Постатейный комментарий к федеральному закону о трудовых пенсиях в российской федерации

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". - Специально для системы ГАРАНТ, 2015.

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который вводит новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии в целях выполнения пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придания ей стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.

В комментарии с учетом положений ранее действующего законодательства в области пенсионного обеспечения детально анализируются все наиболее значимые положения Закона, связанные с основанием возникновения прав граждан на страховые пенсии, порядком установления и выплатой страховых пенсий. В комментарии приведены практические рекомендации и примеры из судебной практики. Также рассмотрено смежное законодательство и подзаконные нормативные правовые акты, в той или иной степени регулирующие аспекты реализации гражданами России своих пенсионных прав на основе обязательного пенсионного страхования.

Хисамов А.Х. - к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой гражданского процессуального права Казанского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Казань). Действующий судья Верховного Суда Республики Татарстан (назначен Указом Президента РФ от 23 октября 2012 г. N 1422). Автор ряда научных и научно-публицистических работ.

Белянинова Ю.В. - юрист (опыт работы более 20 лет), специализирующийся по вопросам социального, пенсионного обеспечения и страхования, социального обслуживания и защиты; автор многочисленных публикаций, среди которых: комментарии к ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и др.; книги "Пенсии: пошаговая инструкция по назначению, оформлению и выплате всех видов пенсий" (М.: Эксмо, 2012), "Софинансирование и валоризация пенсий: все, что нужно об этом знать" (М.: Эксмо, 2012), "Как получить большую пенсию?" (М.: Эксмо, 2012) и др.

Долотина Р.Р. - к.ю.н., доцент кафедры гражданского процессуального права Казанского филиала ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет правосудия", преподаваемые дисциплины: "Страховое право", "Гражданское право", "Право социального обеспечения", "Гражданское процессуальное право" и др. Принимала неоднократное участие в международных и межвузовских научно-практических конференциях; является автором более 40 печатных работ, в том числе статей: "Сущность материнского (семейного) капитала как дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей" (2011), "К вопросу о выплатах за счет средств пенсионных накоплений" (2012), "Выплаты средств пенсионных накоплений: новое в правовом регулировании" (2012), "Юридическая ответственность в праве социального обеспечения" (2013), "Актуальные проблемы реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в России" (2014) и др.

Слесарев С.А. - частнопрактикующий юрист, консультант ЮЦ "Глосса" (г. Москва) и Центра правовой информации при ЦБС г. Мценска, специализируется в сфере трудового, семейного законодательства, права социального обеспечения, медицинского права, защиты прав потребителей. В сфере профессиональных интересов также находятся отдельные аспекты социального страхования. Автор (соавтор) публикаций и комментариев по вопросам, связанным с социальным обеспечением и обслуживанием, обязательным страхованием, в том числе комментария к Закону РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Шашкова О.В. - юрист с многолетним опытом работы в коммерческих и некоммерческих организациях различных сфер деятельности; специалист в области трудового, гражданского права и права социального обеспечения; автор (соавтор) ряда работ, посвященных социальной тематике и вопросам пенсионного страхования в России, в том числе комментариев к ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", ФЗ "Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации", ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и др.

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 - Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Закон - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

ФЗ "О накопительной пенсии" - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"

ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

ФЗ "О специальной оценке условий труда" - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

ФЗ "Об исполнительном производстве" - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" - Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

ФЗ "Об электронной подписи" - Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"

ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

В комментарии приведены нормативные правовые акты по состоянию на 22 декабря 2014 года.

Очень много вопросов задают мне мои подписчики, касающихся увеличения фиксированной части пенсии по 173-ФЗ. А именно применение пункта 17 статьи 14, которая определяет размеры трудовых пенсий по старости. Вопрос сложный, поэтому соберите мозги в кучку, читайте и думайте.

Как применяются все эти статьи для определения страховой части пенсии я писала раньше ( полный список статей на тему расчета пенсий и борьбы за свои пенсионные права приведены здесь ). ПФР, как правило, применяет практически всё, что написано в данных статьях, правильно. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ НЮАНСОВ. Вот об этом и поговорим сегодня.

Итак, предположим, ПФР учел весь наш стаж правильно. Правильно вычислил соотношение нашей зарплаты к средней по стране. Правильно рассчитал пенсионный капитал и, соответственно, баллы. А у нас стаж на момент выхода на пенсию, как мы считаем, ну о-о-очень большой. Положены ли какие-то доплаты за стаж? Да, положены! Но, конечно, не всем!

Сначала нам нужно определиться, что именно из 173-ФЗ осталось в силе после вступления в силу нового пенсионного законодательства. Об этом нам говорит статья 36 400го-ФЗ, а именно п.3 этой статьи:

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Давайте сначала ответим на первый вопрос: что такое страховая пенсия? Это пенсия, которая рассчитана исходя из наличия страхового стажа, достаточного для назначения именно страховой пенсии (не социальной, не по инвалидности, не по потере кормильца!) То есть за трудовую деятельность гражданина.

Исходя из этой нормы нового закона именно статья 14, называемая "Размеры трудовых пенсий по старости" вкупе со статьями 29.1, 30, 30.1, 30.2, касающихся определения величины пенсионного капитала, и применяется для оценки пенсионных прав при назначении страховой (трудовой) пенсии по старости и определения её размера.

Сразу хотелось бы сказать, что статья 14 173-ФЗ стала прототипом для статей 15 и 16 400-ФЗ. И если в предыдущем законе порядок исчисления и возможного повышения (понижения) страховой и фиксированной частей пенсии были объединены в одной статье за номером 14, то новый закон несколько расширил применение подхода к возможному изменению в сторону повышения каждой из этих частей пенсии. Для определения величины каждой из них в новом законе посвящена отдельная статья (ст. 15 - страховая часть, ст. 16 - фиксированная).

Есть ли в статье 14 173-ФЗ противоречия новому закону? Это очень важный момент, так как именно он определяет применение норм 173го закона именно после 01.01.2015 г - даты вступления в силу 400ФЗ.

Я лично не вижу никаких противоречий. Все пункты этой статьи, касающиеся определения размера пенсии, её страховой и фиксированной части перешли в новый закон с некоторыми улучшениями (например, количество полных лет заменено на количество полных месяцев, увеличиваться уже может не только фиксированная, а и страховая часть пенсии). Просто положения 400-ФЗ, отличные от предыдущего закона, и применяющие несколько иную базу, применимы лишь к тем, кто выходит на пенсию впервые не ранее, чем с 01.01.2015. То есть статья 14 173ФЗ в полном объеме и есть та норма, регулирующая исчисление размера трудовых пенсий и подлежащая применению в целях определения размеров страховых пенсий за периоды до 2015 года.

Может ли означать, что введение в действие нового закона отменило введение в действие данного пункта 173 - ФЗ. Моё мнение - однозначно, нет.

Именно потому, что в новом законе четко сказано, что 173-ФЗ применяется в части определения величины страховых (трудовых) пенсий, не противоречащей новому закону.

Юристы ПФ пользуются такой уловкой: (нюанс) - данный пункт в таком изложении был введен в действие Федеральным закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (статья 28 п.10) с 01.01.2015 года одновременно с введением в действие 400-ФЗ. Юристы ПФР утверждают, что вступление в силу 400-ФЗ отменило вступление в силу этого пункта. И именно это пытается протащить ПФР, как отмену данного пункта, при рассмотрении исков о его применении. Но, простите, в тексте 400-ФЗ, как я уже говорила раньше, есть прямая отсылка к применению ВСЕГО п.14 для расчета трудовых пенсий во взаимосвязи с пунктами о расчете ПК, валоризации и т.п.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно задать другой вопрос: является ли п.17 статьи 14 одной из составных частей для расчета трудовой (страховой) пенсии, наряду к пунктами той же статьи, точно так же определяющими различные размеры повышения фиксированной части пенсии, которые применяются без оговорок и фактически повторены в новом пенсионном законодательстве?

Да, является, и новым законом какие-то отдельные положения данной статьи не отменены. Расчет пенсии за периоды до 2015 года производится именно по алгоритму, изложенному в 14 статье. Положения же 400го закона применяются лишь в том случае, если они улучшают положение пенсионера по сравнению с предыдущим законом, да и то только в случае, если пенсионер обратился за назначением пенсии впервые не ранее 1 января 2015 года. Поэтому никаких противоречий в статье 14 с новым законодательством я не вижу.

Вот теперь давайте посмотрим, что говорит п.17 статьи 14 173-ФЗ:

Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.

И ответим на такой вопрос: можно ли применять этот пункт для определения повышения фиксированной части пенсии, и если да, то кому?

Моё мнение, можно и нужно. Только можно не всем. Разберемся.

  • Во-первых, из текста статьи видно, что применяться это положение должно к тем, кому назначена пенсия впервые.
  • Во-вторых, из текста статьи следует, что этим правом могут воспользоваться те, чей стаж больше 30 и 25 лет (мужчины - женщины) на день обращения за пенсией впервые.
  • В третьих, это касается и досрочников, но повышение фиксированной выплаты для них должно быть осуществлено на дату достижения ими общеустановленного возраста выхода на пенсию , которое 173м законом было установлено 55 лет для женщин, и 60 лет для мужчин.

ВЫВОД: положения пункта 17 статьи 14 применимы ко всем, кто вышел на пенсию в период до введения в действие 400-ФЗ и имеют общий страховой стаж, превышающий указанный в этом пункте. Это следует из норм 400-ФЗ, где также предусмотрены нормы повышения фиксированной и страховой части пенсий в зависимости от стажа и отложенного выхода на пенсию. Но в 400-ФЗ особо указано, что его нормы повышающих коэффициентов к страховой и фиксированной частям пенсий применяются лишь к тем, кто обратился за назначением пенсии впервые не ранее 01.01.2015 года. Следовательно, для тех, кому пенсия впервые назначена в период до 01.01.2015 года, применяются нормы 173-ФЗ расчета трудовых пенсий, а именно статья 14 и взаимосвязанные с нею статьи, определяющие размер пенсионного капитала.

Мне бы хотелось услышать возражения представителей ПФР, в чем же он противоречит действующему пенсионному законодательству. По сути ведь - ни в чем. И там, и там предусмотрены преференции за длительный стаж или за более поздний выход на пенсию. И введение в действие одновременно 400-ФЗ и изменений в 173-ФЗ не может изменить текст и суть предыдущего законодательства, так именно эта 14я статья применяется для определения величины трудовой пенсии и признана не противоречащей новому закону, о чем в нем, новом законе, конкретно сказано. То есть при расчете пенсий нормы статьи 14 применяются в полном объеме. Без каких-то ремарок и исключений!

И вот ещё: вишенка на торте! Для тех, кто обижается, что они работали всю жизнь, не покладая рук, а тётка из соседнего подъезда просидела всю жизнь на лавочке и получила пенсию, лишь немногим меньше:

Есть ещё и п.18 этого же, 173го закона:

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

Вы поняли? Те, у кого стаж маленький, или вообще нет, кроме досрочников, разумеется, должны получать пенсию ещё меньше!

Вот тут и вступает в силу закон, который не уравнивает бездельников и честных работников. Бездельникам фиксированная выплата УМЕНЬШАЕТСЯ! Поэтому со временем, как бы не рос прожиточный минимум, разница между трудовой и социальной (см. минимальной) пенсиями будет увеличиваться. И это правильно! Так как не может человек, не работавший в течение своего работоспособного периода жизни, получать пенсию наравне с теми, кто трудился всю жизнь на благо своей Родины.

Сегодня на этом заканчиваю.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу. А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 17.12.2001 N 173-ФЗ

О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ написано: Списки N 1 и N 2 применяются независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организаций, их ведомственной принадлежности.

Как это понимать?

Ответы юристов


Это означает, что засчитывается стаж независимо от того, работодатель частник или государственное предприятие.

Вопрос № 1787397


Мне назначили пенсию в размере 4900. я бы хотел уточнить мне выдают социальную или трудовую пенсию.

Ответы юристов


Вам назначена трудовая пенсия. Но это совсем не говорит о том, что она должна быть выше социальной.

Разбирайтесь с документами. Справку о зарплате представили?

Вопрос № 16663927


Не могу общаться с Вами по телефону. Удобнее в чате.

Ответы юристов


Для этого вы должны зайти в личные сообщения к любому юристу на сайте.

Вопрос № 5198935


Что имеется в виду под понятием - трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин)? Общий стаж или стаж работы на одном месте? Мне 43 года, общий трудовой стаж 25 лет, я имею отраслевую награду федерального значения, но в отрасли ее присвоившей я работаю 17 лет, могу ли я обратиться за присвоением звания Ветеран труда?

Ответы юристов


Общий стаж имеется ввиду. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 27 июня 2006 года N 443-ПП.

Вопрос № 8392791


При оформлении трудовой пенсии в архиве (предприятие уже не существует) не смогли найти данные о зарплате за 2 года при том что справку о стаже 4 года выдали получается что я 2 года работал бесплатно И теперь приходиться брать очень низкий коэффициент Я очень сильно теряю в сумме пенсии не по своей вине А по другому никак не получается Подскажите пожалуйста может есть какой-то выход Спасибо.

Ответы юристов


---обжалуйте действия архивариуса об отказе подтверждения справки о заработной плате. В течении 3 месяцев в суде.

Вопрос № 11461351


Какой будет размер страховой части трудовой пенсии по старости в 2019 г. (пенсионный возраст в 2018 г.), 6 лет стажа до 2002 г., и с 2016 г. плачу минимальный пенсионный взнос ЛПХ. Какую часть даст стаж 6 лет до 2002 г.

Ответы юристов


До 2019 года ещё дожить надо и посмотреть какие законы будут приняты в части ухода и начисления пенсии.

Пенсионный калькулятор на сайте ПФ РФ.

Вопрос № 7055226


Сообщаем, что Вам назначена трудовая пенсия по старости в соответствии ст.7.1

Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 17 Э-ФЗ с

В соответствии п.21 ст.14 вышеназванного закона, при назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем с 1 января 2002 года и не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).

В связи с проверкой пенсионных дел застрахованных лиц, которым при исчислении размера пенсии по старости в период с 0101.2014 по 31.03.2015 применен сниженный ожидаемый период выплаты (показатель «Т») выявлено, что при расчете размера Вашей трудовой пенсии необоснованно применено снижение ожидаемого периода выплаты.

В соответствии ч.4 ст.28 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013

№ 400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении страховой пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установление указанной пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Таким образом, размер пенсии с 01.06.2015 года установлен в сумме 12830,18 руб., который и подлежит дальнейшей выплате.

Начальник управления М.М.Миронова

(До 01.06.02015 г. я получал пенсию в размере 13832,49 рублей.)

Ответы юристов


Выявлено, что при расчете размера Вашей трудовой пенсии необоснованно применено снижение ожидаемого периода выплаты.

ПФР в вашем случае пришел к выводу, что вам необоснованно занижен период выплаты пенсии, поэтому - обратитесь в суд и взыщите пенсию за период, который вам сократили - ссылайтесь на ст. 15, 16 ГК

Для написания иска обратитесь к юристу.


В соответствии ст.28 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013

№ 400-ФЗ Вы вправе обратиться в суд исходя из следующего. В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным специальной нормой, а именно ч. 1 ст. 247 ГПК РФ и ст. ст. 131, 132 ГПК РФ.


У Вас обнаружена ошибка ПФР.

Скажите спасибо, что лишневыплаченное с Вас не высчитывают - ст. 1109 ГК РФ не позволяет:

"Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки".

Поскольку в ПФР сами ошиблись, назначив необоснованно высокую пенсию.


Согласно статье 1109 Гражданского кодекса пенсии не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения. Это уже хорошо.

Чтобы понять есть ли смысл обжаловать решение ПФ, слишком мало информации. Вы не указали когда вам назначили пенсию и др.


Ранее при назначении пенсии незаконно Вам был применен сниженный ожидаемый период выплаты (показатель «Т») .4 ст.28 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, фактически была допущена ошибка сотрудниками пенсионного, сейчас она исправлена, нет оснований для обжалования.


Пенсионный фонд при проверке вашего пенсионного дела обнаружил свою ошибку и согласно пункта 4 статьи 28 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, имеет право пересмотреть размер пенсии и устранить ошибку, переплаченную сумму пенсии взыскивать с пенсионера не имеет права так как ошибку допустили специалисты ПФР. Вы можете обратиться в вышестоящий пенсионный фонд с заявлением о проверке правильности перерасчета пенсии или в Главное Управление ПФ РФ и если наличие ошибки подтвердит вышестоящий пенсионный фонд, то обращение в суд не принесет вам положительного результата.

Вопрос № 4938138


Переезжаю с региона с коэффициента 1 и 7 в Ростовскую область, пенсия трудовая, выработанный стаж, льготная с 50 лет, не северная, в этом регионе (Ростовская обл.) с 55 лет, будет ли изменена пенсия.

Ответы юристов


При расчете пенсии повышенное отношение заработков, предусмотренное п.2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применяется для лиц, независимо от их места жительства, если у них имеется:

- необходимый стаж работы на Крайнем Севере (не менее 15 лет) либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (не менее 20 лет) на 01.01.2002 г., либо если пенсионер на 01.01.2002 год проживал в данной местности.

При переезде пенсионера в территорию, не относящейся к Крайнему Северу или местности приравненной к Крайнему Северу, пенсионный капитал, рассчитанный на 01.01.2002 г. не пересчитывается независимо от стажа работы в указанных районах и местностях, т.е размер пенсии с применением повышенного отношения к заработной плате сохраняется при переезде в пределах Российской Федерации.

При назначении пенсии размер базовой части трудовой пенсии по старости и инвалидности лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, на весь период проживания в указанных районах (местностях) (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 29 ноября 2003 г. № 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подписанный 1 декабря 2007 года Президент РФ. Этот нормативный акт направлен на повышение уровня пенсионного обеспечения тех граждан, кто длительное время осуществлял трудовую деятельность в суровых климатических условиях Севера и, тем самым, внес значительный вклад в развитие и освоение северных территорий России.

Данный Закон работает для жителей, которые решили переехать из районов Крайнего Севера и приравненные к ним местности и для тех, кто проживает в других регионах России и не получает повышенную базовую часть трудовой пенсии, но отработал соответственно 15 лет (РКС) и 20 лет (МКС).

С 1 марта 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» общеустановленный размер базовой части составил 1950 руб., (в ХМАО-Югре севернее 60 параллели выплачивается базовая часть с учетом районного коэффициента 1,5 и составляет 2925 руб. (1950 руб. * 1,5)).

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 2925 рублей в месяц. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2535 рублей в месяц.

Гражданам, имеющим право на увеличение размера базовой части трудовой пенсии по старости на соответствующий районный коэффициент и одновременно на базовую часть трудовой пенсии по старости в размерах, предусмотренных Федеральным законом 312-ФЗ, увеличение производится по выбору гражданина.

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". - Специально для системы ГАРАНТ, 2015.

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который вводит новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии в целях выполнения пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придания ей стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.

В комментарии с учетом положений ранее действующего законодательства в области пенсионного обеспечения детально анализируются все наиболее значимые положения Закона, связанные с основанием возникновения прав граждан на страховые пенсии, порядком установления и выплатой страховых пенсий. В комментарии приведены практические рекомендации и примеры из судебной практики. Также рассмотрено смежное законодательство и подзаконные нормативные правовые акты, в той или иной степени регулирующие аспекты реализации гражданами России своих пенсионных прав на основе обязательного пенсионного страхования.

Хисамов А.Х. - к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой гражданского процессуального права Казанского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Казань). Действующий судья Верховного Суда Республики Татарстан (назначен Указом Президента РФ от 23 октября 2012 г. N 1422). Автор ряда научных и научно-публицистических работ.

Белянинова Ю.В. - юрист (опыт работы более 20 лет), специализирующийся по вопросам социального, пенсионного обеспечения и страхования, социального обслуживания и защиты; автор многочисленных публикаций, среди которых: комментарии к ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и др.; книги "Пенсии: пошаговая инструкция по назначению, оформлению и выплате всех видов пенсий" (М.: Эксмо, 2012), "Софинансирование и валоризация пенсий: все, что нужно об этом знать" (М.: Эксмо, 2012), "Как получить большую пенсию?" (М.: Эксмо, 2012) и др.

Долотина Р.Р. - к.ю.н., доцент кафедры гражданского процессуального права Казанского филиала ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет правосудия", преподаваемые дисциплины: "Страховое право", "Гражданское право", "Право социального обеспечения", "Гражданское процессуальное право" и др. Принимала неоднократное участие в международных и межвузовских научно-практических конференциях; является автором более 40 печатных работ, в том числе статей: "Сущность материнского (семейного) капитала как дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей" (2011), "К вопросу о выплатах за счет средств пенсионных накоплений" (2012), "Выплаты средств пенсионных накоплений: новое в правовом регулировании" (2012), "Юридическая ответственность в праве социального обеспечения" (2013), "Актуальные проблемы реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в России" (2014) и др.

Слесарев С.А. - частнопрактикующий юрист, консультант ЮЦ "Глосса" (г. Москва) и Центра правовой информации при ЦБС г. Мценска, специализируется в сфере трудового, семейного законодательства, права социального обеспечения, медицинского права, защиты прав потребителей. В сфере профессиональных интересов также находятся отдельные аспекты социального страхования. Автор (соавтор) публикаций и комментариев по вопросам, связанным с социальным обеспечением и обслуживанием, обязательным страхованием, в том числе комментария к Закону РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Шашкова О.В. - юрист с многолетним опытом работы в коммерческих и некоммерческих организациях различных сфер деятельности; специалист в области трудового, гражданского права и права социального обеспечения; автор (соавтор) ряда работ, посвященных социальной тематике и вопросам пенсионного страхования в России, в том числе комментариев к ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", ФЗ "Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации", ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и др.

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 - Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Закон - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

ФЗ "О накопительной пенсии" - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"

ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

ФЗ "О специальной оценке условий труда" - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

ФЗ "Об исполнительном производстве" - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" - Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

ФЗ "Об электронной подписи" - Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"

ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

В комментарии приведены нормативные правовые акты по состоянию на 22 декабря 2014 года.

Читайте также: