Закон тигипко о пенсии


Совещание прошло с участием исполняющего обязанности председателя Днепропетровской областной государственной администрации Вячеслава Задорожного, председателя областного совета Евгения Удода, заместителя председателя правления Пенсионного фонда Валентины Никитенко, представителей органов Пенсионного фонда, управлений труда и социальной защиты населения, профсоюзов, работодателей и бюджетных организаций Днепропетровской, Кировоградской и Черкасской областей.

В частности, Сергей Тигипко подчеркнул, что низкий уровень пенсий большинства лиц, достигших пенсионного возраста, свидетельствует сегодня о необходимости внедрения изменений в действующую пенсионную систему. «Ведь более двух третей пенсионеров получают пенсии менее одной тысячи гривен», - отметил он. В то же время, по его словам, средний размер «специальных» пенсий минимум в два с половиной раза превышает средний размер пенсии, назначенной на общих условиях.

Кроме того, отметил вице-премьер-министр, Украина относится к странам со стареющим населением, что обусловливает систематическое ухудшение соотношения между гражданами трудоспособного и нетрудоспособного возраста.

«Сейчас в Украине 13,7 миллиона пенсионеров и 14,4 миллиона работающих граждан - то есть на 88 пенсионеров приходится 100 лиц, уплачивающих пенсионные взносы», - отметил Сергей Тигипко. Если все оставлять без изменений, то, подчеркнул он, в 2025 году один работающий будет содержать одного пенсионера. А 2050 уже будет 125 пенсионеров на 100 работающих.

Поэтому, по словам Сергея Тигипко, чтобы преодолеть указанные проблемы, Правительство Украины взяло курс на пенсионное реформирование, разработав проект Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы».

Ведь, подчеркнул вице-премьер-министр, отечественное пенсионное законодательство не пересматривалось немало лет и давно надо адаптировать к реалиям современного мира.

Главной целью проведения пенсионной реформы правительство определило обеспечение достойного уровня жизни граждан. В недалекой перспективе - через 5-10 лет - пенсионная реформа должна повысить пенсии украинским.

«Пенсионная реформа не предусматривает нормы, которые ухудшали бы условия жизни для нынешних пенсионеров», - отметил Сергей Тигипко. По его словам, никаких мер по сокращению действующих выплат пенсионерам не предвидится. Ведь это запрещено Конституцией Украины.

Поэтому прежде действующее Правительство оказался перед необходимостью сбалансировать доходы и расходы Пенсионного фонда.

Расходы на пенсионное обеспечение сейчас достигли 16,3% ВВП. При этом бюджет Пенсионного фонда Украины является несбалансированным. В 2010 году из Госбюджета на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Украины выделено почти 27 млрд. гривен.

Следовательно, по словам вице-премьера, базисными принципами правительственного законопроекта определены:

Во-первых, введение II уровня пенсионного обеспечения. То есть - накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Она будет введена в том году, к которому будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины. По прогнозам Сергея Тигипко, это может быть уже 2013 года.

Во-вторых, это увеличение базы для начисления единого социального взноса. В частности, правительственным законопроектом предлагается повысить максимальную величину, из которой с 1 января 2011 будет взиматься единый социальный взнос - с 15-ти до 17-ти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.

В-третьих, это урегулирование пенсионного обеспечения госслужащих. Речь идет о необходимости ограничить максимальный размер пенсии на уровне 12-ти размеров прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность (на сегодня это 8808 гривен). Также предлагается для вычисления пенсии уменьшить с 90 до 80 процентов заработную плату госслужащих, которая является базой для назначения этих пенсий;

В-четвертых, для работников бюджетной сферы (образования, культуры и здравоохранения) с целью улучшения условий их пенсионного обеспечения при выходе их на пенсию предлагается ввести одноразовую помощь в размере 10-ти назначенных им пенсий.

В-пятых, для военнослужащих период пребывания на военной службе предлагается увеличить с 20 до 25 календарных лет,

В-шестых, начать десятилетний этап увеличения пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет на 6 месяцев каждого года. Как компенсатор на период повышения возраста пенсия женщин будет увеличиваться на 2,5% за каждые полгода. Таким образом, за десять лет размер пенсии для женщин возрастет на 25%.

В-седьмых, усовершенствовать порядок назначения и перерасчета пенсий. В частности, повысить минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет. Кроме того, для вновь назначенных пенсий повысить нормативную продолжительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере для женщин с 20-ти до 30-ти лет и для мужчин с 25-ти до 35-ти лет. К тому же, для назначения пенсии брать размер средней заработной платы за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии. А перерасчет пенсии проводить из средней заработной платы, с которой она назначена.

Также законопроектом предполагается проводить перерасчеты пенсий работающим пенсионерам, которые получают пенсию за выслугу лет, только после достижения пенсионного возраста. А назначение пенсий по заработной плате проводить только по данным персонифицированного учета, действующей в стране с 2000 года.

«Пенсионная реформа - очень тяжелый, но крайне необходимый шаг. Мы открыты к ее обсуждению и учету предложений всех заинтересованных сторон - профсоюзов, работодателей, общественных организаций и т.д.», - подчеркнул Сергей Тигипко.

В новый законопроект о пенсионной реформе рабочая группа внесла 11 существенных изменений. Об этом рассказал вице-премьер министр Украины - министр социальной политики Сергей Тигипко в прямом эфире одного из украинских телеканалов.

"Мы не тратили времени и достаточно активно продолжали работать, продолжали обсуждать первый вариант, отозвали его и внесли новый. И действительно можно говорить о 11 серьезных изменениях, которые мы предложили", - отметил Тигипко.

"Первое. Мы распространили 10 выплат, которые мы платим всем учителям и врачам как работникам социальной сферы. Когда эти люди выходят на пенсию, они единовременно получают 10 пенсий не из бюджета пенсионного фонда, а из бюджета страны", - подчеркнул Тигипко.

По его словам, вторая серьезная новации этого законопроекта - увеличение пенсионного возраста для мужчин - госслужащих и 10 категорий, приравненных к ним - с 2013 года. Увеличение будет происходить на протяжении 4 лет.

Также в новом законопроекте относительно пенсионной реформы предлагается 3-х уровневая солидарная система. "По нашей стратегии предлагается 3-х уровневая солидарная система, которая будет пенсионной основой еще достаточно долго", - отметил Тигипко.

По его словам, первый уровень обеспечивается за счет того, что все, работая, платят налоги в пенсионный фонд, и таким образом обеспечивают всех пенсионеров. "Второй уровень, который уже проголосован, но который еще не вступил в действие", - сказал вице-премьер.

Он отметил, что этот уровень предполагает, что люди будут перечислять часть средств на свои личные счета, которые они впоследствии смогут завещать детям. Но этот уровень вступит в действие только тогда, когда будет сбалансирован бюджет солидарной системы, которая сегодня является дефицитной. "И третий уровень, который у нас уже действует - это частные пенсионные фонды, которые достаточно успешно работают, но пока не получили развития, как в других странах", - добавил он.

Пенсионная реформа предполагает также, что люди будут получать и пенсию, и заработную плату одновременно. "Пенсионная реформа предполагает, что люди, выходя на пенсию, будут иметь возможность получать пенсию и заработную плату. За исключением только одной категории - это госслужащие и 10 категорий, приравненные к ним. Которым пенсия будет уменьшаться до общеначисляемой, поскольку она назначается по другим принципам" , - отметил Тигипко.

По его словам, госслужащие получают пенсию до 90% от своей заработной платы, в то время как среднестатистический пенсионер получает около 48%. "Те госслужащие, которые будут продолжать работать, будут получать около 48%. Когда они будут заканчивать работать, пенсия их будет перечисляться, и они будут получать столько, сколько им положено", добавил он.

Также вице-премьер подчеркнул, что после обсуждения с людьми был изменен максимальный уровень пенсий, который предлагался. "В первом варианте закона мы предлагали 12 минимальных пенсий, сейчас мы изменили эту норму и предлагаем уже 10 минимальных пенсий. Но мы эту норму расширили и на тех пенсионеров, которым пенсии уже были назначены. Сейчас по нашим предложениям в Украине не будет пенсии более 7640 грн. Также мы увеличиваем выслугу лет для военных до 25 лет за 5 лет", - отметил Тигипко и добавил, что увеличиваться эта норма будет по 6 месяцев в году.

По его словам, впервые была предложена норма о добровольном выходе после 55 лет для женщин в том случае, если она имеет стаж 30 лет, в том случае если она увольняется, а не продолжает работать и в том случае если она соглашается с потерей своей пенсии 0,5% за один месяц досрочного выхода.

Также вице-премьер заявил, что повышение пенсионного возраста для женщин связано с уравниванием продолжительности жизни на пенсии мужчин. "Не хочется этого делать. Мы будем повышать возраст постепенно - по шесть месяцев в году в течение 10 лет . Но мы здесь должны говорить о продолжительности жизни на пенсии. Такая продолжительность у мужчин составляет 14 лет, а у женщин - 25 лет. Для того чтобы изменить такое соотношение, мы предлагаем непопулярное, но необходимое для страны решения", - отметил Тигипко.

Говорю Андрей Рева, подразумеваю — Сергей Тигипко. Итак, как всем известно, 3 октября Верховная Рада приняла законопроекты, которыми внедряется пенсионная реформа-2. Как отметили в Кабмине, после подписания президентом этих законопроектов пенсионная реформа в Украине наконец-то стартовала



Александр Гончаров


Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

Говорю Андрей Рева, подразумеваю — Сергей Тигипко. Итак, как всем известно, 3 октября Верховная Рада приняла законопроекты, которыми внедряется пенсионная реформа-2. Как отметили в Кабмине, после подписания президентом этих законопроектов пенсионная реформа в Украине наконец-то стартовала

Однако неужели нынешняя власть так забывчива, что не помнит о том, что еще до них такой же "выдающийся" экономист Сергей Тигипко инициировал, а Верховная Рада 7 июля 2011 года утвердила пенсионную реформу-1, которой, во-первых, был повышен пенсионный возраст для женщин и госслужащих (возраст выхода на пенсию для женщин поэтапно был увеличен с 55 до 60 лет, для госслужащих пенсионный возраст подняли с 60 до 63 лет). Тогда же был поднят минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии с 5 до 15 лет, а для вновь назначенных пенсий была увеличена нормативная продолжительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере для женщин - с 20 до 30 лет и для мужчин - с 25 до 35 лет.

Вот кто первым начал украинцам повышать возраст выхода на пенсию и страховой стаж! А 3 октября текущего 2017 года народные депутаты пошли еще дальше в "улучшении" жизни наших граждан и значительно больше ужесточили требования к страховому стажу. В частности, в 2018 году для выхода на пенсию в 60 лет теперь нужно будет иметь уже 25 лет стажа. При стаже 15-25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, менее 15 лет – в 65 лет. Люди, у которых нет нужного страхового стажа, лишь смогут претендовать на социальную помощь при достижении 63 лет. Такова на деле, а не на словах забота законодателей о своих избирателях. И это при том, что мы и в дальнейшем будем иметь дело с очень высокой смертностью мужчин в среднем возрасте.

Во-вторых, предусматривается введение с 1 января 2019 года II Накопительного уровня пенсионной системы с обязательным формированием личных накопительных счетов для работников младше 35 лет. Правда, ни один нардеп сегодня не скажет, куда инвестировать пенсионные накопления в условиях, когда украинский рынок ценных бумаг фактически убит (в листинговой "корзине" самой крупной украинской фондовой биржи находятся акции всего лишь 4 эмитентов, а торгуются акции лишь двух публичных акционерных обществ), рынок недвижимости неудержимо обрушивается, а на банковский депозит в потенциально неплатежеспособный банк только сумасшедший переведет пенсионные средства. И как в этих условиях зарабатывать инвестиционный доход на привлеченные пенсионные активы?! Выходит, их просто "проедят" менеджеры за услуги по администрированию.

Да, коротка память у нынешних народных избранников, а ведь тогда в 2011 году вице-премьер Сергей Тигипко также бодро, как и сейчас Андрей Рева, прогнозировал: дескать, в 2013 году бюджет Пенсионного фонда будет бездефицитным, а это значит, что в 2013-м мы можем вводить второй уровень пенсионной системы. Но мы-то знаем настоящую цену таким обещаниям и прогнозам. Напомню, на сегодня "дыра" в Пенсионном фонде Украины уже почти достигла размера в 150 млрд грн. И судя по всему, это еще не предел для наших финансовых властей. Более того, где гарантии дальнейших выплат пенсий? Ведь огромная (страшно подумать!) "дыра" в 5,5 млрд долл. в ПФУ так и не сокращается.

В этой связи допускаю, что не за горами и то время, когда нардепы примут закон о том, что госбюджет Украины станет приложением к Пенсионному фонду. И это не шутка. Например, в Грузии нет пенсионного фонда, а есть универсальный государственный бюджет, из которого выделяются средства для выплаты пенсий. Они сократили число министерств с 18 до 13, а число госслужб - с 52 до 34, и, соответственно, тогда в Грузии размер минимальной пенсии вырос с 14 лари (6,5 долл.) в 2003 году до 100 лари (60 долл.) в 2011 году.

Поэтому, если без обид, слушая в последнее время довольно частые выступления Владимира Гройсмана об особенностях пенсионной реформы-2, складывается такое впечатление, что он вряд ли до конца понимает содержание этих преобразований и прямую зависимость наполняемости госбюджета от девальвации гривны и экономического роста. Должен ему заметить, что можно, в принципе, в сжатые сроки по максимуму набрать валютных кредитов, затем обесценить гривну, не выплачивать пенсии, а также зарплаты на госпредприятиях, и тогда к концу 2018 года рост ВВП Украины (правда, на бумаге) будет еще более 3%. Или такой незатейливый сценарий для здешней слабообразованной публики и задумывается?

Наконец, могут ли сейчас Кабмин Владимира Гройсмана и Верховная Рада дать какие-то гарантии того, что через 10, 15 или 20 лет, когда пенсии будут оформлять те, кто будет копить пенсионный капитал в Фонде II Накопительного уровня, украинское пенсионное законодательство не поменяется соответственно в те же 10, 15 или 20 раз? И есть ли вообще гарантии того, что новый пенсионный закон проживет столько лет? Ведь пенсионная реформа имени Тигипко "прожила" не более 6 лет.

И вот теперь как удержаться, чтобы не сказать, что Тигипко и Рева, проводники первой и второй пенсионных реформ, это просто сиамские близнецы. А если серьезно, то всем нам надо себе задать очень важный вопрос: кто отвечает за нашу будущую пенсию - государство, мой работодатель или я сам (сама)?. Уверен, иллюзии насчет того, что мое государство отвечает за мою достойную пенсию, уже давно развеялись. Поэтому совместно с работодателем нужно самим заботиться о своей старости и о своей достойной пенсии. Для этого, как минимум, следует постоянно задаваться вопросами: где формируется моя будущая пенсия и куда менеджеры инвестируют мои пенсионные накопления?


Максимальное ухудшение дефицита Пенсионного фонда в 2011 г. может возрасти до 21 млрд грн. Об этом на сегодняшней пресс-конференции заявил вице-премьер-министр, министр социальной политики Сергей Тигипко.

"Максимальное ухудшение дефицита Пенсионного фонда мы предусматриваем, если ничего не изменится, если не будет принят и не вступит в силу закон о легализации (заработной платы). может произойти до 21 млрд грн. То есть приблизительно на 3 млрд грн. Это пессимистический сценарий", - сказал Тигипко.

Напомним, что, согласно прогнозам Минсоцполитики, уровень дефицита бюджета в 2011 г. должен составить 17,8 млрд грн против - 34 млрд грн в 2010 г.

По словам Тигипко, принятие пенсионной реформы, за которую проголосовал парламент в минувший вторник, позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2012 году на 12,4% с 17,8 до 2,2 млрд грн.

"Закон (о пенсионной рефоме) значительно улучшает ситуацию с дефицитом бюджета страны в целом. То, что мы имели: 2009 год - дефицит бюджета Пенсионного фонда - 30 млрд грн, 2010 г. - 34 млрд грн, в этом году - 17,8 млрд грн. Хотя некоторые тенденции нас не удовлетворяют. но все равно мы планируем дефицит (бюджета Пенсионного фонда) - 17,8 млрд грн, а уже на 2012 год, по нашим подсчетам, пока это не утвержденный бюджет, а расчеты Минсоцполитики. мы будем иметь дефицит (бюджета) Пенсионного фонда 2 млрд 200 млн грн", - подчеркнул Тигипко.

Также он сообщил, что разрабатывает решение, которое в случае его реализации "позволит вывести в ноль" дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2012 году.

"Если этот бюджет, который мы сейчас с Министерством финансов и Министерством экономики еще раз проверим, сработает, то в 2013 году у нас будет бездефицитный бюджет Пенсионного фонда, а это означает, что мы можем согласовывать с 2013 года второй уровень пенсионной системы. Что это будет означать для людей? Люди в 35 лет и младше, которые работают, будут вносить в Пенсионный фонд второго уровня вклады на свой персонифицированный счет. Первый год - 2%, а после этого будут добавляться по 1% от своего фонда заработной платы. Эти деньги будут оставаться на счетах, передаваться в наследство", - сказал Тигипко.

Напомним, 6 сентября ВР окончательно приняла проект закона "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы", разработанный Кабинетом министров Украины. В ходе заседания законопроект поддержали 245 народных депутатов. Закон вступит в силу в случае подписания его Президентом Украины Виктором Януковичем с 1 октября 2011 г. Этим голосованием народные депутаты устранили несогласованности в законе о пенсионной реформе, который был принят 8 июля нынешнего года. Кроме срока вступления в силу, Рада уточнила в законе еще три положения.

Затягивание принятия пенсионной реформы, что является одним из главных требований МВФ в вопросе возобновления финансирования, было предопределено тем, что действовала поправка, которая образовывала дефицит бюджета Пенсионного фонда дополнительно на 42 млрд грн, что могло бы вызвать невыплату существующих пенсий.

"Будет правильно сказать, что парламент не принял изменения, а парламент не доработал на прошлой сессии этот документ до конца, в силу чего спикер парламента его не подписал и не передал его дальше. Потому что была, действительно, допущена ошибка, когда мы пропустили голосование по сороковой поправке. А голосование по сороковой поправке даёт дополнительно к бюджету Пенсионного фонда ещё 42 млрд грн. При той дырке, которая сегодня существует, по разным оценкам, в несколько миллиардов, то если добавит ещё 42 млрд, то мы вообще Пенсионный фонд поставили бы в такую ситуацию, когда людям бы просто перестали выплачивать пенсии. Этого допустить было нельзя. И эта провокация была специально сделана, и мы эту ошибку исправили", - заявил лидер парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов.

Спасибо, Ваше сообщение отправлено!

В Украине сегодня, 1 октября, вступает в силу закон "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы", подписанный Президентом Украины Виктором Януковичем 9 сентября 2011 г. Текст закона опубликован на сайте Верховной Рады Украины.

Так, данный закон предполагает, в частности, поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. Кроме того, документ предусматривает увеличение сроков выхода на пенсию для мужчин-госслужащих с 60 до 62 лет.

Законом, в частности, установлено, что максимальный размер пенсии (кроме пенсионных выплат, осуществляемых из Накопительного пенсионного фонда) или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной), назначенных (пересчитанных) в соответствии с действующим законодательством, не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

Напомним, 9 сентября с.г. Президент Украины Виктор Янукович подписал закон Украины "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы". Закон вступит в силу с 1 октября 2011 г.

Закон Украины "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы" был принят Верховной Радой Украины 8 июля этого года по инициативе Кабинета министров Украины. За принятие данного закона проголосовали 248 народных депутатов Украины.

Законом предусматривается внесение ряда изменений до 22 законодательных актов, в том числе законов Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", "О пенсионном обеспечении", "О негосударственном пенсионном обеспечении", "О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам", "О прокуратуре", "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", "О государственной службе", "О научной и научно-технической деятельности", "О службе в органах местного самоуправления", "О статусе народного депутата Украины", "О судоустройстве и статусе судей".

8 сентября, вице-премьер-министр, министр социальной политики Сергей Тигипко заявил, что принятие пенсионной реформы позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда.

Так, данный закон предполагает, в частности, поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. Кроме того, документ предусматривает увеличение сроков выхода на пенсию для мужчин-госслужащих с 60 до 62 лет.

Согласно документу, право на пенсию по возрасту имеют государственные служащие - мужчины 1955 г.р. и старше после достижения такого возраста: 60 лет - если они родились по 31 декабря 1952 г.; 60 лет 6 месяцев - если они родились с 1 января 1953 г. по 31 декабря 1953 г.; 61 год - родились с 1 января 1954 г. по 31 декабря 1954 г.; 61 год 6 месяцев - родились с 1 января 1955 г. по 31 декабря 1955 г.

Законом определяется, что пенсия государственным служащим назначается в размере 80% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 г. - страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование. Лицам, которые на время обращения за назначением пенсии не являются государственными служащими, - в размере 80% заработной платы работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы на государственной службе, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 г. - страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Законом, в частности, установлено, что максимальный размер пенсии (кроме пенсионных выплат, осуществляемых из Накопительного пенсионного фонда) или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной), назначенных (пересчитанных) в соответствии с действующим законодательством, не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

Принятие пенсионной реформы является одним из требований МВФ для продолжения реализации программы stand by на сумму около 16 млрд долл., которая была одобрена 29 июля 2010 г. Из-за того, что Украина ничего не сделала для ее проведения нашей страной в марте-апреле 2011 г. не был получен третий транш кредита в размере 1,5 млрд долл.

Вместе с тем, второй этап пенсионной реформы в Украине начнется не ранее 2013 г. из-за наличия существенного дефицита бюджета Пенсионного фонда.

"Второй уровень пенсионной реформы будет проводиться в том случае, если бюджет Пенсионного фонда будет не убыточным. в 2009 г. дефицит (бюджета Пенсионного фонда) был 30 млрд грн. в 2010 - 34 млрд грн, в 2011 - около 21 млрд, но, думаю, мы все сделаем, чтобы выйти на 17,8 млрд грн, а на следующий год - 2 млрд 200 млн грн. То есть, в следующем году мы еще не можем ввести второй уровень пенсионной реформы", - подчеркнул вице-премьер-министр, министр труда и социальной политики Сергей Тигипко.

Кроме того, с 1 октября в связи с очередным повышением размера прожиточного минимума, установленного законом Украины "О государственном бюджете Украины на 2011 год", повышаются размеры пенсионных выплат. Так, прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, с 1 октября увеличивается с 764 грн до 784 грн.

В связи с этим будет проведен очередной перерасчет пенсий и надбавок и повышений к пенсии, размер которых зависит от прожиточного минимума. В частности, минимальный размер пенсии по возрасту, пенсии по случаю потери кормильца на одного иждивенца с 1 октября составит 784 грн, минимальная пенсия по случаю потери кормильца на двух иждивенцев - 940,80 грн, на трех и более - 1 тыс. 176 грн, шахтеры, на которых распространяется действие закона Украины "О повышении престижности шахтерского труда", в октябре получат пенсию в размере не менее 2 тыс. 352 грн.

Вопрос пенсионной реформы очень актуален, поскольку он касается практически всех украинцев. Об этом сказал вице-премьер-министр - министр социальной политики Украины Сергей Тигипко в своем вступительном слове в ходе видеомоста с региональными журналистами, который начал свою работу во Всеукраинском пресс-центре информационного агентства УКРИНФОРМ.

"Альтернативы пенсионной реформе нет. Мы не можем сегодня не реформировать нашу пенсионную систему. Иначе - это дорога в никуда", - подчеркнул Сергей Тигипко на стартовавшей в Укринформе в видеомосте, посвященном пенсионной реформе.

Читать законы наши люди не умеют, не говоря про то, чтобы трактовать. Потому все комментарии/материалы соберу тут. Если у кого хватит сил дочитать до конца - читайте, это трудно, но познавательно.

По словам Тигипко, ситуация в Пенсионном фонде очень неутешительна, и нынешний уровень пенсий не устраивает миллионы людей: "Почти 2,8 миллиона пенсионеров получают выплату менее 800 гривен".

Сергей Тигипко сообщил, что сейчас в Украине продолжается инициированное правительством общественное обсуждение мер по реформированию пенсионной системы. В процессе такого широкого диалога власти важно услышать все мнения общественности, экспертов, профсоюзов и работодателей относительно законопроекта "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы", поданного Кабинетом Министров в Верховную Раду.

Работающие пенсионеры будут продолжать получать полную пенсию и после реформирования пенсионной системы.

Вице-премьер-министр подчеркнул, что задачей государства является стимулирование и поддержка пенсионеров, которые продолжают работать. "Нам нужен их опыт и рабочие руки", - сказал он.

В то же время С. Тигипко отметил, что изменения, касающиеся выплаты пенсий работающим пенсионерам, коснутся государственных служащих и еще 10 приравнянных к ним категорий. По словам вице-премьер-министра, государственные служащие, которые будут работать после достижения пенсионного возраста, будут получать "рабочую пенсию", которая будет назначаться по общему принципу.

"Когда они будут заканчивать работу и выходить на пенсию, будет проводиться перерасчет и они будут претендовать на так называемую государственную пенсию", - заявил С. Тигипко.

Проведение в Украине пенсионной реформы никоим образом не нарушит права чернобыльцев и не повлияет на размер их пенсий.

"Никто из-за этого не пострадает. После принятия соответствующего закона, я вам могу сказать, никакого пересмотра позиций по чернобыльцам, что очень важно, по категориям 1 и 2, не предусматривается", - сказал С.Тигипко.

По его словам, те люди, которым пенсии уже назначены, не должны бояться, ведь их права никто не собирается притеснять. "Основная задача пенсионной реформы - обеспечить стабильную выплату пенсий на перспективу и помочь самым бедным пенсионерам. Это, я бы так сказал, две главные задачи", - подчеркнул вице-премьер-министр.

Конечно, подчеркнул он, для улучшения состояния Пенсионного фонда необходимо сбалансировать дефицит его бюджета. "Если будут приняты соответствующие решения, на которые мы рассчитываем и которые мы предложили, то 2014 год станет последним годом, имеющим дефицит", - сказал Сергей Тигипко.

Однако, уверен вице-премьер-министр, внимание необходимо уделить другому очень важному вопросу - функциям ПФ, вынужденного доплачивать людям до прожиточного минимума. Если кому-то назначена пенсия меньше прожиточного минимума, то доплату осуществляет Пенсионный фонд. "Если, например, начислили 750 гривен рабочей пенсии, то 200 гривен необходимо доплатить. Я считаю, это проблема Пенсионного фонда, это не его выплаты", - сказал член правительства, подчеркнув, что такие доплаты являются социальной поддержкой.

По словам С.Тигипко, это почти 25 млрд грн доплат. "Если бы мы нашли возможность эти 25 млрд переложить на бюджет и отработать это как соцпомощь, тогда бы у нас мог быть на следующий год бездефицитный Пенсионный фонд", - сказал он.

До конца марта правительство внесет в Верховную Раду комплексный законопроект относительно легализации рабочих мест и заработной платы в Украине.

"Я буду настаивать, чтобы до конца марта в парламент был внесен комплексный закон относительно легализации рабочих мест и заработной платы. Нам нужно легализировать рабочие места. Мы будем усиливать административную ответственность за нерегистрацию рабочих мест", - сказал С. Тигипко, отметив, что такой подход является важной основой для эффективности проведения пенсионной реформы.

Говоря о ситуации в Пенсионном фонде, С. Тигипко сообщил, что в 2009 году расходная часть ПФ составляла 167 млрд грн, а дефицит фонда - 30 млрд. В прошлом году, по последними уточненными данным, расходы ПФ достигли 191,5 млрд, а дефицит вырос до 34,4 млрд грн. "Если будет стартовать пенсионная реформа в первом квартале, мы можем иметь 19 млрд грн дефицита ПФ и попробуем изменить эти тенденции к лучшему", - считает вице-премьер.

Кроме ключевого момента пенсионной реформы, который состоит в легализации и увеличении заработных плат, он назвал другую важную предпосылку - необходимость изменений в соотношении работающих к пенсионерам. "Их количество постоянно уменьшается. В 2006 году взносы в ПФ выплачивали 15,8 млн работающих, а на конец 2010 года - 14,4 млн. А у нас действует солидарная система, где все работающие должны содержать всех пенсионеров", - констатировал С. Тигипко.

Вопрос, касающийся процента от оклада на выплату пенсий для военнослужащих, может быть пересмотрен.

Военные будут получать 50% после 20 лет службы, а также по 3% доначисления за каждый следующий год. "Это остается. Но позиция была такова, что пенсия должна составлять не более 90% оклада военного. Сейчас мы сняли эту позицию до 80%", - объяснил он.

В то же время вице-премьер-министр подчеркнул, что процент от оклада может быть снова увеличен до 90% для младшего военного состава. "Я считаю, здесь можно было бы разбить. Есть генералы, есть те люди, которые получают большую заработную плату, а это значит, что они будут получать большую пенсию, а есть рядовые, прапорщики, младшие офицеры, для которых это будет серьезной потерей", - подчеркнул он.

С. Тигипко также проинформировал, что законопроектом предусмотрено увеличение выслуги лет для военнослужащих с 20 до 25 лет. Однако, как отметил вице-премьер министр, сейчас рассматривается вопрос, чтобы эта норма не коснулась тех служащих, которые сейчас работают на предпенсионном военном контракте.

В проекте пенсионной реформы не было никаких предложений не засчитывать декретный отпуск в трудовой стаж женщин.

"В законопроектах, которые мы внесли в Верховную Раду, время декретного отпуска полностью засчитывается в трудовой стаж", - заверил вице-премьер.

С. Тигипко прибавил, что женщинам пошли навстречу и при расчете их средней заработной платы: поскольку во время декретного отпуска зарплата у многих из них снижается, ее предложено исключать из подсчета.

"Это сделано для того, чтобы женщины имели возможность получать именно большую пенсию", - отметил вице-премьер-министр.

Обсуждение проекта пенсионной реформы будет продолжаться по крайней мере до конца февраля, хотя уже ныне выкристаллизовался определенный круг вопросов, которые беспокоят людей.

"Мы уже видим, на чем нам нужно сконцентрировать внимание, что больше всего беспокоит людей, какие изменения мы можем внести", - сказал он.

По словам С.Тигипко, во время обсуждения он практически не услышал ни одного серьезного аргумента, что в пенсионной системе ничего не нужно менять. "Все поддерживают мнение, что пенсионную реформу необходимо проводить", - отметил вице-премьер-министр.

В то же время он сказал, что больше всего вопросов вызывает предложенное в проекте увеличение пенсионного возраста. "Вокруг этого больше всего разговоров и желания если что-то менять, то минимально", - отметил С.Тигипко.

Вице-премьер-министр напомнил, что в пенсионном законе предусмотрены соответствующие компенсаторные нормы для учителей, врачей и работников культуры, которые при выходе на пенсию одноразово будут получать одновременно со своей первой еще десять пенсий. Ныне такая норма рассматривается и по отношению к работающим в сфере спорта, в частности тренерам, а также в социальных службах на должностях педагогов, врачей и работников культуры, сообщил он.

"Таких вопросов мы уже набрали до десяти и видим, что смогли бы доработать", - подвел итог С.Тигипко.

Вице-премьер-министр - министр социальной политики Украины Сергей Тигипко ожидает принятия Верховной Радой нового пенсионного законодательства в марте 2011 года.

По словам С.Тигипко, сейчас проходит спокойное обсуждение и внесение поправок в законодательство, поэтому можно прогнозировать принятие решения в середине марта.

Вице-премьер министр подчеркнул, что Украина уже просрочила сроки принятия законов по пенсионной реформе, предусмотренные программой МВФ, однако на сегодня основным заданием остаётся обсуждение и усовершенствование реформы. "Теперь нужно спокойно обсудить все решения, максимально поправить их. Я думаю, что с МВФ мы можем договариваться", - отметил С.Тигипко.

Вопрос относительно выплат после проведения в Украине пенсионной реформы денежного пособия лицам, имеющим статус "Дети войны", сейчас подробно изучается, и решение будет принято в ближайшее время.

Ныне в государстве действует 156 разнообразных льгот, выплат, доплат, социальной помощи. "На этот год для того, чтобы профинансировать все эти виды социальной поддержки, нам не хватает 160 миллиардов гривень. В чем беда? Ситуация простая - мы принимаем решения, которые не подтверждены бюджетами", - сказал С.Тигипко.

По его словам, правительство очень подробно изучает вопрос относительно выплат детям войны. "И я не уверен, что мы сможем все это выплатить", - сказал С.Тигипко.

"Мы должны посмотреть и четко сказать людям, если мы имеем такую возможность, то, условно говоря, будем платить не 30, а 20%, но вести разговор честно", - подчеркнул вице-премьер-министр.

Пенсионный возраст у женщин будет увеличиваться постепенно, каждый год на полгода. Таким образом, через 10 лет этот показатель достигнет 60-ти.

В контексте пенсионной реформы нужно обращать внимание на так называемый "уровень доживания", то есть среднюю продолжительность жизни после пенсии. "В Украине этот показатель один из самых высоких в мире - 14 лет у мужчин и 25 у женщин. Нам мешают иметь более высокий уровень продолжительности жизни детская смертность, гибель людей на дорогах, наркомания, алкоголь", - подчеркнул вице-премьер-министр.

Он также отметил, что "повышение пенсионного возраста у женщин довольно сложное решение, но оно никак не влияет на продолжительность жизни".

В Украине наблюдается тенденция к уменьшению количества безработных граждан, на сегодняшний день этот показатель составляет 8%.

С.Тигипко отметил, что количество безработных в Украине даже меньше, чем в ЕС, где этот показатель составляет приблизительно 10%. Он обратил внимание на проблему нелегального труда, из-за чего на учете по безработице находятся граждане, фактически имеющие работу и получающие за нее деньги. "Людям выгодно находиться на учете и работать нелегально", - отметил премьер-министр - министр социальной политики Украины.

Отвечая на вопрос, не приведет ли повышение пенсионного возраста к негативным последствиям на рынке труда, вице-премьер-министр отметил, что не нужно этого бояться. По его словам, на сегодняшний день в ряде отраслей не хватает специалистов, зато экономистов и юристов уже более чем достаточно.

"Необходимо думать о подготовке инженеров, качественных специалистов среднего уровня. Нужно также продумать систему переподготовки людей, а в перспективе - изменить систему государственного заказа. Если мы это сделаем, мы максимально сможем смягчить ситуацию, прежде всего для молодежи", - отметил Сергей Тигипко.

Взносы в Пенсионный фонд ныне ограничены максимальной планкой в 15 минимальных зарплат. В проекте пенсионной реформы эту сумму предлагается повысить до 17 минимальных зарплат.

Тигипко объяснил, что ныне человек, получающий даже 100 тыс. гривень, в Пенсионный фонд платит приблизительно 14 тыс. гривень, то есть 15 минимальных зарплат.

"Мы предложили, чтобы это было 17 минимальных заработных плат. Руки чесались увеличить - поставить 25 или больше, но мы услышали от специалистов опасения в тенизации", - отметил С.Тигипко.

Он добавил, что ученые предложили увеличивать сумму отчислений в ПФ с зажиточных людей постепенно.

"Для богатых людей будут вот такие изменения", - резюмировал вице-премьер-министр.

Соотношение средств Пенсионного фонда к ВВП в Украине необходимо уменьшать.

С.Тигипко отметил, что денежный эффект от введения пенсионной реформы правительство измеряет в процентах ВВП. "На сегодняшний день соотношение средств пенсионного фонда к ВВП составляет чуть меньше 17%. Это один из самых высоких в мире показателей. Скажем, если говорить о ближайших соседях Украины, например, Беларуси, Турции и других, то у них этот показатель составляет от 9% до 12%", - сообщил он.

Вице-премьер выразил уверенность, что на этот уровень Украина должна выйти постепенно. "Я думаю, для этого необходимо 5-6 лет", - добавил член правительства.

При этом С.Тигипко спрогнозировал, что за 8-10 лет возрастания на 1,8% ВВП даст возможность увеличить поступления в ПФ на 15%.

Пенсионная реформа за 10 лет позволит создать в Украине 1 миллион 600 тысяч новых рабочих мест.

"Мы предполагаем, что те решения, которые мы принимаем сегодня, начнут менять соотношение работающих и пенсионеров, то есть у нас появится больше работающих людей. При таком соотношении за 10 лет мы получим 1 миллион 600 тысяч новых рабочих мест, и эта цифра будет расти", - подчеркнул С.Тигипко.

Читайте также: