окладу постсоветского периода. Правомерны ли действия работников пенсионного фонда? И за какие годы можно брать стаж и начислять пенсию переселенцам из Туркменистана? Спасибо.



В соответствии со ст.8 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Все зависит от страхового стажа и имеющихся документов. Поэтому отказ можно будет обжаловать на основании ст. 218 КАСС РФ.


Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не позволяет учитывать время работы, в течение которого гражданин работал в иностранном государстве, поэтому в учет будет идти только время работы в период существования СССР.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ

(ред. от 29.12.2015)

"О страховых пенсиях"

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".


Пенсионное обеспечение граждан переселившихся на территорию РФ определяется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Размер пенсии будет определяться в соответствии со статьей 30 ФЗ №173-ФЗ, заработная плата берется за пять лет подряд до 01.01.2002 г. либо за два года 2000-2001 г., но прибывшим из стран СНГ лучше брать заработную. Плату за советский период.







Пенсионное обеспечение

ОДНИМ из главных моментов проводимой в Туркменистане пенсионной реформы явилось повышение возраста выхода на пенсию. В соответствии с законом "О пенсиях" пенсионный возраст для мужчин увеличен на 2 года по сравнению с ранее действующим законодательством (62 года вместо 60). При этом стаж работы (стаж пенсионного страхования) должен составлять не менее 25 лет. Для женщин возраст выхода на пенсию определен в 57 лет вместо 55 при наличии стажа работы 20 лет.

Согласно закону Туркменистана "О государственных пособиях" лицам, не имеющим права на пенсию, назначается социальное пособие - мужчинам в возрасте 67 лет и женщинам в 62 года.

В условиях проведения пенсионной реформы предусмотрено функционирование одновременно двух систем - солидарной и накопительной. Солидарная система базируется на обязательных отчислениях взносов на социальное страхование, а накопительная основывается на добровольных отчислениях граждан на собственный лицевой счет в банке. Ежемесячные взносы составляют не менее 4% от заработка.

В 2003 году число граждан, заключивших договор добровольного пенсионного страхования, составляло чуть более 800 тысяч человек.

Отдельные категории работников имеют право на досрочный выход на пенсию. Статья 9 закона "О пенсиях" предусматривает такую возможность для лиц, занятых в течение полного рабочего дня на подземных работах и работах с вредными и особо тяжелыми условиями труда:

    мужчины - по достижении 53 лет, если они заняты на указанных работах не менее 10 лет;

  • женщины - по достижении 48 лет, если они заняты на указанных работах не менее 7,5 года.
  • Также правом досрочного выхода на пенсию пользуются некоторые категории военнослужащих, работники правоохранительных органов, лица летного и летно-испытательного состава, бортпроводники, бортоператоры и др.

    В определенной мере пенсионное законодательство учитывает семейные связи нетрудоспособного лица при назначении ему пенсии по возрасту. Так, в трудовой стаж засчитываются периоды нахождения женщин в отпуске по беременности и родам; время работы на условиях неполного рабочего дня на дому независимо от фактической продолжительности рабочей недели. Также включается уход неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения ребенком возраста трех лет (в общей сложности не более шести лет). Женщинам, родившим и воспитавшим троих детей до восьмилетнего возраста, предусмотрено снижение пенсионного возраста на 1 год, четверых детей - на 2 года, пятерых и более детей либо ребенка - инвалида с детства - на 3 года.

    Президент Туркменистана указом от 27 декабря 1999 года установил дополнительный вид пособия - "государственная поддержка". Указанная поддержка может быть оказана по решению специальных этрапских (районных) городских комиссий в виде бесплатных или льготных услуг по улучшению социально-бытовых условий граждан за счет местного бюджета единовременно или ежемесячно на определенный срок путем выплат из централизованного государственного бюджета.

    С 1 мая 2003 г. согласно указу президента Туркменистана "О повышении пенсий и государственных пособий в Туркменистане" их размер увеличен в два раза. Максимальный размер пенсии в настоящее время составляет 1,5 млн. манатов. На фоне масштабной (не менее 30% трудоспособного населения) безработицы и систематических задержек заработной платы пенсионеры выполняют важную социальную роль, поддерживая семейный бюджет и тем самым несколько снижая напряженность в обществе.

    Однако увеличение пенсий не компенсирует постоянного повышения рыночных цен в стране и общего снижения уровня жизни. Кроме пенсий, дополнительным источником дохода для людей старшего поколения являются наличие подсобного хозяйства, реализация произведенной в нем продукции, сдача жилья в аренду.

    Социальная защита граждан и лиц пожилого возраста

    ТУРКМЕНСКИМ гражданам, достигшим 62-летнего возраста, предприятиями и организациями всех форм собственности выплачивается единовременное социальное вознаграждение. Работающие граждане получают денежные пособия в размере месячного заработка и дополнительный трехдневный отпуск.

    Кроме того, остро нуждающимся пенсионерам в отдельных случаях оказывается единовременная материальная помощь.

    На 1 июня 2004 г. в Туркменистане проживало 4869 участников Великой Отечественной войны, в том числе 301 гражданин Российской Федерации. С 1 мая 2003 г. максимальный размер пенсий участникам и инвалидам войны установлен в размере 1,6 млн. манатов. В соответствии с законом Туркменистана "О статусе ветеранов, гарантиях их социальной защиты" им предоставляются дополнительная помощь и льготы из общественных средств. Ветераны войны и приравненные к ним категории бесплатно пользуются городским транспортом. Для них предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг, лекарственных средств.

    Социальную защиту престарелых одиноких граждан в Туркменистане обеспечивают 5 домов-интернатов, 5 территориальных центров и около 200 отделений социальной помощи, осуществляющих обслуживание на дому.

    Постановлением президента Турк-менистана от 6 апреля 1998 г. "О совершенствовании организации санаторно-курортного лечения и отдыха граждан в Туркменистане" гражданам страны, имеющим медицинское заключение и получающим доход ниже прожиточного минимума, выделяются льготные санаторно-курортные путевки.

    Одним из главных достижений в социальной политике является бесплатное пользование населением (в определенных пределах) водой, газом и электричеством, низкие цены на коммунальные услуги.

    Средние показатели продолжительности жизни и смертности

    ПО ДАННЫМ официальной статистики, начиная с 1992 года в Туркменистане наблюдается стабильное снижение смертности и повышение средней продолжительности жизни населения. Так, продолжительность жизни увеличилась - с 65,8 года до 68,3 года, но остается невысокой по сравнению с развитыми странами мира.

    Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 6,9 года меньше, чем у женщин. Причем в городской местности эта разница составляет 9,6 года, в сельской - 4,3 года. При этом продолжительность жизни сельских мужчин выше, чем городских, а городских женщин, напротив, выше сельских.

    Особо следует отметить, что цикл жизни человека по-туркменски отличается от цикла по российскому подходу. Так, указом президента Туркмении в республике официально приняты обозначения 12-летнего цикла жизни человека: до 13 лет - детство, с 13 до 25 - отрочество, с 25 до 37 - юность, с 37 до 49 - зрелость, с 49 до 61 - пророчество, с 61 до 73 - вдохновленность, с 73 до 85 - мудрость, с 85 до 97 - старость, с 97 до 109 - возраст Огуз-хана. При этом лицам, достигшим возраста 62 лет, то есть "вдохновленным", по туркменским законам положена разовая компенсация в объеме зарплаты или пенсии плюс три дня к отпуску.

    О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

    СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

    (Москва, 13 марта 1992 года)

    Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

    руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

    исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

    сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

    признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения,

    признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

    согласились о нижеследующем:

    Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

    Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

    До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

    Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

    Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

    Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

    1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

    2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

    3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

    В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

    При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

    Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

    Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

    Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

    Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

    Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

    Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

    Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

    1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

    2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

    Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

    Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

    Судебная практика и законодательство — "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

    Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

    В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

    продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

    Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств - участников СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

    24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

    Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

    37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства - участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

    основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

    выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

    4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

    Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

    Читайте также: