Могут лишить пенсии инвалида за то что он работает

Постановление Конституционного Суда от 26.02.2018 N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой"

Конституционный Суд РФ защитил права инвалидов, получивших социальные выплаты по справкам об инвалидности, которые впоследствии были признаны недействительными исключительно по формальным признакам

Конституционный суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 ГК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, в случае если представленная им для получения названных выплат справка об установлении инвалидности, составленная по результатам медико-социальной экспертизы, признана недействительной вследствие наличия лишь формальных (процедурных) нарушений, допущенных при ее проведении, притом что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности освидетельствуемого гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны.

Конституционный суд указал, в частности, следующее.

Пенсионное обеспечение, а также предоставление мер социальной поддержки в связи с инвалидностью, способствующих преодолению, замещению (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, осуществляются на основе признания лица инвалидом в порядке, предусмотренном законодательством, что предполагает проведение медико-социальной экспертизы. Проведение такой экспертизы составляет обязанность уполномоченной организации - учреждения медико-социальной экспертизы, от ошибок которого, в частности формально-процедурного характера, допущенных в том числе на стадии получения необходимых документов для проведения освидетельствования и не влияющих на результат оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, не должен страдать гражданин, которому была назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности, при условии отсутствия в его действиях признаков недобросовестности (противоправности). Иное приводило бы к сугубо формальному подходу в разрешении данного вопроса вопреки сути защищаемого права и, как следствие, к непропорциональному его ограничению в нарушение требований равенства и справедливости.

Гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии конкретного вида и размера, которое и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии.

Учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения о признании или непризнании лица инвалидом, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. При этом его решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении него решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина.

Хотя получение гражданином указанных сумм при отсутствии для этого законных оснований либо в размере большем, чем причитается по закону, подпадает под признаки неосновательного обогащения за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, приводит к нарушению публичных интересов в сфере пенсионного обеспечения, конституционных прав и свобод других граждан - участников системы пенсионных отношений, основанной на началах всеобщности и солидарности, следует учитывать, что возложение на гражданина обязанности возвратить полученные с момента вынесения соответствующего решения денежные средства, обусловленные выявлением лишь формальных (процедурных) нарушений порядка признания гражданина инвалидом, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, - при отсутствии установленных фактов недобросовестности (противоправности) со стороны самого заинтересованного лица - приводило бы к нарушению баланса публичных и частных интересов в пенсионной сфере.

Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы по существу вменение ему в обязанность контролировать их действия, притом что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения.

Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия.

Многие инвалиды отказываются от трудоустройства из-за страха лишиться положенных по инвалидности льгот и страховых пенсий. Что же говорит закон на этот счет? Согласно ФЗ РФ "О государственных пенсиях” от 20.11.1990 г. № 340-1 – пенсии работающим пенсионерам по инвалидности или по возрасту выплачиваются в полном объёме.Размер и срок, на который устанавливается пенсия по инвалидности, зависят от группы инвалидности и даты переосвидетельствования. Иных причин, кроме изменения группы и срока инвалидности, по которым размер пенсии может быть пересмотрен, законодательством РФ не предусмотрено. Иными словами - размер пенсии по инвалидности не зависит от факта трудоустройства работника-инвалида и если инвалид трудоустроится, то пенсию он будет получать параллельно, независимо от заработной платы. Однако, работающим пенсионерам пенсия не индексируется на основании закона №385-ФЗ от 29.12.2015. Единственное, чего инвалид может лишиться, — это федеральная или региональная социальная доплата к пенсии, если он её получает сейчас. Федеральная социальная доплата назначается в том случае, если общая сумма материального обеспечения меньше величины регионального прожиточного минимума пенсионера. При этом указанный прожиточный минимум не должен превышать величину прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины регионального прожиточного минимума (ч. 4 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ). И выплаты по уходу за ним (п."д", ст.9 Постановления Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 (ред. от 21.05.2020) "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет").
На получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг официальное трудоустройство тоже никак не повлияет. Согласно ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии со ст.6.2 вышеуказанного закона в состав набора социальных услуг включаются, в частности, следующие социальные услуги:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Льготы по 50% оплате коммунальных услуг при официальном трудоустройстве также не лишаются (ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: Таким образом, закон не ставит в зависимость размер пенсии.
Так, что смело трудоустраивайтесь при возможности и желании.


Согласно законодательству, действующему в РФ, все граждане имеют одинаковые права и возможности.

Благодаря этому, инвалиды могут реализовать себя в трудовой деятельности, как и остальные категории граждан.

Есть определенные государственные программы, позволяющие чувствовать себя комфортно, в том числе инвалидам. В ходе разговора о трудоустройстве, речь обычно идет об инвалидах второй и третьей группы. Может ли работать гражданин, считающийся инвалидом, будет зависеть от степени ограничения трудоспособности.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Кто имеет право на выплаты по потере трудоспособности?

По закону РФ инвалидам полагается выплата пенсий в полном размере, и никаких ограничений по этому поводу не предусмотрено.

Пенсия по инвалидности – это начисления, на которые может рассчитывать гражданин в связи с временной или постоянной потерей трудоспособности. Конкретные условия пенсионных выплат будут зависеть от определенных обстоятельств и подробностей трудовых отношений, причин потери дееспособности.

  • Рабочие и служащие имеют право на получение пенсии, если имеют инвалидность первой, второй или третьей группы (как назначается для 3 группы?). Выплаты могут начисляться по-разному, в зависимости от факторов, которые стали причиной утраты дееспособности.
  • Если речь идет об увечье в связи с работой, профессиональном заболевании, то начисления осуществляются без учета трудового стажа. Если же потеря трудоспособности наступила в результате общего заболевания, то трудовой стаж при начислении пенсии учитывается. Чем меньше возраст у гражданина, тем меньший стаж необходим.
  • Учитывая законодательство, пенсия по потери трудоспособности полагается лицам, которые признаны инвалидами первой, второй или третьей группы. Гражданин может быть признан инвалидом, если проводилась медицинская экспертиза, в соответствие с ФЗ №181.
  • Выплаты по потере трудоспособности производятся, несмотря на то, когда она наступила. А произойти это могло во время трудового дня, до устройства на работу, а также после увольнения.
  • Чтобы пенсия по инвалидности была назначена, нужен страховой стаж любой продолжительности. Длительность данного стажа зависит от категории инвалидности.
к оглавлению ↑

Можно ли работать, получать зарплату и не терять положенное?

Согласно законодательству РФ (статья 3, 92, 94 ТК РФ), инвалиды могут работать, если условия труда не противопоказаны по состоянию здоровья (полагаются ли пенсии работающим инвалидам?). Вторая группа инвалидности признана отчасти рабочей.

Если инвалида признают трудоспособным, то его можно оформить на работу, создав для него специальные условия. Например, должно быть специально оформленное рабочее место.

Пенсия по причине потери трудоспособности выплачивается гражданину любого возраста. Таким образом, гражданин может и дальше трудиться, если позволяет здоровье и рабочие условия.

При данном обстоятельстве руководитель должен выплачивать зарплату в одинаковом порядке для всех, а также производить конкретные выплаты в Пенсионный фонд. В базе обязательного пенсионного страхования начисления весь год будут суммироваться, и их может увидеть работник на своем личном счете.

Все начисления будут переведены в баллы, а позднее использоваться для перерасчета пенсионных выплат. Инвалид не теряет пенсию, он получает её в полном размере, и это правило не зависит от размера зарплаты на рабочем месте.

Страховая пенсия по причине нетрудоспособности полагается гражданам, которые имеют с первой по третью группу инвалидности. При этом не имеют значения причины, по которым наступила нетрудоспособность.

Пенсию выплачивают в обязательном порядке, не зависимо от того, устроится на работу гражданин или нет. Увеличение пенсии должно происходить в индивидуальном порядке, с учетом возраста и размера заработка трудящегося пенсионера (об особенностях индексации читайте тут).

Также пенсионеру должны производиться начисления вместе с надбавками, которые установлены согласно законодательству РФ.

Таким образом, будет компенсирована неспособность к трудовой деятельности и получению заработной платы. При этом гражданин должен будет выбрать, какая пенсия выгоднее для него.

Особенности трудоустройства инвалида 2 группы

Итак, вторая категория инвалидности – рабочая.
Не могут трудиться лишь инвалиды первой группы.

По закону все предприятия должны брать на работу лиц с ограниченными возможностями. Число инвалидов на одно предприятие может составлять 4% от всех работников.

Когда кандидат на должность будет проходить собеседование, ему необходимо представить документ работодателю, в котором будет указана конкретная категория инвалидности. Благодаря этому документу, особенный сотрудник может получать социальные выплаты.

Согласно законодательству, трудовые отношения с инвалидом работодатель имеет право прекратить на общих для всех основаниях.

По закону нет определенных рамок при приеме работников с ограниченными возможностями, но немногие работодатели спешат иметь в качестве подчиненного такого сотрудника.

На сегодняшний день во многих областях существуют организации для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. Например, комплексы для граждан с дисфункцией глаз или слуха. Но, нужно иметь в виду, что в таких организациях невысокие заработные платы и недостаточно рабочих мест.

Одно из самых подходящих трудовых мест для инвалидов является надомная работа. Благодаря удаленной работе, гражданин с ограниченными возможностями может планировать рабочий график по собственному желанию.

Нередко люди с особенностями выбирают фриланс. У такой работы есть и недостатки. Например, она считается неофициальной, значит, трудовой стаж не засчитывается.

По закону такие особенные граждане могут работать, если руководитель предприятия не возражает. Соответственно, не взять на работу руководитель имеет право гражданина по медицинским противопоказаниям, а не потому, что у человека есть группа.

По этой причине заинтересованное лицо может трудиться, если нет противопоказаний к определенному роду деятельности, а также есть комфортные условия для работы. Если в документе не прописаны противопоказания, то руководитель не может отказать кандидату на должность.

На какой размер пенсии можно рассчитывать?

Лица, имеющие вторую группу инвалидности, имеют право трудоустраиваться. Это обстоятельство будет учитываться при выплате пенсии. Выплата пенсионерам полагается двух видов:

  • Социальная выплата.
  • Трудовая выплата.

Для данных выплат характерно то, что их начисление происходит по-разному. К примеру, социальная пенсия может быть меньше, чем трудовая выплата.

Всем работающим инвалидам на данный момент полагается ежемесячная пенсия в размере четырех тысяч четыреста рублей. Пока эту сумму не собираются увеличивать, но есть единовременная выплата всем пенсионерам, которую можно получить один раз в год, и она составляет пять тысяч рублей.

Итак, можно ли инвалиду второй группы работать, сохранив при этом пенсию? Ответ будет положительный однозначно. Каждый гражданин с ограниченными возможностями, который желает трудиться, должен помнить о своих правах и обязанностях при устройстве на официальное место труда.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Ответы юристов


Да конечно могут.

Вопрос № 13393443


Лишили пенсии по инвалидности хотя по заключению врача лечащего должны были продлить.

Что делать и куда жалобу подавать?

Ответы юристов


инвалидность устанавливает не лежащий врач, а комиссия. Если вы не согласны с их решением, то обращайтесь в суд.

Удачи вам и всего наилучшего.


Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров

Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.


Порядок переосвидетельствования инвалида

38. Переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, предусмотренном разделами I - IV настоящих Правил.

39. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".

Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.08.2015 N 805, от 10.08.2016 N 772)

40. Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

41. Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Порядок обжалования решений бюро,

главного бюро, Федерального бюро

42. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

43. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

44. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

45. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

46. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


В соответствии с законодательством Российской Федерации работающие инвалиды имеют право на получение пенсии по инвалидности в полном объеме, без каких либо ограничений.

Пенсия по инвалидности – это пенсия, устанавливаемая в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от ряда обстоятельств – характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профзаболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа: если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсия требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж.

Согласно действующему пенсионному законодательству трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II, III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013 г.).

Пенсия по инвалидности назначается независимо от того, когда наступила инвалидность: в период работы, до трудоустройства или после прекращения трудовой деятельности.

Для назначения страховой пенсии по инвалидности необходим хотя бы минимальный страховой стаж на момент обращения за пенсией, продолжительность которого зависит от группы инвалидности.

Если инвалид является получателем страховой пенсии и продолжает работать, то ежегодно с 1 августа автоматически, без подачи соответствующего заявления, ему осуществляется корректировка размера пенсии с учетом страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде. С 2016 года такая корректировка производится не со всей суммы уплаченных взносов, а только в размере не более 3 МРОТ.

Работающий инвалид вправе получать социальную или трудовую (страховую) пенсию, нужно смотреть какой вид пенсии выгоднее инвалиду. Для каждого вида свои базовые размеры.

Социальная пенсия по инвалидности

Категория получателей пенсии

5180,24 рублей в месяц

12432,44 рублей в месяц

Дети в возрасте до 18 лет и старше, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие обоих родителей и дети умершей одинокой матери

10360,52 рублей в месяц

4403,24 рублей в месяц

Страховая (трудовая) пенсия по инвалидности

По состоянию на 01.01.2020 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности I и II группы составляет 5686 рублей 25 копеек в месяц.

Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности III группы составляет 2843,13 рубля (50% от 5686,25 рублей)

Категория получателей пенсии

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом повышений к ней

Инвалиды I группы

Без иждивенцев - 11372,50 рубля в месяц
С 1 иждивенцем – 13267,92 рублей в месяц
С 2 иждивенцами – 15163,34 рубля в месяц
С 3 иждивенцами – 17058,76 рублей в месяц

Инвалиды II группы

Без иждивенцев – 5686,25 рублей в месяц
С 1 иждивенцем – 7581,67 рубль в месяц
С 2 иждивенцами - 9477,09 рублей в месяц
С 3 иждивенцами - 11372,51 рубля в месяц

Инвалиды III группы

Без иждивенцев - 2843,13 рубля в месяц
С 1 иждивенцем - 4738,55 рублей в месяц
С 2 иждивенцами - 6633,97 рубля в месяц
С 3 иждивенцами - 8529,39 рублей в месяц

Все проведенные в последние время реформы пенсионного обеспечения возлагавшихся на них задач не решили, а сама идея накопительной системы оказалась только концептуально необоснованной – но и плохо рассчитанной.

Концептуально ее порочность была в том, что само право на достойную пенсию, записанное в Конституции из ПРАВА, то есть обязанности обществ и государева обеспечить достойный завершающий этап жизни человеку, достойно проведшему свою трудовую жизнь – превратилось в его обязанность копить самому себе средства на то время, когда ему окажется трудно работать.

Сама по себе эта идея – по сути лицемерна: потому что права копить деньги – и так отнять достаточно сложно. Процент же, который в пенсионной системе человек может получить от накопления – по исходным правилам меньше, чем процент, который он может получить от тех же накоплений, помещенных в банк. С той разницей, что каким бы ни был его «белый доход» и сколько бы его фонд накопления не составил – он не может получать пенсию больше заранее определенной суммы – на сегодняшний день около 12 000 рублей. То есть, в советском измерении – примерно 60 рублей того времени, примерно два раза меньше, чем мог получить пенсионер 70-80-х гг.

При этом, как признался Медведев, оказалось, что человек, попавший по году своего рождения в накопительную систему – получает пенсию меньше, чем в нее не попавший. А Пенсионный фонд живет с нарастающим дефицитом. На сегодня речь идет о масштабе последнего примерно в один триллион рублей.

С точки зрения нормальной логики, субъект, которому не хватает средств для выполнения своих финансовых обязательств – ищет пути их заработать. То есть – что-то произвести и реализовать, обеспечив возрастание стоимости. Люди, осуществляющие экономическую власть в России – в принципе категориями «произвести» не мыслят. Они мыслят категориями: «распродать», «занять», отобрать» и «поделить». И особенно категорией «сократить расходы».

Но официальная государственная политика требует социальные выплаты, в том числе пенсии – повышать.

Тогда, при существующей ущербной логике экономических властей. Нужно либо больше денег у кого либо собрать, либо выплаты на одного человека – повысить, но число тех, кому их нужно выплачивать – сокращать. Отсюда, в частности – идея повышения пенсионного возраста: платить меньшему количеству людей и в течении на практике меньшего периода времени, и кроме того – пока они будут работать – с них собирать налоги.

Пока – это сделать не удается. Но сокращать расходы – хочется. Встает вопрос, как официально ничего не пересматривая – сократить число тех. кому нужно платить. Сократить число пенсионеров по возрасту – не удается. Но есть категория пенсионеров по инвалидности. В Москве, например, таких по имеющимся данным – 1 200 тысяч человек. Москва - это десять процентов населения страны. Тогда по стране порядка 12 миллионов.

При пенсии, условно скажем, в 10 000, это уже составляет сумму в 120 миллиардов. Кроме того инвалид имеет право на бесплатные лекарства, бесплатный проезд в транспорте, санаторное обеспечение, льготы по коммунальным платежам. Вместе это дает сумму, сопоставимую с суммой самой пенсии.

Уменьшение числа инвалидов хотя бы на 10 % - это уже под 20 миллиардов рублей в год. Еще на 10 % - еще на 20 миллиардов.

Лишить человека пенсии по возрасту – невозможно. Лишить человека пенсии по инвалидности – можно, если объявить его здоровым.

Четких критериев предоставления инвалидности – нет. Формально их три: ограничения способности выполнять трудовую деятельность, ограничения способности к передвижению, ограничения способности самообслуживания.

Есть у человека объективно такие ограничения в результате его заболевания или нет - решают Бюро медико-социальной экспертизы. Формально система трехуровневая: местное Бюро, Главное Бюро по субъекту федерации, федеральное бюро.

В бюро работают эксперты, формально считающиеся врачами. Но сегодня это не врачи, профессионально связанные с лечением и обладающие компетенцией оценки здоровья. Большая часть из них не связана с медицинской практикой, и они вообще сейчас не имеют отношения к здравоохранению и самому министерству здравоохранения – это чиновники Министерства труда, профессионально – и навыками. И бюрократической дисциплиной связанные с процессом «определения трудоспособности»: в ситуации когда нет однозначных критериев ее определения – возможно, они и не могут существовать – решать должен врач, понимающий каково состояние здоровья пациента и как данная болезнь может сказываться на ограничениях его жизнедеятельности.

Но в Бюро не может быть полсотни экспертов. В результате, человек, защитивший диссертацию на тему «Социально-гигиенические и клинико-функциональные основы решения проблем инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с последствиями переломов нижних конечностей» - оценивает степени трудоспособности кардиологического больного. А человек, защитивший диссертацию, скажем по теме «К механизму изменения содержания катехоламинов в слизистой оболочке пищевода и желудка при удалении главных слюнных желез и стрессе» – принимает решение о предоставлении инвалидности перенесшему инсульт.

Врачебных обязательств перед больными и лечащим учреждением они не имеют. Но они имеют служебные обязательства перед начальством. Состояние больного их не волнует потому. что если врач отвечает за результаты лечения – они за него не отвечают. Станет хуже больному после их заключения или нет. Погибнет он в результате их заключения – скажем, будучи вынужден после двух инсультов уйти водителем большегрузной машины в дальний рейс или просто упадет на рельсы в метро, добираясь на работу, произойдет с ним гипертонический криз во время лекции если он преподаватель – они не несут за это ответственности в принципе.

Зато они могут произнести замечательную фразу: заболевания у Вас есть. И их несколько. И они тяжелые – но ограничений трудоспособности мы у Вас не находим».

Потому что это их право: решить, есть она или нет – просто на основании их экспертного мнения. И вполне естественно, что более честные из них – могут принять благоприятное решение, менее честные – выполнят требования идущие от начальства. А поскольку задача их начальства – экономить средства. Указания начальства, которые официально не оформляются, и наличия которых никто не подтвердит, но о которых все знают – экономить. То есть – по возможности новых инвалидов инвалидами не признавать, у старых инвалидность либо снимать вообще, либо снижать группу инвалидности – что тоже несколько экономит средства бюджета и пенсионного фонда.

В Москве, скажем, этот процесс контролирует главный эксперт Главного Бюро по городу Москве – Лапшина Галина Васильевна, за данный вид деятельности даже заслужившая звание заслуженного врача РФ.

В низовых Бюро – которые в городе нумеруются трехзначными номерами как минимум до Бюро номер 196 – другие назначенцы. Почему-то последнее время среди них стали появляться выходцы из Тюмени. Имя при этом может быть вполне славянским – скажем. Вероника Матвеева – но внешность не напоминающая ни славянскую, ни кавказскую.

При этом освидетельствование низовых бюро вообще проходит своеобразно. Человек, обратившийся за освидетельствованием – приходит в назначенный ему день, перед этим пройдя осмотр врачей своей поликлиники, и представив заключение стационара, если он проходил в нем лечение.

На этом этапе его смотрят именно профильные для его заболеваний специалисты, дающие заключения, касающиеся его здоровья. Но окончательное решение о предоставлении или подтверждении инвалидности – ее нужно подтверждать каждый год в течении пяти лет после первого предоставления – окончательное решение принимает данное Бюро МСЭ.

Формально оно состоит из нескольких человек, которые должны вместе произвести осмотр, ознакомиться с имеющимися заключениями лечебных учреждений и вынести свое решение.

На самом деле все иначе. Первое – осмотр они могут и не производить, если произвести – то ничего не значащий. Человек придет после операции ан почке – у него померяют давление. Но если оно окажется повышенным – скажет: «Ничего, переволновались».

Второе – никакой комиссии может и не быть – освидетельствование проведет председатель Бюро, который позже подпишет свой акт у не присутствовавших на осмотре членов комиссии.

Третье – все принесенные заключения лечебных учреждений – вообще не будут играть особой роли: чтобы там не было написано: инсульт, инфаркт, почечная недостаточность – «эксперт» с усмешкой имеет право заявить: Я ограничений в жизнедеятельности не нахожу. А лечащие врачи устанавливать ее некомпетентны».

Можно вынести за скобки, то, что перед освидетельствованием один из работников бюро отведет вас расположенное по соседству подсобное помещение, закроется и будет вести длительный выжидательный разговор на странные темы – например, предложит купить у него котенка – можно и не говорить. Но когда вы на предложение о котенке не отреагируете – вас выпустят и вы - получите отказ в предоставлении инвалидности

Формально имеется право обжаловать его решение – вам тут же по вашему желанию выдадут бланк и в течение трех дней дело вместе с апелляцией будет передано в Главное Бюро по той же Москве.

Но здесь начинается работа Главного Бюро и его руководителя Г.В.Лапшиной – их профессиональная задача, соблюдая все необходимые процедуры - постараться подтвердить заключение низового Бюро, и оправдать его председателя.

И здесь все будет пристойнее: в отличие от низового Бюро откровенно хамить никто не будет. Осмотр действительно проведут несколько врачей. Хотя кончено, сделают все, чтобы обелить своих низовых коллег.

Если вы уже пользуетесь тростью – постараются добиться от вас слов о том, что на улице скользко и удовлетворенно заявят что вы ей пользуетесь только потому, что скользко. Если вы скажете, какая у вас была операция – постараются выжать из вас слова, что теперь вам лучше – то есть вы вылечены. Если вы пожалуетесь на одышку и головокружение при ходьбе – примирительно заявят, что это вполне естественно – у всех, кто испытывает нагрузки бывает одышка и учащение сердцебиения, - и так далее.

Одна деталь: при работе экспертов в белых халатах будет присутствовать молодой человек в штатском. Который, если спросить – представится юристом, - но который будет сдержанно, но начальственно обрывать экспертов, если они попытаются признать, что все же с трудоспособностью у пациента есть проблемы. Он, конечно, не будет напоминать сотрудника МВД – скорее фининспектора, контролирующего расход средств.

Здесь тоже можно обжаловать решение – тут же выдадут бланк и сами отвезут в три дня дело в Федеральное Бюро МСЭ… Но система понятна – экономия будет обеспечена.

Правительство требует сократить число поручающих социальные выплаты – Бюро исполняют требования власти.

И в любом случае самое замечательное это то. что инвалид человек или нет – определяют не те, кто его лечат и несет перед ним ответственность – а сотрудники абсолютно иного ведомства – те. чья задача не лечить – а экономить. Апеллировать к их совести или врачебной этике – значит, их просто смешить. Можно на них подать в суд. Но в современной России суды никогда не защищают человека, если правительство требует другого.

Только потом все будут удивляться, почему вдруг однажды в такое гуманное заведение, как Бюро медико-социальной экспертизы придет доведенный до истерики очередной «русский Брейвик».

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

17 октября 2019 15:49

Граждане, которые признаны в установленном порядке инвалидами, имеют право на один из видов пенсии по инвалидности:

  • - страховую пенсию по инвалидности;
  • - социальную пенсию по инвалидности;
  • - пенсию по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности.

Для возникновения права на страховую пенсию по инвалидности должны одновременно выполняться следующие условия — наличие инвалидности (I, II или III группы) и страхового стажа.

Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо:

  • - от причины инвалидности;
  • - от продолжительности страхового стажа инвалида;
  • - от продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности;
  • - от времени наступления инвалидности (в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы).

Наступление инвалидности вследствие совершения гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленного нанесения ущерба своему здоровью, установленных в судебном порядке, не является основанием для отказа в назначении страховой пенсии по инвалидности.

Выплата страховой пенсии с учетом сумм индексаций осуществляется только неработающим пенсионерам. Если пенсионер прекратит трудовую деятельность, то он будет получать пенсию с учетом всех индексаций, прошедших за весь период его работы после назначения пенсии.

Страховая пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня достижения общеустановленного пенсионного возраста (с учетом переходного периода — т.е. постепенного повышения возраста на 5 лет до уровня 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин).

Если получатель страховой пенсии по инвалидности имеет страховой стаж и величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не меньше требуемых*, то ему по достижении пенсионного возраста (с учетом переходного периода) назначается страховая пенсия по старости в беззаявительном порядке. При наличии оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости – по заявлению гражданина.

Если получатель страховой пенсии по инвалидности имеет страховой стаж и (или) величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере меньше требуемых*, то он по-прежнему получает страховую пенсию по инвалидности до дня достижения возраста: 65 лет для женщин, 70 лет для мужчин (т. е. с учетом переходного периода — постепенного повышения возраста, дающего право на социальную пенсию, на 5 лет.). После чего назначается социальная пенсия по старости в беззаявительном порядке.

В случае, если страховой стаж отсутствует полностью, инвалидам I, II и III групп, в том числе инвалидам с детства и детям-инвалидам, устанавливается социальная пенсия по инвалидности . Социальная пенсия по инвалидности является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Право на назначение социальной пенсии, в том числе по инвалидности, возникает при условии постоянного проживания в России. Гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации, она не назначается. Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер социальной пенсии по инвалидности увеличивается на соответствующий районный коэффициент.

Государственная пенсия по инвалидности устанавливается военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшим инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы; участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», независимо от причины инвалидности; гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, и др.

Страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания гражданина инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее 12 месяцев с этого дня. Государственная пенсия по инвалидности и социальная пенсия по инвалидности назначаются с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Без заявления назначаются:

  • - социальная пенсия по инвалидности – гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим 19 лет, которые ранее являлись получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением 18 лет;
  • - социальная пенсия по старости – гражданам, достигшим 65 лет и 70 лет (женщины и мужчины соответственно), которые ранее являлись получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

*С учетом переходных положений в 2019 году необходимый страховой стаж – 10 лет, в 2020 году – 11 лет с последующим ежегодным увеличением до 15 лет к 2024 году; величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2019 году – 16,2, в 2020 году – 18,6 с последующим ежегодным увеличением до 30 к 2025 год.

Читайте также: