Законы по назначения пенсии в 1995 году

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

от 22 мая 1995 г. N 1-5-У

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УЛУЧШЕНИИ ПЕНСИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВДОВ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОГИБШИХ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ

ВОЙНУ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПЕНСИИ ПО ЗАКОНУ РСФСР

"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"

(в ред. указания Минсоцзащиты РФ от 20.05.96 N 1-4-У,

Постановления Минтруда РФ от 28.10.97 N 56)

7 мая 1995 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" .

В дальнейшем именуется Федеральный закон от 7 мая 1995 года.

Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 мая 1995 года и предусматривает:

предоставление участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), права на получение двух пенсий: по старости (или за выслугу лет) и по инвалидности;

установление дополнительных надбавок к пенсиям участникам Великой Отечественной войны, не получающим одновременно с пенсией по старости (за выслугу лет) пенсию по инвалидности;

предоставление вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившим в новый брак, права на получение двух пенсий в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" , одна из которых - пенсия по случаю потери кормильца за погибшего мужа.

В дальнейшем именуется Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года.

В связи с этим внесены соответствующие изменения в статьи 5, 21, 38 и 110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, а также этот Закон дополнен статьей 86.1.

При применении Федерального закона от 7 мая 1995 года Министерство предлагает руководствоваться следующим:

I. Улучшение пенсионного обеспечения участников

Великой Отечественной войны

1. К участникам Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие Федерального закона от 7 мая 1995 года, относятся лица, указанные в подпунктах "а" - "ж" пункта 1 части второй статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", проходившие военную службу или выполнявшие иные государственные задачи в периоды войн, боевых действий и при обороне городов, предусмотренных в разделах I и II Приложения к Федеральному закону "О ветеранах" (прилагается).

2. Право участников Великой Отечественной войны на вторую пенсию.

2.1. В соответствии с пунктом "а" части второй статьи 5 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года (в редакции Федерального закона от 7 мая 1995 года) участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания, заболевания, полученного в период военной службы, могут устанавливаться одновременно две пенсии: по старости (или за выслугу лет) и по инвалидности.

При этом пенсия по инвалидности назначается по правилам, условиям и нормам, предусмотренным Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года для соответствующей причины и группы инвалидности.

Так, пенсия по инвалидности I и II групп исчисляется в размере 75% заработка с применением статей 32 и 33 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, то есть минимальный и максимальный размер пенсии подлежит увеличению с учетом продолжительности общего трудового стажа.

2.2. Вторая пенсия исчисляется из заработка, из которого выплачивается первая пенсия; однако, по желанию пенсионера, вторая пенсия может исчисляться из заработка, определяемого за периоды перед обращением за этой пенсией, предусмотренные статьями 102 и 103 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.

2.3. Вторая пенсия назначается со сроков, установленных статьей 119 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, но не ранее чем с 1 мая 1995 года и не ранее со дня возникновения права на нее.

Если органы социальной защиты населения Российской Федерации располагают по состоянию на 1 мая 1995 года необходимыми документами для назначения второй пенсии, она устанавливается без истребования заявления от пенсионера (в автоматическом режиме).

В тех случаях, когда для назначения второй пенсии требуется представление дополнительных документов, новая пенсия назначается по заявлению пенсионера.

2.4. При наличии у инвалида вследствие военной травмы трудового стажа и заработка, дающих право на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания в более высоком размере, ему устанавливается пенсия в размере пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания.

3. Право участников Великой Отечественной войны на дополнительную надбавку.

3.1. Федеральный закон от 7 мая 1995 года предусматривает дифференцированные размеры надбавок участникам Великой Отечественной войны в зависимости от степени нетрудоспособности:

- достигшим возраста 80 лет или являющимися инвалидами I и II групп - две минимальные пенсии по старости;

- остальным участникам Великой Отечественной войны - одна минимальная пенсия по старости.

3.2. Указанные надбавки устанавливаются к следующим видам трудовых пенсий:

К пенсиям по случаю потери кормильца и к социальным пенсиям эти надбавки не начисляются.

3.3. Надбавки начисляются участникам Великой Отечественной войны, включая инвалидов вследствие военной травмы, которые получают только одну пенсию.

3.4. В тех районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, размеры надбавок определяются с их применением.

3.5. Надбавки начисляются наряду с повышением по пункту "г" статьи 110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.

3.6. С 1 мая 1995 года надбавки начисляются к пенсиям участников Великой Отечественной войны по имеющимся в пенсионном деле документам. При представлении дополнительных документов, дающих право на надбавку, а также при возникновении обстоятельств, влекущих более высокий размер надбавки в связи с установлением или изменением группы инвалидности, достижением 80-летнего возраста и др., перерасчет пенсии производится со сроков, указанных в статье 121 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.

4. При реализации Федерального закона от 7 мая 1995 года определяется наиболее выгодный вариант: либо назначаются две пенсии, либо начисляется надбавка (выбор оптимального решения производится в автоматическом режиме).

Пример 1. Участнику войны, являющемуся инвалидом I группы вследствие общего заболевания и получающему пенсию по старости в максимальном размере с учетом 45-летнего трудового стажа, с 1 мая 1995 года выгоднее установить две пенсии - по старости и по инвалидности:

157460 руб. - пенсия по старости в максимальном размере

157460 руб. - пенсия по инвалидности I группы в максимальном размере

43739 руб. - надбавка на уход

43739 руб. - повышение как участнику войны

39360 руб. - компенсационная выплата

Общая сумма пенсий - 441753 руб.

Пример 2. Участник войны, достигший 80 лет, получает пенсию по старости в максимальном размере при 45-летнем стаже работы. Является инвалидом III группы вследствие общего заболевания.

а) Его две пенсии составят:

157460 руб. - пенсии по старости в максимальном размере

43739 руб. - надбавка на уход (как пенсионеру, достигшему 80 лет)

43739 руб. - повышение как участнику войны

43739 руб. - пенсия по инвалидности III группы в максимальном размере

39360 руб. - компенсационная выплата

Общая сумма пенсий - 328037 руб.

б) Его одна пенсия по старости составит:

157460 руб. - пенсия по старости в максимальном размере

43739 руб. - надбавка на уход (как пенсионеру, достигшему 80 лет)

87478 руб. - надбавка как участнику войны, достигшему 80-летнего возраста

43739 руб. - повышение как участнику войны

39360 руб. - компенсационная выплата

Общая сумма пенсии - 371776 руб.

Таким образом, в приведенном примере выгоднее установление надбавки как участнику войны, достигшему 80-летнего возраста.

5. Инвалид вследствие военной травмы вправе взамен второй пенсии получать более высокую надбавку.

Пример. Инвалид вследствие военной травмы II группы получает пенсию по старости в минимальном размере и пенсию по инвалидности.

а) При сохранении двух пенсий он получил бы:

43739 руб. - пенсия по старости в минимальном размере

43739 руб. - повышение как участнику войны

39360 руб. - компенсационная выплата к пенсии по старости

131217 руб. - пенсия по инвалидности вследствие военной травмы II группы

39360 руб. - компенсационная выплата к пенсии по инвалидности

Итого - 297415 руб.

б) При начислении надбавки взамен пенсии по старости пенсия составит:

131217 руб. - пенсия по инвалидности вследствие военной травмы II группы

87478 руб. - надбавка как участнику войны, достигшему 80-летнего возраста

43739 руб. - повышение как участнику войны

39360 руб. - компенсационная выплата

Итого - 301794 руб.

Поэтому инвалиду следует установить надбавку вместо второй пенсии.

6. При назначении второй пенсии все материалы брошюруются в одно пенсионное дело.

II. Улучшение пенсионного обеспечения вдов

военнослужащих, погибших в Великую

7. Право на получение двух пенсий предоставлено с 1 мая 1995 года вдовам военнослужащих при соблюдении следующих условий:

- если военнослужащий погиб в Великую Отечественную войну;

- если жена погибшего не вступила в новый брак.

8. Вдовам погибших военнослужащих могут быть установлены две пенсии, одна из этих пенсий по случаю потери кормильца, за погибшего мужа, вторая - по старости (или за выслугу лет) или по инвалидности, либо социальная. Две пенсии по случаю потери кормильца не назначаются.

Пенсия по случаю потери кормильца за погибшего мужа назначается в максимальном размере, предусмотренном статьей 58 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.

9. Утратил силу. - Указание Минсоцзащиты РФ от 20.05.96 N 1-4-У.

10. Право на получение двух пенсий предоставляется вдовам военнослужащих, которые погибли в годы Великой Отечественной войны, то есть в период с 22 июня 1941 г. по 9 - 11 мая 1945 года.

Этот порядок распространяется на вдов военнослужащих, умерших в указанный период вследствие ранения, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, в том числе и в период пребывания в плену , а также пропавших без вести в годы войны.

За исключением тех случаев, когда погибший совершил в этот период преступления против Отечества.

11. При назначении двух пенсий вдовам погибших военнослужащих наряду с другими документами представляются:

- извещение о гибели или иной документ, подтверждающий смерть военнослужащего в годы Великой Отечественной войны;

- свидетельство о браке (решение суда о признании фактических брачных отношений).

При отсутствии свидетельства о браке в подтверждение брачных отношений с погибшим принимаются:

- свидетельство о рождении детей, в котором заявительница и погибший значатся родителями;

- извещение о гибели, адресованное жене военнослужащего;

- пенсионное дело, из которого усматривается, что заявительница является женой погибшего.

Вступление супруги погибшего военнослужащего в новый брак лишает ее права на получение двух пенсий.

Отсутствие в паспорте соответствующей отметки является достаточным основанием для того, чтобы данная вдова считалась не вступившей в новый брак.

12. Назначение второй пенсии вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну производится по их заявлению с соблюдением правил, указанных в абзаце первом пункта 2.3 и пункте 6 настоящего указания.

При назначении второй пенсии по старости или инвалидности заработок определяется за периоды перед обращением за второй пенсией, предусмотренные статьями 102 и 103 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.

13. Вдовам погибших, являющимся участниками Великой Отечественной войны, надбавка как участнику войны начисляется к пенсии по старости или за выслугу лет, по инвалидности независимо от того, что она получает вторую пенсию за погибшего мужа.

III. Правила установления компенсационной выплаты

14. Утратил силу. - Постановление Минтруда РФ от 28.10.97 N 56.

социальной защиты РФ

ГОСУДАРСТВ, ГОРОДОВ, ТЕРРИТОРИЙ И ПЕРИОДОВ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ

ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданская война: с 23 февраля 1918 года по октябрь 1922 года

Советско - польская война: март - октябрь 1920 года

Боевые действия в Испании: 1936 - 1939 годы

Война с Финляндией: с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года

Великая Отечественная война: с 22 июня 1941 года по 9 (11) мая 1945 года

Война с Японией: с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года

Боевые операции по ликвидации басмачества: с октября 1922 года по июнь 1931 года

Боевые действия в районе озера Хасан: с 29 июля по 11 августа 1938 года

Боевые действия на реке Халхин - Гол: с 11 мая по 16 сентября 1939 года

Боевые действия при воссоединении СССР, Западной Украины и Западной Белоруссии: с 17 по 28 сентября 1939 года

Боевые действия в Китае: с августа 1924 года по июль 1927 года; октябрь - ноябрь 1929 года; с июля 1937 года по сентябрь 1944 года; июль - сентябрь 1945 года; с марта 1946 года по апрель 1949 года; март - май 1950 года (для личного состава группы войск ПВО); с июня 1950 года по июль 1953 года (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая)

Боевые действия в Венгрии: 1956 год

Боевые действия на острове Даманский: март 1969 года

Боевые действия в районе озера Жаланашколь: август 1969 года

Оборона города Одессы: с 10 августа по 16 октября 1941 года

Оборона города Ленинграда: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года

Оборона города Севастополя: с 5 ноября 1941 года по 4 июля 1942 года

Оборона города Сталинграда: с 12 июля по 19 ноября 1942 года

Судебная практика и законодательство — Указание Минсоцзащиты РФ от 22.05.1995 N 1-5-У (ред. от 28.10.1997) О порядке применения Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 28 октября 1997 г. N 56, отменившим п. 14 указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 1-5-У "О порядке применения Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

При этом при назначении пенсии по случаю потери кормильца за погибшего мужа по линии органов соцзащиты соблюдаются все требования, предъявляемые к документам, установленные разделом II указания Минсоцзащиты России N 1-5-У от 22.05.95 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 мая 1995 г. Регистрационный N 858).

Доброго времени суток, дорогой читатель.

В этой статье я хотела бы написать, какая минимальная и максимальная пенсия была на 31.12.2001 год.

В Законе о пенсиях ФЗ № 340-1, ст. 16: Пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка плюс один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.

Какие же ещё федеральные законы имеют нормативный характер? Это КЗОТ . Его отменили 1 февраля 2002 года, но он действовал с 09.12.1971 года по 01.02.2002 год.

Статья 242. Пенсия по старости.

Пенсия по старости устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Отдельным категориям застрахованных пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в соответствующих случаях - и при пониженном трудовом стаже.

Размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 процентов заработка в зависимости от продолжительности трудового стажа.

Ещё поискав законы о величине пенсий до 2002 года, нашла ещё один интересный Указ Президента РФ от 14.06.1997г № 573. « О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров»:

В целях поддержания материального положения пенсионеров в связи с увеличением потребительских цен на товары и услуги п о с т а н о в л я ю :

1. Установить, что начиная с 1 января 1998 года минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии , с учетом компенсационной выплаты, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не может быть менее 80 процентов прожиточного минимума пенсионера, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Пенсионном фонде обычно ссылаются на ФЗ №173 о страховых пенсиях, на изменяющий закон ФЗ №213, в котором, как утверждают, что пенсия не может быть выше 555 руб 96 коп, так как минимальная пенсия была 185 рублей 32 копейки.

Ответ я нашла в этом же Федеральном Законе № 213 . Видимо с Пенсионного фонда специалисты не дочитали, или промолчали. Сам закон имеет своё назначение для перерасчёта пенсий , а не для расчёта. В статье 37 этого Закона так и говорится:

Размеры трудовых пенсий установленные до дня вступления в силунастоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящим Федеральным законом. При этом, если размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) не достигнет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), получаемого на 31 декабря 2009 года , гражданину выплачивается трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) в прежнем более высоком размере.

Вот захотелось мне докопаться, ну откуда в ПФ взяли эту сумму минимальной пенсии в 185 руб 32 коп? Не нашла я ничего, кроме справки, которая есть на официальных ресурсах в виде таблиц величины пенсии. Например, на ресурсе «Гарант». И ниже этой справки написано: В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1997 года № 573 с 1 января минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с учётом компенсационной выплаты предусмотренной законодательством РФ, не может быть менее 80% прожиточного минимума пенсионера.

Прожиточный минимум пенсионера в последнем квартале 2001 года был равен 1197 рублей. 80% от этого прожиточного минимума, это сумма 957 рублей 60 копеек.

Кроме того, я задала вопрос Министерству Юстиции, можно ли ссылаться для определения минимальной пенсии на 01.01.2002 года на справки, телеграммы, письма? Мне дали ответ с Министерства Юстиции, что ни какие справки, телеграммы и письма не могут использоваться в качестве нормативных документов.

Из чего можно сделать вывод: при расчёте пенсионного капитала без применения формулы, минимальная пенсия, согласно указанным нормативным законам (КЗОТ) и Указу Президента РФ, до 2002 года, была равна 957 рублей 60 коп..

Соответственно максимальная пенсия, на 4 квартал 2001 года была 2 872,8 рубля. Но ни как не 555, 97 рублей, как иногда ссылаются в Пенсионном Фонде.







Обсуждение последующих вариантов пенсионной реформы в России невозможно без анализа того, что происходило в пенсионной системе в 1995–1997 годах, поскольку события тех лет определили появление принципиально новых реформаторских подходов.

1995 год можно считать переломным в состоянии пенсионного обеспечения. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 годов стремительно снизили покупательную способность пенсий, впервые с начала экономических реформ средний размер пенсии опустился ниже прожиточного минимума пенсионера, а минимальный – ниже 60% этого показателя (рис. 1). Это потребовало срочного повышения пенсий.

Одновременно с этим дальнейшее сокращение численности занятых, падение реальной зарплаты и увеличение задолженности по ее выплате привели к тому, что в 1995 году в пенсионную систему в реальном выражении поступило меньше средств, чем в 1994 году. Хотя формально бюджет ПФР был исполнен с текущим профицитом, впервые страховых взносов собрали меньше, чем требовалось для выплаты пенсий.

В дальнейшем балансировать бюджет ПФР удавалось за счет комбинированной схемы повышения уровня пенсий (нерегулярные индексации и периодическое повышение компенсаций) и накопления задолженности по выплате пенсий, впервые появившейся в том же 1995 году. Уже с начала 1996 года долг ПФР перед пенсионерами снова стал интенсивно нарастать (рис. 3), достигнув в конце года 12% от его годового бюджета.


Источник: данные бюджетов ПФР.

Рис. 3. Динамика задолженности ПФР по выплате пенсий

Колоссальными усилиями правительства по мобилизации просроченной задолженности и увеличению доли бюджетного финансирования в доходах ПФР задолженность была полностью погашена к июлю 1997 года (рис. 3). Однако достичь этого удалось ценой фактического замораживания индексации пенсий, что привело к ухудшению реального размера пенсии, отношения пенсии к прожиточному минимуму и ставки замещения (табл. 1). К тому же страховых взносов по-прежнему поступало меньше, чем требовалось для выплаты пенсий, поэтому о стабилизации финансов пенсионной системы говорить не приходилось.

Несмотря на тяжелое финансовое положение пенсионной системы, ее обязательства продолжали необоснованно расширяться за счет предоставления льготных по возрасту пенсий все новым категориям занятых. Иными словами, пенсионная система и в середине 1990-х годов продолжала играть роль амортизатора социальных проблем экономической трансформации. Наиболее яркий пример: в начале 1996 года педагогам школ и других детских учреждений, а также медицинским работникам в сельской местности разрешили получать пенсию за выслугу лет при условии продолжения работы на том же месте. И уже во II квартале того же года численность пенсионеров этой группы почти удвоилась (рис. 4), причем практически все они работали. Очевидно, что за счет пенсионной системы государство просто повысило доходы плохо оплачиваемых категорий занятых.


Источник: данные ПФР и Росстата.

Рис. 4. Увеличение численности пенсионеров за выслугу лет

Либерализация правил предоставления статуса инвалида в 1990-е годы спровоцировала рост числа пенсионеров по инвалидности – с 3,3 млн до 4,7 млн человек за 1992–1997 годы[30]. Это сказалось на снижении фактического возраста выхода на пенсию, поскольку пенсионеры переходили с пенсии по инвалидности на пенсию по старости, достигая пенсионного возраста[31].

Сокращение реальных размеров пенсий под влиянием возросшей в конце 1994 года –начале 1995 года инфляции совпало с подготовкой к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В течение 1995 года руководство страны старалось удержать средний размер пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера, провело пять индексаций пенсий и два повышения компенсационной выплаты. Дополнительно были введены компенсации к пенсиям ветеранов войны.

Темпы роста компенсационных выплат начали постепенно обгонять темпы индексаций, но средств ПФР не хватало для поддержания уровня жизни пенсионеров. Поэтому весной 1996 года была введена компенсационная выплата в размере, обратно пропорциональном величине получаемой пенсии. Те, кто имел минимальную пенсию, получили компенсацию 150 тыс. рублей (почти в 2,5 раза превосходившую минимальную пенсию), пенсионеры с максимальными пенсиями – 85 тыс. рублей (менее 2/3 размера их пенсий)[32]. Это привело к сокращению и до этого не высокой дифференциации размеров пенсий и еще большему отрыву их от прошлых заработков.

С середины 1996 года и до октября 1997 года ни минимальная пенсия, ни компенсации не повышались, поскольку правительство пыталось погасить долги перед пенсионерами. К тому времени экономическая неэффективность и социальная неприемлемость периодических индексаций пенсий и повышений компенсаций стали очевидными. Требовались новые способы регулирования доходов пенсионеров. В 1997 году в развитие идей, заложенных в Концепции 1995 года, для усиления связи пенсии с прошлым трудовым вкладом пенсионерам предоставили право выбирать (с февраля 1998 года), на основе каких правил – 1990 или 1997 года – рассчитывать пенсию, при этом сохранялись ранее действовавшие правила расчета пенсий[33].

В соответствии с новыми правилами пенсия определялась умножением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) на среднемесячную зарплату в стране в предшествующий назначению или перерасчету пенсии квартал. ИКП зависел от продолжительности трудового стажа и прошлых заработков пенсионера. Стаж учитывался аналогично правилам, установленным в Законе 1990 года: 20/25 лет трудового стажа обеспечивали женщинам/мужчинам размер пенсии на уровне 55% заработной платы. Превышение стажа позволяло увеличить пенсию по 1% за каждый дополнительный год работы, но не более 75%. Новацией правил 1997 года стало введение соотношения индивидуального и среднего заработков, установленного в 1998 году на уровне 0,7, а в 2000–2001 годах постепенно повышенного до 1,2.

Читайте также: